Научная статья на тему 'О категории «Криминалистически значимая информация» в контексте концепции криминалистического учения об организации расследования преступлений'

О категории «Криминалистически значимая информация» в контексте концепции криминалистического учения об организации расследования преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
809
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИ ЗНАЧИМАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ПРОЦЕСС РАССЛЕДОВАНИЯ / СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИИ / ЗАДАЧИ РАССЛЕДОВАНИЯ / INFORMATION / CRIMINALISTICS SIGNIFICANT INFORMATION / PROCESS OF INVESTIGATION / PROPERTY OF INFORMATION / PROBLEM OF INVESTIGATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Давыдов Владимир Олегович

В статье представлен авторский взгляд на проблемы, связанные с пониманием категории «криминалистически значимая информация» в контексте концепции криминалистического учения об организации расследования преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE CATEGORY «CRIMINALISTICS SIGNIFICANT INFORMA TION» IN THE CONTEXT OF THE CONCEPT OF THE CRIMINALISTICS DOCTRINE ABOUT THE ORGANIZATION OF INVESTIGATION OF CRIMES

The author's view of the problems connected with understanding of the category «criminalistics significant information» in a context of the concept of the criminalistics doctrine about the organization of investigation of crimes is presented in article.

Текст научной работы на тему «О категории «Криминалистически значимая информация» в контексте концепции криминалистического учения об организации расследования преступлений»

One formulated a proposal on amending the Criminal Procedure Code of the Russian Federation; the amendments are aimed at elimination of the Code’s provisions analogy relating to regulation of material evidence keeping order.

Key words: material evidence, keeping, destruction, implementation, Rules of Criminal Procedure.

Golovkin Oleg Evgenievich, Graduate student of Moscow University of the Ministry of Interior in Russia, tel. 89686314019, ogolovkin@rambler.ru (Russia, Moscow)

УДК 343.98

О КАТЕГОРИИ «КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИ ЗНАЧИМАЯ ИНФОРМАЦИЯ» В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

В.О. Давыдов

В статье представлен авторский взгляд на проблемы, связанные с пониманием категории «криминалистически значимая информация» в контексте концепции криминалистического учения об организации расследования преступлений.

Ключевые слова: информация, криминалистически значимая информация, процесс расследования, свойства информации, задачи расследования.

Последовательная реализация стратегического курса, взятого Российской Федерацией на построение демократического правового государства, предполагает повышение эффективности деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия преступности и укрепления правопорядка, необходимость поиска и применения более действенных форм борьбы, учет появления новых вызовов и криминальных угроз.

В этой связи особенно остро встает вопрос, связанный с результативностью раскрытия и расследования преступных деяний и, как следствие, неотвратимостью наказания за их совершение. В тоже время, согласно статистическим данным ГИАЦ МВД России по итогам 2013 года для данного направления оперативнослужебной деятельности характерно наличие определенных негативных тенденций. Так количество раскрытых преступлений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось на 1,2% и составило 1 млн. 238 тыс. 251, при общем количестве зарегистрированных преступных деяний 2 млн. 206 тыс. 242 [1]. Вышеназванным обстоятельствам в немалой степени способствуют

64

сложности, связанные с надлежащей организацией информационного обеспечения расследования.

По нашему мнению, с позиций системного подхода криминалистической науки деятельность по раскрытию и расследованию преступлений возможно представить в качестве управляемой социальной системы, которой присущи следующие компоненты: объект, цель, задачи и субъект деятельности; действия, приемы и способы деятельности; место, время и обстановка деятельности; ее результаты [2, С. 19]. При этом в качестве основного объекта следственной деятельности выступает преступная деятельность, включающая в себя спектр действий по подготовке, непосредственному совершению преступления, противодействию его раскрытию и расследованию.

Полагаем, что именно наличие обозначенного нами объекта обуславливает информационный характер деятельности по расследованию преступлений, ее заточенность под проблему преодоления информационных барьеров, представляющих собой полное либо частичное отсутствие сведений об обстоятельствах, подлежащих доказыванию, а также источниках получения подобных сведений.

Общеизвестно, что событие любого преступного деяния характеризуется устойчивыми внутренними связями и отношениями между взаимодействующими элементами, а процесс его расследования - их выявлением, фиксацией и познанием. Центральную роль в названных процессах играет информация.

Обратимся к этимологии слова «информация». Термин «информация» происходит от латинского слова «тЮгтайо», что в переводе означает «сведение, разъяснение, изложение, осведомлённость». В русский язык это понятие было привнесено во времена правления Петра I и изначально употреблялось в значениях «идея, наука» [3, С. 335].

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова под информацией понимаются « ... сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством» [4, С. 250]. В данном определении считаем необходимым выделить два достаточно важных с точки зрения криминалистической науки аспекта: первый - информация и сведения выступают тождественными понятиями; второй - информации придаётся субъективный характер, то есть информация является таковой только в том случае, когда она воспринята человеком (что же касается какого-либо специального технического устройства, то мы исходи из того, что в конечном итоге потребителем его функционального предназначения также выступает человек).

Существующее в настоящее время многообразие научных мнений о сущности категории «информация» является результатом познания информационных проблем применительно к той или иной сфере научного знания. При этом большинство ученых солидарны в следующем мнении: информация -

это, прежде всего, сведения или фактические данные. Более того, ряд из них (например, Д.Г. Румянцев, М.И. Сетров, А.С.Овчинский и др.) считают, что существует необходимость в четком разграничении понятия «информация» и понятия «данные». Так, A.C. Овчинский связывает эту необходимость с процессами совершенствования информационных технологий, развитием методов ведения аналитической разведки, внедрением в повседневную следственную и оперативно-розыскную практику единых систем информационно-аналитического обеспечения: «В практической деятельности работники правоохранительных органов ... оперируют конкретными данными, определенными сведениями, необходимыми знаниями, но суть информации как некоего фундаментального понятия заключается именно в том, что остается после той или иной интерпретации, обработки и анализа этих данных . » [5, C. 5].

Полагаем, что для криминалистической практики более приемлемо определение информации, исходя из конкретных криминалистических признаков, а именно: организационной форме, носителю, времени, пространству и т.п. В этой связи, по нашему мнению, термин «информация» следует определять через понятие «сообщение», так как данные категории достаточно тесно взаимосвязаны друг с другом: информация - это содержание сообщений о чем-либо или о ком-либо, интерпретированных, исходя из целей и задач раскрытия и расследования преступлений. Любой индивид, в том числе и субъект расследования, получает информацию из окружающей его среды посредством совокупности разнообразных сообщений (звук, текст, цвет, запах, пространственные характеристики предмета и т.д.), воспринимаемых через сенсорные возможности организма. Вследствие этого в качестве оснований классификации информации, имеющих криминалистическое значение, можно выделить следующие: способ восприятия, форму представления, общественное значение, степень доступности.

Отметим, что в криминалистической литературе последних десятилетий теория информационного обеспечения расследования стала оформляться в самостоятельное криминалистическое учение. В основе такого учения лежит понятие «криминалистически значимая информация». Впрочем, отдельными авторами (например, В.Я. Колдиным, Н.С. Полевым, М.Н. Хлынцовым и др.) в тех же целях используется термин «криминалистическая информация».

В этой связи нами полностью разделяется точка зрения P.C. Белкина, по мнению которого понятие «криминалистически значимая информация» отражает прагматический аспект деятельности по раскрытию и расследованию преступлений. Автор подчеркивал, что «термин «криминалистическая информация» бессодержателен и беспредметен, не несет никакой смысловой нагрузки, поскольку невозможно определить, какая информация является криминалистической, а какая не процессуальной или оперативной. В природе не существует такой информации, а есть лишь криминалистически значимая информация»[6, C. 237].

Таким образом, полагаем возможным определить понятие «криминалистически значимая информация» в контексте концепции криминалистического учения об организации расследования преступлений следующим образом: это любые фактические данные или сведения, образующие содержание идеальных и материальных отображений объектов, находящихся в причинно-следственной связи с событием и субъектом преступления, а также ходом его расследования.

Подчеркнем, что для успешного решения задач раскрытия и расследования преступлений значимую роль играют функционально-инструментальные свойства криминалистически значимой информации, а именно: ее объективность,

достоверность, полнота, ценность, доступность, понятность, защищённость и знаковая природа. Более того, по нашему мнению, с учётом особенностей теории уголовно-процессуального познания приведенный перечень вышеназванных свойств не является исчерпывающим и всесторонним. К не менее важным криминалистическим аспектам считаем возможным отнести следующие положения:

- первое - криминалистически значимая информация должна иметь свой источник;

- второе - она должна иметь своего потребителя, так как невостребованная информация достаточно быстро теряет криминалистическую актуальность;

- третье - криминалистически значимая информация должна быть воспринимаема субъектом познания и, как следствие, иметь определенную приемлемую для него форму;

- четвертое - криминалистически значимая информация должна обладать свойством относимости;

- пятое - она должна быть значима, т.е. ценна и необходима субъекту уголовно-процессуального познания и, в то же время, ее следует использовать не целиком, а избирательно - в зависимости от решаемых следственных задач;

- шестое - криминалистически значимая информация множественна и разнообразна: любое событие, согласно законам природы отражается во множестве окружающих объектов и в каждом из них различно.

Расследование преступной деятельности с позиции криминалистической науки предполагает создание мысленной информационной модели события преступления. Ведь последнее, как правило, совершается в прошлом (исключение составляют лишь преступные деяния, пресеченные правоохранительными органами в условиях очевидности, по так называемым «горячим следам») и может быть раскрыто лишь путём познания сути произошедшего события и установления всех фактов и обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.

Как следствие, стержневую основу расследования составляют процессы, связанные с поиском, фиксацией, исследованием и использования информации,

значимой в криминалистическом плане. Так, ещё Ганс Гросс в своём трактате «Руководство для судебных следователей как система криминалистики» отмечал, что «умение следователя получить улики, быстро оценить и воспользоваться собранными данными обеспечивает надежду на успех всего расследования» [7, С. 16].

По нашему мнению, процесс расследования преступления может быть представлен в виде цепочки последовательных этапов, в которых субъект расследования, используя эвристический метод разрешения проблемных ситуаций, воздействует на криминалистически значимую информацию в целях выстраивания криминалистических версий (как следственных, так и оперативнорозыскных) и, в конечном итоге, достижения конкретных результатов в раскрытии и расследовании преступлений:

- первый этап - заключается в целенаправленном активном поиске и получении криминалистически значимой информации, характеризующей преступные деяния во внешних и внутренних источниках;

- второй этап - фиксация и закрепление выявленной криминалистически значимой информации в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством и нормативными правовыми актами, с учетом криминалистических рекомендаций технического, тактического и методического характера;

- третий этап - исследование полученной криминалистически значимой

информации, а именно: её проверка на относимость, допустимость и

достоверность; анализ составных элементов во всех возможных взаимосвязях; вычленение результатов анализа значимых в криминалистическом плане и систематизирование полученных данных;

- четвёртый этап - это формулирование криминалистических версий (вероятных умозаключений) на основе сравнения и аналогии полученных и систематизированных результатов анализа с данными типовой криминалистической характеристики преступлений того или иного вида; восполнение информационных пробелов за счёт типовых сведений и выведенных корреляционных зависимостей между элементами преступной деятельности;

- пятый этап - проверка выдвинутых криминалистических версий, их подтверждение либо опровержение следственным или оперативно-розыскным путем;

- шестой этап - с учетом проверки ранее выдвинутых версий и получения новой криминалистически значимой информации формулирование дополнительных версий или корректировка ранее выдвинутых, их проверка;

- седьмой этап - преобразование полученной в процессе расследования криминалистически значимой информации в вид удобный для ее сбережения и последующего многократного использования в интересах следственной деятельности (например, преобразование данных в электронный вид и их

размещение в интегрированных банках данных, автоматизированных поисковоинформационных системах, оперативно-справочных учётах и т.п.).

Подчеркнем, что процессу исследования криминалистически значимой информации в ходе расследования преступлений свойственна, прежде всего, объяснительная функция, заключающаяся в познании субъектом расследования механизма подготовки, совершения и сокрытия расследуемого преступного деяния.

Такое познание, на наш взгляд, должно включать в себя следующие звенья:

- во-первых, синтез разрозненных и изолированных криминалистически значимых сведений и данных (в том числе научной направленности), собранных в ходе расследования по другим уголовным делам, в исходную систему криминалистически значимой информации о механизме расследуемого преступления и лицах, его совершивших;

- во-вторых, оценка исходной системы криминалистически значимой информации: истолкование ее формы, особенностей, признаков, содержания, структуры и связей элементов анализируемых данных;

- в-третьих, составление конкретных мысленных сценариев и информационных моделей расследуемого преступного деяния вытекающих из результатов проведенной оценки;

- в-четвертых, консолидация мнений субъектов, участвующих в исследовании собранной криминалистически значимой информации (следователя, оперативных работников, экспертов, специалистов и т.д.), проведение при необходимости рабочих совещаний, обмена мнениями, «мозгового штурма» и т.д.;

- в-пятых, формулирование информационных выводов (пусть даже вероятностного характера), как основы для выдвижения криминалистических версий по делу, формирование системы стратегических и тактических задач расследования, а также возможных путей их решения и проверки.

В числе подобных криминалистических задач расследования можно выделить:

- задачи формирования субъектом расследования информационной модели совершенного преступления и познания на ее основе механизма расследуемого деяния, его взаимосвязи с другими преступлениями подобного характера;

- задачи доказательственного характера, направленные на выявление, фиксацию и изъятие сведений, а также их последующего использования в целях раскрытия и расследования преступлений рассматриваемого вида;

- задачи эвристического характера, связанные с определением путей проверки имеющейся и получением дополнительной доказательственной и иной криминалистически значимой информации о расследуемом преступном деянии;

- задачи грамотной организации расследования преступления, эффективного планирования следственной деятельности, тактики проведения отдельных следственных действий, криминалистических операций и комбинаций;

- задачи своевременного и эффективного использования помощи лиц, обладающих специальными познаниями, как в процессуальной, так и непроцессуальной формах.

По нашему мнению, дальнейшее развитие теории криминалистически значимой информации в контексте концепции криминалистического учения об организации расследования преступлений позволит все более активно внедрять в практическую деятельность органов расследования математического аппарата, идей и технических средств. В современных условиях методы теории информационных процессов и систем являются необходимым атрибутом криминалистической деятельности: благодаря им правоохранительными органами успешно применяются методики автоматизированного поиска и анализа информации, создаются интегрированные системы информационноаналитического обеспечения (например, ИСОД МВД России, АИПС «Опознание», АИПС «Сова», АИПС «АБИОРИ» и другие).

Применение правоохранительными органами научных положений и технических средств позволяет перевести работу с криминалистически значимой информацией на принципиально новый уровень, придав ей, в первую очередь, характер аналитической и прогностической деятельности.

Список литературы

1. Краткая характеристика состояние преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2013 года // http://mvd.ru/Deljatelnost/statistics/reports/609734/

2. Головин А.Ю., Головина Е.В. Деятельность по раскрытию и расследованию преступлений как объект системных исследований. М.:Изд. РосНОУ,2010.

3. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь русского языка в 2х томах. Т.1.М.,1993.

4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю. Шведовой - 23-е изд., испр. М., 1999.

5. Овчинский A.C. Информация и оперативно-розыскная деятельность. Монография. / Под ред. В. И. Попова. М., 2002.

6. Белкин P.C. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня.

Злободневные вопросы российской криминалистики. М., 2001.

7. Гросс Г. Руководство для судебных следователей как система криминалистики. / Г. Гросс . М., 2002.

Давыдов Владимир Олегович, заместитель начальника полиции УМВД России по Тульской области, полковник полиции, кандидат юридических наук, (4872) 32-32-30, VladDv71@yandex.ru, (Россия, Тула)

ABOUT THE CATEGORY «CRIMINALISTICS SIGNIFICANT INFORMA TION» IN THE

CONTEXT OF THE CONCEPT OF THE CRIMINALISTICS DOCTRINE ABOUT THE ORGANIZATION OF INVESTIGATION OF CRIMES

V.O. Davydov

The author's view of the problems connected with understanding of the category «criminalistics significant information» in a context of the concept of the criminalistics doctrine about the organization of investigation of crimes is presented in article.

Keywords: information, criminalistics significant information, process of investigation, property of information, problem of investigation

Davydov V.O., deputy police chiefAMIA Russia's Tula region, a police colonel, PhD, (4872) 32-32-30, VladDv71@yandex.ru, (Russia, Tula)

УДК 34.096

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

М.А. Елизарова

Рассматриваются правовые основы и особенности использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в процессе обучения студентов очной и заочной форм обучения.

Ключевые слова: электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, информационные технологии, педагогические технологии, личностно-ориентированный подход, гуманистическая педагогика.

Изменения, произошедшие за последние годы в системе высшего образования, диктуют необходимость модернизации сложившейся системы педагогического образования. Значительный эффект здесь может быть достигнут благодаря использованию кроме традиционных педагогических технологий также современных педагогических и информационных технологий.

В последнее время все более актуальным становится вопрос об использовании информационных технологий в учебном процессе. На сегодняшний момент практически нет ни одного учебного заведения, которое не обращало бы внимание на возможность реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.