Научная статья на тему 'О компетентностно-андрагогическом подходе к организации повышения квалификации работников образования'

О компетентностно-андрагогическом подходе к организации повышения квалификации работников образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАЛИФИКАЦИЯ / АНДРАГОГИКА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПАРАМЕТРЫ ОБУЧЕНИЯ / QUALIFICATION / ANDRAGOGIKA / COMPETENCE / TRAINING PARAMETRES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуковская З. Д., Битюцких О. К.

В статье рассматриваются особенности и значение андрагогического подхода к организации повышения квалификации работников образования в целях формирования их компетентности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE KOMPETENTNOSTNO-ANDRAGOGICHESKY APPROACH TO THE ORGANIZATION OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL OF EDUCATORS

In article features and value andragogichesky the approach to the organisation of improvement of professional skill of educators with a view of formation of their competence are considered

Текст научной работы на тему «О компетентностно-андрагогическом подходе к организации повышения квалификации работников образования»

УДК 378

О КОМПЕТЕНТНОСТНО-АНДРАГОГИЧЕСКОМ ПОДХОДЕ К ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

З.Д. Жуковская, О.К. Битюцких

В статье рассматриваются особенности и значение андрагогического подхода к организации повышения квалификации работников образования в целях формирования их компетентности

Ключевые слова: квалификация, андрагогика, компетентность, параметры обучения

Обеспечение профессиональной компетентности педагога было и остается основной задачей системы повышения квалификации и переподготовки работников образования (СПКРО). Состояние кризиса СПКРО явно не способствует ее результативному решению. Налицо потребность в модернизации организационных форм и содержания образовательной деятельности ИПК и ПРО.

На основании экспериментальных исследований профессор Э.М. Никитин [4] выявил основные функции СПКРО: образовательную (переподготовка и повышение квалификации различных категорий работников образования всех уровней), информационную (обеспечение работников образования всех уровней актуальной профессиональной информацией, создание эффективно действующей информационной инфраструктуры, включающей издательскую базу, компьютерные сети и т.п.); консультативную; исследовательскую (выявление тенденций развития образования, актуальных образовательных потребностей работников образования, изучение и совершенствование процесса обучения в СПКРО); проектировочную (участие в разработке региональных программ развития образования, разработка новых моделей обучения в СПКРО); внедренческую (обеспечение работников учреждений управления образованием и образовательных учреждений квалифицированной помощью в инновационной педагогической деятельности); экспертную (экспертиза проектов инновационной педагогической деятельности, аттестация реализованных новаций, внешняя квалификационная экспертиза работников образования).

Все эти составные части образовательного процесса, призванного обеспечить достижение необходимого уровня профессиональной компетентности педагога, нуждаются в модернизации. Очевидно, что концептуальные основы ее должны базироваться на культурно-историческом и деятельностном подходах к организации образовательного процесса (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов,

З.Д. Жуковская, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.А. Леонтьев, Д.П. Эльконин, А.И. Субетто и др.). Вместе с тем методологической базой концепции мо-

Жуковская Зоя Дмитриевна - ВГТУ, д-р пед. наук, профессор, тел. (4732) 55-28-83

Битюцких Ольга Константиновна - ВГТУ, канд. пед. наук, доцент, тел. (4732) 55-32-00

дернизации системы ПКРО является системнодеятельностный и гуманистический подходы [4].

Изложенные концептуально-дидактические

основы модернизации СПКРО, обогащенные максимальным включением во все аспекты деятельности этой системы, в том числе содержание и управление на всех уровнях, новых информационных технологий, позволяют наполнить новым содержанием существующую модель повышения профессиональной компетентности педагога, сделав ее динамичной, открытой для постоянного обновления в соответствии с происходящими изменениями в теории и методологии образования и его личностными профессионально-педагогическими запросами.

В современной науке об образовании различают два принципиальных подхода к выбору целей, содержания, технологий взаимодействия обучающих и обучаемых: педагогический (школа, вуз) и андрагогический, который знаком больше некоторым слушателям системы повышения квалификации.

Следует заметить, что в настоящее время в образовательных системах всех уровней превалирует педагогический подход, в том числе и в системе повышения квалификации, в то время как необходимо учитывать особенности обучения взрослых — андрагогику, которая предусматривает:

— обращение с учеником как с коллегой обу-

чающего, как с человеком, который привносит в процесс обучения существенную долю своего предшествующего профессионально-

педагогического опыта;

— обсуждение со слушателем курсов ПК учебного плана и использование обучающего преимущественно как консультанта в учебном процессе;

— перспективное планирование результата обучения, согласованного с обучающимся, взаимоотношения с которым строятся на основе сотрудничества и взаимного обмена идеями [3] с учетом его мотивационно-ценностных ориентаций в профессиональной деятельности.

Аналогичные особенности андрагогического подхода к обучению взрослых отмечают также Р. М. Смит, С. И. Змеев, Дж. Бернардин, Дж. Расселл, подчеркивая, что, в отличие от детей, взрослые считают себя способными самостоятельно определять направления собственного развития и хотят, чтобы за ними признавали такое право. Взрослые имеют

практический опыт, готовность к обучению, Андрагогическая модель программы повыше-

временную перспективу, опыт обучения. ния квалификации работников образования так ха-

рактеризует основные параметры обучения (табл. 1).

Таблица 1

Параметры обучения (андрагогический подход)

Параметры обучения Содержательная характеристика параметра (особенность андрагогиче-ского подхода)

- самосознание обучающегос - осознание возрастающей самоуправ-ляемости

- опыт обучающегося - богатый источник самообучения

- готовность обучающегося к обучению - определяется задачами по развитию личности и овладению социальными ролями

- применение полученных знаний - немедленное

- ориентация в обучении -на решение проблемы

- психологический климат обучения - неформальный, основанный на взаимном уважении и совместной работе

- планирование учебного процесса - совместно с обучающимися

- определение потребностей в обучении - совместно с обучающимися

- формулирование целей обучения - совместно с обучающимися

- построение учебного процесса - логика проблем, проблемные единицы

- учебная деятельность - технология поиска новых знаний на основе опыта

- оценка - совместно с обучающимися

Рассмотренные особенности андрагогического подхода к организации и реализации образовательного процесса с достаточной очевидностью делают актуальной проблему компетентностно-андрогогического подхода к разработке программ повышения квалификации работников образования, а также роли и статуса преподавателя, обучающего взрослых людей. Андрагогика выделяет важные для руководителя образовательного учреждения и преподавателя положения и идеи:

— образование — не передача знаний, а скорее отбор, синтез, открытие и диалог;

— обучение включает в себя мышление, поиск, открытие, критическое размышление и творческое решение;

— комбинирование группового и индивидуального обучения и самообучения в наибольшей степени способствует развитию творческого и критического мышления;

— постоянное сочетание в практике обучения и учения когнитивной (познавательной) и эмоциональной сфер значительно повышает успешность образовательного процесса;

-—диалог между членами учебной группы — центральное положение методологии андрагогики. Отсюда — умения слушать, уважать собеседника, задавать вопросы и отвечать на них, критически воспринимать мысли; стремление разделить или отвергнуть чужое мнение. В работе Н.В. Борисовой [1, 2] рассматриваются такие подходы к организации взаимодействия обучающих и обучающихся в коллективной мыследеятельности (табл. 2).

Смена типа деятельности, с одной стороны, облегчает процесс обучения за счет имеющейся у

слушателей профессиональной мотивации (учебная информация приобретает личностный смысл). Это очень важное обстоятельство, так как познавательная мотивация занимает центральное место в порождении активности человека, развитии его личности и формировании компетентности.

Профессиональный и социальный опыт слушателей выступает как своеобразный фильтр для предлагаемой преподавателем ИПК информации.

Важно также и то, что из-за коротких сроков обучения приходится уплотнять учебный материал, т.е. увеличивать информационную нагрузку на слушателей. Поэтому необходимы целенаправленный отбор и дидактически обоснованная организация получения слушателями наиболее нужной информации. Обучение взрослых тем эффективнее, чем сильнее оно воздействует на систему ценностных ориентаций, познавательных запросов, мотивов обучающихся.

Значительный интерес для СПКРО представляет проблемное обучение, в котором важную роль играют следующие психологические условия:

— создание проблемных ситуаций обусловливает познавательную мотивацию по отношению к изучаемому материалу, что активизирует поисковую деятельность обучающихся;

— усвоение материала при этом происходит как «открытие», совершаемое обучающимся через самостоятельный поиск;

— сама деятельность организуется с максимальным применением имеющихся знаний.

Организуя познавательную деятельность взрослых, которые ничего не принимают на веру, управляя ею, нельзя рассчитывать на успех, если не

созданы условия для саморегулирования их деятельности, чтобы новое знание явилось самостоятельно найденной ценностью и было открыто для себя.

В образовательном процессе следует моделировать реальную профессиональную деятельность, ее предметное и социальное содержание, т.е. ис-

пользовать деятельностный подход. При этом процесс учения наполняется личностным смыслом, а требования компетентности профессиональной деятельности являются системообразующими, определяющими логику отбора и проектирования всего содержания обучения в системе повышения квалификации работников образования.

Таблица 2

Содержание деятельности обучающих и обучающихся в реализации андрагогического подхода____________________

Обучающийся Обучающий

Из слушателя превращается в собеседника, переходит от пассивного созерцания готовых истин к совместному размышлению Становится педагогическим технологом, организатором инновационной деятельности обучающихся

В процессе взаимной интеграционной деятельности берет на себя часть преподавательских функций: — сам решает, что и зачем ему надо изучать, составляя индивидуальные планы и выбирая по своему усмотрению спецкурсы и факультативы; — осуществляет личностное самоопределение в сфере современных проблем («быть» или «жить»), учиться не только ставить задачи, но и решать их Превращается в тьютора-консультанта: — указывает правильные направления обучения и деятельности; — стимулирует творчество, развивает инициативу обучающихся; — помогает овладеть способностью к синтезу и критическому осмыслению новшеств; — заменяет функции контроля, обратной связи диагностическими функциями, выбирая формы и методы работы, адекватные новому содержанию, соответственно разрабатывая новую систему без-балльных оценок.

Овладевает системой инструментальных знаний, интерпретирует вновь полученную информацию, декодирует ее и классифицирует, включая в систему ранее накопленного в процессе практической деятельности, приобщаясь к «порождающей» стратегии Формирует мировоззрение, новую систему креативного мышления, выстраивая комплекс познавательных задач, направленных на принципиально новый образовательный продукт — созидающую личность

Обогащая свой творческий потенциал, интеллектуальные и духовные потребности, приходит к необходимости постоянного самообразования и самоконтроля Переходит от информационно-репродуктивного изложения готовых знаний монологическим путем к поисково-исследовательскому, методологическому уровню преподавания и диалогическому общению

Разрабатывает качественно новые материалы — руководства по самообучению и самоуправлению образовательным процессом

Литература

1. Борисова Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию: Учеб. пособие. — М, 1999.

2. Борисова Н.В. Преемственность образовательных технологий в системе непрерывного образования // Проблемы методологии, теории и практики проектирования, согласования и развития государственных образовательных стандартов в системе непрерывного образования. - М., 1997.

3. Лялин А.Ф. Взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов системы повышения квалификации/ / Непрерывное образование: традиции и реформы: Материалы и тез. докл. межрег. науч.-практ. конф. — Самара, 1998.

4. Никитин Э.М. Федеральная система повышения квалификации и переподготовки работников образования: История становления, современное состояние, перспективы развития. — М., 1998.

Воронежский государственный технический университет ABOUT THE KOMPETENTNOSTNO-ANDRAGOGICHESKY APPROACH TO THE ORGANIZATION OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL OF EDUCATORS

Z.D. Zhukovskaja, O.K. Bitjutskih

In article features and value andragogichesky the approach to the organisation of improvement of professional skill of educators with a view of formation of their competence are considered

Key words: qualification, andragogika, competence, training parametres

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.