Ушастые совы каждый год поселяются в старом грачиной гнезде в развилке ветвей карагача на высоте более 10 м от земли. В апреле мы постоянно видели в нём сову, насиживающую кладку (рис. 3, 4). Охотящиеся совы наблюдаются в вечернее и ночное время как среди разреженных древесных насаждений, так и на прилежащих к роще пустырях. Крупного пухового птенца на краю гнезда видели 14 июня 2012, а слётка на соседних ветках - 1 июля 2013 (рис. 5, 6). В течение июля и августа голоса молодых сов, просящих корм, были постоянно слышны в этой роще.
Литер атур а
Гаврин В.Ф. 1962. Отряд Совы - Striges // Птицы Казахстана. Алма-Ата, 2: 708-779. Грачёв В.А. 1973. Орнитофауна дельты реки Или. Дис. ... канд. биол. наук. Алма-Ата:
1-256 (рукопись). Шнитников В.Н. 1949. Птицы Семиречья. М.; Л.: 1-665
ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2013, Том 22, Экспресс-выпуск 939: 3113-3117
О характерных хищных птицах Юго-Восточного Алтая
Э.А.Ирисов
Второе издание. Первая публикация в 1974*
Юго-Восточный Алтай и Северо-Западная Монголия фаунистиче-ски очень близки между собой и отличаются многими общими чертами от остальных частей этой горной страны. Рассматриваемые в статье материалы касаются четырёх видов отряда Falconiformes, являющихся представителями этой группы видов птиц, которые связывают фауни-стически Юго-Восточный Алтай с Северо-Западной Монголией.
Между тем распространение этих видов к характер из нахождения в Юго-Восточном Алтае до настоящего времени выявлены крайне недостаточно. Материалы данного сообщения собраны в процессе стационарных орнитологических работ в этой части Алтая в период с 1962 по 1968 год. Они дают конкретное представление о распространении специфических представителей фауны общей для Юго-Восточного Алтая с Северо-Западной Монголией и понимание зоогеографических связей этих двух регионов.
* Ирисов Э.А. 1974. О характерных хищных птицах Юго-Восточного Алтая // Орнитология 11: 376-378.
Белоголовый сип Gyps fulvus
Белоголовый сип дважды был встречен П.П.Сушкиным (1938) на хребте Сайлюгем. Один раз сип отмечен в Чуйской степи (Hesse 1913). За период семилетних стационарных орнитологических работ в Юго-Восточном Алтае нами белоголовый сип наблюдался дважды. 23 августа 1964 близ села Ташанта (хребет Сайлюгем) у свалочных ям с отходами бойни. Здесь же был найден высохший на солнце труп птицы. Вторично одна особь наблюдалась здесь же 24 июня 1967 в стае чёрных грифов и воронов Corvus corax. В Юго-Восточном Алтае белоголовый сип, вероятно, не гнездится, а наблюдавшиеся птицы являются бродячими холостыми особями.
Чёрный гриф Aegypius monachus
В Юго-Восточном Алтае чёрный гриф встречается регулярно и главным образом на хребте Сайлюгем. На остальной части этой территории гриф бывает эпизодически, как случайно залётная птица. На хребте Сайлюгем, по крайней мере по российским склонам хребта, чёрный гриф не гнездится. Вопреки сообщениям (Сушкин 1938), не гнездится гриф и в верховьях реки Башкаус. Этот район только посещается птицами и к тому же не чаще, чем другие места, прилежащие к Сайлюгему. На этом хребте чёрные грифы появляются в начале мая. Основная масса (до 40-50 особей) держится в районе бойни близ села Ташанта в течение одного-двух месяцев, где они кормятся у свалочных ям. Днём в мае-июне у этих ям всегда можно видеть более десятка (14, 17, 26, 38) птиц, кормящихся вместе с воронами, чёрными коршунами Milvus migrans, реже здесь же держатся белоголовые сипы.
В августе чёрные грифы здесь встречаются реже и в числе не более 2-3 птиц. Дело в том, что бойня функционирует только в зимнее время. Накопившиеся отходы бойни начинают оттаивать в мае, а к концу июня, когда оттаивает грунт, свалочные ямы зарываются с помощью бульдозера. В зимнее время чёрные грифы отсутствуют на хребте Сай-люгем. Добытые 23 и 24 июня у свалочных ям грифы (самец и самка) были с сильно изношенными маховыми и рулевыми перьями; половые органы их были неразвиты — птицы явно холостые.
Кроме бойни, скопление грифов (23 птицы) нами наблюдались 21 августа 1964 у озера Зерлю-Куль на павшей овце. В других частях Юго-Восточного Алтая одиночные бродячие парящие птицы встречались очень редко.
Бородач, или ягнятник Gypaetus barbatus
За время семилетних работ в Юго-Восточном Алтае нами бородач ни разу не встречен. Имеющиеся данные о нахождении бородача в этой части Алтая предшествующими исследователями были собраны
главным образом опросным путём (Gebier 1837, 1840; Hesse 1913; Суш-кин 1938). 9 июня 1914 П.П.Сушкин наблюдал эту птицу в горах у реки Кошконур. Указывалось нахождение бородача в хребте Сайлюгем (Bangs 1913). Вместе с этим, в работе (Hesse 1913) сообщается, что «даже опытнейшие калмыки не видали ягнятника и не слыхали о нём».
Опрошенные нами чабаны и охотники (около 20 человек) не имели представления об этой птице, тогда как им был хорошо известен редко встречающийся здесь чёрный гриф (местное название кара-кус) и даже очень редко встречающийся белоголовый сип (таз-кара). Суммируя известные и собранные нами данные можно полагать, что имеют место исключительно редкие случаи залёта бородача в Юго-Восточный Алтай. На Алтае в пределах Казахстана бородач пока ещё не найден (Корелов 1962).
Мохноногий курганник Buteo hemilasius
Все имеющиеся сравнительно немногочисленные данные о распространении и экологии этого вида сосредоточены в монографических работах «Птицы Советского Союза» (Дементьев 1951) и «Птицы Казахстана» (Корелов 1962). Малочисленность сведений по экологии этой птицы, видимо, частично объясняется локальностью её ареала в Центральной Азии, где он простирается к югу до Гималаев (?), к северу до Алтая (Юго-Восточный Алтай — достоверно; быть может, в пограничных участках Центрального Алтая (?), хребта Западный Саян (?), Забайкалья, к востоку до Северо-Восточного Китая, к западу до Кашга-рии, Тянь-Шаня (гнездовье не доказано), Джунгарии и Тарбагатая (гнездовье не доказано). Таким образом, на территории СССР простирается только незначительная часть ареала этого вида.
На Юго-Восточном Алтае мохноногий курганник гнездится. Из хищных птиц, после обыкновенной пустельги Falco tinnunculus, это самый многочисленный и широко распространённый хищник. Наи-большая численность курганников нами отмечена в южных районах Юго-Восточного Алтая, прилежащих к хребту Сайлюгем, и на плато Укок. Типичные биотопы этой птицы представляют собой высокогорные степи, иногда сильно опустыненные, занимающие пологие склоны гор, холмы вдоль рек, террасы; значительно реже северные склоны, поросшие карликовой берёзкой. Совершенно ровных степей (Курай-ская и Чуйская) мохноногий курганник избегает, равно как и ущелий, узких долин рек, склонов гор, покрытых крупнокаменными осыпями (курумниками). Вертикальное распространение в Юго-Восточном Алтае на гнездовье — до 2800 м, на охоте и в период осенних кочёвок — до 3000 м над уровнем моря (Ирисов 1967).
Весной мохноногие курганники появляются в этой части Алтая в апреле, но к откладке яиц приступают в конце этого месяца (Курай-
ский хребет). На предельной высоте вертикального распространения курганника кладка происходит в начале мая.
Гнёзда курганник устраивает исключительно на скалистых останцах по склонам гор, на карнизах скальных обнажений. Гнездо располагается так, чтобы из него был хороший обзор местности. В большинстве случаев гнездо курганника доступно для человека. Пять обследованных нами гнёзд располагалось на высотах от 20 до 50 м от подножия скалы или останца. Гнёзда строятся независимо от ориентации склонов, но избегаются участки, находящиеся в тени, либо поздно освещаемые солнцем с наступлением дня. Обнаруженные гнёзда были сделаны из ветвей карликовой берёзки. Диаметр гнезда превышал 1 м. Гнёзда плоские от 50 до 80 см толщиной, рыхлые. Лотки их были выстланы мелкими ветвями, кусками кошмы, шкур, обрывками верёвок, тряпками, кусками кизяка. Гнёзда используются курганниками многократно и каждый раз подстраиваются.
В кладках курганника как правило 2 яйца, реже - 3. Птенцы начинают вылупляться в первой половине июня (Курайский хребет), в среднем течении реки Усай они вылупились 8 июня, а в верховьях реки Башкаус (левый приток Чулышмана) — 12 июля. Летающие молодые впервые были зарегистрированы 20 июля (Курайский хребет). Последующие вылеты — 8 августа (среднее течение Усая), 16 августа (верховья Тархаты), 20 августа (верховья Башкауса). Неразбившиеся выводки встречались до 20 сентября.
Остаётся ли курганник зимовать в Юго-Восточном Алтае — неизвестно. Нами птицы встречались в долине реки Тархаты и по окраинам Чуйской степи в первых числах октября. В январе в Курайском хребте, Чуйской степи и на хребте Сайлюгем курганники отсутствовали, несмотря на обилие пищух в последнем. Вполне возможно, что могут встречаться отдельные зимующие особи, но основная масса птиц, несомненно, на январь-февраль (может быть, и декабрь?) — период морозов и буранов откочёвывает в Монголию (Бианки 1915).
Линька у курганников обоего пола начинается в конце гнездового периода и заканчивается к концу августа — началу сентября. Некоторые птицы, добытые в конце июля, имели почти полностью отросшие первостепенные маховые, другие экземпляры, добытые в конце августа, были уже в свежем пере. В последнюю очередь у этих птиц протекает линька перьев головы, частично кроющих крыла и отдельных
контурных перьев спины. Молодые уже в первом годовом наряде не*
отличимы от взрослых птиц .
По всей области распространения мохноногого курганника в Юго-Восточном Алтае замечено существование птиц с тёмной и светлой ва-
* Птица содержалась в неволе с 8-дневного возраста (с 16 июля по 20 ноября).
[ 16 Рус. орнитол. журн. 2013. Том 22. Экспресс-выпуск № 939
риацией окраски пера (Сушкин 1938). В собранной нами коллекции из 14 птиц имеется 3 экземпляра темноокрашенных и существенно отличимых от остальных. Из одного гнезда имеется два птенца (добыты за 3-4 дня до вылета в районе верховьев реки Башкаус), один из которых представляет светлую, численно преобладающую вариацию окраски, другой — тёмную. Кормившая этих птенцов взрослая птица была тем-ноокрашенной. Нам ни разу не приходилось встречать гнездящиеся пары, в которых одна из птиц отличалась бы по окраске от другой. Каких-либо различий в экологии темно- и светлоокрашенных птиц нами не замечено.
Питается мохноногий курганник в Юго-Восточном Алтае полёвками Microtus arvalis и сусликами Citellus undulatus. В желудках добытых птиц встречены остатки птенцов белой куропатки Lagopus lagopus у трёх особей, остатки крота Talpa altaica — у одной. Случаи нападения мохноногого курганника на птенцов белой куропатки нам приходилось наблюдать несколько раз. Молодая птица, содержавшаяся в неволе, охотно ела рыбу.
Поскольку размеры мохноногих курганников в упомянутой литературе приведены по нескольким экземплярам, приводим размеры взрослых птиц нашей коллекции. Длина самки (4 экз.) — 633 мм, длина самца (3) — 585 мм; длина крыла самки — 482 мм, самца — 414 мм; длина хвоста самки — 261 мм, самца — 236 мм; размах крыла самки — 1484 мм, самца — 1333 мм.
Литература
Бианки В.Л. 1915. Материалы для авифауны Восточной Монголии и Северо-Восточного Тибета по данным Монголо-Сычуанской экспедиции 1907-1909 гг. под начальством П.К.Козлова ll Ежегодн. Зоол. Музея Акад. наук 2G, 1: 1-102. Дементьев Г.П. 1951. Отряд хищные птицы Acipitres или Falconiformes ll Птицы Советского Союза. М., 1: 70-341. Ирисов Э.А. 1967. О вертикальном распространении некоторых птиц в Юго-Восточном
Алтае ll Изв. Алтай. отд. Геогр. общ-ва СССР S: 105-107. Корелов М.Н. 1962. Отряд Хищные птицы — Falconiformes ll Птицы Казахстана. Алма-Ата, 2: 488-407.
Сушкин П.П. 1938. Птицы Советского Алтая и прилежащих частей северо-западной
Монголии. М.; Л., 1: 1-320, 2: 1-436. Bangs О. 1913. Some birds from the highlands of Siberia ll Bull. Mus. Comp. Zool. 54: 461474.
Gebier 1837. Übersicht der katunischen Gebirge ll Mem. savants etrang. de l'Acad. de Petersb. З.
Gebier 1840. On Gypaetus barbatus ll Bull. Sc. de l'Acad. de Petersb. 4.
Hesse E. 1913. Übersicht einer Vogelsammlung aus dem Altai ll Mitteilungen aus dem Zoologischen Museum in Berlin б, 3: 351-434.