Научная статья на тему 'О государственном регулировании активности предпринимательских структур'

О государственном регулировании активности предпринимательских структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галочкина Ольга Анатольевна, Чокаева Нина Очировна

В статье рассмотрены вопросы государственного регулирования предпринимательской активности, в связи с чем выделены традиционные и относительно новые функции государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Regulation of Business Entities Activities

The paper deals with state regulation of entrepreneurial activities for which reason the author outlines traditional and new functions of state.

Текст научной работы на тему «О государственном регулировании активности предпринимательских структур»

Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 4

Экономика

УДК 338.242.4

О государственном регулировании активности предпринимательских структур

Галочкина О.А.

Доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита Санкт-Петербургского университета управления и экономики

Чокаева Н.О.

Аспирантка Государственной полярной академии, начальник МВД по Республике Калмыкия Центра финансового обеспечения

В статье рассмотрены вопросы государственного регулирования предпринимательской активности, в связи с чем выделены традиционные и относительно новые функции государства.

Ключевые слова: государственное регулирование экономики, предпринимательская активность, функции современного государства в рыночной экономике.

В большинстве развитых стран рыночной экономики процесс регулирования предпринимательской деятельности представляет собой сочетание сознательного рыночного саморегулирования и целенаправленного государственного регулирования. Рыночные инструменты саморегулирования объективно без мер государственного воздействия создают конкурентную среду, как пространство, позволяющее самим предпринимательским структурам самостоятельно выбирать тот или иной тип экономического поведения, исходя из своих интересов. Известно, что саморегулирование деятельности частных собственников как единственно возможный механизм в условиях рынка является важнейшим теоретическим постулатом классической рыночной экономики. По мнению А. Смита, классика теории рынка, любые хозяйственные процессы в рыночном обществе абсолютно зависимы только от непреложного действия объективных законов рынка как «невидимой руки» и не оставляют места сознательному и систематическому воздействию государства на отдельные экономические процессы и воспроизводство в целом [1, с. 88, 241, 288-289]. Тем не менее, тот же А. Смит писал о необходимости государственной корректировки хозяйственных процессов, называя ее «видимой рукой», считая, что государство выполняет в экономике роль «ночного сторожа» [2, с. 247].

38

По мере развития рыночных отношений с середины XIX-XX вв. все более проявлялась недостаточность механизма рыночного саморегулирования, которая не могла обеспечить стабильность и равновесие рыночной системы как в экономическом, так и в социальном плане. Началось обострение социальных проблем, в результате экономических кризисов появились монополии, нарушающие механизм свободной конкуренции, оптимальное распределение доходов и ресурсов, экстерналии, безработица, явления рецессии, асимметрия информации, проблемы внешних эффектов и др., называемые в литературе «провалами» рынка, снижающие эффективность в национальной экономике.

Вывод о том, что наличие этих «провалов» создает возможность хорошо продуманной политики вмешательства государства в экономику с целью роста общественного благосостояния теоретически был обоснован Дж. Кейнсом [3] и П. Самуэльсоном [4, с. 32-33, 38-39]. Известно, что «Великую депрессию» 1929-1932 гг. удалось остановить именно путем усиления государственного участия в экономике, используя идеи Дж. Кейнса о планировании производства, увеличении бюджетных расходов, расширении внутреннего рынка. В США в эти годы политика Президента Ф. Рузвельта предполагала такие меры, как закрепление за производителями

Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 4

Экономика

рынков сбыта, введение контроля за крупными монополиями, финансирование общественных работ в виде строительства электростанций, дорог, жилья, военных кораблей. Фермерам разрешалось продавать свою продукцию по паритетным ценам. Государством открывались инвестиционные банки, в которых уровень процентных ставок за кредит устанавливало государство. Известно также, что идеи усиления централизованного государственного регулирования экономики использовались Л. Эрхардом при восстановлении хозяйства послевоенной Германии. В 50-е гг. ХХ в. в работах по экономике развития эта идея использовалась для обоснования необходимости государственного вмешательства с целью развития экономики малообеспеченных стран. Так, азиатская модель рыночной экономики, получившая в литературе название «приятельского капитализма» и опирающаяся на усиленное вмешательство государства нерыночными административными методами в политику сбережений, государственных вложений в образование, промышленную политику и других процедур протекания рыночных процессов, обеспечила «экономическое чудо» в виде высоких темпов экономического развития ряда азиатских и других стран стран.

Государственное регулирование экономики -это система типовых законодательных, исполнительных и контролирующих мер, осуществляемых правомочными государственными органами власти в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. В борьбе с «провалами» рынка и их недопущением государство, прежде всего, ограничивает производство товаров с отрицательными внешними эффектами. Оно также прибегает к применению регулирующих инструментов в целях достижения культурно-этической, экологической, общественно-воспроизводственной и социальной целесообразности, сохраняя приоритеты принятой парадигмы общественного устройства. При этом государственное регулирование не отрицает существования саморегулирующего рыночного механизма управления, но в каждом конкретном случае определяет направления, формы, способы и методы самого государственного регулирования, составляющие экономическую политику государства.

Инструменты, способы, формы и методы государственного регулирования определяются теми функциями, которые выполняет государство в обществе и в том числе, по отношению к предпринимательским структурам. Какие-то функции государства относятся ко всему обществу, а значит, и к предпринимательским структурам, какие-то - только к предпринимательским структурам. Кроме того, можно различать традиционные и новые функции. К традиционным относятся: институциональная функция, функция поддержки предприни-

мательства, защиты конкуренции, модерационная функция, функция перераспределения доходов, аллокационная функция, стабилизационная, охранительная и интеграционная функции.

Важнейшей функцией государства является обеспечение нормативно-правовой базы и общественной атмосферы, способствующей эффективному и цивилизационному функционированию рынка. Эта функция получила в литературе название институциональной, ибо государство создает и закрепляет институты, понимаемые как формальные и неформальные законы, правила и нормы общественной жизни [5]. Государство осуществляет создание, легитимацию и практическую реализацию законодательных и иных нормативных актов или правовых условий, обеспечивающих действенное функционирование конкуренции, контроль за выполнением этих правил, защиту прав собственности, в том числе интеллектуальной, и свобод хозяйственной деятельности предпринимательских структур и других рыночных субъектов. Правовые нормы предполагают четкое определение и законодательную защиту государством прав собственности, уверенность в их соблюдении, что является важнейшим условием развития предпринимательства. Степень развития и гибкость предпринимательского права регулируют взаимоотношения предпринимательских структур с государственными и территориальными органами власти, другими предпринимателями и юридическими лицами, физическими лицами по созданию благоприятной предпринимательской среды.

Нельзя отрицать и влияние на предпринимательскую среду политических факторов в форме устойчивости политических институтов, характеризующих взаимоотношение государства и общества, определение способов принятия и реализации управленческих решений, стимулирующих развитие предпринимательской активности.

Функция государственной поддержки предпринимательства предусматривает формирование предпринимательского сектора в экономике, меры по стимулированию его перспективных форм, в частности, малых и средних, как наиболее динамично развивающихся, меры по обеспечению их устойчивости и активности, в частности по обеспечению доступа к финансовым ресурсам. Стимулируя создание новых предпринимательских структур, государство учитывает природно-демографические факторы (климатические условия и качество земель, сырьевую базу, численность и половозрастную структуру населения), что влияет на определение специализации, размещение предприятий и уровень издержек производства. Государством учитываются также социо-культурные факторы (нравственные и моральные нормы, традиции, национальные особенности, религиозные воззрения, образовательный уровень населения), при помощи которых определя-

39

Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 4

Экономика

ются специфика организации и этика предпринимательства.

Третья функция государства - функция защиты конкуренции. Эта функция особо значима для предпринимательских структур и стимулирования их активности, ибо конкуренция и предпринимательство взаимообуславливают друг друга. Каждая предпринимательская структура должна обладать высокой степенью конкурентной активности, что определяется защитой конкурентной среды со стороны государства, заключающейся в создании правительством условий равноправной здоровой конкуренции, обеспечивающей формально свободный вход-выход с рынка либо путем установления контроля над монополиями через регулирование цен и стандартов качества на предоставляемые услуги (в случае «естественных монополий»), либо путем ввода антимонопольных законов с целью защиты и усиления конкуренции.

Тем самым государство создает экономические, технологические и социальные предпосылки формирования конкурентной предпринимательской среды. Экономические предпосылки связаны с формированием различных многообразных форм предпринимательских структур, их государственной поддержкой. Технологические предпосылки сегодня связаны с активной инновационной политикой государства, обеспечивающей доступность научнотехнических разработок для предпринимательских структур, формирование благоприятного инновационного и инвестиционного климата для развития инноваций и увеличение инвестиции в частный предпринимательский сектор. Стимулируя инновационную активность государство может использовать как прямые, так и косвенные меры воздействия на этот процесс. В последние годы в развитых странах усилилось прямое воздействие государства на инновационную активность. Так, в США увеличивается государственное финансирование исследований, ориентированных на интересы частных фирм, усиливаются государственные гарантии для инновационных структур, изменяется банковская политика по формированию рынков частного капитала [6, с 3335]. Следовательно, роль государства в процессе создания новой экономики знаний, по сравнению с частными организациями становится более значимой.

Вопрос о роли государства в развитии инноваций вообще является спорным. Он меняется в зависимости от изменения в подходах ученых к оценке экономической деятельности государства в целом. Современное государство выступает одним из наиболее активных агентов в реализации инновационного развития любой страны, поскольку только рыночные способы организации производства инноваций не обеспечивают необходимого социального эффекта. В этой связи государство регулирует рынок инноваций правовыми и экономическими методами 40

защиты и стимулирования его участников, финансирует программы инновационного развития, осуществляет мониторинг инновационной деятельности, формирует инновационный потенциал страны, осуществляет политику в отношении инноваций, создает национальную инновационную систему. В развитых странах сегодня доля государства в общей величине затрат на инновационное развитие составляет от 30 до 60 % всех затрат [6, с 33-35]. Особое внимание в настоящее время уделяется стимулированию инноваций на региональном уровне. Однако это не дает права считать, что государство является главным и единственным участником инновационного процесса. Частные инновационные структуры также являются элементом инновационного развития. Поэтому национальная инновационная система предполагает сохранение равноправных партнерских отношений между ее участниками (государственными и частными структурами), что обеспечивает ее эффективность.

Модерационная функция государства заключается в правовом регулировании его деятельности по нормализации, функционированию субъектов рынка, в частности, в борьбе с правовой дискриминацией. Правовой базой, регулирующей предпринимательство в Российской Федерации, являются Гражданский кодекс РФ, определяющий отдельные аспекты, виды и сферы рыночных отношений, хозяйственное законодательство, определяющее статус предприятий, права собственника, обеспечение свободы предпринимательства, антимонопольные отношения, отношения по поводу рыночных сделок, защиты прав потребителя, деятельности банковской сферы, правил поведения субъектов рынка и т.д. Созданию более стабильной ситуации в стране и улучшению условий функционирования рынка призвано способствовать и уголовное законодательство.

Функция перераспределения доходов юридических и физических лиц реализуется через государственный бюджет и государственное регулирование цен. В этом случае государство выступает в качестве эффективного макроэкономического инструмента, обеспечивающего рост производственного потенциала общества и его структурных звеньев. Через бюджет обеспечивается оптимальный баланс экономических и социальных интересов всех субъектов рынка, национальных, региональных и местных интересов, экономическая и социальная безопасность общества. Тем самым бюджетное регулирование национальной экономики обеспечивает ее устойчивое равновесие в условиях рынка при соблюдении принципа ответственности органов власти и управления всех уровней перед членами территориальных общностей и социума, когда государственные, региональные и местные власти «не командуют», а служат интересам населения. Это, в свою очередь, предполагает определение количественных крите-

Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 4

Экономика

риев устойчивости бюджетных расходных обязательств, разработку современных методов оценки этой устойчивости, основанных на соответствии целей социально-экономической политики и достижения конечных результатов.

Кроме перераспределения доходов государство осуществляет также перераспределение ресурсов или так называемую аллокационную функцию. Эта функция обусловлена тем, что в рыночной экономике могут иметь место случаи непропорционального распределения ресурсов, когда производится либо «не то» количество продуктов и услуг, либо ресурсы на производство определенных продуктов и услуг вообще не выделяются. Поэтому правительство берет на себя функцию выпуска тех товаров, которые называются общественными благами. К ним относятся товары оборонного назначения, строительство автомагистралей, аэропортов, школ, затраты на экологию, дорожная разметка и знаки, затраты на содержание управленческих и правоохранительных органов и т.д. Своеобразными «видами» общественных благ длительного пользования сегодня считаются знания и инновации, что вполне справедливо. Для производства этих благ государство распределяет ресурсы, высвобождая их из частного сектора в целях повышения эффективности функционирования всей национальной экономики.

Поскольку рыночная экономика носит циклический характер, объективно наступают кризисные этапы в ее развитии. Поэтому государство обязано обеспечивать стабилизацию макроэкономических колебаний, что составляет ее стабилизационную функцию. В условиях неустойчивости и неопределенности рыночной экономики, подверженной конъюнктурным колебаниям и цикличности, государство разрабатывает и осуществляет антикризисные и антиинфляционные меры, осуществляет политику занятости населения, аграрную, инвестиционную и промышленную (структурную, природоохранительную, энергетическую, научно-техническую) политику, регулирует денежное обращение, обеспечивая устойчивость национальной валюты, осуществляет контроль за внешнеэкономической деятельностью в стране, поддерживает ключевые сегменты рыночной экономики.

Государство выполняет и охранительную функцию, направленную на обеспечение целостности страны, ее экономической и социальной безопасности, поддержание правопорядка, сохранение контроля над стратегическими материальными, финансовыми, энергетическими и информационными ресурсами, защиту прав всех субъектов рынка. Тесно связанна с охранительной интеграционная функция государства, касающаяся развития интеграционных процессов в мировом хозяйстве.

К относительно новым функциям современного государства можно отнести бенчмаркинговую (эта-

лонообразующую), кастинговую и когнитивную функции. Бенчмаркинговая функция заключается в содействии созданию лучших регламентов, эталонов, образцов поведения (функционирования) объектов материальной, интеллектуальной или художественной культуры, а также в содействии разработки методики и критериев сопоставления образцов для выявления образцовых артефактов. Она предполагает и формирование разнообразных рейтингов по различным направлениям, предпочтительным с точки зрения государства, деятельности субъектов, за установление которых государство несет прямую ответственность перед обществом. В условиях инновационных экономик возникла кастинговая функция государства, которая заключается в целенаправленном формировании элиты общества, необходимой с точки зрения государства, для формирования будущего облика страны, также формируя через СМИ общественное мнение о предпринимателях и отношение к ним. Наконец, когнитивная функция государства предполагает осуществление поддержки процессов извлечения, апробации, накопления и распространения знаний и инноваций в обществе.

Итак, современный механизм государственного регулирования предпринимательских структур, определяемый традиционными и относительно новыми функциями, осуществляет корректировку рынка в интересах повышения их активности и соблюдения в обществе определенного порядка.

Литература:

1. Смит А. Исследование о сущности и причинах богатства народов. В 2-х т. Т 1. - М.: Л-д: Гос. соц.-экон. изд-во, 1935. - 358. с.

2. Смит А. Исследование о сущности и причинах богатства народов. В 2-х т. Т 2.- М.: Л-д: Гос. соц.-экон. изд-во, 1935. - 451. с.

3. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Бизнеском», 2013. - 408 с.

4. Самуэльсон П. Экономика. В 2-х т. Т. 1. - М.: Ал-гон, Машиностроение, 1993. - 332 с.

5. Клейнер Г., Петросян Д., Беченов А. Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике // Вопросы экономики. - 2004. - № 4.

- С. 25-41.

6. Киселева В.В., Колосницина М.Г. Государственное регулирование инновационной сферы: учеб. пособ. для вузов. - М.: Изд. дом ГУВШЭ, 2008.

- 402 с.

41

Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 4

Экономика

State Regulation of Business Entities Activities O.A. Galochkina

Saint Petersburg University of Management and Economics

N.O. Chokaeva State Polar Academy

The paper deals with state regulation of entrepreneurial activities for which reason the author outlines traditional and new functions of state.

Key words: state regulation of economy, entrepreneurial activities, functions of modern state in market economy.

42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.