Научная статья на тему 'О гнездовании дятлов в Ленинградской области'

О гнездовании дятлов в Ленинградской области Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
267
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О гнездовании дятлов в Ленинградской области»

25-26 июля 2004 небольшие группы кайр (от 3 до 5 особей), плававшие вблизи берега, неоднократно наблюдались в окрестностях лагеря нашей экспедиции, располагавшегося примерно в 15 км к югу от устья. Птицы были непугливы и подпускали людей почти вплотную. Вечером 26 июля группа из 3 особей (две взрослые и один прошлогодок) подплывала к растущим по всему берегу куртинкам дикого лука Allium schoenoprasum. При этом мы наблюдали, как кайры активно ощипывали головки растений.

Мы затрудняемся объяснить столь необычное поведение этих преимущественно рыбоядных птиц, тем более, что ближайшие гнездовые колонии кайр расположены на удалении около 200 км по прямой от места наших работ (птичьи базары в окрестностях пос. Беринговский к югу от мыса Гинтера). Однако сам факт, доказывающий некоторую связь кайр с растениями, на наш взгляд, весьма любопытен.

Ю 03

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2005, Том 14, Экспресс-выпуск 284: 315-319

О гнездовании дятлов в Ленинградской области

И.В.Прокофьева

Российский государственный педагогический университет,

Набережная реки Мойки, д. 48, Санкт-Петербург, 191186, Россия

Поступила в редакцию 13 февраля 2005

В литературе есть подробные описания особенностей гнездования дятлов в условиях Ленинградской области (Мальчевский, Пукинский 1983), однако дополнения и уточнения, которые возникают, когда продолжается работа в том же направлении и в том же месте, вряд ли могут быть лишними.

Мы проводили наблюдения в разных местах Ленинградской области, преимущественно в южной её части, в период с 1955 по 1988 г., а также в 1999 и 2000 гг. Всего удалось найти и описать 152 гнезда 3 видов дятлов. Однако в настоящей статье речь будет идти только о гнёздах большого Dendrocopos major и малого D. minor пёстрых дятлов, т.к. об единственном найденном гнезде седого дятла Picus canus, крайне немногочисленного в области, мы уже упоминали ранее (Прокофьева 2003).

Самым многочисленным на всём Северо-Западе России является большой пёстрый дятел. Мы нашли 143 гнезда этих птиц, причём в лесах разного типа. Из таблицы 1 видно, что они явно предпочитают селиться в смешанном лесу, где удалось найти 104 их гнезда, тогда как в лесах других типов их дупел значительно меньше, хотя и там они всё-таки встречаются. Об их неприхотливости в выборе мест гнездования можно найти сведения в литературе (Мальчевский, Пукинский 1983), но в то же время существуют указания и на то, что они избегают тёмнохвойных лесов таёжного типа (Осмоловская, Формозов 1950).

Биотоп Число гнёзд

D. major D. minor

Ельник 1 —

Елово-берёзовый лес 7 —

Елово-лиственный лес 8 —

Елово-сосновый лес 2 —

Сосновый лес 4 —

Сосново-лиственный лес 4 —

Лиственный лес на границе с сосняком — 1

Смешанный лес 104 4

Лиственный лес в пойме 10 2

Кустарники в пойме — 1

Осинник 1 —

Аллея из лиственных деревьев 1 —

Парк 1 —

Всего: 143 8

Таблица 2. Деревья, избираемые Dendrocopos major и D. minor для выдалбливания дупел

Деревья Число гнёзд

D. major D. minor

Pinus sylvestris 6 —

Populus tremula 103 —

Ainus incana 9 1

Betula pendula 8 —

Salix spp. 2 —

Ulmus glabra 1 —

Сухие и сломанные деревья 14 6

Обгорелые деревья — 1

Всего: 143 8

Известно, что сроки размножения у больших пёстрых дятлов поздние и вылет молодых происходит в основном во второй половине июня или даже в июле (Мальчевский, Пукинский 1983). Что касается наших наблюдений, то самое раннее оставление молодыми гнезда мы отметили 16 июня 1958. Обычно же вылет происходит в 20-х числах июня, чаще всего 22-26 июня.

При выборе деревьев для устройства гнёзд большие пёстрые дятлы отдают предпочтение осине Populus trémula (Гладков 1951; Мальчевский, Пукинский 1983). И действительно, как показывает таблица 2, осина не имеет конкурентов в этом отношении среди других деревьев. Один раз мы даже нашли дупло этих птиц в единственной осине, росшей в сосновом лесу, хотя в соснах дятлы тоже гнездятся, правда, редко.

Высота расположения дупел варьировала от 1.5 до 20 м. В литературе есть сведения о том, что в 80% случае она изменяется в пределах от 3 до 5 м,

а в 10% — от 5 до 8 м (Мальчевский, Пукинский 1983). У нас же получилась несколько иная картина. Половина дупел находилась на высоте 5-9 м, а 43 дупла располагались в 10-15 м от земли. Низко расположенных дупел, от 1.5 до 4.5 м, было около двух десятков, а расположенных высоко, на высоте 16-20 м, было всего несколько. Таким образом, в тех условиях, в которых мы вели наблюдения, большие пёстрые дятла гнездились значительно выше, чем указывается в упомянутом литературном источнике.

Так называемых “ложных” дупел, т.е. недостроенных, мы отметили совсем немного — всего 3. Под деревьями, где они были, мы нашли свежие стружки, но птенцы в этих дуплах так и не появились, хотя в двух случаях вблизи держались дятлы.

Несколько дупел располагались несколько иначе, чем прочие. Одно было сделано на месте морозобойной трещины, а входные отверстия трёх других располагались под наростами на стволах. Последнее наблюдали и другие орнитологи (Гладков 1951). Прошлогодние дупла, как известно, большие пёстрые дятлы используют редко (Гладков 1951; Мальчевский, Пукинский 1983). Мы отметили 4 таких случая, причём одно из этих дупел дятлы использовали дважды — в 1960 и в 1962 году, т.е. через год.

С помощью компаса мы определили ориентацию летка у 20 дупел. На юг, юго-запад и юго-восток были направлены летки 12 дупел, в то время как на восток только 3, на северо-запад 2 и на север — 3. Эти цифры показывают, что дятлы, очевидно, всё-таки не совсем безразлично относятся к тому, куда направлены лётные отверстия их дупел.

Интересно, что большие пёстрые дятлы определённым образом конкурируют с малыми пёстрыми. Иногда они просто используют их дупла после того, как увеличат их в соответствии с собственными размерами (Гладков 1951), но наряду с этим случается, что и выгоняют малых пёстрых дятел из их дупел, где последние уже насиживают свои яйца (Sermet 1973).

Наряду с этим дятлы могут гнездиться в том же дереве, где тоже в дупле уже живут другие птицы, и при этом их не трогают, несмотря на то, что им свойственна склонность разорять чужие гнёзда. Мы уже писали о том, как в 1956 году нашли осину, в дуплах которой поселились скворцы Stumus vulgaris и большие пёстрые дятлы (Прокофьева 2004). Дупло первых было расположено на высоте 10 м, а дятлов — 7 м.

Считается, что в кладках Dendrocopos major содержится от 3 до 7 яиц, чаще всего 5 (Мальчевский, Пукинский 1983). Расширив летки дупел, мы проверили содержимое 6 гнёзд. Оказалось, что в двух выводках было по 5 птенцов, а в остальных — 2, 3, 4 и 8. Таким образом, 7 яиц для больших пёстрых дятлов отнюдь не является пределом.

Иногда под гнёздами удавалось находить, помимо свежих стружек, ещё и скорлупки яиц. Это было отмечено 4 раза. Очевидно, вынося во время вылупления скорлупу, дятлы случайно роняли её на землю.

В двух случаях можно было говорить о разорении гнёзд дятлов. В одном из них повинны мы, т.к. для проведения наблюдений за кормлением птенцов мы увеличили леток и тем самым открыли доступ в дупло, чем воспользовались дети. Что же касается другого гнезда, то кто его разорил — так и осталось неизвестным. В 6 гнёздах птенцы дятлов погибли. Причины их гибели установить не удалось. В одном из этих гнёзд птенцы, возможно,

погибли от холода, т.к. они были уже большими (с красными шапочками) и родители их не обогревали, хотя ночью температура воздуха опускалась до +2°С. Может быть, причина их гибели была другой: они могли отравиться насекомыми, пострадавшими от ядохимикатов при опыливании речной поймы. В другом гнезде умерли не все птенцы. Они гибли постепенно, один за другим. 6 июня 1971 в гнезде было 8 птенцов в возрасте 4-6 сут. 9 июня мы обнаружили уже только 6, т.к. 2 самых младших погибли. 16 июня в живых осталось 4 птенца. Из них ещё один погиб, а три птенца 21 июня успешно вылетели. Поскольку этот выводок состоял из разновозрастных птенцов, то возможно, что старшие птенцы перехватывали корм у младших и последние погибли от голода.

Интересно, что к 2 гнёздам с птенцами с кормом подлетал только самец. Возле одного из них самка время от времени появлялась, но никакого участия в кормлении птенцов не принимала.

Что касается малого пёстрого дятла, то из-за его малочисленности в Ленинрадской области нам удалось найти только 8 его гнёзд. Как и другие исследователи, работавшие в этой области (Мальчевский, Пукинский 1983), мы обнаружили, что эти дятлы гнездятся почти исключительно в смешанных и лиственных лесах, растущих в поймах рек и ручьёв. Это видно из таблицы 1. Отметим, однако, что в других местах их можно видеть на гнездовье преимущественно только в поймах крупных рек (Назарова 1959).

Сроки размножения у малого пёстрого дятла примерно такие же, как и у большого пёстрого. В самом раннем гнезде 10 июня большие птенцы уже выглядывали из дупла, но 15 июня гнездо ещё не покинули. В поздних же гнёздах, которых под нашим наблюдением было три, птенцы 21 июня ещё находились в гнёздах.

При выборе деревьев для устройства дупел малые пёстрые дятлы обращают внимание прежде всего на те, которые легче всего долбить. Как показывает таблица 2, из 8 известных нам гнёзд только одно находилось в живом дереве, а остальные — в сломанных или обгорелых.

В литературе есть указание на то, что малые пёстрые дятлы могут устраивать дупла на различной высоте, причём так, что самые низко расположенные дупла находятся на высоте меньше метра, а наиболее высоко — до 20 м над землёй (Мальчевский, Пукинский 1983). В нашем случае 1 дупло было устроено на высоте 6 м, 3 — 5 м, 2 — 3 м, 1 — 2 м и ещё 1 — в 1.7 м от земли. Таким образом, амплитуда колебания высоты расположения дупел не отличалась таким размахом, о котором шла речь в литературном источнике, указанном выше.

Малые пёстрые дятлы, так же как и большие, не избегают соседства других птиц, если последние поселились в дуплах в том же дереве, которое они выбрали для гнездования. Так, нами был отмечен случай, когда дупло малого пёстрого дятла, выдолбленное в сухом дереве на высоте 5 м от земли, располагалось на 1 м выше старого дупла, где гнездилась мухоловка-пеструшка Ficedula hypoleuca.

Согласно сведениям, имеющимся в литературе, большинство выводков D. minor состоит из 4 или 5 птенцов, как исключение — из 6. Мы подсчитали птенцов только в одном гнезде, где их оказалось 6. Кстати сказать, если бы не наше вмешательство, эти птенцы могли бы погибнуть. Родители

кормили их, но не обогревали, хотя они и нуждались в этом, т.к. им было всего несколько дней. Пришлось забрать их и подложить в другие гнёзда.

Из всего сказанного следует, что особенности гнездования D. major и D. minor имеют много общего. Главное различие можно видеть в общей численности и плотности гнездящихся птиц, высоких у первого и очень низких у второго вида.

Литература

Гладков H.A. 1951. Род пёстрые дятлы ИПтицы Советского Союза. М., 1: 574-608. Мальчевский A.C., Пукинский Ю.Б. 1983. Птицы Ленинградской области и сопредельных территорий: История, биология, охрана. JL, 1: 1-480.

Назарова И.В. 1959. К экологии дятлов Волжско-Камского края НТез. докл. 2-й Всесоюз.

орнитол. конф. М., 2: 59-60.

Осмоловская В.И., Формозов А.Н. 1950. Очерки экологии некоторых полезных птиц леса// Птицы и вредители леса / А.Н.Формозов, В.И.Осмоловская, К.Н.Благосклонов. М.: 34-142. Прокофьева И.В. 2003. Дополнения к материалам по птицам Ленинградской области // Рус.

орнитол. журн. 12 (225): 637-645.

Прокофьева И.В. 2004. Расположение гнёзд разных птиц на одних и тех же деревьях //Рус.

орнитол. журн. 13 (253: 170-173.

Sermet Е. 1973. Le pic épeichette Dendrocopos minor délogé par lépeiche Dendrocopos major II Nos Oiseaux 32 (346): 3-9.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2005, Том 14, Экспресс-выпуск 284: 319-320

О двух случаях нападений хохотуньи Larus cachinnans на птенцов кулика-сороки Haematopus ostralegus на озере Алаколь

H.H.Березовиков, В.А.Грачёв

Лаборатория орнитологии, Институт зоологии Центра биологических исследований Министерства образования и науки, проспект Аль-Фараби, 93, Академгородок,

Алматы, 480060, Казахстан. E-mail: lnstZoo@nursat.kz

Поступила в редакцию 16 декабря 2004

Хищничество хохотуньи Larus cahinnans в местах колониального гнездования птиц широко распространено на южных водоёмах. Перечень видов птиц, подвергающихся нападениям этих чаек, весьма обширен (Долгушин 1962; Юдин, Фирсова 1988; Фундукчиев 1990). На озере Алаколь (Юго-Восточный Казахстан) на острове Средний, где находится основное место гнездования хохотуньи, черноголового хохотуна L. ichthyaetus и реликтовой чайки L. relictus, 1 июня 1973 мы встретили выводок кулика-сороки Haematopus ostralegus с 1 нелётным птенцом величиной почти в половину взрослой птицы. На наших глазах этого птенца схватили, утащили на воду, разорвали

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.