ISSN 1026-5627
Русский орнитологический журнал 2019, Том 28, Экспресс-выпуск 1794: 3152-3158
О гнездовании большой белой Casmerodius albus и серой Ardea cinerea цапель на озере Вербенка (Островский район Псковской области)
Г.Л.Косенков, С.А.Фетисов
Геннадий Леонидович Косенков, Сергей Анатольевич Фетисов. Национальный парк «Себежский». Ул. 7 Ноября, д. 22, г. Себеж, Псковская область, 182250, Россия. E-mail: Seb_park@mail.ru
Поступила в редакцию 17 июня 2019
Предлагаемая работа служит продолжением исследования, начатого А.В.Богуславским (2019) 23 мая 2019 года между деревней Анту-ши и озером Вербенка, в 14 км юго-западнее города Острова. Следуя тогда на автомашине по трассе Остров — Пыталово, ему удалось впервые зарегистрировать факт размножения серой цапли Ardea cinerea и предположить гнездование большой белой цапли Casmerodius albus в Островском районе в окрестностях озера Вербенка. К сожалению, как это часто бывает в пути, А.В.Богуславский не смог детально обследовать заинтересовавшее его место, но почти сразу довёл свою информацию до других орнитологов, и именно это обстоятельство позволило сотрудникам национального парка «Себежский» уточнить детали размножения этих цапель в тот же полевой сезон. Конечно, такой оперативности всецело способствовали возможности, предоставляемые для орнитологов А.В.Бардиным на страницах «Русского орнитологического журнала». Авторы глубоко признательны как А.В.Богуславскому, так и А.В.Бардину, потому что всем вместе удалось успешно довести до конца ещё одно общее и важное для всех дело.
Повторное обследование окрестностей озера Вербенка (рис. 1) нам удалось провести 7 июня 2019, всего через несколько дней после выхода в свет статьи А.В.Богуславского (2019). Рекогносцировочный осмотр местности произведён нами с автотрассы (А, рис. 1) и просёлочной дороги (Д, рис. 1), позволяющей добраться до юго-западного берега озера Вербенка. Во время предварительного наблюдения удалось отметить, что между автотрассой и озером (О) находятся сильно заболоченный осоково-хвощовый заливной луг с вкраплением зарослей широколистного рогоза Typha latifolia (Л); полоса залитых водой (местами до 1 м) и усохших кустов ив Salix spp. (К); куртины высокой и густой травянистой водной растительности с доминированием тростника Phragmites australis (Т) и лиственный лес (ЛЛ). Общая их площадь почти равна площади озера, т.е. 30 га. Хорошим ориентиром на болоте служит линия электропередачи (ЛЭП), разделяющая пространство между озером и автотрассой примерно на две равные части (рис. 1).
Рис. 1. Картосхема окрестностей озера Вербенка.
О — западная часть озера; А — автотрасса Остров — Пыталово; Л — просёлочная дорога к озеру;
ЛЭП — линия электропередачи; Л — осоково-хвощовый заливной луг; К — полоса залитого водой и усохшего ивняка; Т — травянистая растительность с доминированием тростника;
ЛЛ — лиственный лес. Места гнездования: 1 — серой цапли, 2 — большой белой цапли.
Помимо того, 7 июня нам удалось наблюдать с просёлочной дороги серую цаплю, находившуюся на уровне вершин кустарника, расположенного неподалёку от линии электропередачи, что позволило потом сузить район тщательных поисков до площади примерно того круга, который нанесён на рисунке 1, в пределах которого мы действительно нашли гнёзда как серой, так и большой белой цапель.
Остаётся уточнить вероятную численность и особенности гнездования цапель, размножающихся в 2019 году на болоте, примыкающем с запада к озеру Вербенка.
Серая цапля Ardea cinerea
По данным А.В.Богуславского (2019), 23 мая 2019 на болоте у озера Вербенка была одна серая цапля, сидевшая на кустах ивы, а под ней на сделанной фотографии явно просматривалась гнездовая платформа. Наши сведения, полученные 7 июня 2019, полностью подтвердили эти наблюдения. При осмотре береговой линии озера Вербенка мы не
• • Г7 и и
заметили днём 7 июня ни одной серой цапли, хотя допускаем, что они могли охотиться и на других обводнённых участках местности — как на болоте, так и в поймах канав и ручьёв, впадающих в озеро, а также на протекающих неподалёку речках Вербенке и Утрое. Однако на примыкающем к озеру Вербенка болоте мы провели в поисках гнёзд цапель более 2 ч, но за это время над болотом появились только две, а,
возможно, одна и та же серая цапля (рис. 2), прилетевшая на значительной высоте со стороны реки Утрои.
Оба раза прилетевшие серые цапли проявляли в воздухе над болотом определённое беспокойство, делали 2-3 круга над нами, но не садились, а улетали прочь. Можно предположить, что именно им и принадлежало единственное найденное нами на болоте гнездо этого вида.
Рис. 2. Серая цапля Ardea cinerea, прилетевшая к гнезду на болоте возле озера Вербенка. 7 июня 2019. Фото авторов.
Рис. 3. Гнездо (слева) и птенец (справа) серой цапли Ardea cinerea. Болото на западной стороне озера Вербенка. 7 июня 2019. Фото авторов.
Гнездо серой цапли находилось на одном из кустов ивы на самой периферии полосы ивняка между автотрассой, лиственным лесом и озером и неподалёку от ЛЭП. Гнездо представляло собой типичную постройку цапель, хотя находилось оно не на дереве, как это обычно бывает в Псковской области (Фетисов 2015; Щеблыкина, Борисов, Урядо-ва 2018), а на кусте усохшей в воде ивы (рис. 3). Оно было построено из
тонких сухих сучьев ивы в виде перевёрнутого и усечённого внизу конуса и опиралось своим основанием на многочисленные ветви, отходящие от основного ствола. Его диаметр вверху равнялся 70-75 см, и почти такой же была высота гнезда, несмотря на то, что отчасти гнездо уже было растоптано птенцами. Над уровнем воды гнездо возвышалось на 2 м и находилось чуть выше метёлок окружавшего его тростника. Глубина воды в районе гнезда составляла около 80 см.
При нашем появлении в гнезде находился всего один уже довольно крупный птенец (рис. 3). Время от времени он активно махал крыльями и пытался залезть на расположенные выше ветки куста, хотя каждый раз сползал после этого в гнездо. Заглянуть в гнездо без риска поломать поддерживавшие его ветки мы не смогли, поэтому точное его содержимое (яйца-болтуны или спрятавшиеся более маленькие птенцы) осталось нам неизвестно. Не исключено также, что более старшие птенцы (если они там были) могли покинуть на время своё убежище при нашем приближении или выпасть из гнезда, залезая на соседние ветки куста, и прятаться в его окрестностях.
Таким образом, 23 мая 2019 А.В.Богуславский (2019) впервые зарегистрировал размножение серой цапли в Островском районе Псковской области. Помимо того, это второй случай — после размножения серых цапель в 1995 году на восточном берегу Псковского озера между деревнями Дуб-Бор и Липно (Ильинский, Фетисов 1998) — когда серые цапли гнездились не на деревьях, а на кустах, залитых водой.
Большая белая цапля Casmerodius albus
В отличие от А.В.Богуславского (2019), заметившего с автотрассы 23 мая несколько больших белых цапель*, сидевших в густых зарослях прошлогоднего тростника и частично усохшего ивняка (на расстоянии примерно 300 м от берега озера Вербенка и 200 м от шоссе), мы, несмотря на упорные поиски на болоте, смогли найти только одно гнездо этого вида. При этом оно находилось не в предполагаемых нами 20 м от гнезда серой цапли, где белые цапли были отмечены Богуславским, а в 120-150 м к юго-западу от этого гнезда и по другую сторону от ЛЭП (рис. 1). У северного берега озера кормилась всего одна большая белая цапля, как это было и 23 мая, а на самом болоте за 2.5 ч нашего присутствия 7 июня одиночные белые цапли появились только трижды, каждый раз делая 1-2 круга над нами и оценивая обстановку, а потом улетали прочь (рис. 4). Ни одна из них не поднялась и не прилетела, чтобы сесть на кусты или в заросли тростника в других частях болота. Так что, скорее всего, на болоте гнездилась единственная пара.
* К сожалению, при этом не удалось установить возраст этих цапель по цвету их клювов. Не исключено, что часть из них — неполовозрелые особи, не привязанные к этой территории, а только временно кормившиеся и отдыхавшие в тот день у озера Вербенка.
Рис. 4. Большие белые цапли Casmerodius albus у озера Вербенка. 7 июня 2019. Фото авторов.
Рис. 5. Гнездо (слева) и птенец (справа) большой белой цапли Casmerodius albus на болоте у западного берега озера Вербенка. 7 июня 2019. Фото авторов.
Гнездо больших белых цапель было построено не на кусте ивы и даже не на заломе тростника, а на плотной «подушке» из густой травянистой растительности рядом с кустом, расположенным на границе полосы ивняка и обширной куртины тростников (рис. 1) неподалёку от ЛЭП. В основании гнезда находились не сломанные, а лишь примятые цаплями у самой воды стебли прошлогоднего тростника. Само же гнездо (рис. 5) было сделано, тем не менее, не из тростника, а из сухих прутиков, отломленных, возможно, на соседней с ним иве; тростника не было даже в лотке гнезда. Диаметр гнезда на уровне лотка равнялся примерно его высоте и не превышал 60 см. Основание гнезда оставалось совершенно сухим, хотя глубина воды под ним была от 0.6 до 0.8 м. Высоко поднявшийся молодой и очень густой тростник, а также
другие травянистые растения так хорошо маскировали всю гнездовую постройку, что, не раздвинув стебли тростника, её было не видно с расстояния 1.5-2.0 м. В гнезде больших белых цапель 7 июня 2019 находилось 3 разновозрастных птенца, самому старшему их них, видимо, было не более недели (рис. 5). Остатков скорлупы яиц или пищи не обнаружено. При появлении человека возле гнезда птенцы не проявили никаких агрессивных реакций, а, наоборот, пытались спрятаться на дальнем конце лотка, прижимаясь к гнезду и залезая под свешивающиеся над краем гнезда листья тростника. Вскоре после начала осмотра птенцам стало жарко на солнце, поэтому сразу же после фотосъёмки мы замаскировали гнездо и ушли.
Рис. 7. Места размножения большой белой цапли Casmerodius albus в Псковской области.
1 — озёра Ороно и Себежское в национальном парке «Себежский» (по: Фетисов 2017);
2 — озеро Бардово в Бежаницком районе (по: Григорьев 2019); 3 — болото на западном
берегу озера Вербенка в Островском районе (Богуславский 2019; наши данные). На врезке: гнездо с птенцами большой белой цапли у озера Вербенка. Фото авторов.
Одна взрослая большая белая цапля перед нашим появлением (в 13 ч 40 мин) находилась на гнезде и, скорее всего, укрывала птенцов от солнечных лучей, поскольку температура воздуха в это время даже в тени превышала 30°С. Однако при нашем приближении к гнезду на 50-80 м, хотя мы и не видели друг друга, цапля поднялась на крыло, сделала над гнездом два круга и улетела с болота. При такой осторожности, тем не менее, мы не смогли вспугнуть на болоте других цапель, в том числе в районе найденного нами гнезда, в связи с чем предполагаем, что в 2019 году на болоте возле озера Вербенка гнездится всего одна пара больших белых цапель.
Таким образом, после находок, сделанных в Себежском и Бежа -ницком районах (Фетисов 2017; Григорьев 2019), Островский район оказался третьим местом размножения большой белой цапли в Псковской области (рис. 6). Для того, чтобы понять пути дальнейшего расселения этого вида и освоения им территории области, желательно предпринять более широкомасштабные обследования подходящих мест обитания больших белых цапель в разных районах, особенно в южной части области — так называемом Псковском Поозерье.
Литератур а
Богуславский А.В. 2019. Большая белая Casmerodius albus и серая Ardea cinerea цапли на озере Вербенка (Островский район Псковской области) // Рус. орнитол. журн. 28 (1785): 2809-2811.
Григорьев Э.В. 2019. Колония серой Ardea cinerea и большой белой Casmerodius albus цапель у озера Бардово (Бежаницкий район Псковской области) // Рус. орнитол. журн. 28 (1779): 2592-2598. Ильинский И.В., Фетисов С.А. 1998. О видовом составе, характере пребывания и размещении птиц на восточном побережье Псковского озера и в дельте реки Великой летом 1995 года // Проблемы сохранения биоразнообразия Псковской области. СПб.: 34-74. (Тр. СПбОЕ. Сер. 6. Т. 1). Фетисов С.А. 2015. О местах гнездования серой цапли Ardea cinerea в Псковской области
// Рус. орнитол. журн. 24 (1094): 146-153. Фетисов С.А. 2017. Большая белая цапля Casmerodius albus — новый гнездящийся вид Псковской области и Северо-Запада России // Рус. орнитол. журн. 26 (1485): 33693387.
Щеблыкина Л.С., Борисов В.В., Урядова Л.П. 2018. Гнездование серой цапли Ardea cinerea в Псковской области // Рус. орнитол. журн. 27 (1626): 2928-2932.