Научная статья на тему 'О КОНТРОЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ ПОЛНОМОЧИЯХ ВСЕКИТАЙСКОГО СОБРАНИЯ НАРОДНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ И ЕГО ПОСТОЯННОГО КОМИТЕТА'

О КОНТРОЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ ПОЛНОМОЧИЯХ ВСЕКИТАЙСКОГО СОБРАНИЯ НАРОДНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ И ЕГО ПОСТОЯННОГО КОМИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
105
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КНР / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ВСНП / ПОСТОЯННЫЙ КОМИТЕТ ВСНП / БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО КИТАЯ / ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ / ЗАКОН КНР О БЮДЖЕТЕ / PRC / FINANCIAL CONTROL / NPC / STANDING COMMITTEE OF THE NPC / BUDGET LAW OF CHINA / PARLIAMENTARY CONTROL / LAW OF THE PRC ON THE BUDGET

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трофимов Альберт Алексеевич

В статье предлагается анализ действующего бюджетно-правового регулирования полномочий Всекитайского Собрания Народных Представителей и его Постоянного Комитета в сфере публичного финансового контроля. Рассмотрены отдельные этапы бюджетного процесса в КНР, а также виды контроля, осуществляемого ВСНП и его ПК: предварительный, текущий и последующий. Отдельное внимание уделено формам парламентского контроля, используемым при проверке проекта центрального бюджета, внесении поправок в бюджет, утверждении итогового отчета об исполнении бюджета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE BUDGETARY SUPERVISORY POWERS OF THE NATIONAL PEOPLE’S CONGRESS AND ITS STANDING COMMITTEE

The article provides an analysis of the current legal regulation of budget powers of the National People's Congress and its Standing Committee in the field of public financial control in China. The different stages of the budget process are described, as well as the types of control carried out by the NPC and its Standing Committee: preliminary, current and subsequent. Special attention is paid to the forms of parliamentary control used in the audit of the draft central budget, amendments to the budget, approval of the final report on budget execution

Текст научной работы на тему «О КОНТРОЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ ПОЛНОМОЧИЯХ ВСЕКИТАЙСКОГО СОБРАНИЯ НАРОДНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ И ЕГО ПОСТОЯННОГО КОМИТЕТА»

ТРОФИМОВ Альберт Алексеевич,

аспирант Санкт-Петербургского государственного университета

albert. trofimov@gmail.com

О КОНТРОЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ ПОЛНОМОЧИЯХ ВСЕКИТАЙСКОГО СОБРАНИЯ НАРОДНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ И ЕГО ПОСТОЯННОГО

КОМИТЕТА

Аннотация. В статье предлагается анализ действующего бюджетно-правового регулирования полномочий Всекитайского Собрания Народных Представителей и его Постоянного Комитета в сфере публичного финансового контроля. Рассмотрены отдельные этапы бюджетного процесса в КНР, а также виды контроля, осуществляемого ВСНП и его ПК: предварительный, текущий и последующий. Отдельное внимание уделено формам парламентского контроля, используемым при проверке проекта центрального бюджета, внесении поправок в бюджет, утверждении итогового отчета об исполнении бюджета.

Ключевые слова: КНР, финансовый контроль, ВСНП, Постоянный Комитет ВСНП, бюджетное право Китая, парламентский контроль, Закон КНР о бюджете.

TROFIMOV Albert Alekseevich,

post-graduate student, Saint-Petersburg state University

ON THE BUDGETARY SUPERVISORY POWERS OF THE NATIONAL PEOPLE'S CONGRESS AND ITS STANDING COMMITTEE

Annotation. The article provides an analysis of the current legal regulation of budget powers of the National People's Congress and its Standing Committee in the field of public financial control in China. The different stages of the budget process are described, as well as the types of control carried out by the NPC and its Standing Committee: preliminary, current and subsequent. Special attention is paid to the forms of parliamentary control used in the audit of the draft central budget, amendments to the budget, approval of the final report on budget execution.

Key words: PRC, financial control, NPC, Standing Committee of the NPC, budget law of China, parliamentary control, Law of the PRC on the budget.

Всекитайское Собрание Народных Представителей (ВСНП), согласно Конституции КНР 1982 г., является высшим представительным органом государственной власти (ст. 58). Постоянно действующим органом ВСНП является его Постоянный Комитет (ПК) [4; 6; 8; 9]. Как ВСНП, так и его ПК имеют конституционный статус, поскольку их полномочия предусмотрены, в первую очередь, конституционными актами [10; 15]. В условиях отсутствия в Китае реализации принципа разделения властей важно включить в сферу изучения бюджетные полномочия не только ВСНП, но и ПК ВСНП, на который, как показывает законодательная практика в Китае, ложится основная правотворческая работа.

Внесенные в 2014 - 2018 гг. изменения в бюджетное законодательство материкового Китая дают основание обратиться к изучению современного китайского правового регулирова-

ния бюджетных полномочий законодательного (представительного) органа власти. Представляется, что анализ комплекса бюджетных полномочий ВСНП и его ПК в сфере финансового контроля позволит сформировать представление о статусе ВСНП и его ПК в бюджетных правоотношениях, восполнив пробел в отечественной литературе, оценить результативность реформы публичных финансов в КНР и выявить недостатки существующего правового регулирования.

В зарубежной литературе можно встретить критическое отношение к ранее действовавшему правовому регулированию, которое не в полной мере соотносилось с придаваемым Конституцией КНР статусом ВСНП [24; 25]. По мнению ряда авторов, ВСНП не обеспечивало несение правительством ответственности за расходование публичных финансов в интересах народа [11; 12; 13; 17; 21].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019

Статус ВСНП и ПК предопределяет наличие у них конституционных полномочий в различных сферах государственного управления, в том числе по осуществлению контроля и надзора в бюджетно-правовой сфере [19; 23]. При этом как ВСНП, так и ПК ВСНП следует отнести к таким органам, финансовая деятельность которых составляет лишь часть их компетенции.

Согласно абз. 1 ст. 83 Закона КНР о бюджете (в ред. 2018 г.) (далее - Закон о бюджете) ВСНП и его ПК осуществляют контроль за центральным и местными бюджетами и итоговыми отчетами об их исполнении. Однако полномочия ВСНП и ПК ВСНП по осуществлению контроля в финансово-бюджетной сфере закреплены не только в Конституции КНР и Законе о бюджете, но и в других законодательных актах. Среди них: Закон КНР об организации ВСНП (1982 г.), Закон КНР о контроле постоянных комитетов собрании народных представителей всех уровней (2006 г.) (далее - Закон о контроле ПК СНП), Регламент ВСНП (1989 г.), Регламент ПК ВСНП (2009 г.), Закон КНР об организации местных собраний народных представителей и местных правительств (2015 г.).

Изучение отдельных положений Закона о бюджете позволяет утверждать о существовании в бюджетном праве Китая принципа обязательности осуществления финансового контроля (ст. 37 (абз. 2), гл. 9). Несмотря на то что в при реализации этого принципа в Китае перечень субъектов, уполномоченных на осуществление контроля, не исчерпывается ВСНП и его ПК, эти органы власти занимают значимое место в системе публичного финансового контроля в Китае. Обратим внимание на то, что полномочиями по осуществлению финансового контроля обладают и местные собрания народных представителей, проблемы правового регулирования деятельности которых заслуживают отдельного изучения [14; 18; 21]; при этом некоторые рассуждения о реализации полномочий по контролю на центральном уровне могут быть применимы на нижестоящих уровнях в силу аналогичности выстроенной системы государственного управления.

Упомянутый принцип обязательного осуществления финансового контроля коррелирует с реализуемым в Китайской Народной Республике принципом управления государством на основе закона [6]. Такая взаимосвязь, в частности, выражается в требовании разработки, проверки, утверждения, контроля за бюджетом и итоговыми отчетами только в соответствии с положениями Закона о бюджете (ст. 2).

В теории выделяют предварительный, текущий и последующий виды финансового кон-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019

троля [1; 2; 5]. Рассмотрим более подробно, каким образом ВСНП и его ПК уполномочены на осуществление финансового контроля.

Полномочия по проверке и утверждению проекта бюджета традиционно относят к предварительному виду финансового контроля, поскольку он осуществляется до момента придания общеобязательного статуса акту об утверждении бюджета. Тем не менее, предварительный контроль осуществляется на этой стадии с определенной оговоркой, связанной с частотой проведения сессий ВСНП, о чем речь пойдет далее.

ВСНП уполномочено Законом о бюджете на проверку проектов центрального и местных бюджетов, центральный бюджет должен быть утвержден ВСНП (ст. 20, 43, гл. 5) [20]. На стадии проверки проекта центрального бюджета могут быть выявлены нарушения, допущенные разработчиком проекта, которые необходимо устранить, а также получены пояснения относительно содержательной части проекта бюджета. В случае, если проект бюджета не соответствует требованиям бюджетного законодательства, такой проект не подлежит утверждению ВСНП полностью.

Изменениями бюджетного законодательства в 2014 г. был обновлен порядок рассмотрения высшим представительным органом Китая проекта бюджета. Согласно новым правилам финансовое ведомство Госсовета КНР (Министерство финансов КНР) представляет предварительный проект центрального бюджета в Финансово-экономический комитет ВСНП для предварительной проверки за сорок пять дней до проведения ежегодной сессии ВСНП (ст. 44 Закона о бюджете). Затем по итогам изучения представленного проекта Финансово-экономический комитет ВСНП представляет в президиум ВСНП доклад о результатах проверки проектов центрального и местных бюджетов и о результатах их исполнения, в котором должны быть отражены, среди прочего, оценки соответствия проекта бюджета текущего года положениям бюджетного законодательства и его реальной исполнимости, предложения по утверждению проекта бюджета (ст. 49 Закона о бюджете).

Представляется, что установление специального порядка предварительного изучения проекта бюджета стало реакцией китайского законодателя на широкую критику положения дел, при котором ВСНП фактически не имело возможности осуществлять реальную проверку показателей проекта бюджета [17; 18; 21]. Отмечалось, что ВСНП в действительности не способно эффективно реализовать контрольные полномочия по ряду причин, среди которых выделялись временные ограничения осущест-

вления полномочий периодом проведения сессий ВСНП, отсутствие эффективных рабочих механизмов подготовки материала к заседаниям ВСНП, неполнота предоставляемой разработчиком проекта бюджета информации и т.п.

Упомянутое реформирование бюджетного законодательства Китая было призвано если не полностью решить укоренившиеся проблемы, то по крайней мере устранить основные препятствия в реализации бюджетных полномочий ВСНП в сфере финансового контроля.

Так, ст. 48 Закона о бюджете были введены конкретные критерии, которым следует уделять внимание ВСНП при основной проверке проектов бюджетов, среди которых: соответствие бюджетного планирования положениям законодательства, осуществимость политики доходов и расходов, ясность пояснений по вопросам, связанным с бюджетом и т.п. Значимой новеллой стали закрепленные требования к детализации и полноте информации, входящей в проект бюджета (ст. 47 Закона о бюджете).

Однако несмотря на обозначенную поправками в Закон о бюджете тенденцию по повышению эффективности реализации ВСНП своих полномочий следует отметить их некоторую фрагментарность и недостаточность. Представляется, что установление в бюджетном законодательстве конкретных сроков направления разработчиком проекта бюджета в ВСНП для предварительной проверки не способно само по себе окончательно решить вопрос ограниченного сессией ВСНП периода времени для оперативной доработки и принятия решения об утверждении бюджета. Кроме того, не был изменен порядок, при котором ВСНП не вправе самостоятельно изменять представленный на рассмотрение проект бюджета [3; 13]. Данное полномочие предоставлено только разработчику бюджета, что продолжает оставаться возможной предпосылкой снижения эффективности работы ВСНП в этом вопросе.

Обращаясь к упомянутым особенностям функционирования ВСНП следует отметить, что ВСНП проводит свои заседания один раз в год в течение нескольких дней, как правило, в марте соответствующего года [14]. Аналогичная ситуация наблюдается и на нижестоящих уровнях власти, собрания народных представителей на которых могут проводить свои сессии и позднее. При этом утверждению на соответствующей сессии ВСНП подлежит бюджет на текущий финансовый год, начавшийся с 1 января. Таким образом, существует период времени, в котором отсутствует определенность относительно объемов и направлений расходования публичных денежных фондов [13; 17]. Такое положение дел приводит к тому, что за период с начала финан-

сового года до момента утверждения проекта бюджета на соответствующий год ВСНП не имеет объективной возможности осуществить предварительный контроль.

В целях предотвращения «бюджетного вакуума» в такой период ст. 54 Закона о бюджете предусматривает возможность планировать и осуществлять расходы в рассматриваемый промежуток времени по определенным правилам с ориентацией на объемы расходов за аналогичный период времени прошлого года с обязательным разъяснением ВСНП осуществленных в таком порядке расходов. Акт об утверждении бюджета в такой ситуации будет распространять свое действие с обратной силой с 1 января текущего финансового года. Однако несмотря на наличие специальных правил в такой ситуации ВСНП не будет иметь возможность повлиять не изменение показателей уже частично исполненного бюджета, что в значительной степени нивелирует возможности ВСНП в сфере контроля на этом этапе.

Финансовый контроль осуществляется также на стадии внесения поправок в бюджет. Однако органом, уполномоченным на их проверку и утверждение является только ПК ВСНП. При наличии оснований, свидетельствующих о необходимости изменения ранее утвержденного бюджета (ст. 67, 71 Закона о бюджете), финансовое ведомство Госсовета КНР должно подготовить соответствующий план внесения поправок в Финансово-экономический комитет ВСНП для предварительной проверки за 30 дней до проведения заседания ПК ВСНП по вопросу проверки и утверждения плана внесения поправок в бюджет.

Аналогичный механизм предусмотрен для стадии проверки и утверждения итогового отчета об исполнении бюджета за прошедший финансовый год, который представляет собой последующий контроль. Так, Министерство финансов КНР направляет проект итогового отчета об исполнении центрального бюджета за предыдущий год в Финансово-экономический комитет ВСНП для предварительной проверки за 30 дней до проведения заседания ПК ВСНП по вопросу о проверке и утверждении итогового отчета об исполнении центрального бюджета (ст. 78 Закона о бюджете). В свою очередь, Финансово-экономический комитет ВСНП направляет доклад о результатах проверки проектов итоговых отчетов об исполнении бюджета в ПК ВСНП. ПК ВСНП при проверке проекта итогового отчета об исполнении бюджета должен обращать внимание на следующие вопросы: бюджетные доходы, реализация политики в области расходов, эффективность результатов использования ключевых расходов и фондов крупных инвести-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019

ционных проектов, исполнение и внесение поправок в бюджет соответствующего уровня, планирование и исполнение финансовых трансфертов, размер, структура, использование и погашение уже утвержденных займов (ст. 79 Закона о бюджете). Кроме того, в сферу внимания ПК ВСНП при проведении соответствующей проверки проекта итогового отчета должны попасть доклады по аудиторской проверке исполнения бюджета за предыдущий год и информация о других финансовых доходах и расходах, предоставленных правительством.

Реализация бюджетных полномочий ВСНП и ПК ВСНП по проверке и утверждению проекта бюджета, утверждению отчета об исполнении бюджета, неразрывно связана с реализацией некоторых форм парламентского контроля. Среди возможных форм такого контроля, предусмотренных действующим китайским законодательством, выделяют заслушивание и обсуждение докладов, направление запросов и вопросов, проведение расследований [7].

Такая форма парламентского контроля как слушания и обсуждения специальных рабочих докладов народных правительств прямо предусмотрена как обязательный элемент стадии проверки и утверждения бюджета (ст. 47, 79 Закона о бюджете) [23].

Однако представляется, что данная форма контроля может быть использована и в более широком формате, в том числе на стадии исполнения бюджета. Для этого ПК ВСНП вправе сформировать перечень вопросов и организовать слушания и обсуждения специальных докладов народного правительства, народных судов или народной прокуратуры. В Законе о контроле ПК СНП прописаны вопросы, подлежащие выяснению во время слушании и обсуждении специальных докладов (ст. 9), а также установлены четкие сроки и порядок предоставления докладов (ст. 12) [16]. Статьей 24 Регламента ПК ВСНП предусмотрена возможность принятия обязательной для исполнения резолюции по итогам слушаний и обсуждений докладов.

Другой формой контроля является направление запросов и вопросов [22]. Согласно ст. 85 Закона о бюджете, во время проведения сессий собраний народных представителей разных уровней и их ПК уровня уезда и выше депутаты или члены ПК могут в соответствии с оговоренными законом процедурами поднимать вопросы или направлять запросы, касающиеся бюджетов или итоговых отчетов, в соответствующие правительства или финансовые ведомства, которые должны своевременно дать ответы на них. Такая форма контроля может быть применима к вопросам реализации конкретных инвестиционных проектов, осуществления расходов правитель-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019

ственными фондами, фондами обязательного социального страхования и т.п. Более детальное правовое регулирование порядка принятия решения об использовании такой формы контроля предусмотрено ст. 73 Конституции КНР, ст. 16, 33 Закона об организации ВСНП, ст. 34 -38 Закона о контроле ПК СНП, гл. 5 Регламента ПК ВСНП.

ВСНП и его ПК наделены также полномочиями по проведению расследований по актуальным проблемам или конкретным вопросам, касающимся бюджета и итогового отчета о его исполнении (ст. 84 Закона о бюджете). Правительства, ведомства, подведомственные учреждения или частные лица, имеющие к этому отношение, должны сообщить достоверные сведения о сложившейся ситуации и предоставить необходимые материалы.

Общие правила реализации такой формы парламентского контроля предусмотрены ст. 71 Конституции КНР, ст. 39 - 43 Закона о контроле ПК СНП, ст. 38 Закона об организации ВСНП. ПК ВСНП при необходимости установления имеющих значение фактов по делам, входящим в их компетенцию и по которым необходимо вынести решение, может организовывать комиссии по расследованию определенных вопросов (ст. 39 - 43 Закона о контроле ПК СНП). Комиссия по расследованию представляет в ПК ВСНП доклад о расследовании, на основании которого ПК ВСНП может вынести решение или постановление.

Рассмотренные формы парламентского контроля свидетельствуют о том, что ВСНП и его ПК могут осуществлять, в том числе, текущий выборочный финансовый контроль в определенных пределах, что прямо Законом о бюджете не предусмотрено. Результаты, полученные в ходе применения различных форм контроля, могут послужить основанием для отмены Постоянным Комитетом ВСНП противоречащих Конституции КНР или законам принимаемых Госсоветом КНР административно-правовых актов, решений и приказов по бюджету и итоговому отчету. Отдельно может рассматриваться вопрос о привлечении виновных лиц к юридической ответственности в порядке гл. 10 Закона о бюджете.

Не менее важно также обратить внимание на направленность финансового контроля с точки зрения иерархии уровней власти. ВСНП и его ПК имеют полномочия по осуществлению финансового контроля не только на центральном уровне, но также, руководствуясь конституционным принципом демократического централизма (ст. 3 Конституции КНР), за нижестоящими уровнями власти. Об этом свидетельствуют полномочия ПК ВСНП, среди прочего, по отмене противоречащих Конституции КНР,

законам и административно-правовым актам местного законодательства и резолюций об утверждении бюджетов и итоговых отчетов, принимаемых собраниями народных представителей провинций, автономных районов и городов центрального подчинения и их ПК (ст. 20 Закона о бюджете).

Госсовет КНР вправе поставить перед ПК ВСНП вопрос об отмене резолюции нижестоящих компетентных органов, которой был утвержден итоговый отчет об исполнении нижестоящего бюджета (ст. 82 Закона о бюджете). Аналогичное правило предусмотрено для резолюций об утверждении местного бюджета (ст. 51 Закона о бюджете). В таком случае ПК ВСНП наделен полномочием по отмене принятых нижестоящими уровнями власти решений и формулировании предписаний об их изменении, доработке.

Отдельный интерес представляет такой механизм учета ПК ВСНП отдельных видов решений, принимаемых нижестоящими уровнями власти как регистрация ПК ВСНП направляемых народными правительствами документов. Так, Госсовет КНР обязан направлять в ПК ВСНП отчеты о консолидированных бюджетах и консолидированный бюджет для регистрации (ст. 23 и 50 Закона о бюджете соответственно). Из действующего законодательства не следует, что при получении указанных документов ПК ВСНП имеет полномочия по их полноценной проверке или утверждению, что свидетельствует скорее об учетном характере такого организационно-правового механизма.

Таким образом, существующее правовое регулирование предоставляет ВСНП и ПК ВСНП целый комплекс бюджетных полномочий по осуществлению финансового контроля, что предопределено их особым статусом в бюджетном процессе. Реализация предоставленных ВСНП и ПК ВСНП полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере способна обеспечить воплощение принципа управления государством на основе закона, а также ряда бюджетно-правовых принципов (принципа разработки, утверждения и контроля за бюджетами только в соответствии с законом, принципа эффективности, принципа обязательности осуществления контроля).

Список литературы:

[1] Вознесенский Э.А. Финансовый контроль в СССР. - М.: Юрид. лит., 1973. - 134 с.

[2] Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. - М.: Юриспруденция, 2000. - 192 с.

[3] Ильин А.В. Парламент и эффективное распределение бюджетных средств // Актуальные проблемы росс. права. - 2016. - № 4 (65). - С. 40 - 46.

[4] Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб.: в 4 т. Т. 4. Часть Особенная: страны Америки и Азии / отв. ред. Б.А. Страшун. - М.: Изд-во «НОРМА», 2001. -656 с.

[5] Ногина О.А. Контроль за деятельностью государственных внебюджетных социальных фондов: дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 1998. -232 с.

[6] Правовая система Китая: монография / П.В. Трощинский. - М.: ИДВ РАН, 2016. - 472 с.

[7] Современное право Китайской Народной Республики (обзор законодательства 1978 -2010 гг.). - М.: ИДВ РАН, 2012. - Ч. 2. - 192 с.

[8] Трощинский П.В. Актуальные вопросы организации и деятельности высших органов государственной власти КНР // Социально-политическая ситуация накануне XIX Съезда КПК. - М.: ИДВ РАН, 2017. - С. 117 - 133.

[9] Трощинский П.В. Конституционно-правовые основы организации и деятельности высших органов государственной власти КНР // Право и государство. - 2016. - № 2 (71). - С. 71 -76.

[10] Шарнина Л.А. К вопросу об определении правовой природы Всекитайского Собрания Народных Представителей КНР // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - № 24. - С. 23-26.

[11] Challenges for China's Public Spending: Conclusions and Recommendations [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www. oecd.org/eco/public-finance/challengesforchinas publicspendingconclusionsandrecommendations. htm (дата обращения: 10.10.2018).

[12] Jiang W. A Realistic Path to Implementing China's Budget Law // Social Sciences in China. - 2015. - № 3 (36). - P. 56 - 72.

[13] Li J., Wu J. Chinese government budgetary supervision of National People's Congress [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://www.westeastinstitute.com/ wp-content/uploads/2015/04/Li-and-Wu.pdf (дата обращения: 10.01.2019).

[14] Lin M, Ma J. On the Budgetary Supervision of Local People's Congress in China // Social Sciences in China. - 2013. - № 1 (34). - P. 78 - 103.

[15] Qianfan Z. The Constitution of China: a contextual analysis. - 2012. - 264 p.

[16] Report on the execution of the central and local budgets for 2017 and on the draft central and local budgets 2018 [Электронный ресурс] -Режим доступа: URL: http://online.wsj.com/ public/resources/documents/NPC2018_ Financial_English.pdf (дата обращения: 15.12.2018).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019

[17] Shulian D., Jun P. Reforming the Budgeting Process in China // OECD Journal on Budgeting. - 2011. - № 1. - P. 75 - 89.

[18] Xiaonan L. Public budgeting reform in China: theory and practice. - 2015. - 228 p.

[19] Zhang S., Budgetary supervision in China: an institutional perspective of provincial people's congress. - 2015. - P. 182.

[20] »1. 2011. 237 OT.

[21] 2014. 139 OT.

[22]

me^. - 2009. -

№ 4 (10). - OT 13-18.

[23] iffi^,

M®^. - 2005. - № 6. - OT 28-32.

[24] ^gjj. 2010.

180 OT.

[25] iSfe ^TOTMS^^S«^. 2014. 125 OT-

Spisok literatury:

[1] Voznesenskij Je. A. Finansovyj kontrol' v SSSR. - M.: Juridicheskaja literatura, 1973. - 134 c.

[2] Gracheva E. Ju. Problemy pravovogo regulirovanija gosudarstvennogo finansovogo kontrolja. - M.: Jurisprudencija, 2000. - 192 c.

[3] Il'in A.V. Parlament i jeffektivnoe raspredelenie bjudzhetnyh sredstv // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. - 2016. - № 4 (65). - S. 40 - 46.

[4] Konstitucionnoe (gosudarstvennoe) pravo zarubezhnyh stran: ucheb.: v 4 t. T. 4. Chast' Osobennaja: strany Ameriki i Azii / otv. red. prof. B. A. Strashun. - Izd-vo «NORMA», 2001.- 656 s.

[5] Nogina O.A. Kontrol' za dejatel'nost'ju gosudarstvennyh vnebjudzhetnyh social'nyh fondov: dis. ... kand. jurid. nauk. - SPb., 1998. -232 s.

[6] Pravovaja sistema Kitaja: monografija / P.V.Troshhinskij. - M.: IDV RAN, 2016. - 472 s.

[7] Sovremennoe pravo Kitajskoj Narodnoj Respubliki (obzor zakonodatel'stva 1978 - 2010 gg.). - M.: IDV RAN, 2012. - Ch. 2. - 192 s.

[8] Troshhinskij P.V. Aktual'nye voprosy organizacii i dejatel'nosti vysshih organov gosudarstvennoj vlasti KNR // Social'no-politicheskaja situacija nakanune XIX S#ezda KPK. - M.: IDV RAN, 2017. - S. 117 - 133.

[9] Troshhinskij P.V. Konstitucionno-pravovye osnovy organizacii i dejatel'nosti vysshih organov gosudarstvennoj vlasti KNR // Pravo i gosudarstvo. - 2016. - № 2 (71). - S. 71 - 76.

[10] Sharnina L.A. K voprosu ob opredelenii pravovoj prirody vsekitajskogo sobranija narodnyh

predstavitelej KNR // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. - 2008. - № 24. S. 23-26.

[11] Challenges for China's Public Spending: Conclusions and Recommendations [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://www.oecd. org/eco/public-finance/challengesforchinaspubli cspendingconclusionsandrecommendations.htm (data obrashhenija: 10.10.2018).

[12] Jiang W. A Realistic Path to Implementing China's Budget Law // Social Sciences in China. - 2015- № 3 (36). - P. 56 - 72.

[13] Li J., Wu J. Chinese government budgetary supervision of National People's Congress [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https://www.westeastinstitute.com/ wp-content/uploads/2015/04/Li-and-Wu.pdf (data obrashhenija: 10.01.2019).

[14] Lin M., Ma J. On the Budgetary Supervision of Local People's Congress in China // Social Sciences in China. - 2013. - № 1 (34). - P. 78 - 103.

[15] Qianfan Z. The Constitution of China: a contextual analysis. - 2012. - 264 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[16] Report on the execution of the central and local budgets for 2017 and on the draft central and local budgets 2018 [Elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: URL: http://online.wsj.com/ public/resources/documents/NPC2018_ Financial_English.pdf (data obrashhenija: 15.12.2018).

[17] Shulian D., Jun P. Reforming the Budgeting Process in China // OECD Journal on Budgeting. - 2011. - № 1. - P. 75 - 89.

[18] Xiaonan L., Public budgeting reform in China: theory and practice. - 2015. - 228 p.

[19] Zhang S., Budgetary supervision in China: an institutional perspective of provincial people's congress. - 2015. - P. 182.

[20] Liu C. Studies on Legal Control of Fiscal Expenditures. - 2011. - 237 p.

[21] Zhang F. The Study of Public Budget Supervision System. - 2014. - 139 p.

[22] Lin S., Zhu T. Comparative Study on Financial Supervision Legal System of China and France and Its Implications // Journal of Jiangsu Institute of Technology (Social Science Edition). -

2009. - № 4 (10). - P. 13 - 18.

[23] Wang S., Rich B. The legal control of the budget also discusses the amendment of the budget law // Finance and trade economy. - 2005. - № 6. -P. 28 - 32.

[24] Luo C. A Study on the Democratic Reform on Chinese Government's Budgeting. -

2010.- 180 p.

[25] Hu J. Study of Supervision on Fiscal Expenditure in the View of Law. - 2014. - 125 p.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.