2.4. О ФАКТОРАХ, ВЛИЯЮЩИХ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ВЫРАБОТКУ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ДЛЯ ПООЩРЕНИЯ
Волкова Виктория Владимировна, к.ю.н. Должность: доцент кафедры государственно-правовых дисциплин. Место работы: Российская академия правосудия, Северо-Кавказский филиал, г. Краснодар. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье, обращаясь в целом к проблеме эффективности правовых поощрений, предпринята попытка определить круг факторов, влияющих на эффективность и выработку критериев оценки для поощрения. Установление обстоятельств, на основании которых законодатель определит круг признаков, по которым в свою очередь правоприменительный орган делает вывод о применении положительных санкций к тому или иному субъекту, позволит понять сущность института поощрения в целом, а также даст возможность судить о наличии юридических гарантий права на поощрение. Сделан вывод, что критерии оценки права на поощрение должны быть чёткими и аргументированными, минимизирующими субъективный фактор реализации поощрительных норм.
Ключевые слова: поощрение, государственные служащие, поощрительный метод, стимулы, карьерный рост (продвижение по службе), механизм применения, аттестация, поощрительные нормы, заслуга.
ABOUT FACTS THAT INFLUENCE THE EFFICIENCY AND CRITERIA ELABORATION FOR ENCOURAGEMENT EVALUATION
Volkova Victoria Vladimirovna, PhD at law. Position: associate professor at State Legal Disciplines chair. Place of employment: Russian Academy of Justice, Northern-Caucasian branch, Krasnodar. E-mail: [email protected]
Annotation: In the article, referring in general to the problem of legal encouragements efficiency, an attempt was made to define a number of factors that influence the efficiency and criteria elaboration for encouragement evaluation. The determination of conditions on the basis of which a legislator will define a number of characteristics due to which a law-enforcement body comes to a conclusion about the impose of an encouragement sanction on this or that subject, it will allow to understand the essence of the encouragement institution in general and it will also give an opportunity to estimate the availability of encouragement right legal guaranty. The conclusion is drawn that evaluation criteria of encouragement right should be clear and well-reasoned, they should minimize a subjective factor of encouragement norms realization.
Keywords: encouragement, civil servants, an incentive method, stimulus, career growth (promotion), the application mechanism, certification, incentive norms, a merit.
Проблемы эффективности правового регулирования не теряют своей актуальности на протяжении многих лет. На фоне достаточной разработанности общих вопросов эффективности, представляется особенно актуальным исследование эффективности отдельных юридических мер.
Обращаясь в целом к проблеме эффективности правовых поощрений, представляется целесообразным
определить круг факторов, влияющих на эффективность и выработку критериев оценки для поощрения.
Установление обстоятельств, на основании которых законодатель определил круг признаков, по которым в свою очередь правоприменительный орган делает вывод о применении положительных санкций к тому или иному субъекту, позволит понять сущность института поощрения в целом, а также даст возможность судить о наличии юридических гарантий права на поощрение. В результате проведённого исследования можно будет говорить о правовой состоятельности данного института и возможности его реализации на практике.
Как справедливо отмечается в литературе, «недобросовестный или неумелый правоприменитель может свести на нет усилия законодателя». При таких обстоятельствах критерии оценки права на поощрение должны быть чёткими и аргументированными, минимизирующими субъективный фактор реализации поощрительных норм.
В целях выработки эффективных критериев оценки для поощрения законодателем и обеспечения их усвоения правоприменителем мы сделали вывод о необходимости классификации критериев на общие и частные.
Раскрывая содержания исследуемой темы, обратимся, в первую очередь к критериям общего характера. Устанавливая те или иные основания для поощрения, следует учитывать объективные закономерности общественного развития. Как справедливо отмечают А. Б. Венгеров и А. В. Мицкевич, право только тогда наиболее эффективно закрепит различные материальные и моральные стимулы, когда они вызваны к жизни объективными потребностями, интересами передовых социальных сил общества.
Ввиду того, что главным для человека выступают собственные интересы и те ценности, которые способны их удовлетворить, основные усилия в регулировании следует направить именно на упорядочение связей «интересы-ценности». Как справедливо отмечал Г.Ф. Шершеневич, «нет никакой возможности заставить человека поступать по правилам, как, только возбуждая его волю, представлением преимущества одного образа действий перед другим и, тем, вызывая в нем стремление к цели, связанной с нормой". В случае позитивной оценки обществом, государством интересов личности ей представляются возможности и создаются условия для их удовлетворения. В связи с этим, можно говорить, в известном смысле, о взаимо-удовлетворении, ибо в положительном поведении заинтересован не только сам человек, но и государство. Напротив, когда интересы личности приобретают антиобщественную направленность, государство стремится преградить дорогу реализации последних, сдерживая, тормозя их.
Однако при всех названных преимуществах правовых поощрений следует помнить, что поощрительные меры должны быть продуманными, дифференцированными и не превращаться в обезличенную и усред-ненно-типизированную «гуманность».
Эффективное использование правовых средств при решении тех или иных специальных задач в значительной степени состоит в том, чтобы выбрать оптимальный для решения соответствующей задачи правовой режим.
Во-вторых, законодателю необходимо установить строгое соблюдение умеренности в присуждении высших форм правовых поощрений, с целью сохранения их высокой ценности и значимости.
В-третьих, точно определить критерии оценки особых заслуг поощряемых, которые в последующем позволят избежать ошибок при правоприменении.
В-четвертых, умело сочетать различные виды правовых поощрений. Особое внимание при этом следует уделять моральному поощрению, которое по своему воздействию является не менее сильным. Тщательной разработки требует и материальное поощрение.
В-пятых, необходимо совершенствовать существующий порядок лишения государственных наград за проступки, несовместимые с высоким моральным обликом награжденных.
В-шестых, необходимо также провести работу по систематизации действующего поощрительного законодательства.
Социальная ценность поощрений значительно возрастет в сознании индивида лишь тогда, когда их получение юридически гарантировано. Отправным началам системы юридических гарантий выступает признание субъектом, имеющим заслуги, его права на поощрение.
Таким образом, мы подошли к факторам частного, конкретного характера, влияющим на эффективность и выработку критериев оценки для поощрения. Эти факторы будут зависеть от сферы, в которой они подлежат применению.
Например, Федеральной программой «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» в качестве одной из основных определена задача совершенствования системы материального стимулирования труда с целью повышения профессиональной компетентности, мотивации государственных служащих, повышения престижа государственной службы. В программе отмечается, что существующие механизмы стимулирования служащих к исполнению обязанностей государственной службы на высоком профессиональной уровне не реализуются в полной мере. Для повышения мотивации государственных служащих предлагается внедрение принципа оплаты труда по результатам.
Исследование зарубежного, в частности, европейского и североамериканского опыта оценки государственного служащего показывает, что она складывается из трёх элементов: оценка профессиональных и личностных, оценка на основе анализа какого-либо сегмента результатов деятельности (оценка результативности деятельности). Данные элементы оценки носят комплексный характер в связи с тем, что профессиональные и личностные качества служащего оказывают непосредственное влияние на результативности его деятельности.
Нет сомнений в том, что ресурсы повышения эффективности государственной гражданской службы кроются в необходимости совершенствования законодательства, необходимости повышения требований к уровню профессиональных знаний и умений чиновников, установления прямой зависимости между уровнем денежного содержания чиновника и его персональными результатами работы.
Главным основанием к поощрению выступает наличие той или иной заслуги. Ещё Плутарх писал: «Те, кто жадны на похвалу, бедны заслугами». Правовое поощрение связано с заслуженным поведением, заслугой, которая выступает его основанием, то есть, опорной частью, фундаментом, причиной поощрения. Заслуга является условием, предпосылкой применения поощрения.
Юридическая наука, к сожалению, пока не выработала чёткого определения такого распространённого явления как заслуга. Если правонарушение как основание для правового наказания достаточно исследовано, кроме того, определение понятия «правонарушение» и конкретные составы правонарушений закреплены в законодательстве Российской Федерации, то заслуга, как основание для правового поощрения, на сегодняшний день остаётся мало исследованной, можно даже сказать незамеченной учёными-юристами, хотя имеет огромное значение в сфере поощрительной деятельности. Абсолютно прав Ю.В. Голик, утверждая, что, не имея чёткого представления о том что, когда и как должно быть поощрено, невозможно научно обоснованно разработать и закрепить в законе соответствующие поощрительные нормы и процедуры.
Заслуга является основанием как государственного, так и негосударственного поощрения. «Основание -исходное условие, предпосылка существования некоторого явления или системы явлений».
Таким образом, основание поощрения - исходное условие, предпосылка его существования, сущность, благодаря которой оно возникает. Это критерий, по которому определяется поощрение, его опорная часть. Заслугу и поощрение можно представить в виде причины и следствия. Причина и следствие - философские категории, фиксирующие генетическую связь между явлениями, при которой одно явление своим действием вызывает, порождает другое явление. Причина не просто предшествует следствию во времени, но посредством переноса вещества, энергии, информации обусловливает его возникновение и существование. Между заслугой и поощрением имеется жёсткая генетическая связь. Генетические связи «отражают то особое отношение, когда один объект выступает как основание, вызывающее к жизни другой». Только заслуга выступает основанием для предоставления поощрения. Генетическую связь заслуг с поощрениями подметили уже давно.
Проанализировав российское законодательство, вполне определённо можно увидеть взаимосвязь правового поощрения с категорией заслуги, а также прийти к выводу об отсутствии в нормативных правовых актах формулировки понятия «заслуга», несмотря на то, что в названиях, либо содержании большинства из них прямо говорится о заслугах.
Приведём лишь некоторые из возможных примеров. Так, в Федеральном законе от 4 марта 2002 г. № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» акцентируется внимание на заслугах; в ст. 191 Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 № 197-ФЗ говорится об особых трудовых заслугах перед обществом и государством; в Положении о государственных наградах Российской Федерации, утверждённом Указом Президента РФ 2 марта 1994 года № 442 «О государственных наградах Российской Федерации» указывается на заслуги перед Отечеством, военные заслуги, выдающиеся, исключительные, особые заслуги и другие. В 2002 году Президент РФ В.В. Путин своим Указом ввёл такой термин, как «морские заслуги», учредив орден «за морские заслуги», который присуждается гражданам особо отличившимся в морской деятельности России. О заслугах идёт речь и в Положении о Почётном знаке Государственной Думы Федерального Собрания РФ «За заслуги в развитии парламентаризма», утверждённом Постановлением
Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 13 мая 2005 г. № 1845-М ГД СЗРФ. 1999. №2. Ст. 269.
Таким образом, правотворцы пользуются оценочными понятиями и не дают чёткого определения понятию «заслуга», хотя, как мы видим, используют этот термин в нормативных правовых актах различного уровня.
И это обстоятельство далеко неслучайно, поскольку данные категории не только взаимосвязаны, они взаи-мопредполагают друг друга. К сожалению, возможности для произвола в распределении поощрений всё больше расширяются, что и обусловливает необходимость основательной теоретической разработки правовой категории заслуги.
Прежде всего, обратимся к толковым словарям русского языка.
Заслуга — это общественно-полезный поступок, деятельность, достойные уважения и общественного признания. Заслужить, означает своей деятельностью, действиями стать достойным или добиться чего-нибудь.
Заслуга - это то, что заслужено, право на уважение, на признательность. То есть заслуга - выход за пределы услуги, помощи, служения, движения, течения, оказание огромной, невосполнимой, неоценимой помощи, услуги, превосходя возможности. Справедливость содержит в себе оценочный момент, выступая мерилом (критерием) поступков людей. Справедливость как оценка свободна от одностороннего рассмотрения фактов, правдиво, объективно, бескорыстно, беспристрастно отображает общественно полезные, социально активные поступки, требуя верного, неискажённого представления о них, другими словами, истины. При социально-активном правомерном поведении субъект правоотношения целеустремлённо, активно исполняет правовую обязанность, реализует предоставленные ему правомочия, свои должностные обязанности по службе и работе. Воля и сознание в таком поведении направлены на достижение полезных целей, имеющих особую значимость для общества".
Социально-правовая активность личности определяется высоким уровнем правосознания, выражающееся в отношении к предписаниям права, как осознанно необходимым для общества и для себя лично, готовности творчески использовать предоставляемые правом в своей деятельности, инициативно руководствоваться ими в своём поведении. Такая активность показывает определённую степень интенсивности деятельности в социально-правовой сфере - более высокую, чем простое соблюдение и исполнение своих правовых обязанностей, превосходящую обычные требования к должному поведению. «Правовая активность, - верно, отмечает В.М. Чхиквадзе, - не может быть сведена только к правомерному поведению как соблюдению правовых норм. Она предполагает более высокий уровень поведения...».
Н.А. Гущина подчеркнула, что социально-правовая активность, как самостоятельная разновидность правомерного поведения, превосходит обычные требования закона, конкретных правовых предписаний. Она выступает как более высокая степень качества правомерного поведения, осуществляемого с более высокой степенью интенсивности". Такое поведение более инициативно, активно и результативно, в связи с чем, обладает высшей степенью общественной полезности и социальной значимости. По поводу последней А. Малинкин отметил, что социальное действие «значимо», если конкретный социум в социально-
исторических, определенных времени и пространстве, с учетом конкретных обстоятельств и условий, оговоренных в статусе награды, придает какому-то поступку особый положительный смысл. Социум считает его «выдающимся» в лучшем смысле, т. е. выделяющимся из ряда обычных поступков, «отличным» от других, также положительного свойства, но рутинных.
В целом В.А. Винокуров предложил своё видение заслуги. Он отметил главное - заслуга является причиной, основанием поощрения. Действительно, заслуга как юридический поступок является юридическим фактом. Более содержательного и точного определения понятия заслуга автор, к сожалению, не даёт. Минусом данного определения является представление заслуженного поведения лишь как основания только для одного вида поощрения - государственных наград Российской Федерации, но его позиция вполне понятна, ведь понятие заслуги рассматривается в рамках комментария к положению о государственных наградах Российской Федерации.
Наиболее обстоятельно категорию заслуги исследовал А.В. Малько. «Заслуга», - пишет он, - «это добросовестный правомерный поступок, связанный со сверхисполнением субъектом своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата и выступающий основанием для применения поощрения».
Однако при изучении данного вопроса, нам все же удалось найти в действующем законодательстве единственное определение понятия заслуга. В абзаце 4 статьи 4 Модельного закона о военных ветеранах, принятого 7 декабря 2002 в г. Санкт-Петербурге Постановлением 20-14 на 20-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ указано: Заслуга в связи с военной службой - выполнение боевых задач и обязанностей, связанных с прохождением военной службы и исполнением воинского долга, отмеченное наградами, присуждением почётных воинских званий и другими почётными знаками поощрения, установленными законодательством. Перечень и дифференциация заслуг устанавливаются правительством. Это определение, конечно не раскрывает сущности заслуги и несколько абстрактно, к тому же отсылочное. Однако, из него вытекает существенный признак заслуг - основание для поощрения. В данном законе также закреплено, что признанные, оцененные заслуги служат одним из оснований (критериев) адресного и дифференцированного подхода к установлению социальных льгот.
Итак, исходя из вышесказанного, можно сформулировать следующие определение заслуги. Заслуга - это добровольный, желательный, сознательно-волевой, добросовестный, социально-активный правомерный поступок, связанный со сверхисполнением субъектом своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата, превосходящего по своим масштабам результаты обычных действий и выступающий основанием для применения поощрения.
Заслуга характеризуется следующими признаками, раскрывающими её сущность:
Во-первых, она сопряжена не с бездействием, а с социально-активным правомерным поведением, с осуществлением позитивных обязанностей. Заслуженное поведение является высшей формой правомерности.
Во-вторых, это добросовестное отношение лица к своему долгу. Заслуга включает не только внешнее,
объективное действие, но и внутреннее, субъективное отношение к порученному делу, характеризующее позитивные цели и мотивы поведения субъекта. Это следует учитывать поощрителям при рассмотрении субъективной стороны заслуженного поступка. М. Мон-тень подчеркнул, что посторонние видят лишь внешнюю сторону событий и вещей; между тем всякий имеет возможность изображать невозмутимость и стойкость даже в тех случаях, когда внутри он во власти страха и весь в лихорадке; таким образом, люди не видят моего сердца, они видят лишь надетую мной маску.
В-третьих, заслуга связана со сверхисполнением лицом своих обязанностей, либо с достижением им общепризнанного полезного результата. Это отступление от нормы не вниз, что является правонарушением, а вверх, что выражается в высококачественном выполнении обязанностей. Сверхисполнение означает сверхнормодеятельность, сверхнормативное поведение, воплощающееся в общественно-полезном результате, превосходящем по своим масштабам результаты обычных действий. Речь идёт о правомерных поступках, поведении, деятельности, превосходящих обычные, нормативно закреплённые требования к должному, необходимому поведению.
Поощрения устанавливаются за особый, большой, выдающийся вклад; мужество; отвагу; героизм; образцовое выполнение служебного долга; выдающиеся достижения, открытия и изобретения; создание выдающихся произведений науки, литературы и искусства; многолетний добросовестный труд; высококачественное выполнение трудовых, служебных обязанностей; успешное выполнение особо важных и сложных заданий; перевыполнение требуемых стандартов, показателей (к примеру, перевыполнение плана, норм выработки, досрочное окончание работы, новаторство в труде, высокая степень инициативности, качества и интенсивности, оригинальность, высокое профессиональное мастерство, оперативность) и т.п.
П.А. Сорокин подчеркнул, что подвиги обладают признаком сверхнормальности или избытка добродетельности, подобные услужные акты выходят по своей добродетельности за пределы обязанности. Вместо термина сверхнормодеятельность И.В. Девяшин предлагает в качестве синонима использовать термин положительная гиперактивность. Следует также отметить, что субъект, стремясь сверхисполнить свои обязанности, тем самым, попутно исполняет возложенные на него обязанности. Выполнение обязанностей происходит как само собой разумеющееся обстоятельство, автоматически. То есть, при совершении заслуги обязанности субъекта исполняются им как в компьютере, по умолчанию. Как утверждает В.М. Баранов: Правовые формы поощрения предполагают выполнение юридических обязанностей, но предназначены они для стимулирования более высоких, более социально ценных вариантов поведения.
Итак, важным признаком заслуги является сверхисполнение обязанностей, сверхнормодеятельность, сверхнормативность или положительная гиперактивность. Этот признак выделил, в своё время, И. Бентам: «Награда сама по себе может только употребляема быть для произведения услуг чрезвычайных, действий, так сказать, выходящих из обыкновенного круга обязанностей».
Список литературы:
Байтин М.И. О повышении эффективности правового регулирования в социалистическом общенародном государстве // Вопросы теории государства и права. -Саратов, 1968. - С. 29 - 65.
Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права / Под ред. М.И. Байтина. - М., 1998. - С. 34.
Винокуров В.А. Комментарий к Положению о государственных наградах Российской Федерации. - СПб., 2007. - С. 10.
Вопросы эффективности советского уголовного процесса. Казань, 1976.
Голик Ю.В. Уголовно-правовое стимулирование позитивного поведения: вопросы теории. - Новосибирск, 1992. - С. 46-47.
Девяшин И.В. Депоошрение по российскому праву (проблемы теории и практики): дисс... канд. горид. наук. - Нижний Новгород, 2006. - С. 58.
Иконицкая И.А. Проблемы эффективности в земельном праве. - М., 1979.
Кудрявцев В.Н., Никитинский В.И., Самощенко И.С., Глазырин В.В. Эффективность правовых норм. - М., 1980.
Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве // Правоведение. - 1998. - № 3. - С. 139.
Малько А.В. Эффективность правового регулирования // Правоведение. - 1990. - №6. - С. 61-67.
Никитинский В. И. Эффективность норм трудового права. - М., 1971.
Козлов В.А. Вопросы теории эффективности правовой нормы: Автореф. дис. канд. юрид. наук. - Л., 1972.
Пашков А.С., Чечот Д.М. Эффективность правового регулирования и методы ее выявления // Советское государство и право. - 1965. - № 8.
Петрухин И.Л., Батуров Г. П., Моршакова Т.Г. Теоретические основы эффективности правосудия. М., 1979.
Петрухин И.Л., Батуров Г.П., Морщакова Т.Г. Теоретические основы эффективности правосудия. - М., 1979. - С. 202.
Поленина СВ. Качество закона и эффективность законодательства. - М., 1993.
Российская газета. - 2002. - № 44.
Роттердамский Э. Философские произведения. - М., 1986. - С. 260.
СЗ РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Под. общ. ред. А.Ю. Согомонова. - М., 1992. - С. 7879.
Воронцов В.В. Симфония разума. Афоризмы и изречения отеч. и зарубеж. авторов. - Саратов, 1979. - С. 334.
Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Вып. 1. - М., 1910. - С. 96.
Эффективность применения уголовного законодательства. - М., 1973.
Эффективность правового регулирования. - М, 1976.
Literature list:
Baytin M.I. About legal regulation efficiency rise in socialist state of the whole people // Theory of state and law problems. - Saratov, 1968. - P. 29-65.
Baranov V.M. Incentive norms of Soviet socialist law / under the editorship of M.I. Baytin. Мoscow., 1998. - Р. 34.
Vinokurov V.A. Review of Regulations for Russian Federation State Decoration. Saint Petersburg, 2007. P. 10. See also. Р. 88.
Promlems of efficiency of the Soviet criminal procedure.
- Kazan, 1976.
Golik Y.V. Criminal-legal stimulation of positive behavior: theoretical questions. - Novosibirsk, 1992. - P. 46-47.
Devyashin I.V. Demotivation according to the Russian statutory power (theoretical and practical problems): dissertation of a candidate of Legal Sciences. - Nizhny Novgorod, 2006. -P. 58.
Ikonitskaya I.A. Land law problems of efficiency. - Moscow, 1979.
Kudryavtsev V.N., Nikitinskiy V.I., Samoschenko I.S., Glazyrin V.V. Efficiency of legal norms. -Moscow, 1980.
Malko A.V. Endorsements and legal incapacitation // Pravovedenie. - 1998. - №3. - P. 139.
Malko A.V. Efficiency of legal regulation // Pravovedenie.
- 1990. - №6. - P. 61-67.
Nikitinskiy V.I. Employment and labour statutes efficiency. - Moscow, 1971.
Kozlov V.A. The efficiency of legal norms theory problems. Dissertation abstract from the dissertation of Candidate of Law Sciences, - Leningrad, 1972.
Pashkov A.S., Chechot D.M. The efficiency of legal regulation and the ways of its identification // Sovetskoye gosudarstvo i pravo. - 1965. - № 8.
Petrukhin I. L., Baturov G.P., Morshakova T.G. Justice efficiency theoretical basis. -Moscow, 1979. - P. 202.
Petrukhin I. L., Baturov G.P., Morshakova T.G. Justice efficiency theoretical basis. - Moscow, 1979.
Polenina S.V. Quality of law and legislation efficiency. -Moscow, 1993.
Rossiyskaya gazeta. - 2002. - №44. March, 13th.
Rotterdamskiy E. Philosophic works. Moscow, 1986. P. 260.
Complied Statutes of the Russian Federation. - 2002. -№ 1 (part 1). - Section 3.
Sorokin P.A. Man. Civilization. Society. / under the general editorship of A.Y. Sogomonov. - Moscow. 1992. - P. 78-79.
Legal regulation efficiency. Moscow, 1976;
Shershenevich G.F. General theory of law. Issue 1. Moscow, 1910. P. 96.
The efficiency of criminal legislation application. Moscow, 1973.
Vorontsov V.V. Mind symphony. Aphorisms of National and foreign authors. -Saratov, 1979. - P.334.
Рецензия
на статью «О факторах, влияющих на эффективность и выработку критериев оценки для поощрения» Волковой Виктории Владимировны, доцента кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидата юридических наук Северо - Кавказского филиала Федерального Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (г. Краснодар)
Актуальность данной статьи не вызывает сомнений, поскольку обращаясь в целом к проблеме эффективности правовых поощрений, представляется целесообразным определить круг факторов, влияющих на эффективность и выработку критериев оценки для поощрения.
Статья В.В. Волковой посвящена установлению обстоятельств, на основании которых законодатель определит круг признаков, по которым в свою очередь правоприменительный орган делает вывод о применении положительных санкций к тому или иному субъекту, позволит понять сущность института поощрения в целом, а также даст возможность судить о наличии юридических гарантий права на поощрение. В результате проведённого автором исследования можно будет говорить о правовой состоятельности данного института и возможности его реализации на практике.
В целях выработки эффективных критериев оценки для поощрения законодателем и обеспечения их усвоения правоприменителем автором делается вывод о необходимости классификации критериев на общие и частные. Можно согласиться с автором, что ресурсы повышения эффективности государственной службы кроются в необходимости совершенствования законодательства, необходимости повышения требований к уровню профессиональных знаний и умений чиновников, установления прямой зависимости между уровнем денежного содержания чиновника и его персональными результатами работы.
Сделан вывод, что критерии оценки права на поощрение должны быть чёткими и аргументированными, минимизирующими субъективный фактор реализации поощрительных норм.
Научна статья В.В. Волковой «О факторах, влияющих на эффективность и выработку критериев оценки для поощрения» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.
Председатель судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда, Заслуженный юрист Кубани, доктор юридических наук Е.В. Ха-халева