Научная статья на тему 'О гендерном аспекте любви и влюбленности'

О гендерном аспекте любви и влюбленности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
603
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЮБОВЬ / ВЛЮБЛЕННОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЛ / ФЕМИНИННОСТЬ / МАСКУЛИННОСТЬ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ БРАКОМ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Майоров А. А., Духарева А. В.

Статья посвящена исследованию влияния психологического пола, уровня маскулинности и фемининности на специфику выстраивания личностью взаимоотношений с противоположным полом. Анализируются понятия «влюбленность» и «любовь». На основании исследований отечественных и зарубежных психологов по данной тематике авторы выдвигают гипотезу о том, что совпадение уровня маскулинности женщины с уровнем фемининности мужчины может отрицательно сказаться на взаимоотношениях пары. Проводится эксперимент с супружескими парами, подтверждающий гипотезу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О гендерном аспекте любви и влюбленности»

3. Стюарт Й., Джойнс В. Жизненный сценарий: как мы пишем историю своей жизни [Электронный ресурс] // Библиотека фонда содействия развитию психической культуры. - Киев, 2000. - Режим доступа: http://psylib.org.ua/ books/stewj01/index.htm.

О ГЕНДЕРНОМ АСПЕКТЕ ЛЮБВИ И ВЛЮБЛЕННОСТИ

© Майоров А.А.*, Духарева А.В.*

ООО «С-Комфорт», г. Москва

Статья посвящена исследованию влияния психологического пола, уровня маскулинности и фемининности на специфику выстраивания личностью взаимоотношений с противоположным полом. Анализируются понятия «влюбленность» и «любовь». На основании исследований отечественных и зарубежных психологов по данной тематике авторы выдвигают гипотезу о том, что совпадение уровня маскулинности женщины с уровнем фемининности мужчины может отрицательно сказаться на взаимоотношениях пары. Проводится эксперимент с супружескими парами, подтверждающий гипотезу.

Ключевые слова любовь, влюбленность, психологический пол, фе-мининность, маскулинность, удовлетворенность браком.

Современного человека можно назвать одержимым любовью, а вернее ее поиском. Тренинги для женщин «как встретить и удержать своего единственного», пикап для мужчин... Но чаще всего, когда мы наконец встречаем «подходящего» человека, счастье длится недолго. Почему отношения порой заканчиваются так быстро?

Согласно данным Росстата на 2012 год число разводов в РФ составляет половину от заключенных браков. В 2012 году на 1 213 616 браков пришлось более половины разводов. По статистике большинство разводов приходится на первые три года брака.

Мы считаем, что в данной ситуации правомерно говорить не только о кризисе института семьи и брака, но и о кризисе любви. Чувство, которое побуждает людей создавать семью, похоже, не достаточно сильно для того, чтобы удержать их брак на плаву. Почему современный человек, одержимый мечтами и поисками любви, оказывается у разбитого корыта?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться в механизмах зарождения таких сложных чувственных и эмоциональных комплексов, как влюбленность и любовь.

* Генеральный директор.

* Психолог-консультант.

Влюбленность - это сильное положительно-окрашенное чувство, направленное на другого человека, сопровождающееся потребностью в его присутствие, совместной с ним деятельности. Первая влюбленность выступает новообразованием периода ранней юности (16-18 лет). Чаще всего она перерастает из дружеских отношений молодых людей [3, с. 127].

Влюбленность сопровождается сужением сознания человека, т.е., пребывая в состоянии влюбленности, мы сконцентрированы на объекте своего чувства. С этим связана постоянная потребность в контакте с партнером: свидания, звонках, переписке и т.п.

Еще один процесс, сопровождающий влюбленность, это идеализация партнера. Идеализация имеет большое значение для развития отношений. Данный процесс позволяет закрыть глаза на недостатки партнера до возникновения привязанности.

Привязанность и влюбленность постепенно перерастают в любовь. «Любовь - это интимное и глубокое чувство, устремлённость на другую личность, человеческую общность или идею. Любовь необходимо включает в себя порыв и волю к постоянству, оформляющиеся в этическом требовании верности. Любовь возникает как самое свободное и постольку «непредсказуемое» выражение глубин личности; её нельзя принудительно ни вызвать, ни преодолеть. <.. .> Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом я и, однако, в этом же исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собою» [4, с. 74-77].

Однако статистика разводов говорит о том, что далеко не все отношения проходят по вышеизложенному сценарию. Что может пойти не так?

Многие теории развития личностипредполагают, что в процессе становления психики, человек развивает в большей мере качества, типичные для представителей его пола, и в меньшей или равной мерекачества, относящиеся к противоположному полу. К концу подросткового периода эти комплексы качеств формируют психологический пол личности. «Психологический пол -это осознание индивидуумом свой половой приналежности, субьективное осмысление своей половой роли, которая проявляется в единстве полового самосознания и поведения» [6, с. 90].

Психологический пол человека может быть андрогинным, фемининным (женственным) и маскулинным (мужественным). В норме развития биологический и психологический пол совпадают. Случаи, когда человек обладает недифференцированным психологическим полом или полом, противоположным его биологическому, нельзя считать патологией. В литературе чаще всего такие феномены называют особенностями развития.

Впервые о том, что осознание и позиционирование себя как представителя определенного пола влияет на взаимоотношения мужчин и женщин написал австрийский философ, социолог и психолог Отто Вейнингер.

Вейнингер полагал, что хоть физиологически человечество и разделено на два пола, но в психике это разделение носит более условный характер. В

любом мужчине можно найти женщину и в любой женщине можно найти мужчину. Для успешного существования пары уровень маскулинности (мужественности) одного партнера должен быть дополнен уровнем феминин-ности (женственности) другого таким образом, чтобы сложив показатели пары по двум этим показателям, в итоге мы получили совершенные мужественность и женственность [2, с. 67].

«Для соединения полов нужны совершенный мужчина «М» и совершенная женщина «Ж», хотя и разделенные в двух разных индивидуумах в совершенно различных сочетаниях» [2, с. 81-82] - гласит закон притяжения полов, сформулированный О. Вейнингером в книге «Пол и характер. Принципиальное исследование».

Переформулировав закон притяжения полов можно сказать, что успешным будет союз мужчины, чей уровень маскулинности соответствует уровню фемининности его спутницы. И наоборот.

Более того, мужчина, чей уровень фемининность, и женщина, чей маскулинности, близки друг к другу, будут изначально больше нравиться друг другу, чем те потенциальные партнеры, чей уровень фемининности или маскулинности сильно отличается. В то время как пара, где уровень маскулинности мужчины и уровень фемининности женщины совпадают, по психологическим параметрам будет более совместима, но изначального «притяжения» между ними может не возникнуть.

Позже эти выводы были подтверждены в исследовании Н.В. Смирновой [7].

Вейнингер О. первым высказал мысль о том, как комплекс психологических свойств и качеств, помогающих нам в осознании и позиционировании нашего биологического пола, влияют на взаимоотношения с противоположным полом. Однако австрийский психолог никак не прокомментировал влияние на специфику построения романтических отношений качеств противоположного пола, развитых у индивида в результате воспитания или приобретенного жизненного опыта.

Американская психолог и исследователь вопросов пола Сандра Бем в своей книге «Линзы тендера» писала о том, что природа каждого человека андрогинна: в нас развиты черты как своего, так и противоположного пола. Этого же мнения придерживаются юнгианские аналитики, в том числе и Карл Густа Юнг. Т.е. предположение О. Вейнингера о том, что психика не так жестко разделена на мужское и женское, как тело, получило подтверждение в исследованиях С. Бем и современных юнгианцев.

Фрейд З. говорил о том, что до трех лет ребенок не имеет представления о своем биологическом поле. В 3-4 года ребенок уже четко представляет, что все люди делятся на мужчин и женщин и знает, к какому полу относится сам. Но до этого возраста ребенок еще не имеет четкого представления о поле. Возможно, что именно первые три года жизни являются причиной андрогинности человека.

В итоге мы приходим к выводу, что фемининность и маскулинность - это не два конца одной палки, а независимые психические комплексы. Если из исследований О. Вейнингера и Н.В Смирновой понятно, как именно влияет комплекс качеств, совпадающих с биологическим полом, на взаимоотношения с противоположным полом, то как на них могут влиять фемининные качества у мужчин и маскулинные у женщин?

Беря во внимание, что совпадение уровня фемининности девушки и маскулинности юноши положительно сказывается на динамике отношений, можно ли предположить, что совпадение уровня противоположных комплексов скажется отрицательно, даже при том, что это обеспечит паре изначальную взаимную симпатию? В последнии несколько лет наблюдается маскулинизация женщин и феминизация мужчин [5]. Возможно ли, что первоначальная симпатия, вызванная совпадением уровня фемининности у женщины и маскулинности у мужчины, позже будет разрушена?

В нашем исследование поучаствовало 10 семейных пар со стажем супружеской жизни от 2 до 18 лет. Супругам предлагалось отдельно друг от друга пройти тест-опросник «Удовлетворенность браком» (В.В. Столин, Т.Л.Романова, Г.П. Бутенко) и нашу авторскую методику, определяющую показатели фемининности и маскулинности. В эксперименте поучаствовало 6 пар удовлетворенных своим браком в разной степени (от скорее благополучные до полностью благополучные) и 4 неблагополучные (от переходные до скорее неблагополучные).

После обработки результатов мы проверили корреляцию результатов с помощью формулы коэффициента ранговой корреляции Спирмена. На данной выборке наша гипотеза подтвердилась: действительно, чем больше совпадает уровень фемининности у мужчины и маскулинности у женщины в семенной паре, тем ниже их суммарный балл по шкале удовлетворенности браком. Уровень фемининность у женщин и маскулинности у мужчин был ближе друг к другу в парах, удовлетворенным супружеством. Чем ниже уровень удовлетворенности браком, тем больше разница между уровнем фемининности супруги и маскулинности супруга.

Можно предположить, что несовпадение уровня маскулинности у мужчины и фемининности отрицательно сказывается на отношениях мужчины и женщины. Однако, судя по нашим парам, психологически несовместимые по данному параметру партнеры все равно могут создать пару за счет совпадения противоположных качеств: маскулинности женщины и фемининности мужчины.

Конечно, необходимы более масштабные исследования с большим количеством испытуемых для того, чтобы подтвердить данную гипотезу, но уже сейчас можно сделать вывод о том, что тенденция к феминизации мужчин и маскулинизации женщин может быть одной из причин трудностей в построении здоровых взаимоотношений между современными мужчинами и женщинами.

Список литературы:

1. Ануфриев А.Ф., Барабанщикова Т.А., Рыжкова А.Н. Психологические методики изучения личности. - М.: «Ось-89», 2008.

2. Вейнингер О. Пол и характер. Принципиальное исследование. - Набережные Челны: Латард, 1997.

3. Век В. Влюбленность и любовь как объекты научного исследования. -Пермь: «Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2010.

4. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике. - М.: Наука, 2007.

5. Геодакян В.А. О существовании обратной связи, регулирующей соотношение полов. - М.: Физматгиз, 1965.

6. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2003.

7. Смирнова Н.В. Взаимосвязь личностных черт супругов с их удовлетворенностью браком и игровыми формами поведения. - М.: Психологическая служба, 2003. - № 2.

К ПРОБЛЕМЕ ТОЛЕРАНТНОГО ВОСПИТАНИЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ

© Москаленко А.Н.*

Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск

Статья посвящена проблеме толерантного воспитания глухих и слабослышащих школьников в рамках коррекционной школы. Рассматриваются причины, которые препятствуют толерантному отношению, и приводятся аргументы того, что инклюзия имеет место быть только при наличии, если толерантная культура развита как у здорового общества, так и у детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрены принципы и методы, которые позволят успешно решить проблемы воспитания толерантности.

Ключевые слова толерантность, интолерантность, интеграция, ответственность за создание толерантного общества, особенности восприятия мира.

Воспитание толерантной личности - сложный процесс, который осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми.

* Магистрант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.