Научная статья на тему 'О философских основаниях экзистенциального психоанализа Л. Бинсвангера'

О философских основаниях экзистенциального психоанализа Л. Бинсвангера Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
569
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАЗАЙН-АНАЛИЗ / БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА / САМОСОЗНАНИЕ / ВЫБОР / ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / БЫТИЕ-В-МИРЕ / DASEINANALYSIS / PHILOSOPHICAL ANTHROPOLOGY / HUMAN BEING / SELFCONSCIOUSNESS / CHOICE / BEING-IN-THE-WORLD

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Арапова Эльмира Асфаровна

В статье исследуются философские основания экзистенциального психоанализа Л. Бинсвангера. Показано, что швейцарский ученый в качестве теоретического фундамента психотерапевтической практики выбрал идеи немецкого философа Мартина Хайдеггера, в частности учение о человеке как Dasein и модусах его существования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On philosophical foundations of L.Binswanger’s existential psychoanalysis

This article deals the philosophical foundations of L. Binswanger’s Daseinanalysis. It’s shown M. Heidegger’s ideas (i.e. a man as Dasein and human being moduses) to be sours of the Binswanger’s psychotherapeutics practice.

Текст научной работы на тему «О философских основаниях экзистенциального психоанализа Л. Бинсвангера»

О ФИЛОСОФСКИХ ОСНОВАНИЯХ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ПСИХОАНАЛИЗА Л. БИНСВАНГЕРА

Э.А. Арапова

Кафедра философии Институт инновационных технологий и государственного управления Московский технологический университет пр. Вернадского, 86, Москва, Россия, 119571

В статье исследуются философские основания экзистенциального психоанализа Л. Бинсван-гера. Показано, что швейцарский ученый в качестве теоретического фундамента психотерапевтической практики выбрал идеи немецкого философа Мартина Хайдеггера, в частности учение о человеке как Dasein и модусах его существования.

Ключевые слова: дазайн-анализ, бытие человека, самосознание, выбор, философская антропология, бытие-в-мире.

Людвиг Бинсвангер (1881—1966), швейцарский врач-психотерапевт, заложивший основания нового психоаналитического подхода к изучению человека и его психической жизни — дазайн-анализа (Dasein-analyse), который противостоял фрейдизму. Поскольку в отечественной литературе этот подход еще не получил широкого освещения, постараемся детальнее охарактеризовать понимание человека в экзистенциальном психоанализе, дазайн-анализе (Dasein-analyse) Л. Бин-свангера и раскрыть его философские основания. Тем более, что они тесно связаны с идеей практической философии, поставленной философами первой половины ХХ в. и понимаемой ими скорее не в кантовском смысле, а в значении аристотелевского фронезиса — знания действенного, ориентирующего в мире жизни.

В условиях нарастания кризиса фрейдизма Л. Бинсвангер считал основной своей целью поиск новых теоретических оснований для психотерапевтической практики. Для этого необходимо, по его мнению, дать критический анализ воззрений Зигмунда Фрейда на психику и человека в целом, а также проанализировать и использовать новые философско-антропологические концепции.

Критический анализ фрейдизма Бинсвангер дал в работе «Фрейд и его концепция человека в свете антропологии» (1). По его мнению, фрейдовский подход обедняет и упрощает человека, поскольку строится на идее homo natura. Человек рассматривается исключительно как биологическое, животное существо, единственными мотивами поведения которого являются инстинкты. Бинсвангер считает такой подход односторонним — нельзя выстаивать теоретические основания психиатрии на изучении только одного аспекта бытия человека в мире. Заслуга Фрейда — в глубинном исследовании биологического аспекта человеческого существования. Создатель психоанализа здесь, безусловно, достиг значительных успехов, показав, как сильна власть этого аспекта бытия человека, однако не следовало бы абсолютизировать его силу. Он критикует Фрейда за то, что, по сути, создав специальную естественнонаучную концепцию человека, он претендует на опи-

сание социальной сущности человека. Так, Бинсвангер полагал, что идеи Фрейда следует поместить в «подлинно исторические рамки», т.е. понимать их качестве необходимой и важной ступени в антропологическом познании.

Л. Бинсвангер пытался найти фундамент для психологии и психотерапии в неокантианстве, феноменологии Э. Гуссерля, философской антропологии М. Ше-лера. Однако философские идеи этих учений не смогли выдержать испытания психотерапевтической практикой [5. С. 76]. В конечном счете философским основанием дазайн-анализа становится работа «Бытие и время» М. Хайдеггера. Идеи именно этой работы, по словам Бинсвангера, дали ему ключ к новым подходам при исследовании психической жизни человека. Он писал, что «феноменологически-философская аналитика существования Хайдеггера несомненно важна для психиатрии. Это связано с тем, что она исследует не просто конкретные области явлений и фактов, обнаруживаемых в природе „человеческих существ", а скорее бытие человека в целом» [1. С. 84]. Л. Бинсвангер утверждал, что постижение человека в качестве Dasein представляет психотерапевту более полное понимание пациента, чем фрейдовский психоанализ.

Дазайн-анализ Людвига Бинсвангера — это следующий этап в психоаналитическом понимании человека и психотерапевтической практики, ставший основой для развития различных вариантов экзистенциального психоанализа. Бинсван-гер, опираясь на идеи фундаментальной онтологии Хайдеггера, утверждает, что психотерапевтические теория и практика должны базироваться на понимании человека как непрерывно становящемся и определяющемся бытии-в-мире (Dasein). Фундаментальной характеристикой такого бытия является трансцендирование, т.е. способность «быть впереди себя», выходить за свои собственные пределы. В этом смысле человеческое бытие есть всегда открытая возможность, проект. Бинсвангер подчеркивает, что способность к трансцендированию реализуется в двух направлениях — к миру и к человеку, т.е. в его акте конституируется и ми-ропроект, и самопроект (термины Бинсвангера). Из этого обстоятельства он делает важные для своего учения выводы об экзистенциальной основе психического заболевания. Он писал: «Если мы на минуту вспомним определение бытия-в-мире как трансценденции и рассмотрим с этой позиции наш психиатрический анализ существования, то мы поймем, что, исследуя структуру бытия-в-мире, мы также можем заниматься изучением психозов; более того, осознаем, что должны понимать психозы как особые модусы трансценденции» [3. С. 311].

По мнению Бинсвангера, сутью психической патологии является трансформация базовой структуры бытия-в-мире — трансценденции, поэтому основное усилие психотерапевта должно быть направлено на выявление ее причин и, насколько это возможно, на восстановление у пациента подлинной структуры человеческого бытия. Для этого необходимо знать личность до всякого разделения на болезнь и здоровье, т.е. ответить на вопрос: как она существует в своей изначальной структурной целостности? Так, психотерапевтическая помощь базируется на определенных представлениях о норме, об образе «здорового человека», с которым — при успешном лечении — должен идентифицировать себя пациент.

А это, в свою очередь, непосредственно зависит от философско-антропологиче-ских трактовок человека.

В понимании структуры человеческого бытия Бинсвангер опирается на философские идеи ранней работы Хайдеггера «Бытие и время», в которой дана подробнейшая аналитика «Dasein» [6]. Вслед за немецким мыслителем Бинсвангер понимает человеческое бытие как «заботу» в единстве трех временных модусов — прошлого, настоящего и будущего. Подлинный способ существования связан с будущим и предполагает проектирование себя и трансцендирование своих пределов. В том случае, когда человек (Dasein) отказывается от своей возможности трансцендировать, происходит переориентация его либо на модус настоящего, либо на модус прошлого. В обоих случаях активное, деятельное поведение замещается пассивным отношением человека к миру и самому себе. Пребывание в модусе настоящего обезличивает человека и погружает его в «боязливые хлопоты», его жизнь проходит в бессмысленном сосуществовании с другими людьми.

Крайней степенью неподлинности существования и удаленности от транс-цендирования Бинсвангер считает психическое заболевание. Он обнаружил, что многие его пациенты перестают воспринимать мир и самих себя в становлении, отказываются от самоопределения. Такое положение дел он образно назвал «приземлением». Приземление — это «процесс, в котором Dasein отрекается от своей реальной, свободной возможности быть самим собой и предается специфической картине мира» [2. С. 153]. Формируется ущербный статический миропроект, который управляется на основании ограниченного количества идей или даже одной идеи. Сужается смысловой контекст для понимания реальности и происходящих с человеком событий, нарастание единообразия во всех сферах опыта. Бинсвангер пишет: «То, что отдаляет нас от „душевнобольных", что заставляет их казаться нам чужими, это не отдельные ощущения или идеи, но, скорее, факт их тюремного заключения в проекте мира, который чудовищно сужен, потому что он управляется одной темой или небольшим количеством тем» [4. С. 304].

Существует еще одна сторона психической деформации личности, которую Бинсвангер называет «само-избранной несвободой». Психически здоровый человек свободен в конституировании и построении своих миропроектов, при этом он стремится учесть все обстоятельства своего существования в мире. При психических заболеваниях, напротив, происходит утрата свободы самоопределения и человек уже не позволяет миру быть самим собой, а выстраивает фиксированную и ограниченную картину мира. Таким образом, то, что Хайдеггер называл неподлинностью бытия, у Бинсвангера становится определяющей характеристикой душевного расстройства.

Бинсвангер был убежден, что экзистенциальный анализ предполагает совместное с пациентом философское исследование его жизни, что способствует увеличению степени самосознания человека и восстановление способности к трансцендированию. Теоретическая и практическая деятельность Л. Бинсвангера была высоко оценена: в 1956 г. ему вручили высшую награду для психотерапевта — медаль Крепелина.

В заключение хотелось бы отметить, что Людвиг Бинсвангер обратился к весьма важным личностным вопросам. Его исследование — это стремление понять самое сокровенное содержание человеческого существа, распознать то, что в жизни человека подлинно значимо, т.е. попытка найти ответ на извечный вопрос: как и зачем жить? И остается выбор за каждым человеком — применять это знание в своей жизни или нет.

ПРИМЕЧАНИЕ

(1) В «Воспоминаниях о Зигмунде Фрейде» Бинсвангер писал о том, как отозвался Фрейд на критику его идей: «...Я, конечно же, не верю ни одному слову, сказанному Вами. Я всегда жил только в партере и подвале дома. Вы утверждаете, что, сменив точку обзора, человек может увидеть и верхний этаж, вмещающий таких высоких гостей, как религия, искусство и т.п. Вы не одиноки в своих взглядах, большая часть образованных представителей homo natura верят в это. В этом Вы консерватор, а я революционер. Если бы в моем распоряжении была еще одна жизнь для работы, то я, вне всякого сомнения, смог бы отыскать место для этих благородных гостей в своем маленьком подземном домике» [4. С. 13—14].

ЛИТЕРАТУРА

[1] Бинсвангер Л. Аналитика существования Хайдеггера и ее значение для психиатрии // Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. М., К., 1999.

[2] Бинсвангер Л. История болезни Лолы Восс // Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. М., 1999.

[3] Бинсвангер Л. Экзистенциально-аналитическая школа мысли // Экзистенциальная психология. Экзистенция. М., 2001.

[4] Нидлмен Я. Критическое введение в экзистенциальный психоанализ Людвига Бинсван-гера // Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. М., 1999.

[5] Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру: Критический очерк экзистенциального психоанализа. М., 1985.

[6] Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

ON PHILOSOPHICAL FOUNDATIONS OF L. BINSWANGER'S EXISTENTIAL PSYCHOANALYSIS

E.A. Arapova

Philosophy Department Institute of innovative technologies and state administration Moscow Technological University Prospect Vernadskogo, 86, Moscow, Russia, 119571

This article deals the philosophical foundations of L. Binswanger's Daseinanalysis. It's shown M. Heidegger's ideas (i.e. a man as Dasein and human being moduses) to be sours of the Binswanger's psycho-therapeutics practice.

Key words: Daseinanalysis, philosophical anthropology, human being, selfconsciousness, choice, being-in-the-world.

REFERENCES

[1] Binswanger L. Existential Analytics of Heidegger and its meaning for the psychiatry. Binswan-ger L. Being-in-the-world. M., K., 1999.

[2] Binswanger L. History of Lola Voss's illness. Binswanger L. Being-in-the-world. M., K., 1999.

[3] Binswanger L. Existential-analytical school of thought. Existential Psychology. M. 2001.

[4] Nidlman Y. Critical introduction to existential psychoanalysis. Binswanger L. Being-in-the-world. M., K., 1999.

[5] Rutkiewicz A.M. From Freid to Heidegger: Critical essay on existential psychoanalysis. M., 1985.

[6] Heidegger M. Being and Time (Sein und Zeit). M., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.