Научная статья на тему 'О КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИСПАНСКОГО ВИНА НА МИРОВОМ РЫНКЕ'

О КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИСПАНСКОГО ВИНА НА МИРОВОМ РЫНКЕ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
116
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИСПАНИЯ / ЭКСПОРТ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Львова Алла Олеговна

Многие страны занимаются производством вина. У каждой из них есть свои особенности технологий, уникальные наименования. В статье проведен анализ мирового рынка вина и оценена конкурентоспособность одного из основных мировых экспортеров этого напитка - Испании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON COMPETITIVENESS OF SPANISH WINE IN THE WORLD MARKET

Many countries produce different types of wines. Each one possesses its special technologies, unique wine brands. The article analyzes the world wine market and assesses the competitiveness of one of the world's main exporters of this drink, Spain.

Текст научной работы на тему «О КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИСПАНСКОГО ВИНА НА МИРОВОМ РЫНКЕ»

4. Навигационные ориентиры инновационного евразийского мышления и взаимодействия / В.И. Цой, К.Т. Кусаинов, А.М. Федорук. - Караганда, 2020

5. President Ilves annab tana ule esimese e-residendi kaardi Архивировано 6 февраля 2015 года. Estonian Development Foundation, 1 Dec 2014 (in Estonian) (Accessed on February 6, 2015)

6. Cyrus Farivar Estonia wants to give us all digital ID cards, make us "e-residents" Ars Technica, December 8, 2014 (Accessed on October 26, 2015)

7. Microsoft founder Bill Gates becomes an Estonian e-resident (англ.), Estonian World (18 October 2018). Дата обращения 26 октября 2018.

8. What is e-Residency | How to Start an EU Company Online (англ.). e-Residency. Дата обращения: 26 октября 2018.

9. Электронное резидентство Эстонии позволяет цифровым предпринимателям создавать и управлять компанией в ЕС в Интернете. Эл. ресурс: https://e-resident.gov.ee.

Literature:

1. Message from the President of the Republic of Kazakhstan K.K. Tokayev to the people of Kazakhstan. Kazakhstan in a new reality: time for action. Methodological guide, 2020.

2. Message of the President of the Republic of Kazakhstan - Leader of the Nation Nursultan Nazarbayev to the people of Kazakhstan "Strategy Kazakhstan-2050": a new political course of the established state". Astana, 2012. E-mail. resource: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1200002050.

3. The mechanism for issuing a single-entry visa for foreigners in electronic format. Email resource: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=37992847#pos=4;-100.

4. Navigational guidelines for innovative Eurasian thinking and interaction / V.I. Tsoi, K.T. Kusainov, A.M. Fedoruk - Karaganda, 2020.

5. President Ilves annab tana ule esimese e-residendi kaardi Archived February 6, 2015. Estonian Development Foundation, 1 Dec 2014 (in Estonian) (Accessed on February 6, 2015).

6. Cyrus Farivar Estonia wants to give us all digital ID cards, make us "e-residents" Ars Technica, December 8, 2014 (Accessed on October 26, 2015).

7. Microsoft founder Bill Gates becomes an Estonian e-resident, Estonian World (18 October 2018). Date of treatment October 26, 2018.

8. What is e-Residency | How to Start an EU Company Online (English). e-Residency. Date of treatment: October 26, 2018.

9. Estonian e-residency allows digital entrepreneurs to create and manage a company in the EU on the Internet. https://e-resident.gov.ee.

О КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИСПАНСКОГО ВИНА НА МИРОВОМ РЫНКЕ

Львова Алла Олеговна

Старший преподаватель Дипломатическая академия МИД России

ON COMPETITIVENESS OF SPANISH WINE IN THE WORLD MARKET

Lvova Alla Olegovna

Senior lecturer

Diplomatic Academy of Russia's Foreign Ministry

Аннотация. Многие страны занимаются производством вина. У каждой из них есть свои особенности технологий, уникальные наименования. В статье проведен анализ мирового рынка вина и оценена конкурентоспособность одного из основных мировых экспортеров этого напитка - Испании.

Abstract. Many countries produce different types of wines. Each one possesses its special technologies, unique wine brands. The article analyzes the world wine market and assesses the competitiveness of one of the world's main exporters of this drink, Spain.

Ключевые слова: конкурентоспособность, Испания, экспорт

Keywords: competitiveness, Spain, export

Солнечная Испания - это страна тореадоров, хамона и вина. И в этом нет ничего удивительного. Страна обладает прекрасными климатическими условиями для выращивания почти любых растений: от пшеницы и ячменя до фиников и табака. На долю сельского хозяйства приходится 2,6% ВВП страны и в нем трудятся 2,5% населения. При этом около % плодородных земель страны занято виноградниками и оливковыми деревьями. Страна уже длительное время держит первенство по количеству земель, занятых виноградниками (Таблица 1).

Таблица 1.

Страна Площадь (га) %

Испания 939283 13,6

Китай 775975 11,2

Франция 743924 10,7

Италия 670085 9,7

Турция 416907 6

США 404969 5,8

Аргентина 220848 3,2

Чили 215000 3,1

Португалия 178884 2,6

Румыния 175320 2,5

Однако, несмотря на первое место в мире по количеству земель, занятых виноградниками, Испания лишь 5я страна в мире по количеству собранного винограда (Таблица 2).

Таблица 2.

Производство винограда в мире

Страна Производство (тонн) %

Китай 13,083,000 17.6

Италия 7,169,745 9.7

США 6,679,211 9.0

Франция 5,915,882 8.0

Испания 5,387,379 7.3

Турция 4,200,000 5.7

Индия 2,922,000 3.9

ЮАР 2,032,582 2.7

Чили 2,000,000 2.7

Аргентина 1,965,206 2.6

Сорт винограда варьируется от региона страны. Так, например, в Галисии выращивают виноград сорта Альбариньо, а в Каталонии - Макабео. Однако больше всего в стране растет винограда сорта Айрен и Макабео. Самый продуктивный регион - Кастилья-Ла-Манча. В нем производят почти 46% всего винограда Испании. 9/10 всего винограда в стране выращивается для производства вина, о чем свидетельствует объем произведенного в Испании напитка (Рис 1. Общий объем произведенного в Испании вина).

Мировой рынок вина уже давно определился со своими лидерами. Несмотря на глобальный тренд к сокращению употребления спиртных напитков, отрасль остается одной из самых привлекательных на рынке. Объем производства достиг одного из своих максимальных значений с 2000г. (рис. 2. Объем производства вина в мире).

Лидером по производству среди стран является Италия, сумевшая за последние несколько лет опередить Францию (Рис.3). Италия также является и основным экспортером этого напитка в другие

страны.

Рис. 3. Мировые производители вина

В Европе ежегодно увеличивается производство вина. За 2018 год свое производство увеличили Италия, Франция, Испания, Германия, Румыния и другие. Снижение объемов зарегистрировано только в Греции и Португалии.

Соединенные Штаты Америки уже три года держат свое производство на одном и там же уровне. Огромными темпами растет производство вина в Южной Америке. За прошедший год Аргентина увеличила объем произведенного в стране вина на 23%, а Чили на 36%. Лидером по темпу роста за 2018 г. стала Грузия. Она стала производить на 53% больше вина, чем годом ранее.

Как уже было сказано, основной сорт, из которого производят вино в Испании - это Айрен. Он не относится к благородным, не требует специального ухода и не обладает ярким и запоминающимся вкусом.

Таким образом, большую часть произведенного в стране вина нельзя причислить к элитному. Однако несомненным плюсом является цена и от этого соотношение цена-качество.

Средняя стоимость производства одной бутылки вина в Испании варьируется в зависимости от региона. Однако, ее экспортная цена на материковой части не превышает 5 евро за литр (Рис.4).

Рис. 4. Средняя экспортная стоимость вина в зависимости от региона

Если сравнить мировые цены на этот благородный напиток, то становится понятной природа популярности испанских вин. Оптовая цена на 1 литр вина в Испании в три раза меньше, чем во Франции, и почти в два раза меньше, чем в Италии (Рис.5).

Рис. 5. Средняя оптовая и розничная цена за 1 литр вина по странам

Если оценивать качество вина по климату, в котором производится виноград, то очевидно, что в Ла-Риохе, одном из основных винодельческих регионов Испании, вегетационный период длится с марта по ноябрь или даже до начала декабря. В то время как в наиболее важных регионах Франции или Италии, он длится с марта по первую половину октября и соответственно со второй половины апреля до конца ноября. Более продолжительный вегетационный период означает более зрелый виноград и возможность получения вина лучшего качества.

Кроме того конкурентоспособность испанского вина поддерживается его продажами в виде балка, т.е. не разлитым в бутылки. Это снижает цену на исходный товар, который поставляется в другие страны в цистернах, а уже затем разливается либо в бутылки, либо в другую упаковку. Большая часть такого товара не относится к элитным винам, но если импортер не пытается мошенничать с качеством исходного продукта, то в торговую сеть поступает продукция достойного качества.

Не все испанские производители в восторге от такой ситуации. Так примерно 20 лет назад власти региона Ла-Риоха (Северная Испания) на законодательном уровни приняли требование к производителям разливать свое вино в бутылки на месте. Поскольку объем вина, продаваемого как балк, в Ла-Риохе был незначительным, такое требование было возможно претворить в жизнь. В других регионах объем продаж небутилированного вина значительно выше. Хотя качество строго контролируется.

Таким образом, испанские вина хорошо известны своим вкусом, часто немного более тяжеловатым относительно своих соседей, однако с фруктовыми и цветочными нотами. Все это они получают благодаря особой заботе о виноградниках и традиционному рецепту - в Испании придают большее значение традиции, чем в Италии или Франции, производство которых предназначенной для массового экспорта. Хотя Ла-Риоха является одним из самых известных регионов на испанской винной карте, определенно необходимо продвигать вина из разных регионов. Они отличаются друг от друга больше, чем самые известные вина из Франции и Италии. Ключом к пониманию испанских вин является их вкус, где качество, игнорируя закон философии, не превращается в количество, а производители пытаются найти самый приятный вкус вина, а не просто заработать деньги, как это происходит в других странах, о чем свидетельствуют сообщения прессы о постоянных подделках вина.

Список источников:

1. https://datos.bancomundial.org/indicador/NV.AGR.TOTL.ZS?end=2018&locations=ES&most_recent_ value_desc=false&start= 1995&view=chart

2. https://blogagricultura.com/estadisticas-uva-produccion/

3. https://blogagricultura.com/estadisticas-uva-produccion/

4. http://www.mikbab.com/wordpress/?p=859

5. https://www.mapa.gob.es/es/estadistica/temas/estadisticas-agrarias/memofinalvinedo_tcm30-121437.pdf

6. https://es.statista.com/estadisticas/476330/produccion-de-vino-en-espana/

7. https://www.vinetur.com/2018112148793/la-produccion-mundial-de-vino-alcanza-los-27900-millonesde-litros-en-2018-un-13 -mas.html

8. http://www.oiv.int/public/medias/6305/oiv-comunicado-de-prensa-los-datos-de-la-coyuntura-vitivin-c.pdf

9. https://elpais.com/elpais/2015/04/14/media/1429040956_083284.html?rel=mas

10. https://elpais.com/elpais/2015/04/14/media/1429040956_083284.html?rel=mas

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КАЗАХСТАНА В СФЕРЕ ТУРИЗМА

Ыдырыс Серикбай Садуацасулы

д.э.н., профессор Менлибай Жазира Женизкызы

магистрант международного казахско-турецкого университета имени Х.А.Ясауи.

Казахстан, г. Туркестан

POTENTIAL OPPORTUNITIES OF KAZAKHSTAN IN THE FIELD OF TOURISM

Idris Serikbay Sadvakasovich

Doctor of Economics, Professor Menlibay Zhazira Zhenizkyzy

master's student of the International Kazakh-Turkish University

named after H.A. Yasawi.

Kazakhstan, Turkestan

Аннотация. В данной статье рассматривается потенциальные возможности Казахстана в сфере туризма. В работе отмечается выгодное геополитическое положение страны, политическое стабильность, наличие исторических архитектурно-градостроительных комплексов, природных ландшавтов, флоры и фауны.

Annotation. This article examines the potential opportunities of Kazakhstan in the field of tourism. The paper notes the favorable geopolitical position of the country, political stability, the presence of historical architectural and urban complexes, natural landshaves, flora and fauna.

Ключевые слова: индустрия туризма, уникальность памятников, природных ладшавтов, флора и фауна.

Keywords: tourism industry, uniqueness of monuments, natural landscapes, flora and fauna.

Интеграция Республики Казахстан в мировое сообщество требует развития новых секторов национальной экономики, которые могут быть конкурентоспособными в определенных нишах на мировом рынке. Одним из приоритетных направлений может стать индустрия туризма, носящая межотраслевой характер. Этому способствует принятие целого ряда нормативно-правовых актов, направленных на создание и развития данной отрасли национальной экономики.

Историческими предпосылками развития туризма в РК является становление Великого Шёлкового пути, начало существования которого относится к 3 тысячелетию до н.э.

С обретением независимости в Казахстане была сформирована правовая основа для возрождения и развития в стране туризма.

В 1992 году был принят Закон Республики Казахстан «О туризме», ныне утративший силу ввиду выхода в 2001 году Закона Республики Казахстан «О туристской деятельности. Данный закон определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы туристической деятельности на территории республики. Для развития туризма в стране было принято несколько Постановлений Правительства республики. Прежде всего это документы по лицензированию туристической деятельности, Указ Президента РК О Государственной программе Республики Казахстан «Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюрко-язычных государств, создание инфраструктуры туризма» от 27 февраля 1998 г., «Об утверждении правил лицензирования туристской деятельности» от 14 сентября 2001 г. №1213; Концепция развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2020 года. Программа по развитию перспективных направлений туристской индустрии Республики Казахстан на 2020 - 2025 годы,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1993 году РК вступила во Всемирную Туристскую Организацию. Подписаны межгосударственные соглашения о сотрудничестве в сфере туризма с разными странами, в частности с Турцией, Египтом, Ираном, Китаем, Венгрией, Израиль, Кыргызстаном.

Казахстан имеет все возможности для формирования конкурентоспособной и высокоприбыльной индустрии туризма: выгодное геополитическое положение страны, политическая стабильность, уникальность памятников, наличие исторических архитектурно-градостроительных комплексов, наличие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.