Научная статья на тему 'О ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА'

О ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
68
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Валиуллина Эльмира Разыховна

Экономическая безопасность - составная и неотъемлемая часть современной экономической науки, она имеет свой предмет и свои методы исследования. Экономическая безопасность является составной частью национальной безопасности государства, она включает оборонную, информационную, экологическую, энергетическую безопасность. Но, рассматривая те или иные стороны безопасности, нельзя обойти их экономические аспекты. Без решения проблемы создания эффективного механизма невозможно обеспечить должного уровня экономической безопасности отдельного региона, а, следовательно, экономической и национальной безопасности страны. Мониторинг является составной и неотъемлемой частью механизма обеспечения экономической безопасности. Он представляет собой информационноаналитическую систему наблюдений за динамикой ее показателей. Основой для исследования экономической безопасности региона, как и государства в целом, являются критерии. Критерии в свою очередь выражаются через показатели экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Валиуллина Эльмира Разыховна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE FORMATION OF A SYSTEM FOR MONITORING THREATS TO THE ECONOMIC SECURITY OF THE REGION

Economic security is an integral and integral part of modern economic science; it has its own subject and research methods. Economic security is an integral part of the national security of the state; it includes defense, information, environmental, and energy security. But, considering certain aspects of security, one cannot bypass their economic aspects. Without solving the problem of creating an effective mechanism, it is impossible to ensure the proper level of economic security of a particular region, and, consequently, the economic and national security of the country. Monitoring is an integral and integral part of the mechanism for ensuring economic security. It is an information-analytical system for observing the dynamics of its indicators. The basis for the study of the economic security of the region, as well as the state as a whole, are the criteria. The criteria, in turn, are expressed through indicators of economic security.

Текст научной работы на тему «О ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА»

52 East European Scientific Journal #9(73), 2021 тренды и антикризисные меры // Общество: политика, экономика, право. 2020. № 12. С. 64-68.

15. Ахундова А. Г. Регулирование комплексного развития инфраструктуры туризма в Азербайджанской республике. Монография. Баку -Издательство «AVROPA» - 2019, 224 с.

16. https://haqqin.az/news/217687 - Фуад Нагиев отказал 40 отелям из-за низкого уровня услуг.

17. Государственный комитет по статистике АР. Туризм и обслуживание в Азербайджане», 2020, с. 38.

18.

https://www.trend.az/business/tourism/3182949.html -В 2019 году Азербайджан посетили туристы из 193 стран.

19.

https://www.aa.com.tr/m/коронавирус/президент-

допустил-объявление-в-азербайджане-режима-

чп/1771912.

20. https://ru.president.az/articles/37705 - По инициативе Ильхама Алиева состоялся Саммит Движения неприсоединения в формате Контактной группы. 04 мая 2020.

21. Глава Минэкономики Азербайджана: из-за коронавируса экономика Азербайджана теряет 120150 миллионов манатов в день. - Москва-Баку. ru, 25.04.2020. URL: https://moscowbaku.ru/news/economy/glava_minekon omiki... (дата обращения 12.09.2021.

22. https://www.taxes.gov.az/ru/post/1013 -Основные инструменты поддержки экономического роста и развития предпринимательства.

23.https://az.sputniknews.ru/azerbaijan/20200404 /423570916/Pravitelstvo-oglasilo-skhemu-podderzhki-biznesa-i-grazhdan-i-nazvalo-summy-vyplat.html -Правительство огласило схему поддержки бизнеса и граждан и назвало суммы выплат.

24. https://ru.president.az/articles/37705 - По инициативе Ильхама Алиева состоялся Саммит Движения неприсоединения в формате Контактной группы. 04 мая 2020.

25.https://az.sputniknews.ru/economy/20200331/ 423534619/spasenie-turizma-azerbajian-koronavirus.html - В Азербайджане пытаются создать спасательный круг для туризма.

26.https://vestikavkaza.ru/analytics/azerbajdzan-vozrozdaet-turizm-pod-lozungom-vzglani-inace.html -Азербайджан возрождает туризм под лозунгом "Взгляни иначе".

27.https://az.sputniknews.ru/economy/20210311/ 426435624/azerbaijan-turizm-prioritet-2021.html -Госагентство туризма указало, на чем сконцентрируется в текущем году.

28.https://vestikavkaza.ru/analytics/azerbajdzan-vozrozdaet-turizm-pod-lozungom-vzglani-inace.html -Азербайджан возрождает туризм под лозунгом "Взгляни иначе".

Valiullina E.R.

graduate student, Kazansky energy university

ON THE FORMATION OF A SYSTEM FOR MONITORING THREATS TO THE ECONOMIC

SECURITY OF THE REGION

Валиуллина Эльмира Разыховна

аспирант,

Казанский энергетический университет

О ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

DOI: 10.31618/ESSA.2782-1994.2021.2.73.119 Summary. Economic security is an integral and integral part of modern economic science; it has its own subject and research methods. Economic security is an integral part of the national security of the state; it includes defense, information, environmental, and energy security. But, considering certain aspects of security, one cannot bypass their economic aspects. Without solving the problem of creating an effective mechanism, it is impossible to ensure the proper level of economic security of a particular region, and, consequently, the economic and national security of the country. Monitoring is an integral and integral part of the mechanism for ensuring economic security. It is an information-analytical system for observing the dynamics of its indicators. The basis for the study of the economic security of the region, as well as the state as a whole, are the criteria. The criteria, in turn, are expressed through indicators of economic security.

Аннотация. Экономическая безопасность - составная и неотъемлемая часть современной экономической науки, она имеет свой предмет и свои методы исследования. Экономическая безопасность является составной частью национальной безопасности государства, она включает оборонную, информационную, экологическую, энергетическую безопасность. Но, рассматривая те или иные стороны безопасности, нельзя обойти их экономические аспекты. Без решения проблемы создания эффективного механизма невозможно обеспечить должного уровня экономической безопасности отдельного региона, а, следовательно, экономической и национальной безопасности страны. Мониторинг является составной и неотъемлемой частью механизма обеспечения экономической безопасности. Он представляет собой информационно-аналитическую систему наблюдений за динамикой ее показателей. Основой для исследования

@&™Д_East European Scientific Journal #9(73), 2021 53

экономической безопасности региона, как и государства в целом, являются критерии. Критерии в свою очередь выражаются через показатели экономической безопасности.

Key words: monitoring, regional economic development, economic security.

Ключевые слова: мониторинг, региональное экономическое развитие, экономическая безопасность.

В настоящее время процесс управления региональным экономическим развитием в условиях нестабильной экономической ситуации, высокого уровня неопределенности внешней среды, ограниченности ресурсной базы и обострения межтерриториальной конкуренции, характеризуется увеличением роли и значения информационной составляющей, что

обусловливает значимость мониторинга экономического состояния региона,

представляющего собой механизм,

способствующий выявлению и своевременному реагированию на возникающие в процессе управления региональными и муниципальными органами исполнительной власти отклонения и проблемы.

Понятие «мониторинг» в настоящее время находит как теоретическое, так и практическое применение, заключающееся в процессе планомерного постоянного наблюдения за каким-либо процессом или явлением в целях выявления соответствия планируемому результату или поставленной цели, что актуализировано требованиями Федерального закона от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»[6], обусловливающего необходимость мониторинга как средства повышения эффективности, в данном конкретном случае, - стратегического планирования.

В качестве основных проблем в данной сфере, стоящих перед региональным руководством, выделяют: эффективную организацию сбора информации в связи с наличием значительного количества показателей, характеризующих региональное экономическое положение; объективную оценку происходящих региональных изменений; прогнозирование экономического регионального развития. Необходимость разрешения данных вопросов обусловливает требования к организации системы мониторинга, как функции муниципального управления, необходимой для обеспечения эффективного функционирования региональными органами власти.

В качестве информационной основы мониторинга используют статистическую и социологическую информацию о региональном экономическом положении, отвечающую императиву своевременности поступления и соответствию требованиям к региональным и муниципальным информационным ресурсам. Следующий этап заключается в проведении аналитических исследований полученных данных, оценке результатов с разработкой выводов и рекомендаций, на основании которых формируются информационно-аналитические материалы.

В настоящее время стадию решения проблемы рационального мониторинга регионального экономического развития можно охарактеризовать как начальную, так как большинством ученых понятие «мониторинг» является тождественным специально организованной и постоянно действующей системе, содержащей необходимую статистическую отчетность, обеспечивающей сбор и анализ экономической информации, проведение вспомогательных информационных и

аналитических обследований, и реализующей оценку текущего состояния и тенденций регионального развития, а также

конкретизирующая проблемы региона [2].

При проведении мониторинга регионального экономического развития, обладающего расширенным характером, обусловленным выявлением позитивно и негативно влияющих на развитие эндогенных и экзогенных факторов, что реализует возможность не простой констатации состояния и динамики процесса достижения поставленной цели, но и, используя полученные достоверные данные, принять эффективное управленческое решение, способствующее, при своевременной его реализации, нивелированию отрицательных воздействий и усилению позитивного влияния факторов, максимизируя, как результат, целевые показатели регионального экономического развития.

В процессе мониторинга в системе управления региональным экономическим развитием реализуется наблюдение, контроль, анализ, оценка и регулирование экономических процессов, сбор и обработка информационных ресурсов и подготовка рекомендаций по совершенствованию управления региональным экономическим развитием и внесение требуемых корректив в процесс стратегического планирования.

В процесс мониторинга региональным экономическим развитием должны быть включены следующие этапы:

• наблюдение и контроль исполнения документации по стратегическому планированию на уровне федеральных, региональных и муниципальных органов исполнительной власти, где конкретизируются требования по экономическому развитию конкретного региона;

• наблюдение и контроль динамики показателей регионального экономического развития;

• оценка эффективности деятельности по стратегическому планированию региональных органов исполнительной власти.

Большинство авторов рассматривают процесс мониторинга с позиции системного подхода, в соответствие с чем в процессе функционирования

54 East European Scientific Journal #9(73), 2021 системы мониторинга задействована

последовательность этапов:

1) постоянное отслеживание состояния объекта мониторинга;

2) формирование информации о динамических изменениях объекта;

3) анализ воздействующих на состояние, динамику и направленность развития данного объекта, факторов;

4) контроль специфичности изменений объекта мониторинга;

5) оценка отклонений и определение причин этих отклонений с помощью системы индикаторов.

Отметим, что вышеуказанные процессы в структуре мониторинга, реализуются путем анализа отдельных показателей, характеризующих колебания фактических результатов по отношению к запланированным с учетом модификаций внутренней и внешней среды.

С позиции системного подхода мониторинг регионального экономического развития представляет собой взаимосвязь совокупности экономических элементов, представленных: объектом и предметом мониторинга; целями и задачами; субъектом, представляющим собой разные группы заинтересованных лиц; методологической и методической базой реализации мониторинга; системой показателей; ресурсным обеспечением; организацией процесса наблюдения.

В контексте мониторинга регионального экономического развития, происходит

конкретизация вышеназванных элементов:

1. Объект мониторинга регионального экономического развития представляет собой отдельные сектора, виды и отрасли экономической деятельности, и т.д. Предмет мониторинга регионального экономического развития реализуется экономическими процессами и результатами регионального экономического развития в динамике при учете влияния эндогенных и экзогенных факторов;

2. Цель мониторинга регионального экономического развития заключается в предоставлении как органам власти, так и заинтересованным лицам релевантной, своевременной и необходимой информации, адекватно отражающей объективные показатели динамики и статики регионального экономического развития региона, что в совокупности представляет собой базис принятия управленческих решений, обусловливающих эффективную реализацию прогнозирования, планирования, организации, контроля, регулирования. Основной задачей мониторинга регионального экономического развития является декомпозиция поставленных целей с учетом региональной специфики.

3. В состав субъекта мониторинга регионального экономического развития, обладающего достаточно сложной и неоднородной структурой, включены органы власти, в

ии

вшам

компетенцию которых определяют постановку целей и установление задач мониторинга, организацию процесса самого мониторинга регионального экономического развития; различные организации, способствующие сбору и анализу мониторинговой информации;

потребители информации (субъекты

хозяйствования). В качестве значительного, заинтересованного в процессах существования, функционирования и развития системы мониторинга регионального экономического развития, субъекта выступает бизнес, имеющий целью снижение инвестиционных рисков [1].

4. Методологическую базу мониторинга регионального экономического развития формируют следующие принципы:

• принцип целенаправленности, заключающийся в необходимости ориентированности системы мониторинга на достижение целей регионального экономического развития, а также на решение конкретных задач;

• принцип системности, заключающийся в исследовании региональной экономики и ее взаимосвязей, как системы, то есть по горизонтали, и, одновременно, в качестве подсистемы более крупной экономической системы, то есть по вертикали;

• принцип комплексности, обусловливающий взаимосвязанность мониторинга регионального экономического развития отдельных сфер, с последовательным решением совокупности задач каждого структурного элемента мониторинга;

• принцип непрерывности отслеживания объекта мониторинга;

• принцип периодичности сбора, обработки и анализа информационных ресурсов, обусловленных происходящими изменениями во внешней и внутренней среде;

• принцип сопоставимости показателей мониторинга в динамике [3].

Необходимо отметить отсутствие в Российской Федерации единой методической базы проведения мониторинга регионального экономического развития, что обусловливает разработку собственных методических

рекомендаций по проведению мониторинга отдельными регионами.

5. Объект, предмет, цель и задачи мониторинга и сформированная методологическая и методическая база определяют разработку системы показателей и индикаторов, обусловливающей необходимость установления наиболее значимых характеристик региона в целом и поэлементно. Условиями применения определенных показателей и индикаторов являются их соответствие принципам измеримости, доступности, достоверности, сопоставимости, периодичности и т.д.

6. Ресурсным обеспечением мониторинга называется наличие при реализации процесса мониторинга кадровых, материально-технических,

ив

ялзв

финансовых и прочих видов ресурсов. К наиболее сложным из всех видов ресурсов обеспечения относятся финансовые ресурсы, что, в связи с заинтересованностью в результатах мониторинга достаточно широкого круга лиц, обусловливает необходимость использования субъектов хозяйствования, так и возможностей софинансирования различных исследований (бюджетных и внебюджетных средств).

7. Нормативно-правовая документация, определяющая обязанности, права,

ответственность лиц, обеспечивающих реализацию процесса мониторинга, а также методики, определяющие сбор, обработку информационных ресурсов, расчет показателей и индикаторов, представляют собой основу организации процесса мониторинга регионального экономического развития, однако существует необходимость установления порядка предоставления результатов мониторинга регионального экономического развития определенным группам субъекта.

Мониторингом называют систему

наблюдения, оценки и прогноза экономического положения определенной территории, или мониторинг представляет собой часть управляющей системы на различных уровнях экономики, способствующих поступлению объективной и своевременной информации об изменении экзогенных и эндогенных условий существования объекта управления, необходимой для реализации эффективного управленческого решения [4].

В качестве основной цели мониторинга регионального экономического развития определяют наличие для региональных органов власти необходимой информации о протекающих в различных отраслях экономики процессах.

Реализация эффективного мониторинга регионального экономического развития обусловливает объективную оценку регионального потенциала. Перечислим основные характерные черты мониторинга регионального экономического развития:

• мониторинг представляет из себя непрерывное длительное действие, включающее сбор информации и систематический контроль параметров экономической системы;

• мониторинг обладает системным характером, обусловливающим его эффективность;

• в процессе мониторинга для сбора информации используются разнообразные методы, отвечающие требованиям изучаемых подсистем;

• полученные информационные данные подвергаются диагностике или анализу;

• хранение мониторинговых данных обусловливается необходимостью дальнейшего использования для моделирования и прогнозирования экономического регионального развития;

• эффективность мониторинга зависит от правильной постановки цели, адекватности и своевременности информации, проведения и

East European Scientific Journal #9(73), 2021 55 использования результатов анализа [5].

В составе регионального мониторинга, основной целью которого является наблюдение и управление процессами регионального развития, выделяют экологическую, экономическую, медико-биологическую, общественно-

политическую, социальную и научно-техническую составляющие.

Формирование информационной базы мониторинга регионального экономического развития осуществляется в соответствие со следующими принципами:

1. Данная база мониторинга должна отражать специфику регионального развития, соответствовать требованиям системы информационного обеспечения, контроля и регулирования регионального развития региона, включая необходимую федеральным органам государственного управления информацию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. В информационной базе мониторинга должна содержаться сущностная информация, раскрывающая систему целей для каждой конкретной реформируемой сферы, факторы, показатели и индикаторы развития реформируемых объектов.

3. Базис системы целей и показателей их достижения реформируемыми объектами представлен законодательными актами, постановлениями, программами органов государственного управления, инструкциями и методическими материалами по направлениям преобразований.

4. Интегральные показатели, иллюстрирующие процесс и результаты региональных преобразований, должны отличаться наглядностью, простотой в интерпретации, доступностью для анализа и применения в управленческой деятельности.

5. Формирование информационной базы мониторинга регионального развития требует использования разносторонней информации, а не только статистических данных органов государственной статистики.

В настоящее время существуют следующие проблемы формирования эффективной системы мониторинга регионального развития:

• неприспособленность для муниципального и регионального уровней действующей системы показателей, методологии их сбора и разработки, соответствующих требованиям Федерального центра, так как указанными методами наблюдения и корректирующими коэффициентами не возможно объективно и в полной мере оценить происходящие на региональном уровне процессы и явления реального сектора экономики;

• восприятие статистической информации, эффективное ее использования в управленческой деятельности требует специальных знаний, профессиональной подготовки, способности к четкому формулированию задачи, запроса на конкретную информацию.

56 East European Scientific Journal #9(73), 2021

Необходимость государственной статистики для управленческой деятельности не подлежит сомнению, однако следует учитывать и некоторые показатели чувствительности экономической и социальной сфер на происходящие изменения.

Значительными трудностями формирования системы регионального мониторинга, связанными со спецификой современного периода, являются резкое сокращение объектов, масштаба и всесторонности обязательной статистической отчетности, асимметричность информации о некоторых социально-экономических факторах (к примеру, о реальных доходах населения, самозанятости, теневой экономике и пр.).

Таким образом, отсутствие государственного системного статистического мониторинга регионального развития и неоднородность существующих систем мониторинга обусловливает необъективность разрабатываемых региональных экономических политик.

Наблюдение за установленными различными нормативными правовыми актами группами индикаторов осуществляется различными субъектами с различной периодичностью, и в дальнейшем оцениваются также с применением различных методик. Кроме того, наблюдаемые группы факторов могут содержать пересечения, требующие повторного сбора уже имеющейся информации, а действующий инструментарий мониторинга и оценки может не соответствовать установленным требованиям, содержащим, в том числе, противоречия; кроме того, необходимо отметить неэффективность взаимодействия субъектов мониторинга и оценки, что не способствует повышению эффективности управления, которое является целью большинства систем мониторинга.

Сложившиеся обстоятельства обусловливают значимость системы мониторинга и оценки для управления региональным экономическим развитием, основными направлениями

совершенствования которой являются:

• снижение асимметричности получаемой информации путем уточнения данных и единообразия региональных методик расчета экономических показателей;

• формирование информационно -аналитической системы, способствующей интеграции статистической и ведомственной информации о региональном экономическом положении и обеспечивающей методологическую и технологическую совместимость;

• использование методов мозгового штурма при обсуждении результатов мониторинга и разработке рекомендаций;

• совершенствование технологических особенностей передачи и хранения информации.

На основе вышеизложенного, можно отметить, что наиболее важным фактором, базисом эффективности мониторинга регионального экономического развития, является процесс сбора, обработки и анализа информации. Исполнение

ии

вшам

принципов своевременности, регулярности транслирования информации, наличие

квалифицированных специалистов в области статистики и аналитики, объективные и адекватные электронные базы данных при наличии отлаженной компьютерной связи в подразделениях органов власти обусловливает выполнимость и максимальную эффективность мониторинга регионального экономического развития для регионального управления.

Кроме того, повышению эффективности управления региональным экономическим развитием будет способствовать реализация принципа совершенствования системы

мониторинга, заключающегося в модернизации методического обеспечения, техническо-технологических ресурсов, совокупности показателей и индикаторов, обусловленное синхронизацией внешних и внутренних изменений объекта мониторинга. Также необходимо систематизировать выявление и применение альтернативных источников информации и сопутствующих им организационных

особенностей.

Эффективная организация мониторинга регионального экономического развития способствует осуществлению обратной связи с целеполагающими, организующими и

регулирующими функциями регионального управления, обусловливая повышение

эффективности исполнения документации стратегического планирования и предопределяя достижение главной цели, заключающейся в повышении уровня и качества жизни населения.

Таким образом, применение рекомендуемых направлений формирования мониторинга регионального экономического развития будет способствовать более полной диагностике уровня и динамики регионального экономического развития, его выявлению преимуществ и недостатков, определению приоритетных направлений развития и формированию обоснованных управленческих решений.

В соответствие с данными официального сайта Комитета Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу [13], данным Комитетом, в целях принятия управленческих решений в Республике Татарстан реализуются функции управления государственными информационными ресурсами, мониторинга регионального экономического развития и формирования информационной основы деятельности региональных органов

исполнительной власти.

Комитетом формируется система социально-экономического мониторинга на основе методологических рекомендаций Федеральной службы и территориального представительства органов государственной статистики Республики Татарстан (далее-РТ); совместно с Министерством экономики РТ прогнозируется и планируется структура и состав мониторинга; совместно с

ив

ввазв

министерствами РТ разрабатываются и реализуются государственные программы развития и совершенствования системы социально-экономического мониторинга; формируется информационно-аналитическая база по проблемам региональной экономической безопасности, республиканских целевых программ, социально-трудовой сферы региональной экономики; на базе конъюнктурных опросов выявляется состояние региональных секторов экономики, состояние товарных рынков, занятость населения, доходы и уровень жизни населения, динамика потребительских цен; определяются важнейшие макроэкономические показатели, выполняются балансовые расчеты, сводный баланс кругооборота финансовых ресурсов, в разрезе муниципальных образований оцениваются денежные доходы населения республики, прожиточный минимум и минимальный потребительский бюджет; ведутся паспорта муниципальных образований, хозяйствующих субъектов; выпускаются справочные бюллетени и иные информационно-аналитические издания; разрабатывается и актуализируется система показателей,

характеризующая региональное социально-экономическое положение; обеспечивается защита информационно-аналитических материалов,

соблюдается государственная и коммерческая тайны, необходимая конфиденциальность данных; проводится единая техническая политика в технологии сбора и трансляции информационно-аналитических данных.

В качестве одного из приоритетных направлений деятельности Комитета Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу является предоставление полной, качественной и оперативной информации о процессах и явлениях, происходящих на республиканском и муниципальном уровнях, не только органам федеральной, республиканской и муниципальной власти, но и населению, общественным институтам, научным кругам, что исполняется в рамках Государственного задания на формирование информационных ресурсов по результатам мониторинга социально-

экономического развития Республики Татарстан.

Основой информационных ресурсов Комитета являются отчетности республиканских форм статистического наблюдения по практически всем сферам экономической деятельности, что реализуется в Единой государственной системе отчетности «Отчеты ведомств» информационного портала «Открытый Татарстан» [14].

Данная система представлена в виде консолидированного источника актуальных и достоверных данных социально-экономического положения республики и муниципальных образований. Анализ уровня востребованности данных за 2016 год показал 415 тыс. обращений через intra.tatar.ru и «Мобильный офис».

Органами статистики предоставляются данные 260-ти показателей, утвержденных

East European Scientific Journal #9(73), 2021 57 Министерством экономики Республики Татарстан, и характеризующих социально-экономическое развития муниципальных образований Республики Татарстан. Фактические значения этих показателей предоставляются Министерству экономики Республики Татарстан в целях подготовки ежемесячных рейтингов социально-

экономического развития муниципальных образований республики.

В соответствие с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.06.2016 №389 [8] разработан порядок мониторинга показателей, обусловливающих достижение целей, определенных Стратегией социально-

экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, в связи с чем ответственные исполнители ежеквартально предоставляют информацию по указанным показателям в системе отчетности «Отчеты ведомств» информационного портала «Открытый Татарстан». Кроме того, на основании Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.08.2016 №529 [9], регламентирующего разработку, корректировку, осуществление мониторинга и контроль отраслевых стратегий Республики Татарстан, министерствами и ведомствами РТ в рамках Стратегии-2030 разработаны синхронизированные отраслевые стратегии, что обеспечит единообразие сбалансированного подхода к развитию Республики Татарстан.

Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №№ 596-606 [2] обозначившие цели в экономической, демографической, социальной научной и образовательной сферах и других областях, обусловили формирование на федеральном уровне Комиссии и рабочей группы Комиссии при Президенте Российской Федерации в сфере мониторинга индикаторов социально-экономического развития Российской Федерации, установленных Президентом Российской Федерации, членство в которых принадлежит Президенту Республики Татарстан Р.Н. Минниханову, что обусловило на республиканском уровне:

• создание республиканской рабочей группы в соответствие с Распоряжением Президента Республики Татарстан от 15.08.2012 № 373 [10];

• разработку Плана мероприятий Правительства Республики Татарстан по исполнению Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 594, 596-602, 606 в соответствие с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.11.2012 № 1014 [11];

• утверждение индикаторов оценки результативности исполнения задач, детерминированных Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012, в соответствие с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.10.2013 № 819 [12].

58 East European Scientific Journal #9(73), 2021

Необходимо заметить, что процесс сбора информации, получаемой из различных источников, затрудняется получением

качественного информационного ресурса, так как органами муниципального управления сбор информации, результатов деятельности органов финансового управления, внутренних дел, здравоохранения, образования, ЗАГС и др. производится зачастую самостоятельно и с помощью различных способов, что обусловливает экспертный, эвристический характер информации, на основании которой органами местного самоуправления формируются выводы о текущем положении муниципального образования, что, в свою очередь, актуализирует роль и значение муниципальной статистики, представляющей собой информационную базу для проведения мониторинга экономического развития Республики Татарстан.

Проведенное исследование показало, что существующей системой мониторинга Республики Татарстан отслеживаются причины возникновения отклонений или корректировки региональных индикаторов, что способствует выявлению причинно-следственных связей, что актуализирует применение инструментария риск-менеджмента в процессе управления региональным

экономическим развитием.

Список литературы:

1. Рисин, И.Е., Шлеките, И.А. Сущность мониторинга социально-экономического развития региона и принципы его организации [Электронный ресурс] // ЦИРЭ: Центр исследований региональной экономики / Режим доступа: http://www.lerc.ru/?part=bulletin&art =18&page=12 (дата обращения: 12.04.2020.)

2. Рычихина, Э.Н. Роль мониторинга в формировании перспективного плана социально-экономического развития муниципального образования // Региональная экономика и управление. - 2010. - № 12. - С. 19.

3. Федорова Е.А., Болдырева Р.Ю., Сорокина Н.Ю., Преображенский Д.А. Формирование системы мониторинга эффективности социально-экономического развития муниципальных образований: монография/под редакцией Е.А. Федоровой. [Текст]: Тула: ООО «Дизайн-01», 2010. 150с.

4. Шишкин А.И. Сущность, задачи и принципы мониторинга социально- экономических процессов в регионе // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. - 2011. - № 1 (19). - С. 16 - 30.

5. Шишков Т.Н. Инвестиционные стратегии российских регионов: новые вызовы и возможности / Т.Н. Шишков // Современное состояние и перспективы развития России: Материалы всерос. научно-практической конференции, г. Иркутск, 22-23 апреля 2010 г. -Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. - с.137-141.

6. Федеральный закон «О стратегическом

мв

вшам

планировании в Российской Федерации» от

28.06.2014 №172-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1 64841/

7. Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №№ 596-606 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://adm-nao.ru/ukazy-prezidenta-rf-ot-7-maya-2012-goda-596-606/ukazi-prezidenta-rf-ot-7-maya-2012-goda/

8. Постановление Кабинета Министров № 389 от 09.06.2016 «Об утверждении Регламента представления органами исполнительной власти Республики Татарстан фактических значений показателей по этапам реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, определенных Планом мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от

25.09.2015 № 707 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально -экономического развития Республики Татарстан до 2030 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://prav.tatarstan.ru/docs/post/post1.htm?pub_id=6 20525

9. Постановление Кабинета Министров № 529 от 01.08.2016 «О Порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых стратегий Республики Татарстан» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://prav.tatarstan.ru/docs/post/post1.htm?pub_id=6 62097

10. Распоряжение Президента РТ № 373 от 15.08.2012 Об образовании рабочей группы по организации исполнения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596606 [Электронный ресурс].

11. Постановление Кабинета Министров № 1014 от 21.11.2012 «О Республиканском плане мероприятий Правительства Республики Татарстан по организации исполнения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 594, 596 - 602, 606» [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://prav.tatarstan.ru/docs/post/post1.htm?page=4&p ^^=151163

12. Постановление Кабинета Министров № 819 от 31.10.2013 «Об индикаторах оценки эффективности выполнения задач, определенных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://prav.tatarstan.ru/docs/post/post1.htm?pub_id=20 4799

13. Данные официального сайта Комитета Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

@&™Д_East European Scientific Journal #9(73), 2021 59

http://monitoring.tatarstan.ru/rus/o-vedomstve.htm Татарстан [Электронный ресурс]. — Режим

14. Данные официального портала Открытый доступа: https://open.tatarstan.ru/reports/categories

Aigbedion Elvis Osaze

Master's student of the Department of Economic Theory El «Grodno State Agrarian University» Hanchar Andrei I.

Head of the Department Economic Theory El «Grodno State Agrarian University» Grodno, Belarus

SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT INDICATORS OF THE FEDERAL REPUBLIC OF

NIGERIA'S NEGHBOURS

Abstract. The article analyzes the socio-economic indicators of the development of the neighboring countries of Nigeria. The attention of researchers is focused on the influence of natural, climatic and geographical conditions on the economies of countries. At the same time, the problem is also revealed by the example of the whole of Africa.

Keywords: Africa, Nigeria, Niger, Chad, Benin, Cameroon, Policy, GDP, inflation, unemployment, imports, exports, infrastructure.

Once upon a time, Nigeria's leading role in African affairs was taken for granted. Nigeria is considered to be the leader of Africa, and this concept values its "clear destiny"-the inherent right to speak and be heard on African issues. Therefore, a generation of Nigerian leaders and diplomats are full of great confidence in the main regional and international efforts to liberate the

continent from colonial rule and the remnants of the white minority regime. Nigeria's influence, as we all know, and its collaborators have promoted important regional initiatives, such as the new Association for the Benefit of African Development, the African Peer Review Mechanism and the African Peace and Security Architecture [1].

Figure 1 - The Federal Republic of Nigeria [1]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.