УДК УДК 343.9.02: 343.985.7
И.В. Тишутина, доцент кафедры криминалистики,
тел. +7(920)278-61-66, inna_tishutina@mail.ru
(Россия, Москва, Московский университет МВД России)
О ХАРАКТЕРИСТИКЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАССЛЕДОВАНИЮ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматривается структура и содержание противодействия расследованию преступлений. Делается акцент на структуре способа противодействия расследованию.
Ключевые слова: противодействие расследованию, преодоление противодействия расследованию, организованная преступная деятельность, характеристика.
Изучение научных трудов, посвященных проблеме противодействия расследованию и его преодоления, показало, что можно и необходимо структурировать это явление. В ряде работ встречаются такие термины как «криминалистическая характеристика противодействия», «общая
характеристика противодействия». В этой связи следует отметить попытку сформулировать понятие криминалистической характеристики противодействия, предпринятую Л.В. Лившицем, который выделил ее элементы и дал их описание. [С.10; С.38, С.54-56, С.224-236] На наш взгляд, наиболее правильным представляется использование термина «общая характеристика», поскольку совершение противодействия расследованию подразумевает:
- совершенно разные противоправные деяния, не только уголовно наказуемые (являющиеся предметом изучения криминалистики), но и административные, дисциплинарные;
- причастность к нему различных по своему социальному, должностному и иному положению категории лиц;
- большое разнообразие способов его проявления.
Поэтому такого рода характеристика весьма условна и трактовать ее в том ключе, в котором она изначально возникла, развивалась и существует в криминалистике применительно к виду преступления, по нашему мнению, не корректно. Хотя, безусловно, в каждом конкретном случае надо иметь ввиду и субъект, и объект, и обстановку, и другие элементы такой характеристики.
Причинную связь между действиями субъекта и наступившими последствиями в числе элементов деятельности по противодействию обозначает Э.У. Бабаева [С.1; С.92]. Однако выделение такого элемента вряд ли целесообразно, ввиду отсутствия существенного значения для криминалистической характеристики противодействия расследованию и его традиционного включения в уголовно-правовую характеристику конкретного вида преступления. В качестве элементов криминалистической характеристики противодействия расследованию ОПД на этнической основе В.Г. Рубцов
обозначил: типичные приемы противодействия; субъекты противодействия; объекты воздействия; обстановку противодействия. [С.12; С.43]
Принимая во внимание определение противодействия расследованию преступлений, данное в предыдущей главе, с учетом положений относительно структуры и содержания этой криминалистической категории, вполне логичным представляется рассмотрение его общей характеристики как интегральной научной категории, как совокупности данных криминалистических характеристик тех преступлений и правонарушений, которые совершаются в этих целях.[С.5; С.46]
Поскольку противодействие расследованию организованной преступной деятельности, как правило, предрешается на стадии планирования и подготовки совершения преступления, уяснить сущность противодействия по данной категории дел помогает криминалистическая характеристика организованной преступной деятельности, довольно обстоятельно разработанная и представленная в литературе как система типовых сведений, раскрывающая закономерности и процессы совершения преступлений в форме этой деятельности [С.8;С. 20, 11, 16].
Наиболее содержательно структура противодействия расследованию, представлена, на наш взгляд, как состоящая из следующих элементов, которые могут позиционироваться в качестве элементов его общей характеристики:
- субъект противодействия расследованию;
- цель, мотив противодействия расследованию;
- объект противодействия расследованию;
- время, место, обстановка противодействия расследованию;
- способ противодействия расследованию, его отражение в следах;
- результат оказанного противодействия. [С.7; С.153]
Данная структура в полной мере применима и к противодействию расследованию организованной преступной деятельности. Более того, можно проследить некоторые взаимосвязи криминалистических характеристик отдельных проявлений организованной преступной деятельности (например, разбойных нападений, убийств) и противодействия их расследованию. Прежде всего, это касается численности и состава преступной группы, уровня ее организованности. Во всяком случае, результаты проведенного исследования свидетельствуют, что противодействие расследованию групповых преступлений, а тем более совершенных организованными преступными группами, как правило, осуществляется также организованной группой. Такого мнения придерживаются абсолютное большинство (94%) опрошенных нами практических работников.
Анализ научной литературы и обобщение практики на основе изучения уголовных дел и опроса практических работников и лиц, выступавших участниками уголовного процесса, позволяют заключить, что противодействие как элемент ОПД имеет свой способ осуществления, который включает все необходимые действия, каждое из которых слагается из множества операций.
Представляется возможным рассматривать способ противодействия структурно по аналогии со способом преступления, под которым в криминалистике понимается комплекс (система) объективно и субъективно детерминированных действий по подготовке, совершению, сокрытию преступления, соответствующих общему преступному замыслу и достижению цели. Он давно и глубоко исследовался учеными-криминалистами, в том числе как элемент криминалистической характеристики, как один из объектов криминалистического учета в системе «MODUS OPERANDI». [С.9,С.15]
Наше мнение по поводу этапов противодействия расследованию и их содержания основывается на результатах структурно-содержательного анализа этого явления. До недавних пор оно рассматривалось однозначно как борьба за розыскную и доказательственную информацию между следователем и подозреваемым. С этих позиций казалось безупречным определение противодействия расследованию с акцентом на утаивание, уничтожение, искажение, фальсификацию следов преступлений и иных доказательств [С.2; С.129-149]. Позже становилось все более очевидным, что для противодействия расследованию характерно противоправное воздействие не только и не столько на следы преступлений, сколько на участников уголовного процесса (потерпевших, свидетелей, следователей, прокуроров, судей) как источников и носителей криминалистически значимой информации, как лиц, обладающих определенными процессуальными и должностными полномочиями и возможностями уничтожения, искажения, фальсификации доказательств [С.2, С.14].
Однако, как уже отмечалось, не всегда и не все лица, на которых оказывается противоправное психическое или даже физическое воздействие в целях вовлечения их в систему криминализированных связей, поддаются такому воздействию и оказываются в числе субъектов противодействия. Такие ситуации, по нашему мнению, следует рассматривать как попытку противодействия, как попытку всего лишь вовлечь в него нужных лиц в порядке формирования системы криминализированных связей. Собственно противодействие, как правило, характеризуется реальными фактами непосредственного воздействия на источники и носители криминалистически значимой информации: потерпевший как субъект
противодействия изменяет свои показания в пользу обвиняемого (подсудимого), свидетель отказывается от ранее данных показаний, следователь под надуманным предлогом затягивает сроки расследования, принимает «ошибочное» процессуальное решение и т.д. и т.п. Наконец, было бы наивным полагать, что такие действия субъектов противодействия не скрываются, не маскируются, а при возможности не согласуются, в том числе «по инстанциям».
Вместе с тем, собственно противодействие расследованию не всегда связано с осуществлением воздействия на источники и носители доказательственной информации (вывоз обвиняемого в заранее обусловленное время для производства следственного действия, избрание в качестве меры
пресечения подписки о невыезде вместо заключения под стражу, затягивание с принятием процессуального решения в рамках предоставленных законом сроков, а тем временем уничтожаются доказательства, скрываются лица).
Следует учитывать еще одно обстоятельство. Противоправные действия, в том числе преступления (вплоть до убийств), совершаемые в целях противодействия расследованию, характеризуются как такие же преступления, но совершаемые по иным мотивам полноструктурным способом (подготовка, совершение, сокрытие). Полагаем, что все изложенное по этому поводу уже дает основание по аналогии рассматривать поэлементно и процесс противодействия. Каждый из таких элементов имеет свои цели, задачи, специфические способы их решения, что, на наш взгляд, и является предметом целевых научных исследований и разработки адекватной системы мер выявления и нейтрализации соответствующих действий субъектов противодействия.
Безусловно, осуществляя противодействие расследованию, соответствующие лица стремятся скрыть не только совершение преступления, свое участие в нем, но и применяемые ими способы противодействия. В противодействии расследованию ОПД можно выделить следующие элементы:
- подготовка к оказанию противодействия;
- собственно противодействие;
- сокрытие противодействия. [С.4;С. 212-219]
Участники ОПФ, как правило, заранее планируют действия по противодействию или, по крайней мере, предварительно оговаривают возможность его совершения, согласовывают способы своих действий, в том числе в части обеспечения своей безопасности.
Подготовка противодействия расследованию ОПД подразумевает в первую очередь, действия по формированию системы криминализированных связей, в том числе среди адвокатов, сотрудников различных государственных органов, преимущественно осуществляющих административно-властные полномочия, сотрудников правоохранительных органов, судов и т.д. Кроме того, подготовка может включать и подготовку самого преступления как способа противодействия, подыскание соответствующих средств, исполнителей, планирование их действий и т. д.
Совершение противодействия расследованию ОПД предполагает действия его субъектов, направленных на воспрепятствование:
а) возбуждению уголовного дела.
Трудно выявить и практически невозможно дифференцировать истинные мотивы отказа в возбуждении уголовных дел при изучении отказных материалов, но по статистике, например в 2008 году 39% решений об отказе в возбуждении уголовного дела были признаны необоснованными, незаконными и отменены.[С.6; С.109]
б) собиранию, исследованию и использованию криминалистически значимой информации в процессе доказывания по возбужденному уголовному делу.
По нашим данным, с различными формами противодействия в процессе расследования ОПД сталкивались 92% следователей; 84% оперативных работников.
В этих целях субъектами противодействия - лицами, вовлеченными с этой целью в систему криминализированных связей, используются способы с учетом их процессуального и должностного положения. [С.13;С. 397-398]
Совершение противодействия может осуществляться в несколько этапов, что зависит от объекта воздействия. Так, I этап - формирование системы криминализированных связей, предполагающее воздействие на источник и носитель вербальной криминалистически значимой информации - лицо, которое вследствие такого воздействия будет выступать в дальнейшем как субъект противодействия; II этап - осуществление воздействуемым лицом действий в интересах инициатора противодействия. В случае совершения воздействия, например, обвиняемым непосредственно на вещественные доказательства, или дачи свидетелем ложных показаний, совершение противодействия следует рассматривать как состоящее из одного этапа. В ситуации же когда обвиняемый, близкие ему лица оказывают психическое или физическое воздействие на лицо в целях побудить его к совершению в дальнейшем действий в интересах субъекта противодействия, которые затем и реализуются, совершение противодействия будет состоять из двух этапов.
Сокрытие противодействия расследованию ОПД представляет собой систему действий, направленных на маскировку совершаемых в этих целях преступлений и иных противоправных действий, на формирование их искаженной, ложной мотивации, на уничтожение или фальсификацию розыскной и доказательственной информации. При этом активно задействуются интеллектуальные способности и материальные возможности субъектов противодействия.
Таким образом, каждый из этих элементов имеет свое специфическое содержание в зависимости от хода следствия, от наличия подозреваемого (обвиняемого) и примененной к нему меры пресечения. Каждому элементу противодействия соответствуют свои задачи, цели, свои исполнители, методы и способы их действий.
Список литературы
1. Бабаева Э.У. Проблемы теории и практики преодоления
противодействия уголовному преследованию. - М.: Издательство
Юрлитинформ, 2006.
2. Белкин Р. С. Противодействие расследованию и пути его преодоления криминалистическими и оперативно-розыскными средствами и методами //Криминалистическое обеспечение деятельности криминальной милиции и органов предварительного расследования. - М.: Новый Юрист, 1997.
3. Варфоломеев Е.В. Противодействие расследованию убийств, совершенных военнослужащими, и криминалистические методы его преодоления. Дис.. .канд. юрид. наук. - М.: ЮИ МВД РФ, 2002.
4. Волынский А.Ф., Тюнис И.О. Противодействие расследованию (новый
взгляд на суть проблемы) // Проблемы организации расследования
преступлений. Материалы всероссийской научно-практической конференции г. Краснодар, 21-22 сентября. - Краснодар: КГАУ, 2006.
5. Волынский А.Ф. Противодействие расследованию преступлений // Криминалистика. Учебник под ред. А.Ф.Волынского и В.П. Лаврова. -М.:ЮНИТИ. Закон и право, 2008.
6. Гаврилов Б.Я. Реалии и мифы возбуждения уголовного дела // Теория и практика использования специальных знаний в раскрытии и расследовании преступлений: Сб. матер. 50-х Криминалистических чтений: в 2-х ч. - М.: Академия управления МВД России, 2009.
7. Головин А.Ю. Криминалистическая систематика. - М., 2002.
8. Головин А.Ю., Рожков В. Д., Тишутина И.В., Эрекаев А.Я. Расследование вооруженных разбоев и бандитизма. - М., 2004.
9. Зуйков Г.Г. Поиск по признакам способа совершения преступлений. -М., 1970; Его же «Модус операнди», кибернетика, поиск. - М., 1970.
10. Лившиц Л.В. Проблемы преодоления противодействия
расследованию преступлений несовершеннолетних. Дисс. ...канд. юрид. наук. -Уфа, 1998.
11. Рожков В.Д. Расследование серийных грабежей и разбойных нападений. - Тула, 2003.
12. Рубцов В.Г. Противодействие расследованию деятельности преступных формирований, организованных на этнической основе, и криминалистические методы его преодоления: монография. / Под ред. В. П. Лаврова. - М.: Юрлитинформ, 2011.
13. Тишутина И.В. К вопросу об адвокатах как субъектах
противодействия расследованию // Расследование и противодействие ему в состязательном уголовном судопроизводстве: процессуальные и
криминалистические вопросы. - М.: Академия управления МВД РФ, 2007.
14. Федоренко А. Ю. Криминалистическая техника в предупреждении и пресечении противодействия раскрытию и расследованию преступлений. Дис... канд. юрид. наук. - М.: ЮИ МВД РФ, 2001.
15. Хвыля-Олинтер А.С. Использование криминалистической
характеристики преступлений в автоматизированных информационнопоисковых системах технико-криминалистического назначения. Дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 1995.
16. Эрекаев А.Я. Криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования вооруженных разбоев. Дисс. канд. юрид. наук. - М., 2003.
I.V. Tishutina
THE DESCRIPTION FOR CONFRONTATION DURING THE INVESTIGATION OF ORGANIZED CRIME
The extract under discussion is considered the structure and substance for overcoming confrontation during the investigation of crimes. The author pays attention to the structure of the method for overcoming confrontation during the investigation of crimes.
Key words: the confrontation during the investigation of crimes, overcoming confrontation during the investigation of crimes, organized criminal activity, theory, organized crime, description.
УДК 349.412.4
В.Н. Харьков, канд. юрид. наук, 8(920)-743-07-80, KharkovVladimir@yandex.ru (Россия, Тула, ТулГУ)
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ
На основе анализа конституционных норм, норм экологического и земельного законодательства Российской Федерации в статье рассмотрены вопросы нормирования в сфере рационального и эффективного использования и охраны земель
Ключевые слова: экологическое нормирование; обеспечение рационального и
эффективного использования и охраны земель; земельное законодательство Российской Федерации; экологическое законодательство Российской Федерации
Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Базовые принципы экологического нормирования заложены нормами главы 5 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [1]. В частности, законом предусмотрено, что нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Кроме названного закона правовое регулирование экологического нормирования осуществляется Федеральными законами от 16.07.1998 №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения», от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и др.
В соответствии со ст. 21 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем,