Научная статья на тему 'О функциях правового регулирования'

О функциях правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2014
342
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
государство / право / функция права / регулятивная функция / охранительная функция / гражданское право / state law / the function of law / regulatory function / protective function / civil law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лошакова Светлана Анатольевна

В системе российского права в настоящее время происходят существенные качественные изменения. Создается новый правовой порядок, стимулирующий переход России к обществу с рыночной экономикой и правовому государству. Стало очевидным, что современное право должно выполнять функции одного из самых эффективных средств в деле осуществления государством власти в интересах народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the system of Russian law currently experiencing significant qualitative changes are held. It is created a new legal order, stimulating Russia"s transition to a society with a market economy and rule of law. It became obvious that the current law should serve as one of the most effective means to implement the state government for the people.

Текст научной работы на тему «О функциях правового регулирования»

О ФУНКЦИЯХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ЛОШАКОВА Светлана Анатольевна

Аннотация: в системе российского права в настоящее время происходят существенные качественные изменения. Создается новый правовой порядок, стимулирующий переход России к обществу с рыночной экономикой и правовому государству. Стало очевидным, что современное право должно выполнять функции одного из самых эффективных средств в деле осуществления государством власти в интересах народа.

Annotation: in the system of Russian ¡aw currently experiencing significant qualitative changes are held. It is created a new legal order, stimulating Russia's transition to a society with a market economy and rule of ¡aw. It became obvious that the current law should serve as one of the most effective means to implement the state government for the people.

Ключевые слова: государство, право, функция права, регулятивная функция, охранительная функция, гражданское право.

Key words: state law, the function of law, regulatory function, protective function, Civil Law

Понятие «функции права» наиболее полно разработано в общетеоретической и отраслевых правовых науках. Функции характеризуют назначение права для общественных отношений, но их суть и методологическая ценность состоят в том, что представляют собой правовое воздействие на общественные отношения в определенных направлениях. Т.Н. Радько отмечает, что функция права - это такое направление его воздействия на общественные отношения, потребность в осуществлении которого порождает необходимость существования права как социального явления. В этом смысле можно сказать, что функция характеризует направление необходимого воздействия права, т.е. такого, без которого общество на данном этапе развития обойтись не может (регулирование, охрана, закрепление определенного вида общественных отношений)1.

Вряд ли целесообразно под функциями права иметь в виду методы воздействия права на общественные отношения. Именно в таком ключе ряд авторов дает следующее определение: функции права - это основные пути (каналы) правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений2. Как известно, методы правового воздействия призваны обеспечивать реализацию функций права. Методы и функции, хотя и взаимосвязаны, но их все-таки следует различать в тех случаях, когда речь идет о понятии и сущности указанных правовых явлений. Здесь надо иметь в виду, что функция не собственно юридическое понятие. Оно заимствовано из физико-математических

1 См.: Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя,

В.В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2008. С. 295.

2 См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. М., 209. С. 172.

наук3. Все же в большинстве случаев с функцией связывается направление, избирательное воздействие какой-либо системы на определенные стороны внешней среды4.

Если же говорить по существу, то надо вспомнить, что в гражданском праве существуют понятия двух типов: первый тип понятий выражает закрепленные государством типовые имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, т.е. материально-правовые отношения. К такому типу понятий относится, в частности, понятие «функция права». Второй тип правовых понятий выражает некоторые стороны самого закрепления отношений - они фиксируют в общей форме различные методы и способы воздействия государства на имущественные и иные отношения. Эти понятия образуются, главным образом, по характеру (методу) правового регулирования5. Нетрудно заметить, что понятия «функция» и «метод» разнотипные понятия. Их нельзя смешивать, ибо в противном случае нарушаются логические пределы понятий, искажается их сущность.

Общетеоретическое определение «функции права» требует конкретизации применительно к отраслевым функциям с учетом специфики социального назначения каждой отрасли права. Применительно к гражданскому праву следует исходить из двух обстоятельств. Во-первых, из предмета регулирования: имущественных и связанных с ними неимущественных отношений. Речь идет об основных повседневных, нормальных,

3 См.: Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. М., 2009. С. 169.

4 См.: Кашанина Т.В. Частное право. Учебник. М., 2009. С. 102.

5 См.: Аскназий С.И. Основные вопросы теории социалистического гражданского права. М.: Статут, 2008. С. 91.

4

Юридическая наука. 2011. № 1

желаемых, развивающихся отношениях граждан и организаций6; о конкретных жизненных отношениях, приобретающих массовый и повторный характер7. Предмет регулирования обуславливает особенности функций гражданского права и его социально-экономическое назначение по признанию, осуществлению и защите потребностей, прав и интересов в сфере имущественных и некоторых неимущественных отношений всех его участников8. Что характерно, последние самостоятельно организуют свою деятельность с целью достижения указанных результатов. Поэтому особенность регулятивной функции гражданского права состоит в предоставлении субъектам возможностей их самоорганизации и саморегулирования9.

Специфика социального назначения гражданского права обусловлена, во-вторых, задачами, стоящими перед государством и, следовательно, с функциями государства, особенно с его внутренними функциями10. Так, в период экономического спада, а тем более экономического кризиса, когда решаются задачи стабилизации экономики и ее подъема, на первом плане оказываются экономические функции11 . Экономическая функция современного государства имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласовывающей интересы производителей и потребителей. Неотъемлемой частью экономической функции государства является охрана существующих форм собственности - экономического фундамента любого государства12. С экономической функцией государства тесно и органично связаны функции государственной собственности. Реализация экономической функции государства невозможна без осуществления правомочий публичного собственника (Российской Федерации и ее субъектов). Исходя из этого, к функциям государственной собственности обоснованно относят: перераспределительную функцию, с

6 Тархов В.А. Избранные труды. М.: ИГ «Юрист», 2008. С. 342.

7 См.: Гримм Д. Соотношение между юридическими институтами и конкретными отношениями // С борник статей по гражданскому и торговому праву. Памяти профессора Г абриэля Феликсовича Шершеневича. М.: Статут,

2005. С. 303-323

8 См.: Яковлев В.Ф. Экономика. Право. Суд. М., 2003. С. 43; Калмыков Ю.Х. О значении общих положений гражданского законодательства / Избранное: Труды. Статьи. Выступление. М., 1998. С. 261-273.

9 См.: Гражданское право: В 4 т. Том 1. Общая часть: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. М., 2004. С. 48.

10 В историческом плане небезынтересно отметить, что процесс обособления гражданского права от публичного шел параллельно с усилением государственной власти и сосредоточением в ее руках функций публичного права (см. подробно: Гамбаров Ю.С. Гражданское право. Общая часть / под ред. В.А.Томсинова. - М., 2003. С. 46-59, 65-75.

11 См.: Марченко М.Н. Теория государства и права. Элементарный курс. М., 2009. С. 219.

12 См.: Теория государства и права. Учебник / Отв. ред. В.Д. Перевалов. М.,

2009. С. 74-75.

помощью которой происходит накопление денежных средств и их использование в целях удовлетворения общегосударственных нужд; функцию капитализации, которая реализуется при поступлении в госсобственность ценных бумаг, а также посредством внесения вкладов в уставные капиталы хозяйственных обществ; социальную функцию и функцию организационно-управленческую13 .

Широко распространено деление функций права на регулятивные и охранительные14. Однако трудно согласиться с предлагаемым делением, потому что «правовая охрана в значительной мере заключается именно в надлежащем правовом регулировании, а регулятивная функция не может быть осуществлена без охраны»15. Не согласна с указанной классификацией и СТ. Максименко, считающая неудачным название функции регулятивной (регулирующей). Она предлагает назвать эту функцию права функцией организации и преобразования общественных отношений, поскольку наименование функции «регулятивная» ничего не добавляет к понятию правового регулирования, а лишь вносит путаницу. По ее справедливому мнению, выделение регулирующей функции права смешивает понятие всего правового регулирования с отдельными его направлениями -функциями права. Поэтому логично утверждать, что регулирование общественных отношений, как общесоциальная функция права, конкретно выражается в функции организации и преобразования общественных отношений, в функции охраны общественных отношений и в воспитательной функции16 .

Нет спора - право является регулятором общественных отношений, и в этом смысле все функции его регулятивные, т.е. правовое воздействие на общественные отношения происходит только в рамках эффективного правового регулирования17 .

Между тем А.Я. Рыженков разграничивает их по следующему критерию: если регулирование происходит с помощью установления юридических прав и обязанностей, то воздействие права на общественные отношения не исчерпывается этой

13 См.: Соловьев В.Н. К вопросу о функциях государственной собственности и их правовом регулировании. // Законы России: Опыт, анализ, практика. 2009. № 4. С. 174-175; Горазеев Н.Г Государственная корпорация: собственность, право собственности, управление собственностью // Законы России: Опыт, анализ, практика. 2009. № 4. С. 29-31; Мозолин В.П. Правовой статус государственной корпорации и юридическая природа права со бственности на принадлежащее ей имущество / / Журнал российского права. 2009. № 1.

14 См., например: Рассказов Л.П. Теория государства и права: Учебник для вузов. 2-е изд. М., 2009. С. 224-226.

15 См.: Тархов В.А. Указ. соч. С. 342.

16 См.: Максименко С.Т. Функции советского гражданского права // Актуальные вопросы советской юридической науки. Саратов, 1973. Часть 2.

С. 6-7.

17 См.: Варламова Н.В. Эффективность правового регулирования: переосмысление концепции // Правоведение. 2009. № 1. С. 212-232.

формой, оно охватывает также общее стимулирующее и мотивационное влияние (посредством правосознания, правотворчества, законности и т.д.). Далее отмечается, что функции и регулируют общественные отношения и оказывают общее воздействие на них. Такое понимание активности функций права открывает перспективу для решения ряда вопросов, в частности, улучшается возможность «четко отграничить собственно юридические функции права от иных его функций, сущность которых заключается в воздействии (но не регулировании) на общественные отношения (например, от воспитательной функции права)»18.

В литературе можно встретить утверждение о существовании регулятивной, охранительной и социальной функций субъективного гражданского права. Причем, регулятивная функция субъективного гражданского права определяется как основное направление его воздействия на имущественные и личные неимущественные сферы общественных отношений, регулируемых объективным гражданским правом, состоящие в определении возможного и должного поведения участников гражданско-правовых отношений19. На наш взгляд, здесь допускается методологический просчет, в конечном счете связанный с отождествлением права и правоотношения и с искажением функционального аспекта механизма гражданско-правового регулирования. В той же мере, в какой необходимо различать объективное и субъективное право, нужно проводить различие между объективным правом и правовыми отношениями, элементами которых являются субъективные права20 . В этой связи недопустимо регулятивную функцию объективного гражданского права «приписывать» субъективному праву.

Субъективное гражданское право - составная часть механизма гражданско-правового регулирования и, самое важное, начальный этап процесса реализации функций гражданского права21 . Субъективное право само выступает средством реализации регулятивной функции права.

Специфика функций гражданско-правового регулирования проявляется в особенностях структурно-функциональных связей основных и вспомогательных элементов юридического содержания гражданского права22 , а также в особенностях функций основных отраслевых институтов, например, права собственности, обязательственного права, гражданско-правовой ответственности.

Главное свойство правовых норм - их обязательность. Этим их содержание принципиально отличается от содержания, например, правовых памятников или иностранных нормативных актов, воспринимаемых гражданином только литературно. Действие права, в том числе воспитательного характера, может происходить только в определенных правовых отношениях, а не иначе. Здесь следует помнить, что право является лишь одним из элементов общечеловеческой культуры. На это обстоятельство обращал внимание Иосиф Алексеевич Покровский, исследуя исторические корни гражданского права23.

Таким образом, нормы гражданского права оказывают вполне конкретное воспитательное воздействие на сознание и поведение граждан в возникающих гражданско-правовых отношениях, в рамках осуществления воспитательной функции гражданско-правового регулирования. Причем одновременно необходима воспитательная деятельность по повышению правосознания и формированию гражданско-правовой активности.

18 См.: Рыженков А.Я. Компенсационная функция советского гражданского права. Саратов, 1983. С. 10-11.

19 См.: Мичурина Л.В. Субъективное право в системе юридических средств гражданско-правового регулирования (структурно-функциональный анализ). М., 2004. С. 19.

20 См.: Тархов В.А. Указ. соч. С. 260.

21 См.: Абрамов А.И. Понятие реализации функций права. Соотношение понятий «реализация права» и «реализация функций права» // Правоведение.

2006. № 3. С. 188; Рузанова В.Д. Основная дифференциация субъективных гражданских прав: принцип и критерий // Принципы и критерии дифференциации субъективных прав в частноправовой сфере. Сборник научн. статей. Самара, 2009. С. 4-14.

22 См.: Арзуманян А.В. Содержание гражданского права. М., 2004. С. 16.

23 См.: Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., Статут (в серии «Классика российской цивилистики»), 1998. С. 49-59. См. также: Блинков О.Е. Общие тенденции развития наследственного права государств - участников Содружества независимых государств и Балтии. Автореф. дисс. ... доктора юрид. наук. М., 2009. С. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.