Научная статья на тему 'О КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ К ПЛАНИРОВАНИЮ И ПОТРЕБЛЕНИЮ ТЭР НА КОМПРИМИРОВАНИЕ ГАЗА ПРИ ЕГО ТРАНСПОРТИРОВКЕ ПО МАГИСТРАЛЬНЫМ ГАЗОПРОВОДАМ'

О КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ К ПЛАНИРОВАНИЮ И ПОТРЕБЛЕНИЮ ТЭР НА КОМПРИМИРОВАНИЕ ГАЗА ПРИ ЕГО ТРАНСПОРТИРОВКЕ ПО МАГИСТРАЛЬНЫМ ГАЗОПРОВОДАМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
299
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / СОБСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ НУЖДЫ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ПОТРЕБЛЕНИЕ / ЭКОНОМИЯ / ТРАНСПОРТ ГАЗА / КОМПРЕССОРНАЯ СТАНЦИЯ / КОМПРИМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитин Виталий Геннадьевич, Яценко И.А., Халикова Э.Р., Маланичев Вадим Александрович

В статье на основе обобщения результатов опытно-экспериментальной работы, проведенной в «Газпром трансгаз Югорск» и ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород», раскрываются основные способы снижения потребления топливно-энергетических ресурсов на транспорт газа, доказавшие наибольшую эффективность. Постулируется необходимость достижения комплексного экономического эффекта от внедрения новых технологий управления затратами ресурсов на транспортировку газа, способных усовершенствовать программу энергосбережения предприятий ПАО «Газпром». Обосновывается результативность технологии автоматизации планирования потребления топливно-энергетических ресурсов на основе математического моделирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Никитин Виталий Геннадьевич, Яценко И.А., Халикова Э.Р., Маланичев Вадим Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON AN INTEGRATED APPROACH TO PLANNING AND CONSUMPTION OF FUEL AND ENERGY RESOURCES FOR GAS COMPRESSION DURING ITS TRANSPORTATION THROUGH MAIN GAS PIPELINES

The article summarizes the results of the pilot work carried out in "Gazprom Transgaz Yugorsk" and "Gazprom Transgaz Nizhny Novgorod", and reveals the main ways to reduce the consumption of fuel and energy resources for gas transportation, which have proven the most effective. The article postulates the need to achieve a comprehensive economic effect from the introduction of new technologies for managing the cost of resources for gas transportation, which can improve the energy saving program of Gazprom's enterprises. The effectiveness of the technology of automation of fuel and energy resources consumption planning based on mathematical modeling is justified.

Текст научной работы на тему «О КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ К ПЛАНИРОВАНИЮ И ПОТРЕБЛЕНИЮ ТЭР НА КОМПРИМИРОВАНИЕ ГАЗА ПРИ ЕГО ТРАНСПОРТИРОВКЕ ПО МАГИСТРАЛЬНЫМ ГАЗОПРОВОДАМ»

УДК 330.524:620.92

О КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ К ПЛАНИРОВАНИЮ И ПОТРЕБЛЕНИЮ ТЭР НА КОМПРИМИРОВАНИЕ ГАЗА ПРИ ЕГО ТРАНСПОРТИРОВКЕ ПО МАГИСТРАЛЬНЫМ ГАЗОПРОВОДАМ

В.Г. Никитин1, И.А. Яценко2, Э.Р. Халикова3, В.А. Маланичев4

1-3ПАО «Газпром», 190000, Россия, Санкт-Петербург, Московский пр.-т, 156А; 4АО «ГИДРОАЭРОЦЕНТР», 140180, Московская обл, город Жуковский, улица Луч, 1б.

В статье на основе обобщения результатов опытно-экспериментальной работы, проведенной в «Газпром трансгаз Югорск» и ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород», раскрываются основные способы снижения потребления топливно-энергетических ресурсов на транспорт газа, доказавшие наибольшую эффективность. Постулируется необходимость достижения комплексного экономического эффекта от внедрения новых технологий управления затратами ресурсов на транспортировку газа, способных усовершенствовать программу энергосбережения предприятий ПАО «Газпром». Обосновывается результативность технологии автоматизации планирования потребления топливно-энергетических ресурсов на основе математического моделирования.

Ключевые слова: Топливно-энергетические ресурсы, энергосбережение, собственные технологические нужды, планирование, потребление, экономия, транспорт газа, компрессорная станция, компримирова-ние.

ON AN INTEGRATED APPROACH TO PLANNING AND CONSUMPTION OF FUEL AND ENERGY RESOURCES FOR GAS COMPRESSION DURING ITS TRANSPORTATION

THROUGH MAIN GAS PIPELINES

V. G. Nikitin, I. A. Yatchenko, E. R. Khalikov, V. A. Malanichev

PJSC "Gazprom" ,190000, Russia, Saint Petersburg, Moskovsky ave., 156A;

JSC "HYDROAEROCENTER", 140180, Moscow region, Zhukovsky city, Luch street, 1b.

The article summarizes the results of the pilot work carried out in "Gazprom Transgaz Yugorsk" and "Gazprom Transgaz Nizhny Novgorod", and reveals the main ways to reduce the consumption of fuel and energy resources for gas transportation, which have proven the most effective. The article postulates the need to achieve a comprehensive economic effect from the introduction of new technologies for managing the cost of resources for gas transportation, which can improve the energy saving program of Gazprom's enterprises. The effectiveness of the technology of automation of fuel and energy resources consumption planning based on mathematical modeling is justified.

Keywords: Fuel and energy resources, energy saving, own technological needs, planning, consumption, economy, gas transport, compressor station, compression.

Введение

При реализации Концепции энергосбережения ПАО «Газпром» (Концепция) [1] целевыми показателями энергетической эффективности производственно-технологических процессов на период 2011 - 2020 гг. является снижение удельных расходов природного газа на собственные технологические нужды (СТН) и потери в основных видах деятельности Общества не менее 11,4%. На магистральный транспорт газа приходится основная часть затрат топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) - 83 % [1]. Доля энергии, потребляемой газотранспортными (ГТ)

дочерними обществами (ДО) на компримирова-ние и охлаждение газа без учета стравливания газа при ремонте линейных участков, составляет не менее 97% от всего объема потребления ТЭР на транспорт газа. При этом отчетные данные по ГТ ДО за период 2015 - 2018 г.г. выявляют рост объема транспорта газа и одновременно увеличение удельных расходов природного газа и электроэнергии на компримирование газа в газоперекачивающих агрегатах (ГПА) и охлаждение в аппаратах воздушного охлаждения (АВО) (табл. 1).

1Никитин Василий Геннадьевич, первый заместитель начальника Департамента, e-mail: Nikitin@adm.gazprom.ru;

2Яценко И.А., кандидат технических наук, e-mail: Yatchenko@Adm.Gazprom.ru;

3Халикова Э.Р. e-mail: e.khalikova@adm.gazprom.ru;

4Маланичев Вадим Александрович, кандидат физико-математических наук, Генеральный Директор, e-mail:vam@gats.ru.

Таблица 1 - Соотношение объема транспорта газа и удельных расходов ТЭР на компримирование и охлаждение газа в ПАО «Газпром» за 2015-2018 г.г.

Причины увеличения затрат тэр на компримирование газа и пути их снижения

Объем затрат ТЭР при транспортировке газа по магистральному газопроводу определяется физическими законами. На компрессорной станции (КС) воспроизводится энергия потока, которая расходуется в процессе транспортировки газа по линейному участку магистрального газопровода. На отрезке АЬ удельный расход топливного газа дгг или электроэнергии №эгпа, приведенные к товаротранспортной работе (ТТР), на воспроизводство энергии газового потока в ГПА зависят от следующих факторов:

Топливно — энергетические ресурсы Товаротранспрнтная работа

где Цтг - расход топливного газа;

№эгпа - расход электроэнергии; дкц - объем транспорта газа; X - коэффициент сопротивления; Омг - диаметр газопровода; Z - коэффициент сжимаемости газа; Т - температура газа; Р - давление газа; ттгпа - КПД ГПА.

Таким образом, удельный расход ТЭР существенно зависит от объема транспорта газа. Из приведенной зависимости следует:

1. Для наиболее характерной средней загрузки газотранспортной системы (ГТС) в 7080% и увеличение объема транспорта газа на 1% потребление ТЭР вырастает на 3%, а удельное потребление, соответственно, на 2%.

Результаты статистической обработки эмпирических данных по потреблению ТЭР на компримирование подтверждают зависимость расхода ТЭР на компримирование и охлаждение газа от объема транспорта газа. На рис. 1 и 2 представлены такие зависимости для ООО «Газпром трансгаз Югорск» и ООО «Газпром

трансгаз Нижний Новгород», эти дочерние об-

Рисунок 2 - Кубическая зависимость расхода ТЭР от объема транспорта газа в ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» [11, С. 184]

2. Снижение проходного сечения линейных участков и, в частности, отключение ремонтных участков приводит к росту потребления ТЭР, так как локально возрастает объем транспорта газа по соседним ниткам газопровода. Чем меньше ниток, тем существеннее влияние отключенных участков. Например, из расчетов следует, что отключение одного 30-ти километрового участка по-разному влияет на расход топливного газа на последующей КС при различном количестве ниток МГ, а именно: расход топливного газа увеличивается:

- на 8% при 10-ниточном МГ,

- на 15% при 6-ниточном МГ,

- на 42% при 3-ниточном МГ [11, разд.

1.3.4].

Данная зависимость заставляет газотранспортные организации (ГТО) концентрировать усилия на ремонте, в первую очередь, газопровода в коридоре с малым числом ниток.

Удельный расход

Относительный топливно-энерге-

Год объем транспорти- тических ресурсов

руемого газа / товаро-транс-портная работа

2015 1,00 1,00

2016 1,03 0,99

2017 1,11 1,05

2018 1,15 1,08

щества имеют достаточно однородную структуру ГТС: преимущественно магистральный газопровод (МГ) на 7,5 МПа.

Рисунок 1 - Кубическая зависимость расхода ТЭР от объема транспорта газа в ООО «Газпром трансгаз Югорск» [10, С. 36-37]

ТЭР, усл.ед. ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород"

0,8 0,6 0,4 0,2

/

/

7

----

0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0 Объем транспорта газа, усл.ед.

3. При снижении давления и увеличении температуры транспортируемого газа затраты ТЭР также растут. Для снижения затрат на транспорт газа на выходе КС давление газа необходимо поддерживать максимально возможным, а температуру газа - минимально возможной.

Расчеты показали, что, в среднем, повышение давления газа на выходе КС на 0,1 МПа позволяет сэкономить 4% топливного газа, снижение температуры газа на выходе КС на 5°С также позволяет сэкономить 4% топливного газа [10, С.33-35, 43].

4. Снижение шероховатости магистральных труб приводит к уменьшению перепада давления транспортируемого газа между КС и, соответственно, к снижению затрат ТЭР. Так, изменение шероховатости гладкостных труб МГ с 0,03 до 0,01 дает экономию 20% топливного газа [10, С.38].

5. При одном и том же среднегодовом объеме транспорта газа увеличение колебаний объема транспорта «зима-лето» приводит к увеличению потребления ТЭР (рис. 3).

ТЭР

КИМ

/ /

f

/

Увеличе из-за ко/ тран ние затр шбаний >ат ТЭР

объема аза V /

спорта

/

t/

летним

Объем транспорта газа

Рисунок 3 - Увеличение расхода ТЭР при сезонном колебании объема транспорта газа [10, С.36]

6. Повышение КПД ГПА является хоть и значительным, но лишь одним из факторов уменьшения потребления ТЭР на транспорт газа. КПД ГПА складывается из КПД ГТУ, падающего при снижении нагрузки, и КПД ЦБН, изменяющегося в зависимости от объема прокачки газа через ГПА и степени сжатия (рис. 4).

Таким образом, КПД ГПА зависит от режима транспорта газа и конфигурации ГТС. Оптимальный выбор режимов и конфигурации ГТС позволяет повысить КПД ГПА и тем самым снизить затраты ТЭР. Может показаться, что создание дополнительного гидравлического сопротивления позволяет вывести ГПА в более эффективный режим и, в конечном счете, привести

к экономии ТЭР. Такой метод может применяться при снижении объема прокачки газа как вынужденная мера. Это, за исключением редчайших случаев, глубокое заблуждение, так как центробежный нагнетатель (ЦБН) не может менять характеристики по принципу «зима-лето». Одним из видов создания дополнительного гидравлического сопротивления является включение цехов на транзитный проход газа по МГ, минуя КС. Техническое переоснащение ГПА, в том числе замена нагнетателя, позволяет согласовать режим работы ГПА с режимами работы ГТС, что также приводит к снижению расходов ТЭР. Однако это относится к затратным мероприятиям, поэтому в каждом случае предполагаемого переоснащения ГПА необходим детальный расчет затрат и ожидаемого эффекта от экономии ТЭР.

£

1.1

120 140 160 180 200 220 240 260 280 300 320 340

Объем газа, м3/мин

Рисунок 4 - КПД ГПА (зеленым цветом обозначена оптимальная зона работы ГПА) [11, С. 20]

7. Для поддержания оптимальной температуры газа рекомендуется включать все АВО газа (при условии поддержания температуры газа выше 0°С вдоль всего МГ), но на малое энергопотребление - 10-20% от номинальной мощности электропривода (больше нецелесообразно, так как охлаждение газа в АВО существенно нелинейно). Это достигается регулировкой вентиляторов. При невозможности регулировки вентиляторов АВО на малое энергопотребление необходима модернизация АВО. В настоящее время целесообразна также замена штатных металлических рабочих колес на композитные с оптимальной аэродинамической формой, установка коллекторов плавного входа воздуха или установка композитных диффузоров также с оптимальной обтекаемой аэродинамической формой вместо штатных коротких металлических с острым краем, где происходит срыв воздушного потока.

ТЭР, усп.ед.

Пересмотр подхода к планированию затрат ТЭР

Из вышесказанного следует, что на величину суточного потребления ТЭР влияет большое количество факторов, и потому разброс суточных значений вокруг среднестатистического значения потребления ТЭР существенен (рис. 5). Разброс значений при месячном и, тем более, квартальном потреблении ТЭР сужается (рис. 6 и 7). Еще меньше разброс среднегодовых значений (рис. 2). Это означает, что слишком детальное заблаговременное посуточное планирование ТЭР технически недостижимо и нецелесообразно. На рис. 5 - 7 среднеквадратичные отклонения обозначены тонкими линиями. Отклонение от строгой кубической зависимости обусловлено необходимостью постановки некоторых цехов на транзитный проход газа, т.е. их полного исключения из работы ГТС.

ТЭР, усл.ед.

1,0 0,9 0,8 0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1

^^ ■ а*'у V*' '' 'Л/ /:г 4= ±30%

_______ Об!

усп.ед.

0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0

Рисунок 5 - Суточные данные затрат ТЭР в зависимости от объема транспорта газа

ТЭР, усл.ед. 1,0 0,9 0,8 0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0

/*/

1 **/

/ 4 /

/ '/ /

• /

X * /, У д =±17%

*

Объем тоанспоота газ

уел е/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1,0 0,9 0,8 0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0

/ УУ

///

==12%

А >/ / /

Объем транспорта г

усл.

0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7

0,9 1,0

Рисунок 7 - Квартальные данные затрат ТЭР в зависимости от объема транспорта газа

Отметим, что при планировании потребления ТЭР к учету влияния приведенных выше следствий из физических особенностей процесса транспорта газа можно подойти двояко: либо каждый раз путем сложного вычисления учитывать влияние всех факторов, либо ввести доверительный интервал, в рамках которого потребление ТЭР на транспорт газа в целом за период считается приемлемым (рис. 5 - 7). Расчет всех факторов возможен только постфактум, и планирование, основанное на этих факторах, невозможно.

Приведенные результаты позволяют сделать вывод о том, что планирование затрат ТЭР на транспорт газа с целью повышения точности прогнозов требует пересмотра в русле его осуществления на основе кубической зависимости с доверительным интервалом, что может усовершенствовать практику расчетов. Значения коэффициента кубической зависимости позволяют объективно оценивать эффективность использования ТЭР (табл. 2). Как видим, за последние четыре года реальная эффективность использования ТЭР, приведенная к постоянному объему транспорта газа, возросла на 14%.

Таблица 2 - Расчет коэффициента удельного расхода газа в кубической зависимости от объема его транспорта (%)

Относительный удельный расход газа/объем

транспорта3

2015 2016 2017 2018

1,0 0,9 0,87 0,86

0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0

Рисунок 6 - Месячные данные затрат ТЭР в зависимости от объема транспорта газа

Основными причинами снижения потребления ТЭР на компримирование являются:

- увеличение давления и снижение температуры транспортируемого газа в целом;

- использование гладкостных труб на новых МГ;

- повышение КПД новых ГПА.

Учитывая многолетнюю сложившуюся практику использования удельных коэффициентов потребления ТЭР, приведенных к ТТР, возможно откорректировать существующую технологию расчета, умножая уже существующий коэффициент потребления ТЭР, приведенный к ТТР, на коэффициент загрузки газотранспортной системы, пропорциональный квадрату объема транспорта газа, приведенного к базовому значению.

Планирование затрат ТЭР с точки

зрения экономического эффекта

Так как задачей ПАО «Газпром», как и всех коммерческих организаций, является обеспечение прибыли, все мероприятия по снижению ТЭР необходимо, в первую очередь, также оценивать с позиций экономического эффекта.

Согласно Федеральному закону РФ № 261 - ФЗ энергетическая эффективность - это характеристика, отражающая отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта [2]. Данное определение обосновывает необходимость применения такого подхода к оценке затрат ТЭР, суть которого состоит в рациональном управлении ими для обеспечения преобладания выгод при транспортировке газа по МГ над издержками данного процесса. В связи с этим мероприятия по снижению ТЭР на компримирование газа в условиях увеличения объемов транспортировки необходимо оценивать с позиций комплексного экономического эффекта.

В рамках реализации Концепции ДО ПАО «Газпром» ежегодно представляют программы и отчеты, включающие в себя перечень мероприятий, внедрение которых сопровождается расчетным обоснованием энергосберегающего эффекта в физических величинах и в стоимостном выражении. Обобщение результатов, обозначенных в отчетах ДО, приводит к суммарной экономии ПАО «Газпром» ТЭР за период 2011 - 2018 г.г. в размере 64,5 млрд руб.

В соответствии с действующей практикой в основе расчета ДО ПАО «Газпром» стоимости ТЭР, сэкономленных в отчетном периоде в результате энергосберегающих мероприятий, лежит цена на газ на СТН (внутренний тариф), устанавливаемая исходя из Методики расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам (утверждена Приказом Федеральной службы по тарифам от 23 августа 2005 г. № 388-э/1 (Методика) [7].

В то же время, согласно Методике тарифы на транспортировку газа варьируются в

зависимости от категории потребителей [7, п. 29]. Система цен на газ предусматривает пять видов расценок, устанавливаемых в зависимости от стадий реализации и потребителей: цены предприятий, оптовые цены промышленности, оптовые цены конечного потребителя, розничные цены, экспортные цены (договорные, зависят от цен на конкурирующие энергоносители) [7, п. 19; 8; 9].

Методикой регламентированы расходы, связанные с транспортировкой газа и учтенные в тарифах. Так, газ на СТН рассчитывается исходя из утвержденных нормативов использования природного газа на собственные технологические нужды и цены его приобретения на входе в магистральные газопроводы субъекта регулирования.

В случае использования на собственные нужды «газа собственной добычи (добычи аффилированных лиц) его стоимость определяется на основании расходов субъекта регулирования на добычу газа и его подготовку к транспорту» [7, п. 21].

Определение указанных расходов осуществляется на основании проектируемого размера необходимой выручки субъекта регулирования. Такая выручка рассчитывается по формуле, из которой следует, что стоимость сэкономленного газа на СТН базируется на себестоимости его добычи и / или транспортировки, а также включает в себя долю прибыли, необходимую для частичного покрытия инвестиций и обеспечения выплаты дохода акционерам.

На наш взгляд, эффективность работы по совершенствованию энергосберегающих мероприятий может и должна быть оценена не только с точки зрения экономии ресурсов, рассчитанной по внутренним тарифам, но исходя из стоимостного выражения экономии затрат на текущий и капитальный ремонт оборудования, выгоды от возможной продажи сэкономленного газа различным категориям потребителей, сэкономленной платы за выбросы вредных веществ.

Отчетные данные ПАО «Газпром» говорят о том, что, благодаря реализованным энергосберегающим мероприятиям, в целом, в год экономия ТЭР по отношению к их потреблению в 2018 г. составила 5,5%, из них 5,92% сэкономлено природного газа (табл. 3):

Стоит отметить, что большую часть от всего объема потребления ТЭР ГТ ДО составляют затраты на компримирование и охлаждение газа.

Отчетные данные подтверждают, что экономия топливного газа относительно его потребления при транспортировке в среднем составляет не менее 6% (табл. 4).

Таблица 3 - Соотношение потребления и экономии природного газа ПАО «Газпром» в 2016-2018г.г. Г3, С. 156]

Таблица 4 - Потребление и экономия топливного газа ГТ ДО при транспортировке Г5, С.

121-122; 4, С.176]

Таким образом, расчет комплексного экономического эффекта от энергосберегающих мероприятий, реализованных ПАО «Газпром» в части экономии затрат ТЭР на транспортировку газа, на наш взгляд, должен основываться на следующих фактах:

1. Благодаря достигнутой оптимизации затрат топливного газа на его транспортировку, можно вывести из работы 6% агрегатов, что приведет к сокращению количества требуемых ремонтов. Экономию от реализованных энергосберегающих мероприятий, связанных с транспортировкой газа, можно рассчитать, основываясь на отчетных данных о стоимости

произведенного ремонта с учетом загрузки оборудования, его мощности и КПД. Вычислить стоимость потенциальной экономии на ремонте оборудования от оптимизации расчета затрат топливного газа возможно при прогнозировании маршрутов транспортировки газа.

Кроме того, оптимизация расчетных показателей топливного газа влечет снижение капитальных затрат не только на ремонт оборудования, но и на бурение и/или ремонт скважин, а в перспективе и на обустройство новых месторождений.

2. Размер платы за газ на СТН, потребляемый ПАО «Газпром», является в структуре расценок для разных потребителей минимальным и может сильно отличаться от розничных и, тем более, договорных цен, устанавливаемых в рамках экспортных контрактов. Экономический эффект от экономии газа в результате корректного планирования его расхода при транспортировке может оцениваться из того факта, что газ, потребляемый ПАО «Газпром» на СТН, мог бы быть продан по более высокой цене, следовательно, его повышенное потребление для транспортировки влечет для предприятия упущенную выгоду, которую целесообразно измерять не внутренним тарифом, а диапазоном стоимости: от внутреннего тарифа до средневзвешенных договорных цен на газ, транспортируемый на экспорт.

Так, согласно отчетным данным за 2018 г., средняя цена 1000 м3 газа, рассчитанная, исходя из средней цены для всех категорий потребителей (включая ГТ ДО), в 2 с лишним раза выше внутреннего тарифа, а средневзвешенная цена реализации внешним потребителям выше тарифа почти в 2,5 раза (табл. 5).

Внутренний тариф стоимости газа на СТН (средняя по ДО в пределах установленных лимитов) Оптовая цена на внутреннем рынке для реализации населению и промышленности (за вычетом НДС) Цена реализации в странах ББС (включая таможенные пошлины) Цена реализации по экспортным контрактам (включая акциз и таможенные пошлины)

4 079 4 117 10 226 15 500

увеличение относительно внутреннего тарифа, на %

0,94 151 280

Средняя цена для внешних потребителей 9948

увеличение относительно внутреннего тарифа, %

144

Среднее по всем тарифам 8480

увеличение относительно внутреннего тарифа, %

108

Потребление природного газа, млн.м3 Экономия природного газа, млн.м3

2016 39 939 2 285

2017 46 416 3 014

2018 49 870 2 952

Среднее/год: 45 408 2 750

Общий объем потребления, млн.м3 Общий объем экономии относительно нормативных показателей, млн.мЗ

2016 32 490 1 942

2017 37 813 2 580

Таблица 5 - Средневзвешенные цены на газ разным категориям потребителей в 2018 г. Г3, С.

121,117], руб./1000 м3

3. Исходя из совокупных отчетных данных за 2016-2018г.г. можно предположить, что в результате оптимизации процесса планирования затрат топливного газа на его транспортировку на 6% должна была сократиться плата за выбросы загрязняющих веществ.

Размеры платы за негативное воздействие на окружающую среду, исчисляемые ПАО «Газпром» на основании Постановления Правительства РФ от 3 марта 2017 г. № 255, за период с 2016г по 2018г. постоянно снижаются (табл. 6).

Согласно данным экологического отчета [6, с. 18, 22], сокращение объема выбросов вредных веществ (СО, N0, N02, СН4, частично попадающего в атмосферу при неполном сгорании топливного газа или при его расходе на технологические нужды, связанные с работой ГПА), которое может быть достигнуто в результате оптимизации планирования затрат топливного газа на транспортировку, является значимым фактором снижения показателей валовых выбросов ПАО «Газпром» в атмосферу (табл. 7, 8).

Таблица 7 - Динамика валовых выбросов ЗВ в атмосферный воздух предприятий группы Газпром в 2014-2018 г.г. Гб, С. 22]

Таблица 8 - Компонентная структура выбросов в атмосферный воздух в группе Газпром в 2018г. [6, С. 22]

тыс. т

Сокращение затрат топливного газа на транспортировку соответственно не только приведет к уменьшению платы ГТ ДО за негативное воздействие на окружающую среду (табл. 9), но и будет иметь экологический эффект, влияющий на инвестиционную привлекательность компании, стоимость заемных средств от европейский банков.

Таблица 9 - Динамика платы за негативное воздействие на окружающую среду в ПАО «Газпром», 2014-2018г.г. Г6, С. 18]

млн руб.

2014 2015 2016 2017 2018

452,37 375,12 237,47 266,07 251,04

Таким образом, с точки зрения комплексного подхода расчет экономического эффекта, который может быть получен в результате оптимизации планирования затрат ТЭР на транспортировку газа, должен показать более высокую стоимость экономии топливного газа, чем та, что традиционно рассчитывается на основе внутреннего тарифа.

Выводы

Важность задачи оптимизации затрат ТЭР на транспортировку газа диктует необходимость поиска новых технологий, способных усовершенствовать не только процесс планирования, но и обеспечить дальнейшее повышение показателей энергоэффективности ГТ ДО. Одной из таких технологий должно явиться автоматизированное моделирование энергоэффективного процесса транспортировки газа, рассчитывающее оптимальный объем затрат ТЭР не в физических величинах, которые в настоящее время лимитируются для каждого ресурса - газа и электроэнергии - отдельно, а с позиций анализа экономической обоснованности взаимозаменяемых издержек в их стоимостном выражении. Этот подход даст возможность корректно обосновать критерии планирования затрат объемов топливного газа и электроэнергии для работы ГПА не отдельно, как это практикуется сейчас, а комплексно, и также определить принцип соотношения ресурсов. В частности, нельзя не учесть факт закупки у РАО «ЕЭС России» дорогой электроэнергии, оплаты труда квалифицированного персонала для функционирования электроприводных ГПА, необходимость загрузки которых возникает в целях поддержания их эксплуатационных характеристик, обеспечения ЭГПА и ГПА всех типов равномерной

Группа Газпром в т.ч. ПАО «Газпром»

Углеводороды (включая метан) 1 497,78 1 365,13

Оксид углерода 594,10 365,53

Оксид азота 328,62 183,71

Диоксид серы 276,16 56,49

Прочие веще- 197,36 20,55

ства

Таблица 6 - Плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2016-2018 г.г. [6, С. 1541

Год Сумма, Динамика Динамика

млрд руб. изменений изменений

2017г. к 2018г. к

2016г. 2017г.

(уменьше- (уменьше-

ние ние

платы), % платы), %

2016г. 0,82 -6,1

2017г. 0,77 -19,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2018г. 0,62

тыс. т

2014 2015 2016 2017 2018

2 797,63 2 830,57 2 868,46 2795,97 2 894,02

загрузкой с целью предупреждения преждевременного износа нового наиболее энергоэффективного оборудования.

Комплексный анализ значимости перечисленных факторов каждой конкретной КС способен влиять на оценку экономической обоснованности потребления ТЭР при транспорте газа в том или ином соотношении электроэнергии и топливного газа с учетом совокупности факторов работы ГТС: плановых объемов транспорта газа, стоимости затрат, равномерности загрузки и износа оборудования, соответственно загрузки персонала, графика проведения ремонтных работ ГТС.

Автоматизация процесса планирования потребления ТЭР на основе математического моделирования имеет перспективу стать результативной технологией, влияющей не только на повышение эффективности энергосберегающих программ ДО ПАО «Газпром», но и на их доходность.

Сегодня практика ежегодной реализации ГТ ДО программ энергосбережения основана на самостоятельном планировании обществами энергосберегающих мероприятий с расчетом планируемого эффекта. Часть данных мероприятий имеет сопутствующий энергосберегающий эффект (замена оборудования, промывка, ре-жимно-наладочные работы, ведущие к оптимизации работы оборудования, и др.). Внедрение автоматизированного планирования затрат ТЭР в условиях роста объема транспорта газа в рамках комплексного подхода к оценке экономического эффекта способно стабильно обеспечивать обоснованную экономию ресурсов в стоимостном выражении во всех ГТ ДО.

Литература

1. Концепция энергосбережения и повышения энергетической эффективности ОАО «Газпром» на период 2011-2020 гг. (утв. приказом ОАО «Газпром» от 28.12.2010 № 364).

2. Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об энергосбережении и о повышении

энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

3. Годовой отчет ПАО «Газпром» за 2018г.г. // https://www.gazprom.ru/f7posts/01/851439/gazprom-annual-report-2018-ru.pdf

4. Годовой отчет ПАО «Газпром» за 2017 г. // https://www.gazprom.rU/f/posts/85/227737/gazprom_an nual_report_2017_rus.pdf

5. Годовой отчет ПАО «Газпром» за 2016 г. //

https://www.gazprom.ru/f/posts/36/607118/gazprom-annual-report-2016-ru.pdf

6. Годовой экологический отчет ПАО «Газпром» за 2018 г. //

https://www.gazprom.ru/f/posts/72/692465/gazprom-environmental-report-2018-ru.pdf

7. Методика расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам, утвержденной Приказом Федеральной службы по тарифам от 23 августа 2005 г. № 388-э/1.

8. Мусина Д.Р. Ценообразование на рынке нефти и газа. - Уфа: Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2014. - 51 с.

9. Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 г. № 1021.

10. Отчет «Разработка концепции энергосбережения топливно-энергетических ресурсов на транспорт газа 2011-2020 гг. в ООО «Газпром трансгаз Югорск» по договору №Аи22110020-000-000 от 21 июля 2011 г. на выполнение НИОКР «Разработка концепции энергосбережения топливно-энергетических ресурсов на транспорт газа 2011-2020 гг. в ООО «Газпром транс-газ Югорск». - Москва, 2013.

11. Отчет «Исследование зависимости расхода ТЭР (природного газа и электроэнергии) на компримиро-вание газа от режима работы объектов ГТС» по договору №7003-308-19-2 от 24.07.2019 г. на выполнение НИР по теме: «Разработка предложений по оптимизации режимов работы газотранспортной системы и сокращению расходов на топливно-энергетические ресурсы газотранспортных дочерних обществ ПАО «Газпром». - Жуковский, 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.