В. Ф. СПИРИДОНОВ
Спиридонов Владимир Феликсович
доктор психол. наук, заведующий Лабораторией когнитивных исследований, ШАГИ РАНХиГС Россия, Москва, 119571, пр-т Вернадского, 82 Тел.: +7 (499)956-96-47 E-mail: vfspiridonov'Syandex.ru
О КОГНИТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ И ПРОЕКТАХ
Аннотация. Одним из основных направлений исследований нашей Лаборатории является изучение экспертов и экспертное™ в решении различных задач и проблем. Под экспертами мы понимаем .людей, достигших значительных успехов в той или иной сфере деятельности. Причем эта сфера может быть сколь угодно узкой: скажем, можно быть экспертом в решении только одного типа задач (или даже одной задачи). Основной интерес здесь представляют отличия экспертов, специалистов в какой-либо области знания, от новичков: интересно понять, что позволяет экспертам быстро, эффективно и с несопоставимо маленьким по сравнению с новнчкамн количеством ошибок решить задачу. Проблемные ситуации, процесс решения которых мы изучаем, самые разные — от текстовых арифметических и алгебраических задач из куром школьной математики до сложных слабоструктурированных управленческих проблем.
Ключевые слова: эксперты и новички, когнитивные исследования, решение задач и проблем.
Лаборатория когнитивных исследований ШАГИ объединяет специалистов из разных областей, в первую очередь психологов и лингвистов. В круг научных интересов Лаборатории входят процессы мышления в ходе решения задач и проблем (от простеньких головоломок до сложных слабоструктурированных управленческих проблем); развитие понятийной сферы и знаковых средств у детей; психологические механизмы обучения, в том числе изучения языка; взаимодействие нескольких языков (родного и иностранных) в мышлении одного человека; когнитивные механизмы экспертности (высокого уровня до-
© В. Ф. СПИРИДОНОВ
Исследовательские направления и проекты ШАГИ
стижений в решении каких-либо задач — интеллектуальных, управленческих, коммуникативных, обучающих, языковых, профессиональных и т. п.); решение перцептивных задач.
Проект с длинным названием «Когнитивные механизмы экспертного и профессионального знания. Механизмы и стратегии решения задач различных типов (на материале решения перцептивных, мыслительных и языковых задач)» осуществляется силами сотрудников Лаборатории и целого ряда коллег из дружественных организаций. Это исследование направлено на изучение когнитивных механизмов, которые обеспечивают высокий уровень достижений в различных сферах и областях. Речь идет о самых разных психологических процессах, связанных с получением и переработкой информации человеком, т. е. с получением им новых знаний и их применением для успешного решения разноплановых (перцептивных, мыслительных, языковых и т. д.) задач. (Под «знаниями» здесь подразумевается широкий круг явлений (как осознаваемых, так и нет), снижающих неопределенность в ходе мышления или при планировании и организации поведения.)
Основной интерес исследователей направлен на те когнитивные факторы, которые отличают экспертов, специалистов в какой-либо сфере, от новичков. Этот подход предполагает выявление основных направлений психологических изменений, которые происходят со специалистами по мере их профессионального развития, а затем поиски объяснения этих трансформаций с точки зрения работы или становления тех или иных психологических механизмов. Данное направление поисков в рамках описываемой исследовательской программы является для нас ключевым.
При этом параллельно приходится искать ответ на еще один критически важный вопрос — насколько универсальной (или, наоборот, предметно специфичной) является профессиональная компетентность: умение ставить и решать определенные типы задач, понимать, как устроена «своя» область, что относится к ней, а что лежит за ее пределами, что в ней возможно, а что не может существовать или не может быть сделано. В целом требуется определить, в какой степени высокий уровень достижений в одной области может быть перенесен на близкие сферы деятельности или даже на совсем другие, «чужие» задачи. Эта проблема чрезвычайно важна, поскольку именно на основе положительного или отрицательного ее решения должны строиться программы обучения и подготовки специалистов высокой квалификации, а также методов развития способностей решения разноплановых задач у людей разного возраста и уровня подготовки.
Когнитивные исследователи ориентированы на строгие критерии научности. Поэтому основными методами изучения различий между экспертами и новичками служат различные варианты экспериментов, результаты которых дополняются иными источниками информации. Полученные данные и теоретические идеи, сформулированные для их объяснения, регулярно представляются в докладах на российских и международных конференциях и публикуются в российских и зарубежных реферируемых научных изданиях.
В. Ф. Спиридонов. О когнитивных исследованиях и проектах
About cognitive studies and projects
Spiridonov, Vladimir F.
Doctor of Psychology, Head, Cognitive Research Lab, School of Advanced Studies in the Humanities, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Russia, Moscow, 119571, Prospect Vernadskogo, 82 Tel.: +7(499) 956-96-47 E-mail: vfspiridonov'Syandex.ru
Abstract. One of the major areas of research in our Lab is the study of experts and expertise in solving different problems. The "experts" are people that achieved considerable success in any activity. It is worth noting that it does not matter how narrow is the field of activity: it could be only one type of problems or even just one problem.
The main interest in this area involves the differences between experts — specialists in some field of knowledge, and novices. The main goal is to understand what exactly allows the experts to solve the problems quickly, efficiently and with a far smaller number of errors compared to the novices. We are interested in a wide variety of problem situations — from arithmetic and mathematical word problems included in the school program to complex and poorly structured management problems.
Keywords, experts and novices, cognitive studies, solving problems.
Spiridonov, V. F. (2015). About cognitive studies and projects. Shagi/ Steps, 1 (1), 199-201