Научная статья на тему 'О формировании конкурентной стратегии аптечной организации'

О формировании конкурентной стратегии аптечной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
342
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПТЕЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ / PHARMACY ORGANIZATION / COMPETITIVE STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джупарова И. А., Борисова О. А., Абрашкина Е. А.

Разработана и апробирована методика формирования конкурентной стратегии. Методика включает анализ стратегических целей аптечной организации, выбор экономических показателей конкурентоспособности и варианта стратегии, а также оценку ее экономической эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Джупарова И. А., Борисова О. А., Абрашкина Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of competition strategy of pharmacy organization

We developed and approved method to form competition strategy. The method includes analysis of strategic objectives of pharmacy organization, choice of economical indicators of competitiveness and strategy variants, estimation of their economical efficiency.

Текст научной работы на тему «О формировании конкурентной стратегии аптечной организации»

© ДЖУПАРОВА И.А., БОРИСОВА О.А., АБРАШКИНА Е.А., ГОРБАТЮК Т.В., ГАЛАГУШ Л.Л., ЛУКЬЯНОВА В.М., ГОЛУБЕВА И.А., КУЗНЕЦОВА В.В.

УДК 615.12:614.27

О ФОРМИРОВАНИИ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ АПТЕЧНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

И. А. Джупарова, О.А. Борисова, Е.А. Абрашкина, Т.В. Горбатюк, Л.Л. Галагуш, В.М. Лукьянова, И. А.Голубева, В.В. Кузнецова Новосибирский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.О. Маринкин; кафедра управления и экономики фармации, медицинского и фармацевтического товароведения, зав. - к.фарм.н.,

доцент И. А. Джупарова.

Резюме. Разработана и апробирована методика формирования конкурентной стратегии. Методика включает анализ стратегических целей аптечной организации, выбор экономических показателей

конкурентоспособности и варианта стратегии, а также оценку ее экономической эффективности.

Ключевые слова: аптечная организация, конкурентная стратегия.

Джупарова Ирина Алексеевна - к.фарм.н., доцент,зав. кафедрой управления и экономики фармации, медицинского и фармацевтического товароведения НГМУ; 8(383) 225-07-13.

Борисова Ольга Александровна - старший преподаватель кафедры управления и экономики фармации, медицинского и фармацевтического товароведения НГМУ; тел. 8(383) 2250713.

Абрашкина Елена Алексеевна - старший преподаватель кафедры управления и экономики фармации, медицинского и фармацевтического товароведения НГМУ; тел. 8(383) 2250713.

В условиях финансового кризиса, выживания аптечных предприятий в жесткой конкурентной среде необходим экономически обоснованный выбор стратегических целей предприятия, путей и методов их достижения. Это реализуется фармацевтическим менеджментом в процессе формирования конкурентной стратегии, адекватной имеющимся ресурсам, условиям внешней и внутренней среды, влияющим на финансово-экономическую деятельность аптечного предприятия.

Целью исследования является разработка и апробация методики выбора конкурентной стратегии аптечной организации.

Материалы и методы

В основу исследования были положены показатели, характеризующие фармацевтическую деятельность аптечной организации. В процессе исследования применялись методы: контент-анализа, метод парных сравнений, метод анализа иерархий. Методика была апробирована на примере ООО «Флорафарм».

Результаты и обсуждение

Контент-анализ экономической и фармацевтической научной литературы по проблеме формирования конкурентной стратегии аптечного предприятия показал, что постановка задачи выбора конкурентной стратегии имеет форму многокритериальной качественной оценки, включающей ранжирование вариантов стратегии по системе частных критериев [1,2].

Установлено, что частные критерии, по которым проводится оценка альтернативных вариантов стратегии предприятия, являются

взаимозависимыми и качественно разнородными, а их количество достаточно велико и некоторые из них могут быть измеримы только в лингвистической шкале. Учитывая перечисленные выше существенные аспекты выбора, процедура оценки и подбора стратегии осуществлялась на основе применения

метода анализа иерархий (МАИ) и его составной части метода парных сравнений (МПС), что позволило получить оптимальные многокритериальные решения.

В результате контент-анализа экономической и фармацевтической литературы установлено, что на выбор конкурентной стратегии аптечного предприятия оказывают влияние 4 группы факторов формирования стратегии и 15 критериев их составляющих:

1. Экономические факторы

1.1. Динамика и доля рынка;

1.2. Издержки;

1.3. Ассортимент фармацевтических товаров.

2. Организационные факторы

2.1. Структура и состав менеджмента аптечной организации;

2.2. Система управления товарными запасами в аптеках;

2.3. Система продвижения услуг (реклама, связь с общественностью);

2.4. Соблюдение фармацевтического порядка.

3. Технологические факторы

3.1. Материально-техническое оснащение аптечной организации.

4. Социальные факторы

4.1. Корпоративные особенности среды;

4.1.1. Предоставление дополнительных фармацевтических услуг;

4.1.2. Участие в реализации системы дополнительного лекарственного обеспечения;

4.1.3. Высокая квалификация и профессионализм фармацевтического персонала

4.1.4. Реализация наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ;

4.1.5. Наличие корпоративной культуры аптечной организации.

Для выбора приоритетной группы факторов, лежащих в основе формирования конкурентной стратегии аптечных организаций, проводили их экспертную оценку по специально разработанной анкете.

Разработанная нами анкета состояла из двух разделов:

1. «Сведения об эксперте»;

2. «Совокупность групповых факторов формирования конкурентной стратегии аптечной организации».

Следует отметить, что формирование экспертной группы является важнейшей процедурой, определяющей качество экспертной оценки и включает определение количественного и качественного состава провизоров-экспертов.

При определении числа экспертов с заданной доверительной вероятностью X и погрешностью г использовали рекомендации Е.С. Вентцель о численности экспертов для научных медицинских исследований при г = 0,5 с доверительной вероятностью 90 - 95%. Число экспертов, принявших участие в экспертной оценке составило 11 чел. при X = 90%.

Качественный состав экспертов определяли по уровню компетентности, включающему качественные характеристики эксперта (стаж работы по специальности, наличие ученой степени или звания и др.) и расчетный показатель (коэффициент аргументации). Качественный состав экспертной группы провизоров по уровню компетентности и коэффициенту аргументации составил 0,45, что является удовлетворительным в медико-биологических исследованиях.

Выбор групповых факторов формирования конкурентной стратегии проводили по анкетам-матрицам в соответствии с методом парных сравнений. Эксперт высказывал суждение на качественном уровне, для каждой пары групповых факторов формирования стратегии, используя шкалу отношений: «лучше», «хуже», «равно».

Полученные данные заносили в анкету-матрицу по каждому эксперту и фактору формирования конкурентной стратегии.

Перевод качественных характеристик в количественные производили с использованием принятых в методе парных сравнений количественных соотношений:

2, если XI > X]

1, если XI = X]

0, если XI < X]

Статистическая обработка анкет экспертов включала:

1) определение величин Ь1]1 и Ь1]2, представляющих собой частоты превосходства 1-х факторов формирования конкурентной стратегии;

2) расчет суммарной частоты превосходства (Ь1]) по формуле:

Ь1] = Ь1]1 + Ь1]2 (1)

3) определение средней суммарной частоты ( Ьу), которую рассчитывали по 4 группам факторов формирования конкурентной стратегии по формуле:

Ь 1 ]

_ 1=2

Ь1] =....... (2)

N

где ^количество экспертов;

4) нахождение общего числа проведенных каждым экспертом парных сравнений по формуле:

п х (п-1)

I =............ (3)

2

где I - число суждений экспертов;

п - число групповых факторов формирования конкурентной стратегии

5. Расчет коэффициента весомости по основной формуле метода парных сравнений:

Ь 1 ]

М 1 ] =............. (4)

I

где Му-коэффициент весомости 1-го группового фактора формирования конкурентной стратегии.

Ь 1 ] - средняя экспертная оценка или суммарная частота превосходства 1-го группового фактора формирования конкурентной стратегии.

Результаты расчета средней суммарной частоты превосходства и

коэффициента весомости представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты расчета средней суммарной частоты превосходства и коэффициента весомости по групповым факторам формирования

конкурентной стратегии

Из табл. 1 следует, что наиболее высокое значение коэффициента весомости у группы экономических факторов (0,295), поэтому для разработки функциональной стратегии использовали данный комплексный показатель.

Содержание экономического фактора формирования конкурентной стратегии раскрывают отдельные критерии. По разработанной нами анкете методом последовательного отбора из 15 критериев провизорами были отобраны 6 наиболее важных: ценовая политика; товарная политика; доля рынка; уровень издержек; уровень входных барьеров рынка (лицензирование);уровень конкуренции.

Следующим этапом нашего исследования было проведение декомпозиции и представление задачи выбора конкурентной стратегии аптечной организации в иерархической форме (рис.1).

Рис. 1. Иерархия выбора конкурентной стратегии аптечной

организации.

На следующем этапе провизоры-эксперты, в соответствии с методом

анализа иерархий, составляли матрицы парных сравнений.

Таблица 2

Шкала суждений для оценки критериев

На основе анализа и обобщения суждений экспертов-провизоров построили матрицу парных сравнений для 6 критериев (уровень 2).

На следующем этапе производили оценку альтернатив (уровень 3) с целью выбора наиболее эффективной функциональной стратегии, определяли численные значения глобальных приоритетов. Результаты расчетов приведены в табл. 3.

Таблица 3

Результаты расчетов глобальных приоритетов по вариантам

стратегии

По значению обобщенных приоритетов альтернатив выбирали наиболее эффективную функциональную стратегию аптечной организации - ООО «Флорафарм». Результаты расчетов показали, что у варианта А (ассортиментной стратегии) наивысший глобальный приоритет - 0,448.

Анализ экономической эффективности ассортиментной стратегии проводили методом сопоставления по показателю рентабельности продукции, реализованной ООО «Флорафарм» до и после ее внедрения. Рентабельность реализованной продукции за текущий период (Рп1) составила 3%, за тот же период предыдущего периода (Рп0) - 2,1%. Эффективность данной методики составила:

Рп (отн.) = Р1 /Р0 х 100 % = 3/2,1х 100 %=1,42%.

Разработанная нами и апробированная на примере ООО «Флорафарм» методика выбора конкурентной стратегии позволила, не применяя дорогостоящих и громоздких расчетов, выявить проблемную функциональную область аптечного предприятия, детализировать проблему конкурентоспособности, соотнести ее с конкретным показателем, наличным

ресурсом и функцией предприятия.

FORMATION OF COMPETITION STRATEGY OF PHARMACY

ORGANIZATION

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I.A Dzhuparova, O.A. Borisova, E.A. Abrashkina, T.V. Gorbatuk, L.L. Galagush, V.M. Lukianova, I.A. Golubeva, V.V. Kuznetsova Novosibirsk State Medical University

Abstract. We developed and approved method to form competition strategy. The method includes analysis of strategic objectives of pharmacy organization, choice of economical indicators of competitiveness and strategy variants, estimation of their economical efficiency.

Key words: pharmacy organization, competitive strategy.

Литература

1. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. -М.:ОАО Типография «Новости», 2000. - 256 с.

2. Кузин Б.И., Юрьев В.Н. Методы и модели управления фирмой. - СПб.: Питер, 2001. - 432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.