О КОМПЛЕКСЕ ЗАДАЧ КАК СРЕДСТВЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИХ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Коммуникативная компетенция будущего учителя математики, математический анализ, интегрированный комплекс задач.
В контексте реализации комиетентностного подхода к образованию становится актуальной проблема формирования компетенций учащихся как результата обучения. Коммуникативную компетенцию, определенную в ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование» как одно из требований к выпускникам образовательного учреждения, необходимо и возможно развивать в процессе изучения различных дисциплин (в том числе и математического анализа). Для этого необходимы специальные учебные задачи, использование которых в процессе математической подготовки будущих учителей будет способствовать не только повышению их математической компетенции, но и целенаправленному формированию и развитию их коммуникативной компетенции. Однако существующие учебные пособия по математике не содержат комплексов таких задач. [Пономарева, 2009]. Это противоречие определяет проблему разработки и обоснования использования специального комплекса задач как средства математической подготовки будущего учителя, способствующего формированию его коммуникативной компетенции.
Цель настоящей статьи состоит в описании подхода к разработке комплекса учебных задач, использование которых в процессе обучения будущих учителей математическому анализу будет способствовать целенаправленному формированию их коммуникативной компетенции.
Формирование такого комплекса задач мы реализуем на основе принципов:
— соответствия структуре коммуникативной компетенции будущего учителя, которая представлена тремя компонентами: аксиологический, праксиологический, когнитивный [Кириллова, 2011, с. 66—67];
— базовых принципов обучения, способствующего формированию коммуникативной компетенции (непрерывности процесса формирования компетенции, интерактивного и контекстного обучения, открытости обучения, коллективного характера и положительного эмоционального фона обучения).
В процессе формирования коммуникативной компетенции необходимо развивать все ее составляющие, которые проявляются при осуществлении студентами устной и письменной коммуникации, а также в процессе использования различных информационных сетей [Саволайнен, 2005]. Исходя из этого, в комплекс целесообразно включать задачи и задания, направленные на интегрированное развитие у студентов всех составляющих коммуникативной компетенции.
Следуя принципу непрерывности формирования коммуникативной компетенции, подобные задачи должны войти в содержание каждого учебного модуля курса
Педагогика
математического анализа и использоваться в течение всего процесса его изучения. Отметим, что очень важно, чтобы такими задачами сопровождались темы и разделы математического анализа, имеющие непосредственное отношение к школьному курсу математики («Действительные числа», «Числовые функции и их свойства», «Предел и непрерывность функции», «Производная функции» и др.). Для формирования мотивации к изучению математического анализа в комплекс должны входить задачи, основанные на материале школьного курса математики.
Исходя из выделенных принципов, делаем вывод, что в комплексе должно быть оптимальное сочетание задач, направленных как на формирование каждого отдельного компонента, так и всех составляющих коммуникативной компетенции будущего учителя математики.
В соответствии с вышесказанным нами проведена классификация задач, способствующих формированию коммуникативной компетенции студентов — будущих учителей математики в процессе изучения математического анализа.
Задачи дискуссионного характера. Учитывая принцип интерактивного обучения, в комплекс заданий по началам математического анализа необходимо включить задачи, способствующие активному общению студентов. Они направлены на осуществление устной коммуникации бакалаврами во взаимодействии с окружающими. Будущий учитель математики должен уметь участвовать в дискуссиях: четко и последовательно высказывать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме, принимать ответы собеседников, использовать высказывания других, обобщать и анализировать сказанное, находить противоречие в рассуждениях участников беседы, уметь корректно и грамотно формулировать вопросы собеседникам. В таких задачах студентам предлагаются ситуации, которые либо способствуют их вовлечению в дискуссию по ее решению, либо направлены на проявление отдельных составляющих коммуникативной компетенции дискуссионного характера.
Пример 1. При решении задачи: «Вычислить 0,(2)+0,(3)» учащийся написал: «0,(2)+0,(3)=0,(5)». Так ли это на самом деле? Приведите свое решение данной задачи с обоснованием. Сформулируйте вопросы, которые бы проясняли, понимает ли ученик написанное им.
Задачи с дефицитом информации. Целью их решения является нахождение студентом необходимой информации. В данный блок включены задания, направленные на поиск информации по изучаемому предмету (началам математического анализа) или по коммуникации.
Пример 2. Напишите реферат (сообщение) на тему «Бесконечно малые и бесконечно большие в истории математики».
Задачи, моделирующие проблемные педагогические ситуации. На основании принципа контекстного обучения в комплекс надо включить задачи, решение которых предполагает мысленное выполнение обучающимся действия, осуществляемого учителем или школьником в определенной проблемной ситуации. Последние должны быть неоднозначны по своему решению и вызывать интерес у студентов.
Пример 3. Учитель задал вопросы школьникам: «Всегда ли будет существовать предел функции /(х^при х —^ х0 {х —> оо)? Что вы можете сказать о пределе функции /(х) = вш при х —» оо ?». Какие ответы могут дать учащиеся на эти вопросы? Какие ошибки могут допустить ученики при ответе на поставленные вопросы?
Задачи, предполагающие использование ресурсов локальных информационных сетей и Интернет. Современный уровень коммуникации требует владения способами взаимодействия с окружающими посредством Интернета и умения использо-
вать ресурсы информационных сетей. Поэтому в комплекс важно включить задачи на использование ресурсов локальных и глобальной информационных сетей.
Пример 4. Используя образовательный портал ХГУ им. Н.Ф. Катанова, найдите учебную программу по дисциплине «Математический анализ», выделите темы, которые проходят в школе по началам анализа (на базовом и профильном уровнях). Сравните содержание этих тем на уровне школы и университета.
Для преодоления формального подхода к решению задач, направленных на формирование коммуникативной компетенции будущих учителей, необходим переход студентов на позицию учителя математики. Поэтому на этапе ознакомления с подобными задачами обучающимся надо сообщать информацию по описываемой ситуации: где и когда она может произойти в будущей профессиональной деятельности. Так как их решение требует определенных временных затрат, то на занятии мы предлагаем рассматривать одну-две задачи. При этом каждая из них вплетается в канву занятия так, чтобы она способствовала достижению поставленных целей формирования коммуникативной компетенции студентов.
Предъявление студентам предметных заданий в контексте школьного курса математики и школьного учебника по математике позволяет им соотнести реальный уровень своей математической компетенции с уровнем, необходимым для организации успешного обучения школьников началам анализа. Это является одним из важных условий рефлексии и мотивации их учебной деятельности. Таким образом, работа с подобными задачами на занятиях по математическому анализу способствует:
— формированию готовности к математической и коммуникативной деятельности в новых нестандартных условиях;
— пониманию студентами — будущими учителями математики того, что математические и коммуникативные знания и умения являются не только предметом учебной деятельности, но и средством будущей профессиональной деятельности;
— формированию у студентов умений моделировать саморазвитие математической и коммуникативной компетенции, а также развитие этих компетенций у других субъектов образовательного процесса.
Проведенный нами теоретический анализ и опыт использования разработанного комплекса задач как на аудиторных занятиях, так и в самостоятельной работе студентов показывают, что это не только обеспечивает целенаправленное формирование коммуникативной компетенции будущих учителей, но и дает повышение качества их математической подготовки.
Библиографический список
1. Кириллова Н.А. Диагностическая структурная модель коммуникативной компетенции бакалавра — будущего учителя математики // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2011. № 1. С. 64-68.
2. Пономарева Н.Н. Геометрия как средство формирования метапредметных компетенций // Особенности обучения математике в школе в условиях компетентностного подхода: материалы международной научно-практической конференции. Красноярск, 2009. С. 95-98.
3. Саволайнен Г.С. Социокультурное взаимодействие в образовательном процессе педагогического вуза и школы: обновление содержания, технологий подготовки и мониторинга: монография. Красноярск, 2005. 316 с.