Научная статья на тему 'О КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЯХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЙН СОВРЕМЕННОСТИ'

О КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЯХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЙН СОВРЕМЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
636
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ / ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЙНЫ / ДЕЗИНФОРМАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ / АБЬЮЗИНГ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Приходько Марк Владимирович

Данная статья посвящена обзору исторических вех появления и развития информационной войны, ее основных форм, положивших начало теории информационных войн в XX веке. В статье приводится краткое описание некоторых ключевых эпизодов и фактов из древней истории информационных войн, включая содержание «Трактата о 36 стратагемах» и Конгрегацию пропаганды веры. Основной причиной появления новых форм ведения войны является развитие современных технологий и процессы информатизации. Автор подчеркивает такое качество информационных войн современности, как полиморфность, позволяющее утверждать об актуальности темы для изучения с позиции различных областей научного знания, в частности лингвистики. Автор отмечает, что язык играет ключевое значение для информационных войн в силу своей способности отражать реальность и влиять на сознание людей, что позволяет отождествлять понятия «информационная война» и «информационно - психологическая война». На основании роли языка, главного инструмента коммуникации, выделяется коммуникативный аспект информационной войны. Проводится параллель между информационной войной и войной в привычном понимании в части, касающейся планирования. Выделяется общая черта ведения всех войн - наличие стратегии. Приводится ряд определений термина «коммуникативная стратегия» и выделяются ее основные черты. Исходя из обстановки автор выделяет несколько новых коммуникативных стратегий, характерных для современной ситуации в мире; для каждой стратегии приводится краткая характеристика и примеры. Цель данной работы состоит в том, чтобы предложить новую типологию коммуникативных стратегий, обусловленных нестабильной ситуацией в мире. Предметом исследования послужили заголовки информационных статей и выступлений медийных личностей. В ходе проведения исследования использовался метод описания, результаты открывают перспективу дальнейшего исследования в области когнитивной лингвистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT COMMUNICATIVE STRATEGIES OF MODERN INFORMATION WARFARE

This article reviews the historical milestones of the emergence and development of information warfare and its main forms, which marked the beginning of the theory of information warfare in the 20th century. The article provides a brief description of some key episodes and facts from the ancient history of information warfare, including the mention of the “Treatise on 36 Stratagems” and the Sacred Congregation for the Propagation of the Faith. The development of modern technologies and the processes of informatization are the main reason for the emergence of new forms of warfare. The author emphasizes such a quality of modern information warfare as polymorphism, which allows one to claim the urgency of the research topic from the perspective of various fields of scientific knowledge, and specifically of linguistics. The author notes that language plays a key role in information warfare due to its ability to reflect reality and influence people's consciousness, which allows identifying the concepts of “information warfare” and “information - psychological warfare”. The communicative aspect of information warfare is singled out due to the role of the language - the main tool of communication. The author draws a parallel between the information warfare and the war in the usual sense in terms of planning. A common feature of all wars is the presence of a strategy. The article presents a number of definitions of the term “communication strategy” and highlights its main features. Based on the situation, the author identifies several new communication strategies that are characteristic of the current situation in the world; for each strategy, a brief description and examples are provided. The purpose of this paper is to suggest a new typology of communication strategies caused by the unstable situation in the world. The object of the study includes headlines of informational articles and speeches of media personalities. The study employs the method of description, and its results open up new prospects of further research in the field of cognitive linguistics.

Текст научной работы на тему «О КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЯХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЙН СОВРЕМЕННОСТИ»

УДК 81'38

ББКШ105.55 ГСНТИ 16.21.27; 16.21.55 Код ВАК 10.02.19

DOI 10.26170/1999-2629_2021_03_11

М. В. Приходько

Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, Москва, Россия ORCID ID: — 0

0 E-mail: marko007@mail.ru.

О коммуникативных стратегиях информационных войн современности

АННОТАЦИЯ. Данная статья посвящена обзору исторических вех появления и развития информационной войны, ее основных форм, положивших начало теории информационных войн в XX веке. В статье приводится краткое описание некоторых ключевых эпизодов и фактов из древней истории информационных войн, включая содержание «Трактата о 36 стратагемах» и Конгрегацию пропаганды веры. Основной причиной появления новых форм ведения войны является развитие современных технологий и процессы информатизации. Автор подчеркивает такое качество информационных войн современности, как полиморфность, позволяющее утверждать об актуальности темы для изучения с позиции различных областей научного знания, в частности лингвистики. Автор отмечает, что язык играет ключевое значение для информационных войн в силу своей способности отражать реальность и влиять на сознание людей, что позволяет отождествлять понятия «информационная война» и «информационно-психологическая война». На основании роли языка, главного инструмента коммуникации, выделяется коммуникативный аспект информационной войны. Проводится параллель между информационной войной и войной в привычном понимании в части, касающейся планирования. Выделяется общая черта ведения всех войн — наличие стратегии. Приводится ряд определений термина «коммуникативная стратегия» и выделяются ее основные черты. Исходя из обстановки автор выделяет несколько новых коммуникативных стратегий, характерных для современной ситуации в мире; для каждой стратегии приводится краткая характеристика и примеры. Цель данной работы состоит в том, чтобы предложить новую типологию коммуникативных стратегий, обусловленных нестабильной ситуацией в мире. Предметом исследования послужили заголовки информационных статей и выступлений медийных личностей. В ходе проведения исследования использовался метод описания, результаты открывают перспективу дальнейшего исследования в области когнитивной лингвистики.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: информационные войны; информационно-психологические войны; дезинформация; политическая коммуникация; коммуникативные стратегии; абьюзинг; политический дискурс.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ: Приходько Марк Владимирович, адъюнкт Военного университета Министерства обороны Российской Федерации; 123001, Россия, Москва, ул. Большая Садовая, д. 14; e-mail: marko007@mail.ru.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Приходько, М. В. О коммуникативных стратегиях информационных войн современности / М. В. Приходько // Политическая лингвистика. — 2021. — № 3 (87). — С. 117-125. — DOI 10.26170/19992629 2021 03 11.

Период последней четверти XX в. характеризуется активным увеличением информационных процессов, имеющих причинно-следственные связи с фактом массового производства компьютеров и развитием сети Интернет. Этот период принес человечеству множество новых открытий и понятий, связанных с информацией: информационные данные, информационные системы, инфо-повод, информационное пространство, информационная система и т. д. Информация стала рассматриваться не только как сведения о чем-либо, но еще и ресурс, который имеет ценность и стоимость. Принимая во внимание обостряющиеся противоречия между странами и наращивание темпов и объемов передачи информации, необходимо отметить, что информация стала использоваться человечеством как особый инструмент психологического воздействия, так называемой «мягкой силы» («soft power»), спо-

собной, изменяя восприятие человека, подчинить его своей воле добровольно для него самого. Такая тенденция сохраняется в современном мире: технологии усложняются, растут объемы и скорость передачи информации, а доступ к «глобальной паутине» есть практически у каждого современного человека.

Известный американский футуролог Э. Тоффлер в своей книге «Третья волна» описал наиболее общий взгляд на современный мир с точки зрения развития человечества благодаря особым «волнам», придающим развитию движущий импульс. Так, он охарактеризовал современность цивили-зационным трюизмом, суть которого состоит в существовании трех видов стран: аграрные, индустриальные и информационные, где с приходом Третьей волны, которая характеризуется активным внедрением информационных технологий и систем автома-

© Приходько М. В., 2021

тизации, изменились формы войны и, соответственно, способы уничтожения противника [Тоффлер 2002: 131]. Таким образом, согласно версии Тоффлера, можно судить о появлении новой формы войны, суть которой заключается в использовании современных информационных технологий и других систем, которые не применялись человеком ранее. Еще в начале XIX в. известнейший прусский военный теоретик Карл Клаузевиц отмечал, что войны во все времена отличаются друг от друга, поскольку имеют свои специфические черты [Клаузевиц www]. Так, новая форма существования войны, которая получила название информационной войны (ИВ), или, с учетом роли языка в информационном и психологическом воздействии на противника, информационно-психологической войны (ИПВ), обладая определенной спецификой, прочно вошла в жизнь человечества и продолжает развиваться, усложняя методы и расширяя свой арсенал.

Существует множество взглядов на явление ИВ, и все они дифференцируются, исходя из представленности данного явления в той или иной сфере. В результате изучения подходов ряда современных отечественных и зарубежных ученых, представляющих разные научные сферы (А. Г. Ка-раяни, А. В. Манойло, Б. Ничипорук, А. В. Колмогорова, А. П. Сковородников, М. Либики, Хуан Шофэн и т. д.), очевидно полагать, что проявление ИВ одновременно может актуализироваться в областях геополитики, экономики, в обществе, в цифровом пространстве и т. д., что, в свою очередь, указывает на такое качество явления ИВ, как поли-морфность. Данное умозаключение позволяет изучать различные формы существования этого явления, в частности и лингвистический аспект. Но прежде всего возникает вопрос определения понятия ИВ.

В самом широком смысле информационная война понимается как борьба, для которой характерен комплекс мероприятий информационного и психологического воздействия на противника с помощью активного распространения определенной информации. Такие мероприятия направлены на достижение политических или военных целей, что подтверждается словами: «война — есть продолжение политики государства иными методами» [Там же]. Однако, поскольку основной интерес данного исследования сосредоточен в области лингвистики, мы остановимся на следующем определении, учитывающем роль языка в воздействии на противника: «...это противоборство сторон, которое возникает из-за конфликта

интересов и/или идеологий и осуществляется путем намеренного, прежде всего языкового, воздействия на сознание противника (народа, коллектива или отдельной личности) для его когнитивного подавления и/или подчинения, а также посредством использования мер информационно-психологической защиты от такого воздействия» [Колмогорова 2017: 12].

Однако, несмотря на относительную «свежесть» понятия, основные приемы явления ИВ были известны человечеству еще много веков назад. Основополагающими среди таковых являются «дезинформация», под которой в широком смысле понимается распространение искаженных или заведомо ложных сведений для достижения пропагандистских, военных (введение противника в заблуждение) или других целей [Большой энциклопедический словарь www], и «пропаганда», получившая в наше время следующее значение: распространение политических, философских, научных, художественных и других идей в обществе [Там же].

Для подтверждения древнего происхождения указанных приемов предлагаем рассмотреть факты, запечатленные в языке. Так, в древнекитайском военном «Трактате о 36 стратагемах», которому традиционно приписывают пятнадцативековую историю, описываются тактические приемы для воздействия на противника с целью получения преимущества в схватке и достижения победы: йШ^Ш (поднять шум на востоке, но нанести удар с запада), ^ШШЛ (скрывать за улыбкой кинжал), Вй^МШ (обмануть императора и переправиться через море) и т. д. Другим не менее важным литературным источником в контексте происхождения информационной войны является трактат Сунь Цзы «Искусство войны», написанный в VI—V вв. до н. э. Данное произведение не только является одним из самых известных в древнекитайской литературе, но и описывает военную стратегию и политику. В своем трактате Сунь Цзы писал: «Война — это путь обмана. Поэтому, если ты и можешь что-нибудь, показывай противнику, будто не можешь. Всё это обеспечивает вождю победу.» (см. Сунь Цзы, «Искусство войны»). Из литературных примеров и отрывка, указанных выше, можно судить о существовании и использовании такого приема ведения информационной войны в Древнем Китае, как дезинформация, в то время, когда еще не существовало самого понятия.

Однако не только древнекитайские полководцы пользовались методами дезинформации. Они были доступны и активно применялись и в Европе и Америке, например,

одним из классических примеров применения дезинформации является «Троянский конь», сыгравший решающую роль в Троянской войне около XIII в. до н. э. Его образ прочно укоренился в мировой истории и стал именем нарицательным для описания ситуации, при которой человек вводится в заблуждение, а в информатике «троянами» стали называться вирусы, которые проникают в компьютер под видом разрешенной программы. Истории известно немало великих людей, использовавших данный метод, одним из которых был французский полководец XIX в. Наполеон Бонапарт. Известно, что в своей кампании он пришел к активному использованию прессы и с помощью нее совершенствовал приемы дезинформации. Так, он придавал большое значение необходимости вводить в заблуждение противника относительно своих военных и политических планов. Известно, как он настаивал, чтобы в газетах намеренно удваивалось число людей в его армии, а однажды, отчитывая работников прессы по поводу относительно точных опубликованных данных о численности его войска, он заметил: «Если бы еще газета учетверила это число, тогда можно было бы допустить» [Серебрянников 1999: 498].

Еще одним «предком» информационной войны, как уже было сказано, является пропаганда, которая также относится к одному из приемов ведения информационных войн. Слово «пропаганда» произошло от названия организации, основанной кардиналами в Ватикане в XVII в., которая занималась развитием и популяризацией христианства католического толка. Она носила название «Конгрегация пропаганды веры» («Sacra Congre-gatio de Propaganda Fide»). Действия Пропаганды были провозглашены как особый способ мероприятий, которые подталкивали людей к добровольному принятию церковных доктрин. Кроме того, велся контроль за действиями в миссиях в разных уголках мира за счет получения от них отчетов о проведенных мероприятиях, а в ответ направлялись указания по ведению пропаганды [Волковский 2003: 54]. С течением времени в ряде протестантских стран это слово стало восприниматься с негативной коннотацией, в то время как в христианских странах оно устойчиво закрепилось с позитивным значением. Однако во время Первой мировой войны благодаря автору книги «Пропаганда» («Propaganda») Эдварду Бернейсу, слово «пропаганда» начало описывать тактику убеждения, которая использует методы манипуляции сознанием и психологией индивидуума, что в результате должно привести к добровольному принятию позиции в такой

форме, как будто она была бы его собственной [Панарин 2006: 143—144]. Кроме того, как писал известный историк и публицист А. Кеслер, в Средние века приемами пропаганды активно пользовались крестоносцы, чьи идеалистические установки были сплетены из классических методов пропаганды, подрывных действий и военных завоеваний [Волковский 2003: 43]. Стоит отметить, что в эту эпоху информационные пропагандистские войны были в основном сосредоточены в руках церкви, и поскольку грамотность была свойственна в основном духовенству и представителям высших сословий, то и пропагандистская работа была направлена на социальные верхи, рыцарей и князей с целью получения их поддержки и, как результат, влиятельного положения, а церковные проповеди использовались, чтобы влиять на массы. Чуть позднее, в XV в., после изобретения Иоганном Гутенбергом печатного станка, духовенство стало печатать религиозную литературу, а к 1500 г. более чем в 200 городах насчитывалось около 1100 типографий, которые издали 36 тыс. книг тиражом 12 млн, что как свидетельствует о высоких темпах печати, так и наводит на мысль о том, что печатный станок Гутенберга стал настоящим орудием в пропагандистской работе [Черняк 1970: 10]. Примечательно, что большинство изданных книг принадлежало религиозной литературе, на втором месте была античная литература, на третьем — научная. Политические тексты печатались отдельно в виде выступлений, необходимых для оказания воздействия на общество. В последующем, в печатной пропагандисткой сфере XVI в. стали чрезвычайно популярны басни, легенды, памфлеты [Волковский 2003: 48].

Итак, из приведенных выше литературных и исторических примеров можно сделать вывод о том, что информационные войны, зародившись в древности, активно велись на протяжении всей истории человечества с целью получения преимущества над противником, оказания психологического давления, управления государством, удержания или захвата власти с помощью различных способов: распространение слухов, идей, введение в заблуждение, манипулирование сознанием, создание общественного мнения и т. д. Необходимо заметить, что в этих процессах при ведении ИВ (ИПВ) язык играет немаловажную роль.

Считается, что язык является основным средством коммуникации. Из этого утверждения и определения ИВ (ИПВ), указанного выше, может следовать, что именно благодаря языковой коммуникации становится

возможным реализовать комплекс мер информационного и психологического воздействия. Такой вывод приводит нас к целесообразности изучения сущности информационной войны в аспекте когнитивной лингвистики и психолингвистики, поскольку здесь затрагивается вопрос о связи языка или языковой коммуникации с человеческим сознанием и психологией индивида, которые и испытывают на себе воздействие в ходе ИВ (ИПВ). Кроме того, среди отечественных ученых, таких как Г. Г. Почепцов, С. П. Расторгуев, Ю. М. Перунов и др., существует теория, согласно которой информационная война рассматривается как особая «коммуникативная технология по воздействию на массовое сознание с кратковременными и долговременными целями» [Почепцов 2015: 84]. Описанное выше указывает на то, что в рамках ИВ (ИПВ) реализуются меры коммуникативного воздействия, направленного на изменение картины мира, подмену понятий, создание новых образов и т. д. Таким образом, в рамках нашего исследования концептуально предлагается рассматривать ИВ (ИПВ) в качестве коммуникации манипуля-тивной формы.

Логично полагать, что для любого акта коммуникации характерна прагматическая направленность, которая задается уникальной моделью коммуникативного поведения, разработанной для конкретной ситуации в целях обеспечения результативности и достижения успеха коммуникации. А коммуникативная модель складывается из набора специфических средств и приемов, которые, благодаря успешному применению адресантом, складываются в единую форму и способствуют реализации задуманного. Набор таких средств и приемов объединен общей целью, или идеальным планом, который служит цели коммуникативного акта. Иными словами, речь идет о коммуникативной стратегии.

Само понятие стратегии пришло из военного дела, где оно определяется как наиболее общий недетализированный план действий, рассчитанный на длинный период времени, реализуемый с помощью относительно мелких и более конкретных шагов, тактик, в итоге приводящий к достижению глобальной цели. В силу интерконтекстуаль-ности понятия оно нашло применение и в лингвистике. Современной науке известно несколько основных подходов в изучении коммуникативных стратегий: когнитивный, прагматический и психологический. Исходя из указанных подходов, существует целый ряд определений данного явления, например, по мнению М. Л. Макарова, коммуника-

тивная стратегия есть «выбор определенных коммуникативных действий и языковых средств говорящего, реализация набора целей в структуре общения» [Макаров 2003: 137—138]. Кроме того, лингвист отстаивает позицию о возможности осуществления речевого воздействия на собеседника, что позволяет трансформировать его поведение необходимым образом. Ярким сторонником когнитивного-дискурсивного подхода можно считать Т. А. ван Дейка, который считает, что коммуникативная стратегия представляет из себя «некую общую инструкцию для каждой конкретной ситуации интерпретации», благодаря которой могут достигаться как личные, так и общие социальные цели [Дейк 1989: 274]. Согласно О. С. Иссерс, к коммуникативным стратегиям относится «комплекс речевых действий, направленных на достижение коммуникативной цели» [Иссерс 2008: 54]. При этом ученый предлагает рассматривать коммуникативную стратегию как часть этапа планирования, в ходе которой определяются основные методы и тактики, способствующие достижению коммуникативной цели. Примечательно, что в рамках такого подхода очевидно прослеживается сходство лингвистики с военным делом, для которого характерно стратегическое планирование, включающее в себя ряд конкретных мер — тактик, подбираемых исходя из обстановки. Е. В. Клюев предлагает другое определение понятия: «.совокупность запланированных говорящим заранее и реализуемых в ходе коммуникативного акта теоретических ходов, направленных на достижение коммуникативной цели» [Клюев 2002: 18]. Учитывая такое многообразие взаимно коррелирующих, но дополняющих друг друга взглядов, целесообразно понимать коммуникативную стратегию как совокупность системно связанных, объединенных глобальной коммуникативной целью, последовательных и подчиненных единой концепции коммуникативных актов, рассчитанных на долгосрочную перспективу. Проанализировав ряд информационных источников, отмечаем, что в большинстве случаев в лингвистике понятия «коммуникативная стратегия» и «коммуникативная тактика» неверно трактуются или автор, используя их, описывает одни и те же явления. Однако важно понимать, что стратегия принадлежит более высокому уровню планирования, который включает в себя тактики, решающие задачи, которые, сочетаясь, способствуют достижению глобальной цели. При этом, учитывая, что неотъемлемым качеством стратегии является ее системность и глобальность, предполагаем, что государственная стратегия влияет на процессы

формирования ее системных элементов, в том числе культуру и общественную жизнь, поэтому изменения не могут не коснуться и коммуникативного аспекта.

Так, принимая во внимание тенденции современной мировой геополитической обстановки в виде отношений между Россией, Китаем и западными странами, а также исходя из взглядов ряда ученых о том, что язык является отражением окружающего мира (С. Г. Тер-Минасова, Д. С. Лихачев, О. Холмс, Э. Сепир, Б. Л. Уорф и т. д.), предлагается выделить 5 основных коммуникативных стратегий: абьюзинг, героизация, демонизация, мифизация и троллинг. Такая типология коммуникативных стратегий была сформирована на основании эмпирического анализа текстов массмедиа указанных выше стран. Ниже представлена краткая характеристика каждой коммуникативной стратегии с соответствующими примерами заголовков новостных статей и выступлений на английском, китайском и русском языках.

1. Абьюзинг. Коммуникативная стратегия, которая включает в себя ряд манипулятив-ных приемов (тактик), где основными являются обвинение, взывание к чувству вины, указание на недостатки оппонента и т. д. Целью такой стратегии является моральное подавление или уничтожение оппонента на мировой арене. Примеры: «Россия обратилась к газетам „Нью-Йорк таймс" и „Фай-нэншл таймс" с просьбой отказаться от историй о жертвах коронавируса» («Russia calls on New York Times, Financial Times to retract stories about Coronavirus toll») [The Sydney Morning Herald, 2020]; «94 против 1: кто тот человек, который проголосовал против?»

ffH, 2021]; «Первое сражение Китая и США за столом переговоров в Анкоридже: правительство Байдена потерпело поражение»

2020]; «„Западные партнёры преисполнены фантазий": Захарова об учениях России, ситуации с Навальным и вакцинации от COVID-19» [RT, 2021]; «Патрушев заподозрил США в разработке биооружия у границы с Россией» [РБК, 2021].

2. Героизация (романтизация). Стратегия, цель которой состоит в том, чтобы создать выгодный образ своих или дружественных сил, основываясь на общечеловеческих и гуманистических ценностях. При этом данная стратегия может использовать ряд тактик, включающих манипулирование ценностями, противопоставление своих позитивных новостей негативным новостям аналогичного рода противника, преувеличение достоинств объекта героизации и т. д. При-

меры: «Байден собирается признать преступления против армян геноцидом» («Biden to recognize atrocities against Armenians as genocide») [Independent, 2021]; «Байден стал самым популярным президентом среди голосовавших в университетах по крайней мере за последний 21 год» («Biden is the most popular president among college voters in at least 21 years») [Independent, 2021]; «Путин одержал красивую победу в этой схватке: Зеленский умоляет о пощаде, а Байден ничего не может с этим поделать»

пшжтт

МЙ7) 2021]; «Посол Сер-

бии: Путин — самый сильный мировой лидер» [Российская газета, 2019].

3. Демонизация (дегуманизация). Популярная коммуникативная стратегия агрессивного характера, направленная на противника, которая использует такие обманные тактики, как искажение фактуальной информации, псевдоинформирование, применение кличек и прозвищ, сравнение с темными или неконтролируемыми силами и т. д. Цель такой стратегии — создать мрачный и отталкивающий образ противника в глазах мировой общественности. Примеры: «Путин, бандит и некомпетентный президент, враг для своего собственного народа» («Putin, a criminal and incompetent president, is an enemy of his own people») [The Guardian, 2020]; «Россия сердито отреагировала на то, что Байден назвал Путина убийцей» («Russia reacts angrily after Biden calls Putin a 'killer'») [CNN, 2021]; «Байден считает Путина убийцей, клянется, что российский лидер „заплатит цену" за попытки помочь Трампу выиграть на выборах» («Biden believes Putin is a killer, vows Russian leader 'will pay a price' for trying to help Trump win the election») [CNBC, 2021]; «Для чего Пентагону понадобились биоматериалы россиян и можно ли использовать геном для создания биологического оружия» [Первый канал, 2017].

4. Мифизация. Коммуникативная стратегия, для которой характерны тактики популяризации глобальных стратегий, направленных на коренные изменения в регионе или мире, распространения идей и слухов, конспироло-гических теорий и т. д. При этом объект ми-физации приобретает характеристику некоего небожителя, существенно возвышается над всем миром и приобретает святость, непокорность всему сущему, невосприимчивость к великим силам мира. Цель — внушение реципиенту неоспоримого величия и могущества объекта мифизации. Примеры: «Мусульмане признают связь королевы Елизаветы с пророком Мухаммедом» («Muslims consider Queen Elizabeth's ties to the Prophet

Muhammad») [The Economist, 2018]; «Реализация китайской мечты великого возрождения китайского народа» g^ + S^) [АКИ, 2018]; «Никита Михалков обвинил Билла Гейтса в желании чипиро-вать человечество» [Gazeta.ru, 2020].

5. Троллинг. Коммуникативная стратегия, получившая широкое распространение в мире, имеющая наиболее широкий арсенал «игровых» манипулятивных тактик и методов, включающих персонификацию почести, игнорирование, провокации, информационные вбросы и т. д. Целью такой стратегии является отвлечение внимания, раздражение противника или широкой общественности. Примеры: «Сногсшибательная блондинка, лучший охранник Путина, победила на конкурсе красоты Российской армии» («Blonde bombshell who is top Vladimir Putin guard wins Russian army beauty contest») [Mirror, 2019]; «29-летняя мать зарезала двухлетнего сына, умолявшего ее перестать пить с группой мужчин в Москве» («Mother, 29, stabs her two-year-old son to death after he pleaded with her to stop partying as she boozed with group of men in Moscow») [Mail Online, 2019]; «Неуклюжий стоматолог кричит медсестре „Погугли это!", пока пациент-подросток умирает от неправильного укола» («Bungling dentist screamed at nurse to 'Google it' as teen patient lay dying 'after being given the wrong injection'») [The Sun, 2019]; «Опозорился! Речи Байдена изумляют людей, его грубые ошибки уже стали американским анекдотом»

[ШШ,

2021]; «„Кто как обзывается — тот так и называется". Путин прокомментировал слова Байдена» [ТАСС, 2021].

Примеры коммуникативных стратегий, приведенные выше, обоснованно доказывают возможность использования такой типологии. Однако стоит отметить, что поскольку материалами для исследования послужили в основном заголовки новостных статей и выступлений медийных личностей из авторитетных источников, результаты не дают с точностью утверждать, существуют ли иные коммуникативные стратегии. Кроме того, следующим шагом в данном исследовании будет являться изучение непосредственно самих текстов с целью выявления в содержании имплицитно реализованных коммуникативных стратегий. Такое умозаключение открывает перспективы для дальнейшего исследования в области коммуникативной и когнитивной лингвистики, а также, возможно, принесет пользу для исследования в области политических наук. В совокупности с математическим и аналитическим методами

исследования возможно проводить математический анализ с целью выявления той или иной преобладающей стратегии и мишени, под которую стратегия применяется.

Подводя итоги, отмечаем, что в последние несколько десятилетий с ростом темпов развития компьютерных технологий и информатизации во всех сферах изменяется и привычное понимание форм войны. Несмотря на давнюю историю развития, такой новой формой ведения войны стала ИВ (ИПВ), в которой язык является неотъемлемой составляющей. Благодаря языку для ИВ (ИПВ) характерно наличие коммуникативного аспекта, реализуемого с помощью согласованного глобального плана действий — коммуникативной стратегии. В вопросах коммуникативных стратегий до сих пор наблюдается плюрализм мнений, однако современная обстановка характеризуется появлением ряда новых коммуникативных стратегий, имеющих специфическую характеристику.

ИСТОЧНИКИ

1. Акинченко, М. Для чего Пентагону понадобились биоматериалы россиян и можно ли использовать геном для создания биологического оружия / М. Акинченко. — Текст : электронный // Первый канал. — 2017. — URL: https://www. 1tv.ru/news/2017-11-05/335696-dlya_chego_pentagonu_ponado bilis_biomaterialy_rossiyan_i_mozhno_li_ispolzovat_genom_dlya_so zdaniya_biologicheskogo_oruzhiya (дата обращения: 20.01. 2021).

2. Борисов, А. Посол Сербии: Путин — самый сильный мировой лидер / А. Борисов. — Текст : электронный // Российская газета. — 2019. — URL: https://rg.ru/2019/11/28/posol-serbii-putin-samyj-silnyj-mirovoj-lider.html (дата обращения: 12.03.2021).

3. Захарова, М. (интервью). «Западные партнёры преисполнены фантазий»: Захарова об учениях России, ситуации с Навальным и вакцинации от COVID-19 / М. Захарова. — Текст : электронный // Russia Today. — 2021. — URL: https://russian.rt.com/world/article/855770-zaharova-mid-intervyu (дата обращения: 24.04.2021).

4. «Кто как обзывается — тот так и называется». Путин прокомментировал слова Байдена // ТАСС. — 2021. — URL: https://tass.ru/politika/10936065 (дата обращения: 28.04. 2021). — Текст : электронный.

5. Никита Михалков обвинил Билла Гейтса в желании чи-пировать человечество // Gazeta.ru. — 2020. — URL: https://www.gazeta.ru/culture/news/2020/05/02/n_14371513.shtml (дата обращения: 09.03.2021). — Текст : электронный.

6. Патрушев заподозрил США в разработке биооружия у границы с Россией // РБК. — 2021. — URL: https://www. rbc.ru/rbcfreenews/606de7b39a7947cc88bd27ba (дата обращения: 26.04.2021).

7. Bilginsoy. Biden to recognize atrocities against Armenians as genocide // Independent. —2021. — URL: https://www. independent.co.uk/news/world/americas/us-politics/biden-to-reco gnize-atrocities-against-armenians-as-genocide-joe-biden-recep-ta yyip-erdogan-turkey-syria-donald-trump-b1836801.html (date of access: 27.04.2021). — Text : electronic.

8. Chernova, A. Russia reacts angrily after Biden calls Putin a 'killer' / A. Chernova. — Text : electronic // CNN. — 2021. — URL: https://edition.cnn.com/2021/03/18/europe/biden-putin-killer-comment-russia-reaction-intl/index.html (date of access: 29.04.2021).

9. Higgins, A. Effort to Expose Russia's 'Troll Army' Draws Vicious Retaliation / A. Higgins. — Text : electronic // The New York Times. — 2016. — URL: https://www.nytimes.com/series/ russias-dark-arts (date of access: 05.03.2021).

10. Is the caliph a queen? Muslims consider Queen Elizabeth's ties to the Prophet Muhammad // The Economist. — 2018. — URL: https://www.economist.com/middle-east-and-africa/2018/

04/05/muslims-consider-queen-elizabeths-ties-to-the-prophet-mu hammad (date of access: 15 .02.2021). — Text : electronic.

11. Kilander, G. Biden is the most popular president among college voters in at least 21 years / G. Kilander. — Text : electronic // Independent. — 2021. — URL: https://www.independent.co.uk/ news/world/americas/us-politics/biden-popularity-poll-young-peo ple-b 1836603 .html (date of access: 26.04.2021).

12. Mangan, D. Biden believes Putin is a killer, vows Russian leader 'will pay a price' for trying to help Trump win the election / D. Mangan. — Text : electronic // CNBC. — 2021. — URL: https://www. cnbc.com/2021/03/17/biden-says-putin-is-a-killer-will-pay-for-trying-to-help-trump-win-election.html (date of access: 25.04.2021).

13. NATO Leaders: Lord Ismay // North Atlantic Treaty organization. — 2008-2021. — URL: https://www.nato.int/cps/us/natohq/dec lassified_137930.htm (date of access: 03.03.2021). — Text : electronic.

14. Russia calls on New York Times, Financial Times to retract stories about coronavirus toll // The Sydney Morning Herald. —

2020. — URL: https://www.smh.com.au/world/europe/russia-calls-on-new-york-times-financial-times-to-retract-stories-about-coronavirus-toll-20200514-p54t6g.html (date of access: 05.03. 2021). — Text : electronic.

15. Stewart, W. Blonde bombshell who is top Vladimir Putin guard wins Russian army beauty contest / W. Stewart. — Text : electronic // Mirror. — 2019. — URL: https://www.mirror.co.uk/ news/world-news/blonde-bombshell-who-top-vladimir-14792073 (date of access: 05.03.2021).

16. Stewart, W. Mother, 29, stabs her two-year-old son to death after he pleaded with her to stop partying as she boozed with group of men in Moscow / W. Stewart. — Text : electronic // Daily Mail. — 2019. — URL: https://www.dailymail.co.uk/news/ article-7375791/Mother-stab s-two-year-old-son-death-pleaded-stop-partying.html (date of access: 05.03.2021).

17. Stewart, W. Bungling dentist screamed at nurse to 'Google it' as teen patient lay dying 'after being given the wrong injection' / W. Stewart, N. Shakhnazarova. — Text : electronic // The Sun. — 2019. — URL: https://www.thesun.co.uk/news/10104 182/russia-dentist-google-it-dead-teen/ (date of access: 25.03.2021).

18. Tisdal, S. Putin, a criminal and incompetent president, is an enemy of his own people / S. Tisdal. — Text : electronic // The Guardian. — 2020. — URL: https://www.theguardian.com/ commentisfree/2020/jan/18/putin-criminal-incompetent-preside nt-enemy-of-his-own-people-russia (date of access: 05.03.2021).

19. Tisdal, S. Putin, a criminal and incompetent president, is an enemy of his own people / S. Tidsal. — Text : electronic // The Guardian. — 2020. — URL: https://www.theguardian.com/ commentisfree/2020/jan/18/putin-criminal-incompetent-preside nt-enemy-of-his-own-people-russia (date of access: 06.01.2021).

20. fcm. //

— 2020. — URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id= 1694710322832394394&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 04.02.2021). — Текст : электронный.

21. шш№.ш~т!шшш..к тгш&ш, тш

Й^Я^®// ВШИ. — 2021. — URL: https://new.qq.com/ rain/a/20210423A09JI900 (дата обращения: 25.04.2021). — Текст : электронный.

22. Щ, —

2021. — URL: https://rn.thepaper.cn/baijiahao_12358281 (дата обращения: 25.04.2021). — Текст : электронный.

23. ттш. 2018. —

URL: http://dangjian.people.com.cn/n1/2019/0404/c117092-31013890.html (дата обращения: 24.02.2021). — Текст : электронный.

24. шшЖ. ! пшшштш

// шшштш. — 2021. —

URL: http://baijiahao.baidu.com/s?id=1697830917377374008 (дата обращения: 28.04.2021). — Текст : электронный.

ЛИТЕРАТУРА

25. Большой энциклопедический словарь. — 2000. — URL: https://dic.academic.ru/contents.nsf/enc3p/ (дата обращения: 15. 01.2021). — Текст : электронный.

26. Волковский, Н. Л. История информационных войн. Часть 1 / Н. Л. Волковский. — Санкт-Петербург : Полигон, 2003. — 512 с. — Текст : непосредственный.

27. Всё, что нужно знать о Петре I, в 8 пунктах // Arzamas. — 2015—2021. — URL: https://arzamas.academy/materials/1154 (дата обращения: 28.02.2021). — Текст : электронный.

28. Дейк, Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация / Т. А. ван Дейк. — Москва : Прогресс, 1989. — 300 c. — Текст : непосредственный.

29. Иссерс, О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи : моногр. / О. С. Иссерс. — 5-е изд. — Москва : ЛКИ, 2008. — 288 с. — Текст : непосредственный.

30. Клаузевиц, К. О войне / К. Клаузевиц. — Текст : электронный // Военная литература. — 2001—2021. — URL: http://militera.lib.ru/ (дата обращения: 14.01.2021).

31. Клюев, Е. В. Речевая коммуникация: успешность речевого общения / Е. В. Клюев. — Москва : Рипол классик, 2002. — 320 с. — Текст : непосредственный.

32. Колмогорова, А. В. Лингвистика информационно-психологической войны. Книга 1 / А. В. Колмогорова. — Сибирский федеральный университет, 2017. — 212 с.

33. Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон / А. Ф. Лосев. — Москва : АСТ, 2000. — 836 с. — Текст : непосредственный.

34. Макаров, М. Л. Основы теории дискурса / М. Л. Макаров. — Москва : Гнозис, 2003. — 280 с. — Текст : непосредственный.

35. Панарин, И. Н. Информационная война и геополитика / И. Н. Панарин. — Москва : Поколение, 2006. — 560 с. — Текст : непосредственный.

36. Серебрянников, В. В. Войны России / В. В. Серебрянников. — Москва : Научный мир, 1999. — 380 с. — Текст : непосредственный.

37. Сулейманова, Ш. С. Информационные войны: история и современность / Ш. С. Сулейманова, Е. А. Назарова. — Москва : Этносоциум, 2017. — 124 с. — Текст : непосредственный.

38. Сунь Цзы. Искусство войны / Сунь Цзы. — Текст : электронный // Военная литература. — 2001—2021. — URL: http://militera.lib.ru/ (дата обращения: 18.01.2021).

39. Тельпуховский, Б. С. Северная война / Б. С. Тельпухов-ский. — Москва : Воениздат, 1946. — 200 с. — Текст : непосредственный.

40. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. — Москва : АСТ, 2002. — Текст : непосредственный.

41. Черняк, Е. Б. Химеры старого мира / Е. Б. Черняк. — Москва : ЦКВЛКСМ «Молодая гвардия», 1970. — 272 с. — Текст : непосредственный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

M. V. Prikhod'ko

Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow, Russia ORCID ID: — 0

0 E-mail: marko007@mail.ru.

About Communicative Strategies of Modern Information Warfare

ABSTRACT. This article reviews the historical milestones of the emergence and development of information warfare and its main forms, which marked the beginning of the theory of information warfare in the 20th century. The article provides a brief description of some key episodes and facts from the ancient history of information warfare, including the mention of the "Treatise on 36 Stratagems" and the Sacred Congregation for the Propagation of the Faith. The development of modern technologies and the processes of informatization are the main reason for the emergence of new forms of warfare. The author

emphasizes such a quality of modern information warfare as polymorphism, which allows one to claim the urgency of the research topic from the perspective of various fields of scientific knowledge, and specifically of linguistics. The author notes that language plays a key role in information warfare due to its ability to reflect reality and influence people's consciousness, which allows identifying the concepts of "information warfare " and "information-psychological warfare ". The communicative aspect of information warfare is singled out due to the role of the language - the main tool of communication. The author draws a parallel between the information warfare and the war in the usual sense in terms of planning. A common feature of all wars is the presence of a strategy. The article presents a number of definitions of the term "communication strategy" and highlights its main features. Based on the situation, the author identifies several new communication strategies that are characteristic of the current situation in the world; for each strategy, a brief description and examples are provided. The purpose of this paper is to suggest a new typology of communication strategies caused by the unstable situation in the world. The object of the study includes headlines of informational articles and speeches of media personalities. The study employs the method of description, and its results open up new prospects offurther research in the field of cognitive linguistics.

KEYWORDS: information warfare; information and psychological warfare; disinformation; political communication; communication strategies; abusing; political discourse.

AUTHOR'S INFORMATION: Prikhod'ko Mark Vladimirovich, Adjunct of the Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow, Russia.

FOR CITATION: Prikhod'ko, M. V. About Communicative Strategies of Modern Information Warfare / M. V. Prikhod'ko // Political Linguistics. — 2021. — No 3 (87). — P. 117-125. — DOI 10.26170/1999-2629_2021_03_11.

MATERIALS

1. Akinchenko, M. Why did the Pentagon need Russian biomaterials and can the genome be used to create biological weapons / M. Akinchenko. — Text : electronic // Channel One. — 2017. [Dlya chego Pentagonu ponadobilis' biomaterialy rossiyan i mozhno li ispol'zovat' genom dlya sozdaniya biologicheskogo oruzhiya / M. Akinchenko. — Tekst : elektronnyy // Pervyy kanal. — 2017]. — URL: https://www.1tv.ru/news/2017-11-05/335696-dlya_chego_pentagonu_ponadobilis_biomaterialy_ros siyan_i_mozhno_li_ispolzovat_genom_dlya_sozdaniya_biologich eskogo_oruzhiya (date of access: 20.01.2021). — (In Rus.)

2. Borisov, A. Ambassador of Serbia: Putin is the most powerful world leader / A. Borisov. — Text : electronic // Russian Newspaper. — 2019. [Posol Serbii: Putin — samyy sil'nyy mirovoy lider / A. Borisov. — Tekst : elektronnyy // Rossiyskaya gazeta. —

2019]. — URL: https://rg.ru/2019/11/28/posol-serbii-putin-samyj-silnyj-mirovoj-lider.html (date of access: 12.03. 2021). — (In Rus.)

3. Zakharova, M. (interview). "Western partners are full of fantasies": Zakharova about the exercises of Russia, the situation with Navalny and vaccination against COVID-19 / M. Zakharova. — Text : electronic // Russia Today. — 2021. [«Zapadnye partnery preispolneny fantaziy»: Zakharova ob ucheniyakh Rossii, situatsii s Naval'nym i vaktsinatsii ot COVID-19 / M. Zakharova. — Tekst : elektronnyy // Russia Today. — 2021]. — URL: https:// russian.rt.com/world/article/855770-zaharova-mid-intervyu (date of access: 24.04.2021). — (In Rus.)

4. "Whoever calls his names - that is what is called." Putin commented on Biden's words // TASS. — 2021. [«Kto kak obzyvaetsya — tot tak i nazyvaetsya». Putin prokommentiroval slova Baydena // TASS. — 2021]. — URL: https://tass.ru/polit ika/10936065 (date of access: 28.04.2021). — Text : electronic. — (In Rus.)

5. Nikita Mikhalkov accused Bill Gates of wanting to chip humanity // Gazeta.ru. — 2020. [Nikita Mikhalkov obvinil Billa Geytsa v zhelanii chipirovat' chelovechestvo // Gazeta.ru. —

2020]. — URL: https://www.gazeta.ru/culture/news/2020/05/02/ n_14371513.shtml (date of access: 09.03.2021). — Text : electronic. — (In Rus.)

6. Patrushev suspected the United States of developing bio-weapons near the border with Russia // RBK. — 2021. [Patrushev zapodozril SShA v razrabotke biooruzhiya u granitsy s Rossiey // RBK. — 2021]. — URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/606de 7b39a7947cc88bd27ba (date of access: 26.04.2021). — (In Rus.)

7. Bilginsoy. Biden to recognize atrocities against Armenians as genocide // Independent. —2021. — URL: https://www. independent.co.uk/news/world/americas/us-politics/biden-to-reco gnize-atrocities-against-armenians-as-genocide-joe-biden-recep-ta yyip-erdogan-turkey-syria-donald-trump-b1836801.html (date of access: 27.04.2021). — Text : electronic.

8. Chernova, A. Russia reacts angrily after Biden calls Putin a 'killer' / A. Chernova. — Text : electronic // CNN. — 2021. — URL: https://edition.cnn.com/2021/03/18/europe/biden-putin-killer-com ment-russia-reaction-intl/indexhtml (date of access: 29.04.2021).

9. Higgins, A. Effort to Expose Russia's 'Troll Army' Draws Vicious Retaliation / A. Higgins. — Text : electronic // The New York Times. — 2016. — URL: https://www.nytimes.com/series/ russias-dark-arts (date of access: 05.03.2021).

10. Is the caliph a queen? Muslims consider Queen Elizabeth's ties to the Prophet Muhammad // The Economist. — 2018. — URL: https://www.economist.com/middle-east-and-africa/2018/ 04/05/muslims-consider-queen-elizabeths-ties-to-the-prophet-mu hammad (date of access: 15 .02.2021). — Text : electronic.

11. Kilander, G. Biden is the most popular president among college voters in at least 21 years / G. Kilander. — Text : electronic // Independent. — 2021. — URL: https://www.independent.co.uk/ news/world/americas/us-politics/biden-popularity-poll-young-peo ple-b 1836603.html (date of access: 26.04.2021).

12. Mangan, D. Biden believes Putin is a killer, vows Russian leader 'will pay a price' for trying to help Trump win the election / D. Mangan. — Text : electronic // CNBC. — 2021. — URL: https://www.cnbc.com/2021/03/17/biden-says-putin-is-a-killer-wi ll-pay-for-trying-to-help-trump-win-election.html (date of access: 25.04.2021).

13. NATO Leaders: Lord Ismay // North Atlantic Treaty organization. — 2008-2021. — URL: https://www.nato.int/cps/us/na tohq/declassified_137930.htm (date of access: 03.03.2021). — Text : electronic.

14. Russia calls on New York Times, Financial Times to retract stories about coronavirus toll // The Sydney Morning Herald. — 2020. — URL: https://www.smh.com.au/world/europe/russia-calls-on-new-york-times-financial-times-to-retract-stories-about-coronavirus-toll-20200514-p54t6g.html (date of access: 05.03. 2021). — Text : electronic.

15. Stewart, W. Blonde bombshell who is top Vladimir Putin guard wins Russian army beauty contest / W. Stewart. — Text : electronic // Mirror. — 2019. — URL: https://www.mirror.co.uk/ news/world-news/blonde-bombshell-who-top-vladimir-14792073 (date of access: 05.03.2021).

16. Stewart, W. Mother, 29, stabs her two-year-old son to death after he pleaded with her to stop partying as she boozed with group of men in Moscow / W. Stewart. — Text : electronic // Daily Mail. — 2019. — URL: https://www.dailymail.co.uk/news/ article-7375791/Mother-stabs-two-year-old-son-death-pleaded-stop-partying.html (date of access: 05.03.2021).

17. Stewart, W. Bungling dentist screamed at nurse to 'Google it' as teen patient lay dying 'after being given the wrong injection' / W. Stewart, N. Shakhnazarova. — Text : electronic // The Sun. — 2019. — URL: https://www.thesun.co.uk/news/10104 182/russia-dentist-google-it-dead-teen/ (date of access: 25.03.2021).

18. Tisdal, S. Putin, a criminal and incompetent president, is an enemy of his own people / S. Tisdal. — Text : electronic // The Guardian. — 2020. — URL: https://www.theguardian.com/co mmentisfree/2020/jan/18/putin-criminal-incompetent-president-enemy-of-his-own-people-russia (date of access: 05.03.2021).

19. Tisdal, S. Putin, a criminal and incompetent president, is an enemy of his own people / S. Tidsal. — Text : electronic //

The Guardian. — 2020. — URL: https://www.theguardian. com/commentisfree/2020/jan/18/putin-criminal-incompetent-pre-sident-enemy-of-his-own-people-russia (date of access: 06.01.2021).

20. Chen Yi. Zhong Mei Ankeleiqi diyici waijiao jiaofeng, Baideng zhengfu wan bai // Guanchazhe wang. — 2020. — URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1694710322832394394&wfr=sp ider&for=pc (date of access: 04.02.2021). — Text : electronic. — (In Chinese)

21. Laolian yao bei diu guang le! Baideng yu chu jingren, fan yanzhong shiwu, chedi lunwei Meiguo xiaohua // Tengxun wang. — 2021. — URL: https://new.qq.com/rain/a720210423A09 JI900 (date of access: 25.04.2021). — Text : electronic.

22. Fan Xu. 94:1, nage tou fanduipiao de ren shi shei? // Hongxing xinwen. — 2021. — URL: https://rn.thepaper.cn/ baijiahao_12358281 (date of access: 25.04.2021). — Text : electronic. — (In Chinese)

23. Wei Sihai. Shixian Zhonghuaminzu weida fuxing Zhongguo meng // Renminwang. 2018. — URL: http://dangjian.people.com. cn/n1/2019/0404/c117092-31013890.html (date of access: 24.02.2021). — Text : electronic. — (In Chinese)

24. Huang mai bing. Pujing zhe zhang yingde tai piaoliang! Ze lun si ji guoduan xuanze qiurao, Baideng zhe hui chedi mei zhao le // Nanfang junqing guancha. — 2021. — URL: http:// baijiahao.baidu.com/s?id=1697830917377374008 (date of access: 28.04.2021). — Text : electronic. — (In Chinese)

REFERENCES

25. Big Encyclopedic Dictionary. — 2000. — URL: https://dic. academic.ru/contents.nsf/enc3p/ (date of access: 15.01.2021). — Text : electronic. [Bol'shoy entsiklopedicheskiy slovar'. — 2000. — URL: https://dic.academic.ru/contents.nsf/enc3p/ (data obrashcheniya: 15.01.2021). — Tekst : elektronnyy]. — (In Rus.)

26. Volkovskiy, N. L. History of Information Wars. Part 1 / N. L. Volkovsky. — St. Petersburg : Polygon, 2003. — 512 p. — Text : unmediated. [Istoriya informatsionnykh voyn. Chast' 1 / N. L. Volkovskiy. — Sankt-Peterburg : Poligon, 2003. — 512 s. — Tekst : neposredstvennyy]. — (In Rus.)

27. Everything you Need to Know about Peter I, in 8 Points // Arzamas. — 2015—2021. [Vse, chto nuzhno znat' o Petre I, v 8 punktakh // Arzamas. — 2015—2021. — URL: https:// arzamas.academy/materials/1154 (data obrashcheniya: 28.02. 2021). — Tekst : elektronnyy]. — (In Rus.)

28. Dijk, T. A. van. Language. Cognition. Communication / T. A. van Dijk. — Moscow : Progress, 1989. — 300 p. — Text : unmediated. [Yazyk. Poznanie. Kommunikatsiya / T. A. van Deyk. — Moskva : Progress, 1989. — 300 c. — Tekst : neposredstven-nyy]. — (In Rus.)

29. Issers, O. S. Communicative Strategies and Tactics of Russian Speech : monograph / O. S. Issers. — 5th ed. — Moscow : LKI, 2008. — 288 p. — Text : unmediated. [Kommunikativnye strategii i taktiki russkoy rechi : monogr. / O. S. Issers. — 5-e izd. — Moskva : LKI, 2008. — 288 s. — Tekst : neposredstvennyy]. — (In Rus.)

30. Clausewitz, K. About the War / K. Clausewitz. — Text : electronic // Military Literature. — 2001—2021. [O voyne / K. Klauzevits. — Tekst : elektronnyy // Voennaya literatura. —

2001—2021]. — URL:http://militera.lib.ru/ (date of access: 14.01.2021). — (In Rus.)

31. Klyuev, E. V. Speech Communication: the Success of Speech Communication / E. V. Klyuev. — Moscow : Ripol classic, 2002. — 320 p. — Text : unmediated. [Rechevaya kommu-nikatsiya: uspeshnost' rechevogo obshcheniya / E. V. Klyuev. — Moskva : Ripol klassik, 2002. — 320 s. — Tekst : neposredstvennyy]. — (In Rus.)

32. Kolmogorova, A. V. Linguistics of Information-psychological warfare. Book 1 / A. V. Kolmogorova. — Siberian Federal University, 2017. — 212 p. [Lingvistika informatsionno-psikhologicheskoy voyny. Kniga 1 / A. V. Kolmogorova. — Sibirskiy federal'nyy universitet, 2017. — 212 s.]. — (In Rus.)

33. Losev, A. F. History of Antique Aesthetics. Sophists. Socrates. Plato / A. F. Losev. — Moscow : AST, 2000. — 836 p. — Text : unmediated. [Istoriya antichnoy estetiki. Sofisty. Sokrat. Platon / A. F. Losev. — Moskva : AST, 2000. — 836 s. — Tekst : neposredstvennyy]. — (In Rus.)

34. Makarov, M. L. Foundations of the Theory of Discourse / M. L. Makarov. — Moscow : Gnosis, 2003. — 280 p. — Text : unmediated. [Osnovy teorii diskursa / M. L. Makarov. — Moskva : Gnozis, 2003. — 280 s. — Tekst : neposredstvennyy]. — (In Rus.)

35. Panarin, I. N. Information War and Geopolitics / I. N. Pa-narin. — Moscow : Generation, 2006. — 560 p. — Text : unme-diated. [Informatsionnaya voyna i geopolitika / I. N. Panarin. — Moskva : Pokolenie, 2006. — 560 s. — Tekst : neposredstvennyy]. — (In Rus.)

36. Serebryannikov, V. V. Wars of Russia / V. V. Serebryanni-kov. — Moscow : Scientific world, 1999. — 380 p. — Text : unmediated. [Voyny Rossii / V. V. Serebryannikov. — Moskva : Nauchnyy mir, 1999. — 380 s. — Tekst : neposredstvennyy]. — (In Rus.)

37. Suleymanova, Sh. S. Information Wars: History and Modernity / Sh. S. Suleimanova, E. A. Nazarova. — Moscow : Ethno-socium, 2017. — 124 p. — Text : unmediated. [Informatsionnye voyny: istoriya i sovremennost' / Sh. S. Suleymanova, E. A. Na-zarova. — Moskva : Etnosotsium, 2017. — 124 s. — Tekst : neposredstvennyy]. — (In Rus.)

38. Sun' Tszy. The Art of War / Sun Tzu. — Text : electronic // Military Literature. — 2001—2021. [Iskusstvo voyny / Sun' Tszy. — Tekst : elektronnyy // Voennaya literatura. — 2001—2021]. — URL: http://militera.lib.ru/ (date of access: 18.01.2021). — (In Rus.)

39. Tel'pukhovskiy, B. S. Northern War / B. S. Telpukhov-sky. — Moscow : Military Publishing, 1946. — 200 p. — Text : unmediated. [Severnaya voyna / B. S. Tel'pukhovskiy. — Moskva : Voenizdat, 1946. — 200 s. — Tekst : neposredstvennyy]. — (In Rus.)

40. Toffler, E. The Third Wave / E. Toffler. — Moscow : AST, 2002. — Text : unmediated. [Tret'ya volna / E. Toffler. — Moskva : AST, 2002. — Tekst : neposredstvennyy]. — (In Rus.)

41. Chernyak, E. B. Chimeras of the Old World / E. B. Cher-nyak. — Moscow : TsKVLKSM "Young Guard", 1970. — 272 p. — Text : unmediated. [Khimery starogo mira / E. B. Chernyak. — Moskva : TsKVLKSM «Molodaya gvardiya», 1970. — 272 s. — Tekst : neposredstvennyy]. — (In Rus.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.