Научная статья на тему 'О ходе подготовки к проведению весенне-полевых работ в 2011 г'

О ходе подготовки к проведению весенне-полевых работ в 2011 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
409
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агрохимический вестник
WOS
ВАК
AGRIS
Область наук
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / AGRICULTURE / DRAUGHT / УРОЖАЙ / HARVEST / ВЕСЕННИЙ СЕВ / SPRING SOWING / SOWING AREAS / УДОБРЕНИЯ / FERTILIZERS / ПЛОДОРОДИЕ ПОЧВ / SOIL FERTILITY / МОНИТОРИНГ / MONITORING / КОНТРОЛЬ / CONTROL / ЗАСУХА / ПОСЕВНЫЕ ПЛОЩАДИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чекмарев П.А.

Представлено краткое содержание доклада, подготовленного к заседанию Коллегии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации 13 января 2011 г. В докладе дан анализ ситуации, сложившейся в АПК в условиях засухи 2010 г. и определены задачи, стоящие перед земледельцами в 2011 г. Рассмотрены вопросы состояния готовности к софинансированию государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About preparation to spring-field operations in 2011

Presentation of report summary, prepared for an annual meeting of Ministry for agriculture of The Russian Federation dated 13.01.2011. There is given an analysis of situation formed in agriculture in case of draught conditions in 2010 and pointed tasks for agriculture workers of all types for 2011. There is presented willingness of Governmental program for agriculture development to extra financing and regulating agricultural market.

Текст научной работы на тему «О ходе подготовки к проведению весенне-полевых работ в 2011 г»

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ

УДК 633/635

О ХОДЕ ПОДГОТОВКИ К ПРОВЕДЕНИЮ ВЕСЕННЕ-ПОЛЕВЫХ РАБОТ В 2011 Г.

П. А. Чекмарев, д.с.-х.н.

Департамент растениеводства, химизации и защиты растений МСХРФ,

e-mail: info@plant.mcx.ru

Представлено краткое содержание доклада, подготовленного к заседанию Коллегии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации 13 января 2011 г. В докладе дан анализ ситуации, сложившейся в АПК в условиях засухи 2010 г. и определены задачи, стоящие перед земледельцами в 2011 г. Рассмотрены вопросы состояния готовности к софинансированию государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Ключевые слова: сельское хозяйство, засуха, урожай, весенний сев, посевные площади, удобрения, плодородие почв, мониторинг, контроль.

ABOUT PREPARATION TO SPRING-FIELD OPERATIONS IN 2011

P.A. Chekmarev

Presentation of report summary, prepared for an annual meeting of Ministry for agriculture of The Russian Federation dated 13.01.2011. There is given an analysis of situation formed in agriculture in case of draught conditions in 2010 and pointed tasks for agriculture workers of all types for 2011. There is presented willingness of Governmental program for agriculture development to extra financing and regulating agricultural market.

Keywords: agriculture, draught, harvest, spring sowing, sowing areas, fertilizers, soil fertility, monitoring, control.

Из-за засухи 2010 г. сельхозтоваропроизводители недобрали в общей сложности около 36,2 млн. т зерна (валовой сбор составил 60,9 млн. т). Урожай сахарной свеклы снизился на 2,7 млн. т (с 24,9 до 22,2), подсолнечника - на 1,1 млн. т (с 6,4 до 5,3). Также сильно пострадали посадки картофеля, вследствие чего недополучено около 10 млн. т клубней. Овощей недобрали 1,3 млн. т.

В связи со сложившейся ситуацией в 2011 г. перед земледельцами стоит задача собрать зерна не менее 85 млн. т. На начало зимовки озимые в хорошем состоянии находились на площади 7,9 млн. га (51%), в удовлетворительном 6,0 млн. га (39%) и в неудовлетворительном 1,6

млн. га (10%). То есть, на данный момент возможная прогнозная гибель озимых культур ожидается на площади 1,6 млн. га, что находится на уровне среднемноголетних значений. Таким образом, площадь озимого клина может составить около 14 млн. га. При средней урожайности около 30 ц/га можно получить около 42 млн. т зерна. Данный факт ставит задачу увеличения ярового клина зерновых культур до 30 млн. га, что при средней урожайности около 15 ц/га позволит получить около 45 млн. т зерна. То есть, в сумме валовой сбор может составить 85-87 млн. т, что позволит обеспечить внутренние потребности страны и восстановить экспортный потенциал отрасли.

1. Прогноз структуры посевных площадей сельскохозяйственных культур

в Российской Федерации под урожай 2011 г.

Культура 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2011 г. в % к 2010 г. 2011 г. +/- к 2010 г.

Вся посевная площадь 77473,2 74834,5 76991,0 102,9 2156,7

Зерновые и зернобобовые культуры 47865,2 43606,5 45466,0 104,3 1859,1

Яровой сев всего 47966,8 46982,1 49826,0 106,1 2843,9

Яровые зерновые и зернобобовые культуры 31134,6 28472,3 30000,0 105,4 1527,7

Технические культуры 8934,4 10935,0 10836,0 99,1 -98,6

из них сахарная свекла (фабричная) 822,7 1159,7 1176,2 101,4 16,5

Подсолнечник на зерно 6159,2 7171,1 6824,5 95,2 -346,6

Рапс яровой 515,1 660,1 671,9 101,8 11,8

Соя 871,0 1197,8 1379,6 115,2 181,8

Лен-долгунец 68,7 51,7 57,2 110,6 5,5

Картофель, овощи и бахчевые 3000,1 3015,0 2981,5 98,9 -33,5

из них картофель 2195,8 2207,5 2160,8 97,9 -46,7

Овощи 646,9 659,4 647,7 98,2 -11,7

Кормовые ярового сева 5821,3 4777,2 6008,1 125,8 1230,9

Озимые зерновые 16730,6 15134,2 15456,6 102,2 331,4

Рапс озимый 179,7 217,9 235,1 107,9 17,2

Кормовые культуры всего 17673,4 17278,0 17708,0 102,5 429,7

2. Регионы Российской Федерации с наибольшими площадями неиспользуемой пашни

Субъект РФ Наличие Неиспользуемая пашня, тыс. га Пашня, пригодная

пашни, всего % неиспользуемой пашни более 10 лет для введения в

тыс. га к площади пашни оборот, тыс. га

Российская Федерация 115306,9 20675,8 17,9 6882,4 12800,0

Центральный федеральный округ 22667,8 5493,0 24,2 1574,2 2981,3

Брянская область 1098,3 579,2 52,7 272,3 378,3

Владимирская область 559,3 205,4 36,7 61,0 147,5

Ивановская область 505,3 286,7 56,7 54,1 178,9

Калужская область 889,8 497,1 55,9 232,1 276,1

Костромская область 580,9 414,5 71,4 132,3 157,6

Московская область 1142,8 346,0 30,3 61,8 185,3

Орловская область 1459,3 475,0 32,5 68,8 237,8

Смоленская область 1234,4 919,9 74,5 234,0 313,0

Тверская область 1382,5 505,2 36,5 165,4 190,5

Тульская область 1445,8 503,4 34,8 98,9 360,2

Ярославская область 728,6 263,2 36,1 101,0 140,0

Северо-Западный федеральный округ 2962,1 1245,5 42,0 539,0 765,0

Вологодская область 752,3 334,6 44,5 189,9 144,9

Калининградская область 345,5 232,4 67,3 47,4 209,0

Новгородская область 434,2 226,3 52,1 136,1 85,5

Псковская область 670,0 168,5 25,1 38,7 120,1

Приволжский федеральный округ 35023,7 5206,6 14,9 1536,1 3097,8

Кировская область 2193,4 1116,2 50,9 299,9 479,4

Пензенская область 2119,7 639,5 30,2 44,2 390,4

Самарская область 2957,7 376,2 12,7 135,0 184,0

Уральский федеральный округ 8126,0 1382,9 17,0 669,4 686,1

Курганская область 2332,2 534,0 22,9 254,0 304,1

Свердловская область 1460,6 323,7 22,2 69,9 123,5

Тюменская область 1429,0 406,9 28,5 309,0 141,9

Сибирский федеральный округ 22438,3 5315,5 23,7 2273,6 3654,9

Красноярский край 2872,1 982,1 34,2 189,7 792,0

Новосибирская область 3589,2 685,0 19,1 370,2 498,4

Омская область 4021,3 596,3 14,8 231,3 362,6

Дальневосточный федеральный округ 2161,0 603,7 27,9 99,5 520,3

Амурская область 1145,9 464,0 40,5 30,0 428,4

Северо-Кавказский федеральный округ 5454,4 192,2 3,5 76,5 110,3

Южный федеральный округ 16473,6 1236,3 7,5 114,0 984,4

В 2011 г. вся посевная площадь прогнозируется на уровне 77 млн. га, яровой сев необходимо обеспечить на площади около 50 млн. га, из которых 30 млн. га должны занять яровые зерновые культуры (табл. 1).

Новый Федеральный Закон от 29 декабря 2010 г. № 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения», вступающий в действие с 1 июля 2011 г., статьей 1 вносит изменения в Федеральный Закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Так, в статье 6 пунктами 2, 3, 4-11 предусматривается изъятие у собственника земельного участка, если он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности (табл. 2).

Как видите, у нас имеется большой резерв по введению неиспользуемых земель в оборот. Руководителям органов управления АПК регионов необходимо принять меры по реализации этой работы.

Минсельхозом России через филиалы ФГУ «Россель-

хозцентр» проводится мониторинг ситуации по обеспечению семенами под яровой сев 2011 г. Для проведения се-

3. Лидирующие регионы по внесению минеральных удобрений на 1 га

Республика, край, область Внесено кг/га посевной площади

Российская Федерация 39

Калининградская область 135

Курская область 126

Липецкая область 100

Белгородская область 93

Карачаево-Черкесская Республика 93

Краснодарский край 90

Еврейская автономная область 90

Орловская область 84

Воронежская область 80

Республика Татарстан 77

Тульская область 74

Республика Мордовия 73

Ростовская область 64

4. Отстающие регионы по внесению минеральных удобрений на 1 га

Республика, край, область Внесено кг/га кг/га

посевной площади пашни

Омская область 2 1

Алтайский край 4 2

Оренбургская область 5 2

Новосибирская область 5 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тверская область 6 2

Костромская область 6 2

Челябинская область 6 3

Саратовская область 7 2

Республика Карелия 7 4

Республика Калмыкия 8 2

Псковская область 8 3

Республика Бурятия 9 3

Томская область 11 4

Курганская область 12 5

Смоленская область 14 4

Ярославская область 14 6

Чеченская Республика 15 6

Пермский край 15 6

Республика Хакассия 15 4

Республика Марий-Эл 15 8

Иркутская область 16 5

Кемеровская область 16 7

Волгоградская область 17 5

Архангельская область 18 6

Самарская область 19 9

Кировская область 19 8

Удмуртская Республика 19 12

Амурская область 20 9

ва яровых зерновых культур в 2011 г. требуется 6030 тыс. т семян. На первоначальном этапе недостаток по отдельным регионам ожидался на уровне 1,6 млн. т, затем он снизился до 926 тыс. т, а в настоящее время он составляет 449 тыс. т. Обеспеченность сельскохозяйственных предприятий семенами яровых культур на весенний сев 2011 г. составляет около 92,7%. В основном дефицит сократился за счет межрегиональных перебросок уже подготовленных партий семян. Немалую роль в этом сыграли выделенные бюджетные кредиты и дотации, часть которых направлена регионами на закупку семян. По формированию партий семян для дальнейшей подготовки и подработки необхо-

димо: завершить работу по выявлению семенных партий зерна в инвентаризационном фонде, разработать и представить в Минсельхоз России план мероприятий по восполнению дефицита семян и график завоза недостающих семян, определить источники финансирования закупки семян.

В соответствии с Федеральным Законом от 24 июля 2022 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (статья 3.1), осуществление мероприятий в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения является расходным полномочием субъектов Российской Федерации.

За прошедший год минеральных удобрений внесено 2,16 млн. т д.в. или 39 кг на 1 гектар посева сельскохозяйственных культур.

Лучшими регионами по внесению удобрений являются: Калининградская, Курская, Липецкая, Белгородская, Орловская, Воронежская области, Краснодарский край, Республика Татарстан и т.д., где минеральные удобрения вносят от 64 до 135 кг/га (табл. 3). Однако есть регионы, которые недостаточно уделяют внимания повышению плодородия почв и минеральные удобрения вносят всего лишь от 2 до 20 кг/га (табл. 4).

В 2010 г. 24 субъекта Российской Федерации выполнили Соглашения по Государственной программе по внесению минеральных на 100% (Воронежская, Калужская, Курская, Орловская, Рязанская, Тамбовская, Тульская, Новгородская, Астраханская, Амурская области, Краснодарский и Ставропольский края), 22 субъекта -на 70% и более. 12 субъектов - меньше, чем на 50%, оставшиеся не справились с этой работой.

В 2010 г. из федерального бюджета было выделено 5,942 млрд. руб. на субсидирование компенсации части затрат на приобретение средств химизации, которые позволили просубсидировать внесение минеральных удобрений под пшеницу озимую и яровую, кукурузу на зерно, сахарную свеклу, сою, картофель и овощи, а также внесение минеральных удобрений под озимые зерновые (пшеница, рожь, ячмень, тритикале) урожая 2011 г.

Однако Московская, Смоленская, Ленинградская, Курганская, Кемеровская, Омская области, Краснодарский и Забайкальский края отказались от части этих средств.

На 2011 г. Государственной программой предусмотрено внести 2,7 млн. т д.в минеральных удобрений, стои-

5. Средства федерального бюджета, выделяемые на поддержку отрасли растениеводства

Наименование позиций Выделено субсидий, млн. руб.

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

На поддержку элитного семеноводства 555,6 582,1 500,0 1513,2

На приобретение средств химизации под рапс 188,2 226,3 0,0 252,8

На поддержку завоза семян в регионы Крайнего Севера 100,0 100,0 0,0 100,0

На поддержку производства продукции сельского хозяйства на низкопродуктивной пашне 300,0 300,0 0,0 300,0

На поддержку производства льна и конопли 163,6 258,0 0,0 240,0

На поддержку закладки и ухода за многолетними насаждениями 302,3 379,8 0,0 200,0

Комплекс мер по развитию виноградарства 320,0 372,1 0,0 200,0

На приобретение минеральных удобрений 10300,0 9690,0 5900,0 5500

Всего 12229,7 11908,3 6400,0 8306,0

мость которых составляет 57 млрд. руб. Государственная поддержка сельхозтоваропроизводителям на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации в 2011 г. составит 5,5 млрд. руб., или 9,6% стоимости средств химизации. Планируется субсидировать применение минеральных удобрений, внесенных под зерновые культуры, включая кукурузу на зерно, сахарную свеклу, сою, кормовые культуры, а также пестициды российского производства, приобретенные для обработки посевов сахарной свеклы.

По оперативной информации в настоящее время ресурсы минеральных удобрений составляют 113,1 тыс. т д.в., что соответствует уровню 2010 г. Однако такие регионы, как Костромская и Челябинская области, а также Республика Дагестан недостаточно уделяют внимания накоплению ресурсов минеральных удобрений к весенним полевым работам.

Таким образом, для обеспечения своевременного приобретения минеральных удобрений необходимо:

- завершить заключение соглашений между регионами и производителями минеральных удобрений с графиком и объемами поставок;

- определить дилеров и не допускать дилерской наценки более 10%;

- в целях оперативной доставки железнодорожным транспортом минеральных удобрений определить логистические разгрузочные центры удобные для сельхозпроизводителей.

Для оперативного реагирования на недостатки в поставках удобрений и завышения цен выше декларированных немедленно информировать департамент растениеводства Минсельхоза, на сайте которого открыта горячая линия, также горячая линия открыта на сайте Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ).

В 2011 г. на поддержку отраслей растениеводства предусмотрено выделение бюджетных средств в объеме 8,3 млрд. руб. (табл. 5).

29 декабря 2010 г. Правительством Российской Федерации принято постановление № 1174 «Об утверждении Правил представления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отраслей растениеводства».

В целях снижения нагрузки на бюджеты субъектов Российской Федерации Правилами предусмотрено увеличение среднего уровня софинансирования за счет средств федерального бюджета до 0,65 против действовавшего 0,5. Кроме того, для регионов, имеющих высокий уровень расчетной бюджетной обеспеченности предусмотрено увеличение минимального уровня софинан-сирования из федерального бюджета до 60%.

В целях реализации указанного постановления Правительства Российской Федерации Минсельхозом России подготовлен проект приказа о его реализации, предусматривающий утверждение ставок субсидий на поддержку отдельных отраслей растениеводства.

С учетом увеличения средств федерального бюджета на поддержку элитного семеноводства на 1 млрд. руб. в

2011 г. в проекте приказа предусматривается расширение перечня субсидируемых культур - включена группа зерновых колосовых культур со ставкой субсидий - 3700 руб. за 1 т семян. Кроме того, увеличена ставка субсидии на производство льна и конопли с 3000 до 5000 руб. на 1 т волокна, а также ставки субсидий на поддержку производства рапса с 420 до 530 руб./га.

На уровне 2009 г. сохранены ставки субсидий на завоз семян для выращивания кормовых культур в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по ставке 46% затрат на приобретение семян с учетом доставки и для подготовки низкопродуктивной пашни (чистые пары) под урожай будущего года, а также на закладку садов (30000 руб/га) и садов интенсивного типа (100000 руб/га).

Для полного обеспечения ярового сева всеми необходимыми ресурсами требуются более 220 млрд. руб., из которых около 150 млрд. - заемные. При этом основные статьи расходов на проведение комплекса весенних работ следующие: приобретение семян 37,6 млрд. руб., минеральных удобрений - 57,2 млрд. руб., химических средств защиты - 29,1 млрд. руб., горюче-смазочных материалов - 36,7 млрд. руб., новой техники - 31,2 млрд. руб., запасных частей - 19,7 млрд. руб.

Подводя итог необходимо отметить, что в данный момент мы не готовы к проведению ярового сева в полном объеме, но у нас еще есть некоторое время, чтобы проработать вопросы по накоплению необходимых ресурсов, в связи с чем, предлагается осуществить следующий комплекс мероприятий.

Создать региональные штабы по координации работ по подготовке и проведению сезонных полевых работ, поставке горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений и средств защиты растений.

Представить в Минсельхоз России план проведения весенних полевых работ; принять меры по обеспечению сельхозтоваропризводитиелей в полном объеме семенным и посадочным материалом, в том числе с учетом необходимости пересева погибших посевов озимых культур.

Депрастениеводству обеспечить проведение выездных заседаний межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с проведением в 2011 г. сезонных полевых сельскохозяйственных работ и оказанию оперативной помощи органам управления АПК субъектов Российской Федерации в федеральных округах.

Совместно с органами управления АПК субъектов Российской Федерации обеспечить сбор и анализ оперативной информации о ходе проведения весенне-полевых работ в 2011 г. с участием объединений (союзов и ассоциаций) товаропроизводителей осуществлять мониторинг цен на минеральные удобрения, поставляемые сельскохозяйственным товаропроизводителям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.