Научная статья на тему 'О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ МАССОВОГО СПОРТА'

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ МАССОВОГО СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
526
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МАССОВЫЙ СПОРТ / ИНФРАСТРУКТУРА / РАЗВИТИЕ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреев Никита Валерьевич, Поздняков Константин Константинович, Загулова Диана

В статье предложены основные положения концепции развития инфраструктуры массового спорта. Определены цели, задачи, состав, структура и направления развития инфраструктуры массового спорта как составного элемента единой системы доставки спорта в Российской Федерации. Основная цель развития инфраструктуры массового спорта - создание условий, обеспечивающих доступ всех групп населения к спортивно-рекреационной инфраструктуре и ее эффективное использование. Концептуальные положения, предложенные авторами, могут быть использованы для совершенствования существующего «экономического поля» в области государственного управления развитием физической культуры и спорта, влияющих на способность органов исполнительной власти к регулированию состояния и определению направлений развития инфраструктуры массового спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON CONCEPT OF MASS SPORTS INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT

The article proposes the main provisions of the concept of the development of mass sports infrastructure. The goals, objectives, composition, structure and directions of development of mass sports infrastructure as an integral element of a unified sports delivery system in the Russian Federation are defined. The main goal of the development of mass sports infrastructure is to create conditions that ensure access of all population groups to sports and recreational infrastructure and its effective use. The conceptual provisions proposed by the authors can be used to improve the existing «economic field» in the field of state management of the development of physical culture and sports, affecting the ability of executive authorities to regulate the state and determine the directions of development of the infrastructure of mass sports.

Текст научной работы на тему «О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ МАССОВОГО СПОРТА»

Аудиторские ведомости. 2021. № 4. С. 156—161. Audit journal. 2021;(4): 156—161.

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Научная статья УДК 33

doi: 10.24411/1727-8058-2021-4-156-161 NIION: 2017-0074-4/21-029 MOSURED: 77/27-021-2021-04-229

О концепции развития инфраструктуры массового спорта

Никита Валерьевич Андреев1, Константин Константинович Поздняков2, Диана Загулова3

1 МИП ООО «Центр прикладных исследований Финуниверситета», Москва, Россия, andreevnikitav@gmail.com

2 АНО ДПО «Академия ПСБ», Москва, Россия, KKPozdnyakov@fa.ru

3 Балтийская международная академия, Рига, Латвия, zdv@inbox.lv

Аннотация. В статье предложены основные положения концепции развития инфраструктуры массового спорта. Определены цели, задачи, состав, структура и направления развития инфраструктуры массового спорта как составного элемента единой системы доставки спорта в Российской Федерации. Основная цель развития инфраструктуры массового спорта — создание условий, обеспечивающих доступ всех групп населения к спортивно-рекреационной инфраструктуре и ее эффективное использование. Концептуальные положения, предложенные авторами, могут быть использованы для совершенствования существующего «экономического поля» в области государственного управления развитием физической культуры и спорта, влияющих на способность органов исполнительной власти к регулированию состояния и определению направлений развития инфраструктуры массового спорта.

Ключевые слова: физическая культура, массовый спорт, инфраструктура, развитие, концептуальные основы Источник финансирования: статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету при Правительстве РФ.

Для цитирования: Андреев Н.В., Поздняков К.К., Загулова Д. О концепции развития инфраструктуры массового спорта // Аудиторские ведомости. 2021. № 4. С. 156 — 161. doi: 10.24411/1727-8058-2021-4-156-161.

ECONOMICS AND MANAGEMENT

Original article

On concept of mass sports infrastructure development

Nikita Valeryevich Andreev1, Konstantin Konstantinovich Pozdnyakov2, Diana Zagulova3

1 SIC LLC «Center for applied research of Finuniversity», Moscow, Russia, andreevnikitav@gmail.com

2ANO PGPE «PSB ACADEMY», Moscow, Russia, KKPozdnyakov@fa.ru 3 Baltic International Academy, Riga, Latvia, zdv@inbox.lv

Abstract. The article proposes the main provisions of the concept of the development of mass sports infrastructure. The goals, objectives, composition, structure and directions of development of mass sports infrastructure as an integral element of a unified sports delivery system in the Russian Federation are defined. The main goal of the development of mass sports infrastructure is to create conditions that ensure access of all population groups to sports and recreational infrastructure and its effective use. The conceptual provisions proposed by the authors can be used to improve the existing «economic field» in the field of state management of the development of physical culture and sports, affecting the ability of executive authorities to regulate the state and determine the directions of development of the infrastructure of mass sports.

Keywords: physical culture, mass sports, infrastructure, development, conceptual foundations

For citation: Andreev N.V., Pozdnyakov K.K., Zagulova D. On concept of mass sports infrastructure development // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2021 ;(4): 156-161. doi: 10.24411/1727-80582021-4-156-161 (In Russ.).

© Андреев Н.В., Поздняков К.К., Загулова Д., 2021

Многие страны с развитой экономикой в рамках своих стратегий развития массового спорта (спорта для всех) и вовлечения граждан в физкультуру завершили формирование или разработали стратегии развития спортивно-рекреационной инфраструктуры [4]. В ноябре 2020 г. распоряжением Правительства РФ № 3081-р была одобрена Стратегия развития физической культуры и спорта до 2030 года, которая предусматривает ряд мероприятий по модернизации и созданию инфраструктуры спорта [1]. В рамках работы над данным исследованием были разработаны концепция и основные направления развития инфраструктуры массового спорта. Основная цель развития инфраструктуры массового спорта — создание условий, обеспечивающих доступ всех групп населения к спортивно-рекреационной инфраструктуре и ее эффективное использование, в частности: обеспечение приоритетного доступа для высокопроизводительных тренировок и соревнований; обеспечение возможности проведения крупных государственных, национальных и международных соревнований и мероприятий; обеспечение гибкости использования помещений для общественных спортивных тренировок и соревнований, а также центров культурных и общественных мероприятий везде, где это практически возможно.

В результате достижения этой цели будут обеспечены:

• выполнение плановых показателей развития объектов массовой инфраструктуры, установленных в документах стратегического планирования [1];

• повышение эффективности управления объектами инфраструктуры на всех уровнях за счет расширения использования новых методов планирования и более точных данных (больших данных) в управленческом процессе, а также мониторинге и контроле исполнения принимаемых решений;

• актуализация и обеспечение достоверности данных о доступности объектов массовой инфраструктуры;

• сокращение расходов бюджета на модернизацию и строительство инфраструктуры, повышение качества объектов инфраструктуры за счет учета реального спроса на ее создание;

• рост инвестиций инфраструктуру массового спорта и связанных с ней услуг.

При разработке государственной политики и планировании инвестиций в спортивную инфраструктуру необходимо учитывать комплекс детерминант и ограничений ее использования общего и индивидуального свойства для диверсификации возможных способов организации досуга различных социальных групп [2]. Необходим учет тенденций развития спорта и потребления спортивных услуг. Эффективное реагирование на эти изменения может быть обеспечено за счет следующих мер:

• предоставление стратегических объектов, которые могут приспособиться к растущему диапазону физкультурных и спортивных форматов и поддерживать рентабельную работу вне крупных международных и национальных мероприятий;

• включение новых технологий как в проектирование, так и в управление объектами инфраструктуры;

• поддержка и поощрение видов спорта с небольшими возможностями коммерциализации [3; 5].

Для повышения уровня физической активности граждан наиболее важными являются доступ к спортивной и рекреационной инфраструктуре и, что важно, бесплатное или недорогое использование общественных спортивных и развлекательных объектов. Развивая спортивно-оздоровительные комплексы российских территорий, органы исполнительной власти должны руководствоваться данными принципами, поддерживать местные клубы и пропагандировать здоровый образ жизни жителей.

Достижение цели концепции требует решения комплекса задач:

• разработать и принять нормативные правовые акты федерального и регионального уровней, направленных на регулирование вопросов развития — модернизации, строительства и использование базовых объектов инфраструктуры и необходимых для этих целей данных, а также соответствующие региональные регламенты и нормативно-техническую документацию;

• обеспечить полноту и достоверность, а также постоянную актуализацию используемых для развития инфраструктуры данных с учетом роста количества заинтересованных лиц, участвующих в процессе обмена информацией об объектах инфраструктуры.

Реализация мероприятий по развитию инфраструктуры массового спорта требует соблюдение ряда принципов, а именно:

• всестороннее рассмотрение широкого круга заинтересованных сторон;

• соответствие федеральным требованиям и стандартам;

• предпочтение совместному предоставлению и совместному использованию;

• максимизация использования созданной в РФ инфраструктуры;

• необходимость использования данных, полученных по результатам исследования спросов на инфраструктуру;

• соблюдение передовой практики;

• приверженность честности и прозрачности процесса;

• равенство и справедливость в общем распределении ресурсов.

В табл. 2 представлена предлагаемая иерархия спортивных объектов разной вместимости и функционала.

Указанные в табл. 1 и 2 объекты спортивной и рекреационной инфраструктуры являются базовыми объектами; их состав должен быть установлен в соответствии с действующим законодательством. Создание данных объектов направлено на последовательный переход к их использованию в качестве базовой инфраструктуры массового спорта на конкретной территории.

Состав инфраструктуры массового спорта представлен совокупностью следующих элементов:

• объекты спортивные и рекреационные (табл. 1 и 2);

• информация и данные, необходимые для эффективного развития инфраструктуры (планирование, модернизация, строительство, использование);

• организационная структура;

• законодательное и нормативно-технологическое обеспечение.

В табл. 1 представлена предлагаемая классификация рекреационных пространств по уровням — общественное пространство для отдыха, коммерческое пространство для отдыха.

Предлагаемые направления развития инфраструктуры массового спорта включают обеспечение и надежное функционирование инфраструктуры массового спорта, что является важным рычагом для решения социально-экономических задач, которые стоят перед государством. Важно развивать инфраструктуру массового спорта на следующих направлениях:

• рост жизнеспособности нации;

Таблица 1. Классификация спортивных рекреационных пространств

Показатели первого уровня Показатели второго уровня Показатели третьего уровня

Общественное пространство для отдыха 1. Общественная инфраструктура 1.1. Городские парки

1.2. Городские площади

1.3. Городское пространство для отдыха на набережной

1.4. Спортивные и фитнес-центры

2. Общественные места 2.1. Крытые культурные и спортивные сооружения

2.2. Культурно-образовательное пространство

2.3. Историко-культурные блоки

Коммерческое пространство для отдыха 3. Места массовых развлечений 3.1. Коммерческие рекреационные помещения и коммерческие объекты

3.2. Поля для гольфа

4. Места отдыха с добавленной стоимостью 4.1. Культурно-развлекательные заведения

Источник: разработано авторами.

• поддержка экономического роста;

• поддержка культурной идентичности;

• наращивание емкости и возможности для развития [2; 6].

Таблица 2. Иерархия спортивных объектов

Определение стадиона Вид спорта

Открытый стадион, 70 000 чел. Футбол, футбол на траве, регби, основные события местного сообщества

Открытый прямоугольный стадион, 25 000 чел. Футбол, основные события местного сообщества

Открытый стадион, 10 000—15 000 чел. Футбол, крупные общественные мероприятия

Открытый стадион, 5000—8000 чел. Легкая атлетика, футбол, крупные общественные мероприятия, хоккей

Открытый стадион, до 4000 чел. Футбол, регби, теннис

Открытый стадион, до 1000 чел. Различные стрелковые виды спорта, гребля, каякинг

Крытый стадион, 15 000 чел. Баскетбол, нетбол, теннис, основные события местного сообщества

Крытый стадион, 3000—5000 чел. Нетбол, баскетбол, региональные / национальные мероприятия в закрытых помещениях

Крытый и открытый стадион, 1500—3000 чел. Баскетбол, нетбол, волейбол, бадминтон, конный спорт, общественные мероприятия, роликовые виды спорта, велоспорт, тяжелая атлетика, бейсбол, софтбол

Крытый стадион, 0—1500 чел. Нетбол, баскетбол, волейбол, бадминтон

Крытый или открытый стадион для плавания, 2000—3500 чел. Плавание и другие водные виды спорта в бассейне

Автоспорт Автотранспорт, мотоциклы, спидвей, дрэг-рейсинг

Источник: разработано авторами.

Необходимо поддерживать развитие потенциала и возможностей в области спорта и отдыха, культуры и искусства на таких направлениях, как:

1) поддержка, руководство и наращивание потенциала местных органов власти, спортивных, художественных и культурных организаций путем инвестирования в навыки, возможности, ресурсы и активы для поддержки разнообразия, стабильности, безопасности и устойчивости;

2) обеспечение доступного и равноправного доступа для поощрения участия людей из различных социаль-

ных, культурных и экономических слоев [4; 7];

3) создание открытых общественных пространств для обеспечения равноправного доступа к объектам и защиты стратегически важных региональных открытых пространств;

4) выявление и устранение пробелов в навыках в спорте, отдыхе, культуре, искусстве и местном самоуправлении;

5) оснащение секторов спорта и отдыха, культуры и искусства функциональными и доступными объектами.

Приоритетные эффекты реализации концепции представлены на рис. 1.

Приоритетные Сильная экономика эффекты

Общественное благосостояние и благополучие граждан Общественная безопасность Пригодная среда для жизни

Благополучие уязвимых слоев населения

Развитие регионов

Рис. 1. Приоритетные эффекты реализации концепции

Источник: составлено авторами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы

В настоящей статье предложены концепция и основные направления развития инфраструктуры массового спорта. Основная цель развития инфраструктуры массового спорта — создание условий, обеспечивающих доступ всех групп населения к спортивно-рекреационной инфраструктуре и ее эффективное использование, в частности, обеспечение:

• приоритетного доступа для высокопроизводительных тренировок и соревнований;

• возможности проведения крупных государственных, национальных и международных соревнований и мероприятий;

• гибкости использования помещений для общественных спортивных тренировок и соревнований, а также центров культурных и общественных мероприятий везде, где это практически возможно.

В исследовании предложены основные направления развития инфраструктуры массового спорта.

Список источников

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» // URL: http://static.government.ru/media/iiles/Rr4JTrK DQ5nANTR10j29BM7zJBHXM05d.pdf (дата обращения: 31.08.2021).

2. Алаев A.A., Козлова С.В., Малютин К.М., Перова И.Т. Оценка социально-экономической эффективности инфраструктурных про-

ектов // Финансовый журнал. 2015. № 4. С. 41-52.

3. Бобровский Е.А. Развитие спортивной инфраструктуры как фактор повышения популярности массового спорта // Региональный вестник. 2019. № 9 (24). С. 15-17.

4. Соломахина Т.Р., Бобровский Е.А. Оценка влияния обеспеченности спортивной инфраструктурой на возможности населения заниматься спортом // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 3-1. С. 133-137.

5. Hallmann K, Wicker P., Breuer Ch, Schonherr L. Understanding the importance of sport infrastructure for participation in different sports-findings from multi-level modeling // European Sport Management Quarterly. 2012. Vol. 12. P. 525-544.

6. Hobza V., Dohnal T. Theoretical foundations of municipal sport infrastructure development conceptual planning // Faculty of Physical Culture, Palackэ University, Olomouc, Czech Republic. 2008. Vol. 38(4). P. 7-15.

7. Jaworek M, Karaszewski W, Kuczmarska M, Kuzel M. Article Investment expenditure on sport infrastructure in Poland: diagnosis, general trends, and possible prospects // Journal of Physical Education and Sport. 2020. Vol. 20. P. 1106-1114.

References

1. Decree of the Government of the Russian Federation No. 3081-r Nov. 24, 2020 «On Approval of the Strategy for the Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation for the period up to 2030» // URL: http://static.government.ru/media/files/Rr4JTrK

DQ5nANTR1Oj29BM7zJBHXM05d.pdf (date accessed: 31.08.2021). (In Russ.).

2. Alaev A.A., Kozlova S.V., Malyutin K.M., Perova I.T. Evaluation of socio-economic efficiency of infrastructure projects // Finansoviy jurnal = Financial journal. 2015. No. 4. P. 41—52. (In Russ.).

3. Bobrovsky E.A. Development of sports infrastructure as a factor in increasing the popularity of mass sports // Regionalniy Vestnik = Regional Bulletin. 2019. № 9 (24). P. 15—17. (In Russ.).

4. Solomakhina T.R., Bobrovsky E.A. Assessment of the impact of the provision of sports infrastructure on the ability of the population to engage in sports // Mejdunarodniy Jurnal Prik-ladnyh I Fundamentalnyh Issledovaniy = International Journal of Applied and Fundamental Research. 2017. № 3—1. Р. 133—137. (In Russ.).

5. Hallmann K, Wicker P., Breuer Ch., Schonherr L. Understanding the importance of sport infrastructure for participation in different sports-findings from multi-level modeling // European Sport Management Quarterly. 2012. Vol. 12. P. 525-544.

6. Hobza V., Dohnal T. Theoretical foundations of municipal sport infrastructure development conceptual planning // Faculty of Physical Culture, Palackэ University, Olomouc, Czech Republic. 2008. Vol. 38(4). P. 7-15.

7. Jaworek M, Karaszewski W, Kuczmarska M, Kuzel M. Article Investment expenditure on sport infrastructure in Poland: diagnosis, general trends, and possible prospects // Journal of Physical Education and Sport. 2020. Vol. 20. P. 1106-1114.

Информация об авторах

Н.В. Андреев — генеральный директор МИП ООО «Центр прикладных исследований Финуниверситета»; К.К. Поздняков — кандидат экономических наук, PhD, директор АНО ДПО «Академия ПСБ»; Д. Загулова — доктор медицинских наук, доцент, руководитель центра дистанционного обучения.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors

N.V. Andreev — general director of SIC LLC «Center for applied research of Finuniversity»;

K.K. Pozdnyakov — PhD in Economics, director ANO PGPE «PSB ACADEMY»;

D. Zagulova — doctor of medical sciences, associate professor, head of the Distance Learning Center.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of

interests.

Статья поступила в редакцию 18.10.2021; одобрена после рецензирования 18.11.2021; принята к публикации 26.11.2021. The article was submitted 18.10.2021; approved after reviewing 18.11.2021; accepted for publication 26.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.