Научная статья на тему 'О готовности студентов к изучению инженерно-графических дисциплин в технических ВУЗах'

О готовности студентов к изучению инженерно-графических дисциплин в технических ВУЗах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ / ИНЖЕНЕРНО-ГРАФИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА / ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сулина О.В., Кирпичникова Н.Н.

Предметом исследования является организация входного контроля первоначальных знаний, умений и навыков, необходимых для изучения инженерно-графических дисциплин в технических ВУЗах. Предложены способы организации компенсирующего обучения, позволяющие оптимизировать и интенсифицировать учебный процесс в период освоения обучающимися первых дидактических единиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О готовности студентов к изучению инженерно-графических дисциплин в технических ВУЗах»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

Таблица 4

Результаты построения зависимостей (3) для разных типов ССПС

Дорога Структурное Тип Коли-чество Параметры регрессионной зависимости

подразделение ССПС поездок R Ü0 a1 a2

СП1 ВПР-02 189 0,974 2,470 25,315 6,646

АДМ-1 294 0,752 -2,372 12,656 6,250

Д1 СП2 АДМ-1.3 554 0,839 -1,403 11,816 6,517

ДГКу 234 0,934 -14,930 11,535 10,425

СП3 ДГКу 408 0,571 22,293 9,213 2,226

АДМ-1.3 216 0,812 1,780 11,257 6,679

СП5 АДМ-1 590 0,997 -0,095 12,689 5,640

ДГКу 45 0,999 -0,590 10,420 5,697

Д3 АДМ-1 750 0,983 -0,764 10,758 5,899

СП6 МПТ-4 818 0,615 -2,002 9,575 6,999

ДГКу 457 0,952 2,133 8,688 5,261

Примеры таких зависимостей для выправочно-подбивочно-рихтовочной машины ВПР-02, полученные по данным разных предприятий приведены в табл. 5. Следует отметить, что коэффициенты регрессии этих зависимостей а0, а\, а2, а3 изменяются в широком диапазоне, что обусловлено спецификой выполняемой работы в каждом структурном подразделении.

Таблица 5

Результаты построения зависимостей (2) для машины ВПР-02

Дорога Структурное Тип Коли-чество Параметры регрессионной зависимости

подразделение ССПС поездок R a0 a1 a2 a3

Д1 СП1 ВПР-02 118 0,849 -9,539 23,582 11,030 22,609

Д3 СП5 ВПР-02 60 0,998 0,087 22,927 4,849 13,849

ВПР-02К 29 0,997 -0,597 29,108 8,714 15,285

Д4 СП7 ВПР-02К 71 0,999 0,079 28,489 5,887 16,202

СП8 ВПР-02 37 0,951 5,667 20,150 4,704 21,447

В подавляющем большинстве случаев значения коэффициентов корреляции Я в табл. 4 и 5 превышают 0,7, что согласно положениям математической статистики позволяет считать соответствующие зависимости достаточно достоверными [2]. Для повышения точности представленных математических моделей необходимо их получать с дополнительной детализацией по типам силовых установок ССПС.

Список использованной литературы: \. Энергетическая стратегия холдинга «Российские железные дороги» на период до 2015 года и на перспективу до 2030 года. Утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 15.12.2011 № 2718р. М.: ОАО «РЖД», 2011. 97 с.

2. Балдин К. В. Основы теории вероятностей и математической статистики. Учебник. / К. В. Балдин, В. Н. Башлыков, А. В. Рукосуев. М.: «Флинта», 2015. 496 с.

© Сидорова Е. А., Давыдов А. И., 20\6

УДК 744.43; 378.14

О.В. Сулина, к.т.н., доцент E-mail: sulina.olga@yandex.ru Н.Н. Кирпичникова, ст. преподаватель E-mail: galateia@post.ru КФ ФГБОУ ВПО МГТУ имени Н.Э. Баумана, г. Калуга, РФ

О ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНЖЕНЕРНО-ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В

ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ

Аннотация

Предметом исследования является организация входного контроля первоначальных знаний, умений и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

навыков, необходимых для изучения инженерно-графических дисциплин в технических ВУЗах.

Предложены способы организации компенсирующего обучения, позволяющие оптимизировать и интенсифицировать учебный процесс в период освоения обучающимися первых дидактических единиц.

Ключевые слова

Входной контроль, инженерно-графическая дисциплина, диагностическая карта, учебный процесс

«Начертательная геометрия», «Инженерная графика» и «Компьютерная графика» общепрофессиональные дисциплины, которые изучают студенты с первого семестра всех специальностей и направлений обучения в технических ВУЗах, являются базовыми для успешного освоения последующих общепрофессиональных дисциплин («Детали машин», «Технология конструкционных материалов» и др.) и служат основой для выполнения расчетно-графических работ и курсовых проектов. Освоение инженерно-графических дисциплин предусматривает наличие у студентов первоначальных знаний и умений, полученных в результате обучения в средней общеобразовательной школе по предметным областям «Технология», «Информатика», «Геометрия» согласно действующему ФГОС и учебным программам общего и среднего общего образования.

Согласно исследованиям, проводимым в 2010-2012 годах [1] более 50% обучающихся показывают очень низкий уровень геометро-графической подготовленности. Преподаватели на методических семинарах в Калужском филиале ФГБОУ ВПО МГТУ имени Н.Э. Баумана отмечают, что студенты первого курса обучения не умеют пользоваться чертежными инструментами, не знают, как выполнить простейшие построения геометрических образов (начертить окружность и разделить ее на равные части, построить параллельные и перпендикулярные линии и др.), не умеют представлять пространственные объекты и проводить анализ и синтез пространственных фигур; у обучающихся отсутствуют навыки решения различных задач с помощью ЭВМ. Вследствие этого актуальной задачей является создание условий в образовательном процессе, способствующих повышению качества обучения на начальном этапе изучения студентами «Начертательной геометрии», «Инженерной графики» и «Компьютерной графики».

Целью настоящего исследования является выявление путей совершенствования учебного процесса в рамках выведения знаний обучающихся на необходимый уровень для успешного освоения инженерно-графических дисциплин.

Авторами были поставлены задачи:

1. Разработать диагностическую карту комплексного входного контроля уровня пространственного воображения и мышления, умения создавать геометрические объекты с помощью чертежных инструментов, наличия базовых компьютерных знаний, навыков работы в электронных библиотечных системах, знания основ компьютерной графики и компьютерного моделирования, как пререквизита для инженерно-графических дисциплин;

2. Определить эффективные способы создания условий для приобретения студентами знаний, умений и навыков, а также для корректировки и разработки учебных программ в контексте создания индивидуальной вариативной траектории обучения в период выполнения первых дидактических единиц.

Решение позиционных и метрических задач для исследования свойств геометрических объектов в курсе начертательной геометрии осуществляется посредством выполнения стандартных алгоритмов на основе мыслительных операций перехода от трехмерного пространства к эпюру Монжа (чертежу). Для реконструкции евклидова пространства обучающимся необходимо четко представлять пространственные геометрические объекты. На основе предложенных Якиманской И.С. [2] и Валиуллиной Г.Г. [3] методов диагностики развития пространственного мышления были разработаны задания, имеющие инженерно-техническое направление, для диагностической карты (табл. 1, задания 1-5), градуированные по степени сложности от первого к последующему, составленные на графическом материале и предполагающие оперирование формой, величиной и пространственными соотношениями изображаемых объектов.

Одной из задач изучения инженерной графики является приобретение студентами практических навыков выполнения чертежей и схем с помощью чертежных инструментов в соответствии с ГОСТ ЕСКД. Для точного и аккуратного выполнения графических построений элементов чертежа требуются навыки

построения параллельных, взаимно перпендикулярных прямых, углов, правильных п-угольников, сопряжения линий, циркульных и лекальных кривых. Для диагностики вышеизложенных навыков были подобраны задачи, решаемые графическим способом (табл. 1, задания 6-10).

Для успешного изучения чертежно-графических редакторов и СЛБ-систем различного уровня студент должен обладать базовыми компьютерными знаниями и навыками работы в графических редакторах. Для выявления знаний по этим направлениям были подобраны вопросы, определяющие уровень готовности группы в целом и проблемы отдельных студентов, которые могут возникнуть в процессе освоения дисциплины (табл. 1, задания 11-15).

Таким образом, авторами была разработана карта входного контроля (таблица 1). Карта выдается студентам на первом занятии без предупреждения, время проведения входного контроля - не более 45 минут.

Таблица 1

Диагностическая карта входного контроля

№ п/п

Задания

укажите положение точек А, В, С на объемной модели детали согласно представленным видам

на рисунке .... показан вид сверху детали

а б

ш ш

на рисунке .... изображена объемная модель детали согласно представленным видам

а б

< б ir Щ

на рисунке .. изображена полная развертка детали

начертите изображение детали после ее обработки:

1.просверлить отверстие диаметром 8мм на длину 30мм;

2.расточить (удалить материал внутри детали) отверстие диаметром 10мм на длину 20мм;

3.расточить отверстие диаметром 14 мм на длину 15мм.

разделите отрезок АВ на три равные части графическим способом

постройте угол, равный заданному СБЕ

разделите окружность на 5 равных частей

найдите точку, равноудаленную от вершин тругольника ЕОЯ

1

в

г

2

в

г

3

4

5

6

7

8

9

10 постройте прямоугольный треугольник KLM, в котором катет LM в два раза меньше гипотенузы KL /г ;

11 опишите основные компоненты компьютера и их функции

12 какими программами для создания и обработки текстовой, числовой или графической информации вы владеете?

13 дайте определение термину Электронная библиотека. Какими библиотеками вы пользовались?

14 какие виды информационных моделей вы знаете?

15 способ представления объектов и изображений в компьютерной графике, основанный на математическом описании элементарных геометрических объектов

Ведущий преподаватель оценивает знания умения и навыки по каждой области (пространственное воображение, графические навыки, базовые компьютерные знания) отдельно, более 50% правильных ответов признается удовлетворительными. Входной контроль, являясь контролем остаточных знаний по дисциплинам, изученным обучающимися ранее в других учреждениях образования, не является показателем успеваемости студентов и необходим для выявления реального уровня подготовленности обучающихся. Результаты оформляются в сводную ведомость по группам обучения (табл. 2), анализируются и обсуждаются на методическом семинаре.

Таблица 2

Сводная ведомость гр. ...

№ Фамилия, инициалы Пространственное воображение Графические навыки Работа с ПК

1 Иванов И.И. + - +

2 - + +

Итоги (% успеваемости) ...% ...% ...%

Авторами были определены следующие способы организации компенсирующего, интегрированного в учебный процесс, обучения, студентов, получивших неудовлетворительный результат в определенной области:

• организация индивидуальной внеаудиторной самостоятельной работы студентов посредством выдачи электронных тестовых заданий, работающих в режиме тренировки и самоконтроля, а также рекомендуемых методических разработок кафедры: «Геометрические построения» [4] и др.;

• организация дополнительных занятий по различным направлениям «доподготовки»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• проведение промежуточного и взаимного контроля (обучающиеся разбиваются на пары и проводят взаимный контроль) для выявления положительной динамики в обучении;

• организация фронтальных мотивационных практических занятий студентов первого курса студентами второго года обучения;

• организация и проведение творческих конкурсов «Формула наглядности», «Гений компьютерной графики» и др. среди всех обучающихся после освоения первой дидактической единицы.

Разработанная комплексная диагностическая карта входного контроля, позволяет своевременно и объективно выявить «пробелы» в первоначальных знаниях студентов. Предложенные способы организации компенсирующего обучения позволят, по мнению авторов, интенсифицировать учебный процесс и повысить успеваемость по инженерно-графическим дисциплинам.

Список использованной литературы:

1. Сломинская Е.Н., Полникова Т.В., Квашина В.В. Вопросы подготовленности первокурсников к изучению инженерной графики в вузе // Гуманитарный вестник. 2012. № 10 [Электронный ресурс] URL: http://hmbul.ru/articles/15/15.pdf (дата обращения 01.06.16).

2. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. — Науч. исслед. Ин-т общей и пед. Психологии Акад. Пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1980. — 240 с.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

3. Валиуллина Г.Г. Методы диагностики профессионального мышления студентов // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 27. С. 7. [Электронный ресурс] URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 10.06.2016).

4. Кирпичникова Н.Н. Геометрические построения: Методические указания. — М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. — 48 с.

© Сулина О.В., Кирпичникова Н.Н., 2016

УДК 664.8/663.13.05

Туватова Виктория Евгеньевна

К. т. н., доцент ИПТД г. Нижний Новгород, РФ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПИЩЕВЫХ ДОБАВОК В ДЕТСКОМ ПИТАНИИ

Аннотация

В статье рассмотрена теория и практика использования пищевых добавок в продуктах детского питания.

Ключевые слова

Пищевые добавки, питание детей, безопасность продукции.

Промышленное изготовление готовых к употреблению пищевых продуктов и полуфабрикатов, предназначенных для питания (вскармливания) детей первых трех лет жизни, имеет свои гигиенические и технологические особенности. Эти специализированные продукты должны обладать высокой пищевой биологической ценностью, удовлетворяющей потребности растущего организма в пищевых веществах и энергии, соответствовать биохимическим особенностям обменных процессов. Детские продукты должны быть адаптированы к анатомо-физиологическому и функциональному состоянию органов пищеварения.

Основным требованием к пищевым добавкам является их безопасность. В России применение пищевых добавок в производстве пищевых продуктов допускается только после разрешения (сертификации) и согласовании условий применения с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора РФ. Мерой безопасности является устанавливаемая экспертным комитетом приемлемая суточная доза (Acceptable Daily Intake-ADI) добавки [1].

Пищевые добавки принято группировать по, так называемым, функциональным группам: консерванты, загустители, кислоты, регуляторы кислотности, красители, подсластители и др.

Необходимость использования пищевых добавок в рецептурах обычно регламентируется технологическими задачами и ограничивается минимальным уровнем (концентрацией), обеспечивающим достижение заданного эффекта.

Для получения нужной вязкости жидких пищевых продуктов для детей, в том числе детей грудного возраста, допускается применение загустителей, к которым относятся очищенные природные высокомолекулярные полисахариды: камеди, модифицированные крахмалы и др. (см. табл. 1).

Таблица 1

Загустители, разрешенные в производстве детских продуктов и смесей по международным стандартам

№ п/п Название добавки (Е.. .индекс) Максимальный уровень добавки в расчете на 100 г готовой продукции

1. Загустители: Гуаровая камедь (Е4120) 0,2 г

2. Камедь рожкового дерева (Е410) 0,2 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.