О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Н.П. Гринчак, магистрант
В.Р. Богачёв, магистрант
В.В. Кудревич, канд. экон. наук, доцент
Севастопольский государственный университет
(Россия, г. Севастополь)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10254
Аннотация. В настоящее время важным направлением развития государства является цифровизация экономики. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» - государственная платформа, позволяющая создать принципиально новую схему отношений между бизнесом, государством и научным сообществом для повышения конкурентоспособности страны на глобальном уровне. В рассматриваемой области проводится большое количество дискуссий и публикуется множество работ, что подтверждает актуальность выбранной темы. В данной статье изучается структура национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» как в целом, так и в разрезе федеральных проектов, а также проводится анализ эффективности выполнения. В результате исследования выявляются проблемы и рассматриваются возможные перспективы дальнейшего развития диджитал экономики страны.
Ключевые слова: национальная программа, цифровизация, федеральный проект, кадры, цифровая экономика.
В настоящее время важным направлением развития государства является цифровизация экономики. В рассматриваемой научной области проводится большое количество дискуссий и публикуется множество работ; данный процесс затрагивает все сферы хозяйствования и вызывает интерес со стороны научного сообщества. Перевод экономики в «цифру» является вопросом глобальной конкурентоспособности и национальной безопасности нашей страны.
С целью наращения темпов цифровиза-ции 28 июля 2017 года №1632-р Распоряжением Правительства была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [1], в которой определены цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития цифровой экономики.
Данный документ, бесспорно, представляет собой основной механизм запуска диджитализации РФ. В первые два года программа, посредством реализации задач, должна была обеспечить фундамент построения цифрового хозяйствования страны, без которого трансформация будет пребывать в состоянии стагнации. Этим и обусловлена актуальность анализа деятельности федеральных проектов программы.
«Цифровая экономика Российской Федерации» - государственная площадка, позволяющая создать принципиально новую схему отношений между бизнесом, властью и научным сообществом для повышения конкурентоспособности страны на глобальном уровне. Устранение препятствий и ограничений, создание базы развития для высокотехнологичной экономики осуществляется по 6 направлениям (табл. 1).
Таблица 1. Структура национального проекта
Федеральный проект Сроки реализации
Нормативное регулирование цифровой среды 01.11.2018 - 31.12.2024
Кадры для цифровой экономики
Цифровые технологии
Информационная инфраструктура
Информационная безопасность
Цифровое государственное управление
Для анализа эффективности выполнения задач национальной программы, руководствуясь принципами реализации права граждан и организаций на доступ к информации о деятельности органов власти, производился поиск сведений о выполнении мероприятий, прописанных в паспорте национальной программы, в общедоступных средствах массовой информации.
В ходе анализа выявлено, что из всей совокупности задач, срок исполнения ко-
Особое внимание стоит уделить направлению «Кадры для цифровой экономики». Реализация этого проекта минимальна, несмотря на то, что он занимает главенствующее место в национальном проекте. При разработке программы данное направление было отмечено вторым по важности для внедрения цифровой экономики, так как новые экономические и технологические условия требуют создания и реализации подходов по содействию гражданам в освоении ключевых компетенций цифровой экономики, обеспечении массовой цифровой грамотности и персо-нализации образования.
На данный момент времени на рынке труда происходит несоответствие предло-
торых на момент исследования наступил (54 задачи), было выполнено всего 11. Таким образом, эффективность реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в целом составляет крайне небольшую величину (20%) [2].
Эффективность структурных единиц программы по состоянию на октябрь 2019 г. в разрезе реализации задач каждого проекта представлена на рисунке.
жения спросу. Нехватка квалифицированных кадров наблюдается в разных отраслях хозяйствования. В период с 2016 по 2018 год доля соответствующих объявлений на HeadHunter увеличилась на 5,5%.
По данным Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в 2018 году на направления техническо-информационных специальностей высшими учебными заведениями Российской Федерации было принято 93309 студентов, что на 8,4% больше данного показателя 2017 года [4]. Количество обученных по дополнительным профессиональным программам также увеличилось на 28,6% (табл. 2).
Информационная безопасность 0% Кадры для цифровой экономики 0% Нормативное регулирование цифровой среды ^^ Цифровые технологии Цифровое государственное управление Информационная инфраструктура
6%
22%
50%
0%
10% 20% 30% 40%
50%
58% 60% 70%
Рис. Эффективность федеральных проектов национального проекта по состоянию на октябрь 2019 г.
Таблица 2. Количество лиц, обученных по дополнительным профессиональным про-
граммам 2017-2018 гг.
Обученные 2017 г. 2018 г. Д Темп прироста, %
работники предприятий и организаций 39930 53129 13199 33,1
работники образовательных организаций 48838 70661 21823 44,7
лица, замещающие должности государственной гражданской службы 6565 7187 622 9,5
студенты, обучающиеся по образовательным программам 18354 18905 551 3,0
Другие 19362 21250 1888 9,8
Всего 133049 171132 38083 28,6
Можно сказать, что предложение квалифицированных кадров постепенно подстраивается под спрос в связи с естественным влиянием рыночного механизма, однако таких темпов трансформации недостаточно для достижения ключевых показателей, намеченных в федеральном проекте и, следовательно, для быстрого развития цифрового сегмента страны.
На рынке труда стремительными темпами растет спрос на профессиональных участников цифровых технологий, но кроме того не стоит упускать из виду рядовых пользователей сферы 1Т. Упрощенные схемы получения знаний - это возможность повышения цифровой грамотности населения. Решать кадровую проблему помогают ИТ-компании, открывая в вузах лаборатории, базовые кафедры и целые факультеты. Это способствует сокраще-
Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» несет в себе фундаментальный характер, так как без участников механизма система не способна работать, даже при высоком проценте цифровизиро-ванных подсистем.
Таким образом, страна стремится организовать системное развитие и внедрение цифровых технологий во всех областях жизни, однако, это не будет возможно при столько малой эффективности выполнения. Так как в настоящий период в рамках программы должны были быть проведены базовые мероприятия, обеспечивающие развитие диджитал экономики, то невыполнение даже тех минимальных вех проекта «Кадры для цифровой экономики» может сформировать застой формирования ключевых компетенций участников хозяйствования страны.
нию разрыва между теорией и практикой.
Библиографический список
1. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. Распоряжение Правительства России от 28 июля 2017 г. №1632-р). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйр://§оуегптеп1;.ги/ёос8/28653/(дата обращения: 02.12.2019).
2. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам: протокол от 24.12.2018 № 16). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйр://§оуегптеп1;.ги/т1о/35568/(дата обращения: 05.12.2019).
3 . Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам: протокол от 24.12.2018 № 16). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйр://§оуегптеп1;.ги/т1о/35568/(дата обращения: 05.12.2019).
4. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ЬйрвУ/^^^оу.ги/ги/ (дата обращения: 04.12.2019).
5. Система обеспечения законодательной деятельности. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/ (дата обращения: 03.12.2019).
6. Правительство России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйр://§оуегптеп1;.ги/ (дата обращения: 03.12.2019).
ON THE PROGRESS OF THE DIGITAL ECONOMY OF THE RUSSIAN
FEDERATION PROGRAM
N.P. Grinchak , Graduate Student V.R. Bogachev, Graduate Student
V.V. Kudrevich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Sevastopol State University (Russia, Sevastopol)
Abstract. Currently, an important direction in the development of the state is the digitaliza-tion of the economy. The national program "Digital Economy of the Russian Federation" is a state platform that allows creating a fundamentally new scheme of relations between business, the state and the scientific community to increase the country's competitiveness on a global level. In this area, a large number of discussions are held and many works are published, which confirms the relevance of the selected topic. This article studies the structure of the national program "Digital Economy of the Russian Federation" both in general and in the context of federal projects, and also analyzes the effectiveness of implementation. As a result of the study, problems are identified and, accordingly, possible prospects for the further development of the digital economy of the country are considered.
Keywords: national program, digitalization, federal project, personnel, digital economy.