Научная статья на тему 'О комплексном подходе к оценке структурной эффективности сбалансированных макроэкономических систем'

О комплексном подходе к оценке структурной эффективности сбалансированных макроэкономических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / МАКРОЭКОНОМИКА / MACROECONOMICS / КАЧЕСТВО / QUALITY / ПОЛИТИКА / POLITICS / НАЛОГИ / TAXES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Владимиров С.А.

Цель настоящей статьи теоретическое обоснование возможности достижения максимально возможных общественных эффективностей государственных расходов, инвестиций и налогов в идеальном состоянии сбалансированной открытой экономической системы. Предложенная модель близка в интерпретации к «эконофизическому» направлению в современной экономической теории (циклу Карно в термодинамике): полученная экономической системой конкретная сумма государственных расходов и инвестиций всегда может привести в идеальном случае («нулевых потерь») к максимально возможному темпу экономического роста, что позволяет обосновать основные направления соответствующей макроэкономической (финансовой и бюджетной) политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT COMPLEX APPROACH TO EVALUATION OF STRUCTURAL EFFICIENCY OF BALANCED MACROECONOMICAL SYSTEMS

The aim of this article theoretical proof of the possibility to achieve the most possible social efficiency of government expences, investments and taxes in the ideal, balanced and open economical system. Suggested model is close in its interpretation to «econophysical» direction in modern economical theory (cycle Karno in thermodynamics): received by the economical system the sum of government expenses and investments can always lead to the most possible tempo of economical growth in the ideal situation («zero losses»), which allows to prove the main directions of the macroeconomical politics (financial and budget).

Текст научной работы на тему «О комплексном подходе к оценке структурной эффективности сбалансированных макроэкономических систем»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 330

О КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ К ОЦЕНКЕ СТРУКТУРНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СБАЛАНСИРОВАННЫХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

С.А. Владимиров

Цель настоящей статьи - теоретическое обоснование возможности достижения максимально возможных общественных эффективностей государственных расходов, инвестиций и налогов в идеальном состоянии сбалансированной открытой экономической системы. Предложенная модель близка в интерпретации к «эконофизическому» направлению в современной экономической теории (циклу Карно в термодинамике): полученная экономической системой конкретная сумма государственных расходов и инвестиций всегда может привести в идеальном случае («нулевых потерь») к максимально возможному темпу экономического роста, что позволяет обосновать основные направления соответствующей макроэкономической (финансовой и бюджетной) политики.

Ключевые слова: эффективность; макроэкономика; качество; политика; налоги.

ABOUT COMPLEX APPROACH TO EVALUATION OF STRUCTURAL EFFICIENCY OF BALANCED MACROECONOMICAL SYSTEMS

S.A. Vladimirov

The aim of this article - theoretical proof of the possibility to achieve the most possible social efficiency of government expences, investments and taxes in the ideal, balanced and open economical system. Suggested model is close in its interpretation to «econophysical» direction in modern economical theory (cycle Karno in thermodynamics): received by the economical system the sum of government expenses and investments can always lead to the most possible tempo of economical growth in the ideal situation («zero losses»), which allows to prove the main directions of the macroeconomical politics (financial and budget).

Key words: efficiency, macroeconomics, quality, politics, taxes.

Пусть только наша идея будет правильной, и тогда, несмотря на наличие препятствий, стоящих на пути к ее осуществлению,

она не будет невозможной. И.Кант [1, с. 129].

Идея совершенного, справедливо управляемого государства, сбалансированной открытой эффективной экономики. - (С.В.)

ВВЕДЕНИЕ

Общественное развитие находит свое конкретное выражение в статистических (в том числе макроэкономических) показателях, без установления и измерения численных значений которых невозможно управление. Устойчивое развитие без разрушения в течение неограниченно длительного периода времени единой системы «природа - человек» должно не ставить под сомнение способность будущих поколений удовлетворять свои потребности. Такое развитие определяется тремя переменными: а) эффективностью экономики; б) экологической стабильностью; в) социальной справедливостью [2, с. 59].

Показатели уровня и темпов экономического и социального развития, в частности показатели уровня жизни, являются важнейшими для оценки эффективности проводимой в стране экономической политики и, в конечном счете, существующего в ней общественного строя. В то же время, высокие темпы экономического развития не всегда являются

критерием соответствующего роста уровня жизни населения. Например, при высоких темпах роста советской экономики жизненный уровень населения был низким, при этом экономический рост возможен просто за счет роста цен, а постоянное стремление к поддержанию более высоких темпов сдерживает структурные преобразования и противодействует таким важным составляющим технического прогресса, как переход к использованию принципиально новых ресурсов и удовлетворение экологических требований. В ходе подлинного экономического роста происходит инновационное обновление производственного капитала страны, устаревшее оборудование заменяется новым, с лучшими качественными характеристиками, так что степень износа основных фондов в целом по экономике, по меньшей мере, не увеличивается [3, с. 6]. При этом стратегия эффективного социально-экономического развития и соответствующих преобразований должна исходить из понимания целостности материально-вещественных, социально-психологических, социально-экономических, денежно-финансовых, информационных и др. процессов, составляющих общественное воспроизводство, исследования общих принципов построения механизма оценки и анализа рационального функционирования экономики. Недопустимо выделение какого-то одного регулятора, например, монетарного [4, с. 128].

Критический анализ имеющихся в литературе, экономической и управленческой практике подходов к решению проблемы. Более шестидесяти лет в экономической науке и преподавании доминирует модель экономического выбора «экономиста всех времен и всех народов» П. Самуэльсона [5, с. 22]. Он утверждал, что язык математики является единственно возможным для изложения положений современной экономической теории. Общеизвестно, что П. Самуэльсон был убежденным центристом, либералом «золотой середины», избегал крайних идеологических позиций: рынок или бюрократия, частное и государственное, кейнсианство или монетаризм, тяготел к институционализму [6, с. 34]. По этой причине его учебник «Экономика. Вводный курс» с 1948 года широко известен всему капиталистическому миру, выдержал более 20-ти изданий на 12-ти языках, общим тиражом более пяти миллионов экземпляров, сыграл решающую роль в распространении кейнсианства после Второй мировой войны, а с 1964 года признан в СССР и по сей день в новой «переходной» России.

Из этой модели выводятся якобы прямая (жесткая) связь между большими объемами накоплений и соответствующим уровнем потребления, экономические законы возрастания дополнительных затрат, убывающих эффективности и производительности/ доходности, экономии на масштабе производства и др. Развитие современных развивающихся и развитых экономик зачастую противоречат этой модели экономического выбора.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Ниже рассматривается общепринятая математическая модель сбалансированной открытой экономики (СОЭ) и взаимосвязи между абсолютными значениями основных макроэкономических показателей: планируемой (прогнозируемой) госорганами величиной валового внутреннего продукта; государственными расходами, инвестициями, потреблением, налоговым бременем, сальдо платежного баланса страны и их нормами, общественными эффективностями, темпом экономического роста сбалансированной открытой экономики (СОЭ), ставкой ссудного процента Центробанка страны и инфляцией.

Введем новое понятие - показатель эффективности и качества макроэкономической политики государства - О, определяемое по формуле:

0=1 - (угос+ргосу^вде^+рвде^),

где угос=1/(Гс+^ос), - обобщенный показатель структурной эффективности ВВП (бюджета); згос и gгос - нормы инвестирования и государственных расходов в утвержден-

Ргос "

- темп экономического роста, предусмотренный прогнозом региона; ^идеал=1/2^ргос, - значение ОПСЭ при утвержденном государственными органами темпе

Ридеал а 1л1 гос , гос\2

=1/4^ +g ), - максимальное значение темпа экономическо-

го роста, достижимое при утвержденных (прогнозируемых) нормах государственных расходов и инвестиций.

Этот показатель характеризует степень отклонения реальной сбалансированной экономики от ее возможного наилучшего теоретически возможного состояния, количественно определяемого нулем (то есть минимальным отклонением между реальным и идеальным состояниями макроэкономической эффективности). Например, состояние эффективности и качества макроэкономической политики конкретного государства, определяемое совокупностью вышеуказанных, утвержденных государством (в том числе в бюджете) МЭП, может быть отражено на графике (см. ниже) точкой А [уА; FA], что эквивалентно ОА. Для японской экономики значение показателя эффективности и качества макроэкономической политики равно 33%, то есть Ояпон = 0,33 и может считаться «эталоном» для всех развитых стран [7, с. 31]. Вышеуказанные математические соотношения между важнейшими макроэкономическими показателями могут быть представлены в графической форме (рис.1). Главное отличие авторской модели в том, что разделяемое большинством экономистов утверждение о прямой зависимости между объемами накоплений и ростом потребления (де большие объемы накоплений неизбежно приводят к резкому повышению уровня потребления), вытекающее из модели П. Самуэльсона, заведомо неточно. Как показала мировая практика (в т. ч. в РФ 2001-2012 гг.), значительные объемы накоплений не всегда приводят к высокому приросту потребления, иногда вплоть до «проедания» накопленных стратегических резервов, что и находит отражение на авторском графике. Показательно также, что в случае зеркального отражения рис.1, на нём легко прослеживается знаменитый график П. Самульсона: линия ст = 1 - 1/у , эквивалентна его кривой производственных возможностей (кривой потребления).

Автор полагает, что модель П.Самуэльсонаявляется частным случаем предложенной им обобщенной (целостной) макроэкономической модели с более строгими требованиями к определению терминов интенсивно/экстенсивного путей экономического развития, определяемых конкретными соотношениями численных значений МЭП, находящихся в строгой взаимной зависимости, в иерархическом порядке, к тому же имеющей «прозрачный геометрический смысл» [7, 32].

Рис. 1. Взаимосвязь основных макроэкономических показателей СОЭ с нулевым сальдо платежного баланса (заштрихованы области невозможных значений: меньших, чем 1//^ и больших, чем ц =

1/2Л^а)

При этом в соответствии с историческим опытом и культурными традициями средняя норма налогового бремени в макроэкономических системах не может снижаться ниже десяти процентов («библейская десятина», близкая, по мнению автора, к анархии) [8, с. 46]. В то же время, ни при каких обстоятельствах средняя налоговая нагрузка не может превышать своего максимального значения, отраженного на графике кривой

=gmax=1/y.

Эта кривая соответствует административно-командной экономике АКЭ (С) (системе) (например, СССР), в которой инвестиции (капитальные вложения) являлись «перераспределенными» государственными расходами, поскольку государственная собственность была абсолютно преобладающей (более 98%) [9, с. 37].

Известно, что в СССР до 80-х годов прошлого века не менее 40% (сорока процентов) ВВП составляли государственные расходы в капитальные вложения, что весьма близко соответствует требованию идеальных норм инвестиций и темпам экономического роста с нулевым сальдо платежного баланса. Действительно (особенно в 1930-1939 и 1950-1970 гг.) темпы экономического роста СССР (в значительной степени экономически изолированного) намного превышали соответствующие показатели во всех развитых капиталистических странах. Другое дело, потребление советских людей было на уровне прожиточного минимума, а в конце семидесятых годов из-за значительного прогрессирующего отставания в высокотехнологической сфере (в значительной степени по идеологическим причинам) в СССР стали развиваться застойные явления, «подкрепленные теориями» падающей экономической эффективности. В то же время, несмотря на заклинания о грядущем глобальном процветании, кризисы чуть ли не ежегодно поражали капиталистические страны, следовавшие в фарватере идей рыночного фундаментализма (особенно мировой финансовый кризис 2008 года, эквивалентный шоку Великой Депрессии 1929 года) [13, с. 34].

Весьма показательно, что характер этой кривой позволяет сделать теоретически корректный вывод, что в АКЭ(С) нет никаких оснований заведомо идеологически ограничивать FАКЭ (С) < FРЬIНОЧНОИ = Бид =1/4у2, поскольку не форма собственности, а качество организации и управления и перераспределения валового продукта - суть экономического потенциала любого общества [11, с. 187].

Важно также иметь в виду, что средняя налоговая нагрузка в идеальной СОЭ не минимальная для любых соотношений основных МЭП, но именно сбалансированная относительно соответствующих максимальному теоретически возможному экономическому росту показателей норм государственных расходов, инвестиций и их общественных эф-фективностей, одновременно равных корню квадратному из численного значения экономического роста.

Бесконечное множество реальных состояний СОЭ располагается на площади ниже кривой максимально возможного темпа экономического роста - Бид =1/4у2. Эти состояния определяются соответствующими точками, например, на графике точкой А с координатами: А[уА ;БА; йа]. Из этой точки возможны следующие очевидные направления развития (повышения эффективности и качества) макросистемы:

а) идеальное (единственное, стратегическое) - по кратчайшему направлению к кривой максимально возможного темпа экономического роста (то есть в направлении перпендикуляра АА к касательной из точки А). Более подробно: направление развития реальной экономики выбрано государственными органами близким к идеальному (наилучшему теоретически возможному), если оно сопровождается повышением экономического роста при снижении суммы норм государственных расходов и инвестиций, а также и средней налоговой нагрузки при одновременном повышении нормы потребления (в том числе за счет положительного сальдо платежного баланса страны, вызванного , прежде всего, экспортом высокотехнологичной продукции), сбалансированностью основных макроэкономических параметров.

б) неидеальные — стремящиеся (близкие) к идеальному;

в) заведомо неэффективные для общества - такие направления развития реальной экономики, которые сопровождаются снижением экономического роста и нормы потребления, при одновременном росте суммы норм государственных расходов и инвестиций, средней налоговой нагрузки, несбалансированностью всех или большей части основных макроэкономических параметров (коррупционные или заведомо некомпетентные направления экономического развития - «на авось», вплоть до умышленного развала, деградации собственной экономики по советам «экономических убийц»: общеизвестная проблема «псевдоинвестиций» западных инвесторов в предприятия российского высокотехнологичного комплекса, которые зачастую приводят к ликвидации этих предприятий (например, уничтожение конкурентов, скупка земли под предприятиями и др.).

Анализ представленной модели предполагает решение проблем сбалансированности/несбалансированности макроэкономических состояний, описываемых основными МЭП, а также условий достижения сбалансированности и причин несбалансированности соответствующей макроэкономической системы. При этом, несбалансированность экономической системы может быть объективной (войны, периоды крупных социально-экономических реформ, катаклизмов), случайной и преднамеренной, выгодной определенным (как правило, властным или оппозиционным, в том числе теневым структурам) «группам влияния», но, безусловно, невыгодной обществу в целом. Ярким примером является деятельность легендарного А. Меллона - министра финансов при трех американских президентах с 1921 по 1932 гг., автора и разработчика налоговой реформы плутократического развития капитализма, по лекалам которой были разработаны республиканские налоговые реформы 1981 г. Р. Рейгана и 2001-2003 гг. Дж. Буша-мл., утверждавшего, что не труд, а система налогообложения является основным источником богатств... Созданная им финансовая система в сочетании с минимальными размерами государственного сектора явилась основным фактором генезиса Великой Депрессии (1929-1933) и биржевого краха 1929 г. [9, с. 39].

Достижение равновесия в реальной макроэкономической системе является труднейшей финансово-политическая задачей (в том числе государственного долга), включающей выпуск госзаймов, ужесточение налогообложения, печатание денег. В одних странах (например, скандинавских) высокий уровень налогов уживается с низким уровнем коррупции, а в других, со значительно более низким уровнем налогообложения, уровень коррупции относительно высок. Неоконсервативным идеологам и политикам в ряде развитых стран удалось буквально натравить средние слои на малоимущие - посредством демагогических заявлений, согласно которым последние, получая социальную помощь, «проедают» налоговые поступления «средних граждан».

Несложный математический анализ соотношений между основными МЭП при конкретной заданной государственными органами численной величине темпа экономического роста, позволяет жестко выделить следующие «иерархические ряды (ИР) МЭП» с соответствующими диапазонами ограничений их «дрейфа» внутри конкретного ряда.

I. Равновесные СОЭ

а) Идеальные ИР СОЭ с нулевым сальдо платежного баланса и нулевой инфляцией (наиболее простые, имеющие очевидный «геометрический смысл», отражены на рис.1). Их бесконечное множество, определяются они конкретным значением, как правило (для удобства) ОПСЭ, автоматически строго определяющем все остальные МЭП (и, обратно, также строго определяемым любым другим основным МЭП). Например, пусть государственными органами утверждены следующие нормы государственных расходов и инвестиций: s = g = У (то есть нормы государственных расходов и инвестиций равны 25%), - следовательно^ = 2,0. Кроме того, их общественные эффективности равны также 25%, то есть R = S = 25%. Идеальное налоговое бремя равно в = 1/(2^ - 1) = 0,33 (33%). Норма

потребления с = 1 - 1/ц = 0,50 (50%). Темп экономического роста (идеальный, максимально возможный для этой совокупности МЭП) Fид =1/4 у2 = 1/ (4х 4) = 6,25%.

Поэтому иерархический ряд будет в этом случае выглядеть следующим образом:

с > в > s = g = R = S = ^ > F > 1 = 0,

где 1 - инфляция.

в) Реальные, определяемые конкретно заданными государственными органами численными величинами темпа экономического роста, государственных расходов (их нормой) и соотношениями («перестановками») между основными МЭП и фундаментальной величиной: корнем квадратным из темпа экономического роста. Например (два экстремальных случая):

а) «общество эффективного потребления - экономическая идиллия»:

с > S > s > VF > R > в > g > F > 1.

Обращает на себя внимание высокая норма потребления при значительных общественной эффективности государственных расходов и норме инвестирования, малых норм налогового бремени и государственных расходов, весьма удовлетворительной общественной эффективности инвестиций.

б) «войны, периоды сложных крупных соц.-экон.реформ (управляемых)»:

в > g > R > ^ > s > S > с > F > 1.

В этом ряду очевидны высокие нормы налогового бремени и государственных расходов, незначительная норма потребления и общественной эффективности государственных расходов. Норма потребления для этих двух случаев «дрейфовала» от максимальной к минимально возможной («биологического прожиточного минимума»).

Не представляет трудностей скомбинировать другие промежуточные равновесные иерархические ряды (число их ограничено соответствующими перестановками, читатель легко может сделать это самостоятельно).

II. Неравновесные (с заведомым нарушением иерархии МЭП)

Как уже указывалось, неравновесность (несбалансированность) макроэкономической системы является следствием нарушения основных требований иерархичности отношений между МЭП в СОЭ, несбалансированностью финансовых интересов государства и налогоплательщиков, чрезвычайных обстоятельств (например, войн, некомпетентных действий правительства), безусловной причиной инфляции.

Например, заведомо несбалансированной при заданном соответствующими госорганами темпе экономического роста является следующая, часто встречающаяся экономическая система (нарушенный иерархический ряд МЭП):

с > g > в > ^ > s > R > S > 1 > F > 0.

В этом ряду норма государственных расходов с весьма низкой их общественной эффективностью больше нормы налогового бремени (заведомое перенапряжение экономических потенциала), а норма инвестиций и их общественная эффективность одновременно меньше корня квадратного из темпа экономического роста, что свидетельствует о недопустимо низкой эффективности инвестиционной политики (государственной инвестиционной программы) и, что интересно, заведомо завышенном (возможно в пропагандистских целях перед очередными выборами) утвержденном госорганами темпом экономического роста, в свою очередь численно меньшим уровня инфляции...

Примером катастрофического состояния макроэкономической системы является следующий иерархический ряд МЭП:

1 > g > ^ >в> s > R > S > с > 0 (ноль) > F,

с чрезвычайно высокой инфляцией (гиперинфляцией) и низкой нормой потребления, неудовлетворительной собираемостью налогов и отрицательным темпом экономического роста («проеданием запасов»),..

Ниже на рис. 2 приводится графическое отображение возможных вариантов налоговой политики (бесконечное множество выбора («поле») практически всех теоретически возможных значений средней налоговой нагрузки - налогового бремени).

Основное пространство (« налоговое поле») выбора численного значения налогового бремени заключено между четырьмя границами, определяемыми:

а) линией (отрезком) AD - знаменитым библейским требованием «десятины», по авторскому мнению, сродни анархизму, то есть наименьшему налоговому бремени в социально организованной (в том числе анархически или религиозно) группе людей

01Z =0,10;

б) кривой (отрезком) B!C!, соответствующей максимально возможному значению налоговой нагрузки, в1MÜ[ = gSfjf = 1/^, имевшему место в административно-командных экономиках (системах (АКЭ(С) - «единых фабриках» с господством государственной собственности (например, в СССР); или ВС - кривой идеальной средней налоговой нагрузки в = 1/ (2¥ -1);

в) прямой (отрезком АВ1), параллельной оси в, определяющей минимально возможное значение обобщенного показателя структурной эффективности СОЭ, равное

Vmin=1,207 [2];

Рис. 2. Графическое отображение «поля множества значений налогового бремени» и основных направлений (параметров) налоговой макроэкономической политики (заштрихованы области

невозможных значений ц, меньших, чем )

г) прямой (отрезком DCI), параллельной оси в, определяющей максимально возможное значение обобщенного показателя структурной эффективности СОЭ в реальных, исторически и статистически подтвержденных границах, равное ц/МШ = 2,0.

Очевидны два характерных (экстремальных, геометрических) направления макроэкономической политики («налоговый крест»):

а) по прямой из точки А[ <^U07 в6^ =0,10] в точку С*[ ^ = 2,0; в^ ], что

эквивалентно переходу от «от анархической к административно-командной экономике -АКЭ(С)»;

ß) по прямой из точки BVmin.U07 ;1/^min<207 ] в точку D[vMZ = 2,0; вБАин6алрх =0,10],

что эквивалентно переходу «от суперАКЭ(С) к архианархической экономике»...

Легко высчитываемая точка Е пересечения этих направлений определяет, по мнению автора, «золотосерединное» значение средней налоговой нагрузки в «усредненной экономике», равное в3Ес = 0,31 (весьма близкое к показателю среднего налогового бремени в США и Японии, около 30%), при у/3Ес' = 1,77 (также очень близкое к японскому, равному 1,81), определяющее «ядро» налоговой политики и его исторический «дрейф».

Интересными являются также три характерные «тройственные» точки налогового поля, расположенные на кривой нормы потребления HC1 = 1 - 1/^, в которых одновременно соблюдается равенство трех (и более) разных МЭП:

а) точка Х, пересечения кривых нормы потребления и кривой равенства нормы налогового бремени и инвестиций, в которой с = в =s;

б) точка С1, пересечения кривых нормы потребления и кривой равенства максимальных значений средней налоговой нагрузки и государственных расходов в АКЭ(С), в которой с = в = g;

в) точка Z, пересечения кривых нормы потребления и кривой равенства максимальных значений государственных расходов и инвестиций и их общественных эффек-тивностей: с = g = s = R = S - идеальная цель идеальной макроэкономической стратегии любого развитого государства (как близкий реально существующий вариант - «шведский социализм»).

На рис. 2 приведена высчитанная автором на основании [2] «анархистская» кривая нормы государственных расходов, минимальное значение которой равно 1,9%, а максимальное - 4,4%. Мировая статистика настаивает на минимальной норме инвестирования,

~ ~ ~ MIN лл/

не меньшей средней нормы амортизационных отчислений, - sAMOpni3 =3%, которая и указана на этом же рисунке. Приведено также максимально возможное значение средней нормы налоговой нагрузки: в'^= 0,83, которое делает понятным близкое к нему значение налогового бремени в Швеции. Для более подробного анализа вариантов налоговой политики (выявления и обоснования соотношений между основными МЭП) приведены также из рис.1: кривая идеальной нормы налогового бремени вя/ЩАЛ = 1/(2^ - 1) и кривая идеальных значений норм государственных расходов и инвестиций (s=g=R=S)™ = 1/2^ .

Безусловно, размер, знак и структура сальдо платежного баланса страны оказывают сильное влияние на качество макроэкономического состояния. Например, положительное сальдо соответствующей экономики, безусловно, в денежном (количественном) отношении повышает ее эффективность. И наоборот, отрицательное сальдо платежного баланса снижает качество макроэкономической политики. При этом особое значение приобретает товарная структура экспорта и импорта. Очевидна неперспективность преобладания в структуре экспорта ограниченных природных ресурсов в обмен на продовольствие и невысокотехнологичную (заведомо отсталую от передового мирового уровня) продукцию. В [2] приведены соответствующие зависимости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. В авторской модели преодолен барьер мнимого отсутствия в экономической системе количественных констант, так разительно отличающих ее от физических систем. Например, корень квадратный из прогнозируемого государственными органами и экспертами темпа экономического роста является фундаментальной величиной при анализе сбалансированности и близости к идеальным значениям основных МЭП. Модель естественно, «геометрически прозрачно» объясняет взлеты и падения соответствующих моде-

лей реальной экономики, необъяснимых с точки зрения немалой части идеологизированных теоретиков и практиков - экономистов.

Интересным и близким к «эконофизическому» направлению в современной экономической теории может быть сравнение авторской модели идеального состояния макроэкономической системы с циклом Карно в термодинамике, сущностью которого является определение максимального теоретически возможного коэффициента полезного действия тепловой машины - ] (в идеальном случае ]=1,0 , в действительности всегда меньше этого значения). В авторской интерпретации полученная экономической системой конкретная сумма государственных расходов и инвестиций всегда может привести в идеальном случае («нулевых потерь» максимально возможных общественных эффективно-стей государственных расходов и инвестиций) к максимально возможному темпу экономического роста, соответственно к максимальному теоретически возможному обобщенному показателю макроэкономической политики, то есть Оидеал = 0,0 - в действительности всегда заметно большему этого значения при положительном темпе экономического роста и меньшим нуля при отрицательных значениях темпа экономического роста. Например, для Японии О Япон = 0,33, поэтому он может быть взят за ориентир для других стран, стремящихся к максимальному значению качества своей макроэкономической политики [7, с. 31].

2. Автор полностью сознает основные ограничения своей модели, которая не может быть полностью адекватна реальности, поскольку речь идет о человеческой деятельности, развивающейся в необратимом времени, несводимости общественного прогресса, развития человека в сторону увеличения денежных доходов или приумножения материального богатства, темпов экономического роста._ Кроме того, общеизвестными трудностями соизмерения народно-хозяйственной эффективности затрат являются: наличие в ее структуре разнородных измеримых, несоизмеримых друг с другом или вовсе неизмеримых элементов, препятствующих выражению ее одним числом; наличие прямых и обратных зависимостей между затратами на различные производства, совмещение проектных вариантов, дающих минимумы затрат по каждому объекту в отдельности, но не обеспечивающих общий минимум всех затрат в народном хозяйстве; при этом денежные затраты (особенно связанные с природопользованием) не являются точным отражением затрат общественного труда [12, с. 489]. Несовершенство людей и их отношений делает значимым фактор случайности, неопределенности.

Следовательно, количественные оценки эффективности макроэкономической политики никогда не могут дать абсолютно точной информации для безошибочного принятия решений, но могут служить первичным материалом для содержательного анализа в процессе принятия решений государственными органами и общественными организациями.

3. Аналитические методы, назначением которых должно служить преодоление субъективизма в принятии решений, на деле нередко используются в качестве одного из инструментов политической борьбы. Следовательно, экономисты в любых обстоятельствах не должны слепо копировать политический процесс. Они должны стать блюстителями общественной дальновидности в экономических вопросах, давать чёткие рекомендации государственным структурам по разработке экономической политики страны и понятные предприятиям ориентиры стратегического планирования (в том числе смелые альтернативные планы дальнейшего развития общества, реформирование и отрицание капитализма с учетом природы человека, современного состояния технологий без идеологической составляющей).

4. Научная и практическая значимость материала статьи с изложением рекомендаций. Несомненно, авторская модель экономики (несмотря на ее кажущуюся парадоксальность), имела место в период 1879-1897 гг. в реальной экономике США («Золотая эпоха» золотого стандарта, введенного в 1879 г.). В результате США вышли на первое место в мире по объему ВВП и промышленного производства, на лидирующие позиции в

мировой экономике [10]. Модель хорошо отражает известные периоды парадоксальных взлетов экономических систем в СССР и Германии, Японии, Южной Корее, Китае.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ представленной модели предполагает решение проблем сбалансированности/несбалансированности макроэкономических состояний, описываемых основными МЭП, а также условий достижения сбалансированности и причин несбалансированности соответствующей макроэкономической системы. При этом, несбалансированность экономической системы может быть объективной (войны, периоды крупных социально-экономических реформ, катаклизмов), случайной и преднамеренной, выгодной определенным (как правило, властным или оппозиционным, в том числе теневым структурам) «группам влияния» но, безусловно, невыгодной обществу в целом.

Достижение равновесия в реальной макроэкономической системе является труднейшей финансово-политическая задачей (в том числе государственного долга), включающей выпуск госзаймов, ужесточение налогообложения, печатание денег. В одних странах (например, скандинавских) высокий уровень налогов уживается с низким уровнем коррупции, а в других, со значительно более низким уровнем налогообложения, уровень коррупции относительно высок.

Безусловно, размер, знак и структура сальдо платежного баланса страны оказывают сильное влияние на качество макроэкономического состояния. Например, положительное сальдо соответствующей экономики, безусловно, в денежном (количественном) отношении повышает ее эффективность. И наоборот, отрицательное сальдо платежного баланса снижает качество макроэкономической политики. При этом особое значение приобретает товарная структура экспорта и импорта. Очевидна неперспективность преобладания в структуре экспорта ограниченных природных ресурсов в обмен на продовольствие и невысокотехнологичную (заведомо отсталую от передового мирового уровня) продукцию.

Автором приведены соответствующие зависимости [10, с. 37].

Статья поступила 02.03.2015 г.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Краткая философская энциклопедия. М.: «Энциклопедия», 1994. 576 с.

2. Овсиенко Ю.В. и др. Устойчивое развитие: концепция и стратегические ориентиры // Экономика и математические методы. 2007. Т. 43. № 4. С. 57-71.

3. Губанов С. Рост без развития и его пределы // Экономист. 2006. № 4. С. 5-19.

4. Федоренко Н.П. Россия на рубеже веков / М.: ИНФРА-М, 2003. 727 с.

5. Самуэльсон П. Экономика. Вводный курс. М.: Экономика, 1964 (оригинал: Economics, 1948). 843 с.

6. Блауг М. Методология экономической науки, или как экономисты объясняют / пер. с англ./ М. : НП «Журнал Вопросы экономики», 2004. С. 30-41.

7. Владимиров С.А. О научном обосновании экономической эффективности стратегической сбалансированной программы государственных инвестиций // Инновации. 2006. № 2. С. 28-34.

8. Владимиров С.А. // Об обосновании эффективности государственных инвестиций // Общество и экономика. 2006. № 2. С. 44-57.

9. Владимиров С.А. О моделировании сбалансированной открытой экономики // Общество и экономика. 2010. № 6. С. 31-48.

10. Владимиров С.А. Экономическая эффективность инвестиционной деятельности в строительстве: теория и практика / Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Санкт-Петербургский гос. ун-т экономики и финансов. Санкт-Петербург, 2006.

11. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. М.: Госиздат, 1924. 223 с.

12. Экономико-математический энциклопедический словарь / под ред. В.И. анило-ва-Данильяна. М.: ИНФРА-М, 2003. 688 с.

13. Иноземцев В.Л. «Постамериканский мир»: мечта дилетантов и непростая реальность // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 5. С. 27-36.

Информация об авторе

Владимиров Сергей Арсеньевич, доктор экономических наук, профессор кафедры общего менеджмента и логистики, академик РАЕ, e-mall: ldeal_ldeal@mall.ru, СевероЗападный институт управления Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы (Северо-Западный институт управления РАНХиГС), 199178, Россия, Санкт-Петербург, Средний пр. В.О., д.57/43.

Information about the author

Vladimirov S.A., Doctor of Economlcal Sclences, Professor of the chalr of general management and loglstlcs, member of Academy ln Russlan Academy of Natural Hlstory, e-mall: lde-al_ldeal@mall.ru, North-West lnstltute of management of Russlan Academy of Natlonal Economy and Government Servlces (North-West lnstltute of management RANEaGS), Salnt-Petersburg, 57/43 Srednll Avenue HE, 199178, Russla.

УДК 332.872.45

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РФ

Е.Ю. Горбачевская

Проанализирована проблема проведения реформы жилищно-коммунальной системы на примере Иркутской области, выявлены основные проблемы. Предложен инновационный вектор развития жилищно-коммунальной системы, определены составляющие инновационного развития.

Ключевые слова: многоквартирный дом; жилищно-коммунальная система; инновационное развитие; жилищно-коммунальная реформа.

TO THE QUESTION OF THE DEVELOPMENT OF THE HOUSING AND PUBLIC

SYSTEM IN RUSSIAN FEDERATION

E.Iu. Gorbachevskaia

We analysed the problem of implementing the reform in the housing and public system at the example of Irkutsk region, the main problems are found out. We suggested innovative vector in the development of the housing and public system and defined the strands of the innovative development.

Key words: block of flats; housing and public system; innovative development, housing and public reform.

Экономика требует рыночных подходов во всех своих сферах, в том числе и в жилищно-коммунальном секторе. Так, органами государственной власти были запущены ме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.