Научная статья на тему 'О комплексе задач как средстве формирования коммуникативной компетенции будущих учителей в процессе их математической подготовки'

О комплексе задач как средстве формирования коммуникативной компетенции будущих учителей в процессе их математической подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ / МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС ЗАДАЧ / COMMUNICATIVE COMPETENCE OF A FUTURE TEACHER OF MATHEMATICS / MATHEMATICAL ANALYSIS / INTEGRATED COMPLEX OF TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириллова Надежда Александровна, Шкерина Людмила Васильевна

Статья посвящена проблеме формирования коммуникативной компетенции будущих бакалавров педагогического направления в процессе обучения математическому анализу посредством комплекса специальных заданий. Описаны основания, приведены классификация задач комплекса и примеры упражнений каждого типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кириллова Надежда Александровна, Шкерина Людмила Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the complex of tasks as means of formation of communicative competence of future teachers in the course of their mathematical training

This article is devoted to the problem of formation of communicative competence of future bachelors of pedagogical orientation in the course of mathematical analysis training through the complex of special tasks. The bases are described, the classification of the complex of tasks and the examples of the exercises of each type are presented.

Текст научной работы на тему «О комплексе задач как средстве формирования коммуникативной компетенции будущих учителей в процессе их математической подготовки»

О КОМПЛЕКСЕ ЗАДАЧ КАК СРЕДСТВЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИХ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Коммуникативная компетенция будущего учителя математики, математический анализ, интегрированный комплекс задач.

В контексте реализации комиетентностного подхода к образованию становится актуальной проблема формирования компетенций учащихся как результата обучения. Коммуникативную компетенцию, определенную в ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование» как одно из требований к выпускникам образовательного учреждения, необходимо и возможно развивать в процессе изучения различных дисциплин (в том числе и математического анализа). Для этого необходимы специальные учебные задачи, использование которых в процессе математической подготовки будущих учителей будет способствовать не только повышению их математической компетенции, но и целенаправленному формированию и развитию их коммуникативной компетенции. Однако существующие учебные пособия по математике не содержат комплексов таких задач. [Пономарева, 2009]. Это противоречие определяет проблему разработки и обоснования использования специального комплекса задач как средства математической подготовки будущего учителя, способствующего формированию его коммуникативной компетенции.

Цель настоящей статьи состоит в описании подхода к разработке комплекса учебных задач, использование которых в процессе обучения будущих учителей математическому анализу будет способствовать целенаправленному формированию их коммуникативной компетенции.

Формирование такого комплекса задач мы реализуем на основе принципов:

— соответствия структуре коммуникативной компетенции будущего учителя, которая представлена тремя компонентами: аксиологический, праксиологический, когнитивный [Кириллова, 2011, с. 66—67];

— базовых принципов обучения, способствующего формированию коммуникативной компетенции (непрерывности процесса формирования компетенции, интерактивного и контекстного обучения, открытости обучения, коллективного характера и положительного эмоционального фона обучения).

В процессе формирования коммуникативной компетенции необходимо развивать все ее составляющие, которые проявляются при осуществлении студентами устной и письменной коммуникации, а также в процессе использования различных информационных сетей [Саволайнен, 2005]. Исходя из этого, в комплекс целесообразно включать задачи и задания, направленные на интегрированное развитие у студентов всех составляющих коммуникативной компетенции.

Следуя принципу непрерывности формирования коммуникативной компетенции, подобные задачи должны войти в содержание каждого учебного модуля курса

Педагогика

математического анализа и использоваться в течение всего процесса его изучения. Отметим, что очень важно, чтобы такими задачами сопровождались темы и разделы математического анализа, имеющие непосредственное отношение к школьному курсу математики («Действительные числа», «Числовые функции и их свойства», «Предел и непрерывность функции», «Производная функции» и др.). Для формирования мотивации к изучению математического анализа в комплекс должны входить задачи, основанные на материале школьного курса математики.

Исходя из выделенных принципов, делаем вывод, что в комплексе должно быть оптимальное сочетание задач, направленных как на формирование каждого отдельного компонента, так и всех составляющих коммуникативной компетенции будущего учителя математики.

В соответствии с вышесказанным нами проведена классификация задач, способствующих формированию коммуникативной компетенции студентов — будущих учителей математики в процессе изучения математического анализа.

Задачи дискуссионного характера. Учитывая принцип интерактивного обучения, в комплекс заданий по началам математического анализа необходимо включить задачи, способствующие активному общению студентов. Они направлены на осуществление устной коммуникации бакалаврами во взаимодействии с окружающими. Будущий учитель математики должен уметь участвовать в дискуссиях: четко и последовательно высказывать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме, принимать ответы собеседников, использовать высказывания других, обобщать и анализировать сказанное, находить противоречие в рассуждениях участников беседы, уметь корректно и грамотно формулировать вопросы собеседникам. В таких задачах студентам предлагаются ситуации, которые либо способствуют их вовлечению в дискуссию по ее решению, либо направлены на проявление отдельных составляющих коммуникативной компетенции дискуссионного характера.

Пример 1. При решении задачи: «Вычислить 0,(2)+0,(3)» учащийся написал: «0,(2)+0,(3)=0,(5)». Так ли это на самом деле? Приведите свое решение данной задачи с обоснованием. Сформулируйте вопросы, которые бы проясняли, понимает ли ученик написанное им.

Задачи с дефицитом информации. Целью их решения является нахождение студентом необходимой информации. В данный блок включены задания, направленные на поиск информации по изучаемому предмету (началам математического анализа) или по коммуникации.

Пример 2. Напишите реферат (сообщение) на тему «Бесконечно малые и бесконечно большие в истории математики».

Задачи, моделирующие проблемные педагогические ситуации. На основании принципа контекстного обучения в комплекс надо включить задачи, решение которых предполагает мысленное выполнение обучающимся действия, осуществляемого учителем или школьником в определенной проблемной ситуации. Последние должны быть неоднозначны по своему решению и вызывать интерес у студентов.

Пример 3. Учитель задал вопросы школьникам: «Всегда ли будет существовать предел функции /(х^при х —^ х0 {х —> оо)? Что вы можете сказать о пределе функции /(х) = вш при х —» оо ?». Какие ответы могут дать учащиеся на эти вопросы? Какие ошибки могут допустить ученики при ответе на поставленные вопросы?

Задачи, предполагающие использование ресурсов локальных информационных сетей и Интернет. Современный уровень коммуникации требует владения способами взаимодействия с окружающими посредством Интернета и умения использо-

вать ресурсы информационных сетей. Поэтому в комплекс важно включить задачи на использование ресурсов локальных и глобальной информационных сетей.

Пример 4. Используя образовательный портал ХГУ им. Н.Ф. Катанова, найдите учебную программу по дисциплине «Математический анализ», выделите темы, которые проходят в школе по началам анализа (на базовом и профильном уровнях). Сравните содержание этих тем на уровне школы и университета.

Для преодоления формального подхода к решению задач, направленных на формирование коммуникативной компетенции будущих учителей, необходим переход студентов на позицию учителя математики. Поэтому на этапе ознакомления с подобными задачами обучающимся надо сообщать информацию по описываемой ситуации: где и когда она может произойти в будущей профессиональной деятельности. Так как их решение требует определенных временных затрат, то на занятии мы предлагаем рассматривать одну-две задачи. При этом каждая из них вплетается в канву занятия так, чтобы она способствовала достижению поставленных целей формирования коммуникативной компетенции студентов.

Предъявление студентам предметных заданий в контексте школьного курса математики и школьного учебника по математике позволяет им соотнести реальный уровень своей математической компетенции с уровнем, необходимым для организации успешного обучения школьников началам анализа. Это является одним из важных условий рефлексии и мотивации их учебной деятельности. Таким образом, работа с подобными задачами на занятиях по математическому анализу способствует:

— формированию готовности к математической и коммуникативной деятельности в новых нестандартных условиях;

— пониманию студентами — будущими учителями математики того, что математические и коммуникативные знания и умения являются не только предметом учебной деятельности, но и средством будущей профессиональной деятельности;

— формированию у студентов умений моделировать саморазвитие математической и коммуникативной компетенции, а также развитие этих компетенций у других субъектов образовательного процесса.

Проведенный нами теоретический анализ и опыт использования разработанного комплекса задач как на аудиторных занятиях, так и в самостоятельной работе студентов показывают, что это не только обеспечивает целенаправленное формирование коммуникативной компетенции будущих учителей, но и дает повышение качества их математической подготовки.

Библиографический список

1. Кириллова Н.А. Диагностическая структурная модель коммуникативной компетенции бакалавра — будущего учителя математики // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2011. № 1. С. 64-68.

2. Пономарева Н.Н. Геометрия как средство формирования метапредметных компетенций // Особенности обучения математике в школе в условиях компетентностного подхода: материалы международной научно-практической конференции. Красноярск, 2009. С. 95-98.

3. Саволайнен Г.С. Социокультурное взаимодействие в образовательном процессе педагогического вуза и школы: обновление содержания, технологий подготовки и мониторинга: монография. Красноярск, 2005. 316 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.