Научная статья на тему 'О кластерном подходе к формированию профессиональных компетенций'

О кластерном подходе к формированию профессиональных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Давыденко Т., Жиляков Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О кластерном подходе к формированию профессиональных компетенций»

Т. ДАВЫДЕНКО, первый проректор, профессор Е. ЖИЛЯКОВ, декан, профессор

Создание механизма формирования профессиональных компетенций у выпускников является главной научно-методической задачей высших учебных заведений. Следует отметить, что ввиду ее многоаспек-тности любой из возможных подходов к организации образовательного процесса служит средством достижения желаемого уровня только применительно к отдельным компонентам этой сложной системы. Для разработки механизма формирования профессиональных компетенций мы используем некоторые базовые понятия, которые позволяют описать технологии реализации вполне определённых элементов образовательного процесса.

Цель данной работы - изложение опыта Белгородского государственного университета по формированию профессио-нальныхкомпетенций устудентов факультета компьютерных наук и телекоммуникаций (КНиТ), трудовая деятельность которых будет связана с созданием и внедрением инноваций в сфере информационнокоммуникационных технологий.

Основу разработанного механизма составляет сотрудничество вуза с партнерами из сферы реальной экономики, заинтересованными в подготовке кадров, способных быстро включаться в процессы создания и внедрения ИКТ достаточно широкого назначения. Средством достижения такого уровня подготовки служит выполнение в рамках образовательных процессов реальных или модельных проектов в интересах бизнес-партнёров. При этом много-аспектность этого направления деятельности в области ИКТ приводит к необходимости привлечения к выполнению проектов выпускников всех четырёх специально-

О кластерном подходе к формированию профессиональных компетенций

стей факультета. Таким образом, возникает необходимость создания соответствующих организационных кластеров, типы которых описаны ниже.

Для достижения необходимой полноты изложения нами приводятся оригинальные формулировки основных понятий, используемых при разработке технологий реализации соответствующих элементов образовательных процессов, способствующих достижению требуемого уровня профессиональных компетенций. Целесообразность данных формулировок обусловлена новизной предлагаемого механизма взаимодействия со сферой реальной экономики и технологий обучения студентов элементам инновационной деятельности в профессиональной сфере на этой основе.

Итак, в нашем случае кластеры - это

совокупность согласованно действующих на основе общей цели субъектов. Глобальная цель - формирование профессиональных компетенций у выпускников вузов. Локальные цели - выполнение совместных проектов в рамках образовательных процессов различных специальностей и направлений подготовки.

Профессиональная компетенция специалиста - это то, что позволяет ему удовлетворять свои личные потребности на основе профессиональной деятельности в условиях конкуренции с другими претендентами за предложения рынка труда по выполнению тех или иных видов работ для создания и внедрения инноваций. Высшая степень проявления профессиональной компетенции специалиста определяется его возможностями влияния на рынок труда, включая:

1) анализ общественных потребностей в качественных характеристиках продукции профессиональной сферы;

2) создание и организацию производства этой продукции (например, организацию собственного бизнеса), в том числе за счет умений и навыков выполнения конкретных работ и планирования работы для команды привлекаемых специалистов.

Типы кластеров различаются механизмом взаимодействия участников при выполнении общей цели.

Кластеры первого типа: «преподаватели выпускающей кафедры и студенты соответствующей специальности ». Уровни взаимодействия: заведующий кафедрой -преподаватели; преподаватели - студенты.

Здесь выделяются следующие виды проектов:

1) реализующиеся в рамках одной специальности на основе инструментов, которыми студенты овладевают при освоении материалов различных дисциплин. Формирование общего задания на инновацию поручается студентам старшего курса; они определяют частные задания для младших курсов, имея в виду инструменты, необходимые для выполнения общего задания.

При этом возникает возможность оценивания уровня достигнутых выпускниками компетенций;

2) проекты, осуществляемые в рамках группы специальностей по заданию некоторой внешней координирующей структуры;

3) внутриуниверситетские гранты для студентов, выполняющих исследования под руководством преподавателей. Деятельность профессиональной группы преподавателей предусматривает ряд действий. Среди них:

• формулировка требований к уровню знаний и умений студентов в рамках освоения изучаемой дисциплины (внедряемой инновации);

• разработка механизма достижения студентами поставленной цели, включая виды занятий, курсовое и дипломное проектирование, работу с информационными ресурсами в библиотеке и сети Интернет, порядок проведения консультаций и т.п.;

• выработка критериев и способов оценки уровня знаний (например, посредством тестирования), в том числе с привлечением экспертов.

На рис. 1 приведены специальности и учебные дисциплины, в рамках которых

1. «Информатика» (1 курс)

2. «Сети связи» (4 курс)

3. «Информационная безопасность» (4 курс)

4. «Интегрированные мулыисервисные сети» (5 курс)

5. «Основы построения телекоммуникационных систем н сетей» (3 курс)

ж

Сети связи и Радиосвязь,

системы радиовещание и

коммутации телевидение

“А- А

Кластеры первого типа

О О

Математическое пЛргпрчрыир и Прикладная

1 информатика

администрирование информационных систем в экономике

1. «Информатика» (1 курс)

2. «Программирование информационных систем» (4 курс)

3. «Информационная безопасность» (4 курс)

4. «Распределённые баты данных» (4 курс)

1. «Информатика» (1 курс)

2. «Информационная безопасность» (4 курс)

3. «Проект пропан не информационных систем» (3,4 курсы)

4. «Финансовые вычисления» (2 курс)

5. «Математическая экономика» (3 курс)

Рис. 1. Кластеры первого типа, реализованные на факультете КНиТ

Рис. 2. Кластеры второго типа на факультете КНиТ

реализуется командная работа по выполнению комплексных проектов.

Кластеры второго типа: «специальности университета» (объединяются при выполнении частных заданий в рамках общего проекта). Уровни взаимодействия: структура БелГУ, координирующая выполнение технических заданий (ТЗ) - деканы и заведующие выпускающими кафедрами.

Предмет взаимодействия - согласование общего и частных технических заданий и хода их выполнения.

Обобщенная схема взаимодействия на выпускающей кафедре предусматривает:

• получение преподавателем (или группой преподавателей) задачи от заведующего кафедрой на разработку инноваций (область знаний и умений);

• формирование профессиональных групп и определение взаимозависимых учебных дисциплин, в процессе изучения которых можно реализовать выполнение частного ТЗ;

• разработка преподавателями рабочих программ по каждой из выбранных учебных дисциплин;

• составление ситуационного задания - плана по разработке и внедрению инноваций (рис. 2).

Кластеры третьего типа: «университет и внешние партнёры» (взаимодействуют для формирования заданий на выполнение некоторого вида работ (проектов) в интересах внешнего партнёра и с его участием). Уровни взаимодействия: ректорат - внешний партнёр; факультет - внешний партнёр.

Основанием для взаимодействия является договор между университетом и внешним партнёром о совместных действиях по подготовке специа-

листов, в рамках которого заключается техническое задание на разработку соответствующего проекта, утверждаемое первым проректором. В ТЗ обозначается структурное подразделение университета, координирующее ход его выполнения (рис. 3).

В ходе реализации инновационной образовательной программы «Наукоемкие технологии. Качество образования. Здоро-вьесбережение » проведена апробация в учебном процессе кластера данного типа: заключены договоры с ОАО «Медтехни-ка»; ОАО «ЦентрТелеком» (Белгородским филиалом), ООО «МТЛ Сервис», ФГУП «Российская телерадиовещательная сеть », ЗАО «СпецРадио»; студенты прошли практику на производственной базе трёх партнёров; выполнены 25 реальных курсовых проектов по заданиям ОАО «Медтехника» и ОАО «ЦентрТелеком»; выполнены два НИОКР по заказу хозяйствующих субъектов. По итогам реализации проектов студенты трудоустроились на предприятиях-партнерах.

В основу отношений, построенных на социальном партнерстве, положены принципы:

• равноправия сторон, при котором партнеры суверенны в выборе путей решения общих и взаимовыгодных задач, поставленных перед ними;

• добровольности в признании партнерских отношений и уровня включенности в совместную деятельность;

• осуществления партнерами выбора

Рис. 3. Кластеры третьего типа с участием факультета КНиТ

путей, методов, средств деятельности на основе компромисса, доброжелательности, доверия;

• взаимовыгодной заинтересованности сторон, уважения и учета интересов друг друга;

• легитимности, т.е. действий в рамках правовой базы, имеющей главенство над личными симпатиями, антипатиями, эмоциями;

• реальности обязательств, принимаемых на себя сторонами, и ответственности сторон за их выполнение.

Процесс взаимодействия с бизнес-партнерами включает в себя пять этапов.

1. Заключение договора о партнёрстве при подготовке кадров в области ИКТ, в котором определяются роли университета и партнёра.

2. Разработка ТЗ на выполнение конкретных ИКТ-разработок в интересах партнёра.

3. Участие представителей внешних партнёров в обсуждении хода выполнения проекта.

4. Создание территориально распределенной инфраструктуры на базе видеоконференцсвязи для реализации удалённого взаимодействия профессиональных групп команд студентов и заказчиков.

5. Обеспечение возможности практической реализации разработок БелГУ, включая практики студентов и хоздоговорные работы, представителями внешних партнёров.

Реализация кластерного подхода на факультете КНиТ состоит в следующем:

1) через научно-учебный центр (НУЦ) информатизации, в задачу которого входит заключение договоров о партнёрстве и оформление технических заданий на выполнение комплексных проектов в области ИКТ, осуществляется взаимодействие с внешними партнёрами (кластер третьего типа);

2) НУЦ информатизации разрабатывает частные технические задания для специальностей (профессиональных групп), сту-

денты которых образуют команды, выполняющие комплексный проект (кластер второго типа). Он же осуществляет координацию выполнения частных ТЗ;

3) заведующие кафедрами определяют дисциплины, в рамках которых выполняются технические задания, выбирают преподавателей и студентов-участников (кластер первого типа). Преподаватели разрабатывают рабочие программы дисциплин и соответствующие реализуемому проекту ситуационные задания для лабораторных занятий;

4) при декане факультета действует координационный совет, состоящий из заведующих кафедрами и координаторов из числа преподавателей кафедр. Кроме того, в работе совета участвуют преподаватели, реализующие командную работу. На заседаниях совета обсуждаются ход выполнения образовательного процесса, все вопросы методического обеспечения, включая рабочие программы и ситуационные задания. Совет заседает еженедельно;

5) на каждой из трёх выпускающих кафедр факультета созданы группы координации работы по выполнению частных ТЗ соответствующих проектов;

6) ход реализации кластерного подхода заслушивается и анализируется на ежемесячных заседаниях кафедр и совета факультета КНиТ.

На рис. 4-9 приведены схемы проектов и соответствующих кластеров в учебном процессе факультета КНиТ.

Для полноты описания системы кластеров, которые реализованы в Белгородском государственном университете с целью формирования профессиональных компетенций у выпускников, представляется целесообразным добавить следующие их типы.

Кластеры четвертого типа: «объединение нескольких университетов ». Цель объединения - выполнение масштабных проектов с использованием уникального оборудования членов кластера.

Кластеры пятого типа: «группа вузов и глобальная корпорация». Цель объедине-

Рис. 4. Проект №1: «Интеграция информационных ресурсов региональной телекоммуникационной компании»

Рис. 5. Проект №2: «Разработкапредложений по созданию информационной системы с проектированием и использованием телекоммуникационных систем Белгородского региона »

Кластер третьего типа

БелГУ (факультет КНиТ) и АОА «Медтехника»

Кластер второго гина

Специальности:

1. Математическое обеспечение и администрирование информационных систем (4 курс)

2. Прикладная информатика в экономике (4 курс)

3. Сети связи и системы коммутации (5 курс)

Кластер первого типа

Дисциплины:

1. «Проектирование информационных систем»

2. «Информационная безопасность»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. «Се ги связи»

4. «Интегрированные мультисервисные сети»

5. «Распределённые базы данных»

Рис. 6. Проект №3: «Разработка корпоративного Интернет-магазина»

Рис. 7. Проект №4: «Развитие интегрированной мультисервисной сети связи

Белгородского региона»

Кластер третьего типа БелГУ (факультет КНиТ) и ЗАО «СпецРадио»

Кластер второго типа

Специальности:

1. Сети связи и системы коммутации (3, 4, 5 курсы)

2. Радиосвязь, радиовещание и телевидение (3 курс)

3. Математическое обеспечение и администрирование информационных систем (3 курс)

Кластер первого типа

Дисциплины:

1. «Сети связи»

2. «Антенно-фидерные устройства»

3. «Электромагнитные поля и волны»

4. «Базы данных»

5. «Информационная безопасность»

Рис. 8. Проект №5: «Интеграцияинформационных ресурсов, совершенствование методов обработки информации в существующих и перспективных системах пассивной локации»

Кластер третьего типа Кластер второго типа

БелГУ (факультет КНиТ) и Специальности:

ООО «МТЛ Сервис» 1. Прикладная информатика (4,5 курсы)

V 2. Математическое обеспечение и

% администрирование информационных

систем (4,5 курсы)

I Проект №6 3. Сети связи и системы коммутации (3, 4 курсы)

Кластер первого типа

Дисциплины:

1. «Телекоммуникации» Рис. 9. Проект №6: «Распределенная

2. «Информационная безопасность» информационно-телекоммуникационная

3. «Распределенные базы данных» система передачи и хранения

4. «Цифровые системы передачи» рентгенограмм »

ния - выполнение масштабных проектов с использованием уникального оборудования членов кластера.

В рассмотренных выше проектах в рамках учебного процесса принимают участие порядка 700 студентов различных курсов всех четырёх специальностей факультета КНиТ. Поэтому можно говорить о том, что предлагаемые механизмы реализации кластерного подхода для формирования профессиональных компетенций у выпускников вполне осуществимы и способствуют достижению заявленной цели.

Внешние партнёры проявили большую заинтересованность в сотрудничестве при подготовке специалистов. Результат их участия представлен как в виде финансирования оснащения лабораторий, так и в виде конкретных заданий на проведение науч-

но-исследовательских работ в рамках хоздоговоров. Выполняемые в рамках учебного процесса проекты, направленные на совершенствование информационного обеспечения деятельности конкретных партнёров, формулировались с их участием, в том числе при приёмке результатов, что способствовало приобретению студентами опыта в создании и внедрении инноваций в профессиональной сфере.

Н. МИХАЙЛОВ, проректор М. СИТНИКОВА, начальник управления

Изменение социально-экономической ситуации в образовательной сфере, расширение спектра деятельности современных вузов, их активное включение в рыночные отношения, сопровождающиеся конкуренцией, побуждают руководство вузов к непосредственному вовлечению преподавателей в инновационную деятельность. В настоящее время в российском обществе активно развивается интеграция образования,науки и производства. Уровень и содержание профессионального образования для развивающейся нау-

Инновационная деятельность - мощный стимул развития субъектов образовательной среды

коемкой экономики как страны в целом, так и регионов становятся основополагающими факторами. Мировой опыт показывает, что преодоление технологического отставания возможно только при наличии в стране, с одной стороны, развитой среды «генерации знаний », основанной на мощном секторе фундаментальных исследований в сочетании с эффективной системой образования, и, с другой - национальной инновационной системы, включающей в себя совокупность хозяйствующих субъектов, институциональную

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.