Научная статья на тему 'О философии истории как прикладной дисциплине'

О философии истории как прикладной дисциплине Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
223
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ / ИДЕОЛОГИЯ / ПОЛИТОГЕНЕЗ / СУВЕРЕНИТЕТ / ВОЛЯ / ПРАВЯЩАЯ ЭЛИТА / HISTORYOSOPHY / HISTORICAL PATTERNS / IDEOLOGY / POLITOGENESIS / SOVEREIGNTY / WILL / RULING ELITE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хлевов Александр Алексеевич

В статье затрагиваются вопросы возрастания актуальности философии истории в современном мире, прикладного характера историософских исследований. Основными дискуссионными проблемами признаются: противоречия унитарной и плюралистической моделей всеобщей истории; вопрос приоритета материальных и идеальных факторов исторического процесса; проблемы исторического права на суверенитет и целесообразности политического суверенитета. Намечены основные, по мнению автора, принципы решения поставленных задач

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE HISTORYOSOPHY AS AN APPLIED DISCIPLINE

The article addresses the issues of increasing the relevance of the historyosophy in the modern world of applied research historiosophical. The main controversial issues are recognized: the contradictions of the unitary and pluralist model of world history; the question of priority of material and ideal factors of the historical process; the problem of the historical right to sovereignty and expediency of political sovereignty. Outlined the main, according to the author, the principles of the task

Текст научной работы на тему «О философии истории как прикладной дисциплине»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 1(1) 2016 УДК 930.1, 930.85

Хлевов Александр Алексеевич, доктор философских наук, кандидат исторических наук, профессор кафедры документоведения и архивоведения, проф. кафедры культурологии и религиоведения Таврической академии КФУ имени И.В. Вернадского

e-mail: hlevov@mail.ru

О ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ КАК ПРИКЛАДНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Аннотация: в статье затрагиваются вопросы возрастания актуальности философии истории в современном мире, прикладного характера историософских исследований. Основными дискуссионными проблемами признаются: противоречия унитарной и плюралистической моделей всеобщей истории; вопрос приоритета материальных и идеальных факторов исторического процесса; проблемы исторического права на суверенитет и целесообразности политического суверенитета. Намечены основные, по мнению автора, принципы решения поставленных задач.

Ключевые слова: философия истории, исторические закономерности, идеология, политогенез, суверенитет, воля, правящая элита.

Khlevov A. A., Ph.D., prof. Department of Records Management and Archival, TA CFU

e-mail: hlevov@mail.ru

ON THE HISTORYOSOPHY AS AN APPLIED DISCIPLINE

Annotation: the article addresses the issues of increasing the relevance of the historyosophy in the modern world of applied research historiosophical. The main controversial issues are recognized: the contradictions of the unitary and pluralist

model of world history; the question of priority of material and ideal factors of the historical process; the problem of the historical right to sovereignty and expediency of political sovereignty. Outlined the main, according to the author, the principles of the task.

Keywords: historyosophy, historical patterns, ideology, politogenesis, sovereignty, will, ruling elite.

Философия истории (историософия) нередко - и вполне справедливо -воспринимается как научная дисциплина, подразумевающая высокие уровни абстрагирования. Вместе с тем, в отличие от многих других обобщений, философия истории неизменно напоминает о своей весьма прикладной функции, приобретающей в современных условиях и на российской интеллектуальной почве исключительную актуальность.

Под философией истории автор понимает наиболее высокие уровни обобщения исторического знания, включающие поиски закономерностей исторического развития, исследование механики исторического процесса, а также определение векторов исторического прогресса и/или регресса. Весьма популярный вопрос о смысле истории может ставиться лишь с существенной оговоркой: обнаружение в истории смысла (или навязывание ей такового) автоматически означает признание внеисторического и надисторического разумного целеполагающего (обычно божественного) начала, что приводит на практике к существованию двух самостоятельных историософий - религиозной и нерелигиозной. В то же время, нельзя игнорировать несомненно допустимую в историософии историческую прогностику. Философия истории вырастает из исторической науки, а не навязывается ей извне - это не философия, решившая «обкатать» свой инструментарий на историческом материале, но философствующая и саморефлексирующая история.

Актуальность и прикладной смысл историософии в современной России определяется следующими обстоятельствами. Во-первых, в условиях активной деидеологизации образовательного процесса в 1980-х - 2000-х гг., трансляция

исторического знания историкам и неисторикам, воспроизводство образа прошлого в массовом сознании подверглись серьёзным деформациям. Именно историософские конструкции, являются как базой мировоззренческих взглядов при осмыслении прошлого, настоящего и будущего, так и методологическим основанием трансляции исторической памяти. Сам отбор и осмысление исторического фактажа модифицируется персональными или коллективными историософскими установками. Их опережающее формирование у младшего поколения, разумеется, предполагает наличие таковых установок у самих педагогов и исследователей. С учётом усиливающейся тенденции манипуляции массовым сознанием соответствующая историософия может быть и эффективным информационным противоядием «для своих», и средством массового идеологического поражения «для других».

В этом контексте принципиальную значимость приобретает осмысление стратегической линии развития истории человечества в диалогическом противопоставлении унитарной и плюральной моделей. Длительное доминирование унитарной модели всеобщей истории - с едиными «правилами игры» для всех типов обществ и универсальными законами исторического развития - детерминировалось как господством европоцентрического взгляда на историю, так и её конгруэнтностью модели самого мироустройства в XVIII-XIX вв.

Наиболее работоспособной унитарной теорией, безусловно, стал исторический материализм, впервые непротиворечиво описавший закономерности всеобщей истории в соответствии с правилом «бритвы Оккама». Однако унитарная историософия была и симптомом первой волны глобализации, ответом на которую стало появление плюралистических моделей исторического процесса, нашедших наиболее яркое воплощение в цивилизационных теориях. Даже в наиболее ранних из них - как в концепции А. де Гобино [3] и Н. Я. Данилевского [5], - стоит усматривать, прежде всего, защитную реакцию на унификацию исторического процесса, попытку противопоставить «всеобщности» истории самоценность локальных культур. А,

в сущности, - поставить под сомнение само существование исторических закономерностей как таковых.

Тремя наиболее ценными и «живучими» элементами в цивилизационном толковании истории нам представляются: интерес к локальной модификации общих законов истории [5], ярко выраженное внимание к восходящим [11, с. 104-324] и нисходящим [11, с. 325-450; 13, с. 163-262] фазам развития общества - его становлению и особенно упадку, а также типологическая классификация [10; 6, с. Кармин] обществ и культур.

Симптоматично, что уже в середине и второй половине XX в. цивилизационные теории в основном оказались «в маргиналиях» философии истории. Возврат к унитаризму ощутим и в совершенно идеалистических построениях К. Ясперса [15], и в энергетическом детерминизме Л. Уайта [12], и во вполне материалистическом и весьма продуктивном мир-системном [1; 2, с. 8-9, 45-180] подходе. При неопровержимости тезиса о единстве человеческой истории и её законов, унитарному подходу абсолютно необходима «прививка» ряда идей локально-цивилизационного взгляда на историю. Обозначенные выше «точки роста» - и есть тот самый источник заимствований. Критерий «возраста цивилизации» и исчерпания временного лимита, «старения» формации; пристальный интерес к особенностям этно- и социокультурной жизни, корректирующим общие исторические закономерности в конкретном обществе, государстве или группе; наконец, определение «типа» общества как его устойчивой к смене формаций характеристики - здесь явно есть о чём подумать.

Во-вторых, принципиальное значение имеет определение позиций в извечном вопросе приоритета материального и духовного начал в истории. Мы здесь подразумеваем даже не столько мировоззренческую разницу между материалистическим и идеалистическим пониманием исторического процесса. Самоочевидно, что первичность биологического начала в человеке (для всех, кому она самоочевидна) определяет неизменную первичность материальных факторов. В формулировке Ф. Энгельса, как известно, «в историческом

процессе определяющим моментом в конечном счёте (курсив мой - А. Х.) является производство и воспроизводство действительной жизни» [14, с. 394395]. Важнейшей задачей нашего времени представляется определение того, что «не в конечном счёте». Речь идёт об определении конкретной роли идеальных, альтруистических побуждений в индивидуальном и массовом сознании как фактора изменения общества и исторического развития. Исключительная важность оценки этого фактора имеет непосредственное и сугубо прикладное значение при анализе массовых движений современности, верификации угроз «импорта революций», радикальных религиозных и политических движений, терроризма. В истории наличествуют лишь отдельные, хотя порой и чрезвычайно яркие (как завоеванные османами Балканы) примеры чёткого разграничения групп людей, мотивация которых определяется преимущественно материальными или, напротив, преимущественно моральными, идеальными побуждениями, однако именно они приобретают особую актуальность в наше время. Представляется, что альтруистические, идеальные мотивации массового поведения выполняют роль своеобразного ускорителя и корректора исторического процесса и нуждаются именно в историософском осмыслении. И это явно не задача социальной психологии, которая в принципе склонна оперировать категориями нормы и девиации: мы имеем дело с двумя равно нормальными моделями массового поведения.

В-третьих, остро актуальной проблемой философии истории наших дней представляется исследование и осмысление процессов политогенеза, причём не столько первичного, сколько современного, протекающего на наших глазах. Рождение, трансформация и ликвидация субъектов международного права всегда были в центре исторического нарратива. Однако ощутимы принципиальные новшества последних десятилетий, «постхельсинкского» и постсоветского мироустройства. Крайнее противоречие обнаруживается между тенденцией к созданию всё более глобальных и транснациональных империй (политических, торговых и промышленных) и столь же отчётливым трендом

регионального и этнического обособления. Расходящиеся векторы глобализации и генерации всё новых государств и квазигосударств размывают устоявшийся конструкт государства как такового. Очевиден распад благодушной, лицемерной и малоработоспособной модели, упорно формировавшейся с эпохи Венского конгресса и нашедшей воплощение в институции ООН - модели патерналистского консенсуса «великих держав», обеспечивающих прикрытие и защиту интересов держав «малых». Как представляется, назрела историософская реабилитация имперской традиции как единственного условия стабильности в дестабилизированном мире. Не менее важным является переосмысление и исследование исторической правомочности самого концепта «суверенитет», определение источников и субъектов суверенитета и государственности в целом. Кто имеет право на суверенитет? Является ли наличие суверенитета условием устойчивого существования той или иной общности? Какова степень допустимости внешней поддержки, «родовспоможения» в случае возникновения новых политических единиц? Имеют ли право на существование концепты «исторической справедливости», «естественных» или «исторически обоснованных границ», «разделённых» и «рассеянных народов», «зон влияния» и «жизненных интересов»? Как представляется, весьма продуктивно обсуждение старого и незаслуженно отошедшего в тень концепта «воли» [7; 8, с. 174-175; 9, с. 163165], отчасти смыкающегося с концептом «пассионарности» [4, ч. VI]. Всё более очевидным является тот факт, что право остаться в истории и стать её действующим субъектом, а не объектом, доступно лишь своего рода «инициативным группам» правящих элит, способным модулировать усилия и целеполагание контролируемых ими социумов. Столь же очевидно, что наличие государственного суверенитета само по себе не делает общество субъектом истории без наличия сплачивающей идеи, ясных целей, типологической особости и наличия способности к определённому самоотвержению. Да и сам факт наличия суверенитета не обеспечивает государству наличие таких элит. Право быть субъектом истории нуждается в

серьёзном обосновании. И если в прошлом процессы естественного отбора в истории не оставляли шанса обществам, не соответствовавшим достаточно жёстким критериям конкуренции, то в новейшей истории разворачиваются процессы, симметричные проблеме эвтаназии в развитых странах. Так, в сугубо прикладном смысле, искусственное сохранение вполне абсурдной и в целом бессмысленной украинской государственности в течение двух десятилетий в итоге привело к серьёзным проблемам глобального характера. Столь же проблемна постоянно откладываемая легитимная адопция в российское пространство и порой «насильственный суверенитет» ПМР, Абхазии, Южной Осетии, ДНР и ЛНР. «Парад политогенезов» (наиболее выразительный на постсоветском пространстве и, вероятно, в Африке), а также блестящие образчики полной деградации и даже дегенерации как старых, так и новых государств убедительно демонстрируют исключительную - и весьма прикладную - значимость концептуального осмысления исторического процесса. Очевидно, что это задача именно философии истории, а не дальних производных от неё и исторической науки в целом - таких, как, например, политология.

Список литературы:

1. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / пер с англ. П. М. Кудюкина под общей редакцией Б. Ю. Кагарлицкого. СПб.: Университетская книга, 2001.

2. Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века / Пер с англ. под ред. Б. Л. Иноземцева. - М.: Логос, 2004.

3. Гобино Ж. А. де. Опыт о неравенстве человеческих рас. - М.: Одиссей. - 2000.

4. Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л., 1989.

5. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. - М.: Институт русской цивилизации; Благословение, 2011.

6. Кармин А. С. Культурология. - СПб.: Лань, 2003.

7. Рифеншталь Л. Триумф воли (Triumph des Willens) (кинофильм). Германия, 1934. - 114 мин.

8. Соловьёв Вл. Воля // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1892. - Т. VII (13) - СС. 174-175.

9. Соловьёв Вл. Свобода воли // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1900. - Т. XXIX (57) - СС. 163-169.

10. Сорокин Питирим. Социальная и культурная динамика. - М.: Астрель,

2006.

11. Тойнби А. Дж. Постижение истории. - М.: Прогресс, 1991.

12. Уайт Л. Избранное. Эволюция культуры. - М.: РОССПЭН, 2004.

13. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. -М., 1993.

14. Энгельс Ф. Письмо Йозефу Блоху в Кёнигсберг. Лондон, 21[-22] сентября 1890 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений. М., 1956. - 2-е изд. - Т. 37. - СС. 394-396.

15. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат. - 1991.

Поступила в редакцию: 2016-02-16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.