Научная статья на тему 'О ФИЛОСОФСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ЭРУДИЦИИ МОЛОДЕЖИ СУВЕРЕННОГО УЗБЕКИСТАНА В СВЕТЕ ТРЕТЬЕГО РЕНЕССАНСА'

О ФИЛОСОФСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ЭРУДИЦИИ МОЛОДЕЖИ СУВЕРЕННОГО УЗБЕКИСТАНА В СВЕТЕ ТРЕТЬЕГО РЕНЕССАНСА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
38
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
философская культура / эрудиция / молодежь / суверенный / Ренессанс / эстетический идеал / формирование / сфера. / philosophical culture / erudition / youth / sovereign / Renaissance / aesthetic ideal / formation / sphere

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шадманов, Курбан Бадриддинович

В статье автор рассуждает о весьма актуальной на сегодня проблеме как уровень философской культуры молодежи и степени ее эрудиции в свете задач, поставленных Президентом Ш.М.Мирзиёевым как жизненно необходимых для успешной реализации ступеней достижения Третьего Ренессанса республики. Поскольку интеграция нашего государства в мировое сообщество, качественная трансформация всех социальных отношений, диктуют необходимость поднять дух и национальную гордость нашего народа, давшего миру целую плеяду гениальных мыслителей и ученых-энциклопедистов, а также, показать широту связей наших предков с соседними народами, иными культурами с учетом объективного познания своего прошлого, своей культуры. В этих условиях становятся неизбежными также и глубокие трансформации во всей системе воспитания и образования молодежи и нового поколения людей. Сегодня, когда суверенный Узбекистан вступает в фазу своего нового национально-культурного развития – третьего Ренессанса, когда социально-философский анализ закономерностей формирования, развития и действия национальной идеи выдвигается вперед и проявляется толерантность в гармонизации национальных интересов, когда во весь рост поднимаются социально-философские вопросы формирования и совершенствования национального характера, когда проблемы формирования и развития эстетического идеала личности, закономерности инновационного развития социальной сферы в построении гражданского общества приобретают особую значимость все это особенно актуально в контексте повышения философской культуры и эрудиции молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PHILOSOPHICAL CULTURE AND ERUDITION OF THE YOUTH OF SOVEREIGN UZBEKISTAN IN THE LIGHT OF THE THIRD RENAISSANCE

In the article, the author discusses a very relevant problem today as the level of philosophical culture of young people and the degree of their erudition in the light of the tasks set by the President Sh.M. Mirziyoyev as vital for the successful implementation of the steps to achieve the Third Renaissance of the Republic. Since the integration of our state into the world community, the qualitative transformation of all social relations, dictate the need to raise the spirit and national pride of our people, who gave the world a whole galaxy of brilliant thinkers and encyclopedic scientists, as well as to show the breadth of our ancestors’ ties with neighboring peoples, other cultures with taking into account the objective knowledge of their past, their culture. Under these conditions, profound transformations in the entire system of upbringing and education of young people and the new generation of people also become inevitable. Today, when sovereign Uzbekistan enters the phase of its new national and cultural development the third Renaissance, when the socio-philosophical analysis of the patterns of formation, development and operation of the national idea comes forward and tolerance is manifested in the harmonization of national interests, when socio-philosophical questions are raised in full growth formation and improvement of the national character, when the problems of formation and development of the aesthetic ideal of the individual, the patterns of innovative development of the social sphere in building civil society acquire special significance all this is especially important in the context of increasing the philosophical culture and erudition of young people.

Текст научной работы на тему «О ФИЛОСОФСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ЭРУДИЦИИ МОЛОДЕЖИ СУВЕРЕННОГО УЗБЕКИСТАНА В СВЕТЕ ТРЕТЬЕГО РЕНЕССАНСА»

О ФИЛОСОФСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ЭРУДИЦИИ МОЛОДЕЖИ СУВЕРЕННОГО УЗБЕКИСТАНА В СВЕТЕ ТРЕТЬЕГО РЕНЕССАНСА

d https://doi.org/10.24412/2181-1784-2022-23-88-95

Шадманов Курбан Бадриддинович

Бухарский государственный медицинский институт доктор философских наук, профессор E-mail: qurbonjonsh@gmail. com

АННОТАЦИЯ

В статье автор рассуждает о весьма актуальной на сегодня проблеме как уровень философской культуры молодежи и степени ее эрудиции в свете задач, поставленных Президентом Ш.М.Мирзиёевым как жизненно необходимых для успешной реализации ступеней достижения Третьего Ренессанса республики. Поскольку интеграция нашего государства в мировое сообщество, качественная трансформация всех социальных отношений, диктуют необходимость поднять дух и национальную гордость нашего народа, давшего миру целую плеяду гениальных мыслителей и ученых-энциклопедистов, а также, показать широту связей наших предков с соседними народами, иными культурами с учетом объективного познания своего прошлого, своей культуры. В этих условиях становятся неизбежными также и глубокие трансформации во всей системе воспитания и образования молодежи и нового поколения людей. Сегодня, когда суверенный Узбекистан вступает в фазу своего нового национально-культурного развития - третьего Ренессанса, когда социально-философский анализ закономерностей формирования, развития и действия национальной идеи выдвигается вперед и проявляется толерантность в гармонизации национальных интересов, когда во весь рост поднимаются социально-философские вопросы формирования и совершенствования национального характера, когда проблемы формирования и развития эстетического идеала личности, закономерности инновационного развития социальной сферы в построении гражданского общества приобретают особую значимость - все это особенно актуально в контексте повышения философской культуры и эрудиции молодежи.

Ключевые слова: философская культура, эрудиция, молодежь, суверенный, Ренессанс, эстетический идеал, формирование, сфера.

ABSTRACT

In the article, the author discusses a very relevant problem today as the level of philosophical culture of young people and the degree of their erudition in the light of the tasks set by the President Sh.M. Mirziyoyev as vital for the successful implementation of the steps to achieve the Third Renaissance of the Republic. Since the integration of our state into the world community, the qualitative transformation of all social relations, dictate the need to raise the spirit and national pride of our people, who gave the world a whole galaxy of brilliant thinkers and encyclopedic scientists, as well as to show the breadth of our ancestors' ties with neighboring peoples, other cultures with taking into account the objective knowledge of their past, their culture. Under these conditions, profound transformations in the entire system of upbringing and education of young people and the new generation ofpeople also become inevitable. Today, when sovereign Uzbekistan enters the phase of its new national and cultural development - the third Renaissance, when the socio-philosophical analysis of the patterns offormation, development and operation of the national idea comes forward and tolerance is manifested in the harmonization of national interests, when socio-philosophical questions are raised in full growth formation and improvement of the national character, when the problems of formation and development of the aesthetic ideal of the individual, the patterns of innovative development of the social sphere in building civil society acquire special significance - all this is especially important in the context of increasing the philosophical culture and erudition of young people.

Key words: philosophical culture, erudition, youth, sovereign, Renaissance, aesthetic ideal, formation, sphere.

ANNOTATSIYA

Maqolada muallif Prezidentimiz Sh.M.Mirziyoyev tomonidan qo'yilgan vazifalarni muvaffaqiyatli amalga oshirishda muhim ahamiyatga ega bo 'lgan yoshlarning falsafiy madaniyati darajasi va bilim darajasi bugungi kunning o 'ta dolzarb muammosi haqida fikr yuritadi. Respublikaning Uchinchi Uyg'onish davriga erishish uchun qadamlar. Davlatimiz jahon hamjamiyatiga integratsiyalashganidan boshlab, barcha ijtimoiy munosabatlarning sifat jihatidan o 'zgarishi dunyoga butun bir zabardast mutafakkir va qomusiy allomalar galaktikasini ato etgan xalqimiz ma'naviyati va milliy g'ururini yuksaltirish zarurligini taqozo etmoqda. ajdodlarimizning qo'shni xalqlar, boshqa madaniyatlar bilan ularning o'tmishi, madaniyati haqidagi ob'ektiv bilimlarni hisobga olgan holda aloqalari kengligini ko 'rsatish. Bunday sharoitda yoshlarni, yangi avlodni tarbiyalash va tarbiyalashning

butun tizimida chuqur o'zgarishlar ham muqarrar. Bugun suveren O'zbekiston o'zining yangi milliy-madaniy taraqqiyot bosqichiga - uchinchi Uyg'onish davriga qadam qo'yayotgan bir paytda, milliy g'oyaning shakllanishi, rivojlanishi va amal qilish qonuniyatlarini ijtimoiy-falsafiy tahlil qilish ilgari surilib, bag'rikenglik milliy qadriyatlarni uyg'unlashtirishda namoyon bo'lmoqda. manfaatlar, milliy xarakterning har tomonlama shakllanishi va takomillashuvida ijtimoiy-falsafiy masalalar ko'tarilganda, shaxsning estetik idealini shakllantirish va rivojlantirish muammolari, fuqarolik jamiyatini qurishda ijtimoiy sohani innovatsion rivojlantirish qonuniyatlari alohida ahamiyatga ega bo 'lganida. ahamiyati - bularning barchasi, ayniqsa, yoshlarning falsafiy madaniyati va bilimdonligini oshirish sharoitida muhim ahamiyat kasb etadi.

Kalit so'zlar: falsafiy madaniyat, bilimdonlik, yoshlik, suverenlik, Uyg'onish davri, estetik ideal, shakllanish, soha.

ВВЕДЕНИЕ

Глобальные исторические вызовы и угрозы, c которыми столкнулась современная цивилизация в начале XXI века, предопределяют необходимость радикальных изменений в экономической, социально-политической, а также духовной сферах общества. В этих условиях становятся неизбежными также и глубокие трансформации во всей системе воспитания и образования, как существующих, так и новых поколений людей.

Интеграция нашего государства в мировое сообщество, качественная трансформация всех социальных отношений, диктуют необходимость поднять дух и национальную гордость нашего народа, давшего миру целую плеяду гениальных мыслителей и ученых-энциклопедистов, а также, показать широту связей наших предков с соседними народами, иными культурами с учетом того, что «годы независимости - это время объективного познания своего прошлого, своей культуры. Это время осмысления той роли, которая нам отведена в мировом сообществе, в самой истории. Это годы трезвого, освобожденного от религиозных догм, анализа причин, доведших потенциально богатую республику до состояния кризиса, время поиска его скорейшего преодоления» [1; с.178].

В период независимости были определены основные факторы формирования основ Третьего Возрождения в Узбекистане в свете указаний Президента Ш.М.Мирзиёева о том, что «в настоящее время в нашей стране происходит еще один важный процесс Возрождения. Поэтому слова «новый Узбекистан» и «Третий Ренессанс» гармонично звучат в нашей жизни и

90

вдохновляют наш народ стремиться к великим целям. Сегодня Узбекистан становится страной демократических перемен, широких возможностей и практической работы. Доказательством этих изменений являются достижения науки, искусства, культуры, социально-экономических сфер» [2; с.306]. Исходя из этого, воспитание молодого поколения с широким кругозором и эрудицией, высокими нравственными ценностями на фундаменте бесценных сокровищниц культурно-философской мысли великих ученых-просветителей прошлого -задача каждого государства.

Сегодня, когда суверенный Узбекистан вступает в фазу своего нового национально-культурного развития, когда социально-философский анализ закономерностей формирования, развития и действия национальной идеи выдвигается вперед и проявляется толерантность в гармонизации национальных интересов, когда во весь рост поднимаются социально-философские вопросы формирования и совершенствования национального характера, когда проблемы формирования и развития эстетического идеала личности, закономерности инновационного развития социальной сферы в построении гражданского общества приобретают особую значимость - все это особенно актуально в контексте повышения философской культуры и эрудиции молодежи, ибо «только по-настоящему образованный человек может высоко ценить достоинства человека, сохранять национальные ценности, повышать национальное самосознание, самоотверженно бороться для того, чтобы жить в свободном обществе, чтобы наше независимое государство заняло достойное, авторитетное место в мировом сообществе» [2; с.306; 5; 6; 7].

ССЫЛКИ И МЕТОДЫ

Методологической основой в процессе подготовки обзорного материала послужили труды Первого Президента страны [1;2;] и выступления Президента Ш.М.Мирзиёева [3]. Обзорным материалом послужили исследования отечественных и зарубежных [4] ученых по теме изыскания, связанные с проблемами формирования и развития эстетического идеала личности [5], закономерностями инновационного развития социальной сферы в построении гражданского общества [6], социально-философскими вопросами формирования и совершенствования национального характера [7]. Сделана попытка осветить тему данной статьи на основе логических методов научного исследования, таких как историко-логический, анализ и синтез, обобщение, сравнение.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Последние десятилетия в европейской и мировой практике отмечены многими позитивными инициативами, предлагающими новые стратегии образования, включающие также и кардинальные изменения отношения к философскому знанию как к важнейшему компоненту общей и индивидуальной культуры. В свете этого требует своего решения целый ряд назревших проблем. Во-первых, это необходимость адекватного осознания и сохранения в современной духовной культуре и в каждодневной практике, особой, ничем не заменимой ценности классического философского наследия, особенно восточного, способного, как и в предыдущие эпохи, основательно влиять на формирование высокой духовности уровне отдельной личности, социальной группы, нации, общества в целом. Такая постановка вопроса, на наш взгляд, весьма актуальна. Во-вторых, эта проблема уровня развитости, степени зрелости мышления молодого человека, проблема его общемировоззренческой, философской культуры. При этом очевидно, что традиционно эта проблема мало обсуждается публично, она практически в большинстве случаев замалчивается. А цена такого умолчания для общества слишком велика, так как понятно, что уровень мышления молодежи прямо влияет на ее практические действия, и, если этот уровень весьма высок, то и результаты оказываются соответствующими. В-третьих, системный исторический кризис, характеризующее современное состояние общества, имеет множество граней и проявлений. Много в нем и особых болевых точек, одна из которых - кризис современной системы образования [4], из поколения в поколение формирующей и воспроизводящей людей с некритичным, «одномерным», «калькулирующим» мышлением. Особенную тревогу вызывает то, что таким мышлением часто отличаются молодые специалисты-выпускники вузов, от деятельности которых в огромной степени зависят судьбы многих людей, судьба страны, в конечном счете.

Понимание серьезных угроз, которые несет такая ситуация, приводит к мысли о необходимости решительных и глубоких изменений во всей сфере образования, на всех ее уровнях. Очень важным моментом при этом становится переосмысление места и роли философии, философского знания, которое как раз и способно разрешать многие из назревших сложных проблем. Следует заметить, что уже имеющийся международный опыт вхождения философского знания в самые изначальные формы социального воспитания и образования человека, опыт его активного присутствия на протяжении всего процесса

формирования личности, получает в настоящее время все большее признание и распространение. Как раз здесь, по нашему глубокому убеждению, должны быть сосредоточены усилия по напряженному и настойчивому поиску стратегии образования и воспитания будущего поколения. Речь идет о качественно новой исторической ситуации, а именно: к молодежи сегодня предъявлен приемлемо жесткий счет на подлинную интеллигентность и эрудицию, включающему в себя такие параметры, как адекватный историческому времени стиль мышления, гибкость и оперативность интеллектуального поиска, широта мировосприятия, настроенность на максимальную перманентную информативность, на понимание основных тенденций развития общества, нации и культуры, высокая мораль и развитый этико-эстетический вкус, высокоразвитое чувство менталитета и толерантности.

Сегодня философское знание помогает улавливать в беспрерывном, вечном потоке изменений самое стабильное, позволяет подметить узловые моменты переходов общего в отдельное, целого в части, содержания в самые простые и многоликие формы и, таким образом, оно постепенно и трудно, но все же с неизбежностью подводит молодую личность к осознанию необходимости мыслить, опираясь на такие критерии как объективность, критичность, объемность, целеустремленность и диалектичность. Системно мыслящий человек приобретает колоссальную мощь и утонченность мышления, которые делают его интеллектуально сильнее других, так как его мышление в наибольшей степени становится способным уловить всю сложность, неоднозначность, противоречивость и, в то же время, разнообразно проявляющееся единство реальных миров (материальных и духовных), в пределах которых он функционирует. Способность системного и диалектического видения мира открывает перед таким человеком возможность оптимального решения любого вопроса, любой назревшей проблемы. Жизнь постоянно подтверждает истинность вышесказанного и давно уже во весь рост уяснила проблему качества мышления молодежи и ее ответственности за принимаемые ею решения. По нашему глубокому убеждению, ответственное и опережающее действительность мышление может быть таковым только при освоении ею современного, выверенного практикой и накопленного за тысячелетия своей истории гуманистического и гуманитарного философского знания.

Так, каким же нам представляется сознание современного человека третьего тысячелетия, в особенности, обучающейся молодежи? Время требует, чтобы оно определялось объективной действительностью, где господствуют рыночные отношения: сознание молодежи должно в максимальной степени соответствовать требованиям рыночных отношений. Это, прежде всего, требует знания современной техники, технологии (нано технологии), know-how (ноу-хау) науки и достоинств рынка. И, вне всякого сомнения, эти знания должны опираться на общефилософскую основу.

REFERENCES

1. Каримов, И. (1998). Узбекистон - буюк келажак сари. Тошкент, 128 с. (Karimov, I. (1998). Uzbekistan - for a great future. Tashkent, 128 p.)

2. Каримов, И. (1998). По пути безопасности и стабильности развития. Т.6. Ташкент. 68 с. (Karimov, I. (1998). By way of security and stability of development. V.6. Tashkent, 68 p.)

3. Мирзиёев, Ш.М. (2021). Интервью газете "Янги Узбекистон": Новый Узбекистан - страна демократических преобразований, больших возможностей и практических дел. 19 августа 2021 года: https//yuz.uz/ru/news/novy-uzbekistan---strana-demokraticheskix-preobrazovaniy-bolshix-vozmojnostey-i-prakticheskiz-del. (Mirziyoev, Sh.M. (2021). Interview to the newspaper "Yangi Uzbekistan": New Uzbekistan - a country of democratic transformations, large opportunities and practical deeds. August 19, 2021.)

4. Habermas, J. (2003). Dispute on the past and future of international law. Transition from national to a post-national constellation// XXI World Philosophy Congress. Resume. Istanbul.

5. Самадов, А.Р. (2020). Проблемы формирования и развития эстетического идеала личности: автореф.дис. ...д-ра филос. наук. - Самарканд. 70 с. (Samadov, A.R. (2020). Problems of formation and development of aesthetic ideals of the person / Problems of formation and development of aesthetic ideals of personality: avtoref.dis. ... d-ra filos. nauk. - Samarkand, 70 s.)

6. Саидкосимов, А.И. (2019). Закономерности инновационного развития социальной сферы в построении гражданского общества: автореф.дис....д-ра филос.наук. - Самарканд. 60 с. (Saidkosimov, A.I. (2019). Laws of innovative development of the social sphere in the construction of civil society / Zakonomernosti innovatsionnogo razvitiya sotsialnoy sferbi v postroenii grazhdanskogo obshchestva: avtoref.dis .... d-ra filos.nauk. Samarkand, 60 s.)

"Yangi O'zbekiston: barqaror ft VOLUME 2 | SPECIAL ISSUE 23

rivojlanishning ijtimoiy-falsafiy, q ISSN 2181-1784

iqtisodiy-siyosiy va huquqiy masalalari" SJIF 2022: 5.947 | ASI Factor = 1.7

7. Тошбоев, Б.Э. (2018). Социально-философские вопросы формирования и совершенствования национального характера: Автореф. дис. ... д-ра философии (PhD). 40 с. (Toshboev, B.E. (2018). Socio-philosophical issues of formation and improvement of national character / Sotsialno-filosofskie voprosy formirovaniya i sovershenstvovaniya natsionalnogo haraktera: Avtoref. dis. ... Ph.D. (PhD). 2018. 40 p.)

8. Шадманов, К.Б. (2015). Английская духовность и язык. - Дюссельдорф: LAMBERT Academic Publishing. 300 c. (Shadmanov, K.B. (2015). Angliyskaya dukhovnost i yazyk. - Dusseldorf: LAMBERT Academic Publishing, 300 p.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.