Научная статья на тему 'О формировании системы аккредитации организаций, осуществляющих реабилитацию и абилитацию инвалидов'

О формировании системы аккредитации организаций, осуществляющих реабилитацию и абилитацию инвалидов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
214
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
REHABILITATION AND HABILITATION OF DISABLED PEOPLE / INSTITUTIONS INVOLVED IN THE REHABILITATION AND HABILITATION OF DISABLED PEOPLE / ACCREDITATION OF INSTITUTIONS INVOLVED IN THE REHABILITATION AND HABILITATION OF DISABLED PEOPLE / LEGAL REGULATION / РЕАБИЛИТАЦИЯ И АБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ОСУЩЕСТВЛЯЮЩАЯ РЕАБИЛИТАЦИЮ И АБИЛИТАЦИЮ ИНВАЛИДОВ / АККРЕДИТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ / ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ РЕАБИЛИТАЦИЮ И АБИЛИТАЦИЮ ИНВАЛИДОВ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сокуров Андрей Владимирович, Ермоленко Татьяна Валериевна, Свинцов Александр Анатольевич, Радуто Владимир Иванович

В статье рассматриваются организационные, методические и правовые аспекты формирования и внедрения аккредитации организаций, осуществляющих реабилитацию и абилитацию инвалидов, которые позволят сделать создаваемую систему аккредитации эффективной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сокуров Андрей Владимирович, Ермоленко Татьяна Валериевна, Свинцов Александр Анатольевич, Радуто Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the accreditation system for institutions involved in the rehabilitation and habilitation of disabled people

This article covers organizational, methodological, and legal aspects of the development and implementation of accreditation system for institutions involved in the rehabilitation and habilitation of disabled people, which will help to make this system effective.

Текст научной работы на тему «О формировании системы аккредитации организаций, осуществляющих реабилитацию и абилитацию инвалидов»

Вывод. На основании полученных данных установлено, что организационная культура медицинских сестер военно-медицинской организации является «органической» по типологии Т.Ю. Базарова («клановая» организационная культура по типологии К. Камерона и Р. Куинна). Это подтверждается тем фактом, что руководители обеих организаций берут на себя роль лидера, пользуются доверием коллектива; групповые ценности ставятся выше индивидуальных, ценятся синхронность, параллельность, соблюдение групповых норм.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Задворна О.Л., Алексеев В.А, Борисов К.Н. Формирование и развитие корпоративной культуры медицинских организаций // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2016. - № 3. - С. 142-149.

2 Зайцева Н.В. Анализ организационной культуры как фактор повышения эффективности стратегии управления медицинской организации // Социология медицины. - 2013. - № 1. - С. 30-38.

3 Зайцева Н.В., Левицкий М.В. Роль руководителя в формировании организационной культуры медицинской организации // Детская хирургия. - 2013. - № 5. - С. 25-55.

4 Кочнев В.А., Тарасов А.В. Способы построения и управления корпоративной культурой организации // Интернет-журнал Науковедение. - 2015. - № 6. - С. 1-24.

Рукопись получена: 30 августа 2018 г. Принята к публикации: 4 сентября 2018 г.

УДК 616-036.86+ 342.72/73

О ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ АККРЕДИТАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ РЕАБИЛИТАЦИЮ И АБИЛИТАЦИЮ ИНВАЛИДОВ

© 2018 А.В. Сокуров, Т.В. Ермоленко, А.А. Свинцов, В.И. Радуто

ФГБУ «Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Санкт-Петербург

В статье рассматриваются организационные, методические и правовые аспекты формирования и внедрения аккредитации организаций, осуществляющих реабилитацию и абилитацию инвалидов, которые позволят сделать создаваемую систему аккредитации эффективной.

Ключевые слова: реабилитация и абилитация инвалидов, организация, осуществляющая реабилитацию и абилитацию инвалидов, аккредитация организаций, осуществляющих реабилитацию и абилитацию инвалидов, правовое регулирование.

Введение. Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество [23].

В соответствии с законодательством Российской Федерации к основным направлениям реабилитации и абилитации инвалидов относятся медицинские, профессиональные (в том числе содействие в трудоустройстве), социальные, физкультурно-оздоровительные мероприятия, что предполагает объединения усилий различных министерств и ведомств.

Государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 20112020 гг., утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 № 1297 [4], уделяется особое внимание формированию условий для организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, доступности для них реабилитационных и абилитационных услуг.

В соответствии с пунктом 5 Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ [19] в ФГБУ ФНЦРИ им. Г.А. Альбрехта Минтруда России проводится прикладное научное исследование по обоснованию и разработке нормативного правового регулирования аккредитации организаций, осуществляющих реабилитацию и абилитацию инвалидов.

Формирование и внедрение системы аккредитации организаций, осуществляющих реабилитацию и абилитацию инвалидов, требует внесения существенных корректив, дополнений, изменений в действующее законодательство.

В целях совершенствования законодательства, регулирующих деятельность в области реабилитации и абилитации инвалидов, требуется, прежде всего, разработка соответствующего проекта федерального закона.

Целью нашего исследования является изучение методических, организационных и правовых основ формирования системы аккредитации организаций, осуществляющих реабилитацию и абилитацию инвалидов.

Материалы и методы. В ходе исследования изучены и проанализированы действующие нормативные правовые акты федерального уровня, регулирующие деятельность в области реабилитации, абилитации инвалидов.

Методологическую основу работы составил ряд подходов и приёмов изучения различных видов общественных отношений: организационно-правовой, организационно-методический, комплексный, системный. Применён комплекс общенаучных методов: аналитический, сравнительный, а также специальные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, историко-правовой; способы толкования права (логический, системный, исторический, функциональный).

Результаты. Специалисты ФГБУ ФНЦРИ им. Г.А. Альбрехта Минтруда России изучили методические, организационные и правовые основы создания системы аккредитации организаций, осуществляющих реабилитацию и абилитацию инвалидов.

По нашему мнению, формирующийся в настоящее время методический подход к аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области реабилитации, абилитации инвалидов, как представляется, существенным образом сужает рамки организационно-правовых отношений аккредитации, которые он регулирует. Имеющийся опыт формирования нормативных правовых актов, касающихся создания и внедрения системы аккредитации реабилитационных организаций, целесообразно считать первым (начальным) этапом формирования этой системы в Российской Федерации.

Немаловажным является то, что в существующих в настоящее время подходах к созданию системы аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области реабили-

тации, абилитации инвалидов, не учтены ряд важнейших принципов аккредитации, например принцип добровольности.

В некоторых проектах документов определено, что государственная аккредитация деятельности в области реабилитации, абилитации инвалидов должна проводиться по типовым программам реабилитации, абилитации инвалидов, реализуемым в соответствии с федеральными государственными стандартами по основным направлениям реабилитации, абилитации инвалидов, а не широкому перечню критериев соответствия, определяющих аккредитацию. Как представляется, реализация типовых программ реабилитации, абилитации инвалидов, в том числе, определяется кадровым составом и уровнем квалификации специалистов, перечнем современного реабилитационного и абилитационного оборудования, уровнем организационной структуры и другими факторами, учёт которых в процессе аккредитации является важным.

До сих пор не определена роль профессиональных общественных объединений в области реабилитации и абилитации, которые в последние годы приобретают всё возрастающую роль в государственном управлении. Имеющийся сугубо ведомственный подход к аккредитации организаций, осуществляющих реабилитацию и абилитацию инвалидов, определяет роль и значение аккредитационного органа лишь федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области социальной защиты инвалидов и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов. Отсутствуют элементы независимой аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области реабилитации, абилитации инвалидов. К сожалению, в данном случае не учитывается имеющаяся в открытом доступе информация о независимой системе оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги.

Основную массу изменений в законодательство по вопросам аккредитации в области реабилитации и абилитации инвалидов, по нашему мнению, должны составить изменения в нормативные правовые акты, утверждающие правовой статус организаций, осуществляющих мероприятия реабилитации и абилитации инвалидов, к которым с большой долей вероятности можно относить, в частности:

- лечебно-производственные государственные предприятия для проведения трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов (постановление Правительства Российской Федерации от 25.05.1994 № 522 «О мерах по обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами») [7];

- многопрофильные реабилитационные центры для инвалидов, в том числе, детей-инвалидов (приказ Минтруда России от 23.04.2018 № 275 «Об утверждении примерных положений о многопрофильных реабилитационных центрах для инвалидов и детей-инвалидов, а также примерных перечней оборудования, необходимого для предоставления услуг по социальной и профессиональной реабилитации и абилитации инвалидов и детей инвалидов») [16];

- реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями (приказ Минсоцзащиты России от 14.12.1994 № 249 «Об утверждении Примерного положения о реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями») [12];

- учреждения начального профессионального образования для инвалидов системы социальной защиты населения Российской Федерации (приказ Минсоцзащиты России от 03.04.1995

№ 66 «О Примерном положении об учреждении начального профессионального образования для инвалидов системы социальной защиты населения Российской Федерации») [11].

Кроме того, представляется целесообразным обновить и внести изменения в нормативные правовые акты, принятые до распада СССР, так как в настоящее время не исключена возможность функционирования соответствующих организационно-правовых формирований либо структурных подразделений, таких, например, как:

- подсобные сельские хозяйства при психоневрологических и психиатрических учреждениях (приказ Минздрава СССР от 30.04.1959 № 225 «О мероприятиях по дальнейшему развитию трудовой терапии в психоневрологических и психиатрических лечебных учреждениях») [9];

- лечебно-трудовые мастерские противолепрозных учреждений (приказ Минздрава СССР от 30.08.1962 № 422 «Об улучшении материального обеспечения больных лепрой») [10] и т.д.

Наряду с внесением изменений в нормативные правовые акты, утверждающих правовой статус организаций, осуществляющих мероприятия реабилитации и абилитации инвалидов, должны быть внесены изменения в нормативные правовые акты, устанавливающих правовой статус соответствующих руководителей и специалистов, в частности, в такие профессиональные стандарты, как:

- «Руководитель учреждения медико-социальной экспертизы» (приказ Минтруда России от 05.12.2013 № 714н «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель учреждения медико-социальной экспертизы») [14];

- «Руководитель организации социального обслуживания» (приказ Минтруда России от 18.11.2013 № 678н «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель организации социального обслуживания») [15].

По нашему мнению, порядок аккредитации организаций, осуществляющих реабилитацию и абилитацию инвалидов, представляется целесообразным отнести на подзаконный уровень (Постановление Правительства Российской Федерации).

В плане организации системы аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области реабилитации и абилитации инвалидов, следует учесть, что реабилитация и абилитация инвалидов является, как известно, межведомственной системой, без успешности которой эффективность аккредитации реабилитационных организаций будет существенно снижена. Утверждение федеральных государственных стандартов по основным направлениями реабилитации, абилитации инвалидов и примерных типовые программы реабилитации, абилитации инвалидов необходимо осуществлять совместно с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области образования, спорта и культуры (часть 2 статьи 9 Федерального закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») [23].

Для закрепления института аккредитации организаций, осуществляющих реабилитацию и абилитацию инвалидов, Главу III Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует дополнить соответствующей структурной единицей, содержащей нормы, устанавливающей соответствующие правовые основы.

Анализ законодательных актов, регламентирующих отношения в области реабилитации и абилитации инвалидов, позволяет говорить о том, что соответствующие мероприятия могут осуществлять и индивидуальные предприниматели, аккредитацию которых целесообразно отнести на региональный уровень.

Неотъемлемым сегментом правовой регламентации в области аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области реабилитации и абилитации инвалидов, должно стать наделение полномочиями соответствующих федеральных органов исполнительной власти, к которым следует относить:

- Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;

- Министерство здравоохранения Российской Федерации;

- Министерство просвещения Российской Федерации;

- Министерство образования и науки Российской Федерации;

- Министерство культуры Российской Федерации;

- Министерство спорта Российской Федерации.

Вследствие того, что отношения в области реабилитации и абилитации инвалидов носят межотраслевой характер, основную массу нормативных правовых документов по вопросам аккредитации в области реабилитации и абилитации инвалидов целесообразно разработать и утвердить совместными правовыми актами.

Вместе с тем правовые акты, утверждающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, обозначают лишь перечни правовых актов, которые они уполномочены принимать самостоятельно. Выход из ситуации видится в наделении соответствующими полномочиям структурных подразделений вышеуказанных федеральных органов исполнительной власти, в частности во внесении изменений:

- в Положение о Департаменте по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (приказ Минтруда России от 04.09.2012 № 165 «Об утверждении положения о Департаменте по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации») [13];

- в Положение о Департаменте развития физической культуры и массового спорта Министерства спорта Российской Федерации (утверждены приказом Минспорта России от 31.08.2012 № 167) [3];

- в Положение о Департаменте организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Министерства здравоохранения Российской Федерации (приказ Минздрава России от 24.12.2013 № 1067 «Об утверждении Положения о Департаменте организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Министерства здравоохранения Российской Федерации») [8].

Аккредитация организаций, осуществляющих деятельность в области реабилитации, абилитации инвалидов, планируется, в соответствии с существующими взглядами, проводить федеральным органом исполнительной власти, реализующим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области социальной защиты инвалидов и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов. По сути, это осуществление государственной услуги на федеральном и региональном уровнях. Поэтому, аккредитацию организаций, осуществляющих деятельность в области реабилитации, абилитации инва-

лидов следовало бы поднять на уровень государственной услуги с законодательным и нормативным закреплением понятия «аккредитация организаций, осуществляющих деятельность в области реабилитации, абилитации инвалидов» и формированием соответствующих административных регламентов. Тем самым, чётко и однозначно были бы прописаны процедуры, документы, соответствующие решения и другие вопросы, что позволяло бы аккредитацию сделать более открытой и прозрачной.

В целях закрепления организационного механизма аккредитации на федеральном уровне представляется целесообразным создать при Правительстве Российской Федерации аккреди-тационную комиссию по аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области реабилитации и абилитации инвалидов, находящихся в федеральной собственности, в которую должны входить представители:

- федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, здравоохранения, образования, труда и занятости, культуры, физической культуры и спорта;

- федерального бюро медико-социальной экспертизы;

- организаций, осуществляющих деятельность в области реабилитации, абилитации инвалидов, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, которые осуществляют функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, здравоохранения, образования, труда и занятости, культуры, физической культуры и спорта;

- научных и образовательных организаций, осуществляющих деятельность в области реабилитации и абилитации инвалидов, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, которые осуществляют функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, здравоохранения, образования, труда и занятости, культуры, физической культуры и спорта.

Закрепление института аккредитации организаций, осуществляющих реабилитацию и абилитацию инвалидов, в Федеральном законе от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [24] можно осуществить в структурных элементах закона, обозначающих информационное обеспечение деятельности поставщиков социальных услуг. В данной связи, в перечень информации, к которой поставщики социальных услуг обеспечивают доступность, следует включить сведения о наличии свидетельства о государственной аккредитации в области реабилитации и абилитации инвалидов (часть 2 статьи 13 закона). Реестр поставщиков социальных услуг также должен содержать информацию о наличии свидетельства о государственной аккредитации в области реабилитации и абилитации инвалидов (часть 3 статьи 25 закона):

Правовые основы физической реабилитации инвалидов заложены в Федеральном законе от 04.12.2007 № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (пункт 28 статьи 2, статья 31) [21].

Положения частей 1, 6, 7 статьи 31 указанного законодательного акта обозначают круг организационно-правовых формирований, призванных осуществлять мероприятия в области физической реабилитации инвалидов (реабилитационные центры, физкультурно-спортивные

клубы инвалидов, детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки, физкультурно-спортивные организации).

Под физкультурно-спортивной организацией в соответствии с положениями пункта 30 статьи 2 закона понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта, в качестве основного вида деятельности.

Буквальное и систематическое толкование позволяет говорить о том, что мероприятия по физической реабилитации инвалидов могут проводить не только специализированные физ-культурно-спортивные организации инвалидов.

В соответствии с положениями части 7 статьи 31 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» образовательные организации вправе создавать филиалы, отделения, структурные подразделения по адаптивному спорту.

Принимая во внимание межотраслевой характер правового регулирования отношений в области реабилитации и абилитации инвалидов, следует признать гипотетическую возможность создания подразделений по адаптивному спорту медицинскими организациями и организациями социального обслуживания.

В данной связи, в целях закрепления института аккредитации организаций, осуществляющих реабилитацию и абилитацию инвалидов, в области физической реабилитации представляется целесообразным дополнить статью 31 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» частью 8, в которой следует отграничить соответствующие физкультурно-спортивные организации.

Одним из направлений правовой регламентации по вопросам аккредитации в области реабилитации и абилитации инвалидов должно стать информационное обеспечение. В данной связи следует внести изменения:

- в Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации (постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации») [6];

- в Правила организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений (приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 940н «Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений») [17];

- в Положение о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2018 № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения») [5].

В целях информационного обеспечения аккредитации представляется целесообразным закрепить правовые основы ведения соответствующего информационно-справочного и аналитического портала, функционирование которого определяется решением федерального органа исполнительного власти, осуществляющего полномочия по разработке государственной

политики и нормативному правовому регулированию в области социальной защиты инвалидов в подведомственном федеральном научном учреждении по реабилитации инвалидов.

Для осуществления аккредитации организаций, осуществляющих реабилитацию и абили-тацию инвалидов, требуются эксперты и экспертные организации, по которым необходимо разработать квалификационные требования. Требуется разработка Положения об аккредитации специалистов и экспертных организаций, привлекаемых к аккредитации организаций, которые осуществляют деятельность в области реабилитации и абилитации инвалидов. Необходимо определиться с порядком присвоения статуса эксперта и экспертной организации в области аккредитации организаций, осуществляющих реабилитацию и абилитацию инвалидов.

Проекты нормативных правовых актов должны регулировать не систему, процесс, а правовые отношения в области аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области реабилитации, абилитации инвалидов.

Существующие проекты нормативных правовых актов не определяют необходимость внесение, дополнений и изменений в другие Федеральные законы, такие как Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [22], Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации» [25], Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-Ф3 (ред. от 29.07.2018) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [20], «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. Верховным Судом Российской Федерации 09.10.1992 № 3612-1) (ред. от 05.12.2017) [2] и другие. И реабилитация, и аккредитация организаций, осуществляющих деятельность в области реабилитации, абилитации инвалидов, имеют межведомственные и межотраслевые правовые и организационные отношения.

Проводить аккредитацию организаций, осуществляющих деятельность в области реабилитации, абилитации инвалидов, федеральным органом исполнительной власти, реализующим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области социальной защиты инвалидов, и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов в правовом и организационном отношениях, как это представляется в проекте Закона, не представляется возможным, так как вышеуказанные органы не могут её проводить в областях образования, спорта и культуры. В каждой сфере есть свои сложившиеся органы государственного и муниципального управления и органы государственного и муниципального контроля (надзора).

Имеющиеся правовые основания условий отказа и условий лишения аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области реабилитации, абилитации инвалидов, противоречат процессу аккредитации.

К сожалению, в существующих подходах к аккредитации реабилитационных организаций понятия «аккредитация, организаций, осуществляющих деятельность в области реабилитации, абилитации инвалидов» и «государственный контроль (надзор)» смешаны, дублируются, в то время как последнее понятие является более широким по правовым и организационным основаниям. Как известно, Правительством Российской Федерации внесено на рассмотрение Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации законо-

проект № 332053-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» [18].

Имеющиеся проекты нормативных правовых актов закрепляют новые принципы и подходы, реализуемые в рамках системного реформирования сферы государственного и муниципального контроля, путём повышения его результативности и эффективности, обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, снижения избыточного вмешательства в деятельность граждан и организаций.

Дела об административных правонарушениях возбуждаются не органами, а должностными лицами аккредитационных органов в соответствии со статьёй 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КОАП РФ) [1].

Если аккредитация организаций, осуществляющих деятельность в области реабилитации, абилитации инвалидов, проводится по одной или нескольким типовым программам реабилитации, абилитации инвалидов на соответствие федеральным государственным стандартам по основным направлениям реабилитации, абилитации инвалидов, то зачем в проектах нормативных правовых актов прописывать правовое регулирование по сбору других сведений об организации.

Проекты нормативных правовых актов в правовом отношении не определяют права и обязанности аккредитуемых организаций, экспертных организаций и экспертов.

Существует мнение, что эксперты и экспертные организации не могут находиться в гражданско-правовых отношениях (эксперты также в трудовых отношениях) с организацией, осуществляющей деятельность в области реабилитации и абилитации инвалидов, при проведении аккредитационной экспертизы в отношении деятельности в области реабилитации и абилита-ции такой организации. Кто же будет проводить аккредитацию организаций, осуществляющих деятельность в области реабилитации, абилитации инвалидов, федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих реабилитацию и абилитацию инвалидов?

В качестве экспертов и экспертных организаций могут привлекаться научные и экспертные организации, работающие в области реабилитации, абилитации инвалидов, на федеральном и региональном уровнях.

Проекты нормативных правовых актов определяют лишь административное нарушение в части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.08.2018) [1], не формулируя особенную административную ответственность в рамках Главы II Раздела I и административные нарушения в области реабилитации и абилитации инвалидов в рамках Раздела II.

К сожалению, проекты нормативных правовых актов не содержат дополнения в статьи 1.3. «Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях» и 1.3.1. «Предметы ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях».

В соответствии с частью 2 статьи 3.4. КОАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, о чём следует указать в проекте Закона.

Положения проектов нормативных правовых документов противоречат части 7 статьи 4.2 КОАПа РФ. Особо следует отметить и то, что в соответствии с КОАПом РФ назначение

административных наказаний осуществляется не просто аккредитационными органами, а должностными лицами аккредитационных органов. Как известно, законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Следовательно, в проекте Закона необходимо это юридическое обстоятельство прописать.

Заключение. Как видно из представленных выше материалов, требуется целенаправленная работа по внесению изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области реабилитации, абилитации инвалидов. Кроме того, разработка законопроекта потребует разработку и принятие серьёзного пакета нормативных правовых актов, регулирующих процесс аккредитации. Всё это будет содействовать формированию и внедрению единой системы аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области реабилитации, абилитации инвалидов, независимо от организационно-правовых форм, форм собственности, ведомственной принадлежности и подчинённости. При этом данная система будет эффективной, согласованной и не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.08.2018). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).

2 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) (ред. от 05.12.2017). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).

3 «Положение о Департаменте развития физической культуры и массового спорта Министерства спорта Российской Федерации» (ред. от 15.10.2014) (утв. Приказом Минспорта России от 31.08.2012 № 167). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 № 1297 (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).

5 Постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2018 № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения» (вместе с «Положением о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения»). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).

6 Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582 (ред. от 07.08.2017) «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно -телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).

7 Постановление Правительства Российской Федерации от 25.05.1994 № 522 (ред. от 24.11.2014) «О мерах по обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами» (вместе с «Положением о лечебно-производственных государственных предприятиях для проведения трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов», «Положением об общежитиях для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи»). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).

8 Приказ Минздрава России от 24.12.2013 № 1067 «Об утверждении Положения о Департаменте организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Министерства здравоохранения Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).

9 Приказ Минздрава СССР от 30.04.1959 № 225 «О мероприятиях по дальнейшему развитию трудовой терапии в психоневрологических и психиатрических лечебных учреждениях» (вместе с «Типовым уставом под-

собного сельского хозяйства при психоневрологических и психиатрических учреждениях», «Положением о лечебно-производственных (трудовых) мастерских при психоневрологических и психиатрических учреждениях»). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).

10 Приказ Минздрава СССР от 30.08.1962 № 422 «Об улучшении материального обеспечения больных лепрой» (вместе с «Положением о лечебно-трудовых мастерских при противолепрозных учреждениях»). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).

11 Приказ Минсоцзащиты Российской Федерации от 03.04.1995 № 66 «О Примерном положении об учреждении начального профессионального образования для инвалидов системы социальной защиты населения Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).

12 Приказ Минсоцзащиты Российской Федерации от 14.12.1994 № 249 «Об утверждении Примерного положения о реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).

13 Приказ Минтруда России от 04.09.2012 № 165 «Об утверждении положения о Департаменте по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).

14 Приказ Минтруда России от 05.12.2013 № 714н «Об утверждении профессионального стандарта "Руководитель учреждения медико-социальной экспертизы» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2013 № 30837). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).

15 Приказ Минтруда России от 18.11.2013 № 678н «Об утверждении профессионального стандарта "Руководитель организации социального обслуживания» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2013 № 30970). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).

16 Приказ Минтруда России от 23.04.2018 № 275 «Об утверждении примерных положений о многопрофильных реабилитационных центрах для инвалидов и детей-инвалидов, а также примерных перечней оборудования, необходимого для предоставления услуг по социальной и профессиональной реабилитации и абилитации инвалидов и детей инвалидов». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).

17 Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 940н «Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 № 36314). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).

18 Проект Федерального закона № 332053-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 21.02.2018). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).

19 Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).

20 Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).

21 Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).

22 Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).

23 Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).

24 Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2018). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).

25 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).

Рукопись получена: 26 сентября 2018 г. Принята к публикации: 2 октября 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.