УДК 338.486.3 ББК 65.433
А. А. Курочкина*, В. А. Курочкин**,
О. А. Яброва***
О концепции стратегического управления проблемно-ориентированным развитием регионального туристско-рекреационного комплекса
В статье рассматривается основные положения кон цеп -ции стратегического управления развитием регионального туристско-рекреационного комплекса (ТРК), направленной на выработку проблемно-ориентированных стратегий оптимизации функционирования региональных ТРК.
The clause examines the executive summary of a concept of strategic development management in regional touristic-recreational complex (TRC), which concept is focused on working-out the problem-focused strategies of performance optimization for regional TRC-s.
Ключевые слова: стратегическое управление, развитие, туристско-рекреационный комплекс
Key words: strategic management, development, touristic-recreational complex
Современный этап экономического развития России характеризуется, во-первых, становлением рыночной экономики, во-вторых, переходом от индустриально-аграрного к постиндустриальному обществу. Взаимосвязь и баланс этих процессов пока не достигнут. Причина этого состоит, как отмечается в работе [4], в отсутствии стратегического мышле-
* Доктор экономических наук, профессор, Санкт-Петербургский торгово-экономический институт.
** Кандидат экономических наук, Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики.
*** Кандидат экономических наук, Красноярский государственный торгово-экономический институт.
ния, в результате происходит превалирование тактических задач над стратегическими замыслами.
Вследствие трансформации межбюджетных отношений, реформирования социальной, экономической и управленческой сфер возросла потребность региональных властей в управлении процессами социально-экономического развития подведомственных территорий с акцентом на более эффективное использование территориального потенциала и адаптацию к изменениям внешней среды [4]. Иными словами, необходим переход от преимущественно административного тактического управления к стратегическому управлению, характеризующегося научно обоснованными прогнозами, управленческими решениями и достаточно быстрой ответной реакцией на изменения окружающей конъюнктурной среды.
К настоящему времени глубоко проработаны вопросы управления устойчивым региональным развитием, сформировалась отечественная общеэкономическая теория стратегического управления социально-экономическими системами. Актуальным является применение положений современной теории управления к разработке стратегий проблемно-ориентированного развития туристско-рекреационных комплексов, учитывающего возрастающую скорость происходящих практически во всех сферах жизнедеятельности общества перемен и ужесточение конкуренции на внутренних и внешних рынках, а также отвечающего принципам устойчивого развития регионов РФ. Традиционное управление в силу своей специфики в принципе не способно справиться с этими вызовами современности.
На наш взгляд, при разработке методологических основ управления проблемно-ориентированным развитием ТРК следует учитывать сформулированные в работе [4] три глав -ных принципа современного стратегического управления социально-экономическим развитием регионов. Процитируем их.
Первым принципом является адаптивность, то есть способность предвидеть изменения внешней среды региона и с учетом этого организовать процесс его комплексного соци-
85
ально-экономического развития на рассматриваемую перспективу.
Вторым важным принципом современного стратегического территориального управления является следование принципу социального партнерства. Специфика стратегического управления комплексным развитием регионов состоит во всемерном снижении уровня неопределенности прогнозов. А это достигается, в частности, путем выявления интересов всех участников территориального развития и обеспечения их согласованных действий на основе поиска соответствующего консенсуса.
И, наконец, последним по порядку, но не по его значимости является принцип инновационности. В начале XXI века интенсивно идут процессы формирования нового гуманитарного общества, когда на первое место выходит человек, раскрытие его творческих сил и способностей. Без понимания объективных закономерностей социокультурной динамики развития общества и человека, без умелого использования этих закономерностей в ходе стратегического управления развитием регионов можно осуществить запуск «кризисных» процессов, результатом чего будет деградация общества. Необходимо изменение парадигмы общественного развития, состоящей в использовании инновационных приоритетов - от технологических инноваций, характерных для индустриального общества прошлого века, к инновациям, направленным на существенное повышение качества жизни человека. Речь идет об использовании инноваций в развитии всех составных частей территориальных структур, типа регион, триады «природа - население - хозяйство» и соответствующей ей управляющей подсистемы (органы власти и управления).
В настоящее время инновационное развитие возведено в ранг философии. Ведущие предприятия и страны мира поняли, что осознанное саморазвитие путем форсированной инновации в обществе, которое как правило противится изменениям, есть не что иное, как общественно-техническая эволюция этого общества, эволюция человеческого интеллекта, когнитивное развитие [1]. Любая инновация означает
86
способность увидеть вещи по-иному, определить проблему и поставить задачу, а также способность решить эту задачу. Суть саморазвития человека и общества - именно в повышении этой способности путем инноваций. Инновация в конце второго тысячелетия приобрела ранг и форму стратегии саморазвития, вышла на высоту концепции [1].
Ключевой вопрос определения стратегических целей развития туристско-рекреационного комплекса состоит в выяснении требований, предъявляемых к его развитию. При этом необходимо учитывать, что развитие ТРК как подсистемы сложной социально-экономической системы типа регион, должно быть согласовано со стратегией развития региона.
В последнее время основными требованиями к развитию региональных социально-экономических систем являются устойчивость развития, а также комплексность, сбалансированность, стабильность, безопасность, эффективность и т. п. Следовательно, возникает вопрос о генезисе отмеченных требований.
В общем виде развитие объекта - это вид качественных преобразований, приводящих к возникновению нового. Развитие региона есть комплексный процесс изменения его экологической, экономической, социальной, пространственной, политической и духовной сфер, приводящих к их качественным преобразованиям и в конечном счете - к изменениям условий жизни человека [3].
Региональный туристско-рекреационный комплекс как объект управления также представляет собой сложную социально-экономическую и территориальную систему, развитие которой, в конечном счете, направлено на улучшение качества жизни (отдыха) человека.
Наряду с инновационностью развития требование устойчивого развития социально-экономических систем также рассматривается как одна из глобальных проблем современности. Ведущие предприятия и страны мира в своем стремлении добиться технологического преимущества преследуют целью не только достичь повышения производительности и конкурентоспособности на мировом рынке, но и
87
обеспечить основы своего долгосрочного экономического развития. Движущую силу экономического роста они видят в использовании и совершенствовании передовых технологий, в инновации.
Таким образом, инновационность и устойчивость развития социально-экономических систем на сегодняшний день становятся взаимообусловленными и взаимодополняющими категориями.
Понятие «устойчивое развитие» (sustainable development) возникло в конце 80-х годов ХХ века и было использовано в материалах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992). Конференция подчеркнула необходимость понимания связи между окружающей средой и проблемами развития — экономически эффективного, социально справедливого и экологически рационального. Всем государствам было рекомендовано включать меры по защите окружающей среды и неразрывно связанного с ней здоровья людей в программы национального развития.
В апреле 1996 г. Указом Президента была утверждена правительственная «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»; целевые ориентиры устойчивого развития определены в показателях качества жизни, уровне экономического развития и экологического благополучия. Однако в настоящее время наблюдается расширенное использование термина «устойчивое развитие» и даже некоторая противоречивость в его толковании.
Ряд, исследователей связывает понятия устойчивого развития со стабильным развитием. Устойчивое развитие -это стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы [7]. Устойчивое развитие сложной социально-экономической системы (региона) можно понимать как стабильное улучшение качества жизни населения в тех пределах хозяйственной емкости биосферы, превышение которых приводит к разрушению естественного механизма регуляции окружающей среды и ее глобальному изменению. Это означает, что социально-экономические системы, подчиняясь природным и экономи-
88
ческим закономерностям, проявляют стабильность основных тенденций своего развития, но одновременно, подвергаясь воздействию разнородных случайных факторов, подвержены риску потери равновесного, устойчивого состояния [8].
Понятия стабильности и устойчивости не адекватны. По этому поводу мы вполне разделяем позицию авторов работ [1, 4], отмечающих, что стабильность развития системы определяется динамикой показателей, а не индикаторами ее статического состояния, иными словами, система может иметь стабильно неустойчивое положение.
В работе [5] устойчивое развитие трактуется как экономический рост, обеспечивающий удовлетворение материальных и духовных потребностей как настоящих, так и будущих поколений при сохранении равновесия исторически сложившихся экосистем. В этом определении отсутствует требование комплексного сбалансированного развития природы, населения, экономики.
На взгляд авторов работы [4], регион должен развиваться, прежде всего, комплексно. Значит объектом целеполагания должны выступать все отрасли и сферы жизнедеятельности региона, а также протекающие в его границах экономические и социальные процессы. Пропорциональность регионального развития означает достижение определенных соотношений между основными сферами сложной социально-экономической системы «регион»; между элементами, составляющими каждую из сфер; между регионами разного ранга, вступающими во взаимодействие с рассматриваемым регионом в процессе его социально-экономического развития [4].
Отметим, что понятие пропорциональности развития социально-экономической системы близко понятию «сбалансированность». Однако, учитывая, что, во-первых, сбалансированность экономической системы трактуется как состояние системы, характеризуемое равенством спроса и предложения всех ресурсов [2], во-вторых, при управлении регионом из-за недостатка ресурсов возникают приоритеты развития, инициирующие нарушение равновесия, выдвигать
требование сбалансированности регионального развития пока не целесообразно.
Требование пропорционального развития означает достижение определенных соотношений отдельных подсистем и элементов сложной системы «регион». Для экономики региона принято считать наиболее типичными так называемые воспроизведенные циклы, в рамках которых любой экономический продукт в своем движении по жизненному пути проходит отдельные, обычно следующие друг за другом стадии своего воспроизводственного цикла - производство, распределение, обмен, потребление. Наличие этих стадий является фундаментальной закономерностью экономических процессов, их важнейшим свойством, ибо в экономике постоянно наблюдается циклический кругооборот продукции, товаров, услуг в виде воспроизводственных процессов. Воспроизводственные циклы имеют место не только в экономике региона, но и в других его структурных составляющих [4]. Известно, что структурно регион как сложная социально-экономическая система может быть представлен в виде триады «природа - население - хозяйство (экономика)» и соответствующей ей управляющей подсистемы (органы власти и управления) [6]. Поэтому представляется логичным считать, что каждая из структурных составляющих региона (социальная сфера, сфера экономики, экологическая сфера, сфера управления) осуществляет производство своих специфических продуктов (работ, услуг) в рамках соответствующих воспроизводственных циклов.
В зависимости от характера отображаемых связей пропорции регионального воспроизводственного процесса могут быть сведены в следующие основные группы: пропорции внутрирегионального и межрегионального развития. В свою очередь, среди пропорций внутрирегионального развития можно выделить пропорции межсферного и внутрисферного развития [4]. Отмеченные пропорции тесно взаимосвязаны, ибо изменение одной из них неминуемо повлечет за собой изменения во всех других пропорциях.
Определение основных структурных составляющих региона как социально-экономической системы даны в работе [4]. Приведем их.
Социальная сфера находит свое проявление как в социальной инфраструктуре и представляющем ее комплексе отраслей, так и в социальном пространстве, в котором реально осуществляется деятельность индивидов, их общение, взаимодействие, многочисленные социальные связи.
Сфера экономики региона - это совокупность предприятий, организаций, учреждений различных отраслей хозяйства, дислоцированных на его территории, характеризуемая составом и содержанием, а также пропорциями и связями всех видов деятельности, осуществляемых в рамках этой совокупности отраслей.
Экологическая сфера региона представляет собой совокупность направлений взаимодействия человека с окружающей средой, включая экономическое использование природных ресурсов в виде земли и земельных угодий, водных запасов, воздушного бассейна, полезных ископаемых, лесов, растительного и животного мира, их охрану и восстановление.
И, наконец, сфера управления регионом может рассматриваться в качестве системообразующего элемента, позволяющего объединить структурные составляющие сложной социо-эколого-экономической системы «регион» в единое целое, обеспечить ее движение к достижению поставленных целей развития.
Туристско-рекреационный комплекс, являясь региональной подсистемой, включает в себя те или иные части названных структурных составляющих региона и одновременно испытывает на себе взаимовлияние сфер региона как структурных составляющих сложной социально-экономической системы. Иными словами, ТРК включает структурные состав -ляющие: подсистемы региональной социальной сферы, сферы экономики, экологической сферы, сферы управления, и осуществляет производство своих специфических продуктов (прежде всего, туристско-рекреационных услуг) в рамках соответствующих воспроизводственных циклов.
Отметим, что для реализации системообразующей функции сферы управления последняя должна иметь адаптивную структуру. Иными словами, структура управления ре-
гионом, а также ее подструктура - структура управления ТРК, должны обладать свойством адаптивности, то есть уметь гибко реагировать на изменения конъюнктуры окружающей среды и использовать инновационные приемы управленческой деятельности.
Туристско-рекреационный комплекс как экономическая система есть совокупность экономических отношений и институтов, которые определяют общий облик, характер функционирования, взаимодействие объектов хозяйствования, обеспечивающих производство и реализацию туристско-рекреационных услуг.
С точки зрения материально-производственной, ее входом являются материально-вещественные потоки туристских ресурсов (природных, исторических, историко-архитектурных, социально-культурных объектов) и природ-но-рекреационных ресурсов, выходом - туристско-рекреационные услуги и сопутствующие им материально-вещественные потоки предметов потребления.
В социальном аспекте функционирование туристско-рекреационного комплекса обусловлено потребностями людей в отдыхе, лечении, курортной реабилитации, воспроизводстве интеллектуальных и эмоциональных сил. Следствием и необходимым условием удовлетворения потребностей является развитие рынка труда и повышение занятости населения, увеличение налоговых поступлений в региональный бюджет.
Структуру туристско-рекреационного комплекса как экономической и территориальной системы составляют элементы туристско-рекреационной инфраструктуры (совокупность гостиниц и иных средств размещения, санаторно-курортных учреждений, объектов общественного питания, средств транспорта и т. п.), а также элементы рекреационной зоны (специально выделяемые территории в пригородной местности или в городе, предназначенные для организации мест отдыха и включающие парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, иные объекты, в том числе, части особо охраняемых природных территорий).
Представляемая концепция стратегического управления развитием регионального ТРК направлена на выработку проблемно-ориентированных стратегий оптимизации функционирования региональных ТРК.
Концепция проблемно-ориентированного развития тури-стско-рекреационных комплексов в регионах Российской Федерации предполагает устранение дисбаланса между, с одной стороны, созданием условий для наиболее полного и качественного удовлетворения потребностей населения ре-гионов в туристско-рекреационных услугах с учетом региональной специфики потребностей, существующего и прогнозируемого спроса на туристско-рекреационные услуги, ресурсной обеспеченности ТРК и уровня социально-экономического развития регионов, и, с другой стороны, сохранением и защитой природно-ресурсного, этно-культурного и историко-архитектурного потенциала региона.
Таким образом, проблемно-ориентированное развитие регионального ТРК предусматривает как реализацию кон -трольно-охранных функций, так и применение организационно-экономических механизмов, направленных на формирование современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, повышение занятости и качества жизни населения. Другими словами, содержание проблемно-ориентированного развития регионального ТРК определяется триадой социально-экономических категорий: потребностей населения регионов, региональных ресурсов и механизмов государственного регулирования.
Список литературы
1. Блехцин И. Я. Стратегия устойчивого развития региональных систем. - СПб.: ИРЭ РАН, 2001.
2. Богданов Е. И., Боголюбов В. С. Методологические аспекты измерения эффективности туризма как отрасли экономики (в порядке постановки проблемы) // Труды Академии туризма. - СПб.: Невский фонд, 2002. - Вып. 4.
3. Гапоненко А. Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город: учеб. пособие. - М.: Изд-во РАГС, 2001.
4. Инновации в стратегическом управлении региональным и муниципальным развитием / под ред. В. А. Гневко, В. Е. Рохчина. - СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2005. - 288 с.
5. Лось В. А., Урсул А. Д. Устойчивое развитие: учеб. пособие. - М.: Агар, 2000.
6. Сигов И. И. Региональная экономика (понятийный аппарат). - 2-е изд., испр. и доп. - СПб., 2002.
7. Татаркин А. И., Львов Д. С., Куклин А. А.„ Мызин А. Л. и др. Моделирование устойчивого развития как условие повышения экономической безопасности территории. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1999.
8. Шургалина И. И. Реформирование Российской экономики. Опыт анализа в свете теории катастроф. - М.: Рос. полит. энцикл. (РОССПЭН), 1997.
УДК 658:330.33.01 ББК 65.291.931
О. А. Бабанчикова*
Концептуальные основы формирования и реализации стратегии предприятия в условиях экономического кризиса
В статье анализируется ситуация в экономике России с начала 2000-х гг. и анализируются статистические данные, подтверждающие наличие кризисных явлений: уменьшение инвестиций, снижение темпов роста промышленного производства, рост безработицы. Автор рассматривает основные направления стратегического менеджмента предприятия в
* Кандидат экономических наук, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина.