Научная статья на тему 'О конституционно-правовом статусе правоохранительной службы'

О конституционно-правовом статусе правоохранительной службы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
124
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правоохранительная служба / конституционно-правовой статус / law enforcement service / constitutional and legal status

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Василий Дмитриевич Самойлов, Шамиль Магомедович Нурадинов, Александра Владимировна Земскова

Становление и развитие правоохранительных органов в качестве институтов Российской Федерации в сфере общественной безопасности осуществляется, преимущественно, на основе отечественных традиций. Вместе с тем, для совершенствования в РФ правоохраны учитываются приемлемые модели аналогичных зарубежных органов. С исторической компаративистики и концептуально-правовых позиций авторы обосновывают тренды в части конституционно-правового статуса правоохранительной службы РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Василий Дмитриевич Самойлов, Шамиль Магомедович Нурадинов, Александра Владимировна Земскова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the constitutional and legal status of the law enforcement service

The formation and development of law enforcement agencies as institutions of the Russian Federation in the field of public security is carried out mainly on the basis of domestic traditions. At the same time, in order to improve law enforcement in the RF, acceptable models of similar foreign bodies are taken into account. From historical comparative studies and conceptual and legal positions, the authors substantiate trends in the constitutional and legal status of the law enforcement service of the RF.

Текст научной работы на тему «О конституционно-правовом статусе правоохранительной службы»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 354:34

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-4-194-197 NIION: 2003-0059-4/22-378 MOSURED: 77/27-003-2022-04-577

О конституционно-правовом статусе правоохранительной службы

Василий Дмитриевич Самойлов1, Шамиль Магомедович Нурадинов2, Александра Владимировна Земскова3

1 Омское отделение Академии военных наук, Омск, Россия, vas.samoylow2016@yandex.ru 2,3 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

2 trianonnn2017@mail.ru

Аннотация. Становление и развитие правоохранительных органов в качестве институтов Российской Федерации в сфере общественной безопасности осуществляется, преимущественно, на основе отечественных традиций. Вместе с тем, для совершенствования в РФ правоохраны учитываются приемлемые модели аналогичных зарубежных органов. С исторической компаративистики и концептуально-правовых позиций авторы обосновывают тренды в части конституционно-правового статуса правоохранительной службы РФ.

Ключевые слова: правоохранительная служба, конституционно-правовой статус

Для цитирования: Самойлов В. Д., Нурадинов Ш. М., Земскова А. В. О конституционно-правовом статусе правоохранительной службы // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 4. С. 194-197. https:// doi.org/10.24412/2073-0454-2022-4-194-197.

Original article

On the constitutional and legal status of the law enforcement service

Vasily D. Samoilov1, Shamil M. Nuradinov2, Alexandra V. Zemskova3

1 Omsk Branch of the Academy of Military Sciences, Omsk, Russia, vas.samoylow2016@yandex.ru

2,3 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

2 trianonnn2017@mail.ru

Abstract. The formation and development of law enforcement agencies as institutions of the Russian Federation in the field of public security is carried out mainly on the basis of domestic traditions. At the same time, in order to improve law enforcement in the RF, acceptable models of similar foreign bodies are taken into account. From historical comparative studies and conceptual and legal positions, the authors substantiate trends in the constitutional and legal status of the law enforcement service of the RF.

Keywords: law enforcement service, constitutional and legal status

For citation: Samoilov V. D., Nuradinov Sh. M., Zemskova A. V. On the constitutional and legal status of the law enforcement service. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(4):194-197. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-4-194-197.

Введение. В формате периодической модернизации различных сфер жизнедеятельности граждан Российской Федерации (далее — РФ), их семей в современном социуме возрастает теоретическая и практическая значимость конституционно-правового законодательства, которое призвано обеспечить веру граждан в силу закона, содействовать общественной

безопасности, установлению правопорядка.

В связи с этим динамично мировоззрение на место и роль органов правоохраны в противодействии преступлениям и иным правонарушениям в различных сферах жизни общества. Претерпевает кардинальные изменения модель функционирования сферы право-охраны. За 30 лет современной РФ наработана право-

© Самойлов В. Д., Нурадинов Ш. М., Земскова А. В., 2022

JURISPRUDENCE

охранительная практика, которая позволяет органам исполнительной власти адекватно реагировать на нарушения ряда норм действующего законодательства. В то же время органы правоохраны на федеральном, региональном и местном уровнях должны упрежда-юще противодействовать возможным правонарушениям, пресекать проявления коррупции, нелегальную миграцию, обеспечивать качественную защиту прав и свобод граждан РФ, информационную открытость своей деятельности. В изложенном целеполагании органы правоохраны наделены властными полномочиями [1, ст. 72 б), ст. 114 е)]. Несомненно, что каждый гражданин РФ должен быть законопослушным и вправе рассчитывать на правовые гарантии своей государственной защиты, а тот, кто преступил какую-либо норму закона, должен знать о неотвратимости наказания.

Вместе с тем, правоохрана испытывает потребности в профессионалах, высококвалифицированных, способных защищать права и законные интересы граждан РФ. Общество нуждается в сотрудниках правоохраны, озабоченных не жаждой собственной наживы, а служением людям по закону, способных обеспечить их права и свободы, требовать исполнения конституционных обязанностей [2; 3; 5].

Материалы и методы. Государственно-правовая сущность, структура и содержание правоохранительной службы исследованы в научных работах Брат-ко А. Г. (1991); Жаданова И. Л. (1993); Семенова В. М., Скуратова Ю. И. (1998); Зубова И. Н. (2000); Безлепки-на Б. Т., Савюка Л. К., Черникова В. В. (2001); Божье-ва В. П., Григониса Э. П., Гуценко К. Ф., Ковалева М. А. (2002); Галустьяна О. А., Гриненко А. В., Жарикова Ю. С. (2004); Артемьева А. М. и Шелеповой С. А. (2008); Яковлева В. А. (2012); Самойлова В. Д. (2019) и др.

Различным аспектам правоохраны посвящено свыше 130 научных трудов и исследований. Фактически процесс государственно-правового регулирования правоохраны в РФ начался в конце XX в. Тем не менее, при разработке правовой основы правоохранительной службы нельзя замыкаться на правоприменительной функции отдельных органов исполнительной власти, ибо это характерно для полицейского, но не правового государства. Поэтому цели, задачи и полномочия органов правоохраны на федеральном и региональном уровне должны охватывать совокупность социально-правовых и культурно-нравственных явлений [4, с. 191; 5, с. 49-77].

По нашему мнению, недостаточное внимание к формированию основ правоохраны объясняется необходимостью преодоления ведомственных препятствий и барьеров в рамках перманентных административных реформ [7]. Государственно-правовое регулирование правоохранительной службы в России осуществляется в двух формах: с одной стороны, цен-

трализованно в системе федеральных органов исполнительной власти (далее — ФОИВ), с другой — децентрализовано, согласно правоустановлениям для каждого ФОИВ во всех 85 субъектах РФ.

Результаты. В процессе историко-правового анализа отечественных и иностранных органов право-охраны авторами обоснованы: закономерности — правоохранительные, социально-экономические, политические [5, с. 89-90]; противоречия — в социально-экономической, демографической, политико-правовой, экологической, природоохранной среде [1; 5, с. 220]; принципы — адекватности, интеграции, экономичности, целостности и адаптивности; тенденции — межведомственная интеграция; общественный контроль; переход на 24-часовой режим; лицензирование отдельных аспектов деятельности юридических лиц органами правоохраны; демократизация; создание интегрированного института правоохраны; упреждение, предупреждение и пресечение трансграничной оргпреступности; совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы правоохраны на основе компьютерных образовательных технологий и моделей; внедрение в органах правоохраны автоматизированных систем и средств [3; 5, с. 196-216; 6, с. 162].

В свою очередь, повышение эффективности право-охраны требует изыскания новых подходов к структуре и модели её функционирования в рамках формирования правоохранительной службы РФ. Для этого следует учитывать детерминирующие субъективные и объективные факторы: законодательные, обусловленные слабой нормативной правовой основой правоохранительной службы; внутригосударственные, связанные с изменившимся характером противодействия организованной преступности в стране и мире, появлением новых источников угроз безопасности общества и людей; международные — необходимость международной интеграции для противодействия терроризму, трансграничной преступности, нелегальной миграции, торговле людьми и наркобизнесу и др. [4, с. 191; 8].

Обсуждение. Разработка проблемных вопросов государственно-правового регулирования статуса институтов исполнительной власти на примере органов правоохраны представляется актуальной научной задачей. Необходимость теоретических изысканий в сфере правоохраны закономерно и объективно актуализирует важность научного обоснования перспектив интеграции в РФ правоохранительных органов, создания и укрепления сети их разрозненно функционирующих территориальных органов.

Ключевая проблема исследования заключается в развитии основных положений конституционного права в сфере создания эффективной институциональной основы для формирования в РФ перспективной

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

правоохранительной службы и разработке предложений и рекомендаций органам исполнительной власти по совершенствованию институтов правоохраны на федеральном и территориальном уровне [2; 6].

Гипотетически возникшее противоречие, с одной стороны, между потребностями государства в эффективно функционирующих органах правоохраны, с другой — моделью их существующей структуры, можно разрешить оптимизацией действующего конституционно-правового статуса для формирования правоохранительной службы РФ. Подчеркнем, что понятие «правоохранительная служба» в системе государственной службы России (профессиональной службе россиян по обеспечению исполнения полномочий) введено Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ» (ст. 7). С того времени правоохранительная служба как вид федеральной государственной службы представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению законности, безопасности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите свобод и прав человека и гражданина [5, с. 276-281].

В процессе анализа сущности понятия «правоохранительная служба» авторами были учтены следующие обстоятельства:

а) отнесение к правоохранительной службе «функции по обеспечению безопасности» требует однозначного ответа на вопрос: какой безопасности? Мы полагаем, что в данном случае речь должна идти о безопасности личности, семьи, общества и государства в области обеспечения общественной безопасности [2, ст. 13, 37, 55-56, 71-72, 74, 82, 98 и 114];

б) государственная служба определяет профессиональные полномочия именно российских граждан (во всех законах слово «гражданин» подразумевает «гражданин Российской Федерации», а иностранный гражданин и апатрид (лицо без гражданства) обычно объединяются под понятием «иностранный гражданин») [1, ст. 6, 62-63; 4];

в) правоохранительная служба охватывает федеральный, окружной, региональный, районный и местный уровни; г) некорректность применения данного понятия в его определении «на должностях правоохранительной службы», ибо перечень таких должностей должен определить законодатель;

г) полагаем, что полномочия / функции законности и правопорядка должны предшествовать функции безопасности, ибо реализация последней основана на безусловном соблюдении первых двух;

д) в слове «представляющей» более корректно применение окончания «ий», как относящегося к слову «вид»;

е) выражение «по борьбе с преступностью» предполагает, что любой правоохранитель заведомо знает, с кем будет бороться. В связи с этим более корректным нам представляется выражение типа «противодействие преступности» (своевременным выявлением, упреждением и др.) [1, ст. 114].

Заключение. Итак, под правоохранительной службой в Российской Федерации как виде государственной службы, обосновано понимать реализацию российскими гражданами в государственных органах, организациях и учреждениях установленных полномочий по обеспечению законности, правопорядка, безопасности личности, семьи, общества и государства, противодействию преступности, защите и охране прав и свобод человека и гражданина. По нашему мнению, обоснованное определение сущности и содержания правоохранительной службы РФ, представляется закономерным понятием и термином для того, чтобы в существующей структуре правоохранительных органов определить их конституционно-правовой статус в целом, а также каждого органа в отдельности.

Список источников

1. Конституция РФ от 25 декабря 1993 г. (от 01.07.2020) // Российская газета - Федеральный выпуск № 144 (8198). 2020. 4 июля.

2. Нурадинов Ш. М., Самойлов В. Д., Селезнёва К. В. Профессиональная подготовка кадров для сферы миграции : конституционно-правовые аспекты реализации государственной миграционной политики // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 1. С. 184-187.

3. Нурадинов Ш. М., Самойлов В. Д. О многообразии идей в сфере миграции. Теоретико-правовые аспекты // Государственная служба и кадры. 2019. № 2. С. 19-23.

4. Панов А. И., Самойлов В. Д. Миграция как социально-экономическое явление // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2018. № 3(19). С. 191-196.

5. Самойлов В. Д. Методика преподавания юридических дисциплин в системе высшего образования России : курс лекций / В. Д. Самойлов. М. : РУСАЙНС, 2018. 320 с.

6. Самойлов В. Д., Соловьёва М. Л. Институт российского гражданства как инструмент обеспечения безопасности государства (экс-пертно-аналитическая оценка) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия : Экономика и право. 2018. № 7. С. 162-165.

7. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Российская газета. 2003. 31 мая; [Электронный ресурс]. URL: http://

JURISPRUDENCE

komitet4.km.duma.gov.ru/upload/site28/58-FZ_ na_01.01.2021.pdf (дата обращения: 29.01.2022).

8. Яковлев В. А. От правоохранительных органов к созданию правоохранительной службы России : конституционно-правовой аспект // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2012. С. 100-102.

References

1. Constitution of the R.F. of December 25, 1993 (from 01.07.2020) // Rossiyskaya gazeta-Federal Issue No. 144 (8198). 2020. July 4.

2. Nuradinov Sh. M., Samoylov V. D., Selezneva K. V. Professional training for the sphere of migration : constitutional and legal aspects of the implementation of the state migration policy // Education. The science. Scientific personnel. 2020. № 1. P. 184-187.

3. Nuradinov Sh. M., Samoilov V. D. On the diversity of ideas in the field of migration. Theoretical and legal aspects // Civil service and personnel. 2019.

№ 2. P. 19-23.

4. Panov A. I., Samoilov V. D. Migration as a socioeconomic phenomenon // Economic and socio-humanitarian studies. 2018. № 3(19). P. 191-196.

5. Samoilov V. D. Methods of teaching legal disciplines in the higher education system of Russia: course of lectures. Moscow : RUSAINS, 2018. 320 p.

6. Samoilov V. D., Solovyova M. L. Institute of Russian citizenship as a tool for ensuring state security (expert-analytical assessment) // Modern science : actual problems of theory and practice. Series: Economics and Law. 2018. № 7. P. 162-165.

7. Federal Law № 58-FZ of May 27, 2003 «On the system of Public service of the Russian Federation» // Rossiyskaya Gazeta. 2003. May 31.

8. Yakovlev V. A. From law enforcement agencies to the creation of the law enforcement service of Russia : constitutional and legal aspect // Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the MIA of Russia. 2012. P. 100-102.

Информация об авторах

В. Д. Самойлов — корреспондент Вестника Омского отделения Академии военных наук, доктор педагогических наук, кандидат военных наук, профессор, ветеран военной службы, полковник запаса, пенсионер МВД России;

Ш. М. Нурадинов — профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор, заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации;

А. В. Земскова - профессор кафедры Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России.

Information about the authors

V. D. Samoilov — Correspondent of the Bulletin of the Omsk branch of the Academy of military sciences, Doctor of Pedagogical Sciences, Candidate of Military Sciences, Professor, Veteran of military service, Colonel of the reserve, Pensioner of the Ministry of Internal Affairs of Russia;

Sh. M. Nuradinov — Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Legal Sciences, Professor, Honored Employee of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation;

A. V. Zemskova — Professor of the Department of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, Doctor of Legal Sciences, Professor, Honored Lawyer of Russia.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 18.02.2022; одобрена после рецензирования 06.06.2022; принята к публикации 11.07.2022.

The article was submitted 18.02.2022; approved after reviewing 06.06.2022; accepted for publication 11.07.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.