Научная статья на тему 'О качестве обучения иностранных студентов на примере регионального вуза'

О качестве обучения иностранных студентов на примере регионального вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
515
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ОБУЧЕНИЕ В РОССИИ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дунец Александр Николаевич, Никонов Николай Михайлович

В статье рассмотрены вопрос обучения иностранных студентов в российских вузах. Приведен рейтинг стран с лучшей системой высшего образования. Рассмотрены факторы, оказывающие влияние на качество обучения иностранцев в региональном вузе: процедура набора иностранных студентов; качество довузовской подготовки иностранцев; мероприятия административно-воспитательного взаимодействия с контингентом иностранных студентов; качество методик преподавания и учебно-методического сопровождения процесса обучения; квалификация преподавательского состава. Основной трудностью, с которой сталкиваются иностранцы после приезда на учебу в Россию, является низкий уровень их подготовки по русскому языку. Плохое владение русским языком затрудняет не только бытовые коммуникации, но и освоение изучаемых предметов. Рекомендован ряд мероприятий, способствующих повышению качества обучения иностранных студентов в региональном университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дунец Александр Николаевич, Никонов Николай Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О качестве обучения иностранных студентов на примере регионального вуза»

ОБРАЗОВАНИЕ. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

УДК378.1

О КАЧЕСТВЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА

А. Н. Дунец, Н. М. Никонов ФГБОУ во «Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова» (Барнаул, Россия) dunets@mail.ru; nikonov@mail.altstu.ru

В 2016 году в Российских университетах обучалось около 270 тыс. иностранных студентов 1 . По сравнению с 2015 годом общее количество иностранных граждан, проходящих обучение в российских вузах, увеличилось (рисунок 1) и составляет примерно 6% от общего числа обучающихся.

0 200000 400000 600000 800000 1000000 1200000

Рисунок 1. Диаграмма распределения иностранных студентов в 2015 году по данным Institute of International Education [1]

Распределение иностранных студентов по регионам России представлено в Таблице 1 [1]. Большая часть иностранных абитуриентов (79,2%) поступают в российские вузы из стран бывшего СССР: Казахстана, Туркменистана, Украины, Белоруссии и так далее. Следом за ними идут страны Азии, Африки и Ближнего Востока. А вот меньше всего студентов приезжают в Россию из Северной Америки, Австралии и Океании. Интересно, что до распада Советского Союза основной поток студентов прибывал к нам из Восточной Европы. Теперь же абитуриенты оттуда посещают нас почти так же редко, как американцы и австралийцы.

1 по данным https://www.unipage.net/ru/student statistics#Статистика между народных студентов в мире

Анализируя распределение студентов по регионам России можно отметить, что Алтайский край находится на высоком 11 месте, однако проигрывает нашим соседям из Западной Сибири. Например, по количеству студентов из стран бывшего СССР край почти в 2,5 раза проигрывает Омской области по этому контингенту, а это, с учетом нашего географического положения, в своем большинстве представители Центральной Азии. С учетом стратегического географического положения края (является ближайшей к Казахстану приграничной территорией России) здесь имеются значительные резервы роста числа студентов.

Большинство иностранных студентов обучаются в пяти, включая РУДН, ведущих1 российских вузах. В них обучается в общей сложности около четверти (24%) всех иностранных студентов. Наиболее интернационализированными (после РУДН, 5 139 иностранных студентов) являются Томский политехнический университет (2 337 иностранных студентов), Новосибирский государственный технический университет (1 826 иностранных студентов), Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (1 637 иностранных студентов).

Таблица 1. Распределение численности иностранных студентов по регионам

России

Страны бывше го СССР Азия Африк а и Бли жний Восто к Афри ка южне е Сахар ы Север ная, Запад ная и Южна я Европ а Южна я Амери ка Восточ ная Европ Севе рная Амер ика Австр алия и Оке ания Всего

Российская Федерация 188 064 (100%) 28 078 (100 %) 9 164 (100% ) 7 883 (100% ) 1 898 (100% ) 1 631 (100% ) 582 (100%) 217 (100 %) 21 (100% ) 237 538 (100 %)

1. Москва 46 400 (24.7%) 7 505 (26.7 %) 1 725 (18.8% ) 1 515 (19.2 %) 1 025 (54%) 601 (36.8% ) 408 (70.1% ) 106 (48.8 %) 4 (19%) 59 289 (25%)

2. Санкт-Петербург 16 919 (9%) 4 014 (14.3 %) 917 (10%) 551 (7%) 340 (17.9% ) 161 (9.9%) 68 (11.7% ) 58 (26.7 %) 2 (9.5%) 23 030 (9.7% )

3. Омская область 11 226 (6%) 48 (0.2% ) 2 (0%) 4 (0.1%) 4 (0.2%) 1 (0.1%) 0 (0%) 1 (0.5% ) 0 (0%) 11 286 (4.8%

1 К ведущим были отнесены вузы, входящие в группу участников Проекта 5-100 на апрель 2016 г., в число федеральных и национальных исследовательских университетов.

2 Выборочное цитирование

)

4. Томская область 9 249 (4.9%) 620 (2.2% ) 27 (0.3%) 20 (0.3%) 64 (3.4%) 5 (0.3%) 35 (6%) 3 (1.4% ) 10 (47.6 %) 10 033 (4.2% )

6.Новосибир ская область 6 733 (3.6%) 308 (1.1% ) 9 (0.1%) 7 (0.1%) 14 (0.7%) 9 (0.6%) 1 (0.2%) 6 (2.8% ) 0 (0%) 7 087 (3%)

10.Алтайский край 4 619 (2.5%) 179 (0.6% ) 2 (0%) 3 (0%) 3 (0.2%) 0 (0%) 0 (0%) 0 (0%) 0 (0%) 4 806 (2%)

В федеральных университетах средняя доля иностранных студентов составляет 4,2%, что ниже, чем в национальных исследовательских университетах (6,9%). Большинство иностранных студентов выбирают обучение по специальностям, относящимся к здравоохранению и медицинским наукам, математическим и естественным наукам, а также искусству и культуре.

Для самих университетов набор иностранных студентов является не только возможностью получения дополнительных доходов, но и определенным показателем престижности конкретного университета, усиления его позиций в зарубежных странах. При этом, стоимость обучения для граждан других стран в российских вузах как правило не отличается от платы за образование для россиян (большинство программ преподаются на русском, а англоязычные курсы обходятся дороже). Совсем иначе дело обстоит в Старом свете — студенты из стран Евросоюза платят меньше, чем молодые люди из других стран. А вот в США, как и в России, нет разделения между местными жителями и иностранцами, хотя стоимость обучения там, в целом, значительно выше, чем в Европе.

Недавно британская компания QS Higher Education System Strength Rankings 2016 представила очередной рейтинг 1 стран с лучшей системой высшего образования. Среди лидеров, как нетрудно догадаться, — США и Великобритания. В топ-5 также вошли Германия, Австралия и Канада, немного уступили им Франция и Нидерланды. Китайская система высшего образования на 8-м месте. Эти данные хорошо иллюстрирую связь между престижностью системы высшего образования и количеством иностранных студентов в государстве. Наши партнеры по БРИКС - Бразилия на 22-м месте, Индия - на 24-м месте. Россию зарубежные эксперты поместили на 26 место из 50. Недалеко от нас ЮАР - 30 место. Казахстан - на 40-ом. Для настоящих условий функционирования системы российского высшего образования такой результат можно назвать неплохим. Именно благодаря, всё ещё, достаточно

1 URL: https://www.topuniversities.com/system-strength-rankings/2016#sorting=rank+custom=rank+order=desc+ search=

высокому качеству образования, в вузах России с каждым годом растет число иностранных студентов.

В АлтГТУ (не считая слушателей подготовительного отделения; студентов-русистов из зарубежных университетов, проходящих включенное обучение; и специалистов, повышающих уровень владения русским языком) на апрель 2017 года число иностранных студентов составляло 541 человек (из стран дальнего зарубежья из них - 122 чел.), что составляет 7% от всего студенческого контингента. Доля иностранных аспирантов составляет 19%. В университете обучаются граждане Туркмении, Казахстана, Таджикистана, Киргизии, Узбекистана, Армении, Белоруссии и Грузии. Особенно тесные отношения у университета с ближайшими соседями - Республикой Казахстан, Монголией и Китаем. Такие показатели поднимают престиж университета, доля иностранных студентов, в частности, соответствует усредненной доле по России для национальных исследовательских университетов [1]. Иностранные студенты обучаются во всех подразделениях очного, вечернего и заочного отделений. Наибольшее число иностранных студентов - в Институте биотехнологии, пищевой и химической инженерии (ИнБиоХим), 97 человек; меньше всего - на Гуманитарном факультете, 2 человека. Следует отметить, что последняя цифра (2 чел.) не согласуется с общероссийской статистикой, где гуманитарные науки являются одним из приоритетов выбора направлений обучения иностранными студентами. Однако она легко объяснима наличием всего одной выпускающей кафедры на Гуманитарном факультете АлтГТУ.

К сожалению, показатели качества обучения у иностранных студентов

зачастую ниже, чем у российских студентов. Доля иностранных студентов,

имеющих академическую

задолженность (на апрель 2017 г.), по институтам и факультетам АлтГТУ

колеблется от 21% (Институт архитектуры и дизайна) до Рисунок 2. Иностранные студенты АлтГТУ на 52% (Институт экономики и

празднике национальных культур (19 апреля 2017 г.) управления)

Таблица 2. Динамика изменения процента успеваемости по годам подготовки (процент успешно сдавших сессию к числу студентов, обязанных её сдавать) Процент успеваемости 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс В среднем

(иностранные студенты) 72% 57% 55% 62% 62%

Процент успеваемости

(объединенный контингент) 62% 61% 67% 94% 70%

«Grand Altai Research & Education», Issue 1, 2017, page

Анализируя приведенные данные, можно отметить, что «в среднем» процент успеваемости иностранных студентов на 8% ниже, чем в целом у общего контингента студентов университета. Успеваемость иностранцев существенно ниже средних показателей по университету на 3-ем и, особенно, на 4-ом (выпускном для большинства бакалавров) курсе. Достаточно хорошие показатели успеваемости на 1 - 2 курсах можно объяснить повышенной мотивацией иностранных студентов к продолжению обучения и «благосклонным» отношением преподавателей к иностранцам, понимающим сложность их адаптации к новому окружению.

В работе [2] сформулированы пять областей деятельности, оказывающих влияние на итоговое качество профессиональной подготовки иностранных студентов. Это

1) процедура набора иностранных студентов;

2) качество довузовской подготовки иностранцев;

3) мероприятия административно-воспитательного взаимодействия с контингентом иностранных студентов;

4) качество методик преподавания и учебно-методического сопровождения процесса обучения;

5) квалификация преподавательского состава.

Набор иностранных студентов в российские университеты осуществляется, как правило, двумя способами. Либо это лица, направленные на обучение по направлению Минобрнауки России, либо это абитуриенты, отобранные самим вузом на зарубежных образовательных выставках -ярмарках, с помощью рекрутингового агентства (или индивидуальных агентов), иностранцы, самостоятельно выбравшие уемверситет и прошедшие университетские вступительные испытания / олимпиады. В первом случае, иностранцы отбираются за рубежом российскими посольствами или через сеть Российских центров науки и культуры (РЦНК) за рубежом.1 Минобрнауки России ежегодно выделяет 15 000 стипендий для обучения в российских университетах (эта квота должна быть увеличена в 2017 году до 20 000). При этом, если отобранные иностранные граждане не владеют русским языком, они направляются на отделения довузовской подготовки университетов. Знающие язык (чаще всего это граждане бывших республик СССР) могут направляться (или зачисляться по результатам вступительных испытаний) на обучение непосредственно в подразделения университета. Уровень владения русским языком, в последнем случае, должен контролироваться на уровне тестирования РКИ1 (тест по русскому языку как иностранному, 1-ый сертификационный уровень). Основным показателем привлекательности обучения в России для иностранных студентов является достаточно высокое качество образования при его невысокой стоимости. Хотя стоимость обучения, особенно в столичных вузах, постоянно увеличивается2. При этом серьезной мотивацией

1 http://rs.gov.ru/ru/contacts/inworld

2 http://studyinrussia.ru/study-in-russia/cost-of-education-in-russia/

при выборе вуза для потенциальных иностранных абитуриентов является его престижность и известность на территории набора. Поэтому региональные вузы зачастую проигрывают столичным университетам по качеству претендентов на обучение.

Основной трудностью, с которой сталкиваются иностранцы после приезда на учебу в Россию, является низкий уровень их подготовки по русскому языку. Плохое владение русским языком затрудняет не только бытовые коммуникации, но и освоение изучаемых предметов. Такая ситуация сохраняется у многих до самого последнего курса обучения. Организацией обучения русскому языку и базовым предметам, необходимым для поступления в вуз, занимается отделение довузовской подготовки (в АлтГТУ - это кафедра РИК Института международного образования и сотрудничества). В своё время, Федеральным агентством по образованию был составлен перечень подфаков российских вузов, официально уполномоченных осуществлять довузовскую подготовку иностранных граждан, поступающих в ВУЗы РФ по госбюджету. В перечень вошли 29 российских университетов. До настоящего времени Минобрнауки России направляет иностранцев из дальнего зарубежья, получивших государственную стипендию РФ, для обучения русскому языку, только на подготовительные отделения этих университетов. АлтГТУ нет в этом списке. Тем ни менее, кафедра РКИ АлтГТУ имеет большой опыт обучения русскому языку иностранных граждан. В этом году отмечается 25летие первого набора иностранных студентов в университет. В советское время МВиССО СССР был выпущен приказа № 78 от 31.01.75 г. о мерах по обеспечению изучения русского языка в течение всего периода обучения иностранных студентов. Помимо типовой программы довузовской подготовки в нем рекомендовалось дополнительное изучение русского языка иностранными студентами за счет часов учебных планов на обучение иностранному языку до степени владения им не ниже РКИ2. Приказ № 78 регулировал содержание и объем программ подготовки по русскому языку как иностранному и позволял достичь и поддерживать необходимый уровень владения языком. Официально приказ не отменен до сих пор. Используемые кафедрой РКИ АлтГТУ программы обучения изначально основывались на этом приказе. Помимо этого Факультет иностранных студентов АлтГТУ получил в 1996 году от Координационного Совета центров довузовской подготовки аттестационное свидетельство на право набора иностранцев и предоставление им визовой поддержки, что являлось официальным свидетельством качества обучения.

В настоящее время у университетов, в том числе и у АлтГТУ, в лицензии нет программ дополнительного образования, куда раньше входил курс «Русский язык как иностранный» для подготовки к поступлению в вуз. Вуз имеет право самостоятельно разрабатывать такие программы, а контроль и аккредитация программ возлагается на общественные организации и профессиональные союзы. Таким образом, на данный момент за качество подготовки выпускников подготовительного отделения отвечают те, кто организует такую подготовку.

Хотя, формально, уровень владения русским языком поступающих в университет должен соответствовать критериям РКИ1, но официальной тест практически не проводится. Одна из причин - стоимость тестирования не включена в стоимость обучения на подготовительном отделении, другая - не выдержавших тестирование вполне может принять другой вуз по результатам своих вступительных испытаний. То есть, «отсеивать» слабых абитуриентов экономически не выгодно. Можно рекомендовать подразделениям, получающих выпускников университетского подфака с недостаточным, по их мнению уровнем подготовки, направлять своих представителей в экзаменационную комиссию подфака. Тогда жалобы на недостаточный уровень подготовки иностранцев следует адресовать к этим представителям.

Многие иностранные граждане, принятые в университет из стран бывшего СССР и говорящие по-русски, также имеют низкий уровень довузовской подготовки, в том числе и по русскому языку. Уровень освоения такого сложного языка, как русский, во многих таких государствах недостаточен для обучения в российском вузе. Усугубляет ситуацию переход Узбекистана и планы Казахстана на использовании латиницы в этих странах. России следует прилагать больше усилий на поддержку русского языка в мире и, в частности, в странах Центральной Азии. Да и самим университетам следует расширять сотрудничество с учреждениями среднего образования этих стран, оказывать им содействие в обучении русскому языку, переподготовке учителей.

К третьей группе мероприятий отнесены меры административно-воспитательного воздействия. Уже в начальный период обучения иностранного студента в российском вузе у него возникаю определенные трудности [2, 3, 4]. Помимо изучения сложного русского языка - это постановка на миграционный учет, заселение и жизнь в общежитии, приспособление к новому климату, временному поясу, кухне, бытовым условиям и многому другому. Происходит его адаптация к обучению в высшей школе и ее требованиям, приспособление к обучению в новой социокультурной среде и манере общения, к новым методическим формам организации учебного процесса. Одним из наиболее доступных внешнему управлению факторов, облегчающих студенту - иностранцу процесс адаптации, является содействие в преодолении языкового барьера. Без этого невозможна не только адаптация, но и сам процесс обучения в университете. В АлтГТУ ряд проблем адаптации решается институтом психологов, работающих в общежитиях университета, кураторами академических групп, членами студенческого правительства университета. Разработано и реализуется университетский приказ с планом мероприятий по адаптации иностранных студентов. В плане - целый комплекс мероприятий по академической, ролевой, социо-культурной, психологической и бытовой адаптации. Большая часть иностранных студентов испытывают трудности при освоении научных понятий и терминов изучаемых дисциплин, поскольку учебные пособия не адаптированы для иностранных студентов, и зачастую студентам не

предоставляется в общежитии возможность выхода в интернет. Практически отсутствует индивидуального подхода к обучению иностранных студентов. Ряд вышеназванных проблем в Нижегородском государственном педагогическом университете им. Козьмы Минина решаются привлечением тьютеров [4]. Тьютор, используя знание психологии межличностного общения, способен оказывать эмоциональную поддержку обучающимся, анализировать индивидуальные особенности обучающегося, определять возможные точки его личностного роста, структурировать проблемы его саморазвития, прогнозировать перспективы его деятельности, изыскивать возможности устранения причин его проблем, помогать обучающемуся в его самоанализе, в самостоятельном разрешении проблем и принятии им ответственности за результаты работы, предвидеть реакции обучающегося на те или иные педагогические действия [5]. С апреля 2017 года и в АлтГТУ приказом Л-1134 организован институт студентов - тьюторов.

В четвертой группе мероприятий объединим предложения, затрагивающие совершенствования учебно-методического и организационного обеспечения учебного процесса. Можно в очередной раз напомнить, что любые мероприятия по совершенствованию учебного процесса и методического обеспечения бесполезны при недостаточном уровне владения русским языком. Выделение иностранных студентов в отдельные группы для создания им комфортных условий в учебном процессе, чаще всего, не представляется возможным. Обучение происходит в смешанных группах и преподаватель не может ориентироваться на иностранных студентов и уделять им особое внимание. Учебный план, определенный образовательным стандартом (ФГОС) по любой специальности или направлению, рассчитан на студента, свободно владеющего русским языком и имеющего аттестат о полном среднем образовании, полученном в современной российской школе, и выдержавшего вступительные испытания, установленные в данном вузе.

Однако из этого не следует, что ситуация тупиковая. Следует искать неиспользованные возможности и методики преподавания. Можно, например, рекомендовать как можно чаще использовать возможности зрительного восприятия информации, для чего шире привлекать современные мультимедийные средства и инфо-коммуникационные технологии, облегчающие восприятие передаваемой информации с помощью рисунков, графиков, трехмерных изображений и других визуальных моделей. Результаты опроса иностранцев, приведенные в [2], показали, что они слабо информированы в вопросах возможностей получения дополнительных видов подготовки и, как следствие, практически никогда не получают дополнительных образовательных услуг. В Московском государственном техническом университете гражданской авиации практическим результатом взаимодействия русистов и предметников стало создание активных учебных словарей терминов, в которых собрана основная терминология по дисциплинам учебного плана данной специальности. Каждый термин

снабжен подробным объяснением на русском языке, переводом на английском языке и при необходимости иллюстративным материалом. Кроме того, зарезервировано место для комментария самого иностранного студента на его родном языке.

Необходимость повышения профессионального уровня

преподавательского состава, работающего с контингентом иностранных граждан, не вызывает сомнения. Такие рекомендации относятся к мероприятиям пятой группы. Во-первых, желательно чтобы с иностранными гражданами, изначально не владеющими русским языком, работали преподаватели, получившие квалификацию или прошедшие переподготовку по направлению «Русский язык как иностранный». Очень полезен опыт работы за рубежом, вне русскоговорящей среды. У иностранных студентов отличные от российских студентов мировоззрение, менталитет, привычки, характер взаимоотношений с учителями, религиозные и культурные традиции.

Есть определенные особенности преподавания русского языка для лиц, выходцев из стран, где русский язык активно используется, но не является основным государственным. Каждый третий человек в мире — носитель двух языков и культур как родных/неродных. Вуза, специального занимающегося переподготовкой русистов и учителей для преподавания русского языка как второго родного учащимся-билингвам, пока нет ни в России, ни за ее пределами. Нет также и единых учебных программ и требований (стандартов) по русскому как второму родному. Определенный опыт в обучении русскому языку детей-билингвов накоплен в Казахстане, Татарстане, Башкирии и других подобных регионах.

Выводы. Для повышения качества обучения иностранных студентов в региональном университете рекомендуется реализация следующих мероприятий.

• Для роста престижности своего «брэнда» и поднятия качества набора иностранных абитуриентов университет должен регулярно участвовать в образовательных выставках - ярмарках на территориях иностранных государств, приоритетных для его влияния; активно сотрудничать с учреждениями среднего образования на этих территориях и распространять информацию для потенциальных абитуриентов; располагать рядом соглашений с международными рекрутинговыми агентствами; иметь постоянные контакты с международной службой Минобрнауки России.

• Следует жестче контролировать качество обучения русскому языку и обязательным предметам на подготовительном отделении университета, использовать внешнюю аккредитацию программы подготовки; включать представителей принимающих подразделений в состав экзаменационных комиссий; контролировать представителями кафедры РИК уровень русского языка у иностранных граждан, поступающих в университет, помимо подготовительного отделения; изыскивать возможности организации, при

необходимости, дополнительных занятий по русскому языку и проблемным предметам.

• Предлагается обратить особое внимание на фундаментальную подготовку будущих иностранных специалистов, обеспечивая самостоятельную работу студентов учебно-методическими материалами, разработанными на основе современных достижений, построенными на основе новых информационных технологий. Усилить помощь преподавателей в организации самостоятельной работы студентов, изыскивать возможность проводить с иностранными студентами дополнительные занятия и консультации.

• При организации переподготовки и повышения квалификации преподавателей, работающих с иностранными гражданами на подготовительных отделениях университета, следует учитывать особенности стран, откуда прибыли иностранцы, принимая во внимание существующий там статус русского языка, их религиозные, социокультурные особенности и традиции.

Литература

1. «Академическая мобильность иностранных студентов в России». Высшая школа экономики (Национальный исследовательский университет), Институт образования. Серия «Факты образования». Выпуск № 7, июль 2016 г. 13 с. [Электронный ресурс] URL: https://ioe.hse.ru/data/2016/08/04/1119531130/%D0%A4%D0%9E7.pdf

2. Гаранина О. Д., Прохоров А. В., Тельпуховская О. Н., Хурошвили И. Н. Повышение качества подготовки специалистов для зарубежных стран в техническом университете // Научный вестник МГТУ ГА. 2008. №128.[Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-kachestva-podgotovki-spetsialistov-dlya-zarubezhnyh-stran-v-tehnicheskom-universitete (дата обращения: 19.04.2017).

3. Набивачева Е. Проблема адаптации иностранных студентов в вузе// Высшее образование в России. 2006. №12. с. 89-92.

4. Беляева Т.К., Никишина О.А. Тьюторство как ресурс повышения качества образования иностранных студентов в вузе // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6. [Электронный ресурс] URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22754 (дата обращения: 19.04.2017).

5. Ковалева Т.М. Основные тенденции развития тьюторства в России. // Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ на разных ступенях обучения: материалы международной научно-практической конференции(28-30 марта2012г., г. Пермь) / Под общ.ред. Л.А.Косолаповой. -Пермь, ПГГПУ,2012. - с. 3-5.

«Grand Altai Research & Education», Issue 1, 2017, page

References

1. «Akademicheskaya mobilnost inostrannykh studentov v Rossii [Academic mobility of foreign students in Russia]» Vesshaya shkola ekonomoki (Natsionalnyy issledovatelskiy universitet), Institut obrazovaniya, vypusk #7, July2016, 13 p.

https://ioe.hse.ru/data/2016/08/04/1119531130/%D0%A4%D0%9E7.pdf (accessed 19 April 2017)

2. Garanina J. D., Prokhorov A. V., Telpukhovskaya O. N., Khuroshvili I. N. (2008). Povyshenie kachestva podgotovki spetsialistov dlya zarubezhnykh stran v tekhnicheskom universitete [Specialists for foreign countries training quality improvement in a technical university] MGTU GA nauchnyy vestnik # 128, 2008. (electronic journal). Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-kachestva-podgotovki-spetsialistov-dlya-zarubezhnyh-stran-v-tehnicheskom-universitete ().

3. Nabivacheva E. (2006). Problema adaptatsii inostrannych studentov v vuze [The foreign students adaptation problem in a HEI] Vysshee obrazovanie v Rossii, # 12, 2006 - pp. 89-92.

4. Belyaeva T. K., Nikishina O. A. (2016). Tyutorstvo kak resurs povysheniya kachestva obrazovaniya inostrannykh studentov v vuze [Tutoring as a resource for foreign students education quality improvement in a HEI] Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. #6 2016. (electronic journal). Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22754 (accessed 19 April 2017).

5. Kovaleva T. M. (2012). Osnovnye tendentsii razvitiya tyutorstva v Rossii [The main tendencies of the tutoring development in Russia]. Tyutorskoe soprovozhdenie individualnykh obrazovatelnykh program na raznykh stupenyakh obucheniya: Proceeding of the international scientific-practical conference (March 28-30, 2012, Perm) (Ed. L. A. Kosolapova) - pp. 3-5.

(electronic

journal).

Available

at:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.