Научная статья на тему 'О генетической связи философии и науки и их институциональной специфике'

О генетической связи философии и науки и их институциональной специфике Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
834
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ / ФИЛОСОФИЯ И НАУКА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА / GENETIC RELATIONSHIP / PHILOSOPHY AND SCIENCE / THE INSTITUTIONAL SPECIFICITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пузиков Владимир Георгиевич

Исследователи выделяют специфическую эвристическую функцию философии по отношению к научному познанию, которая наиболее заметна при выдвижении принципиально новых научных теорий. Именно философские исследования формируют самосознание науки, ее рефлексивность, развивают присущее ей понимание своих возможностей и перспектив, задают ориентиры ее последующего развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT GENETIC RELATIONS OF PHILOSOPHY AND SCIENCE AND THEIR INSTITUTIONAL SPECIFICITY

Researchers identify specific heuristic function of philosophy to scientific knowledge, which is most noticeable when proposing a fundamentally new scientific Theo-'. Philosophical studies form the selfconsciousness of science, its reflexivity, and develop an intrinsic understanding of their opportunities and prospects, provide a framework for its further development

Текст научной работы на тему «О генетической связи философии и науки и их институциональной специфике»

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2015. № 3 (15)

Раздел IV

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 1/001 © В. Г. Пузиков

В. Г. Пузиков

О ГЕНЕТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ И ИХ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИФИКЕ

Исследователи выделяют специфическую эвристическую функцию философии по отношению к научному познанию, которая наиболее заметна при выдвижении принципиально новых научных теорий. Именно философские исследования формируют самосознание науки, ее рефлексивность, развивают присущее ей понимание своих возможностей и перспектив, задают ориентиры ее последующего развития.

Ключевые слова: генетическая связь, философия и наука, институциональная специфика.

^“енетическая связь - это то, что отража-

I ет единство и происхождение сравни-

I ваемых объектов, (социальных институтов и др.), и то, что сближает их в процессе развития. Генетическая связь бывает и есть (она объективно существует независимо от воли и сознания человека или Бога) не только между природой и человеком, матерью и дитем, но и между различными дисциплинами, в нашем случае, между философией и наукой. Генетическая связь науки и философии обусловлена тем, что иначе и быть не может, и потому, что все науки «вышли» из философии. Науки - дети философии, а философия - их мать родная.

Вместе с тем, наука не отрицает предшествующие знания. В науке действует преемственность и принцип взаимопараллелизма. Философия переформулирует или отрицает предшествующие, так сказать, старые знания. Наука не имеет национальных границ, она безнациональна. Философия имеет национальные границы и представляет собой совокупность национальных философий: античную греческую, древнеиндийскую, китайскую, арабскую, немецкую классическую, русскую религиозную и др.

На вопрос «Что такое наука?» - можно услышать ответ: «Наука - сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и систематизация знаний о действительности - о законах природы, общества, мышления, получение нового знания -научного (истинного, объективного) и суммы знаний - теории». В научном сообществе существуют различные представления о науке. Согласно одному из них, наукой является все то, что способно научить. Начиная с XIX века, утвердилось другое представление о науке, образцом которой стали физика и математика. С этого времени науку стали сравнивать с котлом, в котором смешаны разного рода идеи, подогреваемые спорами, обсуждениями, успешными или неудачными экспериментами. Задача науки состоит в выделении объекта исследования и описании его в таком виде, в каком он существует независимо от субъекта ис-

следования сам по себе [5, с. 48-52]. Смысловое значение слова «наука» в различных языках примерно одинаково. Во-первых, это «углубиться во что-то и увидеть основания». Во-вторых, это «вскрытие чего-либо скрытого». Отсюда и основная задача науки - открыть нечто (например, закон), создать нечто (например, теорию), тем самым вскрыть скрытое, неявное.

На вопрос «Что такое философия?» - можно услышать ответ: «Это наука всех наук» (Пифагор). Наделение философии статусом - быть наукой всех наук -внушает априорное к ней уважение. Доминирующее положение философии заключается в том, что в ее ведении находятся все сферы человеческой мысли. Однако средневековый принцип гласит: «Незачем множить сущности без надобности», следовательно, если бы философия выступила в роли совокупного свода конкретных наук, то, растворяясь в нем, оказалась бы излишней. Философия как предельно сжатая сумма знания может стать подобной королю Лиру. Который, как известно, раздав дочерям все свое состояние, остался ни с чем и был выдворен на улицу. Так и у философии, в случае отождествления ее с наукой при отпочковании и дальнейшей дифференциации наук, может не остаться ни собственного предмета, ни собственной специфики, ни самостоятельной проблематики.

Надо полагать, что никакая сфера человеческого духа, и философия в том числе, не может вобрать в себя всю совокупность специальных конкретно-научных знаний о мироздании. Философ не может и не должен подменять собой работу физика, биолога, математика, социолога, политолога, экономиста и т. п. Философия не может быть наукой всех наук, стоять над частными дисциплинами, равно как она не может быть одной из частных наук. Многолетний спор философии и науки о том, в чем больше нуждается общество - в философии или науке, какова их действительная взаимосвязь, породил множество точек зрения и интерпретаций этой проблемы. Каково же соотношение науки и философии?

Специальные науки служат отдельным конкретным потребностям общества: медицине, технике, экономике, образованию и др. Они изучают свой специфический срез действительности, свой фрагмент бытия.

105

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2015. № 3 (15)_

Согласно Гегелю, научное мышление погружено в конечный материал и ограничено рассудочным постижением конечного Философию интересует мир в целом, она устремлена к целостному постижению универсума. Она задумывается о всеохватывающем единстве всего сущего, ищет ответ на вопрос: «Что есть сущее, поскольку оно есть». В этом смысле справедливо определение философии как науки «о первоначалах и первопричинах» [ 1 ; 2 ].

Частные науки обращены к явлениям, существующим объективно, то есть вне человека, независимо ни от человека, ни от человечества. Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки личностное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям и тем социальным последствиям, к которым может привести то или иное открытие. Фигура ученого, строй его мыслей и темперамент, характер исповеданий и жизненных предпочтений также не вызывает особого интереса. Закон тяготения, квадратные уравнения, система Менделеева, законы термодинамики объективны. Их действие реально и не зависит от мнений, настроений и личности ученого.

Мир в глазах философа - не просто статичный пласт реальности, но живое динамичное целое. Это многообразие взаимодействий, в котором переплетены причина и следствие, цикличность и спонтанность, упорядоченность и деструкция, силы добра и зла, гармонии и хаоса. Философствующий разум должен определить свое отношение к миру. Потому-то основной вопрос философии и формулируется как вопрос об отношении мышления к бытию (человека к миру). Принимая во внимание научные данные, она идет дальше, рассматривая вопрос о сущностном смысле и значимости процессов и явлений в контексте человеческого бытия.

Ни один из узких специалистов в процессе непосредственной научно-исследовательской деятельности не задается вопросом, как возникла его дисциплина, в чем ее собственная специфика и отличие от прочих. Если эти проблемы затрагиваются, «узкий ученый» вступает в сферу истории и философии науки. Философия всегда стремится выяснить исходные предпосылки всякого знания, в том числе и собственно философского. Она направлена на выявление таких достоверных основ, которые могли бы служить точкой отсчета и критерием для понимания и оценки всего остального (отличия истины от мнения, эмпирии от теории, свободы от произвола, насилия от власти). Предельные и пограничные вопросы, которыми отдельная познавательная область либо начинается, либо заканчивается, - излюбленная тема философских размышлений.

Наука занимает приоритетное место как сфера деятельности, направленная на выработку и систематизацию строгих, обоснованных объективных знаний о действительности. Наука - это форма общественного сознания, направленная на предметное постижение мира, выявление закономерностей и получение нового знания. Цель науки всегда была связана с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов.

Философия основывается на теоретикорефлексивном и духовно-практическом отношении

субъекта к объекту. Она оказывает активное воздействие на бытие посредством формирования новых идеалов, норм и культурных ценностей. К ее основным, исторически сложившимся разделам относятся: онтология, гносеология, диалектика, логика, этика, эстетика, а также антропология, социальная философия, история философии, философия религии, методология, философия науки и др. Главные тенденции развития философии связаны с осмыслением таких проблем, как мир и место в нем человека, судьбы современной цивилизации, единство и многообразие культур, природа человеческого познания, бытие и язык и т.д.

Для науки характерно кумулятивное движение вперед - накопление уже полученных результатов. Не будет же ученый заново открывать таблицу умножения или законы классической механики. Философия напротив, не может довольствоваться заимствованием уже полученных результатов. Нельзя, скажем, сегодня удовлетвориться ответом на вопрос о смысле жизни, предложенный средневековыми мыслителями.

Специфика философии в том, что она применяет свой особый метод рефлексии - метод «оборачивания на себя». Это свойство философии может быть обозначено как обратимость или рефлексивность. Наука опирается на факты и их экспериментальную проверку. Философия «витает в облаках». Она «уносится» в мир сущностей. Например, философское постижение красоты ориентировано на постижение этого явления с точки зрения всеобщего. В философском творчестве всегда происходит углубление человека в самого себя.

При соотношении науки и философии очевидны различия в понятийном аппарате. Язык философии отличается от языка науки. Философия создает собственный язык - язык категорий - предельных широких понятий, обладающих статусом всеобщности. Философия, предполагая разговор о мире с точки зрения всеобщего, нуждается в таких языковых средствах, которые бы смогли отразить безмерность и бесконечность мироздания. Таких, как форма и содержание; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность; явление и сущность и т.д. Они настолько широки, что не могут мыслиться составляющими других более широких понятий.

Часто встречается определение философии как науки о наиболее общих законах природы, общества и мышления. Насколько правомерно представление о философии как о науке может быть снят, если обратиться к критериям научности: повторяемость в наблюдении; интерсубъективность знания и независимость от личности ученого; воспроизводимость опыта; фальсифицируемость теории и др. И еще. Философия, при оговорке, что это - особая наука, наиболее общая, интересующаяся всем миром в целом, а не частными фрагментами действительности, тем, чем интересуется наука.

Наука видит действительность как совокупность причинно обусловленных исторических явлений, событий и процессов, охватываемых закономерностью, что может быть выражено законами (физики, математики, экономики и др.). Отвечает ли подобным критериям философия? Можно ли

106

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2015. № 3 (15)_

предположить, что философы будут слово в слово повторять положения одной и той же теории, приходить к идентичным выводам и добиваться воспроизводимости суждений? Вряд ли!

Философские теории нельзя проверить при помощи опыта или эксперимента. Они зависимы исключительно от личности философа. Очень важный критерий научности - опровержимость теории, ее фальсификация. Тогда как ненаучные построения, скажем, философские, неопровержимы. Их не может опровергнуть какой-либо факт, ибо они с фактами дело не имеют. А наука имеет дело с фактами.

Обладает ли философия, как и наука, практической значимостью? И «нет», и в большей степени «да». Открытия и достижения науки чаще всего имеют практическую значимость, а рассуждения философов бывают иногда вредны. Но иногда то, что предлагают философы практически полезно. Например, философия дает методы, с помощью которых можно направлять поведение людей.

Философия стремится найти предельные основания всякого сознательного отношения человека к действительности. Поэтому философское знание выступает не в виде логически упорядоченной схемы, а принимает вид развернутого обсуждения, детального формулирования всех трудностей анализа, критического сопоставления и оценки возможных путей решения поставленной проблемы. Отсюда известная сентенция: в философии важен не только достигнутый результат, но и путь к этому результату. Ибо этот путь и является специфическим способом обоснования результата.

Когда Исаак Ньютон восклицал: «Физика, бойся метафизики!» - он протестовал против того, что в философии, тем более умозрительной, невозможно найти единственный удовлетворяющий ответ на поставленный вопрос [4]. И если наука реализует достаточно строгую форму организованности, то философия не может похвастаться подобной однозначностью. Она всякий раз сталкивается с выстраиванием множества вариантов обоснований и опровержений. В ней нет таких истин, которые не вызывали бы возражений. Знаменитое изречение: «подвергай все сомнению», а также страстная неприязнь догматов - вот кредо философствующего разума. Философия опирается на разум, а наука на рассудок [3].

В науке по традиции принимается прогрессивное постепенное движение вперед, то есть развитие на основе накопления уже полученных результатов. Здесь уместен образ копилки, в которой, словно монетки, скапливаются крупицы истинных знаний. Специфика философского познания - это челночное движение, предполагающее возвращение к исходным предпосылкам и обогащение новым содержанием. Для философии

характерна переформулировка основных проблем на протяжении всей истории человеческой мысли.

Если допустить утверждение: «Философия - не наука», то оно может быть опровергнуто тем, что в ней господствует понятийность, ориентация на объективность, идея причинности и стремление к обнаружению наиболее общих, часто повторяющихся связей и отношений. Вот вам еще одно подтверждение генетической связи философии и науки. Вместе с тем в философии особую значимость приобретают ценностные ориентации. Согласно тезису античного мыслителя Протагора «человек есть мера всех вещей». Философия и по сей день, выдвигает свои обоснования в ценностной шкале человеческих смыслов. В современных науках значение ценностно-человеческого аспекта, «ценностно-целевых структур» тоже увеличивается. Философия и наука пристально интересуются судьбой научных открытий и теми социальными последствиями, к которым они могут привести, утверждая в качестве абсолютной ценности человеческую жизнь.

Разъясняя специфику философии, Бертран Рассел утверждал, что философия «является чем-то промежуточным между теологией и наукой. ... но подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения». Философия, по его мнению, Ничейная Земля между наукой и теологией, открытая, однако, для атак с обеих сторон. На многие философские вопросы: «Что есть мудрость, добро, в чем смысл жизни?» нельзя найти ответ в научной лаборатории. Неразрешимые вопросы с точки зрения науки и теологии оказываются уделом философии [7, с.11].

Раздел философии под названием «Философия науки» - это то предметное поле, которое соединяет философию и науку и где происходит взаимовлияние философии и науки. Развитие философии стимулируется развитием частных наук, а интеллектуальные инновации философского постижения мироздания служат строительными лесами научных открытий. В той своей части, которая называется «методология», современная философия предлагает дополнения в осмыслении формализованного и содержательного аппарата конкретных наук, а также ставит и решает проблему теоретических оснований науки и конкурирующих моделей роста научного знания. Исследователи выделяют специфическую эвристическую функцию философии по отношению к научному познанию, которая наиболее заметна при выдвижении принципиально новых научных теорий. Именно философские исследования формируют самосознание науки, ее рефлексивность, развивают присущее ей понимание своих возможностей и перспектив, задают ориентиры ее последующего развития.

Библиографический список

1. Гегель, Г.В.Ф. Система наук. 4.I. Феноменология духа [Текст] / Г. В. Ф. Гегель. - СПб.: Наука, 1999. -444 с.

2. Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук [Текст]: В 3 т. / Г. В. Ф. Гегель. - М., 19741977.

107

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2015. № 3 (15)_

3. Декарт, Р. Рассуждение о методе [Текст] / Р. Декарт. Соч.: В 2 т. - М., 1989. - Т. 1.

4. Ньютон, И. Математические начала натуральной философии [Текст] / И. Ньютон. - М: Изд-во Наука, 1989. - 709 с.

5. Пузиков, В.Г. Проблемы социологии науки [Текст] / В. Г. Пузиков// Омский научный вестник. -№1. -2004. - С.48-52.

6. Пузиков, В.Г. История и философия науки: курс лекций для аспирантов: учебное пособие [Текст] / В. Г. Пузиков. - Омск: Изд-во ОмГА, 2015. - 212 с.

7. Рассел, Б. История западной философии: В 2 т. [Текст] / Б. Рассел. - Новосибирск, 1994. - Т.1. - С. 11.

References

1. Gegel', G.V.F. Sistema nauk. Ch.l. Fenomenologija duha [Phenomenology of Spirit]/ G. V. F. Gegel'. -SPb.: Nauka, 1999.-444 s.

2. Gegel', G.V.F. Jenciklopedija filosofskih nauk [Encyclopedia of Philosophy]: V 3 t. / G. V. F. Gegel'. -M., 1974-1977.

3. Dekart, R. Rassuzhdenie о metode [Discourse on Method]/ R. Dekart. - Soch.: V 2 t. M., 1989. - T. 1.

4. N'juton, I. Matematicheskie nachala naturainoj filosofii [Mathematical Principles of Natural Philosophy]/ I. N'juton. - M: Izd-vo Nauka, 1989. - 709 s.

5. Puzikov, V.G. Problemy sociologii nauki [Problems of the sociology of science] / V. G. Puzikov // Omskij nauchnyj vestnik. - №1. - 2004. - S.48-52.

6. Puzikov, V.G. Istorija i filosofija nauki [History and Philosophy of Science: a course of lectures for graduate students: a tutorial]: kurs lekcij dlja aspirantov: uchebnoe posobie / V. G. Puzikov. - Omsk: Izd-vo OmGA, 2015. - 212 s.

7. Rassel, B. Istorija zapadnoj filosofii [History of Western Philosophy]. V 2 t. / B. Rassel. - Novosibirsk, 1994. - T.1. - S. 11.

ABOUT GENETIC RELATIONS OF PHILOSOPHY AND SCIENCE AND THEIR INSTITUTIONAL SPECIFICITY

Vladimir G. Puzikov,

Professor, Siberian Institute of Business and Information Technologies

Abstract. Researchers identify specific heuristic function of philosophy to scientific knowledge, which is most noticeable when proposing a fundamentally new scientific Theo-'. Philosophical studies form the selfconsciousness of science, its reflexivity, and develop an intrinsic understanding of their opportunities and prospects, provide a framework for its further development.

Key words: genetic relationship, philosophy and science, the institutional specificity.

Сведения об авторе:

Пузиков Владимир Георгиевич - доктор философских наук, профессор Сибирского института биз неса и информационных технологий (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: puzikov@omgpu.ru.

Статья поступила в редакцию 10.09.2015.

108

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.