Научная статья на тему 'О формировании концепции православного паломничества в Святую Землю'

О формировании концепции православного паломничества в Святую Землю Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
275
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАЛОМНИЧЕСТВО / ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО / СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ / ПАЛЕСТИНА / ИЗРАИЛЬ / РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ В ИЕРУСАЛИМЕ / PILGRIMAGE / ORTHODOX PILGRIMAGE / HOLY LAND / PALESTINE / ISRAEL / RUSSIAN SPIRITUAL MISSION IN JERUSALEM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Паламаренко Е. В.

В статье исследуется православное паломничество из России в Святую Землю. Дается краткий исторический анализ организации паломничества посредством деятельности российских представительств в Палестине. На основании увеличивающегося потока российских паломников в Израиль предлагается формирование общецерковной концепции, которая могла бы зафиксировать и детально раскрыть значение «паломнических хождений» в Святую Землю для современного христианина. Формируется вывод о необходимости создания нового подхода в идейном сопровождении паломничества как духовной практики. Возможно, требуется придание обновленного богословского видения паломничества в современном мире, что, в первую очередь, требует объединения общецерковных усилий в унификации понимания значения паломничества для человека-христианина. На основании этого деятельность околоцерковных паломнических организаций не может не вызывать опасений, являющихся не всегда по-настоящему компетентными в своем деле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О формировании концепции православного паломничества в Святую Землю»



а I

Паламаренко Е.В.

Аспирант, Общецерковная аспирантура и докторантура

им. святых Кирилла и Мефодия.

О формировании концепции православного паломничества в Святую Землю

Христианское паломничество формирует собой особое явление, когда движимые религиозной верой и желанием поклониться святым местам богомольцы, стремятся в наиболее значимые уголки христианского мира. Центром и средоточием христианской цивилизации по праву считается Иерусалим и Палестина — место, где зародилась мировая религия, создателем которой выступал Иисус Христос. Палестина стала колыбелью христианства, взрастила первых его проповедников и дала человечеству весь многогранный набор событий на основании которых формируют свою жизнь и упование последователи Нового Завета.

Богомолье к святым местам Палестины начинается со времени провозглашения христианской религии как дозволенной на территории Римской Империи. Множество подвижников и простых христиан стремилось поклониться святым местам, помнящих подвиг Богочеловека Христа. Мнение, что «.. .паломничество является феноменальной возможностью взаимодействия со священным, т.е. сакральным»1 было распространено, как в древнехристианской среде, так и на современном этапе. Паломничество в Палестину носило стабильный характер в то время, когда не было существенной угрозы со стороны иноверцев, преимущественно представителей ислама. Припасть в молитве к святыне овеянной святостью Создателя христианства и Его последователей, считалось наивысшим духовным благом, которое может быть даровано смертным. Решиться на длительное путешествие, чтобы прибыть в Святую Землю, преодолев многогранные трудности передвижения библейской Палестиной, являлось вершиной стойкости духа и благодатного духовного дара. Еще большим препятствием считалось вернуться к своим родным и близким, чтобы поведать о состоянии святых мест, поделиться радостью молитвы в Иерусалиме, стать живым очевидцем священной евангельской географии.

1 Ильина А.Ю. Феномен паломничества в отечественной православной культуре // В сборнике: научные труды аспирантов и соискателей Нижневартовского государственного университет. Нижневартовстк, 2014. С. 12.

С провозглашением христианства на Руси отечественные р. паломники стремились подражать богомольцам Византии и Рима, жаждущих, не взирая на исламскую угрозу, к местам чу-дотворений Иисуса Христа. Русь давала своих представителей для паломнических хождений, формируя, на примере поклонения Святой Земле, традицию трепетного, почтительного отношения к святым местам.

В Российской империи наблюдался стабильный, возрастающий интерес к исследованию Палестины и Святой Земли. Палестиноведение проявляет себя в нескольких важных инициативах императорской правительства в XIX веке. Создание в 1847 году Русской духовной миссии в Иерусалиме и основание Императорского православного палестинского общества в 1882 году, стало выражением всенародного интереса к пале-стиноведческим изысканиям.

Государственная власть видела в присутствии в Палестине геополитический интерес; Русская Церковь усматривала создание своего представительства, как расширение зоны своей пастырской опеки о русских паломниках; ученые видели благодатную почву для научных изысканий, археологических и этнографических открытий; простой народ получал возможность с наименьшими трудностями организовать личное паломничество. В интенсификации вектора палестиноведче-ских исследований выигрывали все слои тогдашнего общества. Россия становилась более известной и влиятельной в ближневосточном регионе, Русская Церковь приобретала влияние в Иерусалимской Церкви. Все более заметным становилось присутствие русских паломников, пребывание в Святой Земле которых становилось порой одной из наиболее существенных статей дохода местного населения.

Период советских лет не только поссорил между собой православных, мигрировавших и оставшихся в СССР, но и нанес огромный ущерб палестиноведению как науке. Для верующих более не было возможности посещать святые места, духовенству становилось все труднее организовать паломничество или остаться на служение в Святой Земле. Палестина выходит из поля пристального изучения отечественных ученых, снижается интерес к богатой земельной собственности, распродается инфраструктурное обеспечение русского присутствия в Святой Земле. Монастыри, подворья, недвижимость включающая

а I

русские больницы, странноприимные дома, поддерживаются редкими перечислениями из Москвы. Энтузиазм малочисленных хранителей, ставшей ненужной СССР собственности, в некоторой степени позволил сохраниться тому, чем сейчас обладает Русская духовная миссия в Иерусалиме и Императорское православное палестинское общество.

Новое время, начинающееся периодом становлением демократии в России, стало новой страницей в жизни русского присутствия в Святой Земле. Размещаясь в пределах трех суверенных государств: Израиле, Палестине и Иордании, русское присутствие являет собой пример духовного и политического свидетельствования о масштабах деятельности Русской Православной Церкви.

Русская духовная миссия в Иерусалиме является единственным полномочным представителем и собственников всего земельного имущества Русской Православной Церкви в Святой Земле. Деятельность РДМ в Иерусалиме носит многогранный характер. Представительство интересов Московского Патриархата перед Иерусалимской Православной Церковью; взаимодействие с официальными государственными структурами Израиля, Палестины и Иордании; организация официальных визитов иерархов и представителей РПЦ на каноническую территорию Иерусалимского Патриархата, а также организация паломнического сопровождения2 для десятков тысяч богомольцев в год является далеко не полным перечнем сегодняшних ежедневных обязанностей русского духовенства в Святой Земле.

В связи с более чем 170 летним опытом организации паломничества из России в Святую Землю, существует необходимость в некотором переосмысления значения паломничества для человека-христиаина. Вопрос не только в смысле хождения на богомолье, но и в его организации и профессиональном подходе, выяснении его обязательности для верующих. Эти вопросы требуют рассмотрения ради поиска богословской аргументации паломнических дней в жизни христианина и выработке единообразного отношения к паломничеству как духовной практике.

Какое значение имеет поездка в Святую Землю для современного паломника? Этот вопрос требует ответа уже потому,

2 Паламаренко Е.В. Русское духовное присутствие в Государстве Израиль: 170 лет со времени основания Русской духовной миссии в Иерусалиме // Миссия конфессий. 2016. № 14 (18). С. 20.

что современность формирует собой феномен паломничества, р который не встречается в истории Древней Церкви. Данный феномен состоит в путешествии с должным комфортом, к которому добавляется молитвенная практика у святых мест. Чем же тогда паломничество отличается от туризма и можно ли называть паломничество религиозным туризмом?

Нередко встречается, что гид-экскурсовод по святым местам Израиля и Палестины не верит произносимым словам, принадлежит к другой религии или конфессии. Что же остается в паломничестве такого, что позволяет называть паломника поклонником святых мест. Наверное, ответ на этот опрос предстоит сформировать в общецерковной концепции об отношении к паломничеству, создание которой напрашивается временем. Инициатива относительно формирования общецерковного учения о выезде христианина к святым местам может получить воплощение уже в ближайшее время. По мнению автора, некоторая унификация разрозненного понимания паломничества требуется его широким распространением. Размытые границы понимания паломничества порой не дают ясного представления о нем, как для организаторов, так и для участников паломнических путешествий.

Нужно ли видеть в паломничестве особый опыт и сакральное таинство соединения человека и Бога, связующим звеном чего выступает определенная географическая данность, вошедшая в историю христианства, как место-очевидец священных событий? Или в паломничестве нужно усматривать благочестивую практику, традицию, разновидность религиозной жизни? Может последнее следует считать единственным смысловым качеством паломничеством, а плоды поклонения святым местам рассматривать с точки зрения интеллектуального обогащения от открытия для себя ранее неведомого? Вопрос, безусловно, заслуживает пристального изучения, чтобы унифицировать взгляд и придать паломничеству более стройное идейное наполнение.

Известно, что «паломник, в отличие от обычного туриста, всегда совершает паломничество с религиозными целями, для укрепления веры и совершения молитвы»3, но в то же время имеет место мнение, что «...религиозный туризм проявляется в

3 Дяденко М.С. Характерные черты христианского паломничества на Святую Землю // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. 2015. Т. 1. № 12. С. 11.

(О;

том, что турист отправляется в путешествие по Святым местам с культурно-познавательной целью»4.

Плюрализм мнений относительно смысла и необходимости паломничества может и должен существовать. Именно разнообразие аргументов, в силе действенно способствовать формированию модели православного паломничества как конфессионально отличимого, окрашенного традицией благочестивого времяпровождения. Задачей современности можно считать необходимость унифицировать практику паломничества, сделать понимание ее доступной для многих.

Возможно, есть необходимость включить в обшецерковную концепцию паломничества идеи обязательного, непременного хождения в святые места или Святую Землю для христианина, хотя, разумеется, выводить из этого сотериологические смыслы будет передержкой.

В условиях, когда организацией паломничества занимаются, в большинстве своем, нецерковные организации, структуры, не имеющие прямого отношения к Церкви, требуется уделить внимание законности их позиционирования себя как организаторов христианского паломничества. И значение здесь имеет не только поступление денежных средств в паломнические отделы епархий. Основной вопрос, который должен беспокоить и вызывать настороженность, это компетентность лиц, предлагающих услуги по организации посещения святых мест. Количество лет проведенных в церковной ограде или родственность с представителями церковной иерархии, и даже наличие священного сана, еще не является основанием для представления себя как профессионала в деле организации паломничества.

На фоне того, что уже почти три десятилетия в России и на постсоветском пространстве действуют многочисленные фирмы реализующие практически идентичные по набору своих опций паломнические маршруты, есть необходимость в формировании нового, качественного подхода к деятельности вну-трицерковных паломнических организаций. Современность ставит вопрос не столько в организации выезда паломника к святым местам, предполагающего лишь техническую сторону вопроса, но придание обновленного смысла паломничеству на основании формирования нового профессионального подхода в деле его идейной составляющей.

4 Алятина А.Г. Особенности религиозного туризма // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2012. № 5-2 (22). С. 64.

Список литературы

I. Алятина А.Г. Особенности религиозного туризма // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2012. № 5-2 (22). С. 62-65.

2 Дяденко М.С. Характерные черты христианского паломничества на Святую Землю // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета 2015. Т. 1. № 12. С. 9-12.

3. Ильина А.Ю. Феномен паломничества в отечественной православной культуре // В сборнике: научные труды аспирантов и соискателей Нижневартовского государственного университет. Нижневартовстк, 2014. С. 7-13.

4. Паламаренко Е.В. Паломничество в Святую Землю на современном этапе // Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии. 2016. Т. 5. С. 322-333.

5. Паламаренко Е.В. Русское духовное присутствие в Государстве Израиль: 170 лет со времени основания Русской духовной миссии в Иерусалиме // Миссия конфессий. 2016. № 14 (18). С. 18-28.

6. Рыбаков С.В. Значение гуманитарных и исторических знаний для гармонизации межэтнических отношений в России // Альманах Казачество 2016. №22 С. 66 - 75.

7. Смирнов И.П. Старообрядчество и земство (1898-1901) // Журнал «Межконфессиональная миссия» 2016. №17. С. 8 - 17.

8. Рябова Е.Л., Щупленков О.В. Основы казачьей культуры: Учебное пособие. - М.: Международный издательский центр «Этносоциум», Москва. 2015.

9. Иванова Т.С., Брик Т.А. Миссия конфессий перед лицом глобальных угроз: Ватикан и Папа Римский Франциск в мировой политике // Журнал «Межконфессиональная миссия» 2016. № 9 (13). С. 38-48.

10. Рябова Е. Л. Межэтнические конфликты: к вопросу о причинах и путях преодоления // Этносоциум и межнациональная культура. 2012. №1 (43). - С. 10 - 15.

II. Рябова Е.Л. Дискуссия о стратегии межнациональных отношений (редакционная статья) // Этносоциум и межнациональная культура. 2012. №5 (47). - С. 7 - 8.

Bibliography

1. Alyatina A.G. Features of religious tourism // Intelligence. Innovation. Investments. 2012. № 5-2 (22). p. 62-65.

2. Dyadenko M.S. The characteristic features of Christian pilgrimage to the Holy Land // Proceedings of young scientists of the Altai State University. 2015. V. 1, №12. p. 9-12.

3. Ilyin Yu The phenomenon of pilgrimage in the Russian Orthodox culture // In: scientific works of graduate students and applicants Nizhnevartovsk State University. Nizhnevartovsk, 2014. p. 7-13.

4. Palamarenko E.V. Pilgrimage to the Holy Land at the present stage // Religion. Church. Society. Research and publications on theology and religion. 2016. V. 5. p. 322-333.

5. Palamarenko E.V. Russian spiritual presence in the State of Israel: 170 years since the founding of the Russian Ecclesiastical Mission in Jerusalem // Mission denominations. Number 2016. 14 (18). p. 18-28.

6. Rybakov S.V. The value of the humanities and historical knowledge for the harmonization of interethnic relations in Russia // Almanac Cossacks 2016. №22 p. 66 - 75.

7. Smirnov LP. Old Faith and the district council (1898-1901) // «Interchurch Mission» 2016. №17. p. 8 - 17.

8. Ryabova E.L., Shuplenkov O.V. Fundamentals of Cossack culture: schoolbook. - M.: International Publishing Center «Etnosotsium», Moscow. 2015.

9. Ivanova T.S., Brik T.A. The Mission of Confessions in the Face of Global Threats: Vatican and Pope Francis in the World Politics // «Interchurch Mission» 2016. № 9 (13). p. 38-48.

10. Ryabova E.L. Interethnic conflicts: the question about the causes and ways to overcome // Etnosotsium and international culture. 2012. №1 (43). - p. 10 - 15.

11. Ryabova E.L. The discussion on the strategy of international relations // Etnosotsium and international culture. 2012. №5 (47). - p. 7 - 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.