Научная статья на тему 'О конференции «Живая Этика и Культура. Идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни»'

О конференции «Живая Этика и Культура. Идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
116
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О конференции «Живая Этика и Культура. Идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни»»

ОТ РЕДАКТОРА • FROM THE EDITOR

И. Ю. Александров

О конференции «Живая Этика и Культура. Идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни»

I. J. Aleksandrov

About the conference «Living Ethics and Culture. Ideas heritage of the Roerich family in our life»

11-12 февраля 2011 года в Санкт-Петербургском университете культуры и искусств состоялась научная конференция «Живая Этика и Культура. Идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни»1.

Николай Константинович Рерих (18741947) относится к плеяде выдающихся деятелей русской и мировой культуры. Художник, ученый, путешественник, общественный деятель, писатель, мыслитель - его многогранное дарование по своей величине часто сравнивают с дарованием выдающихся мыслителей и художников эпохи Возрождения. Творческое наследие Н. К. Рериха огромно -более семи тысяч картин, рассеянных по всему свету, бесчисленные литературные произведения - книги, очерки, статьи, дневники... Рерих является автором идеи и инициатором Международного договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха), основателем международного движения в защиту Культуры. Пакт Рериха (лат. - Pax Cultura, англ. - The Roerich Pact) - первый в истории международный договор об охране культурного наследия, установивший преимущество защиты культурных ценностей перед военной необходимостью, был подписан в Вашингтоне представителями двадцати одной американской республики 15 апреля 1935 года. 14 мая 1954 года Конференция ООН и ЮНЕСКО в Гааге приняла международную «Конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта» и протокол к ней, в основу которых легли сформулированные Рерихом идеи.

Многоплановую деятельность Н. К. Рериха, его жены Елены Ивановны Рерих, сыновей Юрия Николаевича Рериха (ученого-вос-токоведа с мировым именем) и Святослава Николаевича Рериха (художника, мыслителя и общественного деятеля) невозможно понять без Учения Живой Этики, переданного этой, выполнявшей посредническую миссию, семье Махатмами Востока. Учение Живой Этики представляет собой сделанную Е. И. Рерих литературную обработку записей бесед членов семьи Рерихов с Учителями, руководившими их жизнью и вдохновлявшими их. На книгах Живой Этики не указывается автор, содержание их вмещает многовековую мудрость Учителей Востока. О Рерихах написано много и будет написано много более известного к настоящему времени.

Поднимая рериховскую тематику на научной конференции в стенах нашего Университета, ее организаторам хотелось, прежде всего, указать на неповторимую новизну всего связанного с этой необычной семьей. Многоплановость творчества Рерихов как нельзя лучше соответствует профилю нашего Университета. Идеи Рерихов нашли отражение в философии, искусстве и педагогике. В основе рериховского наследия лежит понятие Культуры (в рериховском высоком понимании это слово должно писаться с прописной буквы). Ученые насчитывают несколько сотен определений этого понятия. Рерихи связывали этимологию слова культура с древним индоевропейским корнем «ур». Во вступлении к первой книге «Мир Огненный» из серии книг Учения Живой Этики говорится: «Ур есть

• Том 203 • Живая Этика и Культура: идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни •

7

От редактора • From the Editor

корень Света Огня. С незапамятных времен это Светоносное Начало привлекало сердца многих народов. Так из прошлых Заветов перенесемся в будущие достижения». Культура есть почитание света огня духовных традиций. Таким образом, Культура в рериховском наследии неразрывна с главенствующей в мироздании огненной стихией. Культурный человек - это трансформатор и носитель огненной психической энергии, преображающей несовершенство окружающего мира.

В рериховском наследии много говорится о культуре мышления, о необходимости для любого человека стремиться к красоте во всем, к преодолению в себе ветхого и отжившего, не соответствующего новой ступени эволюции сознания. Структура факультетов и кафедр нашего Университета позволяет вносить в работу со студентами и аспирантами новаторские идеи рериховского наследия, использовать все новое, что является магнитом будущих достижений человечества, какими бы далекими не казались они в наши дни. Учебные программы всех факультетов СПбГУ-КИ могут почерпнуть вдохновляющие идеи и передовые мысли из рериховского наследия.

Конференция привлекла исследователей, в различной степени знакомых с наследием семьи Рерихов. Среди участников были те, для кого Живая Этика много лет является светлым ориентиром в потоке дней. Организаторы стремились, чтобы огонь сердец этих докладчиков дошел до молодого поколения обучающихся в Университете студентов. Для некоторых профессоров и преподавателей конференция напротив стала первым знакомством с многогранной деятельностью Рерихов. Организаторы надеются, что знакомство это может перерасти в глубокое изучение книг Живой Этики, а также применение его Основ в учебном процессе. В Живой Эти-

ке намечены перспективные пути развития человеческой культуры, которые потенциально могут быть реализованы, требуют конкретных нововведений в различных областях жизни. В связи с этим хотелось максимально широко рассмотреть современную культуру, увидеть в ней все созвучное рериховским идеям. Отсюда такое внимание к докладам физиков: синергетические представления очень близки картине мира, положения которой могут быть собраны в целостное миропонимание из книг Живой Этики. Прозвучал целый ряд очень интересных, близких идеям Живой Этики педагогических и психологических докладов. Были интересные доклады, посвященные традиционным духовным учениям. Рериховское наследие часто трактуют в русле идей русского космизма. Различные оценки этого явления современной культуры прозвучали в докладах. На конференции были внимательно выслушаны и докладчики, критично относящиеся как к идеям кос-мистов, так и к Живой Этике. Организаторы стремились избежать любых проявлений сектантской узости и мировоззренческой нетерпимости. Научные конференции позволяют взвешенно обсуждать хорошее и плохое в научных теориях, психологических практиках и духовных учениях.

Выражаем искреннюю признательность за содействие в выпуске сборника литературному редактору У. А. Косяковой, переводчику и редактору английских текстов кандидату технических наук Е. А. Левинтовой, корректору Н. Л. Александровой.

Организаторы выражают надежду, что читатель найдет в публикуемых статьях то светлое, что требует от нас дальнейшего проведения конференций «Живая Этика и Культура. Идеи наследие семьи Рерихов в нашей жизни» в стенах СПбГУКИ.

Примечания

1 См.: Александров И. Ю. Культура - ключевое понятие наследия Рерихов // Газета СПбГУКИ. 2011. № 8 (1347), февр. С. 6.

8 • Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств • 2014^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.