обычно в зарослях кустарников, живых изгородях, реже на деревьях (Белик и др. 2000; Хохлов 2000; Рябицев 2002; Чернобай 2004). Имеет тенденцию к расселению (Белик 2000), с 1960-х годов увеличилось число птиц, гнездящихся в городах Европы.
15 июля 2008 на западной окраине Элисты в одном из домов частного одноэтажного сектора была встречена пара коноплянок, собиравших строительный материал. Самка подбирала собачью шерсть, а самец её сопровождал. В тот же день мы нашли их гнездо во дворе дома на соседней улице. Оно располагалось в густых зарослях винограда, служащих крышей беседки, в 5 м от входа и в 3.2 м от земли. В последующие дни гнездо было достроено, но осталось неиспользованным.
12 июля 2009 в 150 м от места прошлогодней находки было обнаружено строящееся гнездо коноплянки. Оно располагалось на одиночно растущем у жилого дома со стороны улицы густом абрикосе высотой 3.3 м на высоте 2 м от земли. 30 июля 2009 утром в гнезде было 4 птенца и 1 яйцо, а 1 августа — 5 птенцов. Разница в возрасте между старшим и младшим птенцами, судя по размерам и степени развития, составляла не менее двух дней (вылупились, соответственно, 27-28 и 30 июля). По расчётам, первое яйцо в этом гнезде должно было быть отложено 15-16 июля. Возможно, это была вторая кладка, т.к. 29 июля в этом районе видели вместе трёх коноплянок самочьей окраски, которые могли быть молодыми птицами из первого выводка.
На основании вышеприведённых данных, подтверждённых фотографиями птиц, птенцов, гнёзд и биотопов, коноплянка для Калмыкии должна считаться обычной зимующей и пролётной и редкой гнездящейся птицей.
Ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2013, Том 22, Экспресс-выпуск 921: 2596-2597
О гибели птиц на автомобильных дорогах в Харьковской области
В.А.Ковалев
Второе издание. Первая публикация в 1998*
Летом (июнь-август) 1980 года на двух полукилометровых отрезках асфальтированной автомобильной дороги у посёлка Лиман (Змиев-ской район Харьковской области) были проведены регулярные учёты
* Ковалев В.А. 1998. К гибели птиц на автомобильных дорогах // [Материалы 3-й конф. молодых орнитологов Украины]. Черновцы: 70-71.
сбитых автомашинами птиц. Первый отрезок дороги проходил через пустырь, луг, поле и заканчивался на окраине посёлка. Второй — пересекал поля с зерновыми и сахарной свёклой. Интенсивность движения автотранспорта была низкой и составляла в дневное время всего лишь 15-80 машин в час.
Несмотря на небольшую численность автотранспорта, на дороге была отмечена гибель от столкновения с машинами 112 птиц 8 видов. Среди них преобладали полевые воробьи Passer montanus — 82 экз. и деревенские ласточки Hirundo rustica — 19. Кроме них, на контролируемых отрезках дороги были найдены погибшие от столкновения с автотранспортом обыкновенные скворцы Sturnus vulgaris — 3, домовые воробьи Passer domesticus — 3, жёлтые трясогузки Motacilla flava — 2, зимородок Alcedo atthis — 1, обыкновенная овсянка Emberiza citrinella — 1 и хохлатый жаворонок Galerida cristata — 1. К августу число сбитых машинами птиц возрастало (см. таблицу).
Динамика гибели птиц от столкновения с автотранспортом на контрольных отрезках шоссе у посёлка Лиман (Змиевской район Харьковской области)
Найдено сбитых Ежедневная гибель птиц
Месяц птиц за месяц в пересчёте на 1 км шоссе
№ 1 № 2 № 1 № 2
Июнь б 1 O.4 O.O6
Июль 12 2 O.3 O.1
Август 73 13 5.2 O.3
Среди погибших от столкновения с машинами полевых воробьев и деревенских ласточек молодые птицы составляли соответственно 82% и 89%. Подавляющее большинство деревенских ласточек было сбито машинами на участке до 100 м от окраины посёлка.
Безусловно, на разных участках автомобильных дорог число столкновений птиц с автотранспортом сильно варьирует и зависит от плотности птичьего населения в окружающих дорогу ландшафтах, привлекательности для ряда видов обочин дороги в качестве кормовой стации, интенсивности движения автотранспорта и ряда других причин. Всё же следует признать, что автомобильные дороги являются одним из значимых факторов гибели птиц в антропогенном ландшафте.