V
ПЕТРАКОВ Алексей Васильевич, ^ доктор технических наук, профессор р-/ ЛАГУТИН Владимир Сергеевич, доктор технических наук, профессор
s
О КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ПОДХОДЕ К ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
В статье обсуждается, компетентностный подход формирования образовательной программы, подготовки, магистров по направлению «Информационная безопасность».
Ключевые слова: образовательный стандарт, Федеральный государственный, образовательный, стандарт, высшего профессионального образования, информационная, безопасность, основная образовательная программа подготовки магистров, компетенция, модуль.
The article considers some problem, issues of master education for "Information Security" category, of a competence approach of forming main education programs.
Keywords: educational standard, Federal National Educational standard. Highest Focational Education, information security, the main educational master training program, competence, module.
Приказами от 28.10.2009 г. Министерство образования и науки РФ утвердило Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (третьего поколения) по направлению подготовки 090900 «Информационная безопасность»: квалификация (степень) магистр — № 497 [1]; квалификация (степень) бакалавр - № 496 [2].
Доктор технических наук, профессор А.А. Хорев — известный и уважаемый специалист по информационной безопасности — публично обсуждает положения и требования [1, 2] в очень интересных и содержательных статьях [3, 4] компетентностный (разработчикам и подписантам приказов № 497 и 496 кажется «новый»!?) подход к формированию основной обра-
зовательной программы подготовки магистров и бакалавров по направлению «Информационная безопасность» [3], которых в вузах по всей стране готовят с 01.09.2012 г. (или 2011 г.), и возникшие неувязки и проблемы вследствие реализации компетентностно-модульного подхода при подготовке бакалавров и магистров по этому направлению [4].
Почему «новый» в кавычках? Потому что А.А. Хорев сообщает [3]: компетентностный подход не является принципиально новым — был реализован ранее и многократно в высших военных учебных заведениях (ввузах) Министерства обороны СССР, и не «а также», а самостоятельно, в некоторых уважающих себя, не менее столичных, провинциаль-
ных вузах (например, энергетических) — и компетентностый, и модульный.
Прежде чем у студентов (будущих дипломированных магистров) спрашивать что-либо из программ изучаемых дисциплин, педагоги должны дать им знания, научить умениям, привить навыки. Может быть, какие-либо новые способы господа из Министерства образования и науки РФ предлагают для улучшения знаний, умений, навыков студентов (магистров)? Нет. Совсем нет. Авторы настоящей статьи учились в советских техникумах по специальности «Электросвязь». И великолепно учились по компетентност-но-модульному методу (способу, принципу). Учиться надо было 6 дней в неделю по 6, 7 или 8 часов ауди-
торных занятий. На каждом занятии спрашивали материал предыдущих лекций, практических занятий (решение задач), лабораторных занятий. Интересны были практические занятия по слесарному, токарному, кузнечному, электромонтажному циклам: пока мальчик или девочка 16 — 17 лет самостоятельно не выточит на токарном станке деталь, не выпилит прямоугольную деталь напильником, не выкует из вытащенной из горна красной болванки необходимую деталь, не сделает самостоятельно из гетинакса или плексигласа пластину, не напаяет на нее необходимые детали, а после пайки не проверит работу этих деталей в электрическом режиме, ему не получить зачета по так называемому теперь «модулю» (он и тематический, он и компетентност-ный модуль), тем более оценки «хорошо» или «отлично», которые давали возможность получать стипендию, а многие жили только на стипендию. Какие великолепные знания и умения давали техникумы выпускникам 40 — 50-х гг. прошлого века! Это они (и, конечно, сталинские инженеры вместе с ними) подняли в космос советские ракеты и корабли, поставили на ноги атомную энергетику СССР. И космос, и атом — (несмотря на некоторые неудачи) до сих пор коньки, на которых страна наша еще продолжает считать себя (продолжают считать ее) великой мировой державой. И некоторые известные главные конструкторы тех лет и позже имели специальное образование лишь в объеме техникума — умные, работящие, хваткие — получившие эти качества в лабораториях и мастерских техникумов.
И еще хочется громко задать такой вопрос. А как шло обучение в ремесленных училищах в те нерыночные времена? Компетентностно... Табл. 1 заимствована из [1, 3] в целях обсуждения двухгодичной трудоемкости при подготовке магистров: общенаучный цикл — 828 часов, профессиональный цикл — 1332 часа, практика и научная работа — 1728 часов, государственная аттестация — 432 часа, т.е. всего 4320 часов составляет общая трудоемкость основной образовательной программы. 40 часов аудиторных в неделю (8 ча-
сов в день) за 43 недели в год и за 2 года дают 3440 часов, т.е. это нехватка 880 часов, или 10 часов в неделю. Что получается? Ежедневно, чтобы выполнять программу в часах, нужно проводить 8 + 2 = 10 часов аудиторных занятий. Не очень ли много это для освоения лишь профильных компетенций (ПК) основной образовательной программы? Ведь основная образовательная программа и учебные дисциплины должны быть направлены на формирование у выпускников, имеющих высшее образование, общекультурных (ОК) и профессиональных (профильных, ПК) компетенций и иметь модульную структуру. Но кроме ПК и ОК, по мнению и желанию работодателей, появляются (введены [3]) новые профильные компетенции (ПКДВ), дополняющие программные ПК.
И где же брать часы для исполнения ОК и ПКДВ? Чтобы их исполнять (наделять выпускников компетентностью), нужно как минимум за 2 года еще 2000 часов (!?): студенты (будущие магистры) должны затрачивать еще 4 — 5 часов в рабочий (учебный) день, т.е. уже 14 — 15 аудиторных часов.
Но ведь молодые люди должны заниматься спортом, посещать культурные (пение, танцы, театр и т.д.) кружки и мероприятия: например общекультурные выставки, выставки по специальности и пр. Вузы стараются привлечь (взять) в студенты певцов, танцоров, спортсменов, и уж тем более таких молодых людей зачислить (перевести, принять) в магистратуру.
Авторы настоящего материала — не случайные люди в информационной безопасности: один — более 25 лет имеет стаж в должности заведующего кафедрой «Защита информации», второй — более 15 лет заведующего кафедрой «Системы управления городской телефонной сетью», и не один десяток лет занимаются вопросами защиты информации и информационной безопасностью (ЗИИБ). Если глубоко вникнуть в суть дела ЗИИБ, то до 80.90% объема всей информации преобразуется к виду, удобному для передачи по телефонным каналам, и передается (доставля-
ется) по телефонным каналам. С середины 80-х гг. прошлого века в нашей стране началась, расширилась и углубилась доступность к секретным сведениям, к сведениям ограниченного пользования, стало возможным публиковать специфические (ограниченного пользования) данные по методам и аппаратуре, ранее считавшимися для служебного пользования [5, 6].
Чтобы компетентностно готовить претендента в магистры по специальности, нужна грамотная современная техническая и технологическая литература (монографии, учебные пособия, учебники, описания лабораторных работ, задачники, решеб-ники) и передовая техника в учебных вузовских лабораториях. Созданием современных и перспективных учебных лабораторий, написанием монографий, учебных пособий, других научно-технических и методических изданий авторы занимались последние 25 лет [7 — 38] . Все эти издания помогли вести вузовский учебный процесс на современном и перспективном технико-технологическом уровне, облагородили направление «Информационная безопасность» и специализации в нем. Из списка [7 — 38] можно выделить монографии и вузовские учебные пособия по информационной безопасности [9, 14, 21, 30, 35]. Акцент на защиту информации сделан в изданиях [12, 16, 22, 24, 34]. Лабораторные работы были поставлены на современной технике и при необходимости были модернизированы [18, 19, 20].
По числу лабораторных работ в учебной лаборатории «Основы защиты информации» оборудованы 22 рабочих места (каждое на два человека), которые состоят из одной — двух ПЭВМ или лабораторного стенда с необходимой обнаружительной (охранной) и защитной техникой (датчики, генераторы и т.п.). Лабораторные стенды выполнены ЗАО «Щит» (Москва) и НПК «Дедал»(Дубна).
Умения и навыки студенты (будущие магистры) приобретают во время практических занятий при решении нескольких (многих, ряда) задач. Задачник и решебник [29] дает им та-
Таблица 1. Перечень дисциплин основной образовательной программы магистратуры направления «Информационная безопасность» по программе подготовки «Аудит информационной безопасности автоматизированных систем»
Код Наименование учебной дисциплины (иной нагрузки) Общая трудоемкость
ЗЕТ Часы
М.1 Общенаучный цикл 23 828
Базовая часть 8 288
М.1.1 Специальные главы математики 2 72
М.1.2 Специальные главы физики 3 108
М.1.3 Экономика и управление 3 108
Вариативная часть 15 540
М.1.4 Иностранный язык 4 144
М.1.5 Педагогика высшей школы 3 108
Дисциплины по выбору студента (2 из 4) 8 288
М.1.6.1 Современная философия и методология науки 3 108
М.1.6.2 Психологическая диагностика 3 108
М.1.7.1 Теория игр и исследование операций 5 180
М.1.7.2 Теоретические основы управления 5 180
М.2 Профессиональный цикл 37 1332
Базовая часть 10 360
М.2.1 Защищенные информационные системы 5 180
М.2.2 Управление информационной безопасностью 5 180
Вариативная часть 27 972
М.2.3 Технология обеспечения информационной безопасности объектов 5 180
М.2.4 Организация аудита информационной безопасности автоматизированных систем 5 180
М.2.5 Аттестация объектов информатизации 5 180
М.2.6 Деловая игра 2 72
Дисциплины по выбору студента (2 из 4) 10 360
М.2.8.1 Правовые основы аудита информационной безопасности 5 180
М.2.8.2 Отечественные и зарубежные стандарты в области информационной безопасности 5 180
М.2.9.1 Теоретические основы защиты информации от утечки по техническим каналам 5 180
М.2.9.2 Теоретические основы компьютерной безопасности 5 180
М.3 Практика и научно-исследовательская работа 48 1728
М.4 Итоговая государственная аттестация 12 432
Общая трудоемкость основной образовательной программы 120 4320
кую возможность — решать задачи и упражняться под руководством преподавателя и самостоятельно. В изданиях [10, 12, 15, 34] также приведены задачи по симметричному и несимметричному шифрованию-дешифрованию, по хешированию сообщений.
Авторы статьи и ранее были озабочены общекультурными компетенциями (ОК) будущих инженеров (теперь будущих магистров), создавали учебно-методическую литературу по разделам, не впрямую относящимся к ЗИИБ, но коррелирующим с ними и облагораживающим специалистов высшей категории по ЗИИБ, как-то: пластиковые деньги [8], сжатие информации в спутниковом информационном обме-
не [11, 28] , охранно-защитные технологии в цифровом телевидении [26, 27, 33, 34], шумоочистка звука и речевых сообщений [17, 36], общечеловеческие проблемы электрорадиосвязи (сотовой связи) [33, 37].
Из перечисленных литературных источников по ЗИИБ [7 — 38], находящихся в фондах Государственной публичной научно-технической библиотеки, (авторы внимательно отслеживали наличие в ГПНТБ) при соответствующих лекциях (лекторах!?), лабораторных и практических занятиях (при условии посещаемости и обучаемости претендентов) можно достичь любого уровня компетентности будущих инженеров (будущих магистров), используя
одновременно «старый» и «новый» модульные способы (методы, принципы). Внешний вид некоторых авторских изданий представлен на 3 странице обложки. И еще. 20 лет назад один из авторов послал в журнал «Электросвязь» статью [38]. Ее опубликовали с оговорками, с великим трудом, так как она имела критический характер не только для монографической и непериодической технической литературы, но и для периодических технических изданий (и для журнала «Электросвязь»). Но с тех пор ни одной статьи в журнале «Электросвязь» не опубликовали. Печатная критика — деловая, вполне разумная, даже техническая (совсем неполитическая) — тяжело обходится.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 090900 «Информационная безопасность». Квалификация (степень) магистр. Утвержден приказом Министерства, образования и науки РФ № 497 от 28.10.2009 г.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 090900 «Информационная безопасность». Квалификация (степень) бакалавр. Утвержден приказом Министерства, образования и науки РФ № 496 от 28.10.2009 г.
3. Хорев А.А. Компетентностный подход к формированию основной образовательной программы подготовки магистров по направлению «Информационная безопасность»./ Специальная техника, 2011. — № 2. — С. 55 — 63.
4. Хорев А.А. Проблемные вопросы подготовки бакалавров и магистров по направлению «Информационная безопасность». /Специальная техника, 2012. — № 1. — С. 55 — 63.
5. Петраков А.В. Совмещение телевизионных растров. — М.: Радио и связь, 1985. — 96 с.
6. Петраков А.В., Харитонов В.М. Высокоточные телевизионные комплексы для измерения быстропротекающихпроцессов. — М.: Атомиздат, 1979. — 160 с.
7. Петраков А.В. Введение в электронную почту. — М.: Финансы и статистика, 1993. — 208 с.
8. Лагутин В.С., Петраков А.В. Пластиковые деньги. — М.: МГТС — МТУСИ, 1995. — 132 с.
9. Петраков А.В. Техническая защита, информации. — М.: РИО МТУСИ, 1995. — 60 с.
10. Казарин О.В., Лагутин В.С., Петраков А.В. Защита, достоверных цифровых электрорадиосообщений. — М.: ЗАО «Информсвязьиздат», 1997. — 68 с.
11. Елизаров Т.Ю., Казарин О.В., Рубашкин В.Н. Сжатие-хеширование сообщений в спутниковой телеохране. Учебное пособие под ред. д.т.н., проф. А.В.Петракова. — М.: РИО МТУСИ, 1998. — 76 с.
12. Петраков А.В., Лагутин В.С. Утечка, и защита, информации в телефонных каналах. — М.: Энергоатомиздат, 1996; 1997; 1998. — 320 с.; РадиоСофт, 2009; 2011. — 352 с. (5-е изд., доп.).
13. Ре^акау A.V., Lagoutin V.S. Information leakage and protection in telephone channels. — M.: RadioSoft, 2009. — 240 p.
14. Петраков А.В., Лагутин В.С. Телеохрана. — М.: Энергоатомиздат, 1998. — 376 с.; Радио и связь, 2003. — 392 с.(2-е изд., доп.); М.: СОЛОН-Пресс, 2004. — 404 с.(3-е изд., доп.); М.: Асаdеmiа, 2012. — 504 с. (4-е изд., доп.).
15. Петраков А.В., Казарин О.В. Основы защиты информации. Программа, контрольное задание и методические указания по дисциплине. — М.: ЗАО «Информсвязьиздат», 1998. — 72 с.
16. Петраков А.В. Основы практической защиты информации. — М.: Радио и связь, 1999; 2000; 2001. — 368 с.; М.: СО-ЛОН-Пресс, 2005. — 384 с.(4-е изд., доп.).
17. Дворянкин С. В. Компьютерные технологии защиты речевых сообщений в каналах электросвязи. Под ред. д.т.н., проф. А.В.Петракова. — М.: РИО МТУСИ, 1999. — 52 с.
18. Шаповалов П.П., Петраков А.В., Леонов Н.П. Сборник № 1 описаний лабораторных работ по дисциплине «Основы защиты информации» (лабораторные работы №№1 - 10, 2-е изд., доп.). - М.: РИО МТУСИ, 2009. - 52 с; 3-е изд., 2012. - 52 с. (первое издание - 44 с. - вышло в 1997г.).
19. Сахар С.Н., Скобелев Д.О. Сборник № 2 описаний лабораторных работ по дисциплине «Основы защиты информации» (лабораторные работы №№11 - 14). - М.: РИО МТУСИ, 1999. - 40 с.
20. Романцов А.П., Бугаев В.С., Фролов М.А. Комплекс лабораторных работ по стеганографии. Учебное пособие под ред. д.т.н., проф. А.В. Петракова. - М.: РИО МТУСИ, 2009. - 92 с.
21. Дворянкин С.В. Речевая подпись. Учебное пособие под ред. д.т.н., проф. А.В. Петракова. - М.: РИО МТУСИ, 2003. -184 с.
22. Лагутин В.С., Петраков А.В. Защита, абонентского телетрафика. - М.: Радио и связь, 2001; 2002; 2004. - 504 с.; Энергоатомиздат, 2007; 2009. - 544 с.; Машиностроение, 2012. - 552 с. (6-е изд. доп.).
23. Бизнес - безопасность - телекоммуникации. Терминологический словарь. Под ред. А.В. Петракова. 2-е изд., доп. -М.: Радио и связь, 2002. - 328 с.; 6-е изд., доп. - М.: РадиоСофт, 2011. - 496 с.
24. Романцов А.П. Криптография и стеганография. Учебное пособие под ред. д.т.н., проф. А.В. Петракова. - М.: РИО МТУСИ, 2002. - 80 с.
25. Романцов А.П. Стеганографическая защита, цифровыми водяными знаками. Учебное пособие под ред. д.т.н., проф. А.В. Петракова. - М.: РИО МТУСИ, 2003. - 68 с.
26. Петраков А.В. Знакомство с цифровым, телевидением.: охранно-защитные технологии. - М.: РИО МТУСИ, 2003. - 92 с.
27. Петраков А.В. Крипто- и стеганографический аспекты в цифровом телевидении. Техника кино и телевидения, 2004. - № 6. - С. 34 - 38.
28. Кудряшов А.А., Петраков А.В. Сжатие цифровой видеоинформации. Учебное пособие под ред. д.т.н., проф. А.В. Петракова. - М.: РИО МТУСИ, 2003. - 52 с.
29. Дворянкин С.В., Романцов А.П. Основы защиты информации. Методические указания по решению задач (практикум) под ред. д.т.н., проф. А.В.Петракова. - М. - РИО МТУСИ, 2004. - 60 с.
30. Петраков А.В., Шемигон Н.Н. Охрана объектов: техника, и технологии. - М.: Энергоатомиздат, 2005. - 680 с.
31. Петраков А.В., Выскуб В.Г. Высокоточные телевизионные читающие автоматы. - М.: Энергоатомиздат, 2008. -576 с.
32. Ланков А.Ю., Петраков А.В. Защитная информационная технология «речевая подпись». Учебное пособие. - М.: РИО МТУСИ, 2007. - 124 с.
33. Петраков А.В. Совмещение разноспектрозональных и прецизионных телевизионных растров. - М.: РадиоСофт, 2009. - 208 с.
34. Петраков А.В. Защитные информационные технологии аудиовидеоэлектросвязи. - М.: Энергоатомиздат, 2010.
- 616 с.
35. Федяев Л.С. Комбинирование средств охраны протяженных объектов (рубежей). Под ред. д.т.н., проф. А.В. Петракова. - М.: РадиоСофт, 2011. - 72 с.
36. Дворянкин С.В. Цифровая шумоочистка аудиоинформации. Под ред. д.т.н., проф. А.В. Петракова. - М.: РадиоСофт, 2011. - 208 с.
37. Баранов Н.Н., Климовский И.И., Петраков А.В. Сотовая связь: общечеловеческие проблемы. - М.: РадиоСофт, 2010.
- 152 с. (второе издание, 2012).
38. Петраков А.В. О терминологических и нормировочных некорректностях в электросвязи. Электросвязь, 1993. -№ 2. - С. 27 - 28.
А.В. ПЕТРАКОВ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ
А.В. ПЕТРАКОВ
ОСНОВЫ
ПРАКТИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ
л*
^и,. " е.
If 0
'•С.
л
A-V. Petrakov, V.S. Lagout/n
INFORMATION
kageand protection
in telephone channels
Фото к статье Петракова А.В. и Лагутина В.С.