УДК 616:616.995.1 А.Я. Бондарев,
И.А. Кравченко, А.В. Боранбаев
О ГЕЛЬМИНТОЗАХ ВОЛКА ЮГО-ЗАПАДА КУЛУНДЫ
Введение
Основу рациона волка составляют дикие и домашние копытные животные. Особенность юго-запада Кулунды заключается в том, что сюда проникают волки из Казахстана [1]. Поэтому актуально выявить видовой состав гельминтов у этого хищника в контексте его современного рациона; попытаться установить трансграничные пассивные миграции эндопаразитов с волками; оценить зависимость физиологического состояния хищника от его зараженности паразитами; проследить возможное участие волка в распространении гельминтов среди копытных и других животных.
Эколого-биоценотическая характеристика региона
Через степи юго-запада Алтайского края простираются в Казахстан два ленточных бора, являющихся местами обитания волка, лисицы, рыси, барсука, косули, лося, зайца беляка, других животных, а также коридорами миграций ряда зверей. В последние два десятилетия трофические связи волка с копытными упростились, и основными жертвами хищника теперь являются дикие звери: косуля, заяц и лось. Нападения волка на домашних копытных животных редки, так как домашних копытных стало в десятки раз меньше. Например, в Угловском районе поголовье общественного скота сократилось со 110 до 1,5 тыс. За 2007 г. волки уничтожили телят КРС 2, поросят — 8, овец — 34. В отдельных местах волки посещают скотомогильники (в окрестностях с. Павловка и Шадруха). В неиспользуемых полях, лугах и сенокосах на площади около 200 тыс. га значительно увеличилась численность косули — со 100 до 900-1000 голов. Косуля обычна и в борах, в зимние периоды она мигрирует из более снежных восточных районов Кулунды. Численность лосей, обитающих в борах Угловского района на площади 208 тыс. га, изменялась в пределах 500-800 голов. Следует отметить, что в Михайловском районе ресурсы лося и
косули значительно ниже, соответственно, 30-40 и 100-150 голов. Поэтому волк здесь редок, а основу его рациона составляют заяц-беляк, косуля и в отдельных случаях — падаль (за 2007 г. волками уничтожено 13 овец).
В условиях тотального преследования охотниками наличие леса, вероятно, — главное условие постоянного обитания волков. Численность матерых зверей к периоду их размножения обычно не превышала 4-7 пар [2].
Материалы и методы исследования
В 2007-2008 гг. исследованы 19 трупов волков, предоставленных А.А. Котловым — старшим государственным инспектором охотничьего надзора управления Россель-хознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, курирующим югозападные районы. Работа проведена на кафедрах патологической анатомии, паразитологии и организации ветеринарного дела ветеринарного института Алтайского государственного аграрного университета, а также в федеральной государственной научно-производственной ветеринарной радиологической лаборатории. Исследования проводились методом полного гельминтологического вскрытия по К.И. Скрябину. Техника метода — снимали с трупа кожу, тщательно осматривали подкожную клетчатку и извлекали внутренние органы, которые помещали в соответствующую посуду (эмалированные блюда, кюветы и т.п.). Затем осматривали грудную и брюшную полости, проверяли отдельные группы мышц на трихинеллез (межреберные мышцы, мышцы шеи и ножки диафрагмы). Отдельные органы исследовали многократным промыванием водой [3]. Исследования на трихинеллез проведены методом проекционной трихинеллоскопии с использованием ком-прессориума, с каждой пробы мышц выполняли 56 срезов.
Результаты исследования
Цестоды. У исследованных волков были обнаружены следующие виды цепней: Taenia hydatigena Pallas, 1766; Taenia krabbei Moniez, 1879; Dipylidium caninum (Linnaeus, 1758). Все обнаруженные половозрелые гельминты локализуются в тонком отделе кишечника.
Taenia hydatigena имеет стробилу длиной 5 м и состоит из 550-700 широких члеников, сколекс с тонкой и длинной шейкой, вооруженной 28-40 крючочками и присосками [4].
Taenia krabbei в длину достигает 60196 см, сколекс округлый, хоботок с присосками окружен двумя рядами крючков. Наибольшая ширина члеников — 11 мм при длине 7 мм. Промежуточными хозяевами являются многие виды оленей, в том числе косуля [8].
Dipylidium caninum длиной около 4070 см, при максимальной ширине 3 мм, цвет серо-белый, иногда розоватый. Ско-лекс вооружен крючками, расположенными на хоботке в 4 ряда. Половые органы двойные, отверстия открываются по бокам членика. Зрелые членики удлиненной формы напоминают огуречные семена, содержат округленные капсулы (коконы), внутри которых находятся более светлые яйца [3]. Заражение происходит при поедании взрослых блох и власоедов.
Нематоды. У волков нами было обнаружено два вида круглых червей: Toxoca-ra canis и Trichinella spiralis.
Toxocara canis (Werner, 1782) — серожелтого цвета, длина самок 10-12 см (самцы меньше), на переднем конце тела имеются кутикулярные крылья, заметно выступающие полудугой. Хвостовой конец самца изогнут. Заражение может быть пероральное, внутриутробное и через резервуарных хозяев (мышей и крыс). Локализуются в тонком отделе кишечника.
Trichinella spiralis (Owen, 1835) — очень мелкие волосовидной формы. Самец длиной 1,4-1,6 мм, шириной 0,04 мм. Самка длиной 3,5-4,4 мм, шириной 0,06 мм. Самки живородящие. Личинки возбудителя инкапсулированы, капсула чаще имеет лимоновидную форму длиной
0,68 мм и шириной 0,37 мм, локализуются в мышцах [3].
Экстенсивность инвазии у волков из Уг-ловского района в среднем выше, чем из Михайловского, и составила соответственно: Taenia hidatigena — 62,5 и 33,3%, Taenia krabbei — 6,3 и 0,0%, Dipylidium
caninum — 6,3 и 0,0%, Toxocara canis — 18,8 и 0,0%.
Trichinella spiralis обнаружены у хищников из Михайловского района при зараженности 33,3%.
Обсуждение результатов
У волка юго-запада Кулунды выявлено 5 видов гельминтов, в том числе 3 вида цестод и 2 вида нематод. Не обнаружен ряд видов эндопаразитов, обычных для волка в других районах Западной Сибири, например, Alaria alata. Хотя в 1960-х годах этот вид был здесь широко распространен у хищников [5]. Е.С. Ковальчук были обследованы 1238 диких и 163 домашних млекопитающих из тюменского Прииртышья, в том числе 10 волков [6]. Отмечена 100%-ная зараженность волков гельминтами, в том числе 100% — трематодами, 80 — цестодами и 30% — нематодами. Всего у волка были обнаружены 6 видов эндопаразитов. Кроме того, авторы проанализировали литературу о распространении гельминтов волков Алтайского края и сопредельных территорий. В результате перечень гельминтов волка состоял из следующих видов.
Класс Trematoda: Opisthorchis felineus, Alaria alata.
Класс Сestoidea: Mesocestoides
lineatus, Taenia crassiceps, встречалась редко (обнаружена у одного из 10 волков), Taenia hydatigena обнаружена у четырех из 10 волков. Вероятно, это было обусловлено хищничеством волка среди овец, у 51,7% которых обнаруживали цистицеркоз. Taenia pisiformis также встречался у волка, а колебания зараженности связывали с плотностью населения зайца-беляка — промежуточного хозяина данного паразита.
Tetratirotaenia polyacanta обнаружена у волков из Казахстана, а её личиночная стадия — у ондатр. При изобилии ондатр в водно-болотных угодьях этого региона волки могли успешно их поедать.
Класс Nematoda был представлен у волков Trichinella spiralis в поперечной мускулатуре и выявлен в трех из 10 обследованных.
Заключение
Выявленный состав гельминтов у волка, обитающего на юго-западе Кулунды и проникающего сюда из Северного Казахстана, позволяет сравнить его с фауной гельминтов периода 1960-х годов, то есть через 40-летний временной интервал. На-
ми показано, что произошло значительное уменьшение зараженности хищника, в том числе и сокращение видов, его населяющих. Вероятно, это результат взаимодействия нескольких факторов: снижения в рационе волка доли и видового разнообразия домашних животных; сокращения численности и плотности населения самого хищника, что, вероятно, затруднило циркуляцию гельминтов между дефинитивными и промежуточными хозяевами. Не исключено, что аридизация климата также осложняет трансмиссию эндопаразитов в экосистемах.
Результаты осмотра трупов волка и, в частности, наличие околопочечного и подкожного жира свидетельствуют о достаточно высокой упитанности этого хищника во всех возрастных группах. Следовательно, его зараженность эндопаразитами не влияет на воспроизводственный потенциал и другие аспекты жизнедеятельности.
Для уточнения роли домашних и диких копытных, а также волка в поддержании гельминтозных эпизоотий, целесообразны комплексные исследования фауны гельминтов на трофических уровнях травоядные — хищные с учетом хищнической специализации волка.
Библиографический список
1. Бондарев А.Я. Волк юга Западной
Сибири и Алтая: монография / А.Я. Бондарев. Барнаул: Изд-во Барнаульского
гос. пед. ун-та, 2002. 178 с.
2. Котлов А.А. Волки на Алтае / А.А. Котлов // Охота и охот. хоз-во. 2006. № 2. С. 8-9.
3. Демидов Н.В. Гельминтозы животных: справочник / Н.В. Демидов. М.: Аг-ропромиздат, 1987. 335 с.
4. Паразитология и инвазионные болезни животных / М.Ш. Акбаев, А.А. Водя-ков, Н.Е. Косминков; под ред. М.Ш. Ак-баева. Колос, 1998. 743 с.
5. Каденацин А.Н. Гельминты диких плотоядных Прииртышья / А.Н. Кадена-цин, В.А. Соколов // Труды Омского ветеринарного института. 1966. Т. 24. С. 130-134.
6. Ковальчук У.С. Гельминты диких промысловых млекопитающих Тюменской области и некоторые вопросы их экологического анализа / У.С. Ковальчук // Труды биологического института СО АН СССР, 1979. Вып. 38. С. 56-93.
7. Bondareva V.I. 1955. Rol' domashnikh I dikikh plotoidnykh y epideraiologii I epizoo-tologii larval' nykh sestodozov. 11. Fauna sestod volkov. Trudy Inst. Zool., Akad / nauk Kazakhsk. SSR 3: 101-104.
8. Erickson A.B., Highby P.R. 1942. Parasites of the woodland caribou. J. Parasit 28: 423.
+ + +