Научная статья на тему 'О гнездовании славки-завирушки Sylvia curruca'

О гнездовании славки-завирушки Sylvia curruca Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
166
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О гнездовании славки-завирушки Sylvia curruca»

ло 4 жилых дупла большого пёстрого дятла) в 12 случаях была принесена стрекоза, а в 4 - бабочка белянка.

Явление взлёта птицы с какой-нибудь поверхности и короткое преследование добычи в воздухе с последующей посадкой на субстрат (земля, присада) в англоязычной орнитологической литературе известно под названием «flycatching». На русском языке его удобно обозначить как «схватывающий полёт». Схватывающий полёт был описан, в частности, и для высокоспециализированных древолазов - для дятлов Asyndesmus lewis (Bock 1970; Hadow 1973) и Dendrocopos nuttallii (Miller, Bock 1972), а также пищухи Certhia familiaris (Denny 1950).

Литература

Bock C.E. 1970. The ecology and behavior of the Lewis woodpecker (Asyndesmus

lewis) II Univ. California Publ. Zool. 92. Denny J. 1950. Three-creeper catching insects in flight II Brit. Birds 43, 10. Hadow H.H. 1973. Winter ecology of migrant and resident Lewis' woodpeckers in

south-eastern Colorado II Condor 75. Miller A.H., Bock C.E. 1972. Natural history of the Nuttall woodpecker (Dendrocopos nuttallii) at the Hasting Reservation II Condor 74.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2009, Том 18, Экспресс-выпуск 459: 101-104

О гнездовании славки-завирушки Sylvia curruca

И. В. Прокофьева

Российский государственный педагогический университет, Набережная реки Мойки, д. 48, Санкт-Петербург, 191186, Россия

Поступила в редакцию 30 сентября 2008

В Ленинградской области мы нашли 10 гнёзд славки-завирушки Sylvia curruca. Это немного, поэтому в качестве дополнения приводим наблюдения ещё за одним гнездом этого вида, выполненным в 1953 году в Савальском лесу (Балашовская обл.). Наблюдения в южной части Ленинградской области проводились в 1956-1976 годах.

Весной славки-завирушки появляются в Ленинградской области обычно в конце первой - начале второй декады мая. Сроки размножения славки-завирушки довольно сильно растянуты (Мальчевский 1959; Мальчевский, Пукинский 1983). По наблюдениям этих исследователей, а также сведениям, полученным на Куршской косе (Кушни-рук 1963), первые яйца в гнёздах славок-завирушек могут появляться уже 21-23 мая. Самая поздняя из известных в Ленинградской области

кладок была начата 16 июля 1955. Несмотря на растянутость периода откладки яиц, двух циклов размножения в сезон у S. curruca, по всей видимости, в Ленинградской области не бывает, а поздние кладки обусловлены разорением гнёзд, растянутым пролётом и неодновременным образованием пар (Мальчевский, Пукинский 1983). В нашем случае наблюдавшиеся птицы гнездились в основном в июне, лишь в немногих гнёздах вылет происходил в первых числах июля. В Саваль-ском лесу славки-завирушки также гнездились в июне.

Как правило славка-завирушка селится в приопушечной полосе, предпочитая осветлённые леса, на что указывают и другие авторы (Владышевский 1963; Мальчевский, Пукинский 1983). В Ленинградской области 9 гнёзд найдены нами на ёлочках Picea abies и только 1 на можжевельнике Juniperus communis. Гнездо в Савальском лесу находилось в сухих ветвях куста. Стремление славок-завирушек гнездиться на хвойных породах отмечают и другие исследователи (Мальчевский 1959; Мальчевский, Пукинский 1983).

Заслуживают внимания сведения, имеющиеся в литературе, согласно которым гнёзда многих воробьиных птиц обычно состоят из нескольких слоёв, причём число этих слоёв у одних видов более или менее постоянно, а у других оно различно у разных особей; к последним относится и славка-завирушка (Покровская 1976).

Все найденные гнёзда располагались невысоко — на высоте от 0.2 до 1.5 м. Однако известно, что гнёзда могут устраиваться и выше, на высоте почти до 3 м (Новиков и др. 1963; Мальчевский, Пукинский 1983). Все гнёзда, обнаруженные нами в Ленинградской области, были хорошо замаскированы. Однако единственное гнездо в Савальском лесу было замаскировано плохо, возможно потому, что располагалось между сухими веточками куста.

Полные кладки славок-завирушек обычно содержат 4-6 яиц (Мальчевский 1959; Мальчевский, Пукинский 1983). В нашей выборке в 10 гнёздах было 5 яиц и в 1 — 4 яйца. Поздние гнёзда, как правило повторные, обычно содержат меньше яиц. Однако мы обнаружили только одно такое гнездо, где было 4 яйца, а два гнезда, найденные 23 июня, содержали по 5 яиц.

Славки-завирушки имеют много врагов, поэтому их гнёзда разоряются достаточно части (Мальчевский, Пукинский 1983). Мы точно установили, что разорёнными оказались два гнезда. В одном случае, а именно в Савальском лесу, гнездо славки с 5 птенцами обнаружил ястреб-перепелятник Accipiter nisus. На наших глазах ястреб унёс одного птенца. А на следующий день в гнезде исчезли ещё 2 птенца, а остальные 2 оказались мёртвыми. Бывает, что в некоторых гнёздах исчезает по одному яйцу, а некоторые птенцы погибают. У одного из найденных нами гнёзд, которое было сделано очень рыхлым, прова-

лилось дно и птенцы выпали, причём один птенец погиб. То же произошло ещё с одним гнездом, но в этом случае ни один птенец не погиб, а родители продолжали кормить птенцов, находившихся на земле. Пришлось это гнездо надстроить пустыми гнёздами трещотки и черноголовки и положить птенцов в таким способом «отремонтированное» гнездо. После всех наших манипуляций родители продолжили выкармливание птенцов.

Некоторые пары славок-завирушек «отводят» человека от гнезда. Это было отмечено в двух случаях.

Мы уже писали о том, что из-за неравномерного распределения пищи между членами выводка иногда погибают самые маленькие и слабые птенцы. Их трупики родители затем выбрасывают из гнезда (Прокофьева 2007). Так из гнёзд славок-завирушек исчезли 2 птенца.

Собирая корм для себя и птенцов, славки берут в основном малоподвижную добычу (Boren, Safriel 1974; Прокофьева 1984). Поэтому в их рационе нередко встречаются гусеницы, в частности, дубовой листовёртки Tortrix viridana (Волчанецкий 1950) и сосновой совки Panolis flammea (Прокофьева 1976, 1984).

Нельзя не согласиться с тем, что преобладание фитофагов в корме славок-завирушек говорит об их положительном лесохозяйственном значении (Божко 1972). Как уже было сказано выше, для этих птиц характерно, например, поедание таких насекомых, как дубовая листовёртка и сосновая совка, которые являются вредителями лесного хозяйства. Славки-завирушки наиболее полезны в сосновых лесах, где у них, по-видимому, установились трофические связи с некоторыми вредителями сосны и где другие насекомоядные птицы малочисленны (Прокофьева 1984). К этому следует ещё добавить, что в смешанных лесах их деятельность также должна быть признана полезной.

Литература

Божко С.И. 1972. Анализ орнитофауны парков лесной зоны Восточной Европы.

Автореф. дис. ... канд. биол. наук. Л.: 1-20. Владышевский Д.В. 1963. Экология лесных птиц Украины и южной части Белоруссии и её изменения под влиянием хозяйственной деятельности человека. Автореф. дис. ... канд. биол. наук. Киев: 1-17. Волчанецкий И.Б. 1950. О птицах опушек лиственных лесов Харьковской и Сумской областей // Учён. зап. Харьк. ун-та 33: 193-223. Кушнирук И.Ф. 1962. Биология размножения славок Куршской косы // Материалы 3-й Всесоюз. орнитол. конф. Львов, 2: 63-65. Мальчевский А.С. 1959. Гнездовая жизнь певчих птиц: Размножение и постэмбриональное развитие лесных воробьиных птиц Европейской части СССР. Л.: 1-282.

Мальчевский А.С., Пукинский Ю.Б. 1983. Птицы Ленинградской области и сопредельных территорий: История, биология, охрана. Л., 2: 1-504.

Новиков Г.А., Мальчевский А.С., Овчинникова Н.П., Иванова Н.С. 1963. Птицы «Леса на Ворскле» и его окрестностей // Вопросы экологии и биоценологии 8: 9-118.

Покровская И.В. 1976. Анализ конструктивных особенностей и типов плетения гнёзд у некоторых воробьиных птиц // 26-е Герценовские чтения. Биол. Л., 1: 89-91.

Прокофьева И.В. 1976. К характеристике питания славок // 26-е Герценовские

чтения. Биол. Л., 1: 94-97. Прокофьева И.В. 1984. Наблюдения за питанием славки-завирушки // Гнездовая

жизнь птиц. Пермь: 60-64. Прокофьева И.В. 2007. Величина и судьба кладок у славок Sylvia и пеночек

Phylloscopus в Ленинградской области // Рус. орнитол. журн. 16 (363): 811-815. Boren N., Safriel U. 1974. Food overlap and competition in temporarily coexisting sylviid bird species // Isr. J. Zool. 23, 3/4: 219-220.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2009, Том 18, Экспресс-выпуск 459: 104-105

Встречи частичных альбиносов среди воробьиных птиц Казахстана

Н. Н. Березовиков

Лаборатория орнитологии, Институт зоологии Центра биологических исследований Министерства образования и науки Республики Казахстан, проспект Аль-Фараби, 93, Академгородок, Алматы, 050060, Казахстан. E-mail: InstZoo@nursat.kz

Поступила в редакцию 14 ноября 2007

За период орнитологических исследований с 1972 по 2007 год я наблюдал более десятка случаев частичного альбинизма среди врановых и скворцов. Наиболее интересные привожу в этом сообщении.

Corvus frugilegus. В казахстанской части Центрального Тянь-Шаня, в верховьях Шалкудысу (2100 м н.у.м.) около устья Шакрамбалы, 3 августа 2006 в кочующей грачиной стае отмечен взрослый грач необычной окраски. Вся верхняя часть первостепенных маховых от основания и до самых концов, включая крылышко, средние и большие кроющие перья, были белыми. Они образовывали широкую белую полосу в верхней части крыла, тогда как нижняя была чёрной. Находились они симметрично на обоих крыльях, придавая этой птице, в летящей стае, оригинальный облик. Встреча документирована серией цветных снимков.

Corvus corone orientalis. В северных отрогах Терскей Алатау, в долине реки Большой Какпак ниже устья Кайчи, 5 августа 2006 в группе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.