Научная статья на тему 'О ФОРМИРОВАНИИ НОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО УЧЕБНОГО КУРСА "ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ"'

О ФОРМИРОВАНИИ НОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО УЧЕБНОГО КУРСА "ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
59
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ / УЧЕБНЫЙ КУРС / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LEGAL TERMINOLOGY / TRAINING COURSE / INTERDISCIPLINARY RESEARCH / LEGAL EDUCATION / LAW-MAKING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Туранин Владислав Юрьевич

В статье поднимается вопрос формирования нового междисциплинарного учебного курса «Юридическая терминология», предлагаемого для изучения в магистратуре в рамках Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция. Данное предложение формулируется на фоне острой востребованности различных федеральных, региональных и муниципальных органов власти в квалифицированных специалистах, готовых эффективно заниматься правотворческой деятельностью. При этом специалисты новой формации должны являться не просто квалифицированными юристами, для качественной работы с правовым текстом они обязаны обладать совокупными знаниями в различных сферах права, логики и лингвистики. В данных целях предлагается к обсуждению содержание заявленного курса, структурированное по разделам и темам. Авторский курс «Юридическая терминология» прошёл апробацию в юридическом институте ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», где он изучается на уровне магистратуры в течение одного семестра уже на протяжении пяти лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE FORMATION OF A NEW INTERDISCIPLINARY TRAINING COURSE "LEGAL TERMINOLOGY"

The article raises the question of the formation of a new interdisciplinary training course «Legal Terminology», which is offered for study in a magistracy within the framework of the Federal State Educational Standard of Higher Education in the area of preparation 40.04.01 Jurisprudence. This proposal is formulated against the backdrop of the acute demand for various federal, regional and municipal authorities in qualified specialists who are ready to effectively engage in law-making activities. At the same time, the specialists of the new formation should not only be qualified lawyers, for the high-quality work with the legal text they must have combined knowledge in various fields of law, logic and linguistics. For these purposes, it is proposed to discuss the content of the declared course, structured by sections and topics. The author's course «Legal Terminology» was tested at the Belgorod State National Research University Law Institute, where it has been studied at the master's level for one semester for five years.

Текст научной работы на тему «О ФОРМИРОВАНИИ НОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО УЧЕБНОГО КУРСА "ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ"»

УДК 340.113.1

Владислав Юрьевич Туранин, заведующий кафедрой теории и истории государства и права ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»,

доктор юридических наук, доцент E-mail: turanin@mail.ru

Vladislav Yuryevich Turanin, Head of the Department of Theory and History of State and Law Belgorod State University,

Doctor of Law, Associate Professor

О ФОРМИРОВАНИИ НОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО УЧЕБНОГО КУРСА

«ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ»*

В статье поднимается вопрос формирования нового междисциплинарного учебного курса «Юридическая терминология», предлагаемого для изучения в магистратуре в рамках Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция. Данное предложение формулируется на фоне острой востребованности различных федеральных, региональных и муниципальных органов власти в квалифицированных специалистах, готовых эффективно заниматься правотворческой деятельностью. При этом специалисты новой формации должны являться не просто квалифицированными юристами, для качественной работы с правовым текстом они обязаны обладать совокупными знаниями в различных сферах права, логики и лингвистики. В данных целях предлагается к обсуждению содержание заявленного курса, структурированное по разделам и темам.

Авторский курс «Юридическая терминология» прошёл апробацию в юридическом институте ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», где он изучается на уровне магистратуры в течение одного семестра уже на протяжении пяти лет.

Ключевые слова: юридическая терминология, учебный курс, междисциплинарные исследования, юридическое образование, правотворческая деятельность.

ON THE FORMATION OF A NEW INTERDISCIPLINARY TRAINING COURSE

«LEGAL TERMINOLOGY»

The article raises the question of the formation of a new interdisciplinary training course «Legal Terminology», which is offered for study in a magistracy within the framework of the Federal State Educational Standard of Higher Education in the area of preparation 40.04.01 Jurisprudence. This proposal is formulated against the backdrop of the acute demand for various federal, regional and municipal authorities in qualified specialists who are ready to effectively engage in law-making activities. At the same time, the specialists of the new formation should not only be qualified lawyers, for the high-quality work with the legal text they must have combined knowledge in various fields of law, logic and linguistics. For these purposes, it is proposed to discuss the content of the declared course, structured by sections and topics.

The author's course «Legal Terminology» was tested at the Belgorod State National Research University Law Institute, where it has been studied at the master's level for one semester for five years.

Keywords: legal terminology, training course, interdisciplinary research, legal education, law-making activity.

В современных условиях развития России, обусловивших появление огромного количества различных правовых актов, принимаемых на федеральном, региональном и муниципальном уровне, образовалась очевидная потребность в формировании нового класса квалифицированных специалистов в сфере правотворческой деятельности. Полагаем, что это должны быть аналитики, готовые к проведению комплексной оценки российского правового массива,

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ и Белгородской области в рамках научного проекта № 18-411-310002 «Организационно-правовые механизмы систематизации юридической терминологии в условиях осуществления региональной законотворческой деятельности».

взвешенной проработке его терминологии, а также к формулированию авторских оригинальных правотворческих решений. Специалисты новой формации обязаны являться не просто квалифицированными юристами, но и обладать совокупными знаниями в различных сферах права, логики и лингвистики, с аналитическим и, одновременно, творческим складом ума.

Однако, несмотря на популярность юридического образования, наблюдаемую в настоящее время, открытие множества юридических факультетов, в том числе, и в непрофильных вузах, преобразование юридических факультетов в юридические институты, увеличение набора студентов, на рынке труда существует дефицит таких кадров. Отсюда и перманентно возникающие разноаспектные проблемы, касающиеся содержания федеральных, региональных и муниципальных актов, являющиеся следствием низкой подготовленности их разработчиков.

В этой связи, становится очевидным, что профессионалов высокого уровня, которые могли бы эффективно заниматься правотворческой деятельностью на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, необходимо специально готовить, целенаправленно дополняя традиционный учебный процесс новыми дисциплинами.

Следует заметить, что в сфере современного юридического образования не существует формального, содержательного и методологического единства в подходах к подготовке будущих участников правотворческой деятельности. В большинстве случаев студентами юридических факультетов и институтов в контексте обучения правотворчеству изучается лишь дисциплина «Юридическая техника» (на уровне бакалавриата), а также некоторые разрозненные спецкурсы1. Но достаточно ли этого? Полагаем, что с точки зрения полного цикла обучения (бакалавр-магистр) вектор изучения многоаспектной правотворческой деятельности должен быть усилен.

Действительное познание сущности правовых явлений и процессов возможно только с помощью глубинного анализа юридических понятий, выраженных юридическими терминами, включающего изучение особенностей их использования в праве. Д.А. Керимов отмечал в этой связи, что «в общей цепи познавательного движения мысли образуются "опорные пункты", "узловые звенья" в виде юридических понятий и определений, опираясь на которые исследование продвигается ко все более глубокому, всестороннему и конкретному познанию правовых явлений»2. И.С. Самощенко и В.М. Сырых обращают внимание на то, что «в раскрытии специфических закономерностей правовых явлений в качестве необходимого инст-

3 т->

румента выступают понятия правовой науки» . В свою очередь, так как понятия выражаются в тексте с помощью терминов, то именно термин видит пользователь, работая с правовым текстом. Таким образом, каждый юридический термин, являясь видимым объектом, запечат-лённым в источнике права и несущим вполне конкретную правовую нагрузку, опосредованно, с помощью юридического понятия, отражает сущность конкретного правового явления или процесса. Пользователь, сталкиваясь с определённым термином, закреплённым в том или ином источнике российского права, открывает для себя новые исследовательские грани, соприкасается с мыслью о праве. Можно сказать, что юридическая терминология является той самой «заветной дверцей» в саму сущность права. Поэтому детальное изучение её основных характеристик в процессе подготовки квалифицированных участников правотворческой деятельности является, с нашей точки зрения, крайне важным и необходимым.

Соответственно, полагаем, что в рамках Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция

1 См., например: Чухвичев Д.В. Законодательная техника: учеб. пособие. М., 2006; Нормография: теория и технология нормотворчества: учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред. Ю.Г. Арзамасова. М., 2017; Хижняк С.П. Лингвистические проблемы юридической терминологии: программа спецкурса для студентов юрид. спец. // Юрислингвистика-4: юрислингвистические дисциплины на юрид. и филол. фак. рос. вузов: программы, учеб. планы / отв. ред. Н.Д. Голев. Барнаул, 2003. С. 58-61 и др.

2 Керимов Д.А. Диалектический путь познания права // Методологические проблемы советской юридической науки / отв. ред. В.Н. Кудрявцев. М., 1980. С. 19-20.

3 Самощенко И. С., Сырых В.М. Диалектика и специальные методы правовой науки // Методологические проблемы советской юридической науки / отв. ред. В.Н. Кудрявцев. М., 1980. С. 225.

(уровень магистратуры) необходимо внедрение в базовую (обязательную) часть программы магистратуры правовой направленности учебного курса «Юридическая терминология». Те знания, которые обучающиеся на уровне бакалавриата получают в рамках изучения дисциплины «Юридическая техника», связанные с юридической терминологией как юридико-техническим средством, считаем недостаточными. Отметим, что курс «Юридическая терминология» изучается уже на протяжении пяти лет в юридическом институте ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (на уровне магистратуры, в течение одного семестра).

Курс «Юридическая терминология» имеет ярко выраженный междисциплинарный характер, и это новый, востребованный тренд современного юридического образования. При его изучении у студентов формируются знания не только в сфере права, но в области лингвистики и логики, что связано с многоаспектным исследованием процессов формирования и использования современного юридического языка.

Основной целью преподавания данного курса является подготовка будущих юристов к практической правотворческой деятельности, привитие им навыков работы с правовым текстом, формирование необходимых компетенций в сфере права, логики и лингвистики.

Задачами учебного курса «Юридическая терминология» служат:

- формирование системы междисциплинарных знаний о юридической терминологии и особенностях ее использования в правотворческой деятельности;

- привитие обучающимся навыков выявления проблем использования юридической терминологии в правовых актах и их проектах, а также определение способов их устранения;

- раскрытие механизма формирования терминологического аппарата правового акта;

- ознакомление с методикой экспертизы юридической терминологии.

Основное (краткое) содержание данного курса:

Раздел 1. Общие положения.

Тема 1.1. Понятие и сущность юридической терминологии. В рамках изучения данной темы определяется сущность юридического языка и языка законов, термина и юридического термина; выделяются свойства юридического термина, формулируется его определение; выявляется значение юридической терминологии для права.

Тема 1.2. Формирование и классификация юридической терминологии. В контексте рассмотрения этой темы определяются способы формирования юридической терминологии; выявляются особенности создания юридических терминов усилиями представителей науки и практики; исследуются процессы терминологизации и транстерминологизации; осуществляется классификация юридических терминов.

Тема 1.3. Понятие и особенности развития юридической терминологической системы. В данном случае определяется понятие и выделяются признаки юридической терминологической системы; рассматриваются юридические терминологические ряды и аппараты; анализируется эволюция юридической терминологической системы.

Раздел 2. Использование юридической терминологии в современных правовых актах.

Тема 2.1. Общие проблемы употребления юридической терминологии в современных правовых актах. В рамках данной темы изучается проблема употребления юридических жаргонизмов; выявляются терминологические ошибки в правовых актах; рассматриваются терминологические особенности латентности правового текста; поднимается вопрос использования заимствованной юридической терминологии.

Тема 2.2. Интерпретация юридической терминологии в современных правовых актах. В контексте изучения этой темы определяется понятие, устанавливаются функции и критерии необходимости дефиниции как способа интерпретации юридической терминологии в современных правовых актах; исследуются принципы дефиниций; определяется место определений терминов в правовом тексте. Подвергаются анализу дефиниции в федеральных, региональных и муниципальных правовых актах, выявляется их соотношение; поднимается проблема единства дефиниций.

Раздел 3. Разработка и экспертиза юридической терминологии.

Тема 3.1. Порядок разработки юридической терминологии. В данном случае исследуется механизм формирования терминологического аппарата правового акта; определяются этапы работы с терминами в рамках правотворческой деятельности; анализируются требования к использованию юридической терминологии в правовом тексте.

Тема 3.2. Особенности экспертизы юридической терминологии. В рамках этой темы выявляется сущность экспертизы юридической терминологии проекта правового акта, определяются её субъекты, этапы и механизмы; исследуются особенности независимой научной экспертизы юридической терминологии.

Отметим, что представленный учебный курс включает темы, которые расположены в строгой логической последовательности, что обеспечивает успешность его изучения, а также предопределяет связь с другими юридическими и неюридическими дисциплинами.

Материал традиционно рассматривается в ходе лекционных, семинарских и практических занятий, а также в процессе самостоятельной работы магистрантов, которая предполагает детальное освоение теоретических разработок ведущих российских и зарубежных учёных (учебных пособий, монографий, научных статей). Для подготовки к семинарским и практическим занятиям обучающиеся анализируют тексты правовых актов, проектов правовых актов и иных документов, а также осуществляют подготовку научных сообщений.

Подводя итоги, зададимся вопросом: почему именно юридическая терминология? Наш ответ таков: потому что именно в словесной (терминологической) сфере содержится большинство проблем современных правовых актов, негативно сказывающихся на их качестве. И нельзя не придавать этому значения. В этой связи, обучение основам работы с юридическими терминами представляется перспективным, важным и необходимым сегментом образовательного процесса правовой направленности.

Список литературы

1. Керимов Д. А. Диалектический путь познания права // Методологические проблемы советской юридической науки / отв. ред. В.Н. Кудрявцев. - М.: Наука, 1980. - С. 11-38.

2. Нормография: теория и технология нормотворчества: учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред. Ю.Г. Арзамасова. - М.: Юрайт, 2017. - 460 с.

3. Самощенко И.С., Сырых В.М. Диалектика и специальные методы правовой науки // Методологические проблемы советской юридической науки / отв. ред. В.Н. Кудрявцев. - М.: Наука, 1980. - С. 190-231.

4. Хижняк С.П. Лингвистические проблемы юридической терминологии: программа спецкурса для студентов юрид. спец. // Юрислингвистика-4: юрислингвистические дисциплины на юрид. и филол. фак. рос. вузов: программы, учеб. планы / отв. ред. Н.Д. Голев. - Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2003. - С. 58-61.

5. Чухвичев Д.В. Законодательная техника: учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ [и др.], 2006. - 239 с.

List of references

1. Kerimov D.A. Dialekticheskiy put' poznaniya prava. - [The dialectical path of knowledge of law] // Metodo-logicheskiye problemy sovetskoy yuridicheskoy nauki / resp. ed. V.N. Kudryavtsev. - M.: Nauka, 1980. - Pp. 11-38.

2. Normografiya: teoriya i tekhnologiya normotvorchestva: uchebnik dlya bakalavriata i magistratury. - [Nor-mography: theory and technology of rulemaking: a textbook for undergraduate and graduate studies] / ed. Yu.G. Arza-masov. - M.: Yurait, 2017. - 460 p.

3. Samoshchenko I.S., Syrykh V.M. Dialektika i spetsial'nyye metody pravovoy nauki // Metodologicheskiye problemy sovetskoy yuridicheskoy nauki [Dialectics and special methods of legal science] // Methodological problems of Soviet legal science / resp. ed. V.N. Kudryavtsev. - M.: Nauka, 1980. - Pp. 190-231.

4. Khizhnyak S.P. Lingvisticheskiye problemy yuridicheskoy terminologii: programma spetskursa dlya studentov yurid. Spets. Yurislingvistika-4: yurislingvisticheskiye distsipliny na yurid. i filol. fak. ros. vuzov: programmy, ucheb. plany - [Linguistic problems of legal terminology: a special course program for law students // Jurislingistics-4: juris-linguistic disciplines on jur. and filol. fak. of Russian universities: programs, textbook. Plans] / resp. ed. N.D. Golev. -Barnaul: Publishing House of Altai University, 2003. - Pp. 58-61.

5. Chukhvichev D.V. Zakonodatel'naya tekhnika: ucheb. Posobiye. - [Legislative technique: textbook]. - M.: UNITY [et al.], 2006. - 239 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.