ки, если расчеты основаны на рассмотренных выше ФХС.
Вероятно, можно получить определенные математические зависимости между ПДК и СБА или другими показателями, более точно характеризующими биологическую активность веществ, и путем дальнейшего накопления экспериментального материала, полученного на одном методическом уровне.
Литература. Вредные вещества в промышленности.
Под ред. Н. В. Лазарева. Л., 1976, т. 1—2; 1977, т. 3. Заугольников С. Д., Кочанов М. М., Лойт А. О. и др. —
Вести. АМН СССР, 1975, № 3, с. 75. Каган Ю. С. Общая токсикология пестицидов. Киев, 1981, с. 140.
Количественная токсикология./Голубев А. А., Люблина Е. И., Толоконцев Н. А. и др. Л., 1973. Лазарев Н. В. Неэлектролиты. Л., 1944. Методические указания по применению расчетных и экспресс-экспериментальных методов при гигиеническом нормировании химических соединений в воде водных объектов. М., 1979.
Биологически высокоактивное вещество аминокислота метионин (а-амино-у-метнлтио-н-мас.пяная кислота) нашла широкое применение как в здравоохранении, так и в народном хозяйстве. Потребность в промышленном производстве больших количеств фармацевтического и кормового метиони-на велика. В животноводстве и птицеводстве он используется в качестве биостимулятора роста. Биологическая роль метионина определяется его участием в синтезе цистеина, адреналина, убихи-нона, в обмене катехоламинов, витаминов и ряда ферментов, катализирующих основные биохимические процессы в организме. Вместе с тем работы о санитарно-гигиенических условиях мест производства метионина единичны (Е. А. Меерсон; С. В. Вдовин и Г. Г. Панченко). Дальнейшее расширение сферы применения метионина, а также широкий спектр его биологического действия в малых дозах придают особое значение вопросу о содержании метионина в окружающей среде. Это обусловливает необходимость разработки нормативов содержания метионина в атмосферном воздухе.
Нами был изучен технологический процесс производства кормового метионина, дана оценка его рефлекторного и резорбтивного действия, проведены острый и подострый санитарно-токсикологи-ческий эксперименты. На основании полученных данных обоснованы величины допустимой концентрации метионина в атмосферном воздухе.
Предприятие, занятое получением кормового и фармацевтического метионина, является крупно-
Методические указания по санитарно-гигиеническому контролю полимерных строительных материалов, предназначенных для применения в строительстве жилых и общественных здании. М., 1980.
Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе и воде. Л., 1975.
Спыну Е. И., Иванова Л. Н. — Гиг. труда, 1969, № 7, с. 18.
Справочник химика. Л.—М., 1963, т. 1—2. т
Основы общей промышленной токсикологии. Под ред. Н. А. Толоконцева, В. А. Филова. Л., 1976.
Экспрессные методы определения токсичности и опасности химических веществ./Заугольников С. Д., Кача-нов М. М., Лойт О. А. и др. Л., 1978.
Поступила 14.12.82
Summary. It has been shown that the physico-chemical properties of hydrocarbons, as well as their MAC in the work zone cannot be used for obtaining calculated values for MACs of hazardous substances in the air, work zone and water bodies. The discrepances between the calculated and experimentally established values for most substances range from 5 to +1000 times.
тоннажным производством с перспективой увеличения мощности в одиннадцатой пятилетке в 4 раза. Принцип получения продукта заключается в синтезе Р-метилмеркаптопропионового альдегида из метилмеркаптана и акролеина в присутствии катализатора триэтиламина с последующим цианированием альдегида до гидантоина, гидролизом последнего и выделением метионина. Несмотря на то что производство оборудовано современными газопылеулавливающими сооружениями, на стадии сушки и расфасовки метионин^ пыль его с воздухом местной и общеобменной вентиляции поступает в атмосферу. Полученный продукт — метионин — представляет собой белый кристаллический порошок с мол. массой 149,2, /пл- 280 °С, плохо растворимый в воде (при температуре 50—60 °С растворяется 5%).
Для оценки рефлекторного действия вещества определен порог его обонятельного ощущения на 25 практически здоровых людях в возрасте от 18 до 23 лет. Всего изучено 4 концентрации, каждая из которых предъявлялась добровольцам трижды. В исследованиях использовали кормовой метионин ГОСТ 23423—79 с массовой долей основного вещества 99,1%. Результаты показали, что пороговая концентрация кормового метионина равна 3,13 мг/м3, максимально неощутимая — 2,30 мг/м3. ^
С целью изучения токсикодинамических свойств метионина проведены острый и подострый эксперименты.
УДК 613.632.4:577.112.51:81». 155.»
П. Г. Ткачев, В. В. Веденькин, О. В. Дмитриева, В. П. Воронов
О ГИГИЕНИЧЕСКОМ НОРМИРОВАНИИ КОРМОВОГО МЕТИОНИНА В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ
Рязанский медицинский институт им. И. П. Павлова
В остром эксперименте 70 белым беспородным крысам-самцам перорально вводили суспензию ме-тионина. Клиническая картина острой интоксикации характеризовалась как изменениями со стороны желудочно-кишечного тракта, так и снижением двигательной активности животных, умень-шением времени реакции на звуковой и световой раздражители. Последнее, на наш взгляд, свидетельствовало о нарушении деятельности центральной нервной системы животных. Величину LD^ рассчитывали методом пробит-анализа с вычислением доверительных интервалов по Miller и Та-inter (1944). Она составила 36 000 ±6200 мг/кг. Согласно ГОСТу 12.1.007 «Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества», метионин может быть отнесен к группе малоопасных веществ IV класса.
В подостром эксперименте было изучено влияние на организм белых крыс 3 доз метионина (перорально): 3600 мг/кг (1/10 LDM) — I серия, 360 мг/кг (1/100 LDM) — II серия, 36 мг/кг (1/1000 LD50) — III серия. Контролем служили интакт-<*ные животные. Продолжительность эксперимента 60 дней. В контрольной и опытной группах было по 15 животных. Действие веществ на организм в течение эксперимента оценивали по изменению массы тела, активности холинэстеразы цельной крови, сыворотки, печени, мозга, а также по составу периферической крови — количеству эритроцитов, гемоглобина, лейкоцитов. По окончании затравки и через 30 дней после ее прекращения животных декапитировали, определяли массовые коэффициенты внутренних органов и проводили их морфологическое исследование.
Результаты подострого эксперимента свидетельствуют о том, что метионин во всех 3 исследованных дозах оказывал существенное влияние на показатели белой и красной крови. В конце затравки обнаружено статистически достоверное уменьше-А ние количества эритроцитов крови до 3,2 ±0,2 млн. при действии 1/10 LD50 (0<0,01) и 4,0±0,1 млн. при дозе 1/100 LD50 (Я<0,01) и 4,0±0,2 млн. при дозе 1/1000 LD50 (Р=0,05) против 4,7±0,1 млн. в 1 мм3 крови в контроле. По окончании восстановительного периода полной нормализации эритроцитов ни в одной из групп не произошло. Их количество хотя и не выходило за пределы физиологических колебаний, однако было достоверно ниже аналогичного показателя в контрольной группе. Сходное действие оказывал метионин и на содержание гемоглобина. Оно достоверно уменьшалось при действии 1/10 LD50 метионина, начиная с 15-го дня затравки, а доз 1/100 LD50 и 1/10 000 LD50 — с 30-го дня эксперимента и составило в конце наблюдения соответственно 11,1± ±0,5 ед. (Я<0,05), 11,2±0,4ед. (Я<0,05) и 11,1 ± +0,6 ед. (Р<0,05). Уровень гемоглобина в кро-* ви ннтактных животных в это время составлял 12,3±0,3 ед. На содержание лейкоцитов метионин оказывал разнонаправленное действие. 1/10 LD60, вводимая в течение 60 дней, вызывала у жи-
вотных стойкую лейкопению, не нормализующуюся в конце восстановительного периода (7,7± ±1,3 тыс. лейкоцитов в 1 мм3 у животных I серии при контроле 12,2±0,9 тыс.; Я<0,001). Дозы 1/100 и 1/1000 ЬЭзо вызывали в конце эксперимента незначительный лейкоцитоз, сменившийся в конце восстановительного периода умеренной лейкопенией (соответственно 8,9±1,2 тыс., Р<0,05, и Ю,3±1,2 тыс., Р>0,5). Изучение активности холинэстеразы показало, что метионин оказывает выраженное действие преимущественно на бу-тирилхолинэстеразу, особенно печени. Активность холинэстеразы печени в конце эксперимента достоверно повысилась по сравнению с контролем в I и II сериях опытов (/><0,001). В конце восстановительного периода в обеих группах отмечалось достоверное ингибнрование активности фермента в печени (соответственно на 25 и 24% по сравнению с контролем; Р<0,05). Изменение активности ацетил холинэстеразы мозга и эритроцитов не было выражено.
Масса тела крыс на протяжении затравки существенно не отличалась от контроля. Однако у всех подопытных животных обнаружено достоверное увеличение массовых индексов печени (соответственно 45,7±2,0, Р<0,001, 39,7±0,8, Я<0,001, 36,5±0,9, Р<0,05, при контроле 35,2±0,1), а также почек и сердца. Патоморфологнческое исследование по окончании эксперимента выявило лишь параспецифические изменения внутренних органов: гиперхромность ядер отдельных гепато-цитов в печени, белковую дистрофию эпителия извитых канальцев первого порядка в почках, переваскулярный и перецеллюлярный отек вещества головного мозга.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют, что дозы 1/10 ЬОзд, 1/100 ЬОьо, 1/1000 ЬЭ^ действуют на организм животных в подостром эксперименте. Самым чувствительным показателем действия метионина на организм мы считаем изменение количества эритроцитов.
Результаты исследований были использованы для обоснования гигиенического норматива кормового метионина в атмосферном воздухе. Использование в расчетах уравнений регрессии, коррелирующих величину максимально разовой ПДК и ЬО50 (М. М. Кочанов и соавт.), молекулярную массу (Б. Никифоров и соавт.), температуру плавления (Б. Никифоров и соавт.), дало большой разброс результатов — от 0,0003 до 7,7 мг/м3, что затруднило выбор норматива. Наиболее надежным оказался прогноз величины максимально разовой ПДК по порогу запаха (Ю. А. Кротов; Г. И. Сидоренко и М. А. Пинигин). Исходя из величин, полученных с помощью каждой из этих формул, в качестве наиболее обоснованной ПДК кормового метионина была взята величина 0,60 мг/м3,
выведенная из уравнения: ПДКмаксмалыю паэо-МтоН
вап =-5-мг/м3 (Н.Г. Андреещева), с пятикрат-
ным коэффициентом запаса по отношению к порогу обонятельного ощущения.
Расчет среднесуточной ПДК кормового метио-нина проводили по уравнениям регрессии с использованием базисных признаков, таких, как ЬОьо (М. М. Кочанов и соавт.), молекулярная масса и температура плавления (Б. Никифоров и соавт.). Получен значительный разброс величин — от 0,0004 до 9,1 мг/м3. Учитывая, что метионин оказывает слабо выраженное рефлекторное и достаточно выраженное резорбтивное действие (что подтверждается результатами подострого опыта), мы не сочли возможным для прогнозирования среднесуточного норматива использовать уравнения
регреССИИ, СВЯЗЫВаЮЩИе ПДК среднесуточную и ПДК максимально разовую (Е- И. СпЫНу И
Л. Н. Иванова, и др.). По данным Б. Никифорова и соавт., предпочтительнее делать расчет по формулам, рекомендуемым для соответствующего класса химических соединений, поскольку химический состав в большей или меньшей степени сказывается на биологическом эффекте. Для класса, к которому относится метионин (органические кислоты), существует лишь уравнение: ПДК среднесуточная =0,0325+0,004 • плавления (Б. Никифоров и соавт., 1979). Рассчитанная таким образом концентрация равна 0,15 мг/м3.
На основании полученных данных нами рекомендована экспериментально обоснованная максимально разовая ПДК кормового метионина на уровне 0,6 мг/м3, одобренная секцией «Гигиена атмосферного воздуха» проблемной комиссии по гигиене окружающей среды.
Таким образом, использование расчетных формул, а также краткосрочных экспериментов дает возможность в сравнительно короткое время обосновать безопасные уровни воздействия новых, неизученных веществ на стадии проектирования и реконструкции их производства. Наиболее надежной является концентрация кормового метио- * нина, полученная в расчетных формулах и основанная на величине порога обонятельного ощущения вещества.
ЛИТЕРАТУРА. Вдовин С. В., Панченко Г. Г. — В кн.: Гигиена труда в химической промышленности. Волгоград, 1975, с. 88—89. Кочанов М. М., Лойт А. О., Заугльников С. Д. и др. —
Гиг. и сан., 1974, № 8, с. 74—81. Кротов Ю. А. — Там же, 1971, № 12, с. 8—12. Меерсон Е. А. — Гиг. труда, 1970, № 6, с. 40—42. Сидоренко Г. И., Пинигин М. А. — Гиг. и сан., 1972,
№ 3, с. 93—95. Спыну Е. И., Иванова Л. Н. — Гиг. труда, 1969, № 7, с. 18—20.
Никифоров Б., Табакова С., Калпаэапов И. и др. — Гиг. и сан., 1979, № 10, с. 56—61.
Поступила 04.11.82 f
Summary. The findings obtained in studies of the phy-sico-chemical and toxicological properties of methionine ■were used to substantiate its atmospheric air form. The value of 0.60 mg/m3 derived with the help of N. G. And-reyescheva formula (1977) and with the 5-fold safety coefficient in terms of olfactory threshold was recommended as experimentally valid one-time MAC. The value of 0.15 mg/m3 derived by the formula suggested by B. Niki-forov for a class of organic acids was recommended as the 24-hour Tentative Safety Exposure Level.
УДК 614.777-074
Г. Н. Красовский, я. И. Вайсман, Б. Р. Витвицкая, 3. И. Жолдакова, Н. В. Зайцева, А. А. Королев, Н. В. Лядова, Л. М. Ривкина, Ю. Б. Шафиров, И. Н. Скачкова
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ОБОСНОВАНИЮ ПДК ВЕЩЕСТВ В ВОДЕ НА ОСНОВЕ СХЕМЫ ЭТАПНОГО НОРМИРОВАНИЯ
Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва; I ММИ им. И. М. Сеченова; Политехнический институт, Пермь; НИИ органических полупродуктов и красителей, Москва
Концепцией схемы этапного нормирования вредных веществ в воде водных объектов является использование различных по сложности методических схем, адекватных количественным параметрам токсичности и опасности химических ингредиентов. Применение этой схемы предусматривает существенное сокращение длительности и объема токсиколого-гигиенических исследований (Г. Н. Красовский).
С целью разработки методических и практических вопросов повышения эффективности исследований по гигиенической регламентации вредных веществ в воде водных объектов нами была орга-
низована и проведена комплексная работа по ускоренной регламентации группы близких по химической структуре веществ.
Исследовали 19 ароматических аминосоедине-ний, которые могут быть отнесены к числу приоритетных веществ как основные загрязняющие компоненты сточных вод предприятий органических полупродуктов и красителей. Исследования носили комплексный характер и выполнялись по единой программе Институтом общей и коммуналь- " ной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, 1 ММИ им. И. М. Сеченова (кафедра коммунальной гигиены), Пермским политехническим институтом