Научная статья на тему 'О ходе разработки системы технических регламентов в области строительства'

О ходе разработки системы технических регламентов в области строительства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
313
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ходе разработки системы технических регламентов в области строительства»

О ходе разработки системы технических регламентов в области строительства1

Ю.А. Перелыгин

директор департамента регионального социально-экономического развития и территориального планирования Министерства регионального развития Российской Федерации

В соответствии с Положением Министерство регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) отвечает за формирование государственной политики в области градостроительства, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, поэтому разработка системы технического регулирования в строительстве осуществлялась Минрегионом России.

Проведение реформы системы нормативно-технического регулирования строительной отрасли началось с принятием Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании». В настоящее время эта область переживает переходный период, поэтому до вступления в силу соответствующих технических регламентов (существует примерно 17 регламентов, их список открыт, среди них - всего 3 группы сисетемо-образующих регламентов, которые являются базой для всей системы) подлежат обязательному исполнению требования действующих нормативных документов, принятых до 1 июля 2003 года (около 6 000 нормативных документов федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации). В существующей правовой, нормативной и рекомендательной базе нашел отражение многолетний практический опыт отечественного производства строительных материалов, проведения инженерных изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации. Таким образом, она в достаточной степени формирует нормативно-техническое и правовое поле, и для реформирования технического регулирования в

строительстве потребуется переработка около 6 000 действующих нормативных документов и перенос их требований в 16-20 технических регламентов обязательного характера (список открытый) и 5-6 тысяч других технических документов добровольного применения (рис. 1).

В сентябре 2005 года была создана рабочая группа по реализации системы технического регулирования в строительстве. 21 октября 2005 года на правительственной комиссии по техническому регулированию была одобрена разработанная Минрегионом России отраслевая концепция реформы этой системы, и с декабря 2005 года началась ее реализация. В настоящее время Минрегион России активно ведет эту работу.

Основу системы технического регулирования в строительстве составляет правовой блок, то есть технические регламенты. По мнению Минрегиона России, этот блок неоднороден. Есть группа из трех системообразующих регламентов, на которых базируются все остальные элементы системы. В эту группу входят:

• общий технический регламент «О безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасном использовании прилегающих к ним территорий» - ключевой регламент;

• специальный технический регламент «О требованиях к безопасности зданий и других строительных сооружений гражданского и промышленного назначения». Этот регламент должен включать все требования по бе-

1 Статья подготовлена по материалам доклада на заседании межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Заседание проходило 26 июля 2006 года.

Система технического регулирования до реорганизации (около 6 ООО документов)

Законодательные правовые акты

федеральные законы Российской Федерации законы субъектов Российской Федерации указы Президента Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации

Система нормативных документов

Федеральные нормативные документы:

* государственные стандарты Российской Федерации в области строительства (ГОСТ Р)

* строительные нормы и правила (СНиП)

* своды правил по проектированию и строительству (СП)

* руководящие документы системы технического регулирования (РДС)

Нормативные документы субъектов Российской Федерации

территориальные строительные нормы (ТСН)

Производственно-отраслевые нормативные документы

* стандарты предприятий (объединений) строительного комплекса и стандарты общественных объединений (СТП и СТО)

Система подтверждения соответствия

о

го

т

к

л

X

л

5

го

го

к

ю

о

Система технического регулирования после реорганизации

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 года № 73-Ф3 (с изменениями от 30.12.2001, от 10.01.2003, от 29.12.2004) Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании»

- технические регламенты

---общий технический регламент —|

- специальные технические регламенты

Федеральные законы, регламентирующие деятельность в области строительства Федеральный закон «О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» Разработка федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации, обеспечивающих действие Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О техническом регулировании»

Система нормативных документов в строительстве (около 5 000 документов)

Элементы системы стандартизации Федеральные

£ в соответствии со статьей 12 рекомендательные документы,

Федерального закона от 27 декабря утверждаемые Министерством

О

ГО

т

сс

го

X

л

§

ш

о

о.

ю

о

СЕ

2002 года № 184-ФЗ«0 техническом регулировании»

регионального развития Российской Федерации

Документы субъектов Российской Федерации

• национальные стандарты (ГОСТ Р)

• межгосударственные стандарты на строительные материалы, изделия и конструкции, введенные в качестве национальных стандартов на территории Российской Федерации (ГОСТ)

• межгосударственные строительные нормы и правила

• строительные нормы и правила (СНиП)

• своды правил по проектированию и строительству (ТСН)

■ территориальные строительные нормы (ТСН)

X ^ ГО О) ш

Реорганизация системы подтверждения соответствия в строительстве

0)

о

О

о

с

о

Обязательная и добровольная сертификация строительных материалов, изделий и конструкций

Декларирование соответствия в строительстве

Рис. 1. Схема реорганизации системы технического регулирования в строительстве

№10(61), 2006 ИМУЩЕСТВЕННЫЕ О'

зопасности на этапах инженерных изысканий, проектирования, экспертизы проектирования, получения разрешения на строительство, выполнения строительно-монтажных работ и сдачи объекта в эксплуатацию;

• специальный технический регламент «О безопасности строительных материалов и изделий» (рис. 2).

Указанные регламенты должны быть разработаны в первую очередь. Причем разработка должна вестись комплексно, на основе единых методологии и идеологии. Терминология также должна быть единой. В дальнейшем, используя эти регламенты, можно будет создавать систему специальных регламентов в строительной отрасли.

Технические регламенты

Общий технический регламент

«О безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасном использовании прилегающих к ним территроий 05.07»

Специальные технические регламенты

Обязательные требования к отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации

Учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации

Специальные технические регламенты по отдельным видам зданий, строений и сооружений:

1. О безопасности высотных зданий

2. О безопасности строительных материалов и изделий 07.07

3. О требованиях к безопасности зданий и других строительных сооружений гражданского и промышленного назначения 11.08

4. О требованиях к безопасности мостов и тоннелей 04.08

5. О требованиях к безопасности аэродромов

6. О безопасности метрополитенов

7. О безопасности гидротехнических сооружений

8. О безопасности зданий, строений и сооружений атомной энергетики

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. О безопасности зданий и сооружений энергетических предприятий (кроме атомных)

10. О безопасности магистрального трубопроводного транспорта, внутрипромысловых и местных распределительных трубопроводов 11.0 безопасности стационарных морских платформ для добычи нефти и газа

12. О безопасности нефти, газа и продуктов их переработки

13. О безопасности процессов транспортирования, хранения и утилизации бытовых отходов

Специальные технические регламенты по инженерным системам:

1. О безопасности теплоснабжения 04.07

2. О требованиях к безопасности инфраструктуры водоснабжения и водоотведения 04.08

3. О безопасности газораспределения

Рис. 2. Система технических регламентов

в области строительства (на основании Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»)

Помимо системообразующего блока, содержащего основные требования к безопасности объектов строительства и прилегающих территорий на этапах инженерных изысканий, проектирования, строительномонтажных работ, сдачи в эксплуатацию, эксплуатации и сноса, можно выделить следующие группы:

• блок требований безопасности к ресурсному обеспечению и инженерным системам, включающий безопасность газоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения и т. п.;

• специальные технические регламенты, в предметную область которых входят объ-

№10(61), 2006

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

екты повышенного риска или специфические требования безопасности, не включенные в иные регламенты (например безопасность мостов и тоннелей, аэродромов, высотных зданий и сооружений, складов взрывоопасных продуктов и т. п.);

• группа регламентов, целью которых является детализация аспектов, не вошедших в перечисленные группы.

К настоящему времени в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ о размещении заказов для государственных нужд по двум из трех системообразующих регламентов - «О безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасном использовании прилегающих к ним территорий» и «О безопасности строительных материалов и изделий» Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации (Минппромэнерго России) проведены конкурсы. Разработка этих регламентов ведется под методическим руководством Минрегиона России.

Концепция общего технического регламента «О безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасном использовании прилегающих к ним территорий» в основном одобрена: определен круг вопросов, которые отнесены к этому регламенту, формат их подачи. В процессе работы над концепцией и согласования ее с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти были проведены консультации со специалистами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России), Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России), Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), других государственных органов и общественных организаций. После внесения ряда изменений концепция была одобрена Минрегионом России и направлена в установленном порядке на согласование с заинтересованными министерствами и ведомствами. К сожале-

нию, сроки этого согласования оказались чересчур затянутыми и не соответствовали регламенту Правительства Российской Федерации, но в итоге компромиссные решения были найдены. Концепция не согласована лишь с МВД России.

По нашему мнению, проблемы согласования общего технического регламента в какой-то степени обусловлены ведомственными интересами, но в большей степени -концептуальными сложностями. Дело в том, что разработка ряда позиций этого регламента передается смежным отраслям, которые, не вполне понимая, зачем нужны такие нормативы, не спешат заниматься решением этих вопросов. Видимо, поэтому так тяжело идет процесс согласования регламента с МЧС России, Ростехнадзором и МВД России.

Что такое общий регламент? С нашей точки зрения - это один из самых емких регламентов, определяющих взаимоотношения и владельцев, и пользователей, и тех, кто эксплуатирует любые здания и сооружения. Таким образом, в общем регламенте должны содержаться, во-первых, только наиболее общие требования безопасности, во-вторых, они должны быть изложены четким юридическим языком, понятны и доступны всем. Однако МВД России в этот регламент предлагает ввести несколько глав, касающихся производства, хранения и реализации боеприпасов и оружия. По сути, подобные вопросы являются частными, и если мы введем в общий регламент подобные положения, то поменяется сама концепция регламента. В любом случае специалисты МВД России должны объяснить, как разрабатываемые ими технические регламенты «О требованиях к системам антитеррористической и проти-вокриминальной защиты объектов» и «О требованиях к системам противокрими-нальной защиты имущества» согласуются с общим техническим регламентом «О безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасном использовании прилегающих к ним территории». То же относится и к специалистам Ростехнадзора в отношении разрабатываемого ими технического регламента «О требованиях к безо-

пасности высотных зданий и сооружений», и к специалистам МЧС России в отношении согласованности системы технического регулирования в сфере чрезвычайных ситуаций с системой технического регулирования в строительстве.

Необходимо отметить и то, что конкурс на разработку общего технического регламента «О безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасном использовании прилегающих к ним территорий» был проведен лишь с четвертого раза, поэтому разработка этого регламента началась только с декабря 2005 года. В настоящее время этот регламент разрабатывается сводным коллективом под руководством ректора и проректора по науке Московского государственного строительного университета. Разработка идет с опережением графика, предусмотренного Программой разработки технических регламентов, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2004 года № 1421-р (в редакции от 29 мая 2006 года № 781-р) (далее - Программа).

Также с опережением графика идет разработка второго системообразующего регламента «О безопасности строительных материалов и изделий». Концепция этого регламента одобрена полностью, все необходимые документы сданы в Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации (Минпромэнерго России). Этот регламент разрабатывается коллективом Белгородского государственного технологического университета (ранее - Академия строительных материалов).

Уже подготовлены первые редакции этих двух регламентов, которые размещены на официальном сайте разработчиков и Минп-ромэнерго России, идет их публичное обсуждение. Несмотря на то, что Программой предусмотрено внесение этих регламентов в Правительство Российской Федерации в мае - июле 2007 года, Минрегион России полагает, что эти регламенты будут внесены в декабре 2006 года.

Что касается третьего системообразующего технического регламента «О требованиях к безопасности зданий и других строительных сооружений гражданского и про-

мышленного назначения», то в третий раз конкурс по нему состоялся в феврале 2006 года, но официальный разработчик этого регламента до сих пор не определен.

Сложившаяся ситуация создает определенные проблемы. Как уже отмечалось, все три системообразующих технических регламента должны разрабатываться одновременно, и задержка в разработке одного из них может привести к серьезным проблемам с реализацией реформы системы технического регулирования в строительстве. В связи с этим Минрегион России поддержал решение Минпромэнерго России о назначении единственным исполнителем по вопросам разработки этого регламента Всероссийскую ассоциацию металлострои-телей. Специалисты ассоциации в инициативном порядке разработали первую редакцию технического регламента с аналогичным названием. Процедура его публичного обсуждения, в ходе которой были получены некоторые замечания, уже состоялась. Сейчас под руководством Минрегиона России проект специального технического регламента «О требованиях к безопасности зданий и других строительных сооружений гражданского и промышленного назначения», разработанный Всероссийской ассоциацией металл остроител ей, дорабатывается, идет процесс его методологической увязки с проектами двух других системообразующих регламентов.

Составлен план-график дальнейших работ по этому регламенту, который дает основания полагать, что проект специального технического регламента «О требованиях к безопасности зданий и других строительных сооружений гражданского и промышленного назначения» также будет внесен в Правительство Российской Федерации в декабре 2006 года, хотя срок его внесения в соответствии с Программой - ноябрь 2008 года.

В отношении других блоков регламентов складывается приблизительно такая же ситуация. Часть регламентов, например о безопасности высотных зданий, о безопасности теплоснабжении, электроснабжении, разрабатывается. Эти документы находятся на разных стадиях готовности. Часть рег-

Серым цветом отмечены завершенные этапы.

~ О 0\ ^

* и М ® в Ї

І і I 1 £

[Г V 5!

_ 9 і

X я 51

|®8 -■ О и $

|1 § 1 9 I о 8

5 О § *■ §

■3 5 "й

0) ы ® В н Ё “ Ш ¥|2 ® ^ -о тз О * <

Я1 О

о □

я ®

® ® ^ Ї О 5

0 X

Ш О |>ё 6 =='

1 73 5 ф

Ї з

Ш

г

ф

X

ч

- о» О

£ 8 з

3 о| ^ й і ;■ 3 §

0 5

Р і

5 5<

3 -|

4 я

3 *

1 *

(Г ж X 3

х тз

►2 ® ■о “

г

0)

ч

со

■О

о

ш

0 о

й 1 с о 3 £

I.

а 3 ч

01 ® ■С 2

о

г

п ш

З з

о “ © І

о сі

0 ш

тз ы

И ° 8 ®

1 5 і< о

I

і

Ф

Ф

ш

г

і

в-

м

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г

®

і

00

Регламентируется Федеральным законом от 21.07.2006 №94-ФЗ Конкурсы проводит Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации

а*

Ї о

I а

2$ в) с

(|>

3

В)

I

?

о

0 а

!

01

Ї

I

I

і

с

3

т

І

І

с

о

0

1

I

с

ф

Й

0)

?

3

§

I

I

I

1

ш

г

I

о

М

г

®

с

а>

Готовится концепция проекта, проводятся согласования с федеральными органами исполнительной власти, участвующими в организации разработки технического регламента в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 № 781-р

I

Ф

и-

с«

о

Э

В)

3

2

со

со

го

го

II

® с ® Ш

Первая редакция проекта проходит публичное обсуждение в соответствии со статьей 9 Федерального закона № 184-ФЗ

оі

5 &

*1 І о ® ®

со

ф

2

І

Доработка проекта с учетом поступивших замечаний по результатам публичного обсуждения, согласование с федеральными органами исполнительной власти, участвующими в организации разработки технического регламента

■о

ф

Э

с

с<

и

3

г

ф

2

с

Требуются заключения следующих министерств Российской Федерации: юстиции, экономического развития и торговли, финансов

и

и 3

И

і

с«®

I

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50

о\

■с

V

ю

о

о

00

“I

ё

03

>

■О

§

о-

1\Э

о

о

^1

ш

5

и-

м

о

0

1

0)

[\э

о

о

^1

о

Із

0)

К сроку, установленному распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 № 781-р

■51

л 2 з

РМ

Е 2 г

О § с< 3 © о

СО

2

Ёг

■8

■О

а>

о\

0

1

I

I

I

СЪ

I

■О

сь

I

I

I

3

00

«м ъ винзтоніо эпннэшээТплучи

9003 ‘(*9)0 НЫ

Таблица

ламентов до сих пор не выставлена на конкурс.

Учитывая все это, Минрегион России внес в Правительство Российской Федерации предложение о включении в Программу дополнительно тринадцати специальных регламентов по строительству со сроком представления в 2008-2009 годах.

В первую очередь к ним относятся регламенты, коррелирующие с еврокодами, регламенты по безопасности строительных конструкций из различных материа-

ИНФОРМАЦИЯ. СОБЫТИЯ

Рынок недвижимости: что будет с ценами, кто выиграет в борьбе за потребительские предпочтения клиентов?

VII Форум столичных риелторов

3 октября 2006 года, Москва

3 октября 2006 года в Москве прошел VII Форум столичных риелторов, организатором которого стала Московская ассоциация риелторов (МАР). Впервые Форум имел прикладной характер. Это предоставило его участникам возможность применить полученные навыки на практике. Работу Форума освещали более 47 представителей средств массовой информации.

В условиях нестабильности риелторского рынка и резких колебаниях цен на недвижимость члены МАР, обладая исключительным профессионализмом, успешно ведут свою деятельность и готовы поделиться секретами мастерства со всеми желающими. Именно раскрытию тайн борьбы за потребителя и обмену опытом был посвящен VII Форум.

Программа Форума началась с торжественного открытия и пленарного заседания, проведенного президентом МАР Лупашко А.И. С приветственным словом к участникам Форума обратились президент Российской гильдии риелторов (РГР) Романенко А.Ю. и президент Гильдии риелторов Московской области (ГРМО) Алексеев Ю.В.

На Форуме присутствовали видные деятели органов государственной власти и управления: лидер партии «Развитие предпринимательства», президент международной академии ипотеки, председатель национального совета по оценочной деятельности Грачев И.Д. и заместитель руководителя департамента жилищной политики города Москвы Федосеев Н.В.

И.Д. Грачев рассказал о проблемах, возникших в ходе реализации программы «Доступное и качественное жилье гражданам России», о том, что мешает успешному продвижению этого проекта, а также о преимуществах ипотечного кредитования в современных условиях рынка.

Федосеев Н.В. подробно описал предложения департамента жилищной политики города Москвы правительству города Москвы в области аренды жилья и решения жилищных проблем москвичей в целом.

Вице-президент РГР Апрелев К.Н. посвятил свой доклад перспективам развития системы регулирования профессиональной деятельности на рынке недвижимости. А.Ю. Романенко рассказал о поднятии престижа профессии риелтор и о защите бренда, что особенно важно в условиях реализации программы «Доступное и качественное жилье гражданам России». Присутствующие с большим интересом восприняли выступления докладчиков.

В Форуме принимали участие представителей риелторских компаний из городов Омска, Самары, Санкт-Петербурга, Липецка и других городов России. Это свидетельствует о том, что в этом году Московский форум из статуса «Столичный» перешел в статус «Всероссийский».

В рамках Форума прошло 7 тематических секций: «Управление персоналом компании», «Рынок недвижимости и развитие брокерской организации», «Правовые аспекты риелторской деятельности», «Маркетинг на рынке недвижимости», «Девелопмент и инвестиции в недвижимость», «Особенности работы на рынке ипотеки», «Интернет и недвижимость».

лов, а также дополнительные регламенты, которые будут регулировать, например, проведение общестроительных, фасадных работ, работ по сносу, капитальному ремонту.

Главное то, что жесткие сроки, установленные Минрегионом России для разработки первых трех регламентов (табл.), возможно выдержать только при соответствующей поддержке всех федеральных органов исполнительной власти, участвующих в этой разработке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.