Научная статья на тему 'О ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ'

О ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ФГОС 3 / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сироткина М. А., Бочкарева О. В., Снежкина О. В.

Модернизация российского образования и реализация ФГОС-3 требует переосмысления традиционных подходов к обучению. Одной из приоритетных задач современного образовательного процесса является формирование компетенций, обеспечивающих выпускнику успех в будущей профессиональной деятельности. Средством формирования общепрофессиональных компетенций при обучении математике выступают профессионально ориентированные математические задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ»

УДК 378

М.А. Сироткина, О.В. Бочкарева, О.В. Снежкина

О ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ

Модернизация российского образования и реализация ФГОС-3 требует переосмысления традиционных подходов к обучению. Одной из приоритетных задач современного образовательного процесса является формирование компетенций, обеспечивающих выпускнику успех в будущей профессиональной деятельности. Средством формирования общепрофессиональных компетенций при обучении математике выступают профессионально ориентированные математические задачи.

Ключевые слова: компетенция, компетентностный подход, ФГОС - 3, профессионально ориентированные математические задачи, профессиональная деятельность, обучение математике.

Модернизация системы образования, происходящая сейчас в российских вузах, заставляет по-новому взглянуть на существующую систему обучения. Введение ФГОС-3, использование новой терминологии, ориентация на профессию требует переосмысления традиционных подходов к обучению. Встает актуальный вопрос: «Как готовить специалистов в контексте появившихся новых стандартов?»

Современный подход к обучению базируется на двух основных понятиях: «компетентно-стный подход» и «компетенция». Что - же такое компетенция и в чем суть компетентностного подхода? С одной стороны, компетенции определяют требования к уровню подготовки будущего специалиста. С другой стороны, компетенция есть совокупность взаимосвязанных личностных качеств (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которые необходимы выпускнику для дальнейшей продуктивной деятельности, которые должен воспитывать вуз. Таким образом, компетенция является той базовой единицей, которая обеспечивает связь обучения и будущей профессиональной деятельности. Формирование компетенций есть одна из приоритетных задач компетентностного подхода.

В соответствии с ФГОС - 3 при изучении дисциплины математика у бакалавров должны быть сформированы следующие общепрофессиональные компетенции [1]:

•использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применение методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-1);

•способность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлекать для их решения соответствующий математический аппарат (ПК-2);

•владение основными законами геометрического формирования, построения и взаимного пересечения моделей плоскости и пространства, необходимыми для выполнения и чтения чертежей зданий, сооружений, конструкций, составления конструкторской документации и деталей (ПК-3);

•владение основными методами, способам и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ПК-5).

Средством формирования общепрофессиональных компетенций при изучении математики выступают профессионально ориентированные задачи. Задачи, как известно, играют роль многоаспектного явления. Они могут выступать в качестве: носителя действий, адекватных со-

© М.А.Сироткина, О.В. Бочкарева, О.В.Снежкина, 2014.

Вестник магистратуры. 2014. №3(30). Том I

ISSN 2223-4047

держанию математики; средства целенаправленного формирования знаний, умений, навыков; способа организации и управления учебно-познавательной деятельностью студентов; одной из форм реализации методов обучения; средства связи теории с практикой [2, 3, 4]. Посредством задач формируются и компетенции, а профессионально ориентированные математические задачи обеспечивают развитие общепрофессиональных компетенций.

Профессионально ориентированная математическая задача - это задача, условие и требование которой определяют собой модель некоторой ситуации, возникающей в профессиональной деятельности бакалавра, а исследование этой ситуации средствами математики способствует формированию общепрофессиональных компетенций.

Данное определение позволяет нам сформулировать требования, которым должны удовлетворять профессионально ориентированные задачи, используемые в рамках математической подготовки бакалавров по направлению «Строительство»:

•задача должна описывать ситуацию, возникающую в профессиональной деятельности строителя;

•в задаче должны быть неизвестны характеристики некоторого профессионального объекта или явления, которые надо исследовать субъекту по имеющимся известным характеристикам с помощью средств математики;

•решение задач должно способствовать прочному усвоению математических знаний, приемов и методов, являющихся основой профессиональной деятельности строителя;

•задачи должны обеспечить усвоение взаимосвязи математики с общетехническими и профессиональными дисциплинами;

•содержание задачи и ее решение требуют знаний по профильным предметам; •содержание профессионально ориентированной математической задачи определяет пропедевтический этап изучения понятий общетехнических и профессиональных дисциплин;

•решение задач должно обеспечивать формирование общепрофессиональных компетенций, обеспечивающих в дальнейшем выпускнику успех профессиональной деятельности [2, 5, 6].

Чтобы процесс формирования общепрофессиональных компетенций был более эффективным, профессионально ориентированные математические задачи должны регулярно и целенаправленно включаться в содержание занятий и использоваться на различных этапах формирования понятия и изучения теорем. Для систематизации этого процесса необходимо для каждого модуля проводить более тщательный анализ основных тем разделов, отображать совокупность тем в совокупность профессионально ориентированных математических задач, направленную на формирование общепрофессиональных компетенций и разрабатывать задания, которые позволят проверить уровень сформированности компетенции. От того насколько грамотно применяются студентами математические знания и методы, реализуются внутрипредметные и межпредметные связи при решении профессионально ориентированных задач зависит уровень сформированности общепрофессиональных компетенций, а следовательно и уровень подготовки выпускника к будущей профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. ФГОС ВПО по направлению подготовки 270800 Строительство / Министерство образования и науки Рос. Федерации. 2010.

2. Бочкарева О.В. Профессиональная направленность обучения математике студентов инженерно-строительных специальностей вуза: диссертация кандидата технических наук. Пенза, 2006. 150 с.

3. Саранцев Г. И. Упражнения в обучении математике. - М.: Просвещение, 2005. 256 с.

4. Снежкина О.В., Левова Г.А., Бочкарева О.В., Ладин Р.А. О роли регионального компонента при преподавании дисциплин математического цикла // Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественых наук. 2013. № 11-12. С. 17-21.

5. Бочкарева О.В., Снежкина О.В., Сироткина М.А.Формирование профессиональных умений на занятиях по математике // Молодой ученый. № 2 (61). Часть 5. 2014. С. 735-738.

6. Сироткина М.А., Бочкарева О.В., Снежкина О.В. К вопросу о профессиональной направленности обучения математике // Вестник магистратуры. 2014. № 2. С. 60-62.

СИРОТКИНА Марина Александровна - студент, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства.

БОЧКАРЕВА Ольга Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент, Пензенский артиллерийский институт.

СНЕЖКИНА Ольга Викторовна - кандидат технических наук, доцент, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.