Научная статья на тему 'О КОМПОЗИТОРЕ МУХАММАДЕ АТАДЖАНОВЕ'

О КОМПОЗИТОРЕ МУХАММАДЕ АТАДЖАНОВЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
368
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИТОР / ИСКУССТВО / КОНЦЕРТ / ПРОИЗВЕДЕНИЕ / МУЗЫКА / НОТА / ОРКЕСТР / ДИРИЖЕР / ЖАНР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тураев Ю.Ш.

одним из ярких представителей композиторской школы Узбекистана является Мухаммад Атаджанов. Сын Хорезмского народа родился в городе Ургенч, в 1959 году в творческой семье. Мать, Бикажан Рахимова - талантливая, всенародная любимица, является народной артисткой Узбекистана, отец - Атаджанов Абдушариф Атаджанович, известный в Узбекистан, как великий организатор, талантливый композитор и музыкант, является заслуженным артистом Узбекистана. Лауреат международных конкурсов, композитор, пианист, доцент Государственной консерватории Узбекистана, академик международной академии наук - «Турон», Мухаммад Атаджанов завоевал признание и авторитет не только в Узбекистане, но и во многих странах мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE COMPOSER MUHAMMAD ATAJANOV

оne of the brightest representatives of the composing school of Uzbekistan is Muhammad Atajanov. The son of the Khorezm people was born in the city of Urgench, in 1959 in a creative family. Mother, Bikazhan Rakhimova, is a talented, popular favorite, People's Artist of Uzbekistan, father - Atajanov Abdusharif Atadzhanovich, known in Uzbekistan as a great organizer, talented composer and musician, is an Honored Artist of Uzbekistan. Laureate of international competitions, composer, pianist, associate professor of the State Conservatory of Uzbekistan, academician of the international academy of sciences - “Turon”, Muhammad Atajanov won recognition and authority not only in Uzbekistan, but also in many countries of the world.

Текст научной работы на тему «О КОМПОЗИТОРЕ МУХАММАДЕ АТАДЖАНОВЕ»

О КОМПОЗИТОРЕ МУХАММАДЕ АТАДЖАНОВЕ Тураев Ю.Ш.

Тураев Юнус Шарипович - и.о. профессора, кафедра эстрадного пения, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: одним из ярких представителей композиторской школы Узбекистана является Мухаммад Атаджанов. Сын Хорезмского народа родился в городе Ургенч, в 1959 году в творческой семье. Мать, Бикажан Рахимова - талантливая, всенародная любимица, является народной артисткой Узбекистана, отец - Атаджанов Абдушариф Атаджанович, известный в Узбекистан, как великий организатор, талантливый композитор и музыкант, является заслуженным артистом Узбекистана. Лауреат международных конкурсов, композитор, пианист, доцент Государственной консерватории Узбекистана, академик международной академии наук - «Турон», Мухаммад Атаджанов завоевал признание и авторитет не только в Узбекистане, но и во многих странах мира.

Ключевые слова: композитор, искусство, концерт, произведение, музыка, нота, оркестр, дирижер, жанр.

ABOUT THE COMPOSER MUHAMMAD ATAJANOV Turayev Yu.Sh.

Turayev Yunus Sharipovich - Acting Professor, DEPARTMENT VAUDEVILLE CHANT, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: онв of the brightest representatives of the composing school of Uzbekistan is Muhammad Atajanov. The son of the Khorezm people was born in the city of Urgench, in 1959 in a creative family. Mother, Bikazhan Rakhimova, is a talented, popular favorite, People's Artist of Uzbekistan, father - Atajanov Abdusharif Atadzhanovich, known in Uzbekistan as a great organizer, talented composer and musician, is an Honored Artist of Uzbekistan.

Laureate of international competitions, composer, pianist, associate professor of the State Conservatory of Uzbekistan, academician of the international academy of sciences - "Turon", Muhammad Atajanov won recognition and authority not only in Uzbekistan, but also in many countries of the world. Keywords: composer, art, concert, work, music, note, orchestra, conductor, genre.

УДК 078

Яркие события в творческой жизни композитора являются его авторские концерты, встречи с молодежью во многих музыкальных учреждениях Узбекистана, в программах которых он исполняет, в основном, свои произведения, рассказывает о своих замыслах, делится своими размышлениями о музыкальном искусстве, его воспитательной роли. Также, находясь в Европе, М. Атаджанов дал множество встреч, мастер классы в музыкальных учебных заведениях, концертов во многих городах Франции, Германии и Швейцарии. Зрители восторженно аплодировали талантливому исполнению стоя, не скрывая восхищения и удивления виртуозному исполнителю из Узбекистана. В программу входили не только собственные классические, академические, джазовые и другие произведения, но произведения мировых классиков: Ф. Шопена, С. Рахманинова, П.И. Чайковского, Л. Бетховена, Дж. Гершвина, Кл. Дебюсси, и другие. В 2012 г. на закрытии международного фестиваля Синема Азиатик в г. Везуль, М. Атаджанов был приглашен для участия в галаконцерте. А в 2013 году, благодаря президенту музыкальной академии Франции Раймонду Валли, в Париже, были выпущены компакт диски, где были записаны фортепианные произведения Мировых классиков в исполнении Мухаммада Атаджанова и к каждому произведению были опубликованы ноты с изображением исполнителя. Став членом музыкальной ассоциации Франции, ему было предложено дирижирование эстрадным оркестром, для которого были написаны четыре произведения: «Панорама», «Джаз-вальс», «Фон-Акватик» и песню для солиста, хора и оркестра на слова писателя Османа и в этом же году еще были выпущены диски группы «Лям де Лест». Кроме этого М. Атаджанов организовал множество групп. За период пребывания в Европе М.Атаджанов написал произведения для различных жанров: Фортепианный цикл «Дни недели», две сонаты для фортепиано, этюды и другие пьесы.

В 2015 г. М. Атаджанов был приглашен в Республику Карелия, были даны множество сольных концертов во многих городах Республики Карелия, участвовал во Всероссийском конкурсе «Лаулу» и был удостоен диплома как «Лучший исполнитель». За период пребывания в Карелии им были написаны

произведения для русского народного оркестра, «Русский вальс» для аккордеона, «Фейерверк» для ударных и фортепианных, песни - "Карелия", "Белые Мосты" и другие.

По заказу Хорезмского театра им. Огахи было написано переложение для симфонического оркестра музыкальной драмы его отца Абдушарипа Атаджанова «Ошик Гарип ва Шахсанам».

Работая в тесном контакте с известным художником и скульптором Д. Уразбаевым, М. Атаджанов написал целый цикл произведений к картинам, который назвал - «Музыка к картинам». В 2017 г. состоялось открытие выставки в музее искусств Узбекистана, где композитор исполнял свои произведения.

2018 г., посвященный году Республики Узбекистан в Республике Казахстан, были исполнены множество произведений М. Атаджанова, которые исполнял оркестр народных инструментов Казахстана под управлением казахского дирижера Рохата Мадреева.

Духовный мир М. Атаджанова очень богат и привлекает своей искренностью и скромностью. Его произведения отличаются необыкновенной красочностью и яркой индивидуальностью.

В 1982 году Мухаммад окончил с отличием фортепианный факультет Ташгосконсерватории. Он самобытный и оригинальный пианист, обладающий яркой индивидуальностью, играющий свободно, артистично и одухотворенно. Но, не остановившись на достигнутом, в 1984 г. поступил на композиторский факультет, в класс Народного артиста Узбекистана, профессора Б.Ф. Гиенко, где получил специальное второе образование. После окончания консерватории началась его активная творческая деятельность, как пианиста,композитора и педагога. Впоследствии стали появляться одно за другим яркие, собственные произведения Мухаммада Атаджанова. Важное место в творчестве композитора являются фортепианные произведения: фортепианные циклы, этюды, среди которых очень известны такие как: «Соприкосновение», «Вечерний Ташкент», «Гульдаста», «Арал», «Вояж» и многие другие. Также для фортепиано с камерным оркестром, масштабные циклы, дуэты для двух фортепиано, програмные миниатюры, произведения для детей и многие другие. Особое место в творчестве М.Атаджанова занимают крупные полотна: опера Ошикнома, музыкально-хореографическая композиция «Диаглесса», симфонии «Урганжи», сюиты, девяти инструментальных концертов, четырех сонат, музыки к драмам и комедиям «Хар кимки вафо килса» и «Чирогимни ким екади» и другие. Одаренный в музыкальном отношении М. Атаджанов обладает абсолютным слухом и памятью.

Произведения композитора характеризуются взаимодействием двух тенденций - это национального начала и современного мышления. Его творчество - это постоянный поиск и эксперементирование, которое служит точному выражению мыслей, чувств и состояния души. Каждому произведению он придает большую выразительность и индивидуальную окраску.

Кроме вышеуказанных произведений, М. Атаджановым написано множество романсов и песен: «Писанд», «Бахор», «Белые ночи», «Лунный сад», «Я и Ты», «Свеча», «Блики», «Свеча», «Кидирмадим», «Гульчечак», «Блики» и другие.

Романс «Писанд» М. Атаджанов написал на стихи Навои для высокого голоса, который написан в свободной форме и ощущается размах и поэмность сочинения. Стихи великого Навои оказались созвучными современным чувствам и музыкальному мышлению композитора. Романс вводит нас в возвышенный и и волшебный мир поэзии, романтические акварельные краски сочетаются с теплотой, лирической доверительностью. Широкая распевность мелодии органично сочетается с изысканностью, узорчатой затейливостью мельчайших звуковых деталей.

Романс «Бахор» написан на стихи Ихтияра Ризо, посвящен весеннему празднику Навруз, как символу вечного возрождения природы, как празднику весеннего обновления, и представляет вокально-фортепианную фреску, поэтичного гимна природе и человеку, гимну всему живому на Земле. В романсе композитор передает не только общий смысл и настроение стиха, но и жизнеутверждающую силу, ритм стихотворения, где происходит слияние музыки с поэтическим текстом.

Романс "Белые ночи" написан на стихи Нури, поэтической музы композитора, вдохновляющей его на создание изумительных жемчужин вокальной лирики, посвященный Петербургу, таинственной природе, атмосфере в период белых ночей. В музыке романса передана светлая лирика поэтического текста. Жанровым истоком является баркарола, которая опирается на традицию русского романса XIX века, и, в частности, вокальных сочинений М. Глинки. Используя жанр баркаролы композитор сразу вводит слушателя в атмосферу Петербурга, с его феноменом белых ночей, романс характеризуется богатыми красками, гармонического языка, многообразными тональными нюансами, мажоро-минорными тонами.

Песня-романс «Лунный сад» (слова Нури) - поэтичное, лирическое вокальное сочинение, пленяющее своим изысканным колоритом. Герой, погруженный в блаженный сон любви, в таинственную волшебную ночь приносит в дар своей возлюбленной букеты из лунных цветов. Гамма лирических чувств очень хорошо выражена в построении формы произведения, включающий куплет и припев, разрастающийся в широкую поэму. Композитор использует красочные темброво-колористические приемы, волнообразные октавные последовательности в партии, используя красочные аккорды, образуя

закругленные фразы лирико-сосредоточенного состояния, светлого созерцания, в процессе которого рождается поэтическая мысль, выражающая лирическое чувство.

Дуэт «Я и Ты» (слова Нури) представляет собой диалог Волны и Ветра, символически ассоциирующийся с диалогом Женщины и Мужчины. Идея диалога Волны и Ветра восходит к третьему симфоническому эскизу "Море" Дебюсси, который называется Разговор ветра с морем, но в отличие от Дебюсси в произведении М. Атаджанова нет драматизма яростного разгула морской стихии. Общность обнаруживается в торжественно-гимническом завершении произведения, воспевающем гимн любви. В музыке выражены человеческие чувства, страстные и искренние в своих проявлениях. В музыке композитор свободно дублирует голоса героев, приобретая характер вальсового кружения, приводя к патетическому восторгу любовного чувства Волны и Ветра.

Вокальная лирика составляет одну из самых ярких притягательных сфер творчества М.Атаджанова, талантливого композитора и пианиста. Музыка его звучит особенно. Слушая его вокальные сочинения, испытываешь чувство соприкосновения с миром добра, красоты, искренности и душевной щедрости. Эмоциональная непосредственность сочетается с благородной манерой высказывания, высоким художественным вкусом и интеллектом. Вокальные сочинения композитора отличаются лаконичностью, ясностью мысли, целенаправленностью конструктивного плана, интонационной насыщенностью вокальной партии, богатством пианистичной фортепианной фактуры.

Список литературы /References

1. Джурабекова С. Мухаммад Отажонов. Ташкент, 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.