Научная статья на тему 'О концепции создания единой информационной образовательной среды в системе высшего образования'

О концепции создания единой информационной образовательной среды в системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КОНЦЕПЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО ОБУЧЕНИЯ / AN INTEGRAL EDUCATIONAL MEDIUM / THE CONCEPTION OF COMPLEX TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ромашов Валерий Николаевич

Рассматриваются вопросы создания единой информационной образовательной среды в системе высшего образования с последующим переходом к всеобъемлющему комплексному обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ромашов Валерий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of creating an integral information educational medium in the system of higher education with further transfer to comprehensive complex training are considered in the article.

Текст научной работы на тему «О концепции создания единой информационной образовательной среды в системе высшего образования»

В. Н. Ромашов

О концепции создания единой информационной образовательной среды в системе.

О КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В. Н. Ромашов

ABOUT HE CONCEPTION OF CREATING AN INTEGRAL EDUCATIONAL MEDIUM IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

Romashov V. N.

The problems of creating an integral information educational medium in the system of higher education with further transfer to comprehensive complex training are considered in the article.

Key words: an integral educational medium, the conception of complex training.

Рассматриваются вопросы создания единой информационной образовательной среды/ в системе высшего образования с последующим переходом к всеобъемлющему комплексному обучению.

Нлючевы/е слова: единая образовательная среда, концепция комплексного обучения.

УДК 165.4:004.4

Одной из заметных тенденций развития педагогических технологий в системе высшего образования в настоящее время следует считать информатизацию различных сфер учебной, научной и другой деятельности вуза, интеграцию образовательных стандартов разных стран и учебных дисциплин. В соответствии с этой тенденцией новые технологии обучения должны охватывать не только непосредственно учебный процесс, но по возможности все стороны вузовской деятельности. Таким образом, вполне определённо можно говорить о концепции создания единой информационной образовательной среды.

Разработка единой информационной образовательной среды, составляющими которой являются средства информационных и коммуникационных технологий, - актуальная и важная задача. Она заключается в обеспечении поступательного развития системы образования совместно с другими социально-экономическими факторами, в своевременной подготовке обучаемых к работе и жизни в информационном обществе, в резком повышении общего уровня знаний студентов и конкурентоспособности на рынке труда. Соответственно, создание единой образовательной среды создаст необходимые условия для перехода к полноценному комплексному обучению.

Комплексное обучение означает применение информационных технологий во всех сторонах деятельности вуза, т. е. информационные технологии должны использовать-

ся для решения учебных, производственных и культурно-воспитательных задач студентами и преподавателями, и другими службами. Фактически, многогранная деятельность вуза уже является основой для создания единой информационной образовательной среды.

В качестве примера организации комплексного обучения были исследованы следующие виды учебно-педагогической деятельности:

— обучение профессиональным знаниям;

— методическая работа преподавателей;

— управление учебным процессом;

— самостоятельная работа студентов;

— культурно-воспитательная работа;

— учебные и производственные практики;

— информационная безопасность;

— научно-исследовательская работа;

— своевременное и достоверное получение информации.

Комплексность обучения профессиональным знаниям означает преемственность технологий обучения в течение всего времени изучения какой-либо дисциплины. Начав преподавание дисциплины с использованием информационных технологий, преподаватели должны и в последующем придерживаться той же технологии. Это, в свою очередь, потребует наличия учебно-методического комплекса (УМК) для всех лет обучения данной дисциплине, а от преподавателей - умения с ним работать.

Комплексность в методической работе преподавателей означает разработку УМК по дисциплине, который должен быть достаточен по объему и обеспечивать проведение учебных занятий на основе информационных технологий в течение всего срока обучения дисциплине. Одновременно УМК должен содержать разнообразные общекультурные компетенции и обеспечивать контролирующие, моделирующие и поисковые функции, активизацию психологической деятельности студентов и реальную индивидуализацию учебного процесса.

Комплексность в управлении учебным процессом подразумевает использование информационных технологий для автомати-

зации управления и контроля учебного процесса, постоянного обеспечения студентов и преподавателей самой разнообразной информацией по учебному процессу, возможность максимально оперативно получить консультацию по всем интересующим вопросам любым пользователем. Для решения этих задач необходимо создание современных многофункциональных вузовских информационных систем, широкое размещение информационных порталов (информационных киосков).

Комплексность в самостоятельной работе студентов призвана предоставить возможность широкого выбора программ и средств развития своих творческих способностей и профессиональной ориентации на базе современных инфокоммуникационных технологий (1). В рамках этого направления рекомендуется проведение факультативов или организация студенческих кружков по интересам, предусматривающих углубленное освоение дисциплин по выбору, использование богатых ресурсов электронной библиотеки.

Комплексность в культурно-воспитательной работе должна решить проблему досуга учащихся как в вузе, так и в общежитии. Здесь информационные технологии представляют студентам неограниченные возможности удовлетворения своих интересов, в том числе использование мультимедийных технологий, телекоммуникационные проекты по различным областям человеческой деятельности, изучению мировой культуры и истории, обучение программированию и пр.

Комплексность в учебных и производственных (педагогических) практиках студентов подразумевает закрепление и развитие знаний, полученных в процессе теоретического обучения в вузе, на основе практического изучения методики работ предприятия, учреждения или организации, на которых проводится практика, а также овладение производственными навыками и передовыми методами организации труда. В процессе производственного обучения студенты должны приобретать опыт организаторской и воспитательной работы, опыт практиче-

В. Н. Ромашов

О концепции создания единой информационной образовательной среды в системе.

ского применения информационных технологий. Таким образом, практика студентов должна быть организована так, чтобы являлась составной частью учебного процесса и УМК на всё время обучения, важнейшей формой эффективной подготовки высококвалифицированных специалистов. Руководителями практик должны назначаться ведущие преподаватели данной дисциплины.

Большое место в образовательном процессе вуза занимает комплексность в информационной безопасности, которая означает состояние полной защищенности и устойчивости основных сфер студенческой деятельности, в течение всего времени обучения от возможных опасных информационных угроз. Объектами опасных информационных угроз (и, следовательно, объектами разработки мероприятий по информационной безопасности) фактически являются все стороны окружающей жизни человека. Наибольшую информационную опасность для студенческой молодёжи представляет политическая, экономическая, социальная, культурная, медицинская, религиозная, межнациональная, терроризм и другие составляющие познавательной деятельности.

Эти угрозы могут оказывать огромное влияние на общественное сознание, психику, поведение, формирование морального облика молодого специалиста и приводить к самым трагическим последствиям. Особенно следует учесть бурное развитие мобильного Интернета, который обеспечит доступ в компьютерные сети практически в любое время и в любом месте и который полностью выйдет из-под контроля общественности учебных организаций. Информационная безопасность в настоящее время принимает настолько важное значение для молодёжи, что специальность «Компьютерная безопасность» следует преобразовать в «Информационная безопасность».

Основной задачей комплексной информационной безопасности является:

— современные способы повышения эффективности противодействию преступности и иным правонарушениям;

— постоянное информирование о наличии информационной опасности;

— выработка личностных и групповых навыков и умений безопасного поведения;

— поддержка постоянной готовности к адекватным мерам в информационном противоборстве;

— использование технических средств обеспечения информационной безопасности по защите систем жизнедеятельности образовательных учреждений и др.

Комплексность в научно-исследовательской работе студентов и преподавателей заключается в фактической индивидуализации обучения, участии студентов в научных разработках кафедр. Передача теоретических и научных знаний, обучение исследовательской работе является одним из важнейших средств подготовки молодых ученых и специалистов, расширения и углубления знаний студентов в области теоретических основ изучаемых дисциплин и практического их применения, получении и развитии навыков самостоятельной научной работы.

Одним из принципиально важных и конструктивных направлений информатизации образования является своевременное и достоверное получение политической, социально-экономической, медицинской, гуманитарной, правовой, научной и другой информации. Это направление становится все более и более важным в стратегии повышения и обеспечения интеллектуального потенциала молодёжи, в идее опережающего образования в силу естественной возрастной общественной инфантильности молодёжи и отсутствия хорошо развитых молодёжных движений, а также по причине трудности получения необходимой информации или оторванности от родителей. Система представления информации в современных учебных организациях должна поддерживать механизмы коллективных дискуссий и семинаров по общественно-политическим вопросам, средства обеспечения наиболее свежей телевизионной и печатной информацией, возможность выхода из локальной информационной вузовской системы в глобальную сеть.

Каждое из рассмотренных направлений имеет свои задачи и требует соответствую-

щего ресурсного обеспечения. Однако все направления взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга, так как охватывают разные стороны проведения единого учебно-воспитательного процесса вуза. Задача комплексного обучения - связать все виды учебно-педагогической и хозяйственной деятельности вуза в систему, которая и составит единую образовательную среду высшего учебного заведения.

Исключение какого-либо направления из общего баланса образовательной среды или недостаточное его использование может привести к значительному снижению уровня образованности и развития студентов, существенному снижению квалификации будущих специалистов и появлению противоправных действий. Учитывая специфику образовательного учреждения, могут быть добавлены или заменены какие-либо виды учебно-педагогической деятельности.

Комплексный подход к использованию информационных технологий в обучении означает создание единой информационной среды, доступ и использование которой будет способствовать значительному повышению эффективности и продуктивности обучения, росту популяризации и конкурентоспособности вуза.

В то же время, вследствие бурного развития информационных средств и технологий, например, развитие информационных интеллектуальных систем (2) и мобильного Интернета, постоянного совершенствования

образовательного процесса могут и должны привести к появлению новых видов учебно-педагогической деятельности. Это, в свою очередь, приведёт к изменению видов комплексности по направлениям специализации учебного процесса. Тем не менее, общие требования к комплексности обучения и единой образовательной среде должны в равной степени распространяться на гуманитарные, технические, медицинские и другие направления российского образования, взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Анализ литературных источников показывает, что на данном этапе многие вопросы комплексного обучения и создания единой информационной образовательной среды в высшей школе и тем более в учебных заведениях низшего уровня разработаны недостаточно или вовсе отсутствуют. Отдельные подразделения образовательных учреждений, действуя в рамках определённых правил и стандартов или решая некоторые конкретные задачи, создают предпосылки для комплексного обучения.

Однако для создания полноценной единой образовательной среды этого недостаточно. Необходима разработка специальных программ и проведение научных исследований, обеспечивающих создание в каждом конкретном случае единой образовательной среды. Активная модернизация системы российского образования значительно упрощает решение данных вопросов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ромашов В. Н. Исследование влияния психолого-педагогических факторов на проектирование и совершенствование обучающих систем на основе информационных технологий // Вестник Ставропольского государственного университета. — 2010. — Вып. 66 (1). - С. 117-121.

2. Ромашов В. Н. Интеллсист-составная часть информатики // Информационные технологии в социально-экономическом развитии Ставропольского края: материалы 55-й ежегодной научно-методической кон-

ференции преподавателей и студентов (15 апреля 2010). -Ставрополь, 2010. — С. 98-101.

Об авторе

Ромашов Валерий Николаевич, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», кандидат технических наук, доцент кафедры Информационных технологий. Сфера научных интересов - исследования в области педагогических и информационных технологий, теоретические аспекты организации учебного процесса в информационно-коммуникационной обучающей среде. К.ота81юу41@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.