Научная статья на тему 'О федеральных округах в Российской Федерации'

О федеральных округах в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
180
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
государство / Российская Федерация / законодательство / нормативный правовой акт / Конституция РФ / подзаконный нормативный правовой акт / указ Президента РФ / федеративное устройство / федеральный округ / субъект Российской Федерации / state / Russian Federation / legislation / regulatory legal act / Constitution of the Russian Federation / subordinate regulatory legal act / decree of the President of the Russian Federation / federal structure / federal district / subject of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексей Юрьевич Кирсанов

В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства относительно федеральных округов в Российской Федерации высказано несколько суждений: Российская Федерация, как субъект международного права, является федеративным государством; элементами федеративное устройства Российской Федерации являются: государствоРоссийская Федерация; субъекты Российской Федерации; исчерпывающий перечень субъектов Российской Федерации регламентирован в статье 65 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г., с последующими изменениями и дополнениями; для включения федеральных округов в перечень элементов федеративного устройства Российской Федерации отсутствует правовое обоснование; исчерпывающий перечень федеральных округов предусмотрен в подзаконном нормативном правовом акте, а именно ‒ в Указе Президента РФ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» № 849 от 13 мая 2000 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About federal districts in the Russian Federation

In the article, based on the analysis of legal literature and legislation regarding federal districts in the Russian Federation, several judgments are made: The Russian Federation, as a subject of international law, is a federal state; the elements of the federal structure of the Russian Federation are: the state – the Russian Federation; the subjects of the Russian Federation; an exhaustive list of subjects of the Russian Federation is regulated in Article 65 of the Constitution of the Russian Federation of December 12, 1993, with subsequent amendments and additions; for inclusion of federal districts in the list of elements of the federal structure There is no legal justification for the Russian Federation; an exhaustive list of federal districts is provided for in a subordinate regulatory legal act, namely, in the Decree of the President of the Russian Federation «On the Plenipotentiary Representative of the President of the Russian Federation in the Federal District» № 849 of May 13, 2000.

Текст научной работы на тему «О федеральных округах в Российской Федерации»

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-5-108-110 NIION: 2015-0066-5/22-473 MOSURED: 77/27-011-2022-05-672

О федеральных округах в Российской Федерации

Алексей Юрьевич Кирсанов

Научно-исследовательский институт образования и науки, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства относительно федеральных округов в Российской Федерации высказано несколько суждений: Российская Федерация, как субъект международного права, является федеративным государством; элементами федеративное устройства Российской Федерации являются: государство - Российская Федерация; субъекты Российской Федерации; исчерпывающий перечень субъектов Российской Федерации регламентирован в статье 65 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г., с последующими изменениями и дополнениями; для включения федеральных округов в перечень элементов федеративного устройства Российской Федерации отсутствует правовое обоснование; исчерпывающий перечень федеральных округов предусмотрен в подзаконном нормативном правовом акте, а именно - в Указе Президента РФ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» № 849 от 13 мая 2000 г.

Ключевые слова: государство, Российская Федерация, законодательство, нормативный правовой акт, Конституция РФ, подзаконный нормативный правовой акт, указ Президента РФ, федеративное устройство, федеральный округ, субъект Российской Федерации

Для цитирования: Кирсанов А. Ю. О федеральных округах в Российской Федерации // Вестник экономической безопасности. 2022. № 5. С. 108-110. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-5-108-110.

Original article

About federal districts in the Russian Federation

Alexey Yu. Kirsanov

Scientific Research Institute of Education and Science, Moscow, Russia

Abstract. In the article, based on the analysis of legal literature and legislation regarding federal districts in the Russian Federation, several judgments are made: The Russian Federation, as a subject of international law, is a federal state; the elements of the federal structure of the Russian Federation are: the state - the Russian Federation; the subjects of the Russian Federation; an exhaustive list of subjects of the Russian Federation is regulated in Article 65 of the Constitution of the Russian Federation of December 12, 1993, with subsequent amendments and additions; for inclusion of federal districts in the list of elements of the federal structure There is no legal justification for the Russian Federation; an exhaustive list of federal districts is provided for in a subordinate regulatory legal act, namely, in the Decree of the President of the Russian Federation «On the Plenipotentiary Representative of the President of the Russian Federation in the Federal District» № 849 of May 13, 2000.

Keywords: state, Russian Federation, legislation, regulatory legal act, Constitution of the Russian Federation, subordinate regulatory legal act, decree of the President of the Russian Federation, federal structure, federal district, subject of the Russian Federation

For citation: Kirsanov A. Yu. About federal districts in the Russian Federation. Bulletin of economic security. 2022;(5):108-10. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-5-108-110.

Предметом данной статьи являются федеральные округа в Российской Федерации1.

Так, К. В. Черкасов обосновал несколько суждений: об ограничении укрупнения субъектов Российской Федерации России; в последующем использование меж-

1 Мы разделяем суждение тех авторов, которые предлагают с 25.12.1991 г. для наименования государства использовать исключительно этот термин (подробнее об этом см.: [1]).

© Кирсанов А. Ю., 2022

территориальной управленческой модели - федеральных округов [2; 3].

А. Я. Неверов сфокусировал внимание на реформировании форм и способов государственного управления в федеративном государстве: двухуровневая структура государственной власти (федеральный центр - субъекты Российской Федерации) практически преобразована в трехуровневую (федеральный

JURISPRUDENCE

центр - федеральные округа - субъекты Российской Федерации) [4].

По мнению И. В. Ирхина, федеральные округа охватывают все население субъекта Российской Федерации, его территорию, детерминируют модель и формат взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с полпредом Президента РФ и аппаратом федерального округа, предопределяют условия финансирования из федерального бюджета различных секторов экономики, социальной, бюджетной политики субъектов Российской Федерации [5].

В. В. Ким сформулировал вывод о том, что институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах соответствует концепции вспомогательных органов государственной власти [6].

К. Г. Макренкова проанализировала организационные и правовые основы обеспечения безопасности на объектах транспорта Управления на транспорте МВД РФ по Центральному федеральному округу по обеспечению транспортной безопасности: УТ МВД РФ по ЦФО, обеспечивая безопасность населения на транспорте во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, продолжит обеспечивать защиту пассажиров и объектов транспортной инфраструктуры от неправомерного вмешательства [7].

На элементный состав федеративного устройства Российской Федерации также обращали внимание и иные ученые [8].

Вероятно, не столь совершенные научные разработки предопределяют и несовершенство законодательства о федеративном устройстве Российской Федерации, в целом, и о федеральных округах, в частности.

В нормативном правовом акте с наивысшей юридической силой на территории Российской Федерации, а именно, - в Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. с последующими изменениями и дополнениями1 имеется глава 3 «Федеративное устройство» (статьи 65-791).

Положения Конституции РФ о федеративном устройстве в основном и в особенности о федеральных округах детализированы в подзаконных нормативных правовых актах.

В частности, Указом Президента РФ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» № 849 от 13 мая 2000 г. [10] утверждены: Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе и Перечень федеральных округов. «1. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе ... является должностным лицом, представляющим Президента Российской Федерации в пределах соответствующего федерального округа. Полномочный представитель обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа» - пункт 1

1 См.: РГ. 2020. 4 июля. О проблеме неоднократности опубликования Конституции РФ в официальных источниках опубликования подробнее см.: [9].

Положения о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе. В Перечне федеральных округов установлен их исчерпывающий перечень: Центральный федеральный округ с центром в г. Москва (Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, г. Москва); Северо-Западный федеральный округ с центром в г. Санкт-Петербург (Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, г. Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ); Южный федеральный округ с центром в г. Ростов-на-Дону (Республика Адыгея (Адыгея), Республика Калмыкия, Республика Крым, Краснодарский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область, г. Севастополь); СевероКавказский федеральный округ с центром в г. Пятигорск (Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика, Ставропольский край); Приволжский федеральный округ с центром в г. Нижний Новгород (Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан (Татарстан), Удмуртская Республика, Чувашская Республика - Чувашия, Пермский край, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область); Уральский федеральный округ с центром в г. Екаринбург (Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ; Сибирский федеральный округ с центром в г. Новосибирск (Республика Алтай, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область); Дальневосточный федеральный округ с центром в г. Владивосток (Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Забайкальский край, Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ).

Таким образом, исследования относительно федеральных округов в Российской Федерации необходимо продолжать.

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, Российская Федерация, как субъект международного права, является федеративным государством.

Во-вторых, элементами федеративное устройства Российской Федерации являются: государство - Российская Федерация; субъекты Российской Федерации.

№ 5/2022

Bulletin of economic security

109

В-третьих, исчерпывающий перечень субъектов Российской Федерации регламентирован в статье 65 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г., с последующими изменениями и дополнениями.

В-четвертых, для включения федеральных округов в перечень элементов федеративного устройства Российской Федерации отсутствует правовое обоснование.

В-пятых, исчерпывающий перечень федеральных округов предусмотрен в подзаконном нормативном правовом акте, а именно - в Указе Президента РФ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» № 849 от 13 мая 2000 г.

Список источников

1. Галузо В. Н. Конституционно-правовой статус России : проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123.

2. Черкасов К. В. Федеральные округа в государственном устройстве России // Административное и муниципальное право. 2008. № 3.

3. Черкасов К. В. Федеральные округа в механизме модернизации современного российского федерализма // Журнал российского права. 2008. № 8.

4. Неверов А. Я. Федеральные округа как перспектива нового федеративного устройства Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 7. С. 29-30.

5. Ирхин И. В. Некоторые проблемы правового статуса федерального и иных видов округов в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 9. С. 40-42.

6. Ким В. В. Концепция вспомогательных органов государственной власти : институт полномочных представителей Президента России в федеральных округах // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 7. С. 22-29.

7. Макренкова К. Г. Обеспечение общественной безопасности на объектах транспорта управлением на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу // Транспортное право. 2015. № 4. С. 20-22.

8. Сухондяева Т. Ю., Галузо В. Н. О проблемах федеративного устройства, административно-территориального и военно-административного деления Российской Федерации // Сетевой электронный научно-популярный журнал частного и публичного права. 2018. № 1. С. 83-89.

9. Галузо В. Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11. С. 98-102.

10. Указ Президента РФ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» № 849 от 13 мая 2000 г. // СЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2112.

References

1. Galuzo V. N. Constitutional and legal status of Russia : the problem of naming the state // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2010. № 5. P. 119-123.

2. Cherkasov K. V Federal districts in the state structure of Russia // Administrative and municipal law. 2008. № 3.

3. Cherkasov K. V. Federal districts in the mechanism of modernization of modern Russian federalism // Journal of Russian Law. 2008. № 8.

4. Neverov A. Ya. Federal districts as a perspective of a new federal structure of the Russian Federation // Constitutional and municipal law. 2012. № 7. P. 29-30.

5. Irkhin I. V Some problems of the legal status of federal and other types of districts in the Russian Federation // Constitutional and municipal law. 2012. № 9. P. 40-42.

6. Kim V. V The concept of auxiliary bodies of state power: the Institute of plenipotentiary representatives of the President of Russia in federal districts // Actual problems of Russian law. 2020. № 7. P. 22-29.

7. Makrenkova K. G. Ensuring public safety at transport facilities by the Transport Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Central Federal District // Transport Law. 2015. № 4. P. 20-22.

8. Sukhondyaeva T. Yu., Galuzo V N. On the problems of the federal structure, administrative-territorial and military-administrative division of the Russian Federation // Online electronic popular scientific journal of private and public law. 2018. № 1. P. 83-89.

9. Galuzo V. N. Is it possible to ensure uniform enforcement of legislation in the absence of its systematization? // State and Law. 2014. № 11. P. 98-102.

10. Decree of the President of the Russian Federation «On the Plenipotentiary Representative of the President of the Russian Federation in the Federal District» № 849 of May 13, 2000 // SZ RF. 2000. № 20. Art. 2112.

Информация об авторе

А. Ю. Кирсанов - старший научный сотрудник Научно-исследовательского института образования и науки, кандидат юридических наук, адвокат, адвокат международного класса.

Information about the author A. Yu. Kirsanov - Senior Researcher of the Scientific Research Institute of Education and Science, Candidate of Legal Sciences, Lawyer, International Class Lawyer.

Статья поступила в редакцию 18.08.2022; одобрена после рецензирования 05.09.2022; принята к публикации 19.09.2022.

The article was submitted 18.08.2022; approved after reviewing 05.09.2022; accepted for publication 19.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.