Научная статья на тему 'О ГИГИЕНИЧЕСКОМ НОРМИРОВАНИИ ФЕНОЛА В ВОДЕ ВОДОЕМОВ'

О ГИГИЕНИЧЕСКОМ НОРМИРОВАНИИ ФЕНОЛА В ВОДЕ ВОДОЕМОВ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
96
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC STANDARDIZATION OF PHENOL IN WATER BODIES

The authors suggest a differential standardization of phenol in water bodies. Besides the previously determined hygienic standard value at the level of 0.001 mg/l judging by the specific smell imparted by phenol to water during its chlorination, phenol at concentrations within 1 mg/l may be considered to be permissible in certain cases, when drinking water treatment processes do not include chlorination. These standards can be applied as well to surface waters, containing large amounts of algae, as the phenols formed in these waters do not produce a chlorphenol smell.

Текст научной работы на тему «О ГИГИЕНИЧЕСКОМ НОРМИРОВАНИИ ФЕНОЛА В ВОДЕ ВОДОЕМОВ»

УДК 613.32:547.562.1

О ГИГИЕНИЧЕСКОМ НОРМИРОВАНИИ ФЕНОЛА В ВОДЕ

ВОДОЕМОВ

Доктор мед. наук Я• И. Костовецкий, 3. И. Жолдакова

Киевский научно-исследовательский институт общей и коммунальной гигиены

им. А. Н. Марзеева

Одноатомный фенол (карболовая кислота) является одним из наиболее распространенных компонентов производственных сточных вод. Особенно высокие концентрации его встречаются в сточных водах, образующихся при термической переработке твердого топлива (коксохимические, сланцеперерабатывающие и лесохимические предприятия, газогенераторные станции), а также при производстве фенолфталеина, салициловой кислоты и салола, на шпалопропиточных заводах, заводах регенерации резины и др.

Этим определяется то, что в ряде случаев концентрация фенола в воде, несмотря на технологические и санитарно-технические мероприятия, превышает его гигиенический норматив (0,001 мг/л). Известно, что эту величину установили, исходя из способностей фенолов образовывать при хлорировании воды специфический «аптечный» запах.

В тех случаях, когда невозможно использовать всю сточную воду повторно в оборотном производственном цикле водоснабжения, приходится применять сложную, многоступенчатую, дорогостоящую систему очистки с тем, чтобы сброс очищенных стоков не привел к превышению допустимой концентрации фенолов. Однако даже при наиболее современных очистных сооружениях этого удается достигнуть в условиях значительного разбавления сточных вод в сравнительно крупных водоемах. Данное обстоятельство послужило одним из мотивов, заставивших нас критически подойти к оценке опасности фенольных соединений с точки зрения влияния их на санитарные условия водопользования и здоровье населения.

В последнее время все чаще рекомендуют заменять хлор другими реагентами для обеззараживания воды, не дающими с фенолом хлорфенольных запахов.

Нельзя не учитывать известные данные о возможности загрязнения водоемов фенольными соединениями также за счет развития водной флоры, в частности сине-зеленых водорослей (О. С. Ровинская и соавт.; Chalupa). Этот фактор приобрел особое значение в связи с интенсивным строительством крупных водохранилищ с использованием воды зарегулированных водоемов для хозяйственно-питьевых нужд, так как,процессы массового развития и отмирания сине-зеленых водорослей характерны именно для искусственных водоемов с большими площадями мелководий и замедленным течением. Так, при изучении качества воды Кременчугского водохранилища установлено, что в местах массового скопления водорослей количество фенолов может достигать 1 мг/л. Опыты с пробным хлорированием анализируемой воды показали, что фенолы, образующиеся при «цветении» воды, не содержат в своем составе соединений, способствующих возникновению хлорфенольного запаха.

Таким образом, все чаще отмечаются случаи, когда при гигиенической оценке источника водоснабжения нет основания ориентироваться на утвержденный норматив, установленный для карболовой кислоты по органо-лептическому признаку вредности.

Стремясь достигнуть лучшей достоверности полученных данных, мы наряду с обычными приемами изучали влияние фенолов на органолептиче-ские свойства воды объективным методом с оценкой рефлексов слюноотделения как адекватного показателя реакции нервно-секреторного аппарата на раздражение рецепторов пищеварительного тракта ингредиентами, воспринимаемыми вкусовым анализатором человека. Для этого полость рта

орошали водой, содержащей различные концентрации фенолов, а также определяли уровень секреции околоушной слюнной железы (Ю. JI. Петров и Я. И. Костовецкий).

Исследования показали,что пороговая величина нехлорированных фенолов по влиянию на привкус воды находится на уровне 1 -иг/л; та же концентрация является пороговой и для запаха воды. Известно также, что фенол подвергается биохимическому окислению и в сравнительно высоких концентрациях не нарушает процессов естественного самоочищения водоемов от органического загрязнения.

Для гигиенической оценки фенола требовалось определить степень опасности его g для организма человека, так как соответствующие данные литературы отсутствуют. С этой целью были проведены санитарно-токсикологические исследования с постановкой острого, подострого и хронического экспериментов. Полученные данные подвергли статистической обработке с вычислением критерия í Стьюдента — Фишера, по методу ван дер Вардена, а также с применением методов расчета по альтернативному признаку.

Судя по результату острых опытов, фенол при однократном внутрижелудочном введении проявляет выраженные токсические свойства; его LD50 для белых мышей i составляет 427 (395,54-458,5) мг/кг, а для белых крыс — 512 (455-^-568,1) мг/кг с несущественными различиями в чувствительности различных видов лабораторных животных. Симптомы отравления указывают прежде всего на нарушение дыхательной функции, местное раздражающее действие и поражение центральной нервной системы.

Литературные данные свидетельствуют об отсутствии материальной кумуляции фенола в организме (Deichmann; Р. Т. Вильяме, и др.). В опытах на белых мышах с I целью изучения способности фенола к функ- Щ циональной кумуляции нами был определен коэффициент ее (С. Н. Черкинский и соавт.) на уровне 19,1. Это, а также отсутствие летальных исходов при проведении опыта по Лиму на белых крысах позволило заключить, что фенол не обладает выраженными кумулятивными свойствами. Последнее обстоятельство обусловило выбор достаточно высоких доз в подостром и хроническом опытах.

В подостром опыте при введении дозы, соответствующей Vio LD60, наблюдалось увеличение количества связанных фенолов в моче, уменьшение уровня свободных SH-

групп в крови через 2 недели и 1 месяц затравки, снижение холинэстеразной активности цельной крови и насыщенности нейтрофилов пероксидазой, определяемой цитохимически.

В конце опыта через 2 месяца введения вещества установлены повышение фагоцитарной активности лейкоцитов, эозинопения и снижение веса надпочечников.

При хроническом введении фенола в дозе 5 мг/кг наиболее существенными оказались изменения уровня свободных БН-групп в цельной крови (см. таблицу). Наряду с этим отмечено угнетение холинэстеразной актива ности крови в конце 2-го и 4-го месяцев эксперимента (Р<0,01), увеличение ее в печени, а также отставание в приросте веса молодых животных в первые 3 месяца опыта.

Другие показатели (морфологический состав крови, количество мет-гемоглобина в крови, уровень белков и соотношение белковых фракций в сыворотке крови, фагоцитарная активность лейкоцитов, содержание фенолов в моче и т. п.) не изменялись на всем протяжении опыта.

Сопоставляя приведенные материалы с результатами патоморфоло-гических исследований и дополнительной серии, опытов при определении активности некоторых ферментативных процессов и функционального состояния паренхиматозных органов с помощью метионина, меченного Б35, и пробы с бромфеноловым синим, а также с данными литературы, мы нашли, что фенол при поступлении в желудочно-кишечный тракт теплокровных животных оказывает местное раздражающее действие, приводит к нарушению функционального состояния паренхиматозных органов (печень, почки) и вызывает изменения, обусловленные метаболизмом его в организме. Изменения окислительно-восстановительных процессов связаны, в частности, с блокированием свободных БН-групп в крови. Под влиянием токсических доз препарата нарушаются процессы связывания и выведения его из организма.

В ходе хронического санитарно-токсикологического опыта на белых крысах и белых мышах оказалось, что фенол в дозах 0,5 и 0,05 мг/кг не вызывал нарушения функционального состояния органов и систем организма по целому ряду тестов, в том числе реакций со стороны центральной нервной системы.

Очевидно, доза 0,5 мг/кг (10 мг/л воды) является недействующей по санитарно-токсикологическому признаку вредности.

Сравнивая результаты изучения свойств нехлорированного одноатомного фенола, можно считать доказанным, что в токсикологическом отношении он не представляет большой опасности. Его влияние на здоровье населения сказывается лишь в дозе, в 20 раз превышающей ту, которая приводит к изменению привкуса и запаха воды.

Таким образом, и для нехлорированного фенола лимитирующим признаком вредности остается органолептический, но гигиенический норматив может быть рекомендован на уровне, в 1000 раз более высоком, чем для хлорированного фенола (1 мг/л).

Это имеет большое значение с точки зрения санитарного контроля за водоемами и заслуживает внимания в экономическом отношении, исходя из того, что современными методами очистки сточных вод, без специальных приемов доочистки, в большинстве случаев может быть обеспечен такой уровень содержания фенолов в воде в пунктах пользования ею.

Нам представляется, что все сказанное служит достаточным основанием для того, чтобы доказать необходимость установления 2 нормативов фенола, о чем писала еще в 1954 г. М. М. Калабин^. Теперь для этого имеются не только более веские показания, но и конкретные научно обоснованные данные. В частности, если в водопроводе в качестве обеззараживающего агента используется хлор, предельно допустимая концентрация фенола должна оставаться на уровне 0,001 мг/л\ во всех остальных случаях она может быть рекомендована на уровне 1 ме/л.

в

ЛИТЕРАТУРА

Вильяме Р. Т. В кн.: Биохимия фенольных соединений. Под ред. Дж. Харбор-на. М., 1968, с. 166.— Петров Ю. Л., Костовецкий Я- И. Гиг. и сан., 1960, ( № 1 с. 21.— Р о в и н с к ая Р. С., Ф е д и й В. А., Ф е д и й С. П. Научн. докл- 1 высш. школы биол. науки, 1964, № 4, с. 159.— Черкинский С. Н., Красов. с к и й Г. Н., Тугаринова В. Н. В кн.: Санитарная охрана водоемов от загрязнения промышленными сточными водами. М., 1964, в. 6, с. 290.— С h а 1 u р a L., Csl. Hyg., 1962, т. 7, с. 445.— Deichmann W. В. В кн.: Industrial Hygiene and Toxicology. New York, 1949, v. 2 p. 1023.

Поступила 13/VII 1970 r

HYGIENIC STANDARDIZATION OF PHENOL IN WATER BODIES Ya. I. Kostovetsky, Z. /. Zholdakova

The authors suggest a differential standardization of phenol in water bodies. Besides the previously determined hygienic standard value at the level of 0.001 mg/l judging by the specific smell imparted by phenol to water during its chlorination, phenol at concentrations within I mg/l may be considered to be permissible in certain cases, when drinking water treat- • ment processes do not include chlorination. These standards can be applied as well to surface waters, containing large amounts of algae, as the phenols formed in these waters do not produce a chlorphenol smell.

УДК 613.5:628.852

ВЛИЯНИЕ ТЕПЛОЗАЩИТНЫХ СВОЙСТВ ОГРАЖДЕНИЙ НА РАДИАЦИОННЫЕ ТЕПЛОПОТЕРИ ЧЕЛОВЕКА В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ

л

Канд. мед. наук М. Н. Григорьева, канд. техн. наук И. А. Казанцев,

Н. В. Шагов ^

Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт и Ленинградский зональный научно-исследовательский институт типового и экспериментального проектирования

жилых и общественных зданий

Тепловой комфорт человека в помещении определяется сбалансированным теплообменом его тела с окружающей средой. Особое значение имеет теплоотдача человеком радиацией на окружающие предметы, главным образом на ограждения, так как при низкой температуре ограждений значительная часть теплопотерь происходит путем излучения.

При расчете сопротивления теплопередаче наружных ограждений, нормируя температурный перепад (А/в) между температурой внутреннего воздуха (/„) и внутренней поверхности ограждения (тв), СНиП не учитывает влияния на тепловое самочувствие человека радиационной темпера- ф туры, которая зависит от температуры как поверхности ограждения, так и воздуха помещения.

Мы попытались в своей работе с помощью теоретических расчетов показать, что формула по определению сопротивления теплопередачи требует изменения путем введения в нее показателя, учитывающего температуру внутренней поверхности наружного ограждения. В связи с этим изменяются радиационные температуры помещений, а это в свою очередь влияет на отдачу тепла радиацией. При натурных теплофизических испытаниях жилых помещений было под!верждено это положение.

Исследования Н. К. Пономаревой, М. С. Горомосова о совместном влиянии средней радиационной температуры и температуры воздуха в помещении на самочувствие человека выявили зону их комфортных сочетаний, которые и следует положить в основу теплотехнического расчета наружных щ огра ждений.

\

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.