Научная статья на тему 'О государственном контроле за автомобильными поездками, при которых пассажиры компенсируют часть расходов (карпулинг, райдшеринг)'

О государственном контроле за автомобильными поездками, при которых пассажиры компенсируют часть расходов (карпулинг, райдшеринг) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
253
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВМЕСТНЫЕ ПОЕЗДКИ НА АВТОТРАНСПОРТЕ / ПРИ КОТОРЫХ ПАССАЖИРЫ ВОЗМЕЩАЮТ ЧАСТЬ РАСХОДОВ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПЕРЕВОЗКЕ ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА ЛЕГКОВЫМ ТАКСИ / JOINT TRIPS ON MOTOR VEHICLES / IN WHICH PASSENGERS REIMBURSE PART OF THE COSTS / INTERNATIONAL EXPERIENCE / ROAD SAFETY / STATE REGULATION OF PASSENGER AND LUGGAGE TRANSPORTATION BY CAR TAXI

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Затолокин Александр Александрович

В статье проведено теоретическое вопросов работы различных интернет-сервисов по предоставлению информационных услуг о заказах такси и совместных поездок на автотранспорте («попутчик», «карпулинг», «райдшеринг»). На основании национальной практики выведена дефиниция совместных поездок при которых пассажиры возмещают часть средств. Проведена работа по осмыслению нового вида пассажирских перевозок и выработаны подходы к осуществлению государственного контроля в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the state control of automobile trips at which passengers compensate a part of expenses (carpooling, ridesharing)

A theoretical study of the work of various Internet services on the provision of information services about taxi orders and joint trips by road («fellow traveler», «carpelling», «ridersharing»). Based on national practice, the definition of joint trips in which passengers reimburse part of the funds is derived. Work has been carried out to understand the new type of passenger transportation and have worked out approaches to the implementation of state control in this area.

Текст научной работы на тему «О государственном контроле за автомобильными поездками, при которых пассажиры компенсируют часть расходов (карпулинг, райдшеринг)»

Затолокин Александр Александрович

О государственном контроле за автомобильными поездками, при которых пассажиры компенсируют часть расходов

(карпулинг, райдшеринг)

В статье проведено теоретическое вопросов работы различных интернет-сервисов по предоставлению информационных услуг о заказах такси и совместных поездок на автотранспорте («попутчик», «карпулинг», «райдшеринг»). На основании национальной практики выведена дефиниция совместных поездок при которых пассажиры возмещают часть средств. Проведена работа по осмыслению нового вида пассажирских перевозок и выработаны подходы к осуществлению государственного контроля в данной сфере.

Ключевые слова: совместные поездки на автотранспорте, при которых пассажиры возмещают часть расходов, международный опыт, безопасность дорожного движения, государственное регулирование деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

About the state control of automobile trips at which passengers compensate a part of expenses (carpooling, ridesharing)

A theoretical study of the work of various Internet services on the provision of information services about taxi orders and joint trips by road («fellow traveler», «carpelling», «ridersharing»). Based on national practice, the definition of joint trips in which passengers reimburse part of the funds is derived. Work has been carried out to understand the new type of passenger transportation and have worked out approaches to the implementation of state control in this area.

Key words: joint trips on motor vehicles, in which passengers reimburse part of the costs, international experience, road safety, state regulation of passenger and luggage transportation by car taxi.

В настоящее время в обществе все большую актуальность приобретают совместные поездки на автомобиле, при которых пассажиры компенсируют часть расходов, так называемые карпулинг и райдшеринг («попутчик»). Несмотря на востребованность данной услуги, она не только не урегулирована на законодательном уровне, но и не получила должного научного обоснования. Отсутствие понятия нового вида перевозок, правил данных перемещений и понимания механизма контроля за осуществлением такого рода деятельности, наряду с возрастающей популярностью онлайн-сервисов по поиску попутчиков, обусловливает остроту социального запроса на необходимость правового регулирования автомобильных поездок, при которых пассажиры компенсируют часть расходов.

Проведем научный анализ общественных отношений в сфере деятельности онлайн-сер-висов по поиску попутчиков, что в свою очередь позволит выработать необходимую дефиницию и определиться с видовой принадлежно-

стью автомобильных поездок, при которых пассажиры компенсируют часть расходов.

В обществе существует необходимость преодолевать расстояния, потратив при этом как можно меньше средств. Причем услуги такси в современных экономических условиях становятся зачастую недоступными. Стоимость такси складывается из целого ряда факторов, к которым относятся: средний уровень цен на проезд среди крупнейших игроков рынка в данной сфере (транспортная (диспетчерская) компания должна придерживаться средней стоимости поездки в конкретном регионе), себестоимость поездки (горюче-смазочные материалы, мойка, чистка салона, износ деталей, ремонт, прохождение технических и медицинских осмотров), затраты, сопряженные с деятельностью компании (заработная плата различных категорий сотрудников компании (не только водителей), повышение квалификации водителей, страхование и прочие расходы). При этом рост цен на топливо предопределяет и рост цен на услуги такси.

91

Рассматривая данную ситуацию со стороны водителей, занимающихся коммерческими перевозками людей, следует отметить: кроме повышения себестоимости транспортных услуг такси, увеличивается административный «барьер» [1]. Так, к такси предъявляются требования о наличии:

оформленного юридического лица или индивидуального предпринимателя без образования юридического лица;

водительского стажа в такси не менее 3 лет или не менее 5 лет общего водительского стажа;

обязательного предрейсового контроля технического состояния транспортного средства и медицинского контроля состояния здоровья водителя;

технического осмотра транспортного средства (2 раза в год);

специального регионального разрешения на данный вид деятельности;

опознавательного фонаря на крыше («шашечки»); таксометра;

специального полиса ОСАГО (с повышающим коэффициентом).

Такое положение дел побуждает пассажиров искать предложения более дешевых поездок, по сравнению с официальным такси, а водителей обходить оговоренный выше административный «барьер» путем осуществления коммерческих перевозок, в том числе и под видом совместных поездок, при которых пассажиры оплачивают часть затрат. Современное развитие информационно-телекоммуникационных технологий позволяет наиболее эффективно осуществлять поиск предложений о перевозках в Интернете. Проникновение Интернета в различные сферы общественной жизни дало толчок для развития онлайн-сервисов, мобильных приложений как для поиска, вызова и оплаты такси или частных водителей, так и для подбора водителей и попутчиков. Бесспорно, что за счет отсутствия ряда ценообразующих факторов стоимость транспортных услуг, заказываемых через онлайн-сервисы и мобильные приложения, значительно ниже официального такси.

В настоящее время все большую популярность набирают такие виды перевозок, как:

1. Перевозка водителем, зарегистрированным в специальной программе и получающим информацию о заказах такси («Яндекс. Такси»; «Uber»; «Такси Сатурн» и пр.). Данные поездки, как правило, осуществляются в пределах одного населенного пункта.

2. Перевозка водителем, зарегистрированным в специальной программе и получающим информацию о заказах на автомобильные поездки, при которых пассажиры компенсируют часть расходов («BlaBlaCar»; «BeepCar»; «Getberry» и пр.). Данные поездки, как правило, осуществляются между населенными пунктами.

Существует множество сайтов, предоставляющих информационные услуги по поиску клиентов. В качестве рекламы на одном из сайтов по поиску водителей и пассажиров указано: «Станьте водителем «название фирмы» и зарабатывайте хорошие деньги в качестве независимого подрядчика. Получайте еженедельный гонорар лишь за то, что помогаете пользователям приложения передвигаться по городу. Будьте сами себе начальником и получайте оплату за работу, придерживаясь собственного графика» [3]. Для получения доступа к информации о заказах на поездки водители должны лишь зарегистрироваться на соответствующем сайте (скачать специальную программу на мобильный телефон), указав при этом минимальный набор данных: марку и государственный регистрационный знак транспортного средства, водительское удостоверение, стаж управления автомобилем, подтверждение о наличии или отсутствии полиса ОСАГО (в формате «да/нет»). Некоторые интернет-ресурсы по поиску водителей и клиентов запрашивают только фото автомобиля и водительского удостоверения. При этом для водителей открывается практически неограниченная возможность к зарабатыванию денежных средств. Такая возможность обусловливается отсутствием со стороны государственных органов контроля за режимом труда и отдыха, техническим состоянием транспортного средства, использованием специального полиса ОСАГО для такси. Особенностью одного из сайтов, предоставляющего информационные услуги по поиску попутчиков, которые компенсируют часть стоимости проезда, является то, что пользовательское соглашение содержит информацию: «Условия использования сайта для извлечения прибыли запрещается» [4]. На другом интернет-ресурсе имеется инструкция о том, как стать водителем-партнером, в которой в рекомендательной форме содержится информация о необходимости кандидатам в водители-партнеры быть зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей. Однако нет механизма выявления и привле-

92

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2018 • № 3 (41)

чения к ответственности водителей, нарушающих пользовательское соглашение, т.е. извлекающих прибыль из поездок с попутчиками и осуществляющими деятельность в сфере коммерческих перевозок без соответствующего разрешения. Поэтому действующие в России интернет-ресурсы такси и поиска попутчиков переполнены предложениями от водителей, нарушающих законодательство Российской Федерации и оказывающие транспортные услуги без соответствующего разрешения.

Следует отметить, что эти виды перевозок объединяет возможность осуществлять перевозку пассажиров за денежные средства, избегая при этом требований законодательства Российской Федерации, предъявляемых к такси. Иными словами, водители, желающие зарабатывать деньги на перевозках пассажиров и ручной клади, но не желающие оформляться в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, не желающие получать разрешение на осуществление деятельности такси, выбирают различные уловки, позволяющие обойти действующее законодательство, которыми в настоящее время и являются сайты, предоставляющие информацию по поиску водителей и пассажиров. Анализ интернет-ресурсов по поиску попутчиков дает основание говорить о регулярности подобного рода предложений, так как водители обычно предлагают поездку в оба конца следования. Кроме того, анализируемые сайты переполнены предложениями о перевозках автомобилями с количеством сидячих мест 8 и более, что свидетельствует о таких признаках рассматриваемых перевозок, как регулярность и коммерческий интерес.

Отличительными чертами между сервисами такси и сервисами по автомобильным поездкам, при которых пассажиры компенсируют часть расходов, заключается лишь в комфортности поездки. Если клиент заказывает такси через интернет-приложение, он получает транспортную услугу за денежное вознаграждение единолично или с лицами, в интересах которых он заказывает такси. В случаях использования интернет-приложений автомобильных поездок, при которых пассажиры компенсируют часть расходов, клиент получает транспортную услугу не единолично, а с лицами, которые также заказали поездку в предложенном водителем направлении. Иными словами, имеется отличие в комфорте передвижения, обусловленное наличием в салоне других клиентов - пассажи -

ров. Но в то же время следует учитывать, что поездка в легковом автомобиле с незнакомыми (2-4 человека) попутчиками гораздо комфортней, чем поездка в общественном транспорте (8 и более человек).

Учитывая изложенное можно вывести определение. Итак, под «совместными поездками на автомобиле, при которых пассажиры компенсируют часть расходов» следует понимать коммерческие перевозки повышенной комфортности пассажиров и ручной клади на основании публичного договора фрахтования. В целях регулирования рассматриваемой сферы общественных отношений данную дефиницию следует закрепить законодательно, внеся дополнения в ст. 2 Федерального закона № 259 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Введение новой дефиниции позволит отнести рассматриваемый вид пассажирских перевозок, неурегулированный на настоящий момент, к объектам федерального государственного надзора, что, в свою очередь, переведет деятельность субъектов, объектов перевозок и контролирующие органы в правовое поле Российской Федерации.

Говорить о запрете столь популярного направления информационных услуг, как предоставление данных о пассажирах и водителях для осуществления поездок, в современных экономических условиях нецелесообразно. Ведь райдшеринг популярен в тех странах, где несовершенна транспортная инфраструктура, дорогой бензин и билеты на общественный транспорт. Однако, в целях регулирования подобного рода деятельности, данные перевозки следует рассматривать как таксомоторные. Соответственно, к водителям, резидентам различных интернет-ресурсов, предоставляющих информационные услуги по поиску клиентов (попутчиков), необходимо предъявлять требования, как к таксистам. При этом следует отметить, что задача различных интернет-сервисов (как сервисов такси, так и сервисов по поиску попутчиков для совместных поездок) заключается не в предоставлении водителям возможности обхода законодательства Российской Федерации в части осуществления коммерческих перевозок без соответствующего разрешения, а в упрощении работы легальных такси, которые уже имеют всю необходимую документацию и разрешение на осуществление данного вида деятельности.

93

Введение обязательного условия для водителей-резидентов программ по поиску такси, а также карпулинга и райдшеринга в виде наличия статуса «водителя такси», сделает не только транспарантным бизнес в сфере осуществления коммерческих пасса-жироперевозок, что несомненно отразится на повышении взимания налогов и напол-

няемости бюджетов различного уровня, но и повысит уровень безопасности дорожного движения, исключив из их числа недобросовестных водителей, не следящих за техническим состоянием используемых ими автомобилей, соблюдением режима труда и отдыха и не соблюдающих правила дорожного движения.

1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 21 апр. 2011 г. № 69-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «Гарант».

2. URL: https://www.uber.com (дата обращения: 30.07.2018).

3. URL: https://www.blablacar.ru (дата обращения: 30.07.2018).

1. On amending certain legislative acts of the Russian Federation: fed. law d.d. Apr. 21, 2011 № 69-FL. Access from legal reference system «Garant».

2. URL: https://www.uber.com (date of access: 30.07.2018).

3. URL: https://www.blablacar.ru (date of access: 30.07.2018).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Затолокин Александр Александрович, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Краснодарского университета МВД России; e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT AUTHOR

A.A. Zatolokin, Candidate of Law, Senior Lecturer of the Chair of Administrative Activity of Internal Affairs Agencies of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]

ИЗДАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ

Криминалистика и судебно-экспертная деятельность :

теория и практика [Электронный ресурс] : материалы VI Между-нар. науч.-практ. конф., 27 апр. 2018 г / редкол.: С. В. Пахомов, А. В. Гусев, М. Н. Кузьмин, А. Г Кольчурин, Э. С. Данильян. -Электрон. дан. - Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 2018. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

В сборнике опубликованы материалы VI Международной научно-практической конференции «Криминалистика и судебно-экспертная деятельность: теория и практика», состоявшейся в Краснодарском университете МВД России 27 апреля 2018 г.

Для профессорско-преподавательского состава, докторантов, адъюнктов, курсантов, слушателей, студентов образовательных организаций и практических работников правоприменительных структур.

_ 94

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2018 • № 3 (41)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.