Научная статья на тему 'О хронометрике рождения и возраста человека в различных религиях и культурах'

О хронометрике рождения и возраста человека в различных религиях и культурах Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
человек / рождение / возраст / религия / культура / аборты / медицина / ислам. / person / birth / age / religion / culture / abortion / medicine / Islam

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Саркарова Н. А.

В статье раскрываются некоторые философские, мировоззренческие, медико-биологические, конфессиональные, нравственные и правовые вопросы, связанные с рождением человека, а, следовательно, его хронологического возраста. Точные данные о рождении человека важны не только для астрологических карт и прогнозов, но и для эффективной международной и межкультурной коммуникации, где должны быть, если не одинаковые, но соизмеримые критерии и маркеры определения времени рождения и возраста. Это важно и для государства, социального и пенсионного обеспечения, образования, призыва в армию, трудоустройства, налоговых служб, спорта и т.д., где действуют достаточно строгие возрастные цензы. В мире же сосуществуют большое разнообразие метрик и традиций, которые необходимо привести к общему знаменателю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the chronometry of a person's birth and age in various religions and cultures

The article reveals some philosophical, ideological, medico-biological, confessional, moral and legal issues related to the birth of a person, and, consequently, his chronological age. Accurate data on a person's birth is important not only for astrological charts and forecasts, but also for effective international and intercultural communication, where there should be, if not the same, but comparable criteria and markers for determining the time of birth and age. This is also important for the state, social and pension provision, education, conscription, employment, tax services, sports, etc., where there are quite strict age restriction. In the world, a wide variety of metrics and traditions coexist, which must be brought to a common denominator.

Текст научной работы на тему «О хронометрике рождения и возраста человека в различных религиях и культурах»

About the chronometry of a person’s birth and age in various religions and cultures

Sarkarova Naila Akhedovna, PhD of Philosophical sciences, Associate Professor, Dagestan State University, Makhachkala, Republic of Dagestan

The article reveals some philosophical, ideological, medico-biological, confessional, moral and legal issues related to the birth of a person, and, consequently, his chronological age. Accurate data on a person’s birth is important not only for astrological charts and forecasts, but also for effective international and intercultural communication, where there should be, if not the same, but comparable criteria and markers for determining the time of birth and age. This is also important for the state, social and pension provision, education, conscription, employment, tax services, sports, etc., where there are quite strict age restriction. In the world, a wide variety of metrics and traditions coexist, which must be brought to a common denominator.

Keywords: person; birth; age; religion; culture; abortion; medicine; Islam

Цитировать: Саркарова Н.А. О хронометрике рождения и возраста человека в различных религиях и культурах // KANT. – 2023. – №4(49). – С. 240-244. EDN: OQWBTR. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-49.43

Саркарова Наила Ахедовна, кандидат философских наук, доцент, Дагестанский государственный университет, Махачкала

В статье раскрываются некоторые философские, мировоззренческие, медико-биологические, конфессиональные, нравственные и правовые вопросы, связанные с рождением человека, а, следовательно, его хронологического возраста. Точные данные о рождении человека важны не только для астрологических карт и прогнозов, но и для эффективной международной и межкультурной коммуникации, где должны быть, если не одинаковые, но соизмеримые критерии и маркеры определения времени рождения и возраста. Это важно и для государства, социального и пенсионного обеспечения, образования, призыва в армию, трудоустройства, налоговых служб, спорта и т.д., где действуют достаточно строгие возрастные цензы. В мире же сосуществуют большое разнообразие метрик и традиций, которые необходимо привести к общему знаменателю.

Ключевые слова: человек; рождение; возраст; религия; культура; аборты; медицина; ислам

УДК 304.2

5.7.9

Саркарова Н.А.

О хронометрике рождения и возраста человека в различных религиях и культурах

Прежде всего, считаем необходимым отметить разделение понятий творения и рождения человека. В данной статье пойдет речь не о творении человека, по-разному описанного в мифологии и религии, где чудесным образом переплетаются естественные и сверхъестественные мотивы, начиная с непорочного зачатия персонажей, имеющих архетипическое значение, существующего в мифологемах буддизма, христианства и других религий. Феномен же рождения человека больше относится к сфере научно-философского дискурса, хотя менталитет того или иного народа накладывает отпечаток на его метрику, в чем мы убедимся ниже. Осветим лишь некоторые мировоззренческие аспекты, связанные с рождением человека и определением его биологического возраста. При этом мы не будем затрагивать профессиональные вопросы эмбриологии, медицины, биологии и физиологии человека, которыми успешно занимаются специалисты.

Все религии откровения едины в том, что рождение человека и возникновение его души – это великие таинства, доступные только Всевышнему и человеку не дано знать, как это происходит. Тем не менее, попытаемся раскрыть некоторые символические и реальные грани этого феномена.

Известно, что в астрологии точность времени рождения является определяющим критерием, от которого зависит гороскопическая картина и карта человеческого бытия. Сложность астрологического прогноза состоит в том, что, поскольку нет четких и однозначных критериев рождения человека, то временной разброс составляет даже десятки минут, что существенно снижает точность астрологических расчетов, карт, синастрий (раздела в астрологии, занимающегося процедурой наложения натальных астрологических карт различных людей для определения степени совместимости их обладателей при коммуникации).

Правильная и общезначимая методология определения факта человеческого рождения, а следовательно, и его биологического возраста актуальна не только для астрологии, где это является главным фактором предопределения, но и для решения множества общекультурных, социальных и даже правовых вопросов, связанных с совершеннолетием, наследованием, наступлением половой и социальной зрелости, призывом в армию, пенсионным обеспечением и т.д. В том числе это важно для «быстротечных» видов спорта, в которых спортивное «акмэ» продолжается, как правило, лишь несколько лет, как в современном фигурном катании или гимнастике, где важен каждый год и даже месяц. В этих условиях чрезвычайно важно иметь общезначимые стандарты определения самого факта рождения человека и его возраста. А это не такой уж простой вопрос, поскольку в мире сосуществует множество традиций:

- одни считают, что человек рождается вместе с появлением на свет, что подтверждается метрикой – свидетельством о рождении, на основе которого впоследствии выдаются все остальные идентификационные документы, в том числе и паспорт;

- другие, например, представители буддизма, считают, что присутствие человека начинается задолго до его зачатия и рождения. Так Будда, до того, как родился в знакомой телесной оболочке, 550 раз перерождался: 18 раз – обезьяной; 12 раз – курицей; 8 раз – гусем; 6 раз – слоном, он также был рыбой, крысой, лягушкой, зайцем и т.д. Поскольку мир за это время погрузился во мрак неведения, боги сочли, что ему пора родиться в облике человека, поскольку просветление возможно только с человеческого облика. Хотя он до этого уже сотни раз перерождался в облике царя, святого, но это раньше не вело к просветлению. И, наконец, такое сверхъестественное рождение, через оплодотворение белым слоном через бок и подмышку, состоялось;

- третьи, например, большинство медицинских работников и представители многих культур полагают, что человек существует во внутриутробном состоянии уже с первых дней зарождения, поэтому к нему применимы все социальные, нравственные и правовые оценки. Так, в даосской культуре душа человека формируется сразу после оплодотворения и, таким образом, жизнь началась. Определение возрастной метрики человека также идет с этого момента. Именно с этого момента человек уже обретает карму, судьбу и ангела-хранителя. Такая же традиция исчисления рождения и возраста существует и в Японии. В некоторых странах и общинах, как, например, в восточных областях Монголии, возраст считается в соответствии с фазами луны, прошедшими с момента зачатия ребенка. При этом имеется существенная гендерная, половая спецификация: для девочек имеет значение количество полнолуний, а для мальчиков же отсчет идет от момента новолуния, символизирующего непрерывный процесс обновления в мире;

- четвертые – что он субъектно формируется лишь на определенной стадии развития плода, поэтому все меры правовой и нравственной ответственности в отношении плода начинаются не сразу, а лишь с такого момента. Так, многие мусульманские алимы считают, что человеческая жизнь начинается не сразу после зачатия, а вскоре после четвертого лунного месяца после оплодотворения, когда плод становится жизнеспособным. Как передает Абдулла ибн Мас'уд слова Пророка Мухаммада: «Поистине каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же – в виде кусочка плоти, а затем к нему приходит ангел, который вдувает в него дух» [1:3208, 3332; 7: 2643], который в исламе именуется Рух, что происходит в течение десяти дней. Примерно то же самое, но без указания конкретных сроков, подчеркивается и в Коране, где отмечается, что Бог «…затем придал ему соразмерный облик, вдохнул в него от Своего духа и даровал вам слух, зрение и сердца» [5, 32:9].

Из сказанного многие исламские богословы заключают, что до этого срока плод еще не имеет «соразмерного облика» человека. Поэтому в некоторых случаях, предписанных шариатом, можно прерывать беременность, а если до этого плод погибает, то не должно быть никакой Джаназа молитвы (заупокойной молитвы). После же 120 дней это является убийством живого человека, со всеми правовыми и нравственными последствиями.

Другие, сокращают разрешенный срок абортов 42 днями, до придания формы зародышу, как, например, имам аль-Мардави [8, 1/386].

Большинство же богословов едино в том, что зародыш является человеческим организмом уже с момента зачатия, поэтому все формы воспрепятствования деторождению являются греховными и преступными. Таковыми являются даже формы контрацепции и прерывания полового акта, когда еще нет никакого плода, поскольку это также оцениваются как воспрепятствование Божественному волеизъявлению, что уже являет собой тяжкий грех.

В любом случае аборты находятся под строгим шариатским контролем, который однозначно подчеркивает, что в числе уважительных причин, разрешающих прерывание беременности не должно быть:

- отсутствие способности и возможности содержать и воспитывать ребенка;

- многодетность и отсутствие мужа;

- материальные и финансовые трудности для достойного содержания детей.

В качестве самой существенной причины шариатского дозволения абортов называется угроза жизни и здоровью матери. Так, в одном из хадисов отмечается, что если мы стоим перед выбором – мать или ребенок, который должен родиться, то матери следует отдать предпочтение, так как мать – существующее благо и польза, тогда как ребенка еще нет и неизвестно, что с ним будет. И шариатское правило указывает на то, что существующей пользе отдается предпочтение перед потенциальной [8].

Остановимся на некоторых из таких позиций. Хорошо известно, что в большинстве современных религиозных систем существуют достаточно строгий и жесткий запрет на прерывание беременности без серьезных медицинских, социальных и гуманитарных оснований. И это не случайно. Во-первых, прерывание беременности без уважительных причин всеми основными конфессиями рассматривается как бунт против Божественного промысла, вмешательство и препятствование Его воле и постановку под сомнение Божественного всемогущества. Во-вторых, этот запрет, прежде всего, связан с культурной установкой, по которой человека считают родившимся с момента зачатия, а не с появления «на свет» в привычном смысле. Во внутриутробном состоянии человек уже существует, следовательно, в отношении плода применимы все человеческие оценочные правовые и нравственные стандарты. Известные случаи преследования врачей и клиник, которые практикуют аборты, особенно частые в католических и некоторых протестантских странах. В странах православной культуры, хотя церковь не может не осуждать аборты, но все-таки требования к прерыванию беременности не столь категоричны. До недавнего времени среди европейских женщин даже достаточно широко практиковался особый вид туризма для лиц, желающих без серьезных правовых и нравственных коллизий и относительно недорого прервать беременность с выездом в Западную Украину и другие регионы бывшего СССР.

В целом же, согласно христианству, плод на всех этапах развития есть не обычный кусочек плоти и крови, а уникальный правосубъектный человек, одухотворенный с самого зарождения, являющийся образом Божьим. Поэтому по отношению к нему применимы все социальные нравственные и правовые стандарты, а аборт без уважительных причин является смертным грехом и преступлением.

Представители некоторых конфессий даже отказываются пользоваться биомедицинскими препаратами, при изготовлении которых были использованы абортивные материалы, оценивая это даже как скрытую форму каннибализма. Так было, например, совсем недавно, когда во время короновируса были со стороны некоторых исламских и иудейских организации в адрес разработчиков вакцин были официальные обращения с просьбой озвучить состав вакцин, для того чтобы вынести богословские решения на предмет их конфессиональной дозволенности, халяльности и кошерности, поскольку при их производстве, в том числе, использовались абортивные субстанции [3].

По мнению экспертов Центра эпидемологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи, действительно, при производстве векторных вакцин, предназначенных для профилактики вирусных заболеваний во всем мире используется клеточная культура НЕК 293, которая была получена в 1973 г. трансформацией аденовирусом абортивной культуры клеток эмбриональных почек человека. На сегодняшний день для изготовления вакцин против краснухи, гепатита А, ветряной оспы и некоторых других болезней используются только эмбриональные человеческие среды и в других средах вырастить вакцинные вирусы этих инфекций в промышленных масштабах не получается. Но это вовсе не значит, что для каждой новой партии вакцин требуются новые аборты. Важное свойство диплоидных клеток эмбриона – способность к бесконечному делению. Поэтому для создания одной клеточной линии (среды для выращивания вирусов, которая находится в бесконечном продуцировании все новых и новых клеток) было достаточно одного забора клеточного материала. В результате все вакцины, применяемые в мире, делают с использованием клеточных линий, полученных от двух абортированных эмбрионов.

И необходимо иметь в виду, что в соответствии с известным «пределом (лимитом) Леонарда Хейфлика» все клетки человека, делящиеся в клеточной культуре, умирают приблизительно после 50 делений. Поэтому уже к 1981 г. все клетки, взятые из исходного материала в клеточной линии, отсутствовали и говорить о связи этой линии с абортивным материалом можно лишь в историческом плане [6].

Исходя из таких аргументации, можно умозаключить, что все аргументы противников вакцинации по религиозным и биоэтическим соображениям ничем не обоснованы, поскольку через множество передач от живого абортивного материала ничего не остается.

Сторонники строгих запретов на аборты приводят множество аргументов:

- плод является объектом врачебного наблюдения, что уже само по себе является доказательством наличия во внутриутробном состоянии человека;

- сейчас даже есть некоторые педагогические методики, по которым уже кое-чему обучают уже во внутриутробном состоянии, например, закладывают основы музыкальных способностей. Известен такой эксперимент, который натолкнул на выработку таких методик: беременным матерям постоянно давали слушать определенную музыку. После рождения ребенок, абсолютно безразличный к любой иной музыке, какой бы громкой она ни была, как только включают ту музыку, которую он слушал в животе матери, сразу меняет свою реакцию (или прекращает сосать или, напротив, начинает более интенсивно сосать пустышку, к которой подключены датчики). Кстати, наличие такой связи музыки и человеческого эмбриона было давно подмечено народной мудростью, когда на вопрос «Какие песни самые любимые для ребенка?», следует ответ: «Те, которые пела ему мать во время своей беременности».

Многие исследователи полагают, что сердечно-сосудистая система и многие зачатки психики у плода уже формируются на достаточно ранних этапах развития. Например, польский ученый-медик А. Бродзяк в книге «Формирование смысла» отмечает, что зачатки зарождения сознания находятся в области сердца. Они формируются в синусно-предсердном узле сердца, который начинает работать уже на 21 день жизни человеческого плода, посылая импульсы всему организму, т.е. намного раньше образования нервных и мозговых каналов. Таким образом, сердце, а не мозг является началом начал зарождения работы сознания человека [2, 65].

В любом случае очевидно, что в мире должна утвердиться единая система фиксации факта человеческого рождения и возраста, чтобы снять многие международные проблемы межкультурного взаимодействия. Чтобы убедиться, что такие различные походы имеются, приведем некоторые примеры. Например, в Южной Корее до этого года существовала странная традиция определения возраста, когда ребенку исполнялся год, с наступлением нового года к нему добавляли еще один год [4].

Начиная с 28 июня 2023 г. они решили отказаться от подобной методологии определения возраста, который так и назывался «корейский возраст», и перейти на международные стандарты, что позволит сократить социальные издержки из-за существования различных методологий подсчета возраста. Вместе с тем, переход на международные стандарты определения возраста будет осуществляться не полностью, поскольку он будет применяться только в судебной и административной сферах, не затронет вопросы призыва в армию и запрета на употребление алкоголя, а также начала обучения в школе. Необходимо отметить, что такая практика добавления одного года по лунному календарю есть во многих восточных и юго-восточных культурах.

Технологии учета времени рождения человека разнятся друг от друга. Так племенем химба в Намибии была разработана эпохальная хронология, основанная на важных эпизодах региона проживания. Например, чтобы установить время личного или семейного события, химба отсчитывают от эпохи нашествия саранчи с той же легкостью, как мы отсылаем к 1917 году. Помимо этого система упорядоченных эпох представляет ценность для демографических и социологических исследований, которые коррелируют свои оценки исходя из возраста индивидуумов. Дата рождения в племени химба считается не момент появления на свет и не дата зачатия, а тот день, когда его матери пришло в голову намерение завести ребенка, т.е. когда у нее появляется осознанное желание родить его. Когда женщина решается на это, она удаляется куда-нибудь под дерево и вслушивается в тишину, пока не услышит песню ребенка, просящегося в мир. С этой песней она идет к человеку, который станет отцом ребенка, с этой же песней ребенок появляется на свет, проходит обряд инициации, все последующие испытания жизни, и с ней он уходит. [10].

В сущности, явление человека миру начинается не в момент зарождения в утробе матери и традиционного рождения; оно начинается задолго до этого, с появлением материнского намерения родить ребенка и сложением, предназначенной для него песни, которая затем сопровождает его во всей жизненной драматургии, вплоть до самой смерти, и даже после, обеспечивая ему символическое бессмертие.

Таким образом, основная идея статьи заключается в обосновании необходимости утверждения в сознании и общественной психологии установок на общезначимые для всех культур и менталитетов стандартов рождения и возрастной метрики человека. Без этого нет объективной оценки тех или иных биологических, физиологических и социальных процессов, поскольку к их оценке применяется различный хронотоп. А в результате – известные трудности международной и межкультурной коммуникации.

Литература:

1. Аль-Бухари Ас-сахих. Сборник хадисов. URL: https://mir-knig.com/read_263917-1. (Дата обращения 26.08.2023).

2. Бродзяк А. Формирование смысла / пер. с польск. – Катовице: Шленская мед академия, 1999. – 123 с.

3. Доказательства присутствия в современных вакцинах абортивных материалов. URL: https:// kak2z.ru/index.php?topic=704347 (дата обращения 10.09.2023).

4. Жители Южной Кореи стали младше из-за смены метода подсчета возраста. URL: https://news.mail.ru/society/56801779/?frommail=1 (дата обращения 10.09.2023).

5. Коран / пер. с араб. акад. И.Ю. Крачковского. – М.: ИКПА,1990. – 512 с.

6. Предел Хейфлика и продолжительность жизни человека. URL: https://glagolas.livejournal.com/167768.html (дата обращения 10.09.2023).

7. Саких Муслим. Книга благочестия, родственных связей и нравственности. URL.: https://www.busulbadin.com/component/content/article/27-sakhikh-muslim/104-sakhikh-muslim-45-kniga-blagochestiya-rodstvennykh-svyazej-i-nravstvennosti-khadisy-2548-2642.html?Itemid=101. (Дата обр. 11.09.2023).

8. Смирнова М.М. Понимание жизни в узком и широком смысле: сравнительный анализ // KANT. – 2023. – №3(48). – С. 160-164. EDN: KKTEES. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-48.27.

9. Энциклопедия хадисов. URL: https://hadis.uk/saxix-al-dzhami-as-sagir-xadis-797/2778/. (Дата обр. 11.09.2023).

10. Gibson G.D. Himba Epochs // History in Africa. – 1977. – Vol. 4. – Pp. 67-121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.