Научная статья на тему 'О ГИГИЕНИЧЕСКОМ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ'

О ГИГИЕНИЧЕСКОМ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ГИГИЕНИЧЕСКОМ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ»

Выводы

1. Наиболее важными в эпидемиологическом отношении этапами технологического процесса производства молока и молочных продуктов являются мойка танков готовой продукции, линии розлива фляжного и бутылочного молока, линия производства сметаны, а также соответствующие виды продукции.

2. К профессиям, имеющим наибольшую эпидемиологическую значимость, относятся мойщики танков готовой продукции и фляг, операторы и контролеры на линиях розлива молока и сметаны, заквасочницы.

3. Так называемая потенциальная энергия молочного фактора передачи (вовлечение в процесс до 25% потребителей) позволяет предполагать его доминирующее положение не только в диагностированных молочных вспышках, но и в значительной части спорадических заболеваний дизентерией.

4. Рекомендован ряд мероприятий, направленных на снижение активности молочного пути распространения острых кишечных инфекций (изменение действующих направлений поставок молока — от молочнотоварной фермы до городского молочного завода; эпидемиологическая очередность мер технологического совершенствования молочного производства; дифференциация кратности и сроков бактериологических обследований представителей различных профессий).

5. Метод моделирования эпидемического процесса с использованием в качестве исходного момента колибактеринопрофилактики целесообразно использовать в практике санитарно-бактериологического контроля противоэпидемического режима и своевременного выявления молочного фактора передачи острых кишечных инфекций.

6. Предлагается ввести понятие противоэпидемического потенциала молочного предприятия как объективно устанавливаемую способность его препятствовать распространению «меченого» кишечного микроба через продукцию к ее потребителям.

ЛИТЕРАТУРА. БашенинВ. А. Общая эпидемиология. Л., 1958. — П е р е т ц Л. Г. Значение нормальной микрофлоры для организма человека. М,, 1955. — Субботина Ю. Л. Ж. микробиол., 1964, № 11, с. 58.

Поступила 27/11 1974 г.

УДК 61-4:3741:37

Н. М. Петров, Л. А. Садкова

О ГИГИЕНИЧЕСКОМ [ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Чувашский республиканский Дом санитарного просвещения, Новочебоксарск

Мы хотим рассказать о деятельности чувашского Дома санитарного просвещения, связанной с воспитанием и обучением школьников.

Проверками было установлено, что в общеобразовательных школах республики педагоги и медицинские работники недостаточно занимались гигиеническим обучением и воспитанием детей. Молодые учителя приходили в школы не подготовленные к гигиеническому обучению учащихся, а медицинские работники были плохо осведомлены о том, как правильно организовать и проводить санитарное просвещение в школах. Методической литературы имелось недостаточно.

Этот вопрос был обсужден на совместном заседании коллегий Министерств здравоохранения и просвещения, а затем на заседании Совета Министров Чувашской АССР, где был рассмотрен и утвержден комплексный план мероприятий по улучшению медицинского обслуживания, санитарного состояния и санитарно-гигиенического обучения и воспитания уча-

щихся общеобразовательных школ. На основании этого плана республиканским Домом санитарного просвещения совместно с Министерством просвещения республики за последние 3 года проделана большая многоэтапная работа по организации и методике гигиенического обучения учащихся.

С целью изучения и распространения опыта гигиенического обучения учащихся в Чебоксарах была создана базовая школа, где нами совместно с детской поликлиникой инфекционной больницы проводились различные организационно-методические мероприятия — семинарские занятия с пе- ~ дагогами и медицинскими работниками, обсуждение уроков практической гигиены, биологии, физики и химии. Для педагогов был организован ме-» тодический уголок с материалами по гигиеническому обучению учащихся, для школьников передавался радиожурнал «Здоровье», работали медико-биологические кружки, школа здоровья для учащихся старших классов, регулярно оформлялись уголки здоровья, устраивались тематические вечера, посвященные физической культуре, выдающимся деятелям медицины, месячники и дни здоровья. В распространении среди учащихся санитарно-гигиенических знаний широко использовалась школьная библиотека; для их родителей функционировал университет педагогических и медицинских знаний. К проведению оздоровительных мероприятий широко привлекался санитарный актив.

Перед началом 1972/73 учебного года был организован республиканский семинар главных врачей санэпидстанций, районных педиатров, председателей районных комитетов Общества Красного Креста, а в начале 1973 г. — республиканский семинар заведующих районными (городскими) отделами народного образования, инспекторов и методистов Института усовершенствования учителей. На семинаре изучались вопросы организации и методики гигиенического обучения школьников. Одно из занятий было посвящено ознакомлению участников семинара с опытом работы базовой школы. По просьбе директоров школ были организованы межрайонные семинары педагогов, заведующих учебной частью по внеклассной работе и медицинских работников школ.

За последние 2 года на 21 семинаре, организованном республиканским Домом санитарного просвещения по вопросам гигиенического обучения и воспитания учащихся общеобразовательных школ, присутствовало 316 медиков, 2917 работников просвещения и активистов общества Красного Креста.

Кроме того, в дни августовских совещаний учителей ежегодно проводятся консультативные семинары работников просвещения. В 1973 г. в их программу были включены следующие темы: «Профилактика острых кишечных инфекционных заболеваний», «Гигиена учебных занятий и отдыха», «Режим дня школьников», «Формы и методы гигиенического обучения и воспитания учащихся»; в 1974 г. — «Гигиена зрения школьника», «Пагубное влияние алкогольных напитков на организм детей», «Половое воспитание детей школьного возраста». Для осуществления этой важной работы в сельских районах и городах подготовлена и разослана соответствующая методическая литература.

Проводилось курсовое гигиеническое обучение обслуживающего персонала по программе, специально разработанной сотрудниками Дома санитарного просвещения. С Чувашским институтом усовершенствования учителей достигнута договоренность о включении во все циклы повышения квалификации педагогов лекций сотрудников Дома санитарного просвещения на тему: «Организация и методика проведения гигиенического обучения школьников».

Следует еще добавить, что Дом санитарного просвещения придает большое значение обеспечению школ методической литературой. С этой целью нами типографским способом в достаточном количестве размножены методические материалы: «Гигиеническое обучение и воспитание учащихся 1-х и 2-х классов начальной школы», «Гигиеническое обучение и воспита-

ние учащихся 3-х классов начальной школы», «Гигиена девочки и девушки» (примерные беседы со школьницами 6—7-х, 8-х, 9—10-х классов), разработанные Центральным научно-исследовательским институтом санитарного просвещения, а также методические материалы «Гигиеническое обучение и воспитание учащихся 1-х и 2-х классов чувашской начальной школы», «Санитарно-гигиенический режим школы» (памятка для директоров общеобразовательных школ), рекомендации по организации и методике гигиенического обучения школьников, материалы по профилактике острых кишечных инфекционных заболеваний среди учащихся и их режиме дня, составленные сотрудниками Дома санитарного просвещения.

Проведен республиканский смотр-конкурс санитарных бюллетеней на тему «Охрана здоровья школьников». Санитарные бюллетени, занявшие призовые места, размножены путем фотографирования и разосланы в виде Ч альбомов в районные и городские санэпидстанции.

Для повышения гигиенических знаний школьников используются многие формы массовой пропаганды. Только в 1973/1974 учебном году охране здоровья школьников были посвящены 3 телевизионные передачи. В первой передаче под названием «Хотим быть здоровыми» был показан утренник здоровья в базовой школе, подготовленный учащимися 4-х классов, во второй передаче — праздник здоровья в пионерском лагере. Третья передача под названием «Охрана здоровья школьников» завершалась репортажем из базовой школы, во время которого говорилось о проводимой в ней работе по гигиеническому обучению и воспитанию учащихся. Республиканское радио провело передачи «Каникулы продолжаются» (о летнем отдыхе), «О гигиеническом воспитании школьников в семье» и др.

В республиканской газете младших школьников «Клич пионера» ежемесячно появляется рубрика «В кабинете Доктора Айболита». Совместно с редакцией этой газеты проведена викторина под девизом «Твое здоровье — в твоих руках»; первый тур ее был посвящен режиму для школьника, второй — личной гигиене школьника.

Надо сказать, что проводимые нами мероприятия дали возможность активизировать деятельность педагогов и медицинских работников по гигиеническому обучению школьников, привить им санитарно-гигиенические навыки, что способствовало успешной борьбе с кишечными инфекциями и аскаридозом. За последний год в общеобразовательных школах не зарегистрировано групповых вспышек острых кишечных инфекционных заболеваний, удалось снизить заболеваемость острой дизентерией на 32,2%, а пораженность гельминтами — на 10—15%.

Поступила 28/X 1974 г

УДК 614.78:002.2

М. Л. Факторович

ОПЫТ5ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕСТНОЙ ПЕЧАТИ В ПОДЪЕМЕ САНИТАРНОЙ

КУЛЬТУРЫ ГОРОДА

Великолукские городские Дом санитарного просвещения и санэпидстанция

Город Великие Луки входит в состав'Псковской области. Население его составляет около 98 ООО человек. Медико-санитарное обслуживание населения города осуществляется объединенными с поликлиниками городской, детской и железнодорожной больницами, объединенным с женской консультацией родильным домом, противотуберкулезным, онкологическим, кожно-венерологическим, психоневрологическим и врачебно-физкультур-ным диспансерами, городской и узловой железнодорожной санэпидстанциями и другими учреждениями здравоохранения.

Великолукские городские Дом санитарного просвещения и санэпидстанция добились максимального использования страниц местной газеты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.