Вывод. На основании полученных данных установлено, что организационная культура медицинских сестер военно-медицинской организации является «органической» по типологии Т.Ю. Базарова («клановая» организационная культура по типологии К. Камерона и Р. Куинна). Это подтверждается тем фактом, что руководители обеих организаций берут на себя роль лидера, пользуются доверием коллектива; групповые ценности ставятся выше индивидуальных, ценятся синхронность, параллельность, соблюдение групповых норм.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Задворна О.Л., Алексеев В.А, Борисов К.Н. Формирование и развитие корпоративной культуры медицинских организаций // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2016. - № 3. - С. 142-149.
2 Зайцева Н.В. Анализ организационной культуры как фактор повышения эффективности стратегии управления медицинской организации // Социология медицины. - 2013. - № 1. - С. 30-38.
3 Зайцева Н.В., Левицкий М.В. Роль руководителя в формировании организационной культуры медицинской организации // Детская хирургия. - 2013. - № 5. - С. 25-55.
4 Кочнев В.А., Тарасов А.В. Способы построения и управления корпоративной культурой организации // Интернет-журнал Науковедение. - 2015. - № 6. - С. 1-24.
Рукопись получена: 30 августа 2018 г. Принята к публикации: 4 сентября 2018 г.
УДК 616-036.86+ 342.72/73
О ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ АККРЕДИТАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ РЕАБИЛИТАЦИЮ И АБИЛИТАЦИЮ ИНВАЛИДОВ
© 2018 А.В. Сокуров, Т.В. Ермоленко, А.А. Свинцов, В.И. Радуто
ФГБУ «Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Санкт-Петербург
В статье рассматриваются организационные, методические и правовые аспекты формирования и внедрения аккредитации организаций, осуществляющих реабилитацию и абилитацию инвалидов, которые позволят сделать создаваемую систему аккредитации эффективной.
Ключевые слова: реабилитация и абилитация инвалидов, организация, осуществляющая реабилитацию и абилитацию инвалидов, аккредитация организаций, осуществляющих реабилитацию и абилитацию инвалидов, правовое регулирование.
Введение. Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество [23].
В соответствии с законодательством Российской Федерации к основным направлениям реабилитации и абилитации инвалидов относятся медицинские, профессиональные (в том числе содействие в трудоустройстве), социальные, физкультурно-оздоровительные мероприятия, что предполагает объединения усилий различных министерств и ведомств.
Государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 20112020 гг., утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 № 1297 [4], уделяется особое внимание формированию условий для организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, доступности для них реабилитационных и абилитационных услуг.
В соответствии с пунктом 5 Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ [19] в ФГБУ ФНЦРИ им. Г.А. Альбрехта Минтруда России проводится прикладное научное исследование по обоснованию и разработке нормативного правового регулирования аккредитации организаций, осуществляющих реабилитацию и абилитацию инвалидов.
Формирование и внедрение системы аккредитации организаций, осуществляющих реабилитацию и абилитацию инвалидов, требует внесения существенных корректив, дополнений, изменений в действующее законодательство.
В целях совершенствования законодательства, регулирующих деятельность в области реабилитации и абилитации инвалидов, требуется, прежде всего, разработка соответствующего проекта федерального закона.
Целью нашего исследования является изучение методических, организационных и правовых основ формирования системы аккредитации организаций, осуществляющих реабилитацию и абилитацию инвалидов.
Материалы и методы. В ходе исследования изучены и проанализированы действующие нормативные правовые акты федерального уровня, регулирующие деятельность в области реабилитации, абилитации инвалидов.
Методологическую основу работы составил ряд подходов и приёмов изучения различных видов общественных отношений: организационно-правовой, организационно-методический, комплексный, системный. Применён комплекс общенаучных методов: аналитический, сравнительный, а также специальные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, историко-правовой; способы толкования права (логический, системный, исторический, функциональный).
Результаты. Специалисты ФГБУ ФНЦРИ им. Г.А. Альбрехта Минтруда России изучили методические, организационные и правовые основы создания системы аккредитации организаций, осуществляющих реабилитацию и абилитацию инвалидов.
По нашему мнению, формирующийся в настоящее время методический подход к аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области реабилитации, абилитации инвалидов, как представляется, существенным образом сужает рамки организационно-правовых отношений аккредитации, которые он регулирует. Имеющийся опыт формирования нормативных правовых актов, касающихся создания и внедрения системы аккредитации реабилитационных организаций, целесообразно считать первым (начальным) этапом формирования этой системы в Российской Федерации.
Немаловажным является то, что в существующих в настоящее время подходах к созданию системы аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области реабили-
тации, абилитации инвалидов, не учтены ряд важнейших принципов аккредитации, например принцип добровольности.
В некоторых проектах документов определено, что государственная аккредитация деятельности в области реабилитации, абилитации инвалидов должна проводиться по типовым программам реабилитации, абилитации инвалидов, реализуемым в соответствии с федеральными государственными стандартами по основным направлениям реабилитации, абилитации инвалидов, а не широкому перечню критериев соответствия, определяющих аккредитацию. Как представляется, реализация типовых программ реабилитации, абилитации инвалидов, в том числе, определяется кадровым составом и уровнем квалификации специалистов, перечнем современного реабилитационного и абилитационного оборудования, уровнем организационной структуры и другими факторами, учёт которых в процессе аккредитации является важным.
До сих пор не определена роль профессиональных общественных объединений в области реабилитации и абилитации, которые в последние годы приобретают всё возрастающую роль в государственном управлении. Имеющийся сугубо ведомственный подход к аккредитации организаций, осуществляющих реабилитацию и абилитацию инвалидов, определяет роль и значение аккредитационного органа лишь федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области социальной защиты инвалидов и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов. Отсутствуют элементы независимой аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области реабилитации, абилитации инвалидов. К сожалению, в данном случае не учитывается имеющаяся в открытом доступе информация о независимой системе оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги.
Основную массу изменений в законодательство по вопросам аккредитации в области реабилитации и абилитации инвалидов, по нашему мнению, должны составить изменения в нормативные правовые акты, утверждающие правовой статус организаций, осуществляющих мероприятия реабилитации и абилитации инвалидов, к которым с большой долей вероятности можно относить, в частности:
- лечебно-производственные государственные предприятия для проведения трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов (постановление Правительства Российской Федерации от 25.05.1994 № 522 «О мерах по обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами») [7];
- многопрофильные реабилитационные центры для инвалидов, в том числе, детей-инвалидов (приказ Минтруда России от 23.04.2018 № 275 «Об утверждении примерных положений о многопрофильных реабилитационных центрах для инвалидов и детей-инвалидов, а также примерных перечней оборудования, необходимого для предоставления услуг по социальной и профессиональной реабилитации и абилитации инвалидов и детей инвалидов») [16];
- реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями (приказ Минсоцзащиты России от 14.12.1994 № 249 «Об утверждении Примерного положения о реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями») [12];
- учреждения начального профессионального образования для инвалидов системы социальной защиты населения Российской Федерации (приказ Минсоцзащиты России от 03.04.1995
№ 66 «О Примерном положении об учреждении начального профессионального образования для инвалидов системы социальной защиты населения Российской Федерации») [11].
Кроме того, представляется целесообразным обновить и внести изменения в нормативные правовые акты, принятые до распада СССР, так как в настоящее время не исключена возможность функционирования соответствующих организационно-правовых формирований либо структурных подразделений, таких, например, как:
- подсобные сельские хозяйства при психоневрологических и психиатрических учреждениях (приказ Минздрава СССР от 30.04.1959 № 225 «О мероприятиях по дальнейшему развитию трудовой терапии в психоневрологических и психиатрических лечебных учреждениях») [9];
- лечебно-трудовые мастерские противолепрозных учреждений (приказ Минздрава СССР от 30.08.1962 № 422 «Об улучшении материального обеспечения больных лепрой») [10] и т.д.
Наряду с внесением изменений в нормативные правовые акты, утверждающих правовой статус организаций, осуществляющих мероприятия реабилитации и абилитации инвалидов, должны быть внесены изменения в нормативные правовые акты, устанавливающих правовой статус соответствующих руководителей и специалистов, в частности, в такие профессиональные стандарты, как:
- «Руководитель учреждения медико-социальной экспертизы» (приказ Минтруда России от 05.12.2013 № 714н «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель учреждения медико-социальной экспертизы») [14];
- «Руководитель организации социального обслуживания» (приказ Минтруда России от 18.11.2013 № 678н «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель организации социального обслуживания») [15].
По нашему мнению, порядок аккредитации организаций, осуществляющих реабилитацию и абилитацию инвалидов, представляется целесообразным отнести на подзаконный уровень (Постановление Правительства Российской Федерации).
В плане организации системы аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области реабилитации и абилитации инвалидов, следует учесть, что реабилитация и абилитация инвалидов является, как известно, межведомственной системой, без успешности которой эффективность аккредитации реабилитационных организаций будет существенно снижена. Утверждение федеральных государственных стандартов по основным направлениями реабилитации, абилитации инвалидов и примерных типовые программы реабилитации, абилитации инвалидов необходимо осуществлять совместно с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области образования, спорта и культуры (часть 2 статьи 9 Федерального закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») [23].
Для закрепления института аккредитации организаций, осуществляющих реабилитацию и абилитацию инвалидов, Главу III Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует дополнить соответствующей структурной единицей, содержащей нормы, устанавливающей соответствующие правовые основы.
Анализ законодательных актов, регламентирующих отношения в области реабилитации и абилитации инвалидов, позволяет говорить о том, что соответствующие мероприятия могут осуществлять и индивидуальные предприниматели, аккредитацию которых целесообразно отнести на региональный уровень.
Неотъемлемым сегментом правовой регламентации в области аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области реабилитации и абилитации инвалидов, должно стать наделение полномочиями соответствующих федеральных органов исполнительной власти, к которым следует относить:
- Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;
- Министерство здравоохранения Российской Федерации;
- Министерство просвещения Российской Федерации;
- Министерство образования и науки Российской Федерации;
- Министерство культуры Российской Федерации;
- Министерство спорта Российской Федерации.
Вследствие того, что отношения в области реабилитации и абилитации инвалидов носят межотраслевой характер, основную массу нормативных правовых документов по вопросам аккредитации в области реабилитации и абилитации инвалидов целесообразно разработать и утвердить совместными правовыми актами.
Вместе с тем правовые акты, утверждающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, обозначают лишь перечни правовых актов, которые они уполномочены принимать самостоятельно. Выход из ситуации видится в наделении соответствующими полномочиям структурных подразделений вышеуказанных федеральных органов исполнительной власти, в частности во внесении изменений:
- в Положение о Департаменте по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (приказ Минтруда России от 04.09.2012 № 165 «Об утверждении положения о Департаменте по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации») [13];
- в Положение о Департаменте развития физической культуры и массового спорта Министерства спорта Российской Федерации (утверждены приказом Минспорта России от 31.08.2012 № 167) [3];
- в Положение о Департаменте организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Министерства здравоохранения Российской Федерации (приказ Минздрава России от 24.12.2013 № 1067 «Об утверждении Положения о Департаменте организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Министерства здравоохранения Российской Федерации») [8].
Аккредитация организаций, осуществляющих деятельность в области реабилитации, абилитации инвалидов, планируется, в соответствии с существующими взглядами, проводить федеральным органом исполнительной власти, реализующим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области социальной защиты инвалидов и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов. По сути, это осуществление государственной услуги на федеральном и региональном уровнях. Поэтому, аккредитацию организаций, осуществляющих деятельность в области реабилитации, абилитации инва-
лидов следовало бы поднять на уровень государственной услуги с законодательным и нормативным закреплением понятия «аккредитация организаций, осуществляющих деятельность в области реабилитации, абилитации инвалидов» и формированием соответствующих административных регламентов. Тем самым, чётко и однозначно были бы прописаны процедуры, документы, соответствующие решения и другие вопросы, что позволяло бы аккредитацию сделать более открытой и прозрачной.
В целях закрепления организационного механизма аккредитации на федеральном уровне представляется целесообразным создать при Правительстве Российской Федерации аккреди-тационную комиссию по аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области реабилитации и абилитации инвалидов, находящихся в федеральной собственности, в которую должны входить представители:
- федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, здравоохранения, образования, труда и занятости, культуры, физической культуры и спорта;
- федерального бюро медико-социальной экспертизы;
- организаций, осуществляющих деятельность в области реабилитации, абилитации инвалидов, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, которые осуществляют функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, здравоохранения, образования, труда и занятости, культуры, физической культуры и спорта;
- научных и образовательных организаций, осуществляющих деятельность в области реабилитации и абилитации инвалидов, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, которые осуществляют функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, здравоохранения, образования, труда и занятости, культуры, физической культуры и спорта.
Закрепление института аккредитации организаций, осуществляющих реабилитацию и абилитацию инвалидов, в Федеральном законе от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [24] можно осуществить в структурных элементах закона, обозначающих информационное обеспечение деятельности поставщиков социальных услуг. В данной связи, в перечень информации, к которой поставщики социальных услуг обеспечивают доступность, следует включить сведения о наличии свидетельства о государственной аккредитации в области реабилитации и абилитации инвалидов (часть 2 статьи 13 закона). Реестр поставщиков социальных услуг также должен содержать информацию о наличии свидетельства о государственной аккредитации в области реабилитации и абилитации инвалидов (часть 3 статьи 25 закона):
Правовые основы физической реабилитации инвалидов заложены в Федеральном законе от 04.12.2007 № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (пункт 28 статьи 2, статья 31) [21].
Положения частей 1, 6, 7 статьи 31 указанного законодательного акта обозначают круг организационно-правовых формирований, призванных осуществлять мероприятия в области физической реабилитации инвалидов (реабилитационные центры, физкультурно-спортивные
клубы инвалидов, детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки, физкультурно-спортивные организации).
Под физкультурно-спортивной организацией в соответствии с положениями пункта 30 статьи 2 закона понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта, в качестве основного вида деятельности.
Буквальное и систематическое толкование позволяет говорить о том, что мероприятия по физической реабилитации инвалидов могут проводить не только специализированные физ-культурно-спортивные организации инвалидов.
В соответствии с положениями части 7 статьи 31 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» образовательные организации вправе создавать филиалы, отделения, структурные подразделения по адаптивному спорту.
Принимая во внимание межотраслевой характер правового регулирования отношений в области реабилитации и абилитации инвалидов, следует признать гипотетическую возможность создания подразделений по адаптивному спорту медицинскими организациями и организациями социального обслуживания.
В данной связи, в целях закрепления института аккредитации организаций, осуществляющих реабилитацию и абилитацию инвалидов, в области физической реабилитации представляется целесообразным дополнить статью 31 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» частью 8, в которой следует отграничить соответствующие физкультурно-спортивные организации.
Одним из направлений правовой регламентации по вопросам аккредитации в области реабилитации и абилитации инвалидов должно стать информационное обеспечение. В данной связи следует внести изменения:
- в Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации (постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации») [6];
- в Правила организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений (приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 940н «Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений») [17];
- в Положение о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2018 № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения») [5].
В целях информационного обеспечения аккредитации представляется целесообразным закрепить правовые основы ведения соответствующего информационно-справочного и аналитического портала, функционирование которого определяется решением федерального органа исполнительного власти, осуществляющего полномочия по разработке государственной
политики и нормативному правовому регулированию в области социальной защиты инвалидов в подведомственном федеральном научном учреждении по реабилитации инвалидов.
Для осуществления аккредитации организаций, осуществляющих реабилитацию и абили-тацию инвалидов, требуются эксперты и экспертные организации, по которым необходимо разработать квалификационные требования. Требуется разработка Положения об аккредитации специалистов и экспертных организаций, привлекаемых к аккредитации организаций, которые осуществляют деятельность в области реабилитации и абилитации инвалидов. Необходимо определиться с порядком присвоения статуса эксперта и экспертной организации в области аккредитации организаций, осуществляющих реабилитацию и абилитацию инвалидов.
Проекты нормативных правовых актов должны регулировать не систему, процесс, а правовые отношения в области аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области реабилитации, абилитации инвалидов.
Существующие проекты нормативных правовых актов не определяют необходимость внесение, дополнений и изменений в другие Федеральные законы, такие как Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [22], Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации» [25], Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-Ф3 (ред. от 29.07.2018) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [20], «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. Верховным Судом Российской Федерации 09.10.1992 № 3612-1) (ред. от 05.12.2017) [2] и другие. И реабилитация, и аккредитация организаций, осуществляющих деятельность в области реабилитации, абилитации инвалидов, имеют межведомственные и межотраслевые правовые и организационные отношения.
Проводить аккредитацию организаций, осуществляющих деятельность в области реабилитации, абилитации инвалидов, федеральным органом исполнительной власти, реализующим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области социальной защиты инвалидов, и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов в правовом и организационном отношениях, как это представляется в проекте Закона, не представляется возможным, так как вышеуказанные органы не могут её проводить в областях образования, спорта и культуры. В каждой сфере есть свои сложившиеся органы государственного и муниципального управления и органы государственного и муниципального контроля (надзора).
Имеющиеся правовые основания условий отказа и условий лишения аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области реабилитации, абилитации инвалидов, противоречат процессу аккредитации.
К сожалению, в существующих подходах к аккредитации реабилитационных организаций понятия «аккредитация, организаций, осуществляющих деятельность в области реабилитации, абилитации инвалидов» и «государственный контроль (надзор)» смешаны, дублируются, в то время как последнее понятие является более широким по правовым и организационным основаниям. Как известно, Правительством Российской Федерации внесено на рассмотрение Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации законо-
проект № 332053-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» [18].
Имеющиеся проекты нормативных правовых актов закрепляют новые принципы и подходы, реализуемые в рамках системного реформирования сферы государственного и муниципального контроля, путём повышения его результативности и эффективности, обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, снижения избыточного вмешательства в деятельность граждан и организаций.
Дела об административных правонарушениях возбуждаются не органами, а должностными лицами аккредитационных органов в соответствии со статьёй 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КОАП РФ) [1].
Если аккредитация организаций, осуществляющих деятельность в области реабилитации, абилитации инвалидов, проводится по одной или нескольким типовым программам реабилитации, абилитации инвалидов на соответствие федеральным государственным стандартам по основным направлениям реабилитации, абилитации инвалидов, то зачем в проектах нормативных правовых актов прописывать правовое регулирование по сбору других сведений об организации.
Проекты нормативных правовых актов в правовом отношении не определяют права и обязанности аккредитуемых организаций, экспертных организаций и экспертов.
Существует мнение, что эксперты и экспертные организации не могут находиться в гражданско-правовых отношениях (эксперты также в трудовых отношениях) с организацией, осуществляющей деятельность в области реабилитации и абилитации инвалидов, при проведении аккредитационной экспертизы в отношении деятельности в области реабилитации и абилита-ции такой организации. Кто же будет проводить аккредитацию организаций, осуществляющих деятельность в области реабилитации, абилитации инвалидов, федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих реабилитацию и абилитацию инвалидов?
В качестве экспертов и экспертных организаций могут привлекаться научные и экспертные организации, работающие в области реабилитации, абилитации инвалидов, на федеральном и региональном уровнях.
Проекты нормативных правовых актов определяют лишь административное нарушение в части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.08.2018) [1], не формулируя особенную административную ответственность в рамках Главы II Раздела I и административные нарушения в области реабилитации и абилитации инвалидов в рамках Раздела II.
К сожалению, проекты нормативных правовых актов не содержат дополнения в статьи 1.3. «Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях» и 1.3.1. «Предметы ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях».
В соответствии с частью 2 статьи 3.4. КОАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, о чём следует указать в проекте Закона.
Положения проектов нормативных правовых документов противоречат части 7 статьи 4.2 КОАПа РФ. Особо следует отметить и то, что в соответствии с КОАПом РФ назначение
административных наказаний осуществляется не просто аккредитационными органами, а должностными лицами аккредитационных органов. Как известно, законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Следовательно, в проекте Закона необходимо это юридическое обстоятельство прописать.
Заключение. Как видно из представленных выше материалов, требуется целенаправленная работа по внесению изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области реабилитации, абилитации инвалидов. Кроме того, разработка законопроекта потребует разработку и принятие серьёзного пакета нормативных правовых актов, регулирующих процесс аккредитации. Всё это будет содействовать формированию и внедрению единой системы аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области реабилитации, абилитации инвалидов, независимо от организационно-правовых форм, форм собственности, ведомственной принадлежности и подчинённости. При этом данная система будет эффективной, согласованной и не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.08.2018). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).
2 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) (ред. от 05.12.2017). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).
3 «Положение о Департаменте развития физической культуры и массового спорта Министерства спорта Российской Федерации» (ред. от 15.10.2014) (утв. Приказом Минспорта России от 31.08.2012 № 167). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).
4 Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 № 1297 (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).
5 Постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2018 № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения» (вместе с «Положением о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения»). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).
6 Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582 (ред. от 07.08.2017) «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно -телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).
7 Постановление Правительства Российской Федерации от 25.05.1994 № 522 (ред. от 24.11.2014) «О мерах по обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами» (вместе с «Положением о лечебно-производственных государственных предприятиях для проведения трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов», «Положением об общежитиях для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи»). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).
8 Приказ Минздрава России от 24.12.2013 № 1067 «Об утверждении Положения о Департаменте организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Министерства здравоохранения Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).
9 Приказ Минздрава СССР от 30.04.1959 № 225 «О мероприятиях по дальнейшему развитию трудовой терапии в психоневрологических и психиатрических лечебных учреждениях» (вместе с «Типовым уставом под-
собного сельского хозяйства при психоневрологических и психиатрических учреждениях», «Положением о лечебно-производственных (трудовых) мастерских при психоневрологических и психиатрических учреждениях»). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).
10 Приказ Минздрава СССР от 30.08.1962 № 422 «Об улучшении материального обеспечения больных лепрой» (вместе с «Положением о лечебно-трудовых мастерских при противолепрозных учреждениях»). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).
11 Приказ Минсоцзащиты Российской Федерации от 03.04.1995 № 66 «О Примерном положении об учреждении начального профессионального образования для инвалидов системы социальной защиты населения Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).
12 Приказ Минсоцзащиты Российской Федерации от 14.12.1994 № 249 «Об утверждении Примерного положения о реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).
13 Приказ Минтруда России от 04.09.2012 № 165 «Об утверждении положения о Департаменте по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).
14 Приказ Минтруда России от 05.12.2013 № 714н «Об утверждении профессионального стандарта "Руководитель учреждения медико-социальной экспертизы» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2013 № 30837). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).
15 Приказ Минтруда России от 18.11.2013 № 678н «Об утверждении профессионального стандарта "Руководитель организации социального обслуживания» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2013 № 30970). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).
16 Приказ Минтруда России от 23.04.2018 № 275 «Об утверждении примерных положений о многопрофильных реабилитационных центрах для инвалидов и детей-инвалидов, а также примерных перечней оборудования, необходимого для предоставления услуг по социальной и профессиональной реабилитации и абилитации инвалидов и детей инвалидов». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).
17 Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 940н «Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 № 36314). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).
18 Проект Федерального закона № 332053-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 21.02.2018). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).
19 Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).
20 Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).
21 Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).
22 Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).
23 Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).
24 Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2018). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).
25 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).
Рукопись получена: 26 сентября 2018 г. Принята к публикации: 2 октября 2018 г.