УДК 346.544
А.С. ПАНОВА, кандидат юридических наук, доцент
Институт экономики, управления и права (г. Казань)
О ФОРМЕ И СОДЕРЖАНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматриваются форма и содержание технического регулирования предпринимательских отношений. Показана связь формы и содержания технического регулирования отношений в области предпринимательской деятельности с учетом понимания технического регулирования как государственного регулирования предпринимательских отношений.
Любой предмет, явление или процесс обладает своим содержанием и формой. Нет содержания без формы, равно как нет формы без содержания. Содержание и форма обладают своими особенностями связи, соотношения и взаимодействия [1, с. 173]. Философские словари определяют форму 1) как внешнее выражение содержания, внешнюю конфигурацию вещи, предмета, его внешние пространственные и временные границы, 2) как внутреннюю организацию, способ связи элементов внутри системы [2], под содержанием обычно понимают совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса. Например, содержание того или иного производства - изготовление продукции. Форма - принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. Для производства это может быть организация труда. Форма и содержание выступают как отражение разных сторон действительности. Категория содержания отвечает на вопрос, что именно заключено в явлении на данном этапе его развития, какие определяющие элементы характеризуют явление или предмет. Категория формы предполагает ответ на вопрос, какова внутренняя организация, структура этого содержания и в то же время каково его внешнее выражение, в каком конкретном проявлении высту-
пают характерные для данного содержания определяющие элементы [3].
Понятие формы употребляется в смысле границы содержания, и в смысле внутренней структуры содержания, и в смысле частей, выводов одного и того же содержания [4]. Представляется также важным разделение формы на внутреннюю и внешнюю. Под внутренней формой понимается способ связи элементов, составляющих содержание; внешняя форма выражает связь данного объекта с другими [5].
С учетом общетеоретических правовых подходов, представляется верным относить к содержанию технического регулирования:
- отношения по техническому нормированию (сюда нужно включать отношения по разработке и принятию обязательных и добровольных требований);
- соблюдение субъектами правовых (технико-правовых) предписаний технического законодательства, что выражается в воздержании от совершения, в первую очередь, изготовителями, исполнителями, продавцами, лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя действий, находящихся под запретом. В частности, не выпускать в обращение продукцию, не прошедшую в требуемых случаях обязательного подтверждения соответствия, не маркировать такую продукцию знаком обращения на рынке, не использовать средства измерений,
предназначенные для применения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений без их поверки. Иными словами здесь речь идет о соблюдении обязанностей, установленных техническим законодательством, о воздержании от совершения действий, находящихся под запретом;
- исполнение (реализацию) хозяйствующими субъектами - коммерческими и некоммерческими организациями, индивидуальными предпринимателями (изготовителями, исполнителями, продавцами, лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя) - обязывающих норм технических регламентов, что предполагает совершение обязанными субъектами действий, предусмотренных нормами технических регламентов: действий по проверке безопасности выпускаемой в обращение продукции, действий по поддержанию необходимого уровня безопасности продукции на рынке и т.п. Здесь предполагается совершение активных действий: подача заявки на сертификацию, предоставление образцов продукции для испытаний, принятие и регистрация декларации о соответствии, в требуемых случаях составление программы мероприятий по отзыву продукции с рынка, отзыв продукции с рынка, предоставление средств измерений, предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта на поверку;
- использование (реализацию) хозяйствующими субъектами добровольных требований стандартов. Здесь происходит реализация диспозитив-ных нормативных предписаний, касающихся качества продукции, процессов, работ, услуг;
- применение норм технического законодательства компетентными государственными органами и иными уполномоченными организациями (аккредитованными в области обязательного подтверждения соответствия органами по сертификации, испытательными лабораториями (центрами), аккредитованными в области обеспечения единства измерений юридическими лицами или индивидуальными пред-
принимателями) и их должностными лицами, которое состоит в принятии персонифицированных правовых предписаний, касающихся конкретных ситуаций в сфере обеспечения безопасности продукции и связанных с ней процессов, в области обеспечения единства измерений. В частности, оформление органами государственного контроля (надзора) требований, адресованных изготовителям, исполнителям, продавцам, лицам, выполняющим функции иностранного изготовителя, касающихся необходимости предъявления документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, выдача предписаний об устранении нарушений требований технических регламентов, направление решений о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия в выдавший его орган по сертификации, выдача предписаний о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии лицу, принявшему декларацию, принятие решений о необходимости привлечения виновных изготовителей, исполнителей, продавцов, лиц, выполняющих функции иностранного изготовителя к ответственности за нарушение технического законодательства, принятие иных решений в целях недопущения причинения вреда. К применению норм технического законодательства иными уполномоченными организациями (органами по сертификации, испытательными лабораториями (центрами), прошедшими процедуру аккредитации) и их должностными лицами нужно относить принятие органом по сертификации решения по заявке на сертификацию, решений о выдаче сертификата соответствия, о приостановке, прекращении действия выданных им сертификатов соответствия либо о продлении срока их действия, подготовка испытательной лабораторией (центром) протоколов испытаний (исследований) образцов сертифицируемой продукции.
Не входят в содержание технического регулирования отношения, указанные в п. п. 2-4 Закона о техническом регулировании. Отношения, о которых идет речь, нельзя подвергнуть техническому воздействию ввиду отсутствия такого
квалифицирующего элемента в указанных отношениях в качестве объекта, как продукция, процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы, услуги, а также, в силу иной природы этих отношений, например, отношений, связанных с использованием государственных образовательных стандартов, положений (стандартов) о бухгалтерском учете, которые не относятся непосредственно к сфере материального производства, а значит, не подпадают под техническую регламентацию. Данные группы отношений регулируются нормами законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о здравоохранении, об образовании, о связи, а также природоохранным законодательством, водным законодательством и др.
Формами технического регулирования являются разработка и принятие технических регламентов, стандартизация, оценка соответствия. Последняя проводится в формах государственного контроля (надзора), аккредитации, регистрации, подтверждения соответствия (сертификации, декларирования соответствия), испытаний (измерений), экспертиз, аттестации методик (методов) измерений, калибровки и поверки средств измерений, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иных формах. Считаем, что вопрос о форме (формах) технического регулирования должен решаться следующим образом. Нужно выделять формы технического регулирования двух порядков, что обусловливается сложной природой отношений, составляющих содержание технического регулирования. Формами первого порядка являются разработка и принятие технических регламентов, стандартизация, оценка соответствия. Формы оценки соответствия являются формами технического регулирования, но формами второго, производного от оценки соответствия, порядка (своеобразными подформами). Под внутренней формой технического регулирования нужно понимать внутреннюю организацию технического регулирования, формируемую при помощи отражения в
содержании технического регулирования состояния экономики на данном конкретном этапе ее развития. Под внешней формой технического регулирования следует понимать принятые формы выражения содержания технического регулирования. Вместе с тем очевидна условность применения терминов "внутренняя" и "внешняя" формы технического регулирования.
Что есть содержание и что есть форма в понятии "государственное регулирование предпринимательской деятельности"? Предпринимательская деятельность - это содержание, государственное регулирование - форма [6, с. 328]. Государство воздействует на предпринимательскую деятельность. Такое воздействие осуществляется путем принятия нормативных правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства предпринимателями, посредством принятия мер стимулирования и ответственности к нарушителям этих требований [7]. Предприниматель находится в постоянном поиске новых решений, знаний в сфере хозяйствования. Предпринимательство (предпринимательская деятельность) с учетом возникающих потребностей, необходимости решения новых задач и достижения новых хозяйственных целей находится в постоянном развитии. Поэтому, на наш взгляд, в качестве упорядочивающего факта содержание менее консервативно, чем форма. В рассматриваемом вопросе лидирующей, более мобильной стороной процесса оказывается изменение содержания (предпринимательской деятельности), что в свою очередь, обусловливает развитие формы (государственного регулирования). Вместе с тем форма (государственное регулирование) организует, закрепляет определенную ступень развития предпринимательской деятельности, нормализует ее. С учетом сказанного, техническое регулирование нужно понимать как форму, предпринимательскую деятельность - как содержание. В процессе развития формы устаревают и неизбежным становится переход на новый этап, требуется перестройка формы, что мы и наблюдаем в настоящее время: в нашей
стране происходит реформирование всей системы технического регулирования (формы).
Понимая техническое регулирование как правовую форму государственного регулирования экономики и предпринимательства, следует иметь в виду смысловое различие между понятиями "правовая форма" и "форма права". Первая может выступать в качестве формы экономического развития, формы государственной политики, формы научно обоснованного управления социальными процессами, формы гуманистических или нравственных идеалов индивида или общества. Что же касается второго понятия, то оно может рассматриваться и как форма целесообразной правовой системы, и как форма части целого (система, структура и элементы права), и как форма систематизации законодательства (инкорпорация и кодификация), и как форма реализации права (правоотношения и другие пути и способы воздействия правовых норм на регулируемые общественные отношения) [1, с. 174]. Форма права имеет дело непосредственно с самим правом, с правовой материей, организует правовую материю. Правовая форма опосредует и организует одновременно и неправовую материю. В повседневной жизни она выступает в виде правовой формы экономических, политических и иных отношений. Правовая форма рассматривается как способ воздействия на неправовую материю. Содержание при этом рассматривается как объект или предмет воздействия со стороны правовой формы, точнее - со стороны всего права [8].
Если рассматривать государственное регулирование как конкретную сферу деятельности государства в лице его органов, направленную на упорядочивание отношений рыночной экономики, то к правовым формам такого регулирования следует относить антимонопольное регулирование, государственное регулирование ценообразования, инновационной деятельности, инвестиционной деятельности, лицензирование, государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, аудиторской деятельности. К этому же логическому ряду следует относить техническое регулирование. Перечисленные правовые формы воз-
действуют на отношения, являющиеся в первую очередь экономическими отношениями, связанными с осуществлением деятельности, приносящей доход.
Вообще понятие "правовая форма" часто используется в специальной литературе и научных исследованиях. Выделяются правовые формы государственной деятельности (правотворчество, правоисполнение и охрана прав), которые находят свое практическое выражение в функционировании государственного аппарата, то есть различных по направлениям и характеру деятельности государственных органов [9]. Государство, регулируя с помощью права отношения, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности, в рамках такой деятельности использует специфические формы, в том числе правового воздействия на экономику [10]1. В области правового обеспечения качества продукции выделяются правовые формы реализации стандартизации промышленной продукции, правовые формы обеспечения качества продукции на локальном уровне в процессе непосредственной хозяйственной деятельности [11]. Гражданско-правовые формы рассматриваются и как элемент системы, при помощи которой осуществляется правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения качества продукции. Как формы в механизме гражданско-правового управления качеством продукции исследуются нормативные формы, плановые формы, договор, хозяйственный расчет, хозрасчетные формы (методы) хозяйствования и др. [12]. Существует значительное количество примеров использования категории "правовая форма" в специальной литературе. В законодательстве указанная категория также широко используется.
В литературе встречается целая палитра взглядов на определение, что есть форма государственного регулирования предпринима-
У него же представлен обзор мнений о понятии и классификации правовых форм, видов административной деятельности, в том числе форм, видов административно-правового регулирования в экономической сфере.
тельской деятельности. Одни авторы не проводят различие между формами и видами государственного регулирования предпринимательской деятельности, другие считают, что предпочтительнее использовать термин "вид" вместо понятия "форма", третьи не раскрывают значение выражения "форма государственного регулирования предпринимательской деятельности" [6, с. 327]. К примеру, авторы учебника по советскому хозяйственному праву определяли правовые формы руководства народным хозяйством как осуществляемые в рамках хозяйственного законодательства определенные виды государственной деятельности: управление, планирование, контроль, нормативное регулирование [13].
В одном из учебников по предпринимательскому (хозяйственному) праву формы государственного регулирования предпринимательской деятельности понимаются через категорию "меры" - закрепленные в правовых нормах и осуществляемые в рамках законодательства конкретные меры экономического, правового и организационного воздействия на предпринимательскую деятельность. К экономическим формам государственного регулирования предпринимательской деятельности отнесены налоговое, таможенное и валютное регулирование, прогнозирование и программирование социально-экономического развития. Организационными формами государственного регулирования предпринимательской деятельности являются, в частности, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование, обязательные предписания, применение нормативов и лимитов, установление квот. Очевидно, к этой же группе форм отнесены государственный контроль за соблюдением законодательства субъектами предпринимательской деятельности, государственная поддержка. Делается вывод: поскольку формы государственного регулирования предпринимательской деятельности должны иметь нормативное закрепление и обеспечение, все они выступают в качестве правовых мер [14]. В целом можно согласиться с предложенным определени-
ем форм государственного регулирования предпринимательской деятельности. Однако не совсем понятно, что имел в виду автор, говоря об обязательных предписаниях, применении лимитов как организационных формах?
Техническое регулирование нельзя понимать как экономическую деятельность, то есть как "процесс воспроизводства материальных и духовных богатств, включающий производство, распределение, обмен и потребление" [15]. Техническое регулирование - государственная деятельность, направленная на регулирование экономической (хозяйственной, предпринимательской) деятельности. С точки зрения государственного регулирования внешнеторговой деятельности, техническое регулирование связано с таким методом государственного регулирования внешней торговли товарами и услугами, как нетарифное регулирование.
Наряду с распределением квот, лицензированием, защитными, антидемпинговыми и компенсационными мерами техническое регулирование является составной частью нетарифного государственного регулирования. Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в сфере предпринимательской деятельности. Существует однозначная законодательная установка - техническое регулирование - это правовое регулирование соответствующих отношений (ст. 2 Закона о техническом регулировании)2. Поэтому здесь техническое регулирование - содержание, правовое регулирование - форма. Техническое регулирование предполагает действие особого правового механизма, представляющего собой систему средств (форм, способов) правового воздействия на определенный круг отношений, связанных с организацией производства и реализацией продукции (работ, услуг). Эффективность действия данного механизма обеспечи-
2
Аналогичным образом техническое регулирование определяется в законодательствах других государств. В частности, в Законе Украины от 1 декабря 2005 г. "О стандартах, технических регламентах и процедурах оценки соответствия" указывается, что техническое регулирование - это правовое регулирование отношений (в указываемой далее в тексте сфере) [16].
вается согласованным использованием публично-правовых и частноправовых средств. Кроме того, техническое регулирование легализует предпринимательскую деятельность, организует (координирует) ее. Наиболее ярко это проявляется в обязательной сфере. Соблюдение обязательных технических нормативов (технических регламентов) в производственных процессах, прохождение процедур обязательного подтверждения соответствия, обеспечение соответствия продукции обязательным требованиям при нахождении ее на рынке являются необходимыми условиями для занятия на систематической основе деятельностью по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) посредством заключения и исполнения
/
договоров профессиональными участниками рынка. Иными словами, техническое регулирование способствует достижению такой цели предпринимательской деятельности, как создание продукта, способного удовлетворить потребности общества. Законы, иные нормативно-правовые акты, правовые акты индивидуального регулирования являются правовыми формами технического регулирования предпринимательской деятельности. Особое место здесь принадлежит техническим регламентам и национальным стандартам.
В заключение приведем схему, на которой показана связь формы и содержания технического регулирования отношений в сфере предпринимательской деятельности.
\
V_
Список литературы
1. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). - М., 2001.
2. Краткий философский словарь / под ред. А.П. Алексеева. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. - С. 420.
3. Шебанов А. Ф. Форма советского права. - М.: Юридическая литература, 1968. - С. 22.
4. Тугаринов В.П. Соотношение категорий диалектического материализма. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1956. - С. 13.
5. Спиркин А.Г. Курс марксистской философии. -М.: Мысль, 1966. - С. 166.
_J
6. Предпринимательское право России: учебник / отв. ред. В.С. Белых. - М.: Проспект, 2009.
7. Российское предпринимательское право: учебник / под ред. И.В. Ершовой, Г.Д. Отнюковой. - М., 2006. - С. 103.
8. Марченко М.Н. Источники права: учеб. пособие. -М.: ТК Велби, Проспект, 2008. - С. 40-41.
9. Быков А.Г., Кененов А.А., Козлов Ю.М. Экономическая политика КПСС и право. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. - С.41.
10. Мельгунов В.Д. Административно-правовое регулирование и административно-правовые режимы в сфе-
ре предпринимательской деятельности. - М.: Волтерс Клу-вер, 2008.
11. Запорожец А.М. Хозяйственно-правовые проблемы обеспечения качества промышленной продукции: дис. ... д-ра юрид. наук. - Харьков, 1990.
12. Семякин М.Н. Гражданско-правовые формы (средства, способы) управления качеством продукции в системе хозяйственного механизма: дис. ... д-ра юрид. наук. - Свердловск, 1991. - С. 75-428.
13. Советское хозяйственное право / под общ. ред. И.Г. Побирченко. - Киев: Головное изд-во издательского объединения "Вища школа", 1985. - С. 19.
14. Предпринимательское (хозяйственное) право: учебник / под ред. В.В. Лаптева, С.С. Занковского; Рос. акад. наук, Ин-т государства и права, Академ. правовой ун-т. - М.: Волтерс Клувер, 2006.
15. Предпринимательское право Российской Федерации / отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. - М.: Юристъ, 2004. - С. 21.
16. Мамутов В.К. Хозяйственное право. Избранные труды. - Екатеринбург: Бизнес, менеджмент и право, 2008. - С. 221-222.
В редакцию материал поступил 18.03.10.
Ключевые слова: форма, содержание, техническое регулирование, государственное регулирование, предпринимательская деятельность, технические регламенты, безопасность и качество продукции, техническое законодательство.